У разработчика три ключевых софт скилла: умение выслушать, умение кивать и умение продолжать делать по-своему.
Soft skills становятся всё более важными для IT-специалистов, поскольку помогают наладить общение, эффективно работать в команде и решать сложные задачи. Мы спросили коллег из рекрутмента, тимлидов и проджект менеджеров какие ключевые soft skills полезны для IT-специалистов в работе и на что они обращают внимание на собеседованиях:
Коммуникация
Если мы особенно говорим о собеседовании, то все скиллы должны укладываться в адекватную коммуникацию.
Общительность, открытость, стиль коммуникации и как человек идет на контакт — важные навыки специалиста для комфортной работы. IT-специалисты часто работают с разными отделами и людьми, поэтому важно уметь доносить сложные технические идеи простым языком. При собеседовании рекрутеры обращают внимание как кандидат слушает, не перебивает ли, но если да, то как. Иногда вовремя перебить тоже важно. Умение слушать и слышать. Способность показать свои достижения без лишней пафосности, грамотно вести переписку, проводить презентации и слушать коллег.
Пример из нашего опыта:
Рекрутер спрашивает: "Расскажите, как вы оптимизировали производительность приложения."
Разработчик: "Мы сократили среднее время загрузки на 30% за счет сжатия медиафайлов и отложенной загрузки. Простыми словами: теперь пользователь видит страницу, а не загрузочный экран, даже если интернет у него, как у меня на даче."
Умение работать в команде
Командная работа требует уважения к другим точкам зрения, навыков сотрудничества и стремления к достижению общих целей. Хорошо понять, насколько этот показатель прокачен можно посмотрев на то, какое количество человек было в вашей команде на прошлой работе или с кем вы работаете сейчас, как распределены роли и за что отвечаете вы, как вы работаете в задачах, где несколько ответственных. Навык сотрудничать с коллегами, уметь решать конфликты и нести командную ответственность очень важен в разработке, но его сложно определить заранее.
Критическое мышление и решение проблем
Способность анализировать информацию, объективно оценивать ситуации и предлагать обоснованные решения помогает находить оптимальные пути даже в сложных проектах. Критическое мышление позволяет быстро разобраться в причинах проблем и выбрать эффективные способы их решения.
Приходит аналитик к разработчику и говорит:
"Клиент жалуется, что отчёт не работает. Я тут подумал, может, данные из базы подтягиваются слишком медленно? Это ведь ваш код тормозит?"Разработчик, после пары секунд размышлений:
«Не факт. Может, клиент просто на тестовом аккаунте попытается выгрузить данные за десять лет. Давай проверим, прежде чем я начну переделывать всё».Они вместе рассматривают, что клиент действительно выбрал всю историю операций, а отчёт открывался каждую минуту. Решение? Добавьте предупреждение: "Вы пытаетесь выгрузить огромный объем данных. Может, уточним фильтр?"
"Ха, точно, теперь клиент думает, что это фича , а не баг!"
Гибкость и адаптивность
Умение адаптироваться к изменениям и гибко реагировать на новые требования в IT пригождаться будет часто. Отрасль постоянно меняется, технологии прогрессируют, и способность быстро адаптироваться к новым условиям или технологиям крайне важна. Гибкость помогает находить способы выполнения задач даже при смене приоритетов или неожиданно меняющихся требованиях.
Когда тебе говорят, что принято решение перейти на новую версию платформера и поэтому придется переделывать часть функционала, а ты изучил эту версию еще на прошлой неделе...
Навык управления временем
Важно уметь правильно расставлять приоритеты, планировать время и управлять множеством задач. Это помогает избегать переработок, соблюдать сроки и достигать результатов в установленные сроки. На самом деле с этим навыком есть много проблем, причем не только у зумеров, которых принято ругать. Многие взрослые специалисты тоже проваливают сроки, не умеют оценить время или спланировать нагрузку. И вот здесь пригождается навык решения проблем.
Проактивность
Честно, это самый бесявый загадочный навык для многих. Какой инициативы и активности хотят от человека, который достаточно хорошо и ровно работает? Мы спросили у тимлидов:
Способность сотрудника предлагать и продвигать свои идеи, обосновывая их с четкой аргументацией. То есть не просто предложить решение или идею и сидеть дальше, но уметь донести до команды и руководства, конструктивно взаимодействуя даже при несогласии.
Проактивные сотрудники предлагают идеи, решают проблемы до их появления и стремятся улучшить процессы. Им не все равно, они видят, куда можно внести улучшения и могут взять на себя ответственность за инициативу.
Обратная связь и самооценка
Умение конструктивно принимать и давать обратную связь помогает совершенствоваться и достигать лучших результатов. Способность критично оценивать свою работу позволяет находить зоны для развития.
QA : «Хочу дать фидбек по тестам. Ты не до конца описал шаги теста, из-за чего я несколько раз терял время на поиск информации».
Разработчик :
"Понял. Обычно я быстро пробегаю по документации, но признаю, что для тестирования важно, чтобы всё было чётко"QA :
«Давайте вместе обсудим, что нужно добавить в тестовую документацию».
Навык ведения переговоров
Переговоры могут понадобиться как при согласовании требований с заказчиками, так и внутри команды для выбора подходящего подхода или технологий. Умение отстаивать свою позицию и при этом учитывать интересы других сторон помогает приходить к взаимовыгодным решениям.
Заказчик:
«Мы хотим, чтобы приложение работало на всех устройствах и управляющих компаниях, включая старые версии Windows, iOS и Android, а также устройства с Windows XP. Делаете?»Разработчик:
"Конечно, сделаем, но мы можем добавить ещё поддержку Nokia 3310, чтобы точно быть универсальными?"Заказчик:
"Не, это уже перебор!"Разработчик:
«Все-таки мы с вами в одной команде. Давайте определим приоритеты и сделаем так, чтобы применить лучший опыт на конкретных устройствах. А если хотите, можем добавить старую версию для ностальгии».
Заключение
Софт-навыки — это инвестиции в личную продуктивность и комфорт команды. И востребованы они не только в IT, но и в любой сфере, где люди создают что-то в команде: от ракетостроения до дизайна носков. Однако в IT софт-скиллы имеют особое значение, так как руками мы делаем немного, все что мы производим — это продукты труда интеллектуального. Чтобы создать качественный продукт, важно уметь хорошо, комфортно и эффективно работать с людьми.
Комментарии (26)
mvv-rus
11.12.2024 14:05И снова кому-то захотелось написать о soft skills...
В прежние времена времена подобный текст неизбежно был бы помечен комментаторами знаком [:]|||||||||||[:] , что обозначало "баян". И не одним.
А в наше время можно просто сказать, что публикация такого текста свидетельствет о недостатке этих самых soft skills у автора(ов).
amazingname
11.12.2024 14:05Забыли еще самую главную часть софтскилов - навык обсуждения котиков и сноубордов, навык выдавать бессмысленные похвалы и советы на ретроспективе, навык игры в разработку вместо нормальной разработки. И самое главное - навык делать счастливое лицо, когда все перечисленное в предыдущем предложении имеет место быть.
saboteur_kiev
11.12.2024 14:05Soft skills становятся всё более важными для IT-специалистов
Заказчик:
«Мы хотим, чтобы приложение работало на всех устройствах и управляющих компаниях, включая старые версии Windows, iOS и Android, а также устройства с Windows XP. Делаете?»Разработчик:
"Конечно, сделаем, но мы можем добавить ещё поддержку Nokia 3310, чтобы точно быть универсальными?"
Разработчик так точно не скажет. Так скажет эффективный менеджер, который потом будет жаловаться что на рынке нет разработчиков, потому что никто не приходит к нему писать под ворованную Windows XP (потому что хрен сейчас можно найти лицензионное старье и секурити паотчи под него). И все догадываются, что если такое стоит у каких-то заказчиков, то денег они заплатят явно не столько, сколько стоит поддержка всех этих десятка устаревших платформ, и что если у них стоит такое старье, то явно стоит еще куча хлама и непонятных сборок, под которыми что-то может пойти не так. В результате вместо разработки, придется колупаться с неизвестно чем, на что ни чатгпт ни форумы не подскажут.
Софт скиллы это хорошо, но когда они развиты настолько, что затуманивают хард скиллы - вот это уже перебор.Dadadam999
11.12.2024 14:05В дополнении я бы вообще поспорил, что это хороший пример софт скилла. Потакать любым хотелкам менеджеров, даже самым абсурдным, после чего явно иметь проблемы с бюджетами и исполнением сроков (т.к. верно подмечено, поддержка старых ОС может иметь подводные камни, способные запороть разработку накорню).
У менеджеров есть золотое правило, не говорить клиенту "нет", "мы так сделать не сможем" и тому подобные слова. Программист не обязан его соблюдать. В текущем примерно лн примерно скажет: "нет ничего невозможного, но поддержка старого по увеличит сроки выполнения и стоимость работ, далее перечислит аргументировано причины. Если готовы на это пойти, то мы приступаем к работе ".
Для эффективного менеджера эти слова недопустимы. Поэтому согласен, он по итогу будет ныть, почему нет программистов, готовых например оптимизировать проект под нокиа 3310. Ну что там сложного? Всего-то написать прошивку, спаять свой программатор (заводских уже не найти) и залить самописным софтом, желательно не окирпичив телефон. Ведь любой дурак справится быстро и за минимальную плату, что там сложного? Конечно утрирую, но и такие кадры есть.
П.С. Слава богу, что большинство менеджеров в сфере всё же адекватные и подобных неадекватных "кадров" на самом деле не то чтобы много.
fedorez
11.12.2024 14:05согласен с вами. работал с таким менеджером. он был готов взять на себя сколь угодно повышенные обязательства, а чего бы нет- перерабатывать и закрывать офис в полночь, чтобы вписаться в абсолютно идиотские сроки было ж не ему. сколько с ним ругались... сколько народу ушло из-за этого... зато для начальства он был молодец
ps: (открыл форточку) на Нокии 3310 не можно было выполнять код, потому что там не было ни интернета, на wap, ни java (закрыл форточку) :-)MaFrance351
11.12.2024 14:05Всё можно было, причём даже без костылей типа реверса прошивки и прикручивания грязных хаков на ассемблере). И не только на 3310, но и ещё на ряде таких же звонилок (платформы DCT-3). NokiX SDK (сторонний, правда) был для этого.
fedorez
11.12.2024 14:05ничего себе)) это что-то вроде патчей к Сименсам было устроено? (я мечтал о 3310, но на неё не хватило денег, пришлось взять тогда телефон породы попроще, но там был wap) ))
MaFrance351
11.12.2024 14:05Да, типа эльфпака, но со всеми сложностями Нокии. Помню, что там для разных манипуляций надо было сразу два шнурка, один на COM, другой на LPT.
saboteur_kiev
11.12.2024 14:05на Нокии 3310 не можно было выполнять код
А как же я в змейку играл???
lrrr11
11.12.2024 14:05сразу видно, что статью писал профессиональный копирайтер, а не разработчик или BizDev.
Если бы меня спросили про реальный софт скилл, который действительно поможет произвести хорошее впечатление на технических собесах и не только, то он выглядит примерно так. Если тебя о чем-то спросили и ты этого не знаешь, то не мямли и не пытайся выкрутиться, а отвечай четко и уверенно "я этого не знаю". Либо "я этого не знаю, но могу предположить, что...".
Потому что все знать в любом случае невозможно, а четкость и уверенность - это основа бизнес-коммуникации. Любой менеджер предпочтет услышать "закрою таску за 2 недели" вместо какого-нибудь "ну не знаю, возможно справлюсь за неделю, а возможно и нет, посмотреть надо", потому что тогда ему легко принять решение о сроках и суммах. А сроки и суммы - это основа бизнеса.
ElDark
11.12.2024 14:05Как человек, работавший с профессиональными копирайтерами, возражу - эту статью писал посредственный копирайтер. Возможно, с применением LLM.
tolyanski
11.12.2024 14:05Разработчик:"Конечно, сделаем, но мы можем добавить ещё поддержку Nokia 3310, чтобы точно быть универсальными?"
Это называется пассивная агрессия, вообще-то)
Dmitry_604
11.12.2024 14:05Троллинг это называется :) Но а как еще реагировать на такие требования типа "на всех устройствах"? :))
tolyanski
11.12.2024 14:05Троллинг или агрессия - будет зависеть от степени душности вашего эйчара)) который, как известно, бдит и мотает на ус компромат к performance review)
Pusk1
11.12.2024 14:05Я бы добавил навык адекватность. Редко встречается в литературе, но мне крайне важно, когда я на свои вопросы получаю адекватные ответы. И в этом случае ответ вбок хуже ответа не знаю, я бы погуглил и пр.
rabitagorgor
11.12.2024 14:05Они вместе рассматривают, что клиент действительно выбрал всю историю операций, а отчёт открывался каждую минуту. Решение? Добавьте предупреждение: "Вы пытаетесь выгрузить огромный объем данных. Может, уточним фильтр?"
Ха, как будто такое предупреждение остановит клиента от таких выгрузок!
TheOldGrouch
11.12.2024 14:05Забавно, что статье немедленно заблокировали рейтинг. да в минусе, но заблокировали.
s13nder
11.12.2024 14:05Это уже сюр какой-то, как можно серьезно комментаривать подобные статьи написанным ChatGPT.
Примерно как общаться с "пастами" на форумах и в чатах..
ITMonsters Автор
11.12.2024 14:05А как вы отличаете статьи, написанные человеком, от статей, написанных нейронкой?) Просто интуицией?
RomeoGolf
11.12.2024 14:051) дурацкие ляпы, см. первый комментарий.
2) пережевывание одного и того же, тысячу раз уже пережеванного
3) крайне низкая концентрация смысла, в гомеопатических дозах. Сплошная вода.
4) повествование от четвертого лица. Это даже не третье, это абсолютная отстраненность, как из другого мира.
5) дебильнейшие и абсолютно противоестественные, какие-то негуманоидные иллюстрации. Чаще всего картинки. Но здесь это "цитаты"-примеры
Это только навскидку. И добавим сюда утиную типизацию: если оно летает, как LLM, крякает, как LLM, плавает, как LLM - то это LLM, даже если писал человек. Возможно, писал человек, воспитанный языковыми моделями...
falcon4fun
11.12.2024 14:05ИТишнику - какому ИТшнику? СТО? Тимлиду? ИТ лиду? Л1 админу? Л3 админу? ИТ архитектору? Нетворк архитектору? Девопсу?
Навык ведения переговоров для нужен максимум архитектору ИТ, т.к. ему довольно часто придется общаться с ребятами из менеджмента, которые не особо в зуб ногой. Просто ИТ админу - это редкий навык на уровне "связать 2 слова". И вообще. Для экстернал коммуникаций между отделами есть лиды.
Умение работать в команде. А что, у нас все ИТ работают в команде? Дефолтный ИТ отдел очередного MSP: 2-3 сетевика, 1-2 красногоазика, 2-3 винадмина, охапка принеси-подай-мышку-поменяй. Где тут работа в команде? У сетевиков будет минимум 1 архитектор их списка. У виндоусистов тоже. Вся их коммуникация будет на уровне: влан прокинуть и порты сконфигать. Да и внутри команды, что семпаи мог помочь ответить на глупые вопросы более слабых.
Навык управления временем. Так а чо сразу не навык общения с генеральным? Навык умения выбивать деньги на железо и софт? Чего не проджект менеджмент скиллы? Не чайник починить? Ничего, что для стандартного Л1-Л3 это забота точно не твоя? Для этого есть / должен быть менеджмент. Не нужно пытаться быть рубаха парнем и занимать 5 позиций.
Мне, например, половина из всего списка нужно, как собаке пятая нога. И любой ХР успешно заткнется аргументированной критикой, в зависимости от ситуации, кейса и будущей структуры фирмы.
Sergey_Kh
«Мы хотим, чтобы приложение работало на всех устройствах и управляющих компаниях, включая старые версии Windows, iOS и Android, а также устройства с Windows XP. Делаете?»
Про "управляющие компании" странно. Это перевод?
RomeoGolf
Это ChatGPT. Причем, не только в этом ляпе, но и в общем количестве незамутненной воды, даже не разбавленной крупицами смысла или информации
hira
Там ещё что-то про новую версию платформера было. Может я отстал от жизни, но единственная ассоциация с этим словом - это скачущий ёж и похожее.
SilverHorse
Ага, "платформера"... даже если речь о "платформе", о какой вообще платформе речь, которую можно "изучить на прошлой неделе"? Чатгпт реально палится...