Один из самых выдающихся физиков 20 века, отец-основатель Квантовой механики Вернер Гейзенберг писал не только труды по физике, но и удивительные по своей глубине и проницательности книги по философии, доступные каждому, ведь там нет никаких формул и сложных естественнонаучных понятий.

Вообще, сегодня стало очень модно противопоставлять философию и науку (речь, прежде всего, о естественных науках). Причем таким противопоставлением занимаются оба «лагеря».

Есть философы, весьма грамотные и глубокомыслящие, но в той или иной степени отрицающие способность науки познавать суть, отрицающие прогресс науки и прогресс вообще. Таким людям я обычно предлагаю полечить зубы без анестезии или добираться от дома до работы на лошади, ведь как развитие медицины, так и появление, например, метро — это проявления социального прогресса в целом, и научного в частности.

Но чаще можно встретить пренебрежительное отношение к философии со стороны ученых (физиков, биологов, а иногда даже и историков). И это действительно весьма частое явление: мол философия — это просто болтовня; есть конкретные науки — и вот они‑то и открывают истину. По мнению таких людей, философия, возможно, была нужной и интересной 2000–3000 лет назад, когда науки как таковой не было, но теперь философия в познании мира имеет не большее значение, чем собирание марок или любое другое хобби.

В 99% случаев пренебрежительное отношение к философии, даже если оно исходит от доктора наук — это маркер поверхностного человека с узким кругозором, который, как правило, очень хорошо разбирается даже не в своей науке в целом, а в своей одной маленькой конкретной специализации и не более. Пренебрежительное отношение к философии — это всегда неспособность видеть целое, это мышление частями, кусками. Поэтому из таких людей могут получаться неплохие ученые‑специалисты в узких областях, которые, прикрываясь своей ученой степенью, и отрицают какое‑либо познавательное значение философии.

Между тем, практически любой великий ученый, особенно это видно в физике, это практически всегда философ по духу. Примеров много: М. Фарадей, А. Эйнштейн, Н. Бор и мн. др.

Высоко ценил философию и В. Гейзенберг — величайший физик 20 века, Нобелевский лауреат, фактически один из создателей Квантовой физики в её современном виде. Он даже написал несколько философских произведений:

  • «Физика и философия»,

  • «Часть целое»,

  • «Шаги за горизонт» и др.

Особенно высоко В. Гейзенберг ценил Платона и Канта (последнего, кстати, весьма ценит, судя по всему, и наш отечественный набирающий популярность физик и популяризатор науки А.М. Семихатов: он никогда не называет имени Канта прямо, но часто произносит кантианские идеи и понятия). В. Гейзенберг считал, что развитие физики есть возвращение на новом уровне к идеям древних греков.

Вот несколько крайне интересных цитат В. Гейзенберга, позволяющих составить примерное представление о его философских книгах и о том, что он вообще думал о философии:

«Иными словами, во всех сферах современной жизни, если только — систематически, исторически или философски — мы входим в суть дела, мы наталкиваемся на духовные структуры, восходящие к античности или христианству» (из книги «Шаги за горизонт»).

«Вряд ли возможно продвинуться в современной атомной физике, не зная греческой натурфилософии» («Шаги за горизонт»).

«Понятие возможности, игравшее столь существенную роль в философии Аристотеля, в современной физике вновь выдвинулось на центральное место. Математические законы квантовой теории вполне можно считать количественной формулировкой аристотелевского понятия „дюнамис“ или „потенция“» («Шаги за горизонт»).

«Если мы хотим сравнить результаты современной физики частиц с идеями любого из старых философов, то философия Платона представляется наиболее адекватной: частицы современной физики являются представителями групп симметрии, и в этом отношении они напоминают симметричные фигуры платоновской философии» (Из статьи В. Гейзенберга «Природа элементарных частиц»).

А вот самая большая цитата В. Гейзенберга, которая настолько глубока и удивительна, что я не мог ничего в ней обрезать, из книги «Физика и философия»:

«Борьба противоположностей, характерная для философии Гераклита, находит здесь свой прообраз во взаимодействии различных форм энергии. В философии Демокрита атомы являются вечными и неразложимыми единицами материи: они не могут превращаться друг в друга. Современная физика выступает против положения Демокрита и встает на сторону Платона и пифагорейцев. Элементарные частицы не являются вечными и неразложимыми единицами материи, фактически они могут превращаться друг в друга. При столкновении двух элементарных частиц, происходящем при большой скорости, образуется много новых элементарных частиц; возникая из энергии движения, столкнувшиеся частицы могут при этом исчезнуть. Такие процессы наблюдаются часто и являются лучшим доказательством того, что все частицы состоят из одинаковой субстанции — из энергии. Но сходство воззрений современной физики с воззрениями Платона и пифагорейцев простирается еще дальше. Элементарные частицы, о которых говорится в диалоге Платона „Тимей“, ведь это в конце концов не материя, а математические формы. „Все вещи суть числа“ — положение, приписываемое Пифагору. Единственными математическими формами, известными в то время, являлись геометрические и стереометрические формы, подобные правильным телам и треугольникам, из которых образована их поверхность. В современной квантовой теории едва ли можно сомневаться в том, что элементарные частицы в конечном счете суть математические формы, только гораздо более сложной и абстрактной природы. Греческие философы думали о статических, геометрических формах и находили их в правильных телах. Естествознание нового времени при своем зарождении в XVI и XVII веках сделало центральной проблемой проблему движения, следовательно, ввело в свое основание понятие времени. Неизменно со времен Ньютона в физике исследуются не конфигурации или геометрические формы, а динамические законы. Уравнение движения относится к любому моменту времени, оно в этом смысле вечно, в то время как геометрические формы, например орбиты планет, изменяются. Поэтому математические формы, представляющие элементарные частицы, в конечном счете должны быть решением неизменного закона движения материи».

Вот поэтому В. Гейзенберг и был великим ученым — это был человек с по‑настоящему широким кругозором, философ по духу. Философия помогала ему видеть в физике то, чего не могли видеть другие. Помните об этом, когда какой‑нибудь очередной диванный умник‑подмечатель будет говорить вам, что философия — это просто болтовня, в отличие от «настоящей науки». Философия немыслима без науки ровно так же, как и наука без философии.

Мой научно‑философский проект

Комментарии (7)


  1. NeoCode
    12.08.2024 12:48
    +3

    Как раз сегодня написал комментарий в защиту философии к статье про "экспериментальную метафизику". На самом деле философия - весьма интересная наука, только в технических ВУЗах нередко ее преподают весьма формально и скомканно, или заходят не с той стороны ("гуманитарные" аспекты вместо "натуральных") откуда и пренебрежительное отношение технарей.


  1. DvoiNic
    12.08.2024 12:48
    +2

    В 99% случаев пренебрежительное отношение к философии, даже если оно исходит от доктора наук - это маркер поверхностного человека с узким кругозором, который, как правило, очень хорошо разбирается даже не в своей науке в целом, а в своей одной маленькой конкретной специализации и не более. Пренебрежительное отношение к философии - это всегда неспособность видеть целое, это мышление частями, кусками.

    Скорее, это маркер человека, учившегося в советском ВУЗе. Где преподавание философии было излишне политизированным, занудным, и сводилось в большинстве случаев к тупому запоминанию.


    1. ukhanov
      12.08.2024 12:48

      Это где же и когда надо было так учиться, чтобы выдвигать такие огульные обвинения?


      1. DvoiNic
        12.08.2024 12:48

        Например, в ЧПИ (ЧГТУ,ныне ЮУрГУ) в 80-х. В ЧелГУ примерно в то же время (по отзывам). в МФТИ, примерно в то же время (тоже по отзывам), в УПИ (УГТУ, УрГУ) - тоже по отзывам. Ну, про "меды и педы" можно сказать примерно то же самое (только "медики и педики" чаще всего и не помнят о таком предмете. )

        p.s. Забыл еще Томский (емнип, политех, но точно не помню) и что-то техническое из Самары (тогда Куйбышева) - в отделении ребята и оттуда были. Иногда в командировках рассказывали, кто чему учился и как учили... О всем этом "цикле общественно-политических наук" (ИстКПСС, МЛФ, ПЭ, НК) все вспоминали с искренним омерзением


  1. leon-mbs
    12.08.2024 12:48

    современной науке филисофское слооблудие ни к чему. это для тех кто не модет осилить формулы а хочет выглядеть умным.

    Но чем полезны книги отцов-основателей КМ что там подробно рассказывается откуда что взялось в КМ. в современных учеьниках все подается как само собой разумеющееся


    1. DvoiNic
      12.08.2024 12:48
      +1

      "Быть можно дельным человеком И думать о красе ногтей"© Одно другого не отменяет. Хотя соглашусь с тем, что в философах чаще встречал тех, кто "в формулы не могёт" (зато понтов при этом немеряно - но это классическая черта всех "гуманитариев": философов, историков, филологов и иже).


  1. Furriest
    12.08.2024 12:48

    Что мы видим в посте? Тезис "99% людей, которые со мной не согласны — поверхностные люди с узким кругозором" и несколько цитат из некоего авторитета, который об этом не говорит. Но, оказывается, именно из-за этих цитат авторитет был великим ученым.
    Хмммм... Почему же таких философов не любят? :)