Иногда про великих людей говорят: «Они изменили мир». Про нашего героя я так говорить не стану. Он целый мир создал! Гэри Гайгэкс не просто автор, он настоящий демиург, творчество которого прямо повлияло на жизнь многих поколений игроков. Коснулось оно и тех, кто никогда в жизни не держал двадцатигранную кость, ведь D&D – это целый мир, а не просто одна из игр… Однако и жизнь Гэри порой напоминала игру. Был там и риск, и азарт, и горы золота, и прекрасные женщины, из-за которых мужчины ненавидели друг друга, и даже драконы, готовые сожрать нашего героя. А убив некоторых из драконов, герой и сам начинал превращаться в монстра… Сегодня мы будем говорить про Гэри Гайгэкса, ведь его жизнь – то ещё приключение, вполне достойное стать основой для великолепной игры от создателя Подземелий и Драконов.

Гэри создавал игру так, чтобы каждый человек смог насладиться ей с максимальным комфортом. Мы берём с него пример и подготовили для вас не только текст большим количеством интересных картинок, но и записали аудиоверсию. Слушайте или читайте, на вся ваша добрая воля.

Гэри Гайгэкс в возрасте примерно 5 лет.
Гэри Гайгэкс в возрасте примерно 5 лет.

Роль первого рассказчика сегодня возьмёт на себя сам Гэри Гайгэкс, как он сделал это в 2007 году, за год до своей смерти, у себя дома. Взяв свою собственную d20, он привычно начал вести игру: «Вы Эрнест Гэри Гайгэкс, непоседливый мальчик, родившийся в Чикаго в 1938 году. Каждое лето вы отправляетесь в дом своих бабушки и дедушки в 80 милях отсюда, в Лейк-Дженива. Вы переезжаете туда в 1946 году, как раз перед своим восьмым днем рождения. Вы искусны в охоте, будь то охота на белок из 22-го калибра или стрельба по диким фазанам из дробовика 16-го калибра. Ваш отец, продавец костюмов и скрипач, сочиняет для вас сказки на ночь, фантастические истории о героях с волшебными кольцами и плащами-невидимками.

Это будничное утро начала 1950-х годов. Вы можете пойти в школу и максимально повысить свой средний балл, или можете прогулять и исследовать погребальную систему туннелей под старым санаторием Oak Hill, заброшенным сумасшедшим домом возле озера. Что вы хотите сделать?»

Гэри предложил сыграть в свою жизнь, не соврав при этом. Он действительно был сыном скрипача. Его отец, тоже Эрнст Гайгэкс, – фигура тайная. Считается, что он ранее играл в Чикагском симфоническим оркестре, про это писал и сам Гэри, но в списках он не значился. Не сохранилось и фотографий отца Гэри, только воспоминания сына. Мать, Альмина Эмели «Поузи» (Бёрдик), также ничем особым неизвестна, кроме того, что по её линии Гэри восходит аж к королю Англии Эдуарду I Длинноногому из династии Плантагенетов, близкий родственник, всего 22 поколения их разделяет.

Эдуард I Длинноногий
Эдуард I Длинноногий.

Переезд семьи Гэри случился не просто так, а из-за достаточно серьёзных конфликтов между местными ребятами, в ход шли разные виды ударно-дробящего оружия, метательные камни и прочие невинные детские игрушки, которые лишь чудом никого не отправили на тот свет. Одна из «побед» над «вражеской бандой» стоит упоминания.

Дело было в 1946 году, Гэри было уже почти 8 лет. Он, его брат и друзья провели целую специальную операцию, подготовив боевой транспорт (бывшая коляска самого Гэри), вооружение рыцаря (жердь для ковра длинной чуть больше 2,5 метров). Этого «рыцаря» толкали 2 человека, а ещё несколько – прикрывали со сторон. Боевой отряд на полном ходу ворвался в переулок, где хозяйничала «вражеская банда». Несмотря на использование деревянных щитов, мечей и камней, именно команда Гэри победила, морально задавив своих соперников. Dungeons & Dragons в самом натуралистичном, но в слегка небезопасном формате. Позже ещё одна массовая драка (сведения о ней разнятся, но соотношение сил и возраст «бойцов» были не в пользу Гэри) приведёт к тому, что его семья переедет.

Даже нейросеть пасует перед молодым Гэри.
Даже нейросеть пасует перед молодым Гэри.

Этот переезд полностью изменит как жизнь молодого Гэри, так и миллионов фанатов D&D в дальнейшем. После переезда Гэри встретит двух своих друзей: Дона Кей и Мэри Пауэлл. К сожалению, их совместных детских фотографий не сохранилось, но они будут связаны на протяжении всей жизни. Позже, в 1973 году, Дональд и Гэри откроют TSR Inc (Tactical Studies Rules), а пока познакомимся с главным звеном этой троицы друзей, с Мэри Пауэлл. Эта «хорошая девочка Лида Мэри» долго дружила с Дональдом и Гэри, пока они все не приблизились к возрасту 19 лет, когда дружба и любовь развели троицу. Из пары ребят Мэри выбрала Гэри и вышла за него замуж. На изображении рядом с текстом Мэри 19 лет, и она уже приняла предложение своего будущего мужа. При этом Дональд расстроился настолько, что не присутствовал на их свадьбе, хоть в итоге общение и восстановилось.

Мэри Пауэлл, первая жена Гэри Гайгэкса
Мэри Пауэлл, первая жена Гэри Гайгэкса.
Ах, эта свадьба Гэри с Мэри пела и плясала…
Ах, эта свадьба Гэри с Мэри пела и плясала…

Не так давно сын Гэри и Мэри, Люк, поделился в социальных сетях несколькими фотографиями с комментарием: «Это моя мама, Мэри Пауэлл Гайгэкс. Она держала меня на руках в детстве, любила моего отца, несмотря ни на что, и выполняла случайную работу в TSR. Она печатала рукописи, занималась рекламой и вообще помогала поддерживать работу. Первая леди настольных игр. Люблю тебя, мама!»

Гэри Гайгэкс. Творец, демиург, Dungeon Master!, изображение №7

Уже в 1965 году Гэри, Дон, братья Тэри и Ромерт Кунц, Джеф Перрен и ещё некоторое количество людей создают общество любителей варгеймов под названием Lake Geneva Tactical Games Association, чаще встречаемая под сокращением LGTSA. Эту дату нередко называют официальным зарождением D&D. Общество заседало в подвале Гайгэкса, а потом и в гараже Кея. С подобными заседаниями была связана одна забавная история, когда Мэри решила, что муж ей изменяет, а муж… был занят важным делом: он творил свой мир во время игры с друзьями. Собрание, которое проходило в 1967 году, получило названием Gen Con 0. Так зародился огромный фестиваль, который проходит до нашего времени.

На переднем плане - Джефф Перрен на Gen Con 1978 года.
На переднем плане – Джефф Перрен на Gen Con 1978 года.

Сам Гэри вспоминал, что игроки LGTSA устали от средневековья, и он решил предложить им чуть-чуть волшебства. Гайгэкс «родил» огнедышащего дракона (коим согласился стать милый стегозавр). Он превратил фигурку викинга в монстра, выкрасив его в синий цвет, прикрепив к его голове волосы от куклы и вручив ему дубину из спичек и шпатлёвки. Гэри посетил все магазины в округе, но нашёл-таки огров и элементалей. Он нашёл свою «магию». И игрокам понравилось играть в это, на каждую игровую сессию приходило больше двадцати человек.

Уже в 1969 году Джеф Перрен и Гэри Гайгэкс совместно разработали Chainmail, первую игру такого рода — варгейм на фэнтезийную тему. D&D начиналась как версия Chainmail, а затем была разработана как отдельная игра. Chainmail была хитом своего времени. В 1971 году её приняло издательство, и игра продавалась серьёзным тиражом более 100 экземпляров в месяц. Именно по инициативе Гэри в этой игре появилась «фентезийная» составляющая. Её основой было дополнение в 144 страницы, где появились герои, волшебники, разные мифические существа (эльфы, орки, драконы и т.д.), нагло выдранные из трудов классиков. Толкин, Говард, Муркок, Андерсен – все были тут. Причём у них была взята не только внешность или история персонажей, но и гемплейные моменты: сага об Эрилике угадывается в разделении монстров на закон и порядок чуть более чем полностью. Игра выпускалась с 1971 года по 1985-й, заимела три издания от Guidon Games и аж 8 изданий у TSR, Inc.

Обложка первого издания игры
Обложка первого издания игры.

В том же 1971 году Гэри начинает работать в связке с дизайнером Дейвом Арнесоном, вторым отцом D&D. Вместе с Гэри они разработали свод правил для Don't Give Up the Ship, Дэвид сам разработал игру Blackmoor, связанную «кольчугой», которую разрабатывал в том числе и Гэри. Именно в Blackmoor тестировались многие механики, которые потом были реализованы в D&D. В 1975 году Дейв использует название Blackmoor для второго дополнения к оригинальной D&D. Там будут добавлены классы мага, убийцы и монаха, но название лишь отсылает к оригинальной игре Дейва, содержательно дополнение никак к ней не относится. Да и вообще с Гэри они не ужились, но об этом позже.

Дэйв Арнесон
Дэйв Арнесон.

А в 1972 году Дейв и Гэри работают вместе. Гэри очарован теми «играми» с правилами Chainmail и Blackmoor, которые предложил Дейв. Вместе с тем, Дейв не смог создать готовую систему правил под новую игру, и поэтому это делает сам Гэри. Он берёт и пишет D&D.

Пол Стормберг демонстрирует оригинальные «листы персонажей» из прототипа Dungeons & Dragons
Пол Стормберг демонстрирует оригинальные «листы персонажей» из прототипа Dungeons & Dragons.

Изначально это просто 50 страниц правил, которые были отправлены на тест примерно 20 игрокам. Пошли активные тесты, были получены первые отзывы, и уже в 1974 году правила вырастают до 150 страниц. Для тестирования проект назывался «The Fantasy Game», а Гэри уже планировал официальное название. Он обращался к друзьям, к семье, но последнее слово оказалось за его младшей дочерью Синди, которой очень понравилось сочетание слов «Подземелье» и «Дракон» из тех вариантов, которые ей предложил отец. Так и родилось название Dungeons & Dragons. D&D вышла в январе 1974 года.

Параллельно с этим Гэри и его друг Дон Кей создают Tactical Studies Rules (TSR), фирму, которая должна помочь распространять D&D. Они совместно собрали на это 2600 долларов (если очень примерно соотносить, это эквивалент современных 20 000 долларов). Что делают люди, которые создают фирму для распространения конкретной игры? Правильно, они выпускают совершенно другую игру! Первой игрой, которую выпустила фирма, был миниваргейм Cavaliers and Roundheads. Эта игра про гражданскую войну ничем не запомнилась человечеству, кроме того, что была первой у фирмы TSR. И нужна она была, в первую очередь, для того, чтобы за счёт прибыли от её продаж издать D&D.

Оригинальное издание.
Оригинальное издание.

План надёжный, как швейцарские часы. Только вот одна небольшая проблема – игру не ждал коммерческий успех. И вот тут появляется на нашей арене Брайан Блюм. Он становится третьим равноправным партнёром в фирме, получив это место за взнос в 2000 долларов. Фактическое руководство фирмы выглядело так: Кей был президентом, Блюм — вице-президентом, а Гайгэкс — редактором. При этом, все трое имели равные доли в фирме. Именно на деньги, которые принёс Блюм, был отпечатан первый тираж D&D, вся тысяча экземпляров.

Брайен Дж. Блум
Брайан Дж. Блюм.

Эту тысячу собирали сами авторы игры. Всю полностью. И следующий тиарж. И все тиражи до 1975 года. Гэри вспоминал, как это было: «…Мы клеили этикетки, собирали справочные листы, складывали их и помещали в коробку, затем собирали три буклета, вкладывали и их. После чего запечатывали коробку и ставили готовую игру на полку. Точно так же мы поступили и со вторым тиражом в 2000 экземпляров в октябре 1974 года, разве что коробка была лучше. И со следующим тиражом в 3300 экземпляров, разве что коробки были ещё лучше, но сборка также производилась вручную в подвале дома, в котором я жил. Фактически я лично перетащил все коробки с буклетами из грузовика в подвальное помещение». К слову, упоминал Гэри и о пиратстве. Их набор откровенно пиратили, но сам Гэри переживал по этому поводу не очень сильно, ведь пиратство ДМов приносило их игре известность и, соответственно, новых фанатов, которые рано или поздно, но покупали официальную версию.

Гэри Гайгэкс. Творец, демиург, Dungeon Master!, изображение №14

Но вернёмся к первому тиражу. Игральная кость брошена, но бросала её рука, которая была уверена в критическом успехе. За год тираж был продан полностью! Однако случается несчастье. В возрасте 36 лет от сердечного приступа умирает Дон Кей. В честь его памяти чуть позже будет выпущена игра «Boot hill» в жанре вестерна, который так любил Дон.

Его смерть стала ударом не только для его друзей, она ударила и по бизнесу. Доля Дона перешла его жене, которая не имела никакого желания участвовать в этом бизнесе, а денег, чтобы его выкупить, у остальных участников не было. Далее была реорганизация фирмы, создание TSR Hobbies и сложная делёжка акций, отец Блюма смог выкупить акции у бывшей жены Дона Кея. Всё это приведёт к серьёзной борьбе за власть. Ситуация сложится таким образом, что в 1981 году у Гэри будет менее 30 % акций и не останется власти внутри компании вообще. Братья Блюмы завладели компанией.

Слева направо: Гэри Гайгэкс, Брайан Блюм и Кевин Блюм.
Слева направо: Гэри Гайгэкс, Брайан Блюм и Кевин Блюм.

Завладели в самом прямом смысле слова. Гэри вспоминал, как лично слышал крик Блюма: «Мне все равно, что сказал Гэри. Я владею контрольным пакетом акций этой компании, и всё будет сделано так, как я скажу!» Гэри ещё возьмёт власть в свои руки, а пока давайте малость отвлечёмся от его жизни и посмотрим, что же эти милые люди так яростно делили в 1981 году.

Дочь Гайгэкса, Элиз Гайгэкс, позирует для рекламы Monster Manual 1977 года — полного справочника по существам D&D.
Дочь Гайгэкса, Элиз Гайгэкс, позирует для рекламы Monster Manual 1977 года — полного справочника по существам D&D.

Они делили деньги, господа. D&D приносит прибыль. Много прибыли. Выходит 4 удачных дополнения (и одно неудачное), начинает свою работу официальная игровая выставка Gen Con. Выходит первая для фирмы книга в твёрдой обложке Monster Manual за авторством Гэри. Выходит Advanced Dungeons & Dragons, начинается реклама на радио. Компания растёт огромными темпами.

А в 1980-м году популярность D&D делает огромный рывок, причиной которого становятся страшные и трагические события, которые произошли тёмной ночью в тёмном тоннеле под заброшенным университетом…

Мэри Элиз Гайгакс возглавляла некоторые ранние маркетинговые кампании TSR. Они очень хотели захватить ещё и женскую аудиторию. К слову, Гэри обвинял своих совладельцев в фаворитизме, но его дети тоже не были обделены местами.
Мэри Элиз Гайгакс возглавляла некоторые ранние маркетинговые кампании TSR. Они очень хотели захватить ещё и женскую аудиторию. К слову, Гэри обвинял своих совладельцев в фаворитизме, но его дети тоже не были обделены местами.

Я малость драматизирую: университет был вполне действующий, в остальном чистая правда. В 1979 году пропал молодой человек по имени Джеймс Даллас Эгберт III. Ему было всего 16 лет. Пропал и пропал, первый разве? Родители наняли частного детектива, и детектив нашёл… D&D. Частный детектив по имени Уильям Дир решил, что мальчик потерялся из-за каких-то страшных тайн, связанных с игрой. «Подземелья» окрестили практически сектой с закрытым входом и сделали одним из виновников трагедии. СМИ профессионально обсасывало эту историю и страшную игру настолько активно, что можно было бы заподозрить фирму в чёрном пиаре. Однако мальчик нашёлся живым и относительно здоровым. Через год, правда, он застрелился, но это уже вопрос не очень важный.

Книга Уильяма «Хозяин подземелий». Детектив явно хотел быть не просто детективом.
Книга Уильяма «Хозяин подземелий». Детектив явно хотел быть не просто детективом.

Патрисия Пуллинг, мать другого милого мальчика, тоже покончившего с собой, утверждала, что ее сын выстрелил себе в грудь из-за «проклятия», полученного им в игре D&D. Она основала организацию под названием BADD (Bothered About Dungeons & Dragons). В 1982 году вышел ужасный телефильм под названием Mazes and Monsters, в котором 26-летний Том Хэнкс сыграл одержимого геймера, неспособного отличить фантазию от реальности. Джек Чик, весьма активный автор религиозных трактатов, опубликовал комикс под названием Dark Dungeons, в котором показано, как игроки D&D неумолимо втягиваются в реальный ковен. Но всё это – лирика.

Гэри Гайгэкс. Творец, демиург, Dungeon Master!, изображение №19

Важно то, что за время поисков мальчика и невероятной шумихи в СМИ, TSR заработала 16,5 млн долларов. Тираж увеличился с 5 до 30 тысяч экземпляров. И именно после этого Блюмы «отжали» фирму у Гэри. После этого он был направлен в Голливуд заниматься вопросами лицензирования в сфере кинематографа. И вот тут нужно сделать отступление, вызванное дуновением скандала.

Одна из газетных статей периода истерии
Одна из газетных статей периода истерии.
Резиденция Кинга Видора, 1636 Summit Ridge Dr., Беверли-Хиллз
Резиденция Кинга Видора, 1636 Summit Ridge Dr., Беверли-Хиллз

В 1982 году у Гайгэкса рождается пятый ребёнок от его первой жены, но их отношения совсем «не фонтан». Под «эту марку» его и отправляют в Голливуд, где он живёт совсем скромно, снимает особняк на Summitridge Drive в Беверли-Хиллз, который принадлежал Кингу Видору. TSR был переполнен деньгами, Гэри играл роль голливудского крутого парня, обедая с кинозвездами (в частности, он любил трапезничать с Орсоном Уэллсом), тусовался с королевами красоты, разъезжая на шикарных автомобилях. Вскоре его расходы приблизились к $10 000 в месяц. Про «королев красоты» – это не шутки. Гайгэкс ссылается на подружек, которые возили его — он не водит машину и никогда не водил — и на определённую вечеринку, на которой присутствовали участницы международного конкурса красоты «Мисс Беверли-Хиллз». Гайгэкс упоминал и имеющееся у него там крутое джакузи. Но Гэри также упоминает, что в амбаре был установлен песочный стол, где он и сценаристы мультфильма D&D играли в ряд настольных игр. Мультсериал получился всё же очень хорошим.

Гейл и Гэри, дата создания снимка неизвестна.
Гейл и Гэри, дата создания снимка неизвестна.

Такая жизнь Гэри явно нравилась. В 1983 году он разводится со своей первой женой, которая родила ему 5 детей. Причиной для развода стала доказанная измена Гэри. В этот же период он сошёлся со своей бывшей помощницей Гейл (Карпентер) Гайгэкс. Гейл вспоминала, что однажды субботним вечером её подруга, бывшая звезда Playboy, пригласила её на званый ужин. Там она увидела Гэри Гайгэкса, выносящего мусор. Гейл стояла снаружи, ища вход в здание, когда Гэри спросил, идёт ли она на вечеринку. В тот вечер Гэри, который был разлучен со своей женой и находился в процессе развода, пригласил её на свидание, но только спустя несколько месяцев они наконец пошли на ужин – на жареную рыбу – вместе с дочерью Гэри Элиз и его внуком, на его второй день рождения. Гейл никогда не была хорошо принята семьей Гэри.

«Я думаю, Гэри был одинок», – сказала Гейл, – «Он переживал развод. Он испытывал огромное напряжение, разрываясь между финансами компании, разработкой игровых продуктов и поездками на встречи в Лос-Анджелес». Гейл начала сопровождать Гэри в его двухнедельных поездках в Лос-Анджелес, тратя деньги на обеды в отеле Beverly Hills, совершая покупки на Rodeo Drive, разъезжая в синем кабриолете Cadillac Seville с шофером-телохранителем Гэри.

Гэйл и Гэри, дата создания снимка неизвестна.
Гэйл и Гэри, дата создания снимка неизвестна.

Не подумайте, что я пытаюсь выставить эту прекрасную женщину в плохом свете, она была с Гэри до самой его смерти, но некоторые моменты их совместной биографии несколько удивляют. В 1986 году у Гэри и Гейл родился ребёнок, шестой ребёнок у товарища Гайгэкса, после этого они с Гейл связали себя узами брака. При этом, именно по воспоминаниям самой Гейл, финансовое состояние Гэри было настолько печальным, что она сильно сомневалась, стоит ли заключать официальный брак. Но обо всём по порядку…

Главные герои известнейшего мультсериала
Главные герои известнейшего мультсериала

Период с 1981 по 1983 годы – это золотое время для фирмы. Она растёт просто ураганным темпом. Скупает всё, до чего может дотянуться, существенно расширяет штат. Мультфильм «Подземелье и драконы», которым занимается Гэри, максимально успешен и держит лидерство в эфире на протяжении двух лет.

Но этот успех не был «раскрыт», фирма похожа на дорвавшегося до власти деревенщину: вместо стабильного развития принимается целый ряд рискованных и не совсем адекватных действий. Кроме того, на протяжении всего периода идёт борьба между Блюмами и Гэри. Складывается ощущение, что подземелья и драконы – это последнее, что волновало руководство фирмы в этот период.

Экстренно вернувшийся из Голливуда Гэри выбивает Блюмов с их мест, сам занимает место гендира. 1,5 миллиона долларов долга банку стали весомым аргументом, чтобы начать принимать хоть какие-то решения. Выпускается Unearthed Arcana, Гэри считал, что успех дополнения был феноменальным! А вот общественность вспоминает, что успех был таким себе, в книге был вагон ошибок, недочётов, грубые проблемы с балансом. Гайгэкс в этот момент был слишком глубоко в борьбе за власть и попытку удержать компанию на плаву из-за огромных долгов. И это в условиях, когда начал публиковаться Dragonlance, коммерческий успех которого невероятен, и всё ещё выходил мультсериал, который тоже был очень успешен.

Евгений Егоров в роли Рейстлина Маджере, мюзикл «Последнее испытание»
Евгений Егоров в роли Рейстлина Маджере, мюзикл «Последнее испытание».
Ярослав Баярунас, тоже «Последнее испытание», тоже Рейстлин.
Ярослав Баярунас, тоже «Последнее испытание», тоже Рейстлин.

Гэри Гайгэкс так увлечённо играл в корпоративные игры, что заигрался и сам привёл нового владельца. Точнее он привёл инвестора, Лоррейн Дилл Уильямс. А уже она выкупила акции Блюмов, после чего очень технично сняла Гэри с руководящей должности в фирме. Гэри сопротивлялся, был суд, он его проиграл и очень эмоционально про это позже вспоминал: «Местный судья, который явно не разбирался в договорном праве, вынес решение в пользу Уильямс. Этот конкретный судья был наиболее обжалуемым в штате, и он проиграл следующие выборы, так и не вернувшись в суд. Это не утешение. Мои адвокаты хотели получить огромную сумму для апелляции, поэтому в очень неспокойном состоянии я решился продать. Оглядываясь назад, я должен был подать новый федеральный иск по вопросам авторских прав и товарных знаков, но я был по горло сыт судами и TSR, поэтому я просто хотел уйти от всей этой неразберихи.» Он потерял практически все права и в 1986 году окончательно продал свою долю и больше к компании никакого отношения не имел. А ведь всего через год выйдет Forgotten Realms…

Лоррейн Дилл Уильямс.
Лоррейн Дилл Уильямс.

Однако сегодня мы говорим не про D&D, а про Гэри Гайгэкса. С его уходом из фирмы жизнь не закончилась. Гэри вкладывается в фирму New Infinities Productions, собираясь продолжить заниматься своей профильной деятельностью. Его уговаривает это сделать Форрест Бейкер, знакомый финансовый консультант. Всё закончилось ожидаемо для нас с вами: Бейкер просто «кинул» Гайгэкса и фирму, получив несколько очень крупных зарплат. Фирма выживала на творчестве Гайгэкса, в тот момент он писал книги про Gord the Rogue (его персонаж, права на которого оставались у Гэри). Книги имели некоторый коммерческий успех, всё же имя Гэри было достаточно известным, но вот качество этих книг было не самым высоким. Книги официально не переводились на русский язык, а в англоязычном мире имели преимущественно негативную характеристику.

Серия книг Gord the Rogue
Серия книг Gord the Rogue

Гайгэкс всё это понимал, он сам позже скажет: «Самыми продаваемыми продуктами NIPI были мои романы. Всё остальное продавалось не очень хорошо. Что действительно было нужно, так это новая крупная система RPG, которую я медленно разрабатывал из-за написания романов. Это хорошо подводит итог фиаско NIPI». Гэри потратил большую часть своих средств, чтобы удержать на плаву эту фирму. При этом он собственноручно зарезал свою «золотую курицу». Когда TSR внесла изменения в мир Greyhawk, Гайгэкс в своем самом раздражительном состоянии решил уничтожить свою версию Oerth, а также закончить серию Gord the Rogue, что лишило New Infinities её единственного источника постоянного дохода. Была ещё игра Cyborg Commando. Она смогла принести некоторые деньги фирме за счёт имени её создателя, но игра была полностью провальной.

Гэри Гайгэкс. Творец, демиург, Dungeon Master!, изображение №29

Далее неуёмный Гайгэкс начал работать над Dangerous Dimensions, новой фэнтезийной RPG. Успех был уже почти в кармане: есть инвесторы, есть готовые издатели… И тут суд с TSR, суд громкий, суд грязный. Сам Гэри в аналогии описывает судебную ситуацию: «Итак, издатель игры в шашки обращается в суд, утверждая, что шахматы нарушают права владельца шашек, копируют игру. Ваша честь, посмотрите на сходство: доска точно такая же, в игре участвуют два противника, у каждой стороны есть фигуры, называемые людьми, и в игре есть короли. Ходы чередуются и разнообразны, и, как в шашках, шахматные фигуры могут стать более сильными. В довершение всего, есть «взятия», и одна сторона уничтожает другую, чтобы победить! Очевидно – эта игра украдена!»

Несостоятельность иска никак не помешала TSR суметь задавить новую игру Гайгэкса в зачатке. Они пошли на мировую, Гэри даже выиграл в итоге, но на игре был поставлен крест. В тот момент, когда можно было «дожимать» фирму, которую когда-то создал сам Гайгэкс, его юристы отказались работать без серьёзного денежного вливания. А у него денег не было… В итоге, TSR получила игру Dangerous Journeys, Гайгэкс – немного денег, но игру купили лишь с одной целью – закрыть возможного конкурента. Эта игра никогда не выпускалась больше.

Гэри Гайгэкс. Творец, демиург, Dungeon Master!, изображение №30

После этого Гэри переключился на написание игр для ПК. Две игры у него даже купили, но в работу они так и не пошли. Гайгэкс вернулся к «бумажным» играм и подготовил игровую систему Lejendary Adventures. Эта система заметно отличалась от D&D. Важным отличием является переход от черт к навыкам. Их было всего 3: здоровье, точность и скорость. И уже на их основе персонаж вживался в мир. В этой игре не столь была важна сила персонажа, сколь его навыки использования своих способностей. Способности были существенно переработаны. Например, способность «оружие» полностью отвечает за все действия, связанные с оружием. Система магии тоже достаточно свободна и не слишком сложна в усвоении. Бои максимально просты, есть всего 2 вида брони (конкретная цифра блока и процент уменьшения урона), присутствует шанс на промах и критическое попадание, но они не играют существенной роли. Развитая система репутации не возводит персонажа в рамки классического «злого» или «хорошего», предоставляя ему немало свободы. Цель этой игры была достаточно простой: стать RPG «начального уровня» для новых игроков. Игра к этому сделала много шагов, но осталась несколько сырой и больше подходила для людей, которые имеют существенный опыт и понимание работы механик, что ограничило рост игры.

Гэри Гайгэкс. Творец, демиург, Dungeon Master!, изображение №31

В целом есть просто колоссальное ощущение, что многие изменения в игре, особенно терминологические, нужны были лишь для того, чтобы от Гайгэкса отцепились юристы. Коммерчески игра колоссального успеха не имела. От людей, которые занимались её распространением в 2002–2004 гг., хорошие отзывы про игру найти сложно, хоть все и отмечали, что имя Гэри Гайгэкса имело определённую силу. Игра существовала с 1999 по 2008 годы, через несколько месяцев после смерти Гайгэкса права на неё были отозваны его вдовой, и игра больше никогда не выпускалась. В 2006 году было издано последнее дополнение. Планировалась ММОРПГ в 2002–2003 годах, но ничего не вышло.

Гэри Гайгэкс. Творец, демиург, Dungeon Master!, изображение №32

В 2005 году Гэри вернулся к работе над D&D, приняв участие в создании Castles & Crusades с Troll Lord Games. Гайгэкс обрёл новую волну популярности, несколько раз появившись на телевидении в роли самого себя в эпизодах Futurama и Code Monkeys и участвуя в обсуждениях на форумах, посвященных ролевым играм.

Гэри Гайгэкс собственной персоны
Гэри Гайгэкс собственной персоны

К сожалению, в 2004 году он перенёс 2 инсульта, а в 2007 году ему был поставлен диагноз аневризма брюшной аорты. Когда ему поставили диагноз, он перестал работать как сумасшедший (обычно он работал 14 часов в день, а после стал работать не более 2). Но и силы уже уходили… Под конец жизни он стал религиозен, хоть никогда религию и не отрицал. По его словам, именно его новые убеждения поддерживали его. Он начал часто молиться, чтобы вернуть себе руку и ногу, которые отнял инсульт.

Но даже в этой ситуации Гэри оставался собой. Это был опыт внутри игры, который подготовил его к последнему путешествию. В конце раунда ведущий игры сказал: «Вы подошли к стене. Стена — это конец. Это смерть. Что вы делаете?» Гайгэкс посмотрел ему в глаза и сказал: «Я перепрыгну через нее. Когда ты дойдешь до конца и не сможешь идти дальше, тебе придется перелезть через стену. Надо посмотреть, что там».

Эрнест Гэри Гайгэкс, писатель и разработчик игр, умер 4 марта 2008 года. Он умер дома рядом со второй женой и младшим сыном.

? Что осталось после Гэри?

Семья. На изображении ниже (оно должно увеличиваться по клику) все его дети, кроме средней дочери, четвёртого ребёнка в семье, Синди Ли Гайгэкс. Её достоверное фото найти не удалось.

Все дети имеют большой опыт работы с отцом в игровой сфере, и, естественно, практически все в ней и остались. Средний сын, Люк, служил в армии США долгие годы, сейчас он тоже занимается организацией ряда игровых событий, в том числе и связанных с памятью его отца. Старший сын Эрнест в 2023 году перенёс тяжёлую болезнь. Младший сын является членом фонда, который стремится увековечить память о его отце, вместе со своей матерью, второй женой Гэри. А вот о первой жене Гэри информацию я не нашёл, кроме того, что она снова вышла замуж и сменила фамилию, как не получилось найти и её современной фотографии (с точной уверенностью, что это именно она).

Гэри Гайгэкс. Творец, демиург, Dungeon Master!, изображение №34

27 марта 2025 года пройдёт уже семнадцатый фестиваль Гэри Кон, посвящённый памяти великого автора. Важным человеком в организации является Люк, средний сын Гэри.

Это четырёхдневный фестиваль где… играют в игры! Стоит это удовольствие от 120 долларов с человека за все 4 дня фестиваля. Посмотрите короткий ролик о фестивале, в этом ролике есть интересные фотографии из жизни семьи Гэри и воспоминания о нём. Он был бы рад знать о том, что фестиваль столько лет подряд собирает людей, для которых ценен и сам Гэри, и главный труд его жизни.

? Вместо заключения

Некоторые люди меняют мир. Неосознанно, просто их вклад в жизнь окружающих людей настолько огромен, что по-другому сказать не получится. Гэри Гайгэкс «всего лишь» создал огромную игровую систему. Он не сотворил её из ничего. Ему помогали, у него были предшественники, но он создал ту игру, которая объединила миллионы людей, принесла им счастье и продолжает это делать до сих пор.

D&D создавался любителем, создавался фанатом. Создавался человеком, который любил играть, хотел играть и хотел дать возможность играть другим. Гэри прожил жизнь счастливого человека, он имел много возможностей, он творил, он любил. Как почти любой творец, он не был безгрешным. Стимуляторы и девочки, страсть к большим деньгами и власти – многое было у него в жизни.

Разборки за власть – это не конёк простого парня Гэри. Хоть он и любил говорить, что поражений не существует, но сам в жизни проигрывал многократно. Проигрывал, но продолжал свой путь. Dungeons & Dragons так и осталась главной работой в его жизни. Всё остальное творчество не смогло затмить первый проект. В некотором роде Гэри Гайгэкса можно было бы назвать «заложником одного изобретения», но лично он заложником не был. Его жизнь была полна приключений, как реальных, так и тех, которые происходили за игровым столом. Гэри сам создал свою вселенную, а многие из вас благодаря ему могут начать свою игру и творить, творить, творить… Творить в память о Гэри, ведь он был Творцом.

Гэри Гайгэкс. Творец, демиург, Dungeon Master!, изображение №35

Небольшой список любопытной литературы (всё англоязычное):


Автор текста: Кирилл Латышев. Написано при поддержке Timeweb Cloud специально для CatGeek и читателей Хабра.

? Читайте также:

 Разрабатывайте и развивайте свою игру (и не только) с помощью облачного хостинга для GameDev 

Перейти ↩

 

Комментарии (0)