@SpaceX

НАСА отмерило срок жизни Международной космической станции. Самый дорогой рукотворный объект в истории человечества просуществует не более 32 лет и будет сведён с орбиты в 2031 году. Выбран подрядчик этой операции, а недавно прояснился и облик корабля, который затопит МКС.

На данный момент Международная космическая станция — спутник-рекордсмен по длительности постоянного обитания человеком. Предыдущий рекорд принадлежит станции «Мир», у которой между заселением первого экипажа и отбытием последнего прошло чуть больше 12,5 лет. МКС началась как международное слияние ещё советского задела по «Миру-2» и американским планам рейгановской эпохи «Фридом», но в дальнейшем к проекту присоединились космические агенства Японии, Европы и Канады. На текущий момент станция провела больше 25 лет на орбите, из которых более 23 на ней находились и работали люди.

Космическая станция из фильма «Валериан и город тысячи планет», Оливер Мартин
Космическая станция из фильма «Валериан и город тысячи планет», Оливер Мартин

В сценарии киноленты «Валериан и город тысячи планет» предполагается, что Международная космическая станция эксплуатируется столетиями и лишь растёт в размерах. Реальная МКС подвержена износу и оставлять её на орбите даже в виде памятника никто не планирует. Многие модули уже вышли за проектный срок службы и начали демонстрировать возраст чередой неполадок.

К примеру, ключевой модуль МКС «Звезда» уже несколько лет имеет утечки. Неладное в скорости утери воздуха заметили ещё в 2019 году, а в 2020 место утечки локализовали и в конце года попытались устранить её. Тем не менее падение давления не прекратилось. В следующие несколько лет космонавты продолжали попытки решить проблему, но и по сей день утечки идут и лишь усиливаются в интенсивности.

«Звезда» до запуска
«Звезда» до запуска

Толщина стенок «Звезды» варьируется, но исчисляется миллиметрами: к примеру, в переходном отсеке это значение составляет всего 4 мм. При этом модуль находится на орбите с 2000 года, а сварку корпуса из сплава алюминия и магния закончили ещё в 1985 году. Впрочем, в Роскосмосе считают, что дело не в усталости металла, а в ошибке сварщика.

Даже если забыть про стареющее оборудование, механический износ станции — неизбежность. Связано это с резкими перепадами температур в 240 ° и динамическими нагрузками при любой стыковке/отстыковке.

Варианты

Срок эксплуатации МКС неоднократно продлевали. На данный момент ожидается, что станция в состоянии прослужить до конца 2030 года, за чем последует утилизация. Любые иные варианты попросту нереалистичны:

Если просто оставить настолько крупный объект в космосе, он будет годами тормозиться о верхние слои атмосферы, пока наконец не войдёт в её более плотные слои. Этот процесс будет неконтролируемым. Как показал недавний случай со старой батареей МКС, опасность падения космического мусора вполне реалистична и угрожает жизням людей и их собственности.

Упавший в частный дом фрагмент блока отработанных аккумуляторов EP9
Упавший в частный дом фрагмент блока отработанных аккумуляторов EP9

Поскольку угол наклонения орбиты МКС составляет 51,6 °, под угрозой находятся 90 % населённой людьми территории Земли.

Бессмысленны и невозможны любые попытки удержать всю МКС на орбите или хотя бы её части. Модули станции — чаще всего несамостоятельные детали большой структуры, для которых нужны интерфейсы и вспомогательные системы, созданные 30 лет назад. Дешевле и проще создать новую станцию с нуля, чем брать для этого отработавшие уже как минимум 15 лет модули существующей.

Высота орбиты МКС составляет около 400 км. Уводить объект массой порядка 420 тонн на орбиту захоронения (36 тыс. км высоты) потребует поистине астрономически огромного объёма топлива.

Дорого обойдётся даже отсрочить падение на пару веков. Для любопытствующих НАСА приводит таблицу, насколько большим должен быть запас топлива буксира.

Срок жизни орбиты

Оценка высоты

Требуемая Δv

Масса требуемого топлива

100 лет

640–680 км

120–140 м/с

18 900–22 300 кг

200 лет

690–730 км

150–170 м/с

23 200–26 700 кг

500 лет

770–810 км

190–210 м/с

30 200–33 700 кг

700 лет

800–840 км

210–230 м/с

32 800–36 400 кг

1000 лет

835–875 км

225–250 м/с

36 000–39 600 кг

5000 лет

1025–1075 км

320–346 м/с

52 000–56 200 кг

Более 10 000 лет

2000 км

760 м/с

132 570 кг

Для сравнения: «Прогресс» современных модификаций, основной грузовой корабль снабжения МКС и коррекции её орбиты, несёт около двух тонн топлива на борту, часть из которых он тратит по дороге. Все из рассмотренных вариантов требуют разработать и построить принципиально новый космический аппарат огромных размеров.

Если же задействовать перспективные корабли по типу «Старшипа» компании SpaceX, придётся решать множество инженерных задач по стыковке настолько крупных объектов и последующей работы двигателей без разрушения МКС.

НАСА также составило прикидку, имеет ли смысл задействовать электрический ракетный двигатель. Для выхода на орбиту, которая продержится 1000 лет, потребовалось бы 3 года непрерывной работы дорогостоящей двигательной установки и 15 тонн газа рабочего тела. Во время этих трёх лет невозможны манёвры по уклонению от космического мусора, зато остаются требования по снабжению станции топливом для систем ориентации. При этом станция во время перехода на нужную орбиту проведёт значительное время во внутреннем радиационном поясе Земли. Из-за всего этого и отсутствия на борту экипажа МКС рискует полностью выйти из строя.

Наконец, неэтична даже сама идея оставить «подарочек» будущим поколениям в виде падения 420 тонн мусора из неба.

Станцию собирали по модулям, основная часть из которых отправлялась в космос на протяжении 13 лет на американских космических челноках и ракетах «Протон» тяжёлого класса. Для монтажа МКС потребовалось 27 полётов шаттлов и 161 выход в открытый космос. При этом демонтаж в оборудовании конструктивно не предусматривали, а флот шаттлов с 2011 года стоит на вечном приколе. Нет никакой технической возможности вернуть модули обратно.

Несколько лет монтажа МКС за две минуты

Как и планировалось изначально, станция подлежит безвозвратному уничтожению. Сделать это невозможно даже по частям: разборка логистически сложна (станция должна продолжать работу в различные этапы разборки), дорога, трудозатратна и потребует огромного числа выходов в открытый космос.

Единственный допустимый вариант — контролируемый сход станции с орбиты.

Обычно траекторию полёта МКС корректирует (поднимает высоту, уводит от космического мусора или меняет орбиту на более удобную для прибытия нового корабля) корабль-грузовик, пристыкованный к кормовому стыковочному узлу «Звезды». Для сведения с орбиты похожим образом нужен корабль, который придаст станции тормозной импульс и понизит перигей орбиты ниже так называемой точки невозврата.

Ранние планы

Похожим образом закончилась служба «Мира»: за счёт тормозного импульса «Прогресса М1-5» станция вошла в плотные слои атмосферы, и несгоревшие обломки выпали в специальном несудохнодном районе Тихого океана — так называемом кладбище космических кораблей. А вот США пока что имеют лишь неудачный опыт сведения долговременной орбитальной станции с орбиты.

Когда орбита первой и единственной полностью американской станции «Скайлэб» начала опускаться до плотных слоёв атмосферы, операторы попытались увести её для падения над Индийским океаном. Манёвр сработал не до конца, часть обломков упала на сушу. Известен даже исторический анекдот: австралийское графство Эсперанс в шутку выписало штраф в 400 долларов американскому космическому агенству за то, что в 1979 году в малонаселённых районах запада Австралии из космоса упали несгоревшие обломки «Скайлэба».

Фрагмент кислородного баллона «Скайлэба», упавший на территории Австралии и ныне выставляемый в Ракетно-космическом центре в штате Алабама в США. Craigboy
Фрагмент кислородного баллона «Скайлэба», упавший на территории Австралии и ныне выставляемый в Ракетно-космическом центре в штате Алабама в США. Craigboy

Самый ранний проект затопления МКС датируется ещё 2010 годом. В его рамках предложено положиться на российскую сторону: «Роскосмос» предоставил бы некий модифицированный вариант корабля «Прогресс», который задействовал бы топливо из собственных баков, а также модулей «Звезда» и «Заря. На регулярной основе (каждые два года) планы отказа от МКС НАСА публикует с декабря 2017 — это так называемые планы перехода (transition report).

Иногда российские политические заявления заставляют американскую сторону понервничать. К примеру, в апреле 2021 года вице-премьер Юрий Борисов сообщил о планах выйти из проекта МКС уже в 2025 году. В начале августа того года НАСА задумалось, что делать дальше. Вероятно, сигнал из СМИ был получен: во второй половине того же месяца глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин успокоил, что от обязательств по затоплению станции Россия не отказывается.

Планируемая высота орбиты МКС по годам. International Space Station Transition Report января 2022 года, стр. 11
Планируемая высота орбиты МКС по годам. International Space Station Transition Report января 2022 года, стр. 11

Поэтому когда очередной Transition Report от января 2022 года продлил работу МКС до 2030 года, сведение МКС в январе 2031 отчёт запланировал ислючительно российскими усилиями. В документе написано: расчёты показали, что потребуется три «Прогресса». Потенциал привлечь уже зарекомендовавший себя для снабжения МКС космический грузовик Cygnus американской компании «Нортроп Грумман» упоминается лишь мельком и всерьёз не рассматривается.

Также в январе американская сторона обратилась к России с просьбой разработать сценарий затопления МКС. Как утверждал руководитель полёта российского сегмента Владимир Соловьёв, американцы бросились в ноги и захотели работать под руководством России.

Выбранный проект

В следующие месяцы политическая обстановка накалилась. Возможно, что НАСА решило перестраховаться, хотя в СМИ приводят иную причину: российский сегмент просто не может поддерживать сразу три «Прогресса».

Уже 19 августа 2022 НАСА направило запрос промышленности США с просьбой оценить возможность изготовления корабля-убийцы МКС. Требования к аппарату намекнули: американская сторона всерьёз готовится, что Россия в затоплении участвовать не будет вовсе.

Цикл жизни запрошенного спутника: пристыковаться к модулю «Гармония» и иметь ресурс просуществовать так год. При этом тормозной импульс нужно выдать не сразу, а лишь тогда, когда станция опустится на финальную орбиту высотой 270 км. Опускаться до 270 км требования августа 2022 года предложили либо с участием российской стороны, либо за счёт естественного торможения (для чего и нужно продержаться работоспособным на орбите хотя бы год).

Завертелись шестерёнки бюрократической машины государственных подрядов. За первым запросом последовали второй и третий, был сформирован контракт. Если судить по документам, то не позднее встречи с представителями компаний в декабре 2022 года за кораблём закрепилось название USDV (U.S. Deorbit Vehicle или, в других написаниях, United States Deorbit Vehicle). Приём заявок для конкурса технических предложений открылся в сентябре 2023 года и продлился до 4 марта 2024 года.

На одном из этих этапов исчезло упоминание российской стороны. Теперь ожидалось, что до финальной орбиты МКС за год додрейфует самостоятельно.

В финале этапа технических предложений участников конкурса осталось всего два: «Нортроп Грумман» и Space Exploration Technologies Corporation, также известная как SpaceX.

  • У «Нортроп Грумман» в проекте МКС умеренно удачный послужной список: это производитель грузового корабля Cygnus и запускающей его ракеты «Антарес».

    Тем не менее стоимость представленного проекта NG вышла за $680 млн. Также первый подрядчик набрал меньше баллов в специально разработанной системе оценки требованиям. В описании результатов конкурса описаны некоторые вопросы к докладу компании.

  • SpaceX известна своей высокой успешностью. В рамках программы коммерческих космоперевозок Commercial Resupply Services компания Илона Маска наладила снабжение МКС грузовиками Dragon, а позднее, в контракте частной доставки экипажа Commercial Crew Program, начала запускать и людей на Dragon 2.

    SpaceX набрала заметно больше баллов в системе оценки и пообещала сдержаться в требуемой сумме. Однако документация упоминает вопросы и к SpaceX.

26 июня 2024 года НАСА назвало победителя технического конкурса — компанию SpaceX.

В рамках контракта предполагается, что SpaceX создаст аппарат U.S. Deorbit Vehicle для сведения МКС с орбиты Земли после 2030 года. Как указывает НАСА, российская сторона выйдет из проекта МКС уже в 2028 году.

В июньском пресс-релизе НАСА не демонстрируется, что конкретно будет построено. 28 июня представитель агентства лишь добавил, что SpaceX задействует значительно модифицированный дизайн капсулы кораблей Dragon. Больше деталей было выдано вчера на телеканале NASA TV и твитах SpaceX.

@SpaceX

Планируемый USDV выглядит как «Дракон»-переросток. В твите указано, что в корабле будет в 6 раз больше топлива (16 тонн) и в 4 раза более мощная двигательная установка (46 двигателей вместо 16). Контракт на $843 млн не включает стоимость запуска аппарата.

Финальный план незначительно отличается от изначальных требований. USDV запустят за 1–1,5 года до планируемого схода МКС с орбиты. Кстати, управлять запуском и полётом будет не SpaceX (как это обычно бывает в частных пусках), а НАСА.

USDV достигнет МКС и состыкуется с передним стыковочным узлом «Гармонии». При этом экипаж станции продолжит работу на борту. В это время станция будет постепенно дрейфовать и терять высоту орбиты. Участие российской стороны в этом процессе не предусмотрено.

За примерно полгода до даты разрушения люди навсегда покинут МКС. С собой они захватят лишь небольшие предметы на музейные экспонаты. В возвращаемые капсулы «Союзов» и Dragon 2 много груза не войдёт.

Для максимальной экономии топлива естественный эффект торможения верхних слоёв атмосферы будет задействован по полной. По достижении финальной орбиты с высотой 220 км модифицированный Dragon в течение около 4 суток затормозит станцию так, чтобы она управляемо упала в нужном месте Земли. Процесс непростой: придётся учесть все силы и крутящие моменты, которые возникнут в различных частях станции из-за усилившегося влияния атмосферы.

В результате станция разрушится. Сначала отломятся хрупкие солнечные панели и антенны МКС, затем от неё отделятся ферменные конструкции и некоторые модули. Наиболее мелкие осколки сгорят полностью, некоторые размером с легковой автомобиль или меньше упадут в заданном коридоре и осядут на дне Тихого океана.


Международная космическая станция начиналась отчасти как политический проект двух бывших соперников в космической гонке. К сожалению, в дальнейшем пути стран расходятся: НАСА планирует создать станцию на орбите Луны Lunar Gateway, а Россия продолжит присутствие на орбите Земли на РОС. В НАСА уже не будет обязательных курсов русского языка, а космонавтам не придётся учить английский.

Комментарии (57)


  1. REPISOT
    18.07.2024 04:03
    +13

    Половину статьи описывается, что затопить - единственный вариант. Использовать нельзя, модули устарели, поднять орбиту нельзя, потому что надо слишком много топлива, а "Прогресс" берет только 2 тонны... а потом раз:

    Планируемый USDV выглядит как «Дракон»-переросток. В твите указано, что в корабле будет в 6 раз больше топлива (16 тонн) и в 4 раза более мощная двигательная установка.

    Такого запаса топлива хватит поднять орбиту почти на 100 лет, а 2 таких корабля уже позволяют отсрочить падение на 500 лет по вашей же табличке.


    1. voldemar_d
      18.07.2024 04:03
      +2

      100, 500 лет - а что потом? "После нас и трава не расти"?


      1. fen-sei
        18.07.2024 04:03
        +4

        100, 500 лет - а что потом?

        а потом:


      1. xaosxaos2
        18.07.2024 04:03
        +2

        Тут асфальт кладут до момента когда следующей весной его водой смоет, а 100 лет это вообще вечность.


        1. voldemar_d
          18.07.2024 04:03
          +1

          Так это для того, чтобы каждый год новый асфальт класть - догадайтесь, зачем.


        1. Retifff
          18.07.2024 04:03
          +2

          В Москве и не смытый, в идеальном состоянии, следующей весной перекладывают.


      1. Koljan88
        18.07.2024 04:03

        100, 500 лет - а что потом? "После нас и трава не расти"?

        Скорее всего это не станет технической проблемой - разве что будут спорить куда именно реликт эпохи поднять исходя из своего видения прекрасного.

        В противном случае летописец запишет «Знаменье змиево явися на небеси, яко видьти всей земли».


    1. atomlib Автор
      18.07.2024 04:03
      +2

      Полагаю, что дело в том, что USDV нужно для начала выйти на орбиту, выполнить орбитальные манёвры и пристыковаться к станции. Пристыкуется она уже не с полными баками.


      1. voldemar_d
        18.07.2024 04:03

        В программе Artemis предусмотрена дозаправка на орбите, можно и здесь что-нибудь такое придумать, если понадобится. Хотя, наверное, просто не нужно - видимо, даже остатков топлива будет достаточно.


  1. voldemar_d
    18.07.2024 04:03

    НАСА также рассмотрело возможность задействовать электрический ракетный двигатель

    Что за двигатель, какой у него принцип работы?


    1. OldFisher
      18.07.2024 04:03
      +1

      Видимо, ионный. Заряженные частицы рабочего тела разгоняются электрическим полем. Тяга намного скромнее, чем у химических, в атмосфере не работает, но запас хода гораздо выше.


      1. voldemar_d
        18.07.2024 04:03

        Тяга намного скромнее

        А достаточно ли её?


        1. ksbes
          18.07.2024 04:03

          Ну им же не с Земли стартовать - вес преодолевать не надо. Сопротивление среды намного меньше. Так что хватит. Хотя и займёт много времени.


        1. OldFisher
          18.07.2024 04:03

          Когда аппарат уже выведен на орбиту, его дальнейшие перемещения, если не углубляться в детали, уже вопрос только количества потраченных"орбитальных денег" dV, то есть запаса хода. Меньше тяга - больше сроки, только и всего.


  1. fen-sei
    18.07.2024 04:03
    +2

    Хотелось бы статьи не про то как уничтожат МКС, а про то, что будет вместо МКС. Как я понял, теперь у американцев и у россиян будут свои раздельные станции вместо совместной.

    PS в частности, было бы интересно узнать про уже построенный китайский Небесный Дворец, являющийся альтернативой МКС.


    1. voldemar_d
      18.07.2024 04:03

      1. fen-sei
        18.07.2024 04:03

        Американцы что планируют вместо МКС?


        1. 0x1A4
          18.07.2024 04:03

          "Гейтвей" на гало-орбите Луны.


        1. altone
          18.07.2024 04:03

          У них есть целый ряд проектов:

          1. Lunar Gateway от НАСА. Планируется именно как международный проект.

          2. Axiom station, частный.

          3. HAVEN-1, частный.

          4. Orbital Reef, частный.

          5. Starlab, частный.

          6. Starmax, частный.

          Кроме того, достаточно серьезно готовятся индийцы с проектом Bharatiya Antariksha Station. Судя по срокам, индийцы планирует нас опередить с национальной космической станцией.

          "Небесный дворец" заменой МКС вряд ли будет, т.к. я думаю что он останется национальной станцией (и Китай не будет делиться своими технологиями, в т.ч. с Россией).


          1. voldemar_d
            18.07.2024 04:03

            Lunar Gateway от НАСА. Планируется именно как международный проект.

            Только без участия России. Видимо, и без Китая, как и с МКС.

            Originally planned to be completed by 2030, it was later postponed to 2035

            По объявленным планам на РОС, в 2028 она должна уже быть на орбите. Непонятно, обгонят ли индусы. Впрочем, и здесь пока только планы.


        1. voldemar_d
          18.07.2024 04:03

          Вы статью не читали? В самом конце написано.


    1. Ark1774
      18.07.2024 04:03
      +2

      Будет ли у РФ своя станция, ещё вопрос и если будет, то когда. Мир строил СССР, экономика у него была куда мощнее. РФ же в условиях санкций, дефицита бюджета и острой нехватки специалистов. Даже по её планам, она лишится постоянного доступа в космос, космонавты будут прилетать на станцию лишь периодически. Т.к. из за выбранной орбиты, там высокий уровень радиации.


      1. Dolios
        18.07.2024 04:03
        +2

        Российская база на Луне появится раньше, чем на соседнем небесном теле высадятся американские астронавты. "Постоянную станцию на Луне мы планируем создать уже к 2015 году, а с 2020 года может начаться промышленная добыча на спутнике Земли редкого изотопа - гелия-3" - сообщил Николай Севастьянов, глава РКК "Энергия".

        Как-то так.


        1. voldemar_d
          18.07.2024 04:03

          Гелий-3, судя по всему, и в 2035 на Луне никто ещё добывать не будет. Зачем он нужен, пока нет работающего термоядерного реактора?


          1. Dolios
            18.07.2024 04:03

            Постоянная Капицы: в любой момент времени до промышленного термояда осталось 30 лет.


        1. 0x1A4
          18.07.2024 04:03
          +1

          сообщил Николай Севастьянов, глава РКК "Энергия"

          Если бы вы еще указали где он это сообщил, было бы честнее. Но ведь тогда не получится нужного вам эффекта ;)


          1. Dolios
            18.07.2024 04:03

            Какая разница, где он это сообщил?


            1. 0x1A4
              18.07.2024 04:03

              Вы правда не видите разницы между произнесенным на отраслевом форуме, где участниками предлагаются идеи, и реальными планами Роскосмоса?



        1. K1804
          18.07.2024 04:03

          ... на "Королёвских чтениях" в порядке частного мнения. Смотреть надо Федеральную космическую программу, предыдущую вроде продлили до 30 г.


          1. kuzzdra
            18.07.2024 04:03

            в порядке частного мнения

            Ну ок. Частное мнение анонимуса из интернета, который не в курсе реального состояния отрасли. Попал пальцем в небо, бывает. </s>


      1. ssj100
        18.07.2024 04:03
        +1

        Будет ли у РФ своя станция, ещё вопрос и если будет,

        так уже часть РОС на орбите

        Т.к. из за выбранной орбиты, там высокий уровень радиации.

        оставте эту радиацию в покое как пугалку для побывателей

        Мир строил СССР, экономика у него была куда мощнее.

        Ну так сейчас не 85 год и технологии эффективнее

        1 инженер с автокадом заменяет чертежный отдел


        1. Abstraction
          18.07.2024 04:03
          +3

          так уже часть РОС на орбите

          Простите, что? Единственный видимый мне план строительства РОС выглядит вот так, и первый запуск чего бы то ни было там помечен 10.2026. О каком объекте на орбите говорите вы?


          1. altone
            18.07.2024 04:03
            +1

            10.2026 - речь идёт, скорее всего о тестовом запуске Ангары А5М, который уже сдвинулся на 2027 год. А т.к. они планируют его испытывать совместно с новым кораблем, то нужно еще дождаться, когда новый корабль будет готов...


        1. altone
          18.07.2024 04:03

          Нет никакой "части РОС на орбите". Были разговоры о том, чтобы "Науку" не запускать к МКС, а использовать как часть РОС, но после того, как "Науку" всё-таки отправили, её использование в РОС крайне маловероятно.


  1. PaulIsh
    18.07.2024 04:03
    +1

    А нельзя уволочь на луну/марс? Там, как мне кажется, даже старье могло бы пригодиться.


    1. Kilmez
      18.07.2024 04:03
      +3

      Скорее всего можно, но небезопасно и не выгодно. Для транспортировки нужно будет много топлива, а пока мкс буксируешь до Луны/Марса есть вариант разрушения и космического мусора/обломков будет больше, которые потом помешают летать другим аппаратам.

      PS. Хотя, если обмотать мкс синей изолентой, может быть что нибудь и получиться отбуксировать до Луны/Марса :)


    1. altone
      18.07.2024 04:03

      На Луну-марс - вне текущей технологической возможности. При этом "старье" использовать вряд ли получится, т.к. даже если получится вытолкнуть с земной орбиты (допустим, что это на грани возможностей), то припарковать на стабильную внеземную орбиту такой объект - чистая фантастика на текущий момент.


      1. Popadanec
        18.07.2024 04:03
        +2

        Дело даже не в этом. Станция не герметична и частично принадлежит РФ. Надо будет договариваться или угонять. И тот и тот вариант для США сейчас, не очень, раз уж они сами решили сводить станцию, в Роскосмосе над ними явно поглумились или сказали что у них лапки, вопреки договорённостям. Да и внутри станции есть неразумная жизнь, которую оттуда уже не вытравить. Та же проблема была и с МИРом.


        1. altone
          18.07.2024 04:03
          +1

          Для затопления тоже надо договариваться, т.к. уничтожаемое имущество тоже

          "частично принадлежит РФ"

          Т.е. проблема не в договоренности, а в технике и деньгах. Т.е. условно — "уничтожить об Луну" стоит х*100 от "уничтожить об Землю", при этом никаких видимых преимуществ первый вариант не даёт.


          1. voldemar_d
            18.07.2024 04:03

            Чтобы доставить на Луну даже 1/100 от массы МКС, нужно очень много денег. В лунной программе Artemis, чтобы удешевить её по сравнению с Apollo, даже дозаправка топливом на орбите предусмотрена.


          1. Popadanec
            18.07.2024 04:03

            РФ надо платить за управляемое сведение неисправной и опасной станции, потому возмущены "своеволием" они будут, но официально никаких претензий не выскажут. А вот перевод на Лунную орбиту с дальнейшими невнятными целями(разбивать об Луну не имеет никакого смысла, породит обоснованные претензии.


  1. 0x1A4
    18.07.2024 04:03
    +5

    Хотел бы послушать какими словами инженеры SpaceX будут в процессе работы упоминать тех, кто придумал делать переходники PMA не соосными станции =)

    Места для стыковки Дракона:


    1. freestyler8
      18.07.2024 04:03

      А "открутить" PMA и стыковаться напрямую к станции нельзя? Раз уж корабль строится под конкретную задачу, то и его стыковочную часть наверно можно сделать узкоспециализированной..


      1. 0x1A4
        18.07.2024 04:03
        +1

        Открутить нельзя, станция не разборная. Переходник там со времен Шаттлов и скорее всего со временем намертво "приварился" к модулю Гармония.


      1. ksbes
        18.07.2024 04:03

        Можно сделать "эксцентрик" на самом корабле.


        1. voldemar_d
          18.07.2024 04:03

          Это будет в любом случае стоить дополнительных денег. Поинтересуйтесь, сколько стоит доставка к МКС каждого лишнего килограмма.


    1. altone
      18.07.2024 04:03
      +6

      Мне кажется, что в данном случае непринципиально, т.к. интересен центр масс, а он вряд ли будет соосен со стыковочными адаптерами.


    1. Bronx
      18.07.2024 04:03

      А кто сказал, что ось инерции всей станции совпадает с геометрической осью одного модуля?


      1. 0x1A4
        18.07.2024 04:03

        Наверное, проще показать
        Слева российский сегмент (корма станции), справа американский (нос станции)
        Слева российский сегмент (корма станции), справа американский (нос станции)

        Поддержание высоты всегда осуществлялось либо двигателями Звезды, либо соосно пристыкованным к ней кораблем Прогресс. И станцию собирали с учетом того, чтобы центр масс далеко не уходил с оси Звезды (он, конечно, не прям на оси). Чтобы гиродины справлялись со стабилизацией и не приходилось тратить на это топливо.

        В середине американский сегмент присоединен к Заре таким же не соосным переходником PMA, как тот, что на носу, к которому стыкуется Дракон. А теперь стоит задача дать станции пинка в обратную сторону, при чем такого, чтобы она сошла с орбиты. В общем дополнительное веселье инженерам обеспечено, хотя ничего не решаемого тут и нет.

        Кому интересно, 3D модель МКС.


  1. DenisYahnovec
    18.07.2024 04:03

    А я помню, кажется, наши хотели отстыковать какие то свои модули, чтобы их использовать на новой станции....


    1. altone
      18.07.2024 04:03
      +1

      Вроде бы речь шла о том, чтобы не запускать "Науку" к МКС, а использовать её для РОС.

      Во-первых, текущие модули уже "протекают". Та же Наука исчерпала все сроки хранения.

      Во-вторых, новую станцию хотят делать с другим склонением орбиты, а менять склонение - операция очень энергозатратная.


      1. Popadanec
        18.07.2024 04:03
        +2

        Нет нет. Речь шла о расстыковке станции и использование сегмента США для построения частной орбитальной станции. Про Науку то понятно. Она исчерпала свой ресурс ещё на Земле. На орбите она быстро стала ещё одним неисправным российским модулем.

        Звезда протекает, у Науки неисправен радиатор для научной нагрузки, все функции Зари переданы другим модулям станции и вообще она принадлежит НАСА, уже давно исполняет только функции склада.

        Из полностью исправного остаётся только крошечный Поиск(МИМ-2), который используют для стыковки и ещё пара стыковочных модулей(МИМ-1 и Причал).


  1. Boilerplate
    18.07.2024 04:03

    "Поскольку угол наклонения орбиты МКС составляет 51,6 °, под угрозой находятся 90 % населённой людьми территории Земли. "


    Сразу бы написали, что к 2030 году погибнет 8 миллиардов людей, если не потопить МКС раньше. Очередное изнасилование журналиста.

    "Наконец, неэтична даже сама идея оставить «подарочек» будущим поколениям в виде падения 420 тонн мусора из неба."

    пхпахпхп, не этично оставлять будущим поколениям мега свалки из пластика, а не уникальное техническое сооружение


    1. ksbes
      18.07.2024 04:03

      Ну почему же? Логически верно сформулировано. Зачем додумываете то что не было сказано?


    1. Popadanec
      18.07.2024 04:03
      +1

      Не нужно натягивать сову на глобус. Ясно же сказано, станция может упасть куда угодно, а из за её размеров и массы, разрушения при падении на город, будут серьёзные.


  1. zabanen2
    18.07.2024 04:03

    я не понимаю, почему не оставить парочку технических модулей для следующих станций. для примера вон та огромная рама с роборукой