С чего бы начать?
Не так давно я прочитал книгу Алексея Любжина “Сумерки всеобуча”, в которой автор критикует концепцию «всеобуча» — попытку предоставить одинаковый уровень образования для всех, независимо от способностей или потребностей. Алексей убеждён, что такая система приводит к снижению общего уровня образования, поскольку не учитывает индивидуальные возможности учащихся. В результате, вместо того чтобы дать качественное образование способным студентам, мы приходим к "всеобщему полуграмотству".
И вот начался очередной учебный год. Родители и педагоги снова охвачены тревогой из-за «залипания» их детей и учеников в гаджетах, просмотре TikTok и другого контента, который кажется пустым и вредным. Сегодня к этому списку добавился ещё и искусственный интеллект (ИИ). Стоит ли так волноваться? Возможно, нет. Более того, большие языковые модели (LLM) могут внести много полезного и даже радостного в образовательный процесс.
Искусственный интеллект как инструмент персонализации обучения
Из очевидных преимуществ ИИ видится его способность эффективно вовлекать учащихся в процесс обучения через диалог. LLM решает ту самую проблему усреднённого образования, о которой говорит Любжин. Представьте: ИИ может эмулировать исторических персонажей, таких как Коперник, Ньютон, Менделеев, предоставляя школьникам возможность «поговорить» с первоисточниками знаний — основополагающими фигурами физики, математики, химии, астрономии.
Я часто вижу, как ученики увлекаются этими «живыми» беседами, где педагог может участвовать как модератор: задавать тематические вопросы, валидировать ответы ИИ и подсказывать ученикам правильные направления для обсуждения. Это новый подход, который сочетает в себе и индивидуализацию, и активное взаимодействие. В результате, ученики получают навыки независимого мышления и способность к продуктивной дискуссии — результаты, которые трудно достичь в традиционных лекционных условиях.
Преодоление формальности образования
Любжин критикует современную школу за утрату подлинных педагогических традиций, за то, что вместо развития критического мышления обучение превратилось в выполнение формальных требований. Я, как преподаватель с опытом, могу лишь согласиться. Эти проблемы легко заметить, они лежат на поверхности: учащиеся зачастую не находят интереса ни в литературе, ни в истории, ни в науке.
Именно здесь ИИ может сыграть свою роль. Большие языковые модели способны открыть перед учениками двери к открытому обсуждению, критике и поиску. Педагог, зажатый отчётами и стрессом, не всегда может предложить такую возможность, тогда как ИИ создаёт среду для творческого мышления и самовыражения.
Индивидуализация обучения с ИИ
Ориентация системы на уравниловку негативно сказывается на развитии талантливых учеников. И снова на помощь приходят ИИ. Один из ключевых аспектов использования LLM в образовании — это способность адаптировать учебные материалы под индивидуальные особенности учащихся. ИИ может анализировать успеваемость, предпочтения и стиль обучения каждого студента, подстраивая задания под его уровень подготовки. Это решает проблему стандартизированного подхода, который не учитывает разнообразие способностей учеников.
В моей педагогической практике я уже вижу, как это может работать: ученики, работающие с адаптированными под них заданиями, демонстрируют больший интерес и прогрессируют быстрее. Это приводит к развитию не только знаний, но и умения мыслить критически, что является ключевым навыком в современном мире.
И что же мне с того?
Конечно, искусственный интеллект не без изъянов. Как и с любым инструментом, стоит подходить к его использованию с осторожностью. ИИ может ошибаться, предоставлять неточные данные, и педагог должен внимательно следить за процессом обучения.
Но несмотря на это, сбалансированный подход, признающий как возможности, так и ограничения ИИ, открывает двери к более увлекательному и многомерному образовательному опыту. Мы находимся на пороге нового этапа, где ИИ становится ценным помощником для педагогов, предоставляя возможность развивать способности учащихся более эффективно и персонализированно.
Комментарии (8)
ilya_pu
22.10.2024 14:20Дорогой робот vQFd4 (живые люди никогда не будут называть себя набором букв и цифр), работающий в Ростелекоме и пишущий качественные статьи про Redis, Java и Elasticsearch! Мне понятно твоё стремление внедрить ИИ-роботов в святая святых человечества - систему образования. Однако, пожалуйста, не пиши больше о том, чего ты не знаешь, где и с чем не работаешь. То, что тебя кто-то чему-то когда-то обучал, ещё не значит, что ты знаешь, как это правильно делать, и что ты имеешь право подменить педагога, который так или иначе, больше или меньше, но всё же прислушивается и присматривается к каждой душе своих учеников, потому что он и есть - инженер человеческих душ, призванный обучать не столько наукам, сколько доброму и светлому (не обучает? так ему и не дают, крадут время всякой "хурмой" и "чайка-менеджментом"). Научись быть сначала помощником - помоги педагогу снизить постороннюю нагрузку (а лучше - избавь его от всей этой "хурмы"), которую на него навешивают со всех сторон все, кому не лень (спроси педагогов, чем им приходится заниматься помимо обучения, - узнаешь много нового). Сделай так, чтобы у педагога появилось время на проявление большего внимания к ученикам и на собственное творчество - и ты увидишь, что проблемы, которую ты решаешь (а для этого - навязываешь), вовсе не было.
vQFd4 Автор
22.10.2024 14:20ты вообще о чем? давай, ты сперва книжечку Любжина почитаешь, ок? или для начала просто прочтешь статью. Никто не предлагает заменять педагога ИИ, где ты это нашел в статье?
Современная система образования в РФ мягко говоря не в лучшем состоянии. Педагог индивидуальный подход предложить ученику в современной школе (в большей перцентиле) не может. В такой ситуации хотя бы технические решения могут попытаться сгладить ситуацию, предлагая интерактив для учеников, а не просто долбежку в учебник.
VadimGarifullin
учитель с помощью ИИ создает задание
@
ученики с помощью ИИ решают задания
vQFd4 Автор
в данном случае учитель сможет более творчески подходить к созданию заданий, это могут быть уже не просто однотипные примеры, требующие наработки механистических навыков, а задания, требующие творческого подхода. Да, возможно ученики будут использовать ИИ, чтобы его решить, но для этого потребуется уже задавать ИИ вопросы из изучаемого домена, а для этого с доменом придется познакомиться, это тоже определенные образовательные усилия и определенная исследовательская работа, что, очевидно, ценно в контексте общего образовательного процесса
Neo5
И все учителя свалят нафиг, потому что задолбанный бесконечной отчётностью учитель за такую зарплату скажет "Да пошло оно все это творческое в [цензура]".
"а для этого с доменом придется познакомиться, " - с ИИ этот момент вовсе необязателен.
vQFd4 Автор
я не понял, в чем пойнт? Учителя не хотят пользоваться доступным инструментарием, чтобы облегчить себе жизнь? Или в том, что они ничего не хотят делать из-за низких зарплат? Или "в отрасли мало платят, поэтому уже ничего не поможет"?
Neo5
учителя пользоваться хотят, но сил и времени на освоение инструментария тупо нет.
vQFd4 Автор
я прекрасно понимаю, что тяжело начать делать что-то новое, особенно, когда не очень хорошо разбираешься в принципе в компьютерных технологиях, но сейчас АИ модели предлагают достаточно простой и понятный пользовательский интерфейс. Помню в 2010-х приходилось написать кучу строк кода, чтобы получить гораздо меньшее того, что сейчас можно описать модели на обычном человеческом языке. Просто надо постепенно начинать и учиться этим пользоваться, так же как текстовым редактором или таблицами в эксель. Для педагога это реально полезное подспорье в плане подготовки урока: это и гораздо более приятный поиск и саммаризация информации, и возможность быстро смоделировать решение задачи или просто рассмотреть какой-то социальный феномен с разных сторон. Это реально помогает уже на уроке сделать гораздо более интересный рассказ темы, чем просто пересказ учебника.
пичем подготовка будет занимать в разы меньше времени, чем при блуждании в обычном поисковике по интернету или попытках найти что-то релевантное к теме урока в книгах