И это даже не кликбейт. Ну ладно, частично кликбейт: если вы захотите полетать на каких-нибудь пассажирских или транспортниках, они будут вас слушаться. Но вот современные истребители совсем не такие. Даже опытные лётчики не могут подчинить их дикий нрав, и если бы не танцы с бубном от шаманов-инженеров, летали бы они значительно хуже. И чтобы понять, почему чем хуже летает истребитель, тем ему лучше, потребуется небольшое погружение в теорию.

Для начала нам потребуются две замечательные точки на самолёте. Первая - это центр тяжести. Про нее все знают, но я все равно напомню: это такая точка, куда условно помещают силу тяжести данного тела; ее основное свойство в том, что сила тяжести, помещенная в эту точку, не создаёт вращающего момента. Поэтому, если центр тяжести находится ровно над опорой, тело удержится в равновесии на этой опоре.

Вторая точка - это аэродинамический фокус. Это такая точка, куда можно условно поместить подъемную силу и при этом подъемная сила не будет создавать момента. Как центр тяжести, только для подъемной силы. Две эти точки могут по-разному располагаться относительно друг друга и от их взаимного положения зависит поведение самолета.

Рассмотрим первый случай: фокус расположен ЗА центром тяжести, ближе к хвосту самолёта. А теперь проведем стандартное испытание динамики самолёта: малое увеличение угла атаки (порыв ветра в днище самолёта), при условии, что самолёт сбалансирован в прямолинейном горизонтальном полете. При увеличении угла атаки возрастает подъемная сила (которая приложена в точке фокуса), следовательно, хвост самолёта начнет подниматься, уменьшая угол атаки (а с ним и подъемную силу). Т.е. после кратковременного возмущения самолёт вернулся в устойчивое положение сам, без дополнительных действий от летчика.

Три схемы взаимного расположения центра тяжести и фокуса, стрелками обозначены моменты, которые создает подъемная сила крыла. Су-27 - статически неустойчив. И-16 - близок статической нейтральности. Ла-7 - статически устойчив
Три схемы взаимного расположения центра тяжести и фокуса, стрелками обозначены моменты, которые создает подъемная сила крыла. Су-27 - статически неустойчив. И-16 - близок статической нейтральности. Ла-7 - статически устойчив

Самолёт, в котором фокус расположен за центром тяжести, называется статически устойчивым. Главный плюс такого самолёта - летчик может поставить рули в балансировочное положение и уйти, самолёт продолжит лететь и с малыми возмущениями справится сам (примечание: разумеется, никакой летчик во время полета свое место не покинет, но никто не запрещал мне утрировать). Все транспортные и пассажирские самолёты статически устойчивы, это очень сильно повышает их безопасность.

Второй случай: расположение фокуса совпадает с центром тяжести, так называемая статическая нейтральность. В этом случае при малом
изменении угла атаки самолёт не вернётся в балансировочное положение, но и уходить от него не будет. Этот самолёт прочувствует на себе все возмущения атмосферы, но он все ещё относительно безопасен, и слушается рулей (и ветров тоже).

Третий случай, самый интересный: фокус расположен ПЕРЕД центром тяжести, ближе к носу. А теперь то же самое испытание, малое увеличение угла атаки. Подъемная сила закономерно увеличивается, вот только теперь она приложена перед центром тяжести и поднимает нос, увеличивая угол атаки ещё больше. Если опоздать с парированием возмущения, самолёт опрокидывается. Такой самолёт называют статически неустойчивым, и вот так он реагирует буквально на все, на любой атмосферных чих в свою сторону. В каждую секунду он пытается опрокинуться в случайном направлении (потому что порывы ветра тоже случайны). А теперь вспомним, что летчик человек, и ему нужно время, чтобы среагировать на изменение положения самолёта. А ещё вспомним про то, что существует (аппаратное) запаздывание системы управления, и убрать его нельзя. Ну и до кучи: в процессе полета у самолёта как минимум меняется положение центра тяжести (топливо выработалось, ракеты отстрелили), а значит, реакция на возмущения атмосферы и на отклонения рулей (на само управление) тоже будет меняться. Итог: человек физически не способен управлять таким самолётом.

И тем не менее, абсолютно все современные истребители статически неустойчивы. Когда я узнала об этом, то у меня возникли два вопроса:


1)Как они тогда летают?

2) Нахрена так мучиться?

А теперь по порядку:

Ответ на первый вопрос был в начале заметки: статически неустойчивые самолёты летают трудами инженеров, ответственных за систему автоматического управления. Эти полубезумные гении собирают многоуровневые системы фантастической сложности и превращают самолёт в динамически устойчивый. Динамически устойчивый - он статически неустойчивый, но ощущается летчиком и управляется как устойчивый. Шаманские танцы с бубном и под мухоморами с кофе перед компом с будущей САУ творят чудеса.

А теперь второй вопрос: нахрена это все надо? Зачем так заморачиваться с суперсложной САУ и за что мы платим безопасностью? Как оказалось, статическая неустойчивость даёт очень вкусные для военных плюшки, которые перевешивают недостатки:

Первая плюшка. В динамике полета понятия устойчивость и управляемость в некотором роде антагонисты. Чем больше устойчивость, тем больше нужно приложить усилий, чтобы вывести самолёт из положения равновесия, следовательно, тем хуже управляемость. Транспортным самолётам не нужно крутить фигуры высшего пилотажа, для них безопасность важнее. А вот у военных все ровно наоборот. Статически неустойчивые самолёты ультраманевренные. Неспособность самолёта хоть сколько-нибудь долго оставаться в одном положении сильно мешает в длительном горизонтальном полете, но в воздушном бою она даёт +100 к маневренности и шансам выжить.

Вторая плюшка. Фокус самолёта тоже не стоит на месте, и чем больше скорость, тем больше он отползает назад, к хвосту. На дозвуке это ещё не заметно, а вот при превышении скорости звука это начинает играть существенную роль. Если фокус ползет на неустойчивом самолете, то такой самолёт просто потихоньку будет приближаться к статической нейтральности. А вот на устойчивом самолёте фокус уползет ещё дальше и самолёт станет слишком устойчивым. Он просто перестанет реагировать на рули до тех пор, пока скорость не уменьшится.

И третья плюшка: дополнительная подъемная сила. Вот тут будет сложно, следите за руками. На статически устойчивом самолёте фокус
расположен за центром тяжести. Из-за этого при полете появляется пикирующий момент: подъемная сила действует ближе к хвосту и опускает нос. Чтобы самолёт не упал, пикирующий момент нужно сбалансировать таким же по величине кабрирующим (направленным на поднятие носа). Балансировочный момент создаётся на горизонтальном оперением, которое в классической схеме расположено на хвосте. Чтобы момент был направлен на кабрирование, нужно, чтобы сила на ГО была направлена вниз (на опускание хвоста и поднимание носа).

Схема балансировки статически устойчивого самолета
Схема балансировки статически устойчивого самолета

Таким образом, часть подъемной силы самолёта (направленной вверх) съедается балансировкой (сила на ГО направлена вниз). Это называется потери на балансировку. Для транспортников эти потери не критичны, там безопасность важнее, и крыло там огромное. А вот у сверхзвуковых истребителей ситуация обратная: крыло у них маленькое и подъемной силы всегда в обрез (кто хочет посмотреть на апофигей маленьких крыльев и недостатка подъемной силы - гуглите фотки Lockheed F-104 Starfighter). И вот тут неустойчивая компоновка выручает: у нее фокус перед центром тяжести, подъемная сила создаёт кабрирующий момент, а балансировочный момент должен быть пикирующим и создаваться на хвосте силой, направленной вверх. Т.о., при статически неустойчивой компоновке потерь на балансировку нет, наоборот, горизонтальное оперение создаёт дополнительную подъемную силу, которая помогает самолёту лететь.

Схема балансировки статически неустойчивого самолета
Схема балансировки статически неустойчивого самолета

Поэтому уважайте пилотов истребителей, они летают на том, что каждую секунду может их убить. А ещё больше уважайте инженеров,
которые ценой своего ментального здоровья сделали возможным и даже относительно безопасным такой полет.

Автор: Лиза Гладышева

Оригинал

Комментарии (95)


  1. Flammmable
    30.08.2024 13:27
    +20

    Словил майндфак )))
    Первая (не считая КДПВ) картинка - с 82 страницы книжки 2004 года от, мягко говоря, противоречивого автора. Который, в частности, отрицает высадку американцев на Луне.


    1. babypowder
      30.08.2024 13:27

      в те же года ирак типа что-то скрывал - вполне себе заговор


    1. muxa_ru
      30.08.2024 13:27

      Который, в частности, отрицает высадку американцев на Луне.

      Как обосновывает?


      1. Flammmable
        30.08.2024 13:27

        Он, если мне не изменяет память, две книженции написал на эту тему. Сейчас помню, что она там много жаловался, что он написал в ГЕОХИ РАН, который имел отношение к исследованию лунного грунта, а его послали.


        1. muxa_ru
          30.08.2024 13:27

          Это Мухин чтоли?


          1. Flammmable
            30.08.2024 13:27

            Не подтверждаю и не опровергаю )


  1. Sabirman
    30.08.2024 13:27
    +11

    Сейчас устойчивость истребителя решается электроникой, а для пилота самолет как-будто устойчмв.


    1. Javian
      30.08.2024 13:27
      +23

      Я — «Як»,
      Истребитель,
      Мотор мой звенит.
      Небо — моя обитель.
      Но тот, который во мне сидит,
      Считает, что он — истребитель.


    1. OrAnGeFoXL
      30.08.2024 13:27
      +1

      Насколько я помню это называется "динамическая устойчивость"


    1. SadOcean
      30.08.2024 13:27
      +8

      Ну кажется в статье ровно про это и написано - динамическая устойчивость


      1. angryRamulus
        30.08.2024 13:27
        +3

        Такие и говорят "гляжу в книгу - вижу фигу".


  1. HotReset
    30.08.2024 13:27

    Кому интересна тема авиации, посоветую блог vladimir-krm (тег "авиа") на жж. Не знаю кто его ведёт сейчас, возможно - жена, раньше вёл автор.


  1. mpa4b
    30.08.2024 13:27
    +14

    Итог: человек физически не способен управлять таким самолётом.

    В начале 20ого века многие самолёты получались статически неустойчивыми (например те, у которых хвостовое оперение создавало подъёмную силу вверх), и ничего -- как-то человеки на них летали.


    1. Sly_tom_cat
      30.08.2024 13:27
      +2

      ...а какие там были скорости?


    1. acc0unt
      30.08.2024 13:27
      +13

      При очень сильной сноровке можно даже на квадрокоптере летать вручную. Совсем вручную. Не только без автоматического удержания ориентации-высоты-позиции, но и даже без динамической стабилизации. Гироскоп? Ха. Позиционирование глазами, тяга руками, PID в голове.

      Другое дело что чтобы сделать нужный алгоритм стабилизации у себя в мозгах и выучиться так летать, можно раскокать целый вагон квадрокоптеров. Что для беспилотных дронов ещё может быть приемлемо. А для огроменной крылатой дуры размером с дом, в которой пилот ещё и лично сидит - уже и одну разбить как-то не очень.

      Чем ниже стабильность, тем выше для выполнения самых базовых манёвров требования к навыкам пилота, и нагрузка на этого пилота. И чтобы пилоты не упирались в skill issue, стабилизацию отдают машинам.


      1. Wesha
        30.08.2024 13:27
        +1

        А для огроменной крылатой дуры размером с дом, в которой пилот ещё и лично сидит - уже и одну разбить как-то не очень.

        Предкам это не мешало!


    1. Merrynose
      30.08.2024 13:27

      Многие это какие? Можете привести примеры?


      1. lgorSL
        30.08.2024 13:27
        +2

        Самолёт Илья Муромец.

        Характерный период отклонения был порядка 5 секунд, пилот постоянно его "ловил".


        1. Merrynose
          30.08.2024 13:27
          +1

          Да, спасибо за интересный пример. Прочитал подробный разбор от Пышнова В.С., там довольно занимательно с аэродинамикой этого аппарата: он статически неустойчив по углу атаки, но при этом статически устойчив по перегрузке ввиду малых скоростей полёта.
          Если интересно, то вот ссылка: https://lib.ru/NTL/AVIA/PISHNOW/pyshnov.txt#%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82_%D0%98%D0%BB%D1%8C%D1%8F_%D0%9C%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%86


          1. lgorSL
            30.08.2024 13:27
            +1

            Ещё я где-то находил, кажется, мемуары Сикорского (либо кого-то, кто был рядом), там были довольно интересные истории как в полёте загорелся двигатель и кто-то из экипажа вылазил на крыло его тушить.

            И в целом чувствуется, что для самолётов устоявшихся решений не было и люди пробовали самые разные варианты.


          1. treskovvvs
            30.08.2024 13:27

            Не придётся глубоко копать, чтобы понять, что устойчивость по углу атаки и устойчивость по перегрузке - одно и то же, в любом учебнике аэродинамики это написано. Перегрузка есть отношение подъемной силы к силе тяжести, а подъемная сила как раз зависит от угла атаки. Возможно вы хотели написать об устойчивости по скорости


            1. Merrynose
              30.08.2024 13:27

              Я написал ровно так, как было написано в книге Пышнова В.С., ученого, занимавшегося аэродинамикой. Ссылку я привел выше, можете посмотреть, если интересно.


        1. Wesha
          30.08.2024 13:27

          (Характерным жестом поправляя очки на носу) Простите, Илья Муромец — это сказочный герой, а самолёт — это "Илья Муромец".


    1. OrAnGeFoXL
      30.08.2024 13:27

      Почти у всех самолётов оперение создаёт подъемную силу))) которая служит для управления самолётом и уравновешивания сил, действующих на него


      1. 0HenrY0
        30.08.2024 13:27
        +4

        Оперение в носу (схема "утка") создает подъемную силу. В "классической" схеме хвостовой стабилизатор создает отрицательную подъемную силу.


  1. AndyBuh
    30.08.2024 13:27

    Замуж! Срочно!


    1. habrolog
      30.08.2024 13:27
      +3

      Жениться вам надо, барин.


    1. vvzvlad
      30.08.2024 13:27
      +35

      А что именно вас бесит? Что девушка умная или что она умнее вас?


      1. F1eex
        30.08.2024 13:27
        +4

        Их бесит то, что мир не такой, каким должен обязан быть.


      1. randomsimplenumber
        30.08.2024 13:27
        +3

        Есть специальные теги для цитат из анекдотов? Чтобы с поддержкой уровня бородатости? ;)


        1. Squoworode
          30.08.2024 13:27
          +2

          Да: <a></a>

          Не каждый бородатый анекдот настолько смешной, чтобы помнить его.

          Кстати, ситуация напомнила анекдот про людей, которые ссылаются на анекдот, но не дают его полного текста, и котлы в аду...


          1. randomsimplenumber
            30.08.2024 13:27
            +1

            https://anekdotov.net/anekdot/all/zmzhdrsrchnzmzh.htm

            https://anekdotov.net/anekdot/all/tvtbrnzhntsvmnd.htm

            Ожидается что заинтересовавшийся сможет сам выделить ключевую фразу и через контекстное меню воззвать к Всеведущему.


            1. Squoworode
              30.08.2024 13:27
              +3

              С анекдотами никогда не угадаешь, ту ли версию, которую гугл дал в первой строке, имел в виду автор...


            1. muxa_ru
              30.08.2024 13:27

              Чтобы что-то ожидалось, надо кавычить строчку.

              Без этого, никто не обязан узнавать цитаты и аллюзии.


  1. kinall
    30.08.2024 13:27
    +24

    они летают на том, что каждую секунду может их убить.

    ...чтобы убить кого-то ещё, и побольше.

    Извините.


  1. 0x1A4
    30.08.2024 13:27
    +6

    Поиграться с разными компоновками, построить реактивный самолет и полетать на нем можно в Kerbal Space Program. Там аэродинамический фокус называется центром аэродинамических сил (англ. center of lift - CoL). Так же, кроме центра масс (center of mass - CoM) указывается центр тяги ( center of thrust - CoT)


    1. p07a1330
      30.08.2024 13:27

      SimplePlanes не щупали?
      Можете что-то скзаать в сравнение?

      Обычно его юзал для подобных проверок)


      1. AiR_WiZArD
        30.08.2024 13:27
        +6

        Когда тестировал, simple planes показался прям аркадным, симуляция на примитивнейшем уровне, хотя если учесть когда и под что разрабатывалось (под старые смартфоны), вопросы отпадают. В KSP с FAR (мод такой на продвинутую аэродинамику) все значительно сложнее, и приходится учитывать кучу параметров, самолёт, резво летающий на дозвуке, развалится при выходе на сверхзвук. В карьере этот мод практически убивает авиацию (ибо зачем часами сидеть в ангаре, чтобы собрать хоть что-то работающее, если ракету сделать быстрее и эффективнее), но в песочнице идеален в паре с advance jet engine (реалистичное управление движками)

        Из нового есть flyout, он хорош, идеальная процедурная песочница для авиации, но сложная, и пока ещё сырая


    1. NekitGeek
      30.08.2024 13:27

      Насколько знаю, есть мод делающий самолеты реалистичнее, а так там любая консервная банка полетит.


      1. Zenitchik
        30.08.2024 13:27
        +3

        А мне казалось, что проще летающую модельку из потолочки сделать, чем научить нормально летать конструкцию в Кербале...


    1. AndyLem
      30.08.2024 13:27
      +3

      Fly out в этом плане будет пореалистичнее


      1. 0x1A4
        30.08.2024 13:27
        +1

        Спасибо за наводку, не слышал про нее. Выглядит интересно.


    1. Yuriks111
      30.08.2024 13:27
      +2

      Kerbal Space Program отличный сим. Если сделаешь аппарат, который выйдет на орбиту или доберется до Луны, поймешь все основы аэродинамики. Кто-то умудряется до Марса долететь, или станцию на орбите собрать. И супер интересно)
      Обидно что KSP2 закрыли :(


      1. Zenitchik
        30.08.2024 13:27
        +1

        Вы хотели сказать "До Муны"?

        Я облетал всю систему спутников Кербина. К планетам - так и не слетал: без кербализма не интересно. И в микроконтроль ближнего космоса постоянно закапываюсь.

        Аэродинамика - точно мимо, там крыло не экранируется. Вот баллистика - более-менее, хоть и "орбитальные рельсы".

        KSP2 меня, честно говоря, не заинтересовал. Системные требования существенно больше, а интереснее - не особо.


        1. Yuriks111
          30.08.2024 13:27

          ...кербвлизм?


  1. AccountForHabr
    30.08.2024 13:27

    Что значит современным? неустойчив был тот же f-117 - почти 50 лет с тех пор прошло.


    1. sshikov
      30.08.2024 13:27
      +2

      Баллистические ракеты все статически неустойчивы. Пожалуй не 50, а все 70 уже.


      1. exTvr
        30.08.2024 13:27
        +5

        Человек, сам по себе, статически неустойчив в движении:)


        1. Retifff
          30.08.2024 13:27
          +4

          Особенно после того, как "в теле такая приятная гибкость образовалась" )


          1. exTvr
            30.08.2024 13:27
            +5

            Да и без того - один только предпочитаемый и повсеместно практикуемый метод передвижения в виде "управляемого падения" чего стоит:))


            1. Wesha
              30.08.2024 13:27
              +7

              "Выхожу я из бара — а тут асфальт как встанет и кааааак даст мне в морду!" (c)


              1. exTvr
                30.08.2024 13:27

                Сбой автоматики поддержания ориентации тушки в пространстве вследствие врождённой уязвимости км.


    1. Lexxnech
      30.08.2024 13:27
      +1

      С него прошло всего 16 - снят с вооружения в 2008. А какие-нибудь F-15 и F-16 на вооружении до сих пор, хотя они старше F-117. Мало того, F-16 несмотря на то что принят на вооружение еще в семидесятых, до сих пор является самым распространенным боевым самолетом. И даже производится, правда только на экспорт. И по недавним планам, будет оставаться на вооружении ВВС США до сороковых.


      1. Daimos
        30.08.2024 13:27
        +1

        F-15 и F-16 вряд-ли остались в таком же состоянии как и при в начале выпуска, их явно неоднократно модернизировали.

        F-117 видимо слишком дорого модернизировать и содержать.


        1. AiR_WiZArD
          30.08.2024 13:27

          Все верно, f16 block 70/72, например, совсем недавно выпустили (в конце 2010х), модификаций там огромное множество


  1. iboltaev
    30.08.2024 13:27
    +4

    ох, мы на 4м курсе такое считали, автомат стабилизации, входные данные - отклонение и его первая производная, коэффициенты по критерию Рауса-Гурвица, там вот это все. Еще запаздывание там как-то вводится, забыл уже


  1. Bedal
    30.08.2024 13:27
    +1

    А не эту ли статью я видел на Дзене с месяц-другой назад? Вроде это не в стиле хабра?


    1. Flammmable
      30.08.2024 13:27

      Стиль - стилью рознь. Как и отсутствие стиля - отсутствию стиля. Вот эта статья на 0% соответствует стилю Хабра но...


      1. nidalee
        30.08.2024 13:27

        Это еще что. Тут на день святого валентина с месяц провисела статья айтишницы "ищу мужа".

        UP: а, нет, еще висит. Так и не потерли этот срам.


        1. Flammmable
          30.08.2024 13:27
          +1

          "Ищу мужа" - разовая статья. Помещённая, кроме того, в хаб Чулан, а следовательно, не претендующая на ППА и первое место в рейтинге авторов.

          В случае же кофейных косточек это именно системное явление. Полистайте другие статьи автора.


    1. Squoworode
      30.08.2024 13:27
      +1

      Правила Хабра разрешают кросспостить собственные статьи


      1. Bedal
        30.08.2024 13:27

        да, но не сообщить при этом, что статья уже публиковалась и где публиковалась - мягко говоря, моветон.

        Была бы хоть статья приличная, а то в стиле худших бложиков, одни ахи да охи.


    1. tandzan
      30.08.2024 13:27

      Я определенно еще лет 20 назад видел на ТВ такой продвигаемый нарратив, примерный смысл был "посмотрите какие нехорошие истребители за рубежом"


    1. Yaant
      30.08.2024 13:27

      Если и не эту, то очень похожую. Я тоже где-то с месяц назад читал на Дзене. Но сейчас найти не могу.


      1. Bedal
        30.08.2024 13:27

        В том-то и дело. Мало того, что "молодая была немолода", так ещё и статья, получившая изрядную порцию критики даже на дзене, тащится на хабр без какой-либо правки.

        Стыдоба.


  1. bak
    30.08.2024 13:27
    +4

    человек физически не способен управлять таким самолётом

    Это не правда. Статически неустойчивым самолетом вполне можно управлять вручную, постоянно парируя попытки самолета отклонится в стороны. Другое дело что это не очень удобно и постоянно требует высокой концентрации внимания, намного проще когда этим управляет автомат.


    1. habrolog
      30.08.2024 13:27

      Даже на велосипеде с инверсией руля можно научиться ездить, не падая. Но, пожалуй, не нужно...


      1. Wesha
        30.08.2024 13:27
        +4

        Ездоки-на-одноколёсном-велосипеде делают ¯\_(ツ)_/¯.


    1. Merrynose
      30.08.2024 13:27
      +1

      Вопрос в режимах полёта. В каких-то диапазонах вам хватит реакции, а в каких-то уже нет. В РЛЭ того же Су-27 написано, что при отказе систем, обеспечивающих устойчивость, установить определенную скорость (сильно меньше крейсерской) и ползти на аэродром.


  1. Andy_U
    30.08.2024 13:27

    Автор, ваша настоящая фамилия, часом, не Евдокимов?


  1. bolarson
    30.08.2024 13:27

    "Поэтому уважайте пилотов истребителей, они летают на том, что каждую секунду может их убить." -- по такой логике и не пристегивающихся за рулем тоже уважать придется, и зацеперов, и дельтапланеристов...


    1. xSVPx
      30.08.2024 13:27
      +3

      Вы не видите разницы между раздолбаем, и человеком выполняющим опасную работу ?

      Спасателей тоже к зацеперам в одну группу определим ?


      1. MadeByFather
        30.08.2024 13:27
        +3

        Ну всё-таки, не работу, а службу.


        1. xSVPx
          30.08.2024 13:27
          +4

          Службу вроде бы несут, а не выполняют.

          Спасатели, кстати тоже. Неся службу выполняют опасную работу. Разве нет ?


          1. MadeByFather
            30.08.2024 13:27

            Из контекста подразумевалась не какое-то конкретное действие, а в целом вид деятельности.

            Но даже если взять за пример конкретный полет, то лично у меня не поворачивается называть это работой даже в виде просторечия - это военнослужащие, которые выполняют боевые задачи, обязанности или исполняют приказы. Но уж точно не выполняют работу по защите границ или уничтожению противника.

            И в целом коннотация между работой и службой есть - вот вы можете на работе переработать, а солдат в окопе или спасетель на пожаре не может. И по своей воле они тоже мало что могут делать, у них служба для кого-то и с какой-то целью - как правило, для государства (= других граждан)


    1. JediPhilosopher
      30.08.2024 13:27
      +1

       и дельтапланеристов..

      А вот сейчас обидно было

      парапланерист


      1. TIEugene
        30.08.2024 13:27

        Ну, парапланеристам с мягким крылом чем париться-то.
        А вот дельтапланерам с полужестким S-образным крылом и плавающим аэродинамическим фокусом как-то немного сложнее.


      1. RTFM13
        30.08.2024 13:27

        А чего сразу обижаться?

        Уваже́ние — субъективная позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности, чувство почтения кого-либо.

        Ну развлекаетесь вы полетами на тряпочке с верёвочками. Какие такие у вас заслуги, что я перед вами должен почтение испытывать?

        Большинству ваше увлечение до лампочки, смиритесь.


  1. RTFM13
    30.08.2024 13:27
    +2

    На статически устойчивом самолёте фокус

    расположен за центром тяжести. Из-за этого при полете появляется пикирующий момент:

    Што? Вы только что писали, что устойчивый (по тангажу?) срмолёт никуда не пикирует.

    Вы, похоже попутали устойчивость и центровку.

    А.фокуус это точка приложения не подъемной силы, а приращения подъемной силы при изменении угла атаки. (повторять до прояснения)

    Центровку да, стараются на крейсерском режиме держать нулевой (т.к. у стабилизатора симметричный или близкий к симметричному профиль) или слегка задней. Как раз у больших транспортников и пассажирских, т.к. они горючки много жрут.

    И сложность там в большом диапазоне скоростей.

    А на сверхзвуке там вообще аэродинамика по другим совсем законам работает.

    Это такая точка, куда можно условно поместить подъемную силу и при этом подъемная сила не будет создавать момента.

    Подъемная сила не создаёт момента если приложена к точке на одной прямой с силой тяжести. Хотя правильнее было бы сказать вертикальная составляющая полной аэродинамической силы.

    никакой летчик во время полета свое место не покинет


    1. Merrynose
      30.08.2024 13:27

      Центровку да, стараются на крейсерском режиме держать нулевой (т.к. у стабилизатора симметричный или близкий к симметричному профиль)

      Какая связь между центровкой и профилем стабилизатора??

      И что такое "нулевая центровка"?


      1. RTFM13
        30.08.2024 13:27

        Симметричный профиль стабилизатора имеет меньшее аэродинамическое качество, по этому им не выходно создавать большую подъемную силу на крейсерском режиме. Нулевая, когда стабилизатор не создает подъемной силы. Всё это на крейсерском режиме, разумеется.


        1. Merrynose
          30.08.2024 13:27

          Смотрите, диапазон эксплуатационных центровок современных гражданских самолетов находится в диапазоне около 15%-30% САХ, то есть крыло всегда будет создавать пикирующий момент.

          Соответственно, горизонтальное оперение будет вынуждено создавать отрицательную подъемную силу для балансировки самолета. По другому никак.


          1. RTFM13
            30.08.2024 13:27

            Не убедительно.

            Из авиамодельного детства припоминаю цифру расположения ЦД в районе 25% САХ. Т.е. уже в ваш диапазон попадает. А там еще кабрирующий момент от двигателей.


  1. papa_inura
    30.08.2024 13:27
    +13

    Современным автомобилем никто не может управлять. Инженером пришлось танцевать с бубном и выдумывать сход-развал, специальную подвеску, рулевую систему, усилители. Ну вы поняли.


  1. Merrynose
    30.08.2024 13:27
    +2

    Я бы добавил, что на некоторых современных дальнемагистральных пассажирских самолётах, после взлета при помощи перекачки топлива в специальный балансировочный бак в хвосте, смещают центровку назад, для снижения потерь на балансировку в длительном полете.