Настоящий рассвет в дизайне советских товарных знаков наступил после принятия одноименного Постановления Совета Министров СССР в 1962 году.

Документ определил, что:

  • все предприятия и организации, которые до этого момента не имели зарегистрированных товарных знаков, должны разработать их, представив в орган исполнительной власти для утверждения;

  • создателям брендов запрещается использовать общеупотребительные обозначения; знаки, сходственные с государственными или международными, вводящие в заблуждение, противоречащие общественным интересам, «социалистической морали», международным отношениям.

Сформировавшееся правовое регулирование стало первопричиной переформатирования дизайнерского устремления руководителей советских предприятий, то есть происходила, как это определила Татьяна Мазурина в своей научной статье, посвященной советским товарным знакам, «третья графическая революция». Стилистически это выглядело так: товарные знаки получали большую модульность, геометричность, контрастность фона и формы, типизацию отдельных элементов, простоту и двухмерность начертания. Предприятия норовили через визуальную коммуникативность «общаться» со своим потребителем, передавая ему закодированную информацию о себе или производимом товаре.

И что было на практике?

«Аленка». Шоколад, названный в честь дочери Валентины Терешковой, до середины 60-х годов не имел собственного оформления. Руководству фабрики это не понравилось. Поэтому было принято решение обратиться ко всем с просьбой о помощи в выборе оформления лакомства. Конкурс, организованный и проведенный газетой «Вечерняя Москва», выявил победителя: им стал Александр Геринас, который в 1960 году сделал фотографию своей дочери Елены в шелковом платке. Эта визуальная основа и была использована штатным художником Михаилом Георгиевичем Масловым для создания изображения упаковки шоколада «Аленка».

Сырки «Дружба» и «Янтарь». В 60-х годах Московский завод плавленых сыров (будущий АО «Карат») начал разработку рецептуры сразу нескольких вариантов продуктов, в том числе сырков «Дружба» и «Янтарь». К середине 80-х из 28 сортов плавленых сыров почти 2/3 продукции приходились на эти два сорта. Людей привлекала в первую очередь дешевизна и вкус: та же «Дружба» стоила всего 23 копейки, а студенты и художники потребляли продукт в неимоверных количествах, все остальные — только как закуску. Запоминающийся дизайн сырков сохранялся долгие годы: только в 2015 изготовители изменили внешний вид товара (например, на евроконтейнере исчезло размашистое написание «Дружба» и земной шар, но осталась неизменной цветовая гамма).

«Золотой ярлык». Хотя первая запись о какао с таким наименованием появилась еще в 20-е годы XX столетия, однако долгое время собственного долгоиграющего фирменного стиля у продукта не было (использовался темно-фиолетовый цвет и строчки Маяковского: 

«Граждане, не спорьте!

Советские граждане окрепнут в спорте.

В нашей силе — наше право!

А в чем сила?

В этом какао!»).

Только в 1962 году художник Михаил Губонин придумал ту самую знаменитую упаковку темно-зеленого цвета, не изменившуюся и по сей день.

Чем еще известен Губонин? Михаил Ефимович являлся создателем настоящих кондитерских бестселлеров («Вишня в шоколаде», «Красная шапочка», «Садко» и многое другое). Кроме того, Губонин нарисовал дизайн «Советского шампанского».

А какие-то бренды были созданы до 60-х?

Например, цветовая гамма баночки из-под сгущенки, по некоторым данным, придумана Ираидой Фоминой в начале 30-хх годов.

Исследователи отмечают, что Ираида Ивановна была женщиной, которая действительно знала толк в дизайне: ее родственники работали в сфере архитектуры, а рисовать она начала с детства.

Еще о популярных брендах

«Чай со слоном», «Красная Москва», «Сода пищевая». Во всех трех случаях – авторы ставших популярными товарных знаков неизвестны. В открытом доступе есть сведения только лишь, когда впервые была введена в продажу указанная продукция: черный байховый — в 1972 году, сода — после 1945 года (когда в Стерлитамаке открыли залежи компонентов для производства универсального моющего и чистящего средства), духи — после 1925 года (фактически создатели лишь переделали в рамки соцреализма уже известный и популярный бренд «Любимые духи императрицы»).

Почему советский дизайн используется даже сейчас?

В советское время созданное должно было отвечать критериям качества и удобства. Люди, когда-то покупавшие себе продукты и духи, например, «Красная Москва», помнят о том, какие это были товары. Запоминающийся логотип, помноженный на надежность, создавал ореол «такого больше нигде нет».

Сейчас, когда страна живет в новых экономических реалиях, советское поколение вспоминает «застой» с ностальгией. Люди приобретают ретро-продукты, так как они являются позитивными символами ушедшей эпохи. Вполне очевидно, что кардинальный ребрендинг в этих условиях производить не только не нужно, но и вредно.

Регистрация товарного знака

Регистрация программы для ЭВМ

Внесите софт в Реестр отечественного ПО и сэкономьте на налогах

Бесплатный поиск, мониторинг и регистрация товарных знаков  и других объектов интеллектуальной собственности.

Комментарии (26)


  1. jouilk23
    20.11.2024 13:06

    Сгущёнка на века!


    1. anonymous
      20.11.2024 13:06

      НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь


      1. PereslavlFoto
        20.11.2024 13:06

        Слипнется на века!


    1. nixtonixto
      20.11.2024 13:06

      Сгущёнку покупать не рекомендую. Ищите молоко сгущенное цельное.


      1. ASTRIO
        20.11.2024 13:06

        Поддерживаю! Это такой современный нюанс. Сгущенка совсем другой продукт (не вкусный!). А вот сгущенное молоко - это да!


  1. rezdm
    20.11.2024 13:06

    >> Почему советский дизайн используется даже сейчас?
    Запрос рынка на ностальгию по совку.
    Сколько там из "тот самый, советский" осталось? Ну сгущёнка, ну забор Лахмана. Но так и сколько вместо этого нового появилось.
    Заодно можно посмотреть, сколько дизайнов совок тупо своровал.


    1. vis_inet
      20.11.2024 13:06

      Спасибо, почитал про ПО-2 и его автора.


    1. vedmed007
      20.11.2024 13:06

      Да много чего осталось, не только очевидная кондитерка, но и часы, фотоаппараты, автомобили)

      Все мы родом из детства, сериал "Советский дизайн" про эти воспоминания, но немного нудноват.


      1. rezdm
        20.11.2024 13:06

        >> часы, фотоаппараты, автомобили
        Вот это как раз знатно перепёрто, и в ужасном качестве.


        1. nixtonixto
          20.11.2024 13:06

          Я бы не сказал, что Нива - автомобиль ужасного качества. Да и часы Электроника с цифровой подстройкой хода - в 80-х это позволило при розничной цене примерно 10...20 долларов добиться погрешности пара секунд в месяц.


    1. dom1n1k
      20.11.2024 13:06

      Это не ностальгия, а культурный код.
      Несколько поколений привыкли, что сине-голубые ромбы = сгущенка.


  1. vbifkol
    20.11.2024 13:06

    Сейчас, когда страна живет в новых экономических реалиях, советское поколение вспоминает «застой» с ностальгией. Люди приобретают ретро-продукты, так как они являются позитивными символами ушедшей эпохи. Вполне очевидно, что кардинальный ребрендинг в этих условиях производить не только не нужно, но и вредно.

    Кватор всеобщности без причины - признак неглубокого высказывания. Я вот вспоминаю без ностальгии. И брезгую покупать что-то с советскими ассоциациями, даже если знаю что оно может оказаться неплохим. И что-то мне говорит что если сейчас взять любой рейтинг продуктов, то ретро-продукты в нём окажутся даже не в первой сотне, а где-нибудь за границей упоминаемости.


    1. Zenitchik
      20.11.2024 13:06

       даже если знаю что оно может оказаться неплохим

      Неадаптивное прведение.


      1. vbifkol
        20.11.2024 13:06

        Неадаптивное прведение.

        Некоторые называют это "принципы". Впрочем, у меня этот принцип нежесткий: если в магазине только один вид хлеба и он называется "советский", я, наверное, его куплю. Другое дело что таких случаев не было уже лет 30, спасибо тому что совок сдох.


        1. Zenitchik
          20.11.2024 13:06

          Принципы хороши тогда, когда под ними есть рациональное обоснование. А когда обоснование иррациональное - они плохи.


          1. Vytian
            20.11.2024 13:06

            Подушню немного:

            Обоснование рационально по определению, как вид умозаключения. Которое (ха-ха) основывается на по-определению иррациональных самоочевидных ценностях. Иначе это были бы не основания, а промежуточные логические шаги в обосновании.

            Принципы, от лат. principium: первейший, -- это и есть исходные основополагающие элементы рационального, аксиоматика. Индуктивный способ мышления, подразумевающий, что принципы выводятся из частных соображений -- это такое сильно-сильное идеалистическое допущение, что логически непротиворечивые принципы: а) существуют; б) выводимы из имеющихся в наличии соображений. Короче, история философии и религии чуть менее чем вся -- об этом.


            1. Zenitchik
              20.11.2024 13:06

              Мне кажется, Вы попытались смешать несколько контекстов, и у Вас получилось что-то странное.

              Непонятно, что понимаете под "самоочевидными ценностями". Физиологические потребности? Так они вполне объективны. Аксиомы? Так они не "самоочевидны", и подлежат проверке.

              Потом Вы, почему-то выбрали только одно значение слова "принципы", не рассмотрев остальные.

              "Индуктивный способ мышления" - это странное словосочетание. Странно ограничивать своё мышление только одним разделом логики. Тем более, что Вы тут же говорите про "выводимость из имеющихся соображений", что требует в большей степени дедукции, чем индукции.


              1. vbifkol
                20.11.2024 13:06

                Аксиомы? Так они не "самоочевидны", и подлежат проверке.

                Извините, но нет. В русском языке по крайней мере, аксиома - утверждение, не требующее доказательств. Она действительно может быть не самоочевидна, но в рамках своей парадигмы её не доказывают, это базовый постулат.


                1. Zenitchik
                  20.11.2024 13:06

                  Извините, но да. Именно потому, что в рамках своей теории аксиомы не доказывают, а принимают за базовый постулат, их нужно проверять каждый раз при применении этой теории к практике. Верность аксиом - устанавливаемая экспериментально - является условием применимости теории на них построенной.


                  1. vbifkol
                    20.11.2024 13:06

                    их нужно проверять каждый раз при применении этой теории к практике

                    Вы всерьез каждый раз сверяете что все прямые углы равны между собой? А как? Шаблончик прикладываете?


                    1. Zenitchik
                      20.11.2024 13:06

                      Во-первых, то, что "все прямые углы равны между собой" - это либо тавтология, либо может быть доказано - зависит от определения прямого угла.

                      Во-вторых, да, прикладываю. Потому что в ощущениях нам надо не то, что углы прямые, а то, что они равны шаблончику.


                      1. vbifkol
                        20.11.2024 13:06

                        Во-вторых, да, прикладываю. Потому что в ощущениях нам надо не то, что углы прямые, а то, что они равны шаблончику.

                        Т.е. проложив перпендикуляр, к параллельным прямым (например, делая вставку в стеллаж) проверяете шаблоном 4 угла - смежные к обоим параллелям? Сурово.


                      1. Zenitchik
                        20.11.2024 13:06

                        проверяете шаблоном 4 угла - смежные к обоим параллелям? Сурово.

                        Обычно ограничиваюсь измерением диагоналей (диагонали прямоугольника равны).

                        И это не сурово, а необходимость. В реальной жизни реальные пиломатериалы могут быть сколь угодно кривыми.


          1. vbifkol
            20.11.2024 13:06

            Принципы хороши тогда, когда под ними есть рациональное обоснование. А когда обоснование иррациональное - они плохи.

            Что такое "плохой принцип" и можно ли считать плохим принцип, который вообще не доставляет мне неудобств, но дает положительные эмоции?

            Рациональных обоснований можно придумать кучу, но это будет именно рационализация. У меня жена не есть курицу - принципиально, ей лет 30 назад как-то сплохело от курицы, с тех пор не есть - это рационально-обоснованный хороший принцип или нерационально обоснованный плохой? Кстати, вот ей оно доставляет неудобство, потому что когда я жарю курицу, пахнет вкусно, а её приходится готовить себе отдельно что-нибудь менее вкусное.


  1. Javian
    20.11.2024 13:06

    Можно обратить внимание, что технически дизайн был ограничен количеством цветов - отдельных 2-3 цвета. И авторы старались чтобы это не было заметно. Иногда можно было встретить "позолоту" как один из цветов, как примере этой пачки сигарет

    • -


  1. Qoragar
    20.11.2024 13:06

    Ну, тут довольно спорно, честно говоря.

    Да, несомненно, были действительно великолепные образцы советского дизайна. Но бОльшая часть "легендарности" в приведённых примерах, всё же, была вызвана банальным отсутствием конкуренции на полках (и не только).

    То есть, "легендарными" эти бренды стали вовсе не в силу удачного дизайна, тут от обратного — их дизайн стал "легендарным" только благодаря тому, что был известен всем и каждому в силу безальтернативности выбора.