Настоящий рассвет в дизайне советских товарных знаков наступил после принятия одноименного Постановления Совета Министров СССР в 1962 году.
Документ определил, что:
все предприятия и организации, которые до этого момента не имели зарегистрированных товарных знаков, должны разработать их, представив в орган исполнительной власти для утверждения;
создателям брендов запрещается использовать общеупотребительные обозначения; знаки, сходственные с государственными или международными, вводящие в заблуждение, противоречащие общественным интересам, «социалистической морали», международным отношениям.
Сформировавшееся правовое регулирование стало первопричиной переформатирования дизайнерского устремления руководителей советских предприятий, то есть происходила, как это определила Татьяна Мазурина в своей научной статье, посвященной советским товарным знакам, «третья графическая революция». Стилистически это выглядело так: товарные знаки получали большую модульность, геометричность, контрастность фона и формы, типизацию отдельных элементов, простоту и двухмерность начертания. Предприятия норовили через визуальную коммуникативность «общаться» со своим потребителем, передавая ему закодированную информацию о себе или производимом товаре.
И что было на практике?
«Аленка». Шоколад, названный в честь дочери Валентины Терешковой, до середины 60-х годов не имел собственного оформления. Руководству фабрики это не понравилось. Поэтому было принято решение обратиться ко всем с просьбой о помощи в выборе оформления лакомства. Конкурс, организованный и проведенный газетой «Вечерняя Москва», выявил победителя: им стал Александр Геринас, который в 1960 году сделал фотографию своей дочери Елены в шелковом платке. Эта визуальная основа и была использована штатным художником Михаилом Георгиевичем Масловым для создания изображения упаковки шоколада «Аленка».
Сырки «Дружба» и «Янтарь». В 60-х годах Московский завод плавленых сыров (будущий АО «Карат») начал разработку рецептуры сразу нескольких вариантов продуктов, в том числе сырков «Дружба» и «Янтарь». К середине 80-х из 28 сортов плавленых сыров почти 2/3 продукции приходились на эти два сорта. Людей привлекала в первую очередь дешевизна и вкус: та же «Дружба» стоила всего 23 копейки, а студенты и художники потребляли продукт в неимоверных количествах, все остальные — только как закуску. Запоминающийся дизайн сырков сохранялся долгие годы: только в 2015 изготовители изменили внешний вид товара (например, на евроконтейнере исчезло размашистое написание «Дружба» и земной шар, но осталась неизменной цветовая гамма).
«Золотой ярлык». Хотя первая запись о какао с таким наименованием появилась еще в 20-е годы XX столетия, однако долгое время собственного долгоиграющего фирменного стиля у продукта не было (использовался темно-фиолетовый цвет и строчки Маяковского:
«Граждане, не спорьте!
Советские граждане окрепнут в спорте.
В нашей силе — наше право!
А в чем сила?
В этом какао!»).
Только в 1962 году художник Михаил Губонин придумал ту самую знаменитую упаковку темно-зеленого цвета, не изменившуюся и по сей день.
Чем еще известен Губонин? Михаил Ефимович являлся создателем настоящих кондитерских бестселлеров («Вишня в шоколаде», «Красная шапочка», «Садко» и многое другое). Кроме того, Губонин нарисовал дизайн «Советского шампанского».
А какие-то бренды были созданы до 60-х?
Например, цветовая гамма баночки из-под сгущенки, по некоторым данным, придумана Ираидой Фоминой в начале 30-хх годов.
Исследователи отмечают, что Ираида Ивановна была женщиной, которая действительно знала толк в дизайне: ее родственники работали в сфере архитектуры, а рисовать она начала с детства.
Еще о популярных брендах
«Чай со слоном», «Красная Москва», «Сода пищевая». Во всех трех случаях – авторы ставших популярными товарных знаков неизвестны. В открытом доступе есть сведения только лишь, когда впервые была введена в продажу указанная продукция: черный байховый — в 1972 году, сода — после 1945 года (когда в Стерлитамаке открыли залежи компонентов для производства универсального моющего и чистящего средства), духи — после 1925 года (фактически создатели лишь переделали в рамки соцреализма уже известный и популярный бренд «Любимые духи императрицы»).
Почему советский дизайн используется даже сейчас?
В советское время созданное должно было отвечать критериям качества и удобства. Люди, когда-то покупавшие себе продукты и духи, например, «Красная Москва», помнят о том, какие это были товары. Запоминающийся логотип, помноженный на надежность, создавал ореол «такого больше нигде нет».
Сейчас, когда страна живет в новых экономических реалиях, советское поколение вспоминает «застой» с ностальгией. Люди приобретают ретро-продукты, так как они являются позитивными символами ушедшей эпохи. Вполне очевидно, что кардинальный ребрендинг в этих условиях производить не только не нужно, но и вредно.
Внесите софт в Реестр отечественного ПО и сэкономьте на налогах
Комментарии (26)
rezdm
20.11.2024 13:06>> Почему советский дизайн используется даже сейчас?
Запрос рынка на ностальгию по совку.
Сколько там из "тот самый, советский" осталось? Ну сгущёнка, ну забор Лахмана. Но так и сколько вместо этого нового появилось.
Заодно можно посмотреть, сколько дизайнов совок тупо своровал.vedmed007
20.11.2024 13:06Да много чего осталось, не только очевидная кондитерка, но и часы, фотоаппараты, автомобили)
Все мы родом из детства, сериал "Советский дизайн" про эти воспоминания, но немного нудноват.
rezdm
20.11.2024 13:06>> часы, фотоаппараты, автомобили
Вот это как раз знатно перепёрто, и в ужасном качестве.nixtonixto
20.11.2024 13:06Я бы не сказал, что Нива - автомобиль ужасного качества. Да и часы Электроника с цифровой подстройкой хода - в 80-х это позволило при розничной цене примерно 10...20 долларов добиться погрешности пара секунд в месяц.
dom1n1k
20.11.2024 13:06Это не ностальгия, а культурный код.
Несколько поколений привыкли, что сине-голубые ромбы = сгущенка.
vbifkol
20.11.2024 13:06Сейчас, когда страна живет в новых экономических реалиях, советское поколение вспоминает «застой» с ностальгией. Люди приобретают ретро-продукты, так как они являются позитивными символами ушедшей эпохи. Вполне очевидно, что кардинальный ребрендинг в этих условиях производить не только не нужно, но и вредно.
Кватор всеобщности без причины - признак неглубокого высказывания. Я вот вспоминаю без ностальгии. И брезгую покупать что-то с советскими ассоциациями, даже если знаю что оно может оказаться неплохим. И что-то мне говорит что если сейчас взять любой рейтинг продуктов, то ретро-продукты в нём окажутся даже не в первой сотне, а где-нибудь за границей упоминаемости.
Zenitchik
20.11.2024 13:06даже если знаю что оно может оказаться неплохим
Неадаптивное прведение.
vbifkol
20.11.2024 13:06Неадаптивное прведение.
Некоторые называют это "принципы". Впрочем, у меня этот принцип нежесткий: если в магазине только один вид хлеба и он называется "советский", я, наверное, его куплю. Другое дело что таких случаев не было уже лет 30, спасибо тому что совок сдох.
Zenitchik
20.11.2024 13:06Принципы хороши тогда, когда под ними есть рациональное обоснование. А когда обоснование иррациональное - они плохи.
Vytian
20.11.2024 13:06Подушню немного:
Обоснование рационально по определению, как вид умозаключения. Которое (ха-ха) основывается на по-определению иррациональных самоочевидных ценностях. Иначе это были бы не основания, а промежуточные логические шаги в обосновании.
Принципы, от лат. principium: первейший, -- это и есть исходные основополагающие элементы рационального, аксиоматика. Индуктивный способ мышления, подразумевающий, что принципы выводятся из частных соображений -- это такое сильно-сильное идеалистическое допущение, что логически непротиворечивые принципы: а) существуют; б) выводимы из имеющихся в наличии соображений. Короче, история философии и религии чуть менее чем вся -- об этом.
Zenitchik
20.11.2024 13:06Мне кажется, Вы попытались смешать несколько контекстов, и у Вас получилось что-то странное.
Непонятно, что понимаете под "самоочевидными ценностями". Физиологические потребности? Так они вполне объективны. Аксиомы? Так они не "самоочевидны", и подлежат проверке.
Потом Вы, почему-то выбрали только одно значение слова "принципы", не рассмотрев остальные.
"Индуктивный способ мышления" - это странное словосочетание. Странно ограничивать своё мышление только одним разделом логики. Тем более, что Вы тут же говорите про "выводимость из имеющихся соображений", что требует в большей степени дедукции, чем индукции.
vbifkol
20.11.2024 13:06Аксиомы? Так они не "самоочевидны", и подлежат проверке.
Извините, но нет. В русском языке по крайней мере, аксиома - утверждение, не требующее доказательств. Она действительно может быть не самоочевидна, но в рамках своей парадигмы её не доказывают, это базовый постулат.
Zenitchik
20.11.2024 13:06Извините, но да. Именно потому, что в рамках своей теории аксиомы не доказывают, а принимают за базовый постулат, их нужно проверять каждый раз при применении этой теории к практике. Верность аксиом - устанавливаемая экспериментально - является условием применимости теории на них построенной.
vbifkol
20.11.2024 13:06их нужно проверять каждый раз при применении этой теории к практике
Вы всерьез каждый раз сверяете что все прямые углы равны между собой? А как? Шаблончик прикладываете?
Zenitchik
20.11.2024 13:06Во-первых, то, что "все прямые углы равны между собой" - это либо тавтология, либо может быть доказано - зависит от определения прямого угла.
Во-вторых, да, прикладываю. Потому что в ощущениях нам надо не то, что углы прямые, а то, что они равны шаблончику.
vbifkol
20.11.2024 13:06Во-вторых, да, прикладываю. Потому что в ощущениях нам надо не то, что углы прямые, а то, что они равны шаблончику.
Т.е. проложив перпендикуляр, к параллельным прямым (например, делая вставку в стеллаж) проверяете шаблоном 4 угла - смежные к обоим параллелям? Сурово.
Zenitchik
20.11.2024 13:06проверяете шаблоном 4 угла - смежные к обоим параллелям? Сурово.
Обычно ограничиваюсь измерением диагоналей (диагонали прямоугольника равны).
И это не сурово, а необходимость. В реальной жизни реальные пиломатериалы могут быть сколь угодно кривыми.
vbifkol
20.11.2024 13:06Принципы хороши тогда, когда под ними есть рациональное обоснование. А когда обоснование иррациональное - они плохи.
Что такое "плохой принцип" и можно ли считать плохим принцип, который вообще не доставляет мне неудобств, но дает положительные эмоции?
Рациональных обоснований можно придумать кучу, но это будет именно рационализация. У меня жена не есть курицу - принципиально, ей лет 30 назад как-то сплохело от курицы, с тех пор не есть - это рационально-обоснованный хороший принцип или нерационально обоснованный плохой? Кстати, вот ей оно доставляет неудобство, потому что когда я жарю курицу, пахнет вкусно, а её приходится готовить себе отдельно что-нибудь менее вкусное.
Javian
20.11.2024 13:06Можно обратить внимание, что технически дизайн был ограничен количеством цветов - отдельных 2-3 цвета. И авторы старались чтобы это не было заметно. Иногда можно было встретить "позолоту" как один из цветов, как примере этой пачки сигарет
-
Qoragar
20.11.2024 13:06Ну, тут довольно спорно, честно говоря.
Да, несомненно, были действительно великолепные образцы советского дизайна. Но бОльшая часть "легендарности" в приведённых примерах, всё же, была вызвана банальным отсутствием конкуренции на полках (и не только).
То есть, "легендарными" эти бренды стали вовсе не в силу удачного дизайна, тут от обратного — их дизайн стал "легендарным" только благодаря тому, что был известен всем и каждому в силу безальтернативности выбора.
jouilk23
Сгущёнка на века!
anonymous
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
PereslavlFoto
Слипнется на века!
nixtonixto
Сгущёнку покупать не рекомендую. Ищите молоко сгущенное цельное.
ASTRIO
Поддерживаю! Это такой современный нюанс. Сгущенка совсем другой продукт (не вкусный!). А вот сгущенное молоко - это да!