Scratch – визуальный язык программирования для детей, а еще среда, в которой школьники в геймифицированной форме учатся создавать программы в виде игр, мультфильмов и анимации с помощью блоков. Такой подход очень увлекает и поддерживает интерес к написанию кода: ребята уверенно движутся в направлении IT от одной ступени к другой.

Аргумент в пользу работы с языком в раннем возрасте, на мой взгляд, следующий: игровая форма. Именно она вовлекает в учебный процесс и стимулирует заинтересованность каждого ребенка в освоении программирования.

На языке «Скретч» можно писать разные игры 

Хочу отметить игру Friday Night Funkin’ и сказать, что ее можно сделать с помощью Scratch! FNF – это популярная ритм-игра: задача сводится к тому, чтобы пройти несколько музыкальных уровней и одержать победу над несколькими противниками с помощью танцев. Главный персонаж – Boyfriend, взаимно влюбленный в Girlfriend, но счастливому союзу мешает Daddy Dearest – отец девушки. Игрок должен пройти все музыкальные уровни, чтобы убедить отца в искренности своих намерений и завоевать благосклонность.

Интересно? Тогда хочу предложить вам создать Friday Night Funkin’ с помощью короткой и простой инструкции по Scratch для детей. 

Урок подготовила школа Pixel специально для школьников от 8 лет и старше. Вы можете пройтись по туториалу, а также посмотреть видеоинструкцию, вы найдете ее ниже в статье. Если ребенок еще совсем не знаком со Scratch, то посмотрите сначала пошаговые уроки, где разбирается база.

Делаем FNF на языке «Скретч»

Основная задача игры, которую нам предстоит сделать, – попадать стрелочками на клавиатуре в высвечивающиеся «подсказки»: это заставит персонажа Boyfriend двигаться под музыку. 

Давайте вместе повторим FNF и начнем именно со стрелок:

  1. Открываем Scratch, переходим в спрайты.

  2. Создаем первую стрелку. Для этого нарисуем прямоугольник без заливки, но сохраним контур и растянем фигуру по горизонтали. Теперь нам нужно изобразить стрелку. Выбираем инструмент «Изменение точек» и ставим их так, как показано в видео

Создание стрелки в редакторе
Создание стрелки в редакторе

Правая стрелка готова. Переименуем ее соответствующим образом и закрасим серым цветом. Затем потребуется продублировать полученную стрелку и сделать ее светлее. Используем имя «Вправо 2». Суть такова: обычное состояние стрелки обозначается серым цветом, который при условии попадания в трафарет будет становиться более светлым.

Теперь давайте сделаем еще 3 спрайта для обозначения движения персонажа в левую сторону, а также вверх и вниз. С помощью внутреннего визуального редактора:

  1. Копируем изображения.

  2. Переносим их на новые спрайты.

  3. Устанавливаем корректные названия.

А теперь давайте сделаем активные стрелочки, которые, как в FNF, будут показываться снизу:

  1. Копируем костюм «Вправо» и называем его «Игровые стрелки».

  2. Пишем команды для трафаретов. Для первой стрелки, обозначающей движение в правую сторону, блочный код будет таким: когда флажок нажат, перейти в 134 115 и изменить цвет костюма на темный («Вправо»). Движение влево программируем так же, но меняем координаты и пишем 35 и 115. С верхней и нижней стрелочками работаем по той же схеме и устанавливаем следующие цифры: −122 и 115, −47 и 115 соответственно. Не забудьте об изменении цветов!

Создание программы для стрелки «Вправо»
Создание программы для стрелки «Вправо»

Теперь хочу рассказать, как запрограммировать основу игры FNF. Нам нужно:

  1. Создать условие для игровой стрелки. Какое – можно увидеть в уроке Scratch для детей.

  2. Использовать бесконечный цикл и написать программу создания клонов с задержкой. Чтобы сделать последнюю, нужно выбрать оператор случайных чисел и установить промежуток от трех до пяти.

  3. Написать команду такого вида: когда я начинаю как клон, показаться, повторять всегда и активировать бесконечный цикл.

  4. Создать переменную «Номер костюма». Она будет определять направление каждой новой вылетающей стрелки. Значения переменных, обозначающих костюмы в цикле, нужно установить в диапазоне от одного до четырех.

Создание условия для игровой стрелки
Создание условия для игровой стрелки

Далее создаем условия. Потребуется 4. Первое следующее: если номер костюма, случайно выбранного, равен единице, то направление стрелки – вправо, и нужно изменить цвет на серый. Так же поступаем с другими стрелочками.

Теперь давайте установим координаты трафарета 134 и −168, а также зададим команду: после совпадения движения персонажа с требуемым направлением нужно плыть одну секунду вверх. Установим новую координату Y и присвоим ей значение 240.

Создание условий
Создание условий

Так же поступаем и с другими костюмами. Подробно об этом рассказано в уроке программирования в среде «Скретч» для детей. Обязательно посмотрите видео, чтобы узнать о:

  • Программировании подсчета очков;

  • Добавлении фона и персонажа, костюма для него, а также звуков.

Я понимаю, что воспринимать инструкцию в виде текста сложно, поэтому хочу порекомендовать именно видео: его просмотр поможет на наглядных примерах увидеть, что и как нужно делать. Достаточно повторять все действия за преподавателем, чтобы все получилось.

Я верю, что вы справитесь! А если хочется научиться работать с языком на уровне опытного пользователя, стоит задуматься об обучении на курсах. Мы в школе Pixel проводим онлайн-занятия по Scratch как для младших школьников (6-9 лет), так и для детей постарше (8-12 лет).

Теперь хочу поговорить о том, чем язык «Скретч» полезен для детей.

Плюсы обучения детей программированию на языке Scratch

Игра FNF на Scratch — такой проект должен получиться в конце
Игра FNF на Scratch — такой проект должен получиться в конце

В первую очередь хочу отметить, что программа «Скретч» предназначена именно для детей: в ней они на примере использования ярких блоков и простых команд обучаются основам написания кода. Вместе с тем школьники постигают базовые принципы программирования:

  • Логику. Ни один код не может быть хаотичным: обязательны последовательности и связи. Понимание этого факта подготавливает детей к освоению более сложных языков: текстовых, а не визуальных;

  • Простоту. Уроки программирования на «Скретче» для детей приводят их к пониманию принципа KISS (Keep it Simple, Stupid). Люди, профессионально владеющие продвинутыми языками, говорят о следующем: совершенный код – это максимально простая программа, от которой нечего отнять. Поэтому именно упрощение – способ исключить множество ошибок. А потому как блочное программирование в среде Scratch для детей – это действительно просто, KISS усваивается ими с легкостью.

Хочу отметить, что рассматриваемый язык лишь помогает погружаться в основы и поддерживает интерес к теме написания кода. Это отличный старт для ребят, увлекающихся геймингом и разработкой. Бесплатные уроки программирования на «Скретче» становятся для детей первым шагом, постепенно формирующим устойчивый интерес к другим языкам, используемым профессиональными разработчиками.

Теперь предлагаю остановиться на более конкретных плюсах и выделить 4 основных преимущества направления.

1. Погружение в среду так называемых скретчеров

Коллекция опубликованных проектов в сообществе скретчеров
Коллекция опубликованных проектов в сообществе скретчеров

Программирование на Scratch онлайн – это возможность присоединиться к многомиллионному сообществу начинающих и опытных разработчиков. На платформе проводят время даже увлеченные взрослые, обучающие своих детей написанию кода. 

Только в 2023 году количество новых пользователей платформы составило около трех млн. При этом опубликованных проектов было на 500 тысяч больше. Их можно просматривать, обсуждать, брать за основу, смотреть исходный блочный код и не только.

Встроенный визуальный редактор, возможность создавать игры и истории, а также взаимодействовать с другими начинающими скретчерами – огромное преимущество: благодаря этому каждый ребенок, постигающий основы программирования на Scratch, вовлекается в уникальную развивающую среду.

2. Возможность самообучения с нуля

Scratch Wiki
Scratch Wiki

Начать осваивать программирование на Scratch можно бесплатно: для детей предусмотрены обучающие и дискуссионные форумы, а также Wiki. Там ребята обмениваются опытом, задают друг другу вопросы, а также вместе выполняют простые и сложные проекты.

А еще можно начать учиться с помощью подборок бесплатных видеоуроков:

3. Формирование устойчивого интереса к написанию кода через вовлечение в игровой процесс

Сначала программирование на Scratch онлайн становится для детей лишь развлечением: они с небольшой охотой пишут код, с интересом лишь открывают чужие проекты и играют. Спустя время приходит понимание того, что можно делать так же и даже лучше: осознание возможности стать разработчиком увлекает и пробуждает заинтересованность в создании игр с нуля.

Все начинается с малого: сначала ребенок пытается менять чужой блочный код, допускает ошибки, а потом смотрит обучающие видео, задает вопросы на форумах и начинает писать полноценные визуальные программы сам. Все это становится надежной основой дальнейшего обучения, а также стойкого интереса, возможного благодаря самостоятельному бесплатному программированию на Scratch.

4. Ускорение общего умственного развития

Бесплатные руководства по созданию проектов на сайте Scratch
Бесплатные руководства по созданию проектов на сайте Scratch

Писать код – значит думать. И это как нельзя лучше описывает уроки программирования на «Скретче» для детей онлайн. Ребята активно думают, когда учатся использовать блоки, прописывать условия и более сложные команды, а также реализовывать внутреннюю логику собственных проектов.

А еще обучение детей языку «Скретч» улучшает понимание ряда школьных предметов: геометрии, общей математики. Это возможно благодаря знакомству с фигурами, координатами и другими важными терминами и понятиями. В результате каждый ребенок начинает лучше учиться в школе, подтягивает успеваемость в целом.

Давайте подведем итог и еще раз отметим образовательный потенциал рассмотренного направления, ведь самостоятельное бесплатное обучение детей Scratch или занятия на курсах:

  • Приближают детей к пониманию основных принципов грамотного программирования – логики и простоты;

  • Погружают в азы и подготавливают к освоению более сложных языков;

  • Учат взаимодействовать с такими же начинающими программистами и разработчиками игр;

  • Формируют устойчивый интерес к написанию кода;

  • Активизируют мышление, прокачивают ум и ускоряют общее развитие.

Так, детское программирование на Scratch – не просто увлечение, а полноценный способ подготовить ребенка к профессиональному будущему и сформировать устойчивый интерес к IT. Поэтому задача родителей юных геймеров, интересующихся разработкой на рассмотренном языке, – помощь детям и поддержка их стремлений. 

Поделитесь опытом и советами в комментариях: с какого языка начинали вы, было ли сложно, подходит ли Scratch на роль первого языка программирования для детей? 

Комментарии (0)