Как веб-приложения в мессенджерах помогают бизнесу собирать контакты лидов, продвигать продукты и услуги, тестировать новые функции и сервисы. Рассказываем про преимущества технологии на примере Telegram Web App.
Почему мессенджеры нужны бизнесу
Начнем с тех, кому обычно обычно сложнее всего, – стартапов и начинающего бизнеса. Вы провели исследование рынка, получили хорошие отзывы на продукт или услуги от фокус-групп, нашли свою нишу и запустили свой сайт или приложение. Теперь нужно решить три задачи:
Найти первых пользователей
Привлечь их к регистрации
Удержать их в продукте
Но как это сделать?
На помощь приходит универсальный медийный канал, в котором присутствуют клиенты любого бизнеса и активно пользуются им каждый день.Это мессенджеры. И статистика говорит в их пользу эффективности:
Чаты и приложения для общения выбирают 94,7% пользователей в возрасте от 16 до 64 лет.
Ожидается, что к 2025 году общая аудитория мессенджеров превысит 3,5 миллиарда пользователей.
В среднем, люди проводят в мессенджерах от 3 до 17 часов ежемесячно.
Помимо общения, пользователи решают в мессенджерах и бытовые задачи. Например, здесь можно получить напоминание об оплате кредита и списать платеж, оформить покупку через бот, отвлечься на любимую игру, записаться в салон красоты или отправить заявку в страховую.
Средний и крупный бизнес тоже использует мессенджеры, но как дополнительный инструмент продаж и оптимизации процессов, чтобы снизить нагрузку на сервисы. И получает хорошие отзывы – 80% клиентов считают свой опыт взаимодействия с чат-ботами положительным. Поэтому растут и инвестиции – общий объем рынка разговорной коммерции обещает достигнуть 290 млрд. долларов к 2025 году.
Следующий шаг в развитии мессенджеров – создание на базе чат-ботов полноценных приложений и сайтов. Это поможет улучшить пользовательский опыт, сократить количество незавершенных покупок и повысить конверсию.
Как работают веб-приложения в мессенджерах
Лидером по мультифункциональности считается китайский WeChat. В 2011 году это супер-приложение тоже начиналось как обычный мессенджер. А сегодня его пользователи не только обмениваются сообщениями и файлами, но также покупают квартиры, сдают экзамены и даже женятся.
Для бизнеса есть следующие варианты интеграции с WeChat:
Создание официальных аккаунтов двух типов – общения с клиентами или для рассылки новостей бренда подписчикам;
Разработка WeChat Mini Programs – создание встроенных приложений, которые работают внутри мессенджера как инструменты для онлайн-продаж, бронирования, доставки еды и товаров, геймификации и других процессов;
Подключение WeChat Pay – интеграция с одной из самых популярных систем мобильных платежей в Китае, где пользователю достаточно отсканировать QR-кода и оплатить покупку вашего товара и услуги.
Возможности Telegram Web App
Европейскому рынку больше подходит Telegram – мессенджер Павла Дурова, у которого есть все шансы повторить успех WeChat. На июль 2024 года общее количество регистраций насчитывало более 950 миллионов, из них – 41 миллион пользователей живут в Европе.
Раньше бизнес использовал его возможности только через настройку ботов в самом мессенджере. Сейчас внутри бота можно разместить полноценное веб-приложение – Telegram Web App. Для пользователя оно выглядит как обычный сайт, но без необходимости покидать сам мессенджер – все ключевые функции доступны прямо в окне бота. При желании, интерфейс может быть стилизован под ваш фирменный стиль, чтобы сделать приложение в Telegram более узнаваемым.
Для знакомства с технологией команда мессенджера выпустила демо-проект @DurgerKingBot, который описывает суть ее работы для бизнеса. Веб-приложение представляет стандартный сервис доставки с минимальным набором функций:
Выбор блюда из каталога с картинками и ценами
Редактирование заказа и комментарии с пожеланиями
Выбор способа оплаты
Детали доставки с возможностью сохранить их в системе веб-приложения для следующих заказов
Оплата реализована через Wallet Pay – платежную систему для пользователей Telegram и интегрированных в него приложений. А все принятые заказы автоматически падают в вашу POS-систему.
Для запуска Telegram Web App вам нужно:
Разработать веб-приложение (с этим можем помочь мы, так как у команды большое портфолио приложений и сайтов на React Native);
Создать бота в Telegram с помощью его же бота BotFather;
Добавить приложение в настройки бота и разместить внутри ссылку на веб-приложение (про это мы подробно рассказываем в другой нашей статье).
Использование Telegram Web App дает бизнесу следующие преимущества:
Прямой контакт – вся воронка продаж реализована прямо в канале мессенджера, а пользователю не нужно переходить на другие страницы и совершать дополнительные действия, которые могут снизить конверсию;
Быстрый запуск – Web App интегрированы прямо в чат-боты Telegram и их подключение не занимает много времени;
Интерактивность – функциональность настоящего веб-сайта (каталог, корзина, регистрация аккаунта, программа лояльности, оплата и так далее) будет реализована прямо внутри чат-бота с быстрой и простой навигацией по странице;
Универсальность в разработке – возможность использования HTML, CSS, JavaScript и других языков для создания веб-приложений (но мы рекомендуем React Native и дальше расскажем почему).
Что Telegram Web App предлагает бизнесу
Возможности простых веб-приложений для мессенджеров сегодня используют:
Ритейл и e-commerce;
Финансовые продукты;
Гостиницы, рестораны, кафе;
Службы доставки еды и товаров;
Образовательные платформы.
Вот несколько готовых решений для интеграции Telegram Web App в ваш бизнес.
Интернет-магазины
Организуйте полный цикл оформления заказа внутри Telegram, где ваши клиенты будут:
Изучать карточки товаров и добавлять их в корзину;
Оплачивать покупки в мессенджере через интеграцию с платежными системами;
Отслеживать статус заказа и получать уведомления о доставке.
Сервисы бронирования
Предоставьте пользователям возможность записаться на услуги в вашем ресторане, отеле, салоне красоты, медицинском центре и любой другой организации с помощью Telegram Web App. В них они смогут:
Выбрать услугу или исполнителя;
Забронировать время через календарь;
Получить подтверждение о бронировании с напоминанием.
Клиентская поддержка
Общайтесь с клиентами там, где они привыкли. В Telegram Web App можно:
Вести учёт обращений клиентов;
Запрашивать обратную связь;
Настраивать автоматические ответы на популярные вопросы;
Делиться информацией о статусе заказов, балансах, программе лояльности и так далее.
Личные кабинеты
Пополняйте клиентскую базу и удерживайте аудиторию с помощью Telegram. После подключения к боту с веб-приложением пользователь не только оставит свои контактные данные, но и сможет управлять своей активностью прямо в мессенджере:
Проверять и редактировать персональные данные;
Управлять подписками или настройками;
Просматривать историю покупок или статус заказов в вашем магазина или ресторане.
Голосования и опросы
Собирайте обратную связь по продуктам и услугам с помощью следующих функций:
Настройка различных типов вопросов (выбор одного или нескольких ответов, ввод ответа в текстовые поля);
Мгновенная аналитика результатов.
Геймификация
Привлекайте новую аудиторию и повышайте ее лояльность через запуск на базе Telegram Web App брендированных игр с призами за активность.Предлагайте пользователям:
Мини-игры, квесты и викторины;
Подарки и скидки от бренда за участие.
Telegram Web App как часть инфраструктуры бизнеса
В идеале Telegram Web App не полностью закрывает на себе какой-то процесс, а является логичным дополнением к общей логике бизнеса. Например, клиент сможет забронировать столик в вашем ресторане не только на сайте или в приложении, но и с помощью мессенджера. Все заказы при этом будут падать в общую систему. Так пользователь получает удобство выбора, а бизнес – рост охватов и продаж.
Вы можете подключить Telegram Web App для решения следующих задач.
Управление данными
Telegram использует API веб-приложения для получения, отправки и хранения данных – все, что происходит в мессенджере, автоматически попадает в POS-систему и ERP. Например, для ритейла Telegram Web App будет собирать информацию о регистрациях новых пользователей, помогать клиентам отслеживать статус их заказов и предлагать новые продукты. Для fintech-приложений – отправлять пользователям детали транзакций, хранить их историю, показывать текущий баланс и выполнять другие финансовые операции.
Удержание и возврат пользователей
Если у вас уже есть мобильное приложение, настройте функции Telegram Web App, чтобы регулярно возвращать в него пользователей для выполнения нужных вам действий. Например, добавьте в сообщения чат-бота советы по правильному питанию с готовой подборкой продуктов из каталога, предложения сделать повторный заказ, изучить акционные товары или протестировать новую функцию.
Особенности разработки Telegram Web App
Для Telegram Web App не нужен отдельный язык программирования – подойдут те же, что и для стандартной веб-разработки. Сами приложения находятся в магазине Telegram, где мессенджер рендерит их внутри своего WebView, а кнопка для запуска – внутри бота.
Представим, что у вас уже есть мобильное приложение и сайт, написанные на React Native. В этом случае и Telegram Web App должно быть кроссплатформенным – использовать тот же код, что и другие продукты. Такой подход позволит вам быстрее и дешевле менять процессы и исправлять ошибки.