Автор статьи: Дарья Римарович
В GameDev с 2018-го года. Специализируется на нарративе в мобильных играх.
Нарративный дизайн – это не только создание захватывающих историй и убедительных персонажей, но и тщательная работа по координации и документированию всех элементов, которые формируют повествование игры. Важность технической документации, локализации и организации работы в команде нельзя недооценивать. Это те аспекты, которые часто остаются за кадром, но без них создание успешного игрового проекта становится практически невозможным.
В этой статье мы разберем, какие виды документации необходимы нарративному дизайнеру, почему скрупулезность и точность в их ведении так важны, а также последствия плохого ведения документации с конкретными примерами.
Виды документации для нарративного дизайнера
-
Сценарная библия
Описание: Сценарная библия – это основной документ, содержащий всю необходимую информацию о мире игры, сюжете, персонажах и ключевых событиях.
-
Содержание:
Логлайн: Краткое и емкое описание сюжета игры в одном предложении, которое должно передать суть и основной конфликт истории. Например: "В постапокалиптическом мире одинокий странник борется за выживание, сталкиваясь с внутренними демонами и внешними угрозами."
Синопсис: Более подробное изложение сюжета, включающее основные сюжетные арки и ключевые события. Синопсис помогает всей команде понять основное направление истории и ее ключевые повороты.
Основной сюжет: Подробное описание главной сюжетной линии, включая начало, развитие, кульминацию и завершение.
Подсюжеты и побочные квесты: Описание всех второстепенных историй и квестов, которые поддерживают основной сюжет.
Мир игры: Детализированное описание мира, включая его историю, культуру, географию и т.д.
Тон и стиль: Указания на стиль повествования и атмосферу, которую нужно передать через игру.
Зачем нужна: Сценарная библия обеспечивает единое понимание сюжета и мира игры для всех членов команды, что помогает избежать несоответствий и ошибок.
-
Биографии персонажей
Описание: Биографии персонажей содержат подробную информацию о всех главных и второстепенных персонажах игры.
-
Содержание:
Имя, возраст, пол и внешность: Основная информация о персонаже, включая его физические характеристики и особенности.
Предыстория: Биографические данные, включая важные события из жизни персонажа, которые сформировали его личность и мотивации.
Характер и мотивация: Описание личностных качеств, сильных и слабых сторон, а также основных мотиваций персонажа.
Роль в сюжете: Объяснение, какую роль персонаж играет в основной и второстепенных сюжетных линиях.
Отношения с другими персонажами: Описание взаимодействий и отношений с другими ключевыми персонажами игры.
Цитаты и реплики: Примеры характерных высказываний, которые помогают лучше понять личность и стиль общения персонажа.
Зачем нужна: Биографии помогают сценаристам и художникам создавать консистентные и правдоподобные персонажи, а также обеспечивают единое понимание их ролей и мотиваций.
-
Таблицы и схемы
Описание: Таблицы и схемы используются для визуализации и систематизации информации о сюжете, персонажах, квестах и т.д.
-
Содержание:
Таймлайны событий: Графическое отображение ключевых событий в игре, показывающее их последовательность и взаимосвязи.
Таблицы квестов: Описание всех квестов, их целей, наград и условий выполнения, а также взаимосвязей между ними.
Схемы взаимодействий персонажей: Графическое отображение связей и взаимодействий между персонажами, помогающее лучше понять их отношения и динамику.
Зачем нужны: Таблицы и схемы помогают упорядочить информацию, делают ее более наглядной и доступной для всех членов команды, что облегчает координацию и понимание процесса разработки.
-
Диалоговые скрипты
Описание: Диалоговые скрипты содержат все реплики персонажей в игре, включая основные сюжетные диалоги и побочные разговоры.
-
Содержание:
Реплики персонажей: Текст всех диалогов, разделенный по персонажам.
Контекст диалога: Описание ситуации, в которой происходит диалог, включая настройку сцены и мотивации персонажей.
Варианты ответов: Возможные реплики игрока и реакции на них персонажей, что помогает создавать нелинейные диалоги и варианты развития сюжета.
Зачем нужны: Диалоговые скрипты необходимы для записи озвучки, а также для интеграции диалогов в игру. Они обеспечивают последовательность и логичность разговоров.
-
Технические документы
Описание: Технические документы описывают особенности и требования к реализации нарративных элементов в игре.
-
Содержание:
Спецификации квестов и событий: Подробные описания требований к реализации квестов и игровых событий, включая их технические аспекты.
Требования к интеграции: Описание технических требований для интеграции нарративных элементов в игру (например, анимации, триггеры диалогов и т.д.).
Инструкции по использованию инструментов: Руководства по использованию различных инструментов для создания и редактирования нарративных элементов.
Зачем нужны: Технические документы помогают разработчикам и другим членам команды правильно и эффективно интегрировать нарративные элементы в игру, избегая технических проблем и ошибок.
-
Документы по локализации
Описание: Документы по локализации содержат информацию, необходимую для перевода и адаптации игры для разных регионов.
-
Содержание:
Перевод текстов: Все тексты, которые нужно перевести (диалоги, меню, подсказки и т.д.).
Аннотации и глоссарий: Объяснения специфических терминов и понятий, которые могут быть непонятны переводчикам.
Культурные особенности: Информация о культурных аспектах, которые нужно учитывать при локализации.
Зачем нужны: Документы по локализации обеспечивают точность и качество перевода, помогая избежать недоразумений и ошибок, связанных с культурными различиями.
Важность скрупулезности и точности в работе с нарративной документацией
Тщательная и точная документация – это основа успешного нарративного дизайна. Несоответствия или ошибки в документации могут привести к путанице, потере времени и ресурсов, а также к ухудшению качества конечного продукта. Вот почему так важно уделять внимание деталям и поддерживать актуальность всех документов на протяжении всего процесса разработки.
Единое понимание: Документация обеспечивает единое понимание сюжета, персонажей и мира игры для всех членов команды, что помогает избежать недоразумений и ошибок.
Координация работы: Тщательная документация облегчает координацию работы между различными отделами (например, сценаристами, художниками, программистами и т.д.), обеспечивая последовательность и логичность всех нарративных элементов.
Качество перевода: Документы по локализации помогают обеспечить точность и качество перевода, что особенно важно для игр, предназначенных для международного рынка.
Эффективность разработки: Технические документы помогают разработчикам правильно и эффективно интегрировать нарративные элементы в игру, избегая технических проблем и ошибок.
Последствия плохого ведения документации
Неаккуратное или неполное ведение документации может иметь серьезные последствия для игрового проекта. Вот несколько примеров:
Несоответствие сюжета и геймплея: Отсутствие четкой сценарной библии может привести к несоответствиям между сюжетом и игровыми механиками. Например, если персонаж в одном квесте действует как герой, а в другом – как злодей, это может вызвать путаницу и недовольство игроков.
Ошибки в локализации: Неполная или неверная информация в документах по локализации может привести к ошибкам в переводе, которые исказят смысл диалогов и сюжетных линий. В одном из проектов, например, неправильный перевод ключевой реплики привел к тому, что игроки не могли понять мотивы главного героя.
Технические проблемы: Отсутствие подробных технических документов может вызвать проблемы при интеграции нарративных элементов в игру. В одном из проектов, например, из-за недостаточной информации о триггерах диалогов разработчики не смогли правильно реализовать систему диалогов, что привело к многочисленным багам.
Потеря времени и ресурсов: Некорректная документация может привести к необходимости переделывать уже выполненную работу. В одном из проектов, из-за отсутствия четкого плана персонажей, художникам пришлось заново рисовать десятки персонажей, что затянуло сроки и увеличило бюджет разработки.
Таким образом, скрупулезность и точность в работе с нарративной документацией – это ключевые факторы, влияющие на успех игрового проекта.
Итак, документация и организация – это не просто рутинные задачи, а важные инструменты, которые помогают поддерживать качество и согласованность вашего проекта. Заботьтесь о них, и вы увидите, как ваш проект станет более организованным, эффективным и успешным.
Благодарим вас за внимание к этой статье. Надеемся, что наши рекомендации помогут вам в работе над вашим проектом и сделают процесс разработки более плавным и продуктивным. Не забывайте, что тщательная документация – это не просто обязанность, а залог успеха вашего нарратива.
Как выглядит рабочий день игрового сценариста?
Рассмотрим на открытом уроке 19 сентября. На примере GTA 5 мы с вами попробуем пройти ключевые шаги по созданию нарратива для крупного ААА проекта. Разберемся, с чего начать работу над сюжетом, узнаем ключевые термины и подходы. Попробуем связать сюжет с игровыми механиками и разберем классические нарративные приёмы.
Записаться на урок можно на странице курса «Сценарист игр и Нарративный дизайнер».