Первоначально я хотел назвать статью Шкала Оскорбительности Медиа, но было недостаточно кликебейтно. Но надеюсь, она все же не лишена пользы.

Введение

Я считаю, что внедрение в соцсети цветных картинок, которые отвлекают тебя от твоих дел и заставляют употреблять дегенеративный контент - это проблема, о которой говорят слишком мало. Это – опиумные курильни нашего времени. Они должны быть вне закона – и скоро будут, потому что вред от них как для детей, так и для взрослых, очевиден. Я не большой любитель моральной паники вообще и идеи каких-то долгосрочных плохих последствий для нервной системы от тиктока, так что остановимся на том, что подобный скроллинг это очень плохая привычка с потенциально плохими последствиями.

Эта ситуация – следствие того факта, что компании-разработчики соцсетей обнаружили не только способ конвертировать время пользователя в деньги напрямую, но и формат контента, который это время может увеличить. Не стоит забывать и про контент мейкеров, которые в погоне за конкуренцией готовят зачастую самый ленивый фастфуд для нашего мозга и прекрасно заняли упомянутую нишу.

Этот тип контента идеально отвечает какой-то низменной потребности нашего разума и по сути очень похож на наркотик.
Что-то подобное я уже излагал год назад в статье, наполненной стариковским ворчанием, однако буквально вчера я услышал те же мысли от друга и понял, что проблема только растет. Сегодня я хотел бы поговорить о том, что можно сделать с этой ситуацией.

Что ж, начать можно с того, чтобы привлечь к ней внимание и найти способ думать о том, как именно корпорации поступают с нами.

Представляю вашему вниманию Шкалу Оскорбительности Медиа (как выразить название нормальным русским языком и при этом без мата, я не обнаружил. Рекомендации принимаются, как и по самому содержанию шкалы).

В процессе разработки шкалы я хотел придать ей объективности, но столкнулся с парой трудностей – скажем, как оценить процентное содержание рекламы в соцсети? Это процент экрана, занимаемый рекламой? Процент времени видео с рекламой? Сложить это? А как учесть дополнительное привлечение внимания к блоку?
В общем чтобы учесть все эти нюансы, нужно прочесть все те же книги, что и тот эффективный менеджер, что внедрил все эти замечательные вещи в мой интернет. А я не хочу. Я хочу, чтобы мне не делали мозги, спасибо большое.

Поэтому шкала предполагает субъективную оценку и использовать как ее, так и результаты следует на свой страх и риск.

Вопросы

Для проверки медиа на то, насколько оно усложняет вам жизнь, подумайте и ответьте на вопросы теста. Баллы результатов просто сложите между собой.

1.    Насколько ты управляешь контентом медиа?

  • 0 – Ты получаешь только то, что хочешь получить

  • 1 – У тебя есть возможность управлять лентой, но обычно ты употребляешь смежный контент

  • 2 – Совсем не управляешь.

2.    Насколько реклама (официальная) смешана с контентом?

  • 0 – любую рекламу можно легко отличить от контента

  • 1 – реклама похожа на контент соцсети, но присутствует умеренно

  • 2 – реклама отвлекает от целей своей схожестью с контентом.

3.    Насколько сервис заполнен рекламой?

  • 0 – Нет рекламы

  • 1 – Едва заметно

  • 2 – Приемлемо

  • 3 – Прискорбно

  • 4 – Неюзабельно

4.    Доля нежелательного контента в ленте или поиске (максимум, по умолчанию) 

  • 0 – Почти нет

  • 1 – Умеренно

  • 2 – Подавляюще много

5.    Насколько ты управляешь своим опытом просмотра?

  • 0 – Я смотрю только то, что нужно

  • 1 – Единичные случаи запойного использования

  • 2 – Почти каждый раз я случайно вижу какое-нибудь интригующее цветное пятно и возвращаюсь к сознанию спустя пару часов дегенеративного контента.

6.    Простота использования

  • 0 – интуитивно понятно

  • 1 – кое-что приходится искать

  • 2 – большие трудности с поисками нужной функции

Теперь вы можете свести свое раздражение к числу от 0 до 16. Возможно, следовало бы откалибровать каждый ответ до доли единицы, для равнозначности, а затем весь результат до 10-балльной шкалы.

Примеры

Оценим теперь несколько медиа из тех, которые использую я.

Вконтакте

  1. Твердая 1. Я могу удалять и добавлять группы, но по умолчанию “умная лента” подсовывает мне что-то еще.

  2. 1 балл. Присутствует реклама в виде постов.

  3. 3 балла. Сайт явно перегружен рекламой.

  4. 1 (допустим). Отвечаю навскидку.

  5. 1. Бывает порой.

  6. 2. Без комментариев.

Итого 9 баллов из 16.

YouTube

  1. 2. Я управляю контентом опосредовано. Да, я могу провести полчаса кликая “я не хочу видеть похожее” но это долго. И я отвлекусь.

  2. 1 балл. Вроде такое есть.

  3. 3 балла. Две непропускамых рекламы? И это еще не все? Честно не помню, как оно все было, но вроде так.

  4. 2. Ютуб не только рекомендует мне мусорный контент, не только размешивает обычные видео с шортсами 1 к 1 хотя я не хочу их видеть никогда, но и добавляет в результаты поисковой выдачи “похожее”. Я не хочу смотреть на похожее, я хочу смотреть на то, что забил в поиск, хватит доить из меня время!

  5. 2

  6. 1. Порой нужно покопаться, но в основном все понятно

Итого 11/16.

 

Телеграм

  1. 0 баллов.

  2. 1 балл.

  3. 1 балл.

  4. 1. Неотключаемые сториз это весьма оскорбительное нововведение.

  5. 0 баллов.

  6. 0 баллов.

3 балла. Похоже, у нас есть фаворит.

 

Теперь, для разнообразия, оценим более традиционные медиа.

Gmail

  1. 0 баллов.

  2. 2. Строчки с рекламой полностью идентичны самой почте. В отличие от телеграма

  3. 1 балл.

  4. 0 баллов.

  5. 0 баллов.

  6. 0 баллов.

3 балла. Достойная конкуренция.

 

Телевидение

  1. 2. Мы не определяем, что показывает телевизор

  2. 0. Лишь очень хорошая реклама не будет похожа на таковую.

  3. 4. 12 минут в час? Вы там совсем с ума посходили?

  4. 2 субъективно я стал бы смотреть только 5 каналов из 30.

  5. 1. Со всяким бывало.

  6. 0. Проще некуда.

Итого старый добрый ящик получает 9 баллов и составляет достойную конкуренцию ВК, хотя все еще лучше современного ютуба (разнообразие контента мы сейчас не рассматриваем.)

 

Итак, моя шкала позволяет вам с высокой точностью оценить, насколько именно некий вид медиа причиняет вам неудобство и пользуется вами при использовании. Или же, если угодно, оценить, кто инструмент – ваш новостной сервис (по получению информации) или вы (по превращению времени в деньги).

Вы можете сами оценить любое медиа таким образом.
Я буду рад если вы поделитесь полученными баллами для разных видов медиа или своими соображениями по поводу того, какие именно вопросы следует использовать, предложениями по названию для шкалы и другими замечаниями.

Ps1: Шкала Оскорбительности Медиа это субъективный инструмент. Если вы решите, что какой‑то вопрос не нужен в вашем случае или просто нелеп — можно его не использовать, просто отобразите результат в виде дроби.

Ps2: Хотелось бы также добавить, что некоторые из соцсетей, в том числе ютуб и телеграм, поддерживают возможности для совершенного иного пользовательского опыта с платной подпиской - и я это всецело поддерживаю, услуга должна оплачиваться.

Комментарии (3)


  1. panzerfaust
    17.09.2024 07:38
    +2

    Пост создавался, чтобы пнуть ютуб? Шортсы - лютая неуправляемая помойка, с этим согласен. В остальном на что подписался - примерно то и советует. У ютуба очевидно есть девиации на хайповые темы. Стоит посмотреть что-то "не твое", но хайповое - ютуб попробует пару обновлений страницы закидать тебя хайповой дичью. Но если посмотреть пару видео из своего пузыря, то приходит в норму.

    Насколько ты управляешь своим опытом просмотра?

    • 2 – Почти каждый раз я случайно вижу какое-нибудь интригующее цветное пятно и возвращаюсь к сознанию спустя пару часов дегенеративного контента.

    Это вообще как с платформой связано? Если вам настолько нечем заняться, то можно и в потолок на час залипнуть.


    1. nulovkin Автор
      17.09.2024 07:38

      Пост создавался, чтобы пнуть ютуб?

      Я предполагал, что такой комментарий будет. Ответ - нет.

      Если вам настолько нечем заняться, то можно и в потолок на час залипнуть.

      Проблематика поста это именно залипание в экран. До шортсов я так же относился к постам из групп вконтакте с примерно таким же шлаком - правда, был тогда помладше и позже пресытился. А вот шортсы все не надоедают. Среди моих знакомых много людей с такой проблемой. Я и правда считаю шортсы очень опасными.

      Это вообще как с платформой связано?

      Признаю, что платформа не может заставить человека делать что-то, но порой как будто бы очень хочет. Вы этого не замечаете, потому что вы не целевой пользователь (и слава богу). Предположу что вы никогда не тратили на ютуб по шесть часов в день, как я.
      Также отмечу, что мой пузырь на ютубе таков, что в нем полно киноэссе и прочего ширпотреба, так что мусорные шортсы это не исключение а практически каждое первое предложение, которое я вижу. Ладно, да, на этом месте я начинаю понимать, что проблема уж точно не только в платформе, однако нет никаких сомнений, что ютубу я нравлюсь больше, потому что потребляю больше контента - и он в какой-то степени меня таким сделал, пусть и не на 100% намеренно.

      Также отмечу, что ютуб не особенный. Тикток например тоже получил бы высокий рейтинг, но я им не пользуюсь.
      Возможно рейтинг вк слишком маленький, я помню как залипал там в шортсы, которые рандомно появлялись посреди ленты, но вроде такого больше не происходит.


  1. UncleJonathan
    17.09.2024 07:38

    Эту тему не развернуть в одном комментарии, потребовалась бы целая статья, но я считаю любые соц. сети - огромным злом. И неважно, что именно они сейчас "позволяют" — всё равно цель их развития — приковать всё внимание пользователя и выжать из этого максимум денег. Если какая-то соц. сеть не делает этого сейчас, то это лишь потому что либо ей надо выделиться среди конкурентов (если получится, то сразу же перейдёт к порочным практикам), либо потому что пока не хватает компетенций сделать контент настолько залипательным, как в продуктах Meta, Google.

    Когда я жил за границей, многие мои знакомые возражали мне по поводу того, что за рубежом не хватает общения. Дескать, вот есть же соц. сети, видеозвонки. Но это всё паллиатив общения. Он иногда бывает нужен, иногда бывает даже приятен, но он совершенно не заменяет живое общение.

    Поэтому я удалил свои аккаунты почти во всех социальных сетях, или заблокировал почти все соц. сети, оставив только небольшую отдушину для прокрастинации. Ибо хотел и много раз пытался заменить способы прокрастинации на более полезные, например, вместо чтения очередных бесполезных статей (типа "посмотрите на конфигурацию моего home lab", про то, как человек потратил тонны зелёной бумаги и месяцы времени на выстраивание дорогой сети с NAS, серверами, камерами, и т.п., что будет очевидно использоваться на 5%, и ровно настолько же в лучшем случае освободит его времени, скорее всего, только сожрёт ещё больше), заниматься спортом, выходить лишний раз на улицу, но это всё-таки не работает. Иногда просто невозможно удержаться от соблазна посидеть перед экраном листая мусорные статьи.

    Сравнивать соц. сети по наносимому вреду - какую-то пользу несёт, конечно, потому что Тик-ток явно разрушительнее YouTube, но в идеале, мне кажется, надо стремиться к полному отказу от потребления цифровой junk food.