Каждый современный ребенок, обучающийся в начальной школе, неизбежно вовлекается в IT-пространство. С 7 лет он начинает использовать компьютер не только для игр, но и для учебы, при этом есть условное требование: нужно уверенно владеть рядом программ. А еще современные дети, обучающиеся в 1–4-х классах, все чаще увлекаются написанием кода, особенно на примере разработки собственных игр и выполнения подобных проектов. Отмеченные факты можно использовать как основание для обучения программированию уже в 7–8 лет.
Мы в Pixel вместе с маленькими учениками – младшими школьниками – успешно пишем код с помощью Scratch Jr, Скретча и даже Python. Но кому-то простые направления даются с трудом из-за непонимания основ, другие же ребята демонстрируют максимальную вовлеченность и переходят от первых простых шагов к более сложным действиям и языкам.
Не настаиваем, но отмечаем: овладеть основами программирования в начальных классах – значит заложить фундамент второй грамотности, необходимой любому современному ребенку. А еще это способ развития ряда важных навыков, которые пригодятся в учебе и быту, а также в профессиональной деятельности в будущем даже при условии, что ребенок не захочет становиться программистом.
Сегодня хотим рассмотреть ряд интересных направлений, с освоением которых смогут справиться даже учащиеся первых–четвертых классов общеобразовательных школ. Но начать предлагаем с преимуществ: разберемся, зачем вообще и стоит ли учить программировать современных детей.
Когда начинать и зачем вообще изучать программирование в 1–4-м классе
Давайте рассмотрим ряд типичных вопросов: они часто возникают у родителей, записывающих детей на курсы программирования.
Когда все-таки начинать: в 1-м классе или позже?
В этом вопросе абстрактные размышления считаем недопустимыми, поэтому предлагаем обратиться к опыту и практике наших педагогов.
«Думаю, что 7 лет – идеальный возраст для того, чтобы начать изучать программирование. Но не в типичном понимании, а на примере блочного кодинга. Свое мнение хочу аргументировать тем, что современные дети уже на первых школьных уроках учатся, помимо прочего, быть дисциплинированными и вникать в суть предлагаемой информации.
Дополнительным плюсом возраста считаю активный интерес к окружающему миру, развитие внимания к деталям, особенно при условии геймификации учебного процесса. Это, полагаю, и делает те же Scratch и его упрощенную версию Junior хорошими инструментами».
А. Андреева, преподаватель школы Pixel
Не все наши преподаватели придерживаются подобного мнения, но если брать целое, то диапазон с первого по четвертый классы (7–10 лет) – условная медиана.
«Мои коллеги обучают программированию и дошкольников, но я не вдаюсь в подробности их программ. Хочу отметить другое: направление, реализуемое мной (Скретч), – идеальный выбор для второклассников. Все мои ученики 8 лет и старше успешно справляются с блочным программированием, а некоторые идут дальше: на курсы Roblox, Python и т. д.
Хочу дополнить свое мнение после беседы с коллегами и подчеркнуть, что 1–4-й классы – хорошее время для погружения младших школьников в основы написания кода. Но первый этап этого отрезка лучше посвятить блочному кодингу, не давать детям сразу учить Python: для начала подойдут визуальные среды вроде Скретча».
А. Дорофеева, преподаватель школы Pixel
Так, первый–второй классы можно считать ориентиром. Не настаиваем, но если отталкиваться от опыта и практики педагогов, работающих с детьми младшего школьного возраста, то соответствующий вывод становится очевидным. А если взять целое, то можно понять, что 7–10 лет – вполне нормальный период времени, когда можно начинать изучать кодинг.
Каковы плюсы раннего погружения в основы кодинга, с чего лучше начать?
Начинать мы рекомендуем со Scratch Jr, Скретча, Коду, Minecraft Education Edition и Code Builder. Эти инструменты предназначены для блочного программирования – направления, знакомящего детей с основами и базовым принципами кодинга. Уже потом можно присмотреться к Lua и Python и более сложным текстовым языкам вроде C#.
«Действительно, начать лучше со Скретча. Первый или второй класс – не столь важно. Дело в том, что именно Scratch устроен образом, благоприятным для интуитивного понимания. Вот простой пример в сравнении с Python: младший школьник лучше поймет яркий блок «Если», чем if.
И все-таки исключать «Питон» из общего образовательного маршрута в IT не стоит: когда Скретч наскучит из-за абсолютной понятности, можно двигаться дальше и переходить к текстовым языкам, как, скажем, на курсах кодинга на Python в Minecraft, которые ведут мои коллеги».
Д. Хуторенко, преподаватель школы Pixel
Теперь о преимуществах. Если говорить о них узко, то речь о формировании понимания принципов и основ: ребенок познакомится с алгоритмами, научится использовать различные конструкции, пусть и в упрощенном виде. Это станет мощным базисом, если курсы программирования для младших школьников или самостоятельные занятия сформируют устойчивый интерес к кодингу и желание учиться дальше.
Коротко отметим дополнительные плюсы без развернутых пояснений: о преимуществах мы часто писали в других статьях. Вот о чем речь:
Развитие логического мышления;
Формирование внимательности;
Улучшение школьной успеваемости и т. д.
Какое направление стоит выбрать?
Из представленных сведений понятно, что важно учитывать возраст. Вот примерная последовательность шагов, или же ориентировочный образовательный маршрут:
Компьютерная грамотность;
Скретч Джуниор
Kodu Game Lab;
TinkerCAD;
Scratch;
Minecraft Education Edition и Code Builder;
Python и т. д.
Предлагаем рассмотреть каждое направление с привязкой к конкретным классам и возрастным периодам: это поможет подобрать вариант, адекватный образовательным способностям ребенка. Всего выделим 8 условных позиций и расскажем об их сути и содержании.
1. Компьютерная грамотность для учащихся 1–4-х классов
Отмечено, что оптимальный язык программирования в 1-м классе – Скретч (подойдет и Scratch Jr для детей без опыта), но начать лучше именно с компьютерной грамотности и основ информатики. Да, первоклассники и дети старше хорошо владеют ПК, но скорее на уровне геймеров. Редкий младший школьник умеет правильно работать с файлами и некоторыми прикладными программами, хотя это важно: способность создавать те же презентации и набирать, грамотно оформлять рефераты и доклады – плюс с точки зрения школьного обучения.
Мы в Pixel в рамках соответствующего курса обучаем детей:
Использованию Docs, Sheets и Slides – сервисов, созданных Google для работы с текстом, таблицами и презентациями соответственно;
Безопасному обращению с ресурсами в интернете;
Грамотному и корректному использованию ПК;
Применению языка Python на примере написания простой программы, отсчитывающей время, проведенное на занятии. Подчеркнем, что теме отведена малая часть одного из модулей курса, поэтому о полноценном обучении кодингу речи не идет.
Для примера того, что смогут создавать дети после освоения компьютерной грамотности в 1–4-м классе, предлагаем видео: в нем показано, как сделать электронную таблицу и использовать некоторые функции Google Sheets.
2. Scratch Junior для обучения программированию первоклассников
Оптимальный возраст для старта – 5 лет: в это время среднестатистический современный ребенок уже способен понять, как использовать инструменты Скретча Jr.
Самообучение или курсы Scratch Jr помогут:
Разобраться в принципах блочного кодинга на примере возможностей среды, разработанной сотрудниками медиалаборатории Массачусетского технологического института специально для детей 5–7 лет;
Научиться создавать простые игры, анимацию и интерактивные истории. Это плюс: игровой формат вовлекает в учебу, делает ее интересной даже для непоседливых первоклассников.
Особенность среды – максимальная простота: даже проблемы с чтением не станут преградой на пути к постижению основ.
Вот пример проекта, который в Scratch Jr сможет выполнить даже начинающий ребенок – учащийся 1-го класса.
3. Kodu Game Lab для учащихся первых классов
Коду – среда, созданная для разработки несложных 3D-игр. Если просто, то это визуальный конструктор, с помощью которого можно создавать собственные виртуальные миры, управлять объектами и персонажами.
Особенность Коду сводится к тому, что разработчик – Microsoft – специально предусмотрел инструменты для обучения детей.
Начать использовать Kodu самостоятельно бесплатно или на курсах – значит заложить основы дальнейшего погружения в программирование и разработку. Преимущество конструктора – возможность обучения на примере создания:
Внутриигровых объектов и предметов, виртуальных явлений;
Персонажей и сценариев их поведения.
Для лучшего понимания возможностей среды рекомендуем ролик: в нем преподаватель рассказал, как создать подводный мир в Коду.
4. TinkerCAD для детей, обучающихся в 1–3-х классах общеобразовательных школ
3Д-моделирование и программирование для детей 1–3-х классов – условные направления, которые можно освоить благодаря TinkerCAD – приложению, или сервису, где есть инструменты для:
Проектирования в 3D;
Знакомства со схемотехникой и основами электронных цепей;
Изучения блочного программирования.
TinkerCAD – мощный инструмент, а вместе с тем и сложный: самообучение дается на всем учащимся начальных классов. Поэтому можно заручиться поддержкой сильного репетитора.
Каким бы ни был выбор, плюсы среды неизменны. Это:
Бесплатность;
Обучение через практику: что-то заучивать или зубрить не нужно, можно сразу же выполнять первые проекты прямо в сервисе;
Возможность старта с нуля даже без минимального опыта.
5. Scratch для детей, обучающихся во 2-х классах, и ребят старше
Изучать Скретч можно с 8 лет. Инструмент считается старшим братом Scratch Jr. Разработчик тот же, но целевая аудитория иная. Основное отличие – условная сложность: для работы с программой требуется уметь читать (в Скретч Джуниор блоки не содержат надписей). В Scratch более широкий инструментарий: можно добавлять свои изображения и звуки, создавать блоки с нуля.
В остальном среды похожи, поэтому повторяться не будем. Но хотим отметить, что на уроках программирования для детей 2-х классов реализуется все тот же игровой принцип: погружение в основы кодинга осуществляется через создание простых игр, анимации и интерактивных мультфильмов. Это преимущество.
Предлагаем ознакомиться с математическими играми, которые можно научиться создавать в Скретче. В этом поможет видеоролик.
6. Minecraft Education Edition и Code Builder для учащихся 1–4-х классов
У нас есть курс программирования для учащихся 1–4-х классов, где мы используем Minecraft Education Edition и функцию Code Builder, предназначенную для написания кода с помощью блоков. Последние включают примеры частей программ, написанных на JavaScript и Python. Это плюс: даже кодинг простых действий персонажей с помощью конструктора Code Builder закладывает основы понимания относительно сложных текстовых языков.
Учиться будет весело и нескучно, потому что предстоит программировать:
Мобов и игровые явления;
Последовательности событий;
Внутриигровые сценарии и т. д.
7. Python в Minecraft для детей 9–13 лет
На курсах программирования для учащихся 3–7-х классов часто используется Python. Реализация потенциала обучения ему возможна в связке с Майнкрафтом – инди-игрой в жанре песочницы. Геймификация – плюс: разработка модов для игровой вселенной увлекает детей, побуждает их заниматься с особым энтузиазмом.
Хотим отметить, что изучение языка «Питон» стоит начинать при условии, что ребенок уже знаком с блочным кодингом. Понимание основ и принципов программирования поможет лучше справиться с погружением в текстовый код.
Вот интересный ролик, который поможет лучше понять возможности направления. В нем рассказано, как создать ракету на языке «Питон» в Майнкрафте.
8. Roblox и Lua для детей, обучающихся в 3-х классах, и ребят старше
Роблокс – платформа, где в режиме онлайн дети могут создавать игры. Для этого потребуется освоить Lua – язык, предназначенный для программирования внутриигровых событий.
Потенциал Роблокса хорошо раскрывается в связке с движком Roblox Studio, где можно делать различные объекты и предметы, а после – добавлять их в собственные игровые миры.
Как и ранее, плюс – геймификация. Осваивать инструменты Роблокса и язык Lua предстоит параллельно первым шагам в разработке простых игр.
Рекомендуем подборку уроков: в ней представлены пошаговые инструкции в формате видео, которые помогут разобраться, как сделать PUBG: Battlegrounds с нуля.
Хотим подвести итог и отметить, что направлений IT-обучения, доступных для первоклассника или другого ребенка вплоть до окончания 4-го класса, достаточно. Моделирование, написание кода, разработка – один из этих вариантов точно увлечет младшего школьника.
Будем рады, если вы сможете подобрать направление. На этом завершим и попросим поделиться мнением: как считаете, стоит ли учить детей программировать и является ли кодинг второй грамотностью в XXI веке?
Материал подготовлен школой Pixel. Мы обучаем детей и подростков написанию кода, разработке игр, трехмерному моделированию и созданию сайтов. Если одно из представленных направлений привлекло и хочется заручиться поддержкой сильных педагогов, заглядывайте к нам.
Комментарии (8)
MAXH0
18.10.2024 21:17Давайте признаем, что программирование - это выражение мысли при помощи языка. В каком возрасте школьник может писать сочинения? Приблизительно тогда он же может начать программировать... Всё! Не обманывайтесь сами и не давайте обманывать других.
Имхо Музыка и моделирование дает в этом возрасте больше, чем работа за компьютером.
saipr
18.10.2024 21:17Мне, кажется, что было бы здорово, если знакомство c IT для школьников начиналось бы с посещения музея компьютерной техники:
Kanut
18.10.2024 21:17Давайте признаем, что программирование - это выражение мысли при помощи языка.
Совсем не обязательно. То есть существует куча вариантов "программирования" для детей, когда используются картинки, иконки, кубики и так далее.
В принципе есть уже варианты для 5-6-летних детей. Тe же Botley или там Bee-Bots например. И это вполне себе работает потому что для детей это просто игра.
Но по хорошему в абстрактное мышление дети начинают уметь где-то в те самые семь лет. И только с этого момента можно действительно учиться именно программировать.
MAXH0
18.10.2024 21:17Вы не осознали, что графический язык - это тоже язык. Без разницы - пиктограммы, иероглифы или слова.
Я даже не отрицаю, что ВСЕ вышеприведённые примеры в статье использовать МОЖНО. Просто это очень тонкий лёд экспериментальной педагогики. Каждое утверждение должно проверяться и фиксироваться объективными методами.
Ps... Проверил себя. Классические педагоги считают, что абстрактное мышление начинает формироваться с 11 лет...
Kanut
18.10.2024 21:17Вы не осознали, что графический язык - это тоже язык
Если хотите, то считайте это языком. Но использовать его могут уже дошкольники. И для этого совсем не надо уметь писать сочинения.
Sasa111222333
я однозначно поделюсь и скажу, что стоит. был опты общения с шахматистами лыжниками и тд но сейчас уже не время шахмат и лыж. все это супер, но лет через 10 мы даже лыжи возить будем в шахматах и с помощью роботов либо программ. с сыном пока только скретч и коду осилили, дальше видимо не пойдем, тк не нравится.
сразу отвечаю тем кто меня ботом окрестил: оставьте свои комментарии на другие статьи и не спамьте бесполезно, школе сделаете доброе дело только) желаю вам успехов вжизни таких же как ваши "громкие разоблачения"
maaGames
Шахматист-лыжник это как? Теряешь фигуру и бежишь дополнительный круг?
stanukih
Так это вроде про биатлон. Тут теряешь фигуру и бежишь с одной палкой/лыжей