HADI - это метод проверки гипотез, который состоит из 4-х основных этапов: гипотеза → действие → данные → выводы. Этапы идут последовательно один за другим. Затем цикл повторяется снова.

Стандартный HADI-цикл
Стандартный HADI-цикл

Hypothesis (Гипотеза). На этом этапе выдвигается гипотеза — предположение, что какое-то действие поможет получить конкретный эффект. Гипотеза всегда требует подтверждения или опровержения.

Вот пример гипотезы: «Если я буду делать рекламные посты своего интернет-магазина в профильных крупных телеграм-каналах, численностью от 100.000 подписчиков, я смогу привлекать по 100 новых клиентов с каждой рекламы». Конкретное действие здесь — разместить рекламный пост в тг-канале. А конкретный результат — привлечь 100 клиентов.

Важно! Гипотезу нужно выдвигать так, чтобы результат желаемого действия можно было измерить в конкретных единицах: процентах, рублях, кликах и т. д.

Вот еще несколько советов, как поставить гипотезу:

  • Цель гипотезы не должна быть недостижимой. Не стоит ставить цель «Привлечь 10.000 клиентов с одной рекламы».

  • На один показатель берите в тестирование только одну гипотезу. Если я сразу запущу рекламу и в тг-каналах, и таргетированную рекламу, то будет тяжело понять, какой из способов более эффективный.

Когда вы придумываете гипотезу, оцените ее по 2 параметрам:

  • вера команды в идею в процентах от 1 до 100;

  • сложность реализации по обычной шкале от 1 до 5.

И если получите идею со сложностью 4 балла из 5, но с верой команды всего на 30 % — задумаетесь, стоит ли пробовать.

Action (Действие). Второй этап — действия для проверки гипотезы. Например, я могу опубликовать рекламный пост на небольшую часть от бюджета, в небольшом канале.

При проверке гипотезы важно делать только те действия, которые планировались изначально. Потому что другие действия могут повлиять на результат.

Data (Сбор данных). На третьем этапе собираются данные. Они показывают, подтвердилась гипотеза или нет. Данные могут быть количественными и качественными — в зависимости от гипотезы.

В случае с размещением рекламы в тг-канале, я могу отслеживать, количество посещений сайта, конверсию, посчитать, насколько выросло посещение моего сайта и сколько стоило привлечение одного клиента.

Insights (Выводы). Последний этап — выводы из данных. Выводы подтверждают или опровергают гипотезу. Можно просто сравнить полученные результаты с ожидаемыми, а можно подключать статистические методы.

Когда использовать HADI-циклы

HADI-циклы можно использовать на любой стадии развития компании, проекта или запуска продукта. В том числе на этапе MVP, когда с сервисом начинают взаимодействовать первые пользователи и есть много неизвестных факторов. Тогда HADI-циклы могут помочь найти лучший вариант дизайна, метод продвижения и т.д.

Преимущества HADI-циклов

Быстрая скорость разработки. HADI-циклы ускоряют разработку продуктов и позволяют быстро проверять идеи. Потому что фокусируют на конкретной гипотезе и действии, не дают распыляться.

Последовательность процесса. HADI-циклы позволяют добиваться цели последовательно, этап за этапом. Это позволяет оставаться в фокусе и адаптироваться к изменениям. Например, менять гипотезу или действия.

Непрерывное обучение. В конце каждого цикла команда получает новые данные и лучше понимает, как ей решить проблему, добиться результата.

Уменьшение рисков при масштабировании. В HADI-циклах всё делается последовательно: гипотеза → действия → сбор данных → вывод. В этом случае меньше ошибок при запуске продукта, чем при масштабных изменениях без предварительного тестирования.

Кроме того, фокус на быстром тестировании гипотезы помогает сэкономить время и деньги за счет выявления неэффективных, ненужных шагов.

Вовлечение команды. В конце каждого цикла можно делать чек-поинты и обсуждать, чего добилась команда. На что стоит направить больше сил, а на что — денег.

Какие сложности возникают при работе с HADI-циклами

Выбрать правильные метрики и методы проверки гипотезы. Метрики и инструменты должны отражать влияние гипотезы на решение конкретной задачи. Например, если гипотеза касается повышения клиентоориентированности, то лучше использовать качественные методы исследований — опросники, интервью и тесты. А не смотреть, например, на время на сайте или количество кликов.

Также нельзя пробовать параллельно гипотезы, направленные на одну и ту же метрику.

Не растянуть тестирование. Не стоит ждать результата в первые дни запуска цикла. Но и больше месяца проверять гипотезу точно не стоит — за это время может что-то измениться на рынке или в поведении пользователей.

Правильно интерпретировать данные и выводы. Сравнивать нужно конкретные цифры и по конкретным метрикам. Если гипотеза ошибочна — не стоит оправдывать её внешними факторами. Лучше сформулировать новую и протестировать её.

Источники: раздва

В своём канале о саморазвитии пишу о проектном управлении, о том, как работает наш мозг, о психологии, о том, как бороться с прокрастинацией, как работать с информацией и повышать свою продуктивность, и делаю обзоры интересных книг о саморазвитии.

Комментарии (1)


  1. AVF_613
    25.07.2024 11:00

    А чем не устроил PDCA?

    Стандартный, это как раз PDCA. Он описан в СТАНДАРТЕ ГОСТ Р ИСО 9001.
    Стандартный, это как раз PDCA. Он описан в СТАНДАРТЕ ГОСТ Р ИСО 9001.