Всем привет! Подтолкнуло написать меня эту статью мой непосредственный интерес к алгоритмам и решению задач на leetcode, каждый раз, используя стандартную сортировку из STL std::sort, я знал, что ее сложность O(n*log(n)), но как она реализована внутри не доходили руки разобраться, в добавок мне стало интересно, какие есть другие виды сортировок, кроме самых простых, с которыми каждый знакомится в начале своего пути.

Я решил это исправить! И описать все виды сортировок, с которыми мне так или иначе приходилось встречать во время выполнения своих тасков или решению задач на leet.

Начнем с того, что разберемся, какие виды сортировок вообще есть и разобьем их на условные простые/продвинутые/для специальных случаев, а также разберемся, что использует std::sort у себя под капотом.

Начнем!

std::sort — это стандартная функция сортировки, находится в <algorithm>. Она использует комбинацию QuickSort, HeapSort, и InsertionSort для достижения высокой производительности.

  • Алгоритм под капотом:

  • Используется модифицированный introsort (Introspective Sort).

Это гибридный алгоритм, который:

  1. Начинает с QuickSort.

  2. Если глубина рекурсии становится слишком большой (может указывать на худший случай), переключается на HeapSort.

    *Для небольших подмассивов применяется InsertionSort, так как он эффективен для малых объёмов данных.

  3. По итогу получаем сложность O(n log n) в среднем случае и гарантированную устойчивость даже для худших случаев.

Идем дальше!

  • Простые алгоритмы (Bubble Sort, Insertion Sort, Selection Sort).

  • Продвинутые алгоритмы (Merge Sort, Quick Sort, Heap Sort).

  • Алгоритмы для специальных случаев (Counting Sort, Radix Sort, Bucket Sort).

Рассмотрим каждый из них и варианты реализации:

1. Простые алгоритмы сортировки

Bubble Sort (Пузырьковая сортировка)

Алгоритм сравнивает соседние элементы и меняет их местами, если правый элемент больше левого. Повторяется до тех пор, пока массив не будет отсортирован.
Сложность: O(n²)

template<typename T>
void BubbleSort(std::vector<T>& vec)
{
    bool swapped;
    for (size_t i = 0; i < vec.size(); ++i)
    {
        swapped = false;
        for (size_t j = 0; j < vec.size() - i - 1; ++j)
        {
            if (vec[j] > vec[j + 1]) {
                std::swap(vec[j], vec[j + 1]);
                swapped = true;
            }
        }
        if (!swapped) {
            break;
        }
    }
}

Меньший элемент перемещается “вверх”, как пузырёк.

Insertion Sort (Сортировка вставками)

Элементы из неотсортированной части массива постепенно вставляются в правильную позицию отсортированной части.
Сложность: O(n²)

template<typename T>
void insertionSort(vector<T>& vec) 
{ 
    for (int32_t i = 1; i < vec.size(); ++i)
    { 
        T key = vec[i];
        int32_t j = i - 1; 
        while (j >= 0 && vec[j] > key)
        {
            vec[j + 1] = vec[j]; --j;
        } 
        vec[j + 1] = key; }
}

Идеально подходит для небольших массивов или почти отсортированных данных.

Selection Sort (Сортировка выбором)

На каждом шаге выбирается минимальный элемент из оставшейся части массива и перемещается в начало.
Сложность: O(n²)

template<typename T>
void selectionSort(vector<T>& vec)
{
    for (auto it = vec.begin(); it < vec.end()-1; ++it)
    {
        auto minIt = it;
        for (auto it2 = it + 1; it2 <vec.end(); ++it2)
        {
            if ((*it2) <(*minIt)) {
                minIt = it2;
            }
        }
        swap((*it), *(minIt));
    }
}

Простой алгоритм, но неэффективный для больших данных.

Так, на этом этапе я думаю многие вспомнили себя и как они первый раз познакомились с алгоритмами, дальше будут примеры, которые могли вам не встречаться, но они будут асимптотически быстрее и интереснее!

2. Продвинутые алгоритмы сортировки

Merge Sort (Сортировка слиянием)

Идея заключается в том, что вы делите массив на две части, сортирует их рекурсивно и затем сливает в единый отсортированный массив.

Сложность: O(n log n) - уже интереснее, чем O(n²)!

template <typename T>
void merge(vector<T>& vec, uint64_t left, uint64_t mid, uint64_t right) {
    vector<T> temp;
    uint64_t i = left;
    uint64_t j = mid + 1;

    while (i <= mid && j <= right) {
        if (vec[i] <= vec[j]) {
            temp.push_back(vec[i++]);
        }
        else {
            temp.push_back(vec[j++]);
        }
    }

    while (i <= mid) temp.push_back(vec[i++]);
    while (j <= right) temp.push_back(vec[j++]);

    for (uint32_t k = 0; k < temp.size(); ++k) {
        vec[left + k] = temp[k];
    }
}
template<typename T>
void mergeSort(vector<T>& vec, uint64_t left, uint64_t right) {
    if (left >= right) return;

    uint64_t mid = left + (right - left) / 2;
    mergeSort<T>(vec, left, mid);
    mergeSort<T>(vec, mid + 1, right);
    merge<T>(vec, left, mid, right);
}

Quick Sort (Быстрая сортировка)

Выбирается опорный элемент (pivot), элементы меньшие pivot идут влево, больше — вправо. Затем процесс повторяется рекурсивно.

Сложность: Средняя O(n log n), худшая O(n²)

template<typename T>
int64_t partition(vector<T>& vec, int64_t low, int64_t high) {
    T pivot = vec[high];
    int64_t i = low - 1;

    for (int64_t j = low; j < high; ++j) {
        if (vec[j] < pivot) {
            swap(vec[++i], vec[j]);
        }
    }
    swap(vec[i + 1], vec[high]);
    return i + 1;
}
template<typename T>
void quickSort(vector<T>& vec, int64_t low, int64_t high) {
    if (low < high) {
        int64_t pi = partition(vec, low, high);
        quickSort(vec, low, pi - 1);
        quickSort(vec, pi + 1, high);
    }
}

Heap Sort (Сортировка кучей)

Очень интересный вариант сортировки, потому что строится на heap(кучи), представляющую собой бинарное дерево. Алгоритм сначала строит кучу из массивов, а затем извлекает элементы из кучи по порядку (по возрастанию или убыванию).
Сложность: O(n log n) - при любом случае, так еще и память - O(1) in-place)

Привел описание алгоритма в самом коде

template <typename T>
void heapify(std::vector<T>& vec, int32_t n, int32_t i) {
    int32_t largest = i; // Изначально считаем корневой элемент наибольшим
    int32_t left = 2 * i + 1; // Левый дочерний узел
    int32_t right = 2 * i + 2; // Правый дочерний узел
    // Если левый дочерний узел больше корня
    if (left < n && vec[left] > vec[largest]) {
        largest = left;
    }
    // Если правый дочерний узел больше корня
    if (right < n && vec[right] > vec[largest]) {
        largest = right;
    }
    // Если наибольший элемент — не корень
    if (largest != i) {
        std::swap(vec[i], vec[largest]);

        // Рекурсивно применяем heapify к дочернему узлу
        heapify(vec, n, largest);
    }
}
template <typename T>
void heapSort(std::vector<T>& vec) {
    int32_t n = vec.size();
    // Построение кучи (перегруппировка массива)
    for (int32_t i = n / 2 - 1; i >= 0; --i) {
        heapify(vec, n, i);
    }
    // Извлечение элементов из кучи
    for (int32_t i = n - 1; i > 0; --i) {
        // Перемещаем текущий корень (наибольший элемент) в конец массива
        std::swap(vec[0], vec[i]);
        // Вызываем heapify для уменьшенной кучи
        heapify(vec, i, 0);
    }
}

3. Алгоритмы для специальных случаев

Почему я назвал их специальные? Потому,что эти алгоритмы подходят для задач с определёнными условиями, например, сортировка целых чисел в ограниченном диапазоне, объектов с ключами фиксированного размера или данных с определённой структурой и другое.

Counting Sort (Сортировка подсчётом)

Counting Sort подходит для сортировки целых чисел в небольшом диапазоне значений. Вместо сравнения элементов используется массив для подсчёта количества вхождений каждого значения.

Сложность: O(n + k), где n — количество элементов, а k — диапазон значений.
Память: O(k).
Особенности:

• Эффективна только для целых чисел в ограниченном диапазоне.
• Не in-place, так как требуется дополнительная память.

template <typename T>
vector<T> countingSort(const vector<T>& vec) {
    if (vec.empty()) return {}; 

    // max element
    size_t size = vec.size();
    T max_elem = *max_element(vec.begin(), vec.end());

    // Создаём вектор для подсчёта частоты элементов
    vector<size_t> count_vec(max_elem + 1, 0);
  
    for (size_t i = 0; i < size; i++)
    {
        count_vec[vec[i]]++;
    }
  
    // Преобразуем вектор подсчёта в кумулятивную сумму
    for (size_t i = 1; i < count_vec.size(); i++)
    {
        count_vec[i] += count_vec[i - 1];
    }
  
    // Формируем результирующий массив
    vector<T> result(size);
    for (int i = size - 1; i >= 0; i--)
    {
        result[count_vec[vec[i]] - 1] = vec[i];
        count_vec[vec[i]]--;
    }
    return result;
}

Если входная коллекция будет очень большой, то алгоритм теряет весь смысл, поэтому подчеркну еще раз - Эффективна только для целых чисел в ограниченном диапазоне!

Radix Sort (Поразрядная сортировка)

Radix Sort сортирует числа по разрядам, начиная с младшего. В качестве подалгоритма обычно используется Counting Sort, чтобы обеспечить устойчивость.
Сложность: O(n * d), где n — количество элементов, а d — количество разрядов в числе.
Память: O(n + k), где k — диапазон цифр (обычно 10 для десятичной системы).
Особенности:
• Подходит для чисел (целых или с плавающей точкой) или строк фиксированной длины.
• Требует дополнительных вычислений для обработки отрицательных чисел.

template <typename T>
void countSort(vector<T>& vec, size_t size, T exp) {
    vector<T> result(size);           
    vector<size_t> count(10, 0);  
  
    for (size_t i = 0; i < size; i++)
    {
        count[(static_cast<int>(vec[i] / exp) % 10)]++;
    }
    // Преобразование count в кумулятивную сумму
    for (size_t i = 1; i < 10; i++)
    {
        count[i] += count[i - 1];
    }
    // Формирование результата, начиная с конца
    for (int i = size - 1; i >= 0; i--)
    {
        int digit = static_cast<int>(vec[i] / exp) % 10;
        result[count[digit] - 1] = vec[i];
        count[digit]--;
    }
    // Копирование результата обратно
    for (size_t i = 0; i < size; i++)
    {
        vec[i] = result[i];
    }
}

template <typename T>
void radixSort(vector<T>& vec)
{
    if (vec.empty()) return;

    // max element
    T maxElement = *max_element(vec.begin(), vec.end());

    // Сортируем по каждому разряду
    for (T exp = 1; maxElement / exp > 0; exp *= 10)
    {
        countSort(vec, vec.size(), exp);
    }
}

Bucket Sort (Сортировка корзинами)

Bucket Sort делит элементы на несколько корзин (buckets), сортирует каждую корзину отдельно (обычно с помощью другой сортировки, например, Insertion Sort), а затем объединяет их.

Сложность:
• Лучший случай: O(n) (равномерное распределение элементов по корзинам).
• Худший случай: O(n²) (если все элементы попадают в одну корзину).
Память: O(n + k), где k — количество корзин.

Особенности:
• Эффективен для равномерно распределённых данных.
• Можно используется для чисел с плавающей точкой.

template <typename T>
void bucketSort(vector<T>& arr) {
    if (arr.empty()) return;

    // Определяем максимальный и минимальный элемент
    T minValue = *min_element(arr.begin(), arr.end());
    T maxValue = *max_element(arr.begin(), arr.end());

    // Вычисляем кол-во корзин
    size_t bucketCount = arr.size();
    vector<vector<T>> buckets(bucketCount);

    // Распределяем элементы по bucket-ам
    for (const auto& num : arr) {
        size_t bucketIndex = static_cast<size_t>((num - minValue) / (maxValue - minValue + 1) * bucketCount);
        buckets[bucketIndex].push_back(num);
    }

    size_t index = 0;
    for (auto& bucket : buckets) {
        sort(bucket.begin(), bucket.end()); // Сортируем корзину 
        for (const auto& num : bucket) {
            arr[index++] = num; // Переносим обратно в оригинальный массив
        }
    }
}

Итог

Внизу приведу таблицу с характеристиками каждого из алгоритмов. Надеюсь, тем, кто не был близко знаком с алгоритмами, стало понятнее и нагляднее, какие варианты сортировок существуют и как они реализуются. Не гонюсь за лучшей реализацией такого, или иного алгоритма, но как по мне, варианты написания, которые я привел, не плохие. Есть еще множество других вариантов сортировок, но как по мне, я привел самые распространенные.

Вот и всё, всем удачи!

Алгоритм

Устойчивость

Худший Случай

В среднем

Лучший

Память

Краткое описание

Bubble Sort

Да

O(n²)

O(n²)

O(n)

O(1)

Самый просто, но меленный.

Insertion Sort

Да

O(n²)

O(n²)

O(n)

O(1)

Эффективный для почти отсортированных коллекций.

Selection Sort

Нет

O(n²)

O(n²)

O(n²)

O(1)

Минимальное число swap-ов.

Merge Sort

Да

O(n log n)

O(n log n)

O(n log n)

O(n)

Хорошо подходит для больших массивов

Quick Sort

Нет

O(n²)

O(n log n)

O(n log n)

O(log n)

Один из самых быстрых на практике

Heap Sort

Нет

O(n log n)

O(n log n)

O(n log n)

O(1)

Работает на месте, отлично подходит для больших коллекций

Counting Sort

Да

O(n + k)

O(n + k)

O(n + k)

O(k)

Быстрая сортировка целых с ограниченным диапазоном. Не подходит для float и double

Radix Sort

Да

O(n * d)

O(n * d)

O(n * d)

O(n + k)

Поразрядная сортировка. Эффективна для чисел или строк фиксированной длины. Нормально работает с большими данными

Bucket Sort

Нет

O(n)

-----

O(n²)

O(n + k)

Эффективно для равномерно распределенных данных.

P.S: Устойчивость алгоритма означает, что порядок равных элементов в исходном массиве сохраняется в отсортированном массиве.

Жуков Матвей НИУ МЭИ ИВТИ/Кафедра управления и интеллектуальных технологий

С++ Разработчик в Servicepipe.

Комментарии (3)


  1. CPUBug
    17.12.2024 09:28

    В приведенных фрагментах кода сильно режет глаз несогласованное использование типов для индексов. Особенно использование для этих целей знаковых типов.

    Для пузырьковой сортировки

    сравнивает соседние элементы и меняет их местами, если правый элемент больше левого

    приведет к сортировке массива по убыванию.

    Приведенный код для BubbleSort не соответствует описанию алгоритма. В коде не сравниваются соседние элементы.

    Критерий окончания работы алгоритма "пока массив не будет отсортирован" теоретически правильный но с практической точки зрения бесполезный. У std::vector нет признака отсортирован массив или нет. Практическим критерием окончания работы алгоритма должно стать то, что за весь проход не было ни одной перестановки элементов.


    1. matweu Автор
      17.12.2024 09:28

      Спасибо за внимательность, поправил!


  1. MaximArbuzov
    17.12.2024 09:28

    На мой взгляд Selection Sort проще, чем Bubble Sort.