из открытых источников
из открытых источников

В далеком 2007 году решил брать жилье. Да не простое, а ипотечное.
Со временем понял, "самый надежный вклад - ипотечный" © (мое)

Обратился к известному всем синему банку (банк1) на 3 буквы за выдачей небольшой суммы и быстро погасил кредит. Уже тогда формировалась кредитная история и был применен лайфхак, как сейчас любят говорить. Берется небольшая сумма кредита, например на покупку бытовой техники, и успешно закрывается кредит. В кредитной истории красуется зеленая галочка, банк любезно рассматривает выдачу более высокой суммы.
Кредит за кредитом, история пополняется зелеными галочками, улыбка оператора все шире при каждом визите. Так продолжалось на протяжении десятка лет. Жизненная ситуация последние лет 7 сложилась иначе, не требовалось обращаться в банк. Зарплатные фонды были в других банках. Синий банк не беспокоил своей рекламой, да и никак не напоминал про себя и открытый счет. Так бы и не вспомнил про давно заблокированные карты и то,что нужно сообщить новый номер телефона, так как старый уже потерял.
Но .... Penapple

Часть 1. Кредит
Несколько дней назад, в рабочее время получаю около 6 пропущенных звонков с номеров, отмеченных как мошенничество. Опубликую их здесь:
+79031779204
+79031273184
+79031104575
+79031075611
+79653139598
Ну, с кем не бывает? Историй много, знаем, плавали. Но нет.
На последний звонок все-таки удалось ответить и послушать. Представились сотрудниками банка1, пояснили, что несколько минут назад на сайте партнера на меня была оформлена заявка на кредит в 1.5 млн ( округлил в пределах 100 руб) и попросили назвать код, пришедший в моменте по смс.
Бросил трубку, отметил как спам.
Умный, да?
Тут же раздается звонок с номера 1000!!! Рассказывают ровно ту же историю просят ровно тот же код из нового смс.
Перезваниваю на номер 1000 и пытаюсь попасть на оператора. Музыка, голос робота раз в 30 секунд:
"Время ожидания 6 минут"
"Время ожидания 2 минут"
"Время ожидания 4 минут"
"Время ожидания менее 1 минуты"
"Время ожидания 6 минут"
"Время ожидания 4 минут"
В общей сложности ждал минут 15:
- Добрый день! Меня зовут Виктория. Как я могу к Вам обращаться?
- Добрый день, Виктория. Меня зовут Сергей.....

Часть 2. Отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие
В процессе разговора с оператором попросил заблокировать все онлайн операции по моему счету и не выдавать кредиты без моего личного присутствия в отделении в банке.
Добился лишь того, что вычеркнули из списка рассылки уведомлений по операциям, в том числе и по выдаче кредитов.
Молодец!!! Так держать!!!

За вечер вспомнил, что последние 6 лет менял номер телефона и нужно бы сообщить об этом в банк.

Часть 3. Слияние

Penapple
Penapple

Все знают, как ЦБ РФ лихо лишает лицензий провинившихся. Вот и голубой банк (банк2), где расположился мой зарплатный счет на прошлой работе, недавно расстался с лицензией.
На всю страну было озвучено, банк попал под управление синего банка (банк1) и в дальнейшем произойдет поглощение (слияние). Ну, произойдет и произойдет. Для потребителей, в том числе для меня лично, в конечном счете ничего не изменится. Так говорили, в это верили.
В прошлом году поменял работу. Счет зарплатного проекта в голубом банке перевели на личное пользование. Осталась небольшая активность.


На следующий день собрался с документами и пошел на Полтаву в ближайшее отделение банка.
Ждал не долго, говорил мало. Изъявил желание запретить любые сделки по счету без моего личного присутствия и поправить номер телефона. Оператор отсканировала паспорт, ввела новые данные в базу, распечатала документы и передала мне для подписания.

Первый и важный документ "Единая форма согласия".
Раздел 1, абзац 1 ссылается на "Правила обработки персональных данных ( далее - Правила)". Вместе с оператором и ботом на сайте банка1 за 10 минут поиска так и не смогли найти эти правила.
Уверен, они там есть, но попробуйте найти среди огромного числа предложений. Да и правила на сайте всегда можно изменить. Как это будет привязано к согласию, данному в определенное время?
Оператор распечатала правила из своей базы, заверила подписью и печатью.
Просите вежливо - дадут.
в "Единой форме согласия" за меня "учтиво" проставлены все галки, условно всем-все.
Начал вручную зачеркивать и писать от руки свои запреты. Оператор, увидев этот документ, распечатала с нужными мне галочками и передала с извинениями, что у них база не примет мой первый вариант.
Я конечно благодарю за такую учтивость, но лишать меня права выбора, подсовывая документ с заранее проставленными галками, это считаю чистой воды нарушением 152-ФЗ.
Особенно это относится к передаче перс данных третьим лицам в рекламных целях.

Правильно проставленные галочки
Правильно проставленные галочки

На руках 2 документа.

Менее интересный документ - "Дополнительные сведения о клиенте".
Здесь ничего особенного, данные собраны при заявлении на кредит.

Самый важный документ, на который бы хотелось обратить внимание и ответить на вопрос, причем же здесь слияние:

Вверху закрыта часть новой информации, ниже закрашены старые номера, ранее имеющие доступ к личному кабинету.
Вверху закрыта часть новой информации, ниже закрашены старые номера, ранее имеющие доступ к личному кабинету.

Почтовый ящик сменился с gmail.com на mail.ru. Но у меня в банке1 всегда был указан исключительно gmail.com. Странно, но не критично.
Ух, какое количество телефонов имели доступ к ЛК. Постойте! А что здесь делают городские номера?! Как так?
Здесь нужно уточнить.
Первый и последний номера идентичны. Задвоение номеров - странная ситуация. По центру 2 сотовых - один актуальный, вторым давно не пользуюсь.

Но городские номера как-то подозрительно знакомы.
Так это же городские номера, принадлежащие юр лицу, где и был открыт зарплатный проект банка2.
Вот так номера банка2 получили доступ к управлению счетом, открытом несколько десятилетий назад в банке1.
Вот вам и слияние. Телефоны просто добавили, а почтовый ящик перезаписали.
Без моего ведома и согласия банк при поглощении просто внес изменения в данные для управления моим счетом.

Полез в ЛК банка2, вижу только свой сотовый, не вижу городских номеров старого работодателя. Придется теперь идти в банк2 и закрывать доступ для городских номеров.

Для себя сделал несколько выводов.
1. Зарплатный проект позволяет работодателям управлять счетами сотрудников компании. Может быть даже кредит могут брать.
2. При увольнении и переводе счета из зарплатного проекта в личный, данные доступа не меняются, юр лицо продолжает иметь доступ.
3. Слияние для всех понимается в разном ключе - одни считают финансы, а программисты в банке1 просто добавляют записи. А в случае, если тип поля не позволяет, просто заменяют значение.
4. Информация по одобренным кредитам попадает к злоумышленникам быстрее, чем официалам.

Комментарии (47)


  1. freelook00
    27.06.2024 16:50
    +9

    На пикабу, третью неделю как, появляются истории, что синий банк, на три буквы, имеет фичу восстановления доступа к ЛК по коду из смс, чем пользуются мошенники. Получают доступ к брошенным номерам, берут кредит и привет.

    А с нарушением ФЗ 152, в виде проставленых галочек, есть подозрения, что банку ничего не будет, к сожалению.


  1. MonkAlex
    27.06.2024 16:50
    +6

    А что с галочками не так?

    Вам должны озвучить доступные варианты до печати заявления, вы озвучите как считаете нужным их проставить, потом подпишите корректную форму.

    Если форма некорректна - повторить до успешного результата.

    И в целом документ будет в порядке, вы будете подписывать только то что считаете нужным.


    1. Adjuster2004 Автор
      27.06.2024 16:50

      Так и сделал.

      Только молча и письменно


  1. Dolios
    27.06.2024 16:50
    +5

    Зарплатный проект позволяет работодателям управлять счетами сотрудников компании.

    Никогда не понимал, зачем работнику нужен зарплатный проект работодателя. Всегда приносил реквизиты своего счета и просил работодателя перечислять зарплату на него. Ни разу не отказали. Это по закону так предусмотрено.


    1. redfox0
      27.06.2024 16:50

      "Бесплатная" карта за счёт работодателя, не?


      1. Dolios
        27.06.2024 16:50
        +2

        У меня уже есть десяток карт, зачем мне ещё одна?


      1. morijndael
        27.06.2024 16:50
        +2

        Но они и так во всех нормальных банках бесплатные....


    1. Blockton
      27.06.2024 16:50
      +6

      По зарплатному проекту дают бесплатные карточки и хорошие условия обслуживания


      1. edogs
        27.06.2024 16:50
        +5

        Карточки бесплатны давно во всех приличных банках, а хорошие зарплатные условия банк выдает просто за факт получения туда зарплаты.


        1. slonopotamus
          27.06.2024 16:50
          +2

          Бывают нестандартные более хорошие условия по зарплатным проектам конкретных работодателей.


      1. Dolios
        27.06.2024 16:50
        +1

        У меня уже есть десяток карт, зачем мне ещё одна?


        1. Nicks_TechSupport
          27.06.2024 16:50

          Бывают нестандартные более хорошие условия по зарплатным проектам конкретных работодателей.

          Более того, различные плюшки в виде премиального обслуживания и т.п


    1. Adjuster2004 Автор
      27.06.2024 16:50

      Есть несколько плюсов.

      Деньги зачисляются мгновенно, операции проводятся одной платежкой по всему списку работников.

      В случае с отдельным счётом работодателю необходимо создавать отдельную платёжку по каждому такому случаю.


      1. Yumado
        27.06.2024 16:50

        Как веселится расчетчик. 36 банков. Список по два чела на 36 банков. ЗП начисляется дольше в 36 раз.

        Я бы запретил эту вакханалию банков на зарплатных проектах на уровне работодателя, министерства.


        1. vis_inet
          27.06.2024 16:50

          ЗП начисляется дольше в 36 раз.

          Не "начисляется", а переводится в банк больше.


      1. domix32
        27.06.2024 16:50
        +4

        Деньги зачисляются мгновенно

        У вас в договоре указывается в какие периоды должна начисляться зп. Какая разница пришла она вам в 8.00 утра или к концу рабочего дня?

        отдельную платёжку по каждому такому случаю.

        и? бухгалтер у работодателя будет зашиваться или что-то в этом духе? вас то это каким образом затрагивает?


      1. chieftain_yu
        27.06.2024 16:50
        +4

        Деньги зачисляются мгновенно

        Хм.

        Тогда почему я в незарплатнопроектном банке получаю деньги быстрее, чем коллеги в зарплатнопроектном?


        1. Nicks_TechSupport
          27.06.2024 16:50

          потому что ИТ ландшафт у каждого банка свой, как и внутренние правила и политики.


      1. Dolios
        27.06.2024 16:50
        +1

        Не вижу тут никаких плюсов для работника.


    1. fizikdaos
      27.06.2024 16:50

      И работодатель платит банку +2% за перевод.


      1. Dolios
        27.06.2024 16:50
        +2

        А мне какая печаль?


    1. OKEAHbI4
      27.06.2024 16:50

      Это вы с Гособоронзаказом не работали. А вобще, кто занёс гендиру, с тем и будут работать, такова селявя. Может оно и к лучшему, что при всех подобных кунштюках получать бабло в зелёную или синюю банку, а потом по оффшорам распихивать. Благо желтый банк компенсировал жадность зеленого при переводе 100+ по СБП


  1. salnicoff
    27.06.2024 16:50
    +5

    Ха! Это же банк на три буквы... И у них там реально все через эти три буквы и делается.

    Намедни столкнулся с глюком, звоню на «горячую» линию, задают кучу левых вопросов типа «назовите номер дома, в котором живете». А потом — Вы не прошли идентификацию, идите на три буквы (нет, не ВТБ, другие). Пошел в отделение. Выясняется, что они каким-то макаром при последнем моем визите «восстановили» старый адрес прописки. Естественно, что номер дома там другой. На вопрос: кто ж из ваших сотрудников такой гений, что втихую меняет прописки, заведующая отделением (!) ответила, что у них не ведется логов, кто какую информацию меняет. Дно пробито давно и окончательно...


    1. andersong
      27.06.2024 16:50
      +1

      Переехал в другой город 10 лет назад, прикрепился к поликлинике, но регулярно при обращении в регистратуру всплывает старое место жительства и регистраторше приходится вводить актуальные данные. Такое впечатление, что регулярно восстанавливают старый бэкап)


      1. salnicoff
        27.06.2024 16:50
        +3

        Скорее, это у них в SQL: SELECT * ORDER BY change_date LIMIT 1. Берет первую прописку по времени и выдает за текущую. Но у ВТБ-то баг посерьезнее — они, получается, не пишут логи изменений и не фиксируют «автора» этих изменений. Получается, любой может поменять любые данные и потом концы хрен найдешь. Ну или заведующая глупость морозит. Или своих подчиненных-раздолбаев покрывает.


        1. PrinceKorwin
          27.06.2024 16:50
          +3

          И логи ведут и фиксируют автора. Но вам об этом не скажут. Какой смысл банку, да и вообще любой компании, давать вам такую информацию?


          1. kogemrka
            27.06.2024 16:50
            +1

            Если сотрудники банка настойчиво убеждают клиента, что в их банке вакханалия, уязвимости и полное отсутствие безопасности, какой смысл клиенту и тем, кому он об этом как честный член общества расскажет, сотрудинкам банка не верить?


          1. salnicoff
            27.06.2024 16:50

            Тогда получается, что заведующая отделением сказала дичь — явно наврала. Можно увольнять за предоставление клиенту заведомо ложных сведений, которые формируют у клиента негативное отношение к банку и провоцируют его к прекращению сотрудничества. В общем, плохая ситуация, как ни крути.


            1. PrinceKorwin
              27.06.2024 16:50
              +1

              Да всем на@ть. Ведь ситуация на этом и закончилась. Клиент ушел и пофиг, что недовольный. Главное, что дело не пошло дальше и КПИ не пострадал.

              Если что, то я на вашей стороне, но по жизни оно вот так обычно.


              1. salnicoff
                27.06.2024 16:50

                Главное, что дело не пошло дальше

                А вот не факт. Я мог жалобу регулятору написать. И у меня на руках остались документы о смене прописки два раза с одинакового адреса на другой одинаковый. То есть лажа слишком явная, а ребята тупят.. Или решили, что им в текущих условиях все можно.


                1. PrinceKorwin
                  27.06.2024 16:50

                  Могли написать, но не написали ведь?
                  Да и регулятор в этом случае будет согласен с позицией банка - не говорить вам данные по персоналу.

                  Что касаемо косяка, то это вы ещё легко отделались. В моём случае на косяк банк ответил - наша система после расторжения договора заново активировала счет, начислила годовое обслуживание и обратно закрыла счет. И это банк из топ-3.


        1. Roland21
          27.06.2024 16:50
          +2

          Интересный момент. Мне кажется такие "левые" изменения должны рассматриваться ЦБ или кто там должен дрючить банки за вакханалию внутри.


          1. salnicoff
            27.06.2024 16:50

            Должен. Но это, во-первых, системообразующий банк. Их велено беречь. Во-вторых, он под санкциями, и ему велено помогать. И в-третьих: у нас все отделения — ВНЕЗАПНО! — воронежского филиала (где Воронеж — и где мы!), то есть все разборки перейдут в Воронеж, а там ну очень интересная ситуация.


            1. Roland21
              27.06.2024 16:50

              Ну попробовать поебать все-таки можно - проверить что там ЦБ скажет на неадекват конкретного отделения/сотрудников


              1. Imaginarium
                27.06.2024 16:50
                +2

                А можно без мата на Хабре? Спасибо!


    1. Ranger21
      27.06.2024 16:50
      +2

      Скажу одну сакральную вещь, апдейты в базе могут проходить вообще без логирования. Такое бывает. Бывает как недоработка или баг, редко что-то умышленное.


      1. Ivan22
        27.06.2024 16:50

        что-то я никогда не видел как кто-то бы неумышленно фиксил баги в продакшене.

        А вот умышленно - постоянно


      1. salnicoff
        27.06.2024 16:50

        Изменить прописку клиента в базе — это не просто какой-то ALTER TABLE по техническим причинам. А если реально из-за таких апдейтов поменялась прописка — это ж какое днище пробила квалификация их программистов... :-(


    1. wellusion
      27.06.2024 16:50
      +2

      Ну нет, делается там все как раз таки через 4 буквы. А вот с жалобами - да, это уже на 3 буквы.


      1. salnicoff
        27.06.2024 16:50

        Три... Четыре... Да какая разница... Так, погрешность... :-)


  1. Chalokian
    27.06.2024 16:50

    У голубого банка (Открытие, полагаю) никто же лицензию не отбирал. Да, его присоединяют к ВТБ, но пока он работает.


    1. salnicoff
      27.06.2024 16:50

      Там в свое время вводили внешнюю администрацию, потом — санация.


  1. Kilmez
    27.06.2024 16:50
    +1

    к передаче перс данных третьим лицам

    А где можно более понятно почитать про этот пункт договора? А то мне не совсем нравится что мои ПД раздают налево и направо прикрываясь якобы "в рамках своих обязанностей или взаимоотношений". Конкретно, ситуация с "Энергосбытом".


    1. Dolios
      27.06.2024 16:50
      +2

      Пишите письмо, что запрещаете вообще обрабатывать ваши персональе данные и передавать их кому-либо - "отзыв согласия на обработку перс данных". При этом у контрагента остаётся право обрабатывать данные для целей исполнения договора.

      Вообще, тут получился лютый бред, как всегда. Ни банку, ни опсосу не нужно никакое разрешение для обработки перс данных в целях исполнения договора. Все эти бумажки подсовывают исключительно с одной целью - получить разрешение ваши данные сливать кому попало..


    1. salnicoff
      27.06.2024 16:50
      +2

      У нас местный энергосбыт слил данные вывозильщикам мусора, причем без всяких разрешений.


      1. Kilmez
        27.06.2024 16:50

        Вот эту ситуацию я и имею ввиду. Попробую написать в РКН - мб они что нибудь прояснят по этой ситуации.


  1. Nicks_TechSupport
    27.06.2024 16:50

    1. Зарплатный проект позволяет работодателям управлять счетами сотрудников компании. Может быть даже кредит могут брать.2. При увольнении и переводе счета из зарплатного проекта в личный, данные доступа не меняются, юр лицо продолжает иметь доступ.3. Слияние для всех понимается в разном ключе - одни считают финансы, а программисты в банке1 просто добавляют записи. А в случае, если тип поля не позволяет, просто заменяют значение.4. Информация по одобренным кредитам попадает к злоумышленникам быстрее, чем официалам.

    1. Что в вашем понимании управлять?? Счета подконтрольны банку и только лишь ему, работодатель не сможет на это влиять.

    2. Это какой банк такой финт ушами делает? Это нарушение, т.к. зп счёт и личный счёт - это 2 разные сущности. Если вы хотите остаться в том же банке, то вы просто открываете счёт как физлицо и переводите туда все деньги с зарплатного, потом нулевой зарплатный банк закрывает.
      Так что если какой-то дебил нарушает флоу, то не идите в такой банк.

    3. это верно зачастую, но потом при аудите может вскрыться.

    4. увы да, но даже непроставление галочек вас от этого не спасёт.