Известный факт — аккумуляторы «мерзнут» на морозе, теряют значительную часть емкости или вовсе не работоспособны. На самом деле не совсем так.

Собрал испытательный стенд и провел ряд экспериментов, чтобы проверить, как Li-Pol аккумуляторы на самом деле работают на морозе. Заодно протестировал Li-Pol аккумулятор от российского производителя.

Фото 1 — Фото, тестируемого аккумулятора LP105080-5000, на которое я потратил целый день. Чтобы сделать иней на аккумуляторе и вот этот дымоооок.
Фото 1 — Фото, тестируемого аккумулятора LP105080-5000, на которое я потратил целый день.
Чтобы сделать иней на аккумуляторе и вот этот дымоооок.

Содержание

Как это сделано

В качестве образца для испытаний выбран Li-Pol аккумулятор LP105080-5000 от российского производителя НЭТЕР, производство которого расположено в Казани.

Параметры аккумулятора из официальной документации:

  • емкость 5000мАч

  • напряжение разряда 2,5 В, заряда 4,2 В

  • ток заряда стандартный 1 А, быстрый 2,5 А

  • ток разряда стандартный 1 А, быстрый 2,5 А

  • сопротивление ≤ 40 мОм

  • температура разряда -40 ℃ до +65 ℃

  • размеры 10 x 50 x 80 мм

  • вес 99 г

Касательно заявленного максимального тока разряда и внутреннего сопротивления есть сомнения. Но об этом позднее.

Для испытаний собрал стенд, из ноутбука, термометра и электронной нагрузки.

Фото 2 — Стенд измерения параметров Li-Pol аккумуляторов
Фото 2 — Стенд измерения параметров Li-Pol аккумуляторов

Электронная нагрузка ZKETECH EBC-A40L, термометр UNI-T UT325. Оба прибора подключены к ноутбуку по USB. Аккумулятор к электронной нагрузке подключен зажимами Кельвина.

Результаты измерений опубликованы в Google Sheets.
Можете скопировать данные и работать с ними в любой удобной среде. Например, построить свои графики в Excel или модели в Python и MatchLab.

Методика тестирования

Всего 6 тестов:

  1. ток разряда 1 А температура +26 ℃

  2. ток разряда 1 А температура -20 ℃

  3. ток разряда 2,5 А температура +26 ℃

  4. ток разряда 2,5 А температура -20 ℃

  5. ток разряда 5 А температура +26 ℃

  6. ток разряда 5 А температура -20 ℃

Условия заморозки
Температура охлаждения -20 ℃ выбрана из-за технических ограничений. Морозилка не позволяет добиться температуры ниже -20 ℃. До -20 ℃ охлаждены и морозильная камера ни непосредственно сам аккумулятор. Термопара прикреплена к поверхности аккумулятора. Аккумулятор находится в морозильной камере на протяжении всего процесса измерения.

Про емкость в мА⋅ч и энергию Вт⋅ч

Предвкушая комментарии о том, что: «емкость нужно измерять в Вт⋅ч», забегу вперед и предложу прочесть абзац ниже и изучить содержание спойлера.

Емкость измеряется в А⋅ч, энергия в Вт⋅ч.
Емкость не измеряется в Вт⋅ч. Из Вт⋅ч нельзя получить А⋅ч или наоборот. Вт⋅ч — это не улучшенная версия А⋅ч. Энергия в Вт⋅ч не лучше, чем емкость в А⋅ч. Это разные физические величины.

Ниже в спойлере привожу выдержки из ГОСТ, словарей и рецензируемой литературы.
Пожалуйста, ознакомитесь. Для вашего удобства даже указаны страницы в книгах.

Список литературы, ГОСТ и словари

ГОСТ 8.417-2002
Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин.
Таблица 3 — Единицы величин

Наименование величины

Наименование

Обозначение

международное

русское

Электрический заряд, количество электричества

ампер-час

A⋅h

А⋅ч

Энергия

ватт-час

W⋅h

Вт⋅ч

Электрическое сопротивление

ом

Ω

Ом

Электрический ток

ампер

A

А

Словарь

  1. ФОРМФАКТОР
    формфактор, -а (физ.)

  2. МИЛЛИАМПЕР
    миллиампер, -а, р. мн. -ов, счетн. ф. -ампер

  3. ВАТТ-ЧАС
    ватт-час, -а, мн. -часы, -часов

  4. АМПЕР-ЧАС
    ампер-час, -а, мн. -часы, -ов
    Литиево-ионный, литийионный

Список литературы

  1. А.Г. Чертов - Физические величины, с. 106

  2. Л.А. Сена - Единицы физических величин и их размерности, с. 106, с. 193

  3. ГОСТ 8.417-2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин

  4. В. В. Лопатина и О. Е. Ивановой - Русский орфографический словарь

Разряд током 1 А

Ток разряда 1 А, температура аккумулятора +26 ℃.
Ток разряда 1 А, температура аккумулятора -20 ℃.

График 1 — Сравнения емкости Li-Pol аккумуляторов
График 1 — Сравнения емкости Li-Pol аккумуляторов

Результаты теста

ток разряда 1 А температура +26 ℃
емкость 4683 мА⋅ч
энергия 17,73 Вт⋅ч

ток разряда 1 А температура -20 ℃
емкость 4341 мА⋅ч
энергия 15,13 Вт⋅ч

Разница в емкости составила всего 7%, а разница в энергии 15%. Если обратиться к графикам температуры, то причина значительной разницы в отданной энергии, станет ясна. При комнатной температуре аккумулятор нагрелся всего на 3,3 ℃, а в морозилке на 7,9℃. То есть значительная часть энергии аккумулятора была потрачена на нагрев аккумулятора.

Потери энергии «на морозе» заметны, но не фатальны.

График 2 — Сравнения температуры Li-Pol аккумуляторов
График 2 — Сравнения температуры Li-Pol аккумуляторов

Разряд током 2,5 А

Ток разряда 2,5 А, температура аккумулятора +26 ℃.
Ток разряда 2,5 А, температура аккумулятора -20 ℃.

График 3 — Сравнения емкости Li-Pol аккумуляторов
График 3 — Сравнения емкости Li-Pol аккумуляторов

Результаты теста

ток разряда 2,5 А температура +26 ℃
емкость 4791 мА⋅ч
энергия 17,75 Вт⋅ч

ток разряда 2,5 А температура -20 ℃
емкость 4610 мА⋅ч
энергия 15,83 Вт⋅ч

Результат не сильно отличается от разряда током 1 А.

Разряд током 5 А и «эффект самоподогрева»

В самом начале упомянул, что заявленные сопротивление и ток разряда вызывают сомнения. Указаны максимальный ток разряда 2,5 мА (0,5С) и сопротивление ≤ 40 мОм. Хотя обычно для аккумулятора такого типа номинальный ток разряда 5 А (1C). Фактическое измеренное сопротивление всего 23 мОм. Теоретически на 5 А аккумулятор перегреться не должен. Расчет перегрева ниже.

Ток разряда 5 А, температура аккумулятора +26 ℃.
Ток разряда 5 А, температура аккумулятора -20 ℃.

График 4 — Тест Li-Pol аккумуляторов током 5 А
График 4 — Тест Li-Pol аккумуляторов током 5 А

Результаты теста

ток разряда 5 А температура +26 ℃
емкость 4769 мА⋅ч
энергия 16,98 Вт⋅ч

ток разряда 5 А температура
емкость 4777 мА⋅ч
энергия 16,08 Вт⋅ч

В отличие от двух предыдущих тестов, в тесте на 5 А разница между разрядом при температуре +26 ℃ и -20 ℃ несущественная. Хотя на больших токах емкость обычно падает. Такой результат связан с «эффект самоподогрева». Большой ток способствует росту тепловыделения, что приводит к быстрому нагреву аккумулятора. Уже через 7 минут температура аккумулятора повышается от -20 ℃ до -4 ℃. Через 15 минут температура близка к 0 ℃. Простыми словами, аккумулятор «сам себя» нагревает и размораживает. После «самоподогрева» поведение аккумулятора мало отличается от работы аккумулятора комнатной температуре.

Математика нагрева. Как предсказать перегрев Li-Pol аккумулятора.

Узнать, до какой температуры нагреется аккумулятор при заданном токе достаточно легко. Для этого нужно знать сопротивление аккумулятора, теплоемкость и вес.
Теплоемкость примерно равна 0,9 Дж/(г⋅ºС). Сопротивление и вес можно взять из документации или измерить самостоятельно.

Расчет времени, за которое аккумулятор нагреется до заданной температуры, производится по формуле:

T = C ⋅ m ⋅ Δt / I^2⋅R_{in}
  • Δt — температура, на которую нужно нагреть
    температура аккумулятора 26 ºС, максимальная допустимая температура 65 ºС, следовательно, аккумулятор допускается нагреть не более чем на 36 ºС.

  • C — удельная теплоемкость
    удельная теплоемкость аккумулятора около 0,9 Дж/(г⋅ºС).

  • I — ток
    в нашем случае 5 А

  • Rin — внутреннее сопротивление
    фактически измеренное 23 мОм

Подставив значения в формулу, получаем::

T=0,9 ⋅ 99 ⋅ 39 ⋅ /5^2 ⋅ 0,023;\\ T=6714 c.

Расчеты показывают, что для нагрева до критической температуры в 65 ºС потребуется 6714 с. При этом полный разряд аккумулятора емкостью 5000 мАч займет 3600 с. То есть аккумулятор разрядится быстрее, чем достигнет критической температуры.

Проверим, как математика бьется с практикой

На графике видно, что аккумулятор разряжается за 3440 с. При этом нагревается на 20 ºС.

График 5 — Рост температуры Li-Pol аккумуляторов
График 5 — Рост температуры Li-Pol аккумуляторов

Посчитаем по той же форуме, за какое время температура аккумулятора увеличится на 20 ºС при сопротивлении 23 мОм и токе 5А. Математика дает следующие цифры:

T=0,9 ⋅ 99 ⋅ 20 ⋅ /5^2 ⋅ 0,023;\\ T=3130 c.

Расчетное время 3130 с. Результат вычислений достаточно близок к измеренным 3440 с. Фактическое время нагрева немного больше расчетного, так как формула не учитывает потери тепла аккумулятора через излучение, конвекцию и теплопроводность стола.

Почему аккумулятор теряет энергию.

Падение напряжения на аккумуляторе при низких температурах обуславливается ростом внутреннего сопротивления. Этим же объясняется уменьшение отданной энергии в нагрузку и увеличенный нагрев.

Обычно под внутренним сопротивлением аккумулятора подразумевается комплексное сопротивление, оно же импеданс, который включает в себя реактивное и активное сопротивление. Принято измерять его гармоническим сигналом частотой 1 кГц.

Однако если проверить сопротивление аккумулятора, общепринятым способом, то, оказывается при -20 ℃ сопротивление почти не меняется. При охлаждении от +26 ℃ до -20 ℃ сопротивление увеличилось от 23 до 26 мОм.

Возможно, измерение импеданса показательно для измерения сопротивления обмоток генератора или параметров акустической системы, но с электрохимическими источниками тока такой способ работает как-то не так.

Есть неплохая статья с практическими исследованиями на ResearchGate и интересный обзорный материл на ScienceDirect.

Например, в статье «Effects of temperature on the ohmic internal resistance and energy loss of Lithium-ion batteries under millisecond pulse discharge» на сайте ResearchGate описывается эксперимент, в котором измеряется только омическое сопротивление, в принципе без учета сопротивления поляризации.

Что в итоге

Замороженные аккумуляторы действительно отдают меньшее количество энергии, чем аккумуляторы при комнатной температуре. Однако разница не обязана быть драматичной.

Какие решения

Разные модели аккумуляторов ведут себя на морозе по-разному, поэтому самое очевидное решение лежит в области выбора элементной базы, то есть правильном подборе аккумуляторов, подходящих для предполагаемых условий работы.

Другой прием, использование «эффекта самоподогрева» аккумулятора. Этот эффект позволяет максимально быстро выйти на оптимальную температуру. Но это решение уже в области конструирования самого изделия. Контролируя температуру и напряжение, можно реализовать стартовый режим, который обеспечит работу аккумулятора в оптимальном режиме.

Комментарии (39)


  1. weldor
    14.08.2024 07:07

    А кто как решает проблему транспортировки и утилизации повреждённых Li-pol аккумуляторов? Вздутых, смятых, с дырками. Версию про ведро с водой на пару суток слышал, но не представляю как это осуществить и в городе, и на природе. Саму батарею в коробку в магазине не положишь, утилизаторы тоже не хотят такое брать.


    1. Telnov_WIKI Автор
      14.08.2024 07:07

      Вероятно, никак.  Если он начинает гореть, то его уже не потушить. Можете найти эксперименты по тушению аккумуляторов. Как правило, получается только хуже. Придется ждать, пока полностью выгорит.


  1. CBET_TbMbI
    14.08.2024 07:07

    Вообще, это несколько удивительно, что комфортная температура для аккумуляторов примерно совпадает с комыортной температурой для живых существ. Доя живых это определяется температурой замерзания воды и денатурацией белков. Но у аккумуляторов-то совсем другая химия.


    1. Lobey
      14.08.2024 07:07
      +9

      А вы замечали, что дырки на шкурке у кошки как раз в тех местах, где у неё глазки?

      Эта "удивительная" зависимость вызвана тем, что аккумуляторы созданы живыми существами. Поэтому для аккумуляторов были выбраны материалы, комфортная температура которых примерно совпадает с комфортной температурой создателей.


      1. CBET_TbMbI
        14.08.2024 07:07

        Частично согласен. Жидкий гелий или жидкий литий никто и не думает использовать в аккумуляторах. Но аккумуляторы для надёжной работы в морозную погоду пытаются разработать уже довольно давно. Это стало бы шикарным конкурентным преимуществом не хуже, чем увеличение удельной ёмкости. Но особого прогресса в этом не наблюдается.


        1. Lobey
          14.08.2024 07:07

          Это предположение неверно. Аккумуляторы для работы на морозе изобрели много лет назад. Пример - продающиеся на любом маркетплейсе литий-железо-фосфатные. И их активно используют на морозе: в бесперебойниках для сигнализаций и систем видеонаблюдения, в технике и т.п.

          Гаджеты, которые носят и используют живые существа, обычно имеют температуру, комфортную для этих живых существ. Никто не пытается изменить аккумуляторам этот диапазон, а хотел бы - использовал уже имеющиеся аккумуляторы для мороза. Но это не станет конкурентным преимуществом, поэтому и не наблюдается прогресс в эту сторону.


          1. zatim
            14.08.2024 07:07

            Литий железо фосфатные также работают только до минус 20-30 градусов. Это не мороз. Кроме того, у этих аккумуляторов, если верить вики, есть такая особенность - при отрицательной температуре они не заряжаются.


            1. Lobey
              14.08.2024 07:07

              минус 20-30 градусов. Это не мороз.

              На это мне нечего возразить. Признаю вашу правоту - не существует аккумуляторов, работающих при морозе.


    1. aamonster
      14.08.2024 07:07
      +1

      Нет, совсем не удивительно. Кто купит аккумуляторы, которым для работы нужно +500 или -200 градусов? (а разработать такие наверняка можно)


      1. CBET_TbMbI
        14.08.2024 07:07

        Зато аккумуляторы, которые одинаково хорошо работают и при -200, и при +20, и при +500 неизбежно урвут себе приличную долю рынка. Даже от -50 до +100 хватит для счастья 99% пользователей.


        1. aamonster
          14.08.2024 07:07

          При этом стоят две ваши зарплаты и весят килограмм при тех же характеристиках :-)


          1. zatim
            14.08.2024 07:07

            Проблема в том, что таких нет ни с какими характеристиками. А рынок для них есть - военка и носимые приборы. В этой сфере плевать на цену и килограммы.


            1. Yuri0128
              14.08.2024 07:07

              Ну есть с несколько меньшим диапазоном, - LTO от -30 до +60 по Цельсию. Есть щелочные до -40, но нагрев не переваривают.

              Добавлено: Li/SOCl2 - -50/+70 (и до 130 в некоторых случаях).


            1. Lobey
              14.08.2024 07:07

              Военка и носимые приборы при 200 и 500 градусов? Простите, а ваша форма жизни точно углеродная?


        1. Dynasaur
          14.08.2024 07:07
          +1

          Много ли вы знаете приборов, которые хорошо работают при +500? и при этом нуждаются в аккумуляторах?


        1. Lobey
          14.08.2024 07:07

          Несомненно урвут. Как только придумают применение этим аккумуляторам. Но пока никто не может найти сферу, в которой нужны аккумуляторы с таким широким диапазоном температур, где нельзя использовать обычные аккумуляторы. Даже для полётов в космос это не нужно.


          1. zatim
            14.08.2024 07:07

            Вы, похоже, совершенно не в курсе дела. Обычные аккумуляторы у вас - это какие? Свинец? Никель-кадмий? Или литий из ноутбуков и телефонов? Так вот, обычный литий даже минус 20, описываемые в статье не держит. Для минус 20 уже нужно выискивать специальные сорта аккумуляторов. А, на минуточку, на территории РФ очень много мест, где часто бывает минус и поболее.

            И как это не нужно? Вы никогда не сталкивались с ситуацией, когда зимой телефон в кармане куртки промерзает и садится в ноль, как раз в тот момент, когда нужно сделать важный звонок. Как раз в этот момент и приходит осознание того, что аккумулятор с широким диапазоном - вещь крайне необходимая даже в быту.

            Ну, и как я уже писал, военка требует работу от минус 55. Никакая химия при такой температуре не работает или работает очень плохо. И не только военка - геологи, связь, севера. Там отнюдь не сочинский климат.

            С чего вы решили что космосу это не нужно? Там перепады температуры еще круче. Другое дело что при таких перепадах уже другие части начинают отказывать и хочешь не хочешь, приходится делать термостатирование. Но одно дело сделать термостатирование на плюс 20, другое на диапазон минус 55- плюс 60. Явно второе сделать проще.


            1. Lobey
              14.08.2024 07:07

              Не увидел ответа: для какого применения требуются аккумуляторы, работающие при температурах от -200 до +200 и +500 и не подходят аккумуляторы, не поддерживающий этого диапазона? И как же в этой сфере работают без таких невероятных аккумуляторов? Не надо писать "военка" или "с чего вы взяли что космосу это не нужно", а уточните сферу, пожалуйста.


              1. zatim
                14.08.2024 07:07

                Я вам уже все написал. Занимайтесь своей демагогией в другом месте.


      1. Radisto
        14.08.2024 07:07
        +1

        На́трий-се́рный, или се́рно-на́триевый, аккумуля́тор — вторичный химический источник тока, в котором анодом является жидкий натрий, электролитом — твёрдый нестехиометрический алюминат натрия, катодом — жидкая элементарная сера в смеси с графитом. Относится к типу батарей на солевых расплавах, имеет рабочую температуру +300…350 °C.


        1. aamonster
          14.08.2024 07:07

          "Спасибо, повторите, пожалуйста, для первого ряда" (c) анекдот.

          А вообще интересно, где применяется.


    1. Telnov_WIKI Автор
      14.08.2024 07:07

      Не удивительно. Падение эффективности аккумулятора при морозе связано с замерзанием электролита.


      1. Lobey
        14.08.2024 07:07

        В литиевых аккумуляторах наших гаджетов разве есть жидкий электролит?


        1. 200sx_Pilot
          14.08.2024 07:07
          +1

          Замерзание - означает почти полное ограничение подвижности носителей заряда в среде между электродами.


          1. Lobey
            14.08.2024 07:07

            При температурах, близких к -273°C?


            1. 200sx_Pilot
              14.08.2024 07:07
              +1

              Даже при 200К они шевелятся достаточно медленно в межэлектродном пространстве.


  1. Dynasaur
    14.08.2024 07:07
    +1

    А теряет ли свойства аккум после заморозки-разморозки? По моему опыту Li-ion после зимовки в неотапливаемом теряют свою ёмкость, но испытаний не проводил


    1. Telnov_WIKI Автор
      14.08.2024 07:07

      Нет, с ним все хорошо.


  1. Yuri0128
    14.08.2024 07:07

    Про емкость в мА⋅ч и энергию Вт⋅ч

    Ну ту спорный момент по поводу разделения емкости и энергии. Для простоты душевной берем конденсатор: емкость меряется в Фарадах (кстати - а можно ли измерять емкость химических вторичных источников тока в Фарадах и к чему это приведет?) а не в ампер*часах а энергия в Джоулях и, внимание(!) - при звестном напряжении на конденстаторе можно из одного получить другое.

    Так что честнее и правильнее измерять ток в амперах а энергию в Джоулях (они переводятся в ватты легко). А вот А*ч - это такое нечто, используемое чиста для химических источников тока для упрощения. Сосбтвенно как и Вт*ч (честнее было бы просто в Вт, то есть это "*ч" не имеет практического значения и добавляется просто "чтобы было").

    Но что принято то и имеем.

    Кстати, зная все основные параметры химического источника тока можно по известным А*ч получить энергию в Вт, которую из него можно получить (и температура аккумулятора и его внутреннее сопротивление/импенданс в тех параметрах числятся). Ах да, принято писать Вт*ч.


    1. Dynasaur
      14.08.2024 07:07

      Мерить ёмкость в Вт*ч или Дж - да честнее и правильнее. А вот Вт*ч и Вт это принципиально разные ЕИ для разных физических величин. В Вт*ч измеряется энергия/работа, в Вт - мощность.

      Мерить энергию в фарадах так же не получится - ёмкость конденсатора и ёмкость аккумулятора это разные физические величины, хоть и называются одинаково. Фарад это Ватт*сек/(вольт^2). То есть энергия у него в числителе, но есть ещё знаменатель.


      1. Yuri0128
        14.08.2024 07:07

         В Вт*ч измеряется энергия/работа, в Вт - мощность.

        Ага. Теперь берем пример: есть нагреватель на 100 Вт (работающий от аккумуляторной батареи - ну) который греет 1 час. То есть он потребил 100 Вт за 1 час (то бишь 100 Вт*ч). А за 2 часа потребил 200 Вт (хм, 200 Вт*ч - не кажется ли странным, что цифры совпали? А ватты легко переводятся в Джоули - можно посчитать на сколько нагреватель воду нагреет). При том, что мощность нагревателя как была 100 Вт так и осталась 100 Вт.

        Где принципиальная разница? Мощность можно мерить в ваттах (за единицу времени - ну в быту принят 1 час) и энергию можно измерять в Джоулях (без привязки ко времени), которые легко переводятся в ватты - то есть как-бы в ваттах тоже можно. Или я где-то ошибся и совсем неправ? Холивар тут развел я :)....


        1. Dynasaur
          14.08.2024 07:07

          Я не вижу тут холивара, просто пытаюсь пояснить понимание физических величин. Мощность нагревателя - 100Вт. За час он потребит 100 Вт*ч энергии. За 2 часа он потребит 200 Вт*ч энергии, но мощность его останется 100 Вт и никак не изменится. Мощность двигателя вашего автомобиля не меняется от того сколько вы на нём проехали.

          Платите вы в конце месяца за потреблённые Вт*ч, а не за мощность установленных у вас дома приборов.


          1. Yuri0128
            14.08.2024 07:07

            За час он потребит 100 Вт*ч энергии

            Не-а, за час он усвоит и переведет в тепло 100 Вт А за 2 часа 200 Вт. "*ч" добавляется для бытового применения. А вот мощность измеряется в ваттах за единицу времени (принят 1 час в быту). Ибо, если отвязаться от 1 часа, то "мощность 100 Вт" нам ничего не говорит без указания периода потребление/выделения. 100 Вт за секунду? 100 Вт за минуту? 100 Вт за 15 минут? То есть это просто потребление (или выделение) определенной энергии. Прсто для быта принят период 1 час и его просто опускают, честнее было бы писать потребляемая мощность 100 Вт за 1 час. А вот в физике принят период 1 секунда (правда там его не опускают, он всегда указывается). Как-то так.

            ПС

            Плачу я за реально потребленные кВт (а кто-то и за МВт). А то, что на счетчике еще дописано "*ч" эту цифру никак не меняет. Это реально потребленная энергия. Хоть будет 100 Вт за 10 часов хоть 1000 Вт за 1 час - реально будет потреблено и там и там 1000 Вт. То есть я заплачу за 1кВт.


            1. Dynasaur
              14.08.2024 07:07

              Вы запутались в том что мощность, а что энергия. Освежите в памяти и всё встанет на свои места. Энергия измеряется в Вт*ч. За час он сожжёт 100Вт*ч. А мощность - это способность совершить работу (потребить энергию) в единицу времени. За час он способен сжечь 100Вт*ч, его мощность 100Вт. Платите вы за кВт*ч.


              1. Yuri0128
                14.08.2024 07:07

                Энергия обычно в Джоулях, которые легко преобразуются в Вт (или килокалории и там нету никакой единицы времени, - хоть за год или за секунду). Ну вот еще раз повторил.

                А мощность = энергия за единицу времени, то бишь Джоули в секунду (Джоули за минуту) - ну как и вами писано "совершить работу (потребить энергию) в единицу времени", то есть прально писать Дж/с или Дж/min - это, между прочим, из вашего же определения выходит (и правильно, кстати).

                А так - как считаете вы для себя, - так и считайте. Меньше проблем. А счетчик считает электрическую энергию (на нем так написано).


                1. Dynasaur
                  14.08.2024 07:07
                  +1

                  Джоули пересчитываются в Вт*ч, а не в Вт https://www.unitconverters.net/energy/joule-to-watt-hour.htm.

                  Впрочем, считайте как хотите, мне всё равно. Пытался объяснить, не вышло, ну и ладно. 95% людей меряют вес в килограммах и никто не умер.


    1. alcotel
      14.08.2024 07:07

      Ёмкость ещё измеряется в литрах и количестве патронов)

      На самом деле у той ёмкости, которая в фарадах, неудачное русское название. Англоязычные товарищи ёмкость бака, магазина или аккумулятора называют "capacity". А ёмкость конденсатора - "capacitance". Как эта скасаать парусски?) Точно не знаю.

      Ампер-час - в электростатике это вообще-то электрический заряд, 3600 кулон, 2,2x10²² лишних электронов на катоде аккумулятора. Возможно, именно это для химиков выглядит удобно. Может, для маркетинга эту цифру везде вставляют. Но потребителю действительно нужна энергия, а не заряд.

      Вт-часы - просто устоявшаяся единица. Электросчётчик можно и в джоулях или калориях проградуировать, как, например, теплосчётчик. Но так уж пока принято.


  1. gnomeby
    14.08.2024 07:07
    +1

    Совсем новый аккумулятор может и хорошо ведёт себя при заморозке. Но факт остаётся фактом, что смартфон во вторую свою зиму быстро приходит в негодность на морозе, если носить его во внешней сумке. По крайней мере некоторые.


  1. XenRE
    14.08.2024 07:07

    Расчетное время 3130 с. Результат вычислений достаточно близок к измеренным 3440 с. Фактическое время нагрева немного больше расчетного, так как формула не учитывает потери тепла аккумулятора через излучение, конвекцию и теплопроводность стола.

    Выводы в корне неверные. Вы на самом деле думаете, что за теплопотери за час у этого тоненького аккума составят 2-3 градуса? На самом деле рост температуры ограничивается именно теплопотерями и устаканивается минут за 15, а постепенный разогрев объясняется увеличением внутреннего сопротивления, а вместе с ним и тепловыделения, по мере разряда. Что означает, что реальное внутреннее сопротивление этого аккума значительно выше того значения, которое использовалось в формуле. Можно кстати прикинуть - со старта напряжение просело на 0,2В при токе 5А, что дает сопротивление 40мОм.

    Кстати у аккумов есть еще одна характеристика, про которую мало кто говорит - можно назвать токоотдачей, не знаю есть ли официальное название. Смысл в том, что под значительной нагрузкой напряжение постепенно проседает на значительную величину, и эта просадка не объясняется разрядом или внутренним сопротивлением. После снятия нагрузки напряжение постепенно (у значительно деградировавших аккумуляторов в течении нескольких десятков минут) повышается до значения, до которого он реально разрядился, т.е. что-то похожее на эффект гистерезиса.