Scratch – визуальный язык программирования для детей, а еще среда, в которой школьники в геймифицированной форме учатся создавать программы в виде игр, мультфильмов и анимации с помощью блоков. Такой подход очень увлекает и поддерживает интерес к написанию кода: ребята уверенно движутся в направлении IT от одной ступени к другой.
Аргумент в пользу работы с языком в раннем возрасте, на мой взгляд, следующий: игровая форма. Именно она вовлекает в учебный процесс и стимулирует заинтересованность каждого ребенка в освоении программирования.
На языке «Скретч» можно писать разные игры
Хочу отметить игру Friday Night Funkin’ и сказать, что ее можно сделать с помощью Scratch! FNF – это популярная ритм-игра: задача сводится к тому, чтобы пройти несколько музыкальных уровней и одержать победу над несколькими противниками с помощью танцев. Главный персонаж – Boyfriend, взаимно влюбленный в Girlfriend, но счастливому союзу мешает Daddy Dearest – отец девушки. Игрок должен пройти все музыкальные уровни, чтобы убедить отца в искренности своих намерений и завоевать благосклонность.
Интересно? Тогда хочу предложить вам создать Friday Night Funkin’ с помощью короткой и простой инструкции по Scratch для детей.
Урок подготовила школа Pixel специально для школьников от 8 лет и старше. Вы можете пройтись по туториалу, а также посмотреть видеоинструкцию, вы найдете ее ниже в статье. Если ребенок еще совсем не знаком со Scratch, то посмотрите сначала пошаговые уроки, где разбирается база.
Делаем FNF на языке «Скретч»
Основная задача игры, которую нам предстоит сделать, – попадать стрелочками на клавиатуре в высвечивающиеся «подсказки»: это заставит персонажа Boyfriend двигаться под музыку.
Давайте вместе повторим FNF и начнем именно со стрелок:
Открываем Scratch, переходим в спрайты.
Создаем первую стрелку. Для этого нарисуем прямоугольник без заливки, но сохраним контур и растянем фигуру по горизонтали. Теперь нам нужно изобразить стрелку. Выбираем инструмент «Изменение точек» и ставим их так, как показано в видео.
Правая стрелка готова. Переименуем ее соответствующим образом и закрасим серым цветом. Затем потребуется продублировать полученную стрелку и сделать ее светлее. Используем имя «Вправо 2». Суть такова: обычное состояние стрелки обозначается серым цветом, который при условии попадания в трафарет будет становиться более светлым.
Теперь давайте сделаем еще 3 спрайта для обозначения движения персонажа в левую сторону, а также вверх и вниз. С помощью внутреннего визуального редактора:
Копируем изображения.
Переносим их на новые спрайты.
Устанавливаем корректные названия.
А теперь давайте сделаем активные стрелочки, которые, как в FNF, будут показываться снизу:
Копируем костюм «Вправо» и называем его «Игровые стрелки».
Пишем команды для трафаретов. Для первой стрелки, обозначающей движение в правую сторону, блочный код будет таким: когда флажок нажат, перейти в 134 115 и изменить цвет костюма на темный («Вправо»). Движение влево программируем так же, но меняем координаты и пишем 35 и 115. С верхней и нижней стрелочками работаем по той же схеме и устанавливаем следующие цифры: −122 и 115, −47 и 115 соответственно. Не забудьте об изменении цветов!
Теперь хочу рассказать, как запрограммировать основу игры FNF. Нам нужно:
Создать условие для игровой стрелки. Какое – можно увидеть в уроке Scratch для детей.
Использовать бесконечный цикл и написать программу создания клонов с задержкой. Чтобы сделать последнюю, нужно выбрать оператор случайных чисел и установить промежуток от трех до пяти.
Написать команду такого вида: когда я начинаю как клон, показаться, повторять всегда и активировать бесконечный цикл.
Создать переменную «Номер костюма». Она будет определять направление каждой новой вылетающей стрелки. Значения переменных, обозначающих костюмы в цикле, нужно установить в диапазоне от одного до четырех.
Далее создаем условия. Потребуется 4. Первое следующее: если номер костюма, случайно выбранного, равен единице, то направление стрелки – вправо, и нужно изменить цвет на серый. Так же поступаем с другими стрелочками.
Теперь давайте установим координаты трафарета 134 и −168, а также зададим команду: после совпадения движения персонажа с требуемым направлением нужно плыть одну секунду вверх. Установим новую координату Y и присвоим ей значение 240.
Так же поступаем и с другими костюмами. Подробно об этом рассказано в уроке программирования в среде «Скретч» для детей. Обязательно посмотрите видео, чтобы узнать о:
Программировании подсчета очков;
Добавлении фона и персонажа, костюма для него, а также звуков.
Я понимаю, что воспринимать инструкцию в виде текста сложно, поэтому хочу порекомендовать именно видео: его просмотр поможет на наглядных примерах увидеть, что и как нужно делать. Достаточно повторять все действия за преподавателем, чтобы все получилось.
Я верю, что вы справитесь! А если хочется научиться работать с языком на уровне опытного пользователя, стоит задуматься об обучении на курсах. Мы в школе Pixel проводим онлайн-занятия по Scratch как для младших школьников (6-9 лет), так и для детей постарше (8-12 лет).
Теперь хочу поговорить о том, чем язык «Скретч» полезен для детей.
Плюсы обучения детей программированию на языке Scratch
В первую очередь хочу отметить, что программа «Скретч» предназначена именно для детей: в ней они на примере использования ярких блоков и простых команд обучаются основам написания кода. Вместе с тем школьники постигают базовые принципы программирования:
Логику. Ни один код не может быть хаотичным: обязательны последовательности и связи. Понимание этого факта подготавливает детей к освоению более сложных языков: текстовых, а не визуальных;
Простоту. Уроки программирования на «Скретче» для детей приводят их к пониманию принципа KISS (Keep it Simple, Stupid). Люди, профессионально владеющие продвинутыми языками, говорят о следующем: совершенный код – это максимально простая программа, от которой нечего отнять. Поэтому именно упрощение – способ исключить множество ошибок. А потому как блочное программирование в среде Scratch для детей – это действительно просто, KISS усваивается ими с легкостью.
Хочу отметить, что рассматриваемый язык лишь помогает погружаться в основы и поддерживает интерес к теме написания кода. Это отличный старт для ребят, увлекающихся геймингом и разработкой. Бесплатные уроки программирования на «Скретче» становятся для детей первым шагом, постепенно формирующим устойчивый интерес к другим языкам, используемым профессиональными разработчиками.
Теперь предлагаю остановиться на более конкретных плюсах и выделить 4 основных преимущества направления.
1. Погружение в среду так называемых скретчеров
Программирование на Scratch онлайн – это возможность присоединиться к многомиллионному сообществу начинающих и опытных разработчиков. На платформе проводят время даже увлеченные взрослые, обучающие своих детей написанию кода.
Только в 2023 году количество новых пользователей платформы составило около трех млн. При этом опубликованных проектов было на 500 тысяч больше. Их можно просматривать, обсуждать, брать за основу, смотреть исходный блочный код и не только.
Встроенный визуальный редактор, возможность создавать игры и истории, а также взаимодействовать с другими начинающими скретчерами – огромное преимущество: благодаря этому каждый ребенок, постигающий основы программирования на Scratch, вовлекается в уникальную развивающую среду.
2. Возможность самообучения с нуля
Начать осваивать программирование на Scratch можно бесплатно: для детей предусмотрены обучающие и дискуссионные форумы, а также Wiki. Там ребята обмениваются опытом, задают друг другу вопросы, а также вместе выполняют простые и сложные проекты.
А еще можно начать учиться с помощью подборок бесплатных видеоуроков:
3. Формирование устойчивого интереса к написанию кода через вовлечение в игровой процесс
Сначала программирование на Scratch онлайн становится для детей лишь развлечением: они с небольшой охотой пишут код, с интересом лишь открывают чужие проекты и играют. Спустя время приходит понимание того, что можно делать так же и даже лучше: осознание возможности стать разработчиком увлекает и пробуждает заинтересованность в создании игр с нуля.
Все начинается с малого: сначала ребенок пытается менять чужой блочный код, допускает ошибки, а потом смотрит обучающие видео, задает вопросы на форумах и начинает писать полноценные визуальные программы сам. Все это становится надежной основой дальнейшего обучения, а также стойкого интереса, возможного благодаря самостоятельному бесплатному программированию на Scratch.
4. Ускорение общего умственного развития
Писать код – значит думать. И это как нельзя лучше описывает уроки программирования на «Скретче» для детей онлайн. Ребята активно думают, когда учатся использовать блоки, прописывать условия и более сложные команды, а также реализовывать внутреннюю логику собственных проектов.
А еще обучение детей языку «Скретч» улучшает понимание ряда школьных предметов: геометрии, общей математики. Это возможно благодаря знакомству с фигурами, координатами и другими важными терминами и понятиями. В результате каждый ребенок начинает лучше учиться в школе, подтягивает успеваемость в целом.
Давайте подведем итог и еще раз отметим образовательный потенциал рассмотренного направления, ведь самостоятельное бесплатное обучение детей Scratch или занятия на курсах:
Приближают детей к пониманию основных принципов грамотного программирования – логики и простоты;
Погружают в азы и подготавливают к освоению более сложных языков;
Учат взаимодействовать с такими же начинающими программистами и разработчиками игр;
Формируют устойчивый интерес к написанию кода;
Активизируют мышление, прокачивают ум и ускоряют общее развитие.
Так, детское программирование на Scratch – не просто увлечение, а полноценный способ подготовить ребенка к профессиональному будущему и сформировать устойчивый интерес к IT. Поэтому задача родителей юных геймеров, интересующихся разработкой на рассмотренном языке, – помощь детям и поддержка их стремлений.
Поделитесь опытом и советами в комментариях: с какого языка начинали вы, было ли сложно, подходит ли Scratch на роль первого языка программирования для детей?