Ребенок постоянно сидит за компьютером и интересуется только геймингом? Не беда: его увлечение можно направить в перспективное русло. В этом поможет блочное программирование, которое нетрудно освоить с помощью Minecraft Education Edition и Code Builder. Давайте разбираться, что это за инструменты.
Сначала хотим отметить, что блочное программирование – отличный способ сделать первые шаги в направлении написания кода. Мы в школе Pixel часто используем соответствующие инструменты вроде Scratch на онлайн-курсах и видим определенные, при этом достаточно выраженные плоды: дошкольники и младшие школьники, увлеченные компьютерными играми, начинают демонстрировать интерес к программированию. Наши преподаватели отмечают, что это обусловлено:
Реализацией игрового принципа. Тот же Scratch позволяет быстро создавать простые проекты в виде игр. Minecraft Education Edition и Code Builder не стоит считать исключениями, но обо всем по порядку;
Простотой и понятностью. Среды, предназначенные для обучения младших школьников визуальным языкам и блочному кодингу, действительно детские, но в хорошем смысле слова. Это плюс, выражающийся в интуитивно понятном интерфейсе, отсутствии текстового кода, а также в возможности создания первых проектов почти мгновенно.
Сегодня хотим рассказать о Minecraft Education Edition и Code Builder, а также отметить их образовательный потенциал с точки зрения визуального программирования в Майнкрафте – популярной инди-игре в жанре песочницы.
Предлагаем перейти к основной части.
Что такое Minecraft Education Edition (MEE) и как использовать среду, чтобы учить детей программировать
MEE, если просто, представлен как обособленная и специально созданная версия оригинального Майнкрафта. Отличительная особенность – цель разработки: изначально она сводилась к созданию образовательной платформы и была успешно достигнута. Больше об этом можно узнать здесь.
Вот дополнительные характеристики, которые помогут лучше понять MEE и убедиться в том, что это отличное решение для обучения детей с 7 лет:
Наличие функции Guided Tutorial World. Она предназначена для погружения новичков в следующие темы: что такое Майнкрафт, как использовать игру. Данный факт – плюс: если ребенок пока не знает о представленной песочнице, Guided поможет разобраться в основах и начать увереннее работать с базовыми инструментами MEE;
Упрощенное написание кода. Программирование в Minecraft Education с помощью блоков доступно даже детям в 7–10 лет. Это возможно благодаря функции Code Builder, о которой поговорим позже.
Еще мы хотим отметить следующие плюсы и возможности представленного инструмента:
Приоритетность группового использования. Если дело касается курсов или совместного обучения группы детей иным способом, возникает дополнительный полезный эффект в виде улучшения опыта социализации;
Повышение успеваемости в рамках ряда школьных предметов. Майнкрафт для детей 7–8 лет и старше в связке с MEE и Code Builder становится средством обучения программированию и приближения к некоторым дополнительным направлениям. В пример приведем Chemistry Resource Pack: благодаря данной условной библиотеке младшие школьники начинают лучше понимать химию.
Так, преимущества очевидны и понятны. Можно говорить о них и дальше, но это тема отдельной статьи. Поэтому предлагаем перейти к Code Builder, чтобы разобраться, как данный конструктор используется для обучения кодингу в Майнкрафте на компьютере и на других платформах.
Code Builder: что это и зачем использовать при обучении детей блочному кодингу
Code Builder – инструмент, без которого невозможно раскрыть потенциал уроков Майнкрафта для детей 7–9 лет и старше. Разумеется, с позиции блочного программирования.
Code Builder – функция MEE, применение которой часто требует использования Microsoft MakeCode и альтернативных сред, но сегодня не об этом: будем говорить только о первой.
Представленная функция – нечто вроде полноценного конструктора кода. С его помощью можно программировать персонажей, внутриигровые события и не только. Особенность – основа всех вероятных редакторов (MakeCode, Tynker и др.) в виде уже упомянутого Scratch: реализованы аналогичные принципы.
В Code Builder предусмотрены различные возможности для кодинга. Школьники могут научиться выполнять операции с:
Различными персонажами;
Строительными и другими блоками;
Мобами.
Интересно наличие так называемого агента – ключевой фигуры в виде железного голема. С ним изучать возможности конструктора куда интереснее, особенно если в процесс вовлекается маленький ребенок. В Code Builder он сможет создать первые скрипты с блочными командами на JavaScript и Python для управления:
Игроком;
Блоками;
Мобами;
Игровым процессом;
Позициями объектов, предметов и не только.
Сразу отметим, что работа в конструкторе – это не о серьезном кодинге: программирование блоками в Майнкрафте – скорее средство погружения в основы. Благодаря этому удастся прийти к пониманию принципов кода, его устройства и практического применения. Заложенный базис впоследствии можно использовать для освоения более сложных текстовых языков.
Какие проекты дети могут реализовать благодаря Minecraft Education Edition и Code Builder
Обучать детей блочному кодингу полезно. Но об этом далее: сначала расскажем, почему представленные инструменты хорошо себя зарекомендовали и используются различными школами как основы учебного процесса.
В первую очередь подчеркнем, что MEE в связке с описанным конструктором эффективно учит детей, потому что они погружаются в кодинг на примере выполнения несложных проектов. Это:
Создание блочных скриптов. Подсчет ресурсов в распоряжении отмеченного агента, управление его взаимодействием с внешними предметами – малая часть возможностей;
Настройка логики и событий в игре. Ребенок может создать телепортацию, запрограммировать задание для голема и не только.
Если коротко, то все вероятные проекты – мини-игры, дополнения, сюжеты и сценарии действий мобов – учат кодингу через игровой формат. Еще раз подчеркнем, что речь не о сложном текстовом коде, а о блоках, напоминающих конструктор: это упрощает учебный процесс и делает его интересным, увлекательным даже для непоседливых детей младшего школьного возраста.
Зачем детям 7–10 лет изучать блочное программирования в Майнкрафте
Погрузить ребенка в уникальный игровой мир Майнкрафта на фоне использования MEE и Code Builder – значит помочь ему сделать первые шаги в направлении программирования. Отмечено, что это станет основой дальнейшего обучения, направленного на освоение текстовых языков.
Давайте рассмотрим преимущества направления более подробно и выделим следующие аспекты:
Возможность прокачать логическое мышление. Ни один код, даже визуальный, то есть состоящий из блоков, не может быть представлен хаотичной последовательностью элементов. Даже простейшая программа подчиняется законам логики. Постепенно и на уровне подкорки это откладывается в сознании младшего школьника, что и становится стартом с точки зрения ускоренного развития логических компонентов общего мышления;
Улучшение опыта социализации. Это косвенно отмечено и справедливо для группового обучения. Взаимодействие со сверстниками и ребятами близких возрастов развивает навык коммуникации, учит действовать в команде и в конечном итоге исключительно позитивно влияет на социализацию;
Закладывание основ дальнейшего обучения. Уже отмечено, что знакомство с базовыми принципами кодинга и вовлечение в процесс программирования, пусть и на уровне новичка, – плюс. Если ребенку действительно понравится заниматься, следующим логичным шагом станет освоение, скажем, Python, но уже в виде текста, а не команд, заключенных в блоки. Это нетрудно делать на примере разработки собственных модов в том же Майнкрафте. Как – можно узнать из нашей подборки обучающих видеоуроков.
Как построить обучение ребенка 7 лет в MME и Code Builder: примерный образовательный маршрут
Мы в школе Pixel в рамках тематического курса придерживаемся условной последовательности, коротко описанной далее. Но ее не стоит считать инструкцией: это лишь часть методического плана, разработанного нашими сотрудниками.
Вот какой образовательный маршрут мы считаем приемлемым:
Погружение в основы кодинга в Майнкрафте. Начать стоит со знакомства с агентом, блоками кода, координатами. Далее стоит перейти к генерации случайных чисел, к функциям, циклам и более сложным конструкциям на примере написания упрощенных визуальных программ;
Знакомство с блочным кодом изнутри. Это возможно через программирование игровых событий, использование условных конструкций, команд чата. На этом этапе можно приступать к созданию построек, работе с инвентарем персонажей и не только;
Знакомство с различными расширениями, скажем, Mob Events и Pixel Art.
Как двигаться: самостоятельно или с помощью преподавателя на курсах – решать ребенку и его родителям. А мы хотим подвести итог и предложить краткое резюме.
Так, начинать осваивать кодинг могут даже дети в 7–10 лет путем использования Code Builder в Minecraft Education Edition. Не стоит считать, что ребенок будет просто играть и не находить время на что-то полезное: представленные инструменты предназначены в первую очередь для достижения образовательных целей, для развития общих и узких навыков кодинга. Без их использования невозможна реализация игровых событий с участием персонажей и внутренних объектов.
Желаем успешной учебы и всегда рады видеть детей на наших курсах!
Материал подготовлен школой программирования Pixel. Каждый день мы с детьми и подростками создаем десятки увлекательных проектов, программируем их и расширяем привычные рамки информационных технологий.