Маркетплейсы занимают ключевую роль в цифровой экономике: на площадках проще покупать и продавать. На Wildberries и Ozon пришлось 78% всех заказов в российской электронной торговле за второе полугодие 2023 года, а количество заказов увеличилось до 5,1 млрд.

В этом материале мы рассмотрим основные шаги для запуска мобильного приложения своего маркетплейса. Статья охватывает разные методы разработки — от nocode-платформ до кастомных решений и гибридных подходов с использованием headless CMS. Это поможет выбрать технологии и стратегии для проекта.

Шаг 1. Выбор подхода для разработки

Разработка мобильного приложения для маркетплейса требует тщательного планирования и выбора методологии. Основные подходы — Design First, Backend First и интегрированный подход — имеют свои плюсы и минусы. Design First фокусируется на пользовательском опыте и интерфейсе: приложение будет удобным, но его разработка — долгой из-за сложного проектирования и UX-исследований. На старте нужны большие вложения, но так вы снизите расходы на исправление ошибок в будущем.

Backend First экономически выгоден для сложных систем, где важна безопасность. Подход ориентирован на серверную архитектуру и бизнес-логику, что создаёт надёжную основу, но задерживает обратную связь от пользователей. Это может привести к затратам на доработки.

Часто лучшего результата достигают благодаря комбинации подходов — параллельная работа над интерфейсом и серверной частью позволяет учитывать потребности пользователей, возможности бэкенда и улучшать общую согласованность.

Использование микросервисов Docker, Kubernetes и CI/CD ускоряет разработку и повышает качество продукта. Итеративный процесс и обратная связь способствуют более гибкому адаптированию функциональности под изменения потребностей пользователей.

Таким образом, комбинация Design First и Backend First, с интеграцией параллельной разработки и автоматизации, помогает создать качественный и конкурентоспособный продукт и ускоряет релиз приложения.

Шаг 2. Выбор технологий

Создание мобильного приложения требует специфического подхода для эффективной работы на разных устройствах и платформах.

Нативная разработка

Swift для iOS и Kotlin для Android обеспечивают высокую производительность и полный доступ к функциям устройства. Этот подход требует множества ресурсов, но подходит для приложений с геолокацией, уведомлениями и другими системными функциями.

Кросс-платформенная разработка

React Native и Flutter позволяют использовать единый код для разных платформ, обеспечивая почти нативный опыт. Ограниченный доступ к функциям, таким как Bluetooth и NFC, может потребовать доработок. Это экономически выгодно благодаря сокращению ресурсов.

Гибридная разработка

Подходит для быстрого создания при ограниченном бюджете. Использует веб-технологии (HTML, CSS, JavaScript) внутри нативного контейнера через WebView. Фреймворки Cordova или Ionic позволяют использовать один код для всех платформ, но снижают производительность и требуют плагинов для сложных функций.

Nocode-платформы

С FlutterFlow и Bubble можно создавать приложения с помощью визуальных редакторов, что удобно для малого бизнеса с небольшим бюджетом, но будьте готовы к ограничениям в кастомизации и масштабируемости. В блоге Exolve составляли подборку подобных сервисов.

PWA

Этот гибрид сайта и мобильного приложения работает через браузер, без установки из магазина, но для приложения маркетплейса, на наш взгляд, такое решение сомнительно.

Рекомендации по выбору подхода

Выбор зависит от сложности проекта и бюджета. Нативная разработка подходит для высоких требований к производительности. Кросс-платформенный метод сокращает время и затраты при сохранении качества. Гибридный — обеспечит быстрое создание приложения с базовыми функциями. Nocode-платформы удобны для малого бизнеса, но ограничены в кастомизации.

Шаг 3. Моделирование данных

Моделирование данных — критически важная часть проектирования мобильного маркетплейса.

Выбор базы данных

На выбор влияет множество факторов, включая требования к согласованности данных, скорость доступа, масштабируемость и сложность запросов. Рассмотрим две основные категории баз данных: реляционные (SQL) и нереляционные (NoSQL).

Реляционные базы данных

Используют строгую систему с таблицами, строками и столбцами. Данные в этих таблицах связаны между собой через ключи.

Примеры:

  • PostgreSQL — мощная, открытая, объектно-реляционная база данных, известная своей надёжностью и мощными возможностями, такими как поддержка JSON и геопространственных данных.

  • MySQL — популярный инструмент для веб-приложений из-за своей производительности и простоты использования.

  • Oracle Database — предлагает расширенные функции для больших предприятий и идеально подходит для сложных транзакционных систем.

Нереляционные базы данных

NoSQL-базы обеспечивают гибкость в работы с данными и часто без строгой схемы.

Примеры:

  • MongoDB — документоориентированная и хранит данные в формате, похожем на JSON. Отличается высокой гибкостью схемы.

  • Cassandra — подходит для решений, где требуется большая масштабируемость и доступность без компромиссов в отношении производительности.

  • Redis — часто применяется для кеширования и в качестве очереди сообщений, хранит данные типа «ключ — значение».

  • Neo4j — идеально подходит для анализа сложных связей между данными.

Выбор ORM

Object-Relational Mapping позволяет программистам работать с данными как с объектами в коде, а не через SQL-запросы. Правильный выбор ORM очевидно ускоряет разработку, упрощает поддержку и масштабирование приложения.

Язык программирования

ORM должно соответствовать языку программирования, который вы используете в проекте. Например:

  • JavaScript/Node.js: Sequelize, TypeORM, Mongoose (для MongoDB), Prisma.

  • Python: Django ORM (часть Django Web Framework), SQLAlchemy.

  • Java: Hibernate, JPA (Java Persistence API).

  • Ruby: ActiveRecord (часть Ruby on Rails), Sequel.

Поддержка базы данных

Не каждое ORM поддерживает все типы баз данных. Поэтому, если вы используете PostgreSQL, выберите ORM, которое хорошо с ней интегрируется, например Sequelize или TypeORM для Node.js.

Масштабируемость и производительность

Разные ORM предлагают определённые уровни производительности и масштабируемости. Некоторые могут лучше справляться с большими объёмами данных или сложными запросами. Проанализируйте, хорошо ли ORM масштабируется вместе с вашим приложением.

Лёгкость использования и сообщество

Оцените, насколько легко использовать выбранное ORM; есть ли подробная документация и обучающие ресурсы, активное сообщество.

Функциональность

Разные ORM предлагают те или иные функции:

  • Миграции. Возможность управлять изменениями в базе данных по мере развития приложения.

  • Ассоциации/связи. Осуществление сложных связей между данными, таких как «один ко многим», «многие ко многим».

  • Транзакции. Поддержка транзакций для обеспечения целостности данных.

Примеры популярных ORM

  • Sequelize. ORM для Node.js, поддерживает все основные SQL-базы данных. Хорошо документировано и имеет широкое сообщество.

  • TypeORM. Ориентировано на TypeScript, работает с SQL и NoSQL базами. Поддерживает активные записи и репозиторий паттернов.

  • Prisma. Современное ORM для Node.js и TypeScript, автоматически генерирует клиентскую библиотеку на основе схемы базы данных, что упрощает запросы и миграции.

Выбор паттерна проектирования

Архитектурные паттерны упрощают поддержку и масштабирование кода. Рассмотрим популярные паттерны для бэкенда маркетплейса.

Model-View-Controller

MVC разделяет приложение на Model, View и Controller, что улучшает масштабируемость и тестирование.

Плюсы: чёткое разделение обязанностей, улучшенная масштабируемость и тестирование.

Минусы: сложные зависимости между компонентами могут затруднять разработку.

Источник

Model-View-Presenter

MVP использует Presenter для обработки логики, что упрощает View и улучшает тестирование.

Плюсы: лучшее разделение ответственности, простота тестирования.

Минусы: избыточность для небольших приложений.

Model-View-ViewModel

MVVM использует ViewModel для связывания данных и интерфейса, улучшая модульность и тестируемость.

Плюсы: удобное управление состоянием, модульность, улучшенная тестируемость.

Минусы: проблемы при динамичном обновлении интерфейса.

Clean Architecture

Паттерн делит приложение на уровни, улучшает абстракцию и тестирование. Внутренние уровни представляют бизнес-логику, а внешние — детали инфраструктуры.

Плюсы: низкая связанность, высокая абстракция, упрощённое тестирование.

Минусы: сложность внедрения и больший объём кода.

Рекомендации

Чтобы разработать приложение маркетплейса, лучше всего использовать Clean Architecture. Этот паттерн обеспечивает гибкость, высокую масштабируемость и лёгкость добавления новых функций, что особенно важно для растущего проекта. MVC также может подойти для начальных версий, если требуется быстрое решение, но позже возникнут сложности.

Определение сущностей и их атрибутов

Это ключевой этап проектирования базы данных и структуры приложения. Сущности представляют собой объекты или концепции, которые имеют важное значение для бизнеса, а атрибуты — характеристики или свойства этих сущностей.

Процесс определения сущностей и атрибутов

  1. Идентификация сущностей:

  • Начните с анализа бизнес-процессов и требований.

  • Определите ключевые объекты, которые имеют значение в контексте приложения. Например, в мобильном маркетплейсе такими сущностями могут быть Пользователь (User), Товар (Product), Заказ (Order), Отзыв (Review).

  1. Определение атрибутов:

  • Для каждой сущности определите необходимые атрибуты, которые нужно сохранять в базе данных.

  • Атрибуты должны точно описывать свойства сущности. Например, для сущности Пользователь атрибуты могут включать Имя (Name), Электронная почта (Email), Телефонный номер (Phone Number).

  1. Установление отношений:

  • Выявите, как сущности связаны друг с другом. Эти отношения помогут вам определить, какие связи необходимо реализовать в базе данных.

  • Например, Пользователь может делать множество Заказов (отношение «один ко многим» между Пользователем и Заказами).

  1. Нормализация:

  • Нормализуйте базу данных, чтобы избежать избыточности и повысить эффективность хранения данных.

  • Разделите данные так, чтобы каждый их логический элемент был сохранён только в одном месте.

Важность атрибутов

Атрибуты выбирают так, чтобы максимально эффективно и точно описать каждую сущность. Они должны:

  • быть релевантными для бизнес-процессов;

  • обеспечивать достаточную информацию для выполнения бизнес-операций;

  • поддерживать интегритет данных через валидацию и ограничения.

Инструменты и методики

В процессе определения сущностей и атрибутов часто используются инструменты визуализации, такие как ER-диаграммы (схемы «сущность — связь»), которые помогают представить структуру базы данных и отношения между сущностями.

Этот процесс требует тесного сотрудничества между аналитиками, разработчиками и бизнес-стейкхолдерами: необходимо удостовериться, что структура данных полностью соответствует потребностям приложения и поддерживает его функциональность.

Шаг 4. Панель администратора

Панель администратора нужна для управления пользователями, товарами, заказами, аналитикой и интеграцией с другими системами, что обеспечивает стабильную работу маркетплейса и высокое качество сервиса. Главный вопрос — разработка собственной админки или использование готового решения, такого как headless CMS. Оба подхода имеют свои преимущества и недостатки.

Кастомная админка

Кастомная админка позволяет настраивать функциональность под уникальные требования, интегрироваться с внутренними системами и API, а также обеспечивает высокий уровень безопасности. Это важно для автоматизации, масштабирования и управления большими объёмами данных в мобильных приложениях маркетплейсов.

Headless CMS

Headless CMS управляет контентом через API (REST или GraphQL), позволяя использовать его на любых платформах. Обеспечивает централизованное управление, масштабируемость и интеграцию с другими системами.

Популярные Headless CMS для мобильных приложений

  • Contentful — мощная коммерческая платформа с богатым API и широкими возможностями кастомизации.

  • Strapi — гибкая, открытая и модифицируемая headless CMS.

  • Sanity — уникальная платформа с возможностью реального времени и портативным текстом для лёгкого встраивания контента.

  • Prismic — пользовательский интерфейс и простота в использовании делают его хорошим выбором для команд, которые не хотят углубляться в технические детали.

Шаг 5. Проектирование пользовательского интерфейса

Изучите несколько популярных маркетплейсов, пройдя по их сценариям использования, сделайте скриншоты и задокументируйте пользовательские пути. Затем оставьте только нужные для первой версии приложения маркетплейса элементы.

Ниже мы рассмотрим основные функции и экраны, без которых пользоваться приложением будет практически невозможно. Несмотря на разнообразие маркетплейсов, основные функции остаются неизменными.

Регистрация и вход

Используйте валидацию данных на клиенте и шифрование для защиты информации. Предусмотрите регистрацию через электронную почту, телефон и социальные сети. Мы, например, уже писали о реализации доступа в личный кабинет с помощью Flet. В некоторых случаях может пригодиться генерация кодов верификации, гайд про Go тоже подойдёт.

Каталог товаров

Должны быть реализованы фильтры, сортировка и поиск. Используйте Lazy Loading для загрузки товаров по мере прокрутки, чтобы улучшить производительность.

Карточка товара

Страница должна содержать фото, цену, описание, характеристики, отзывы и рейтинг. Позже обязательно добавьте рекомендации других товаров — это мощный инструмент повышения продаж.

Корзина и оформление заказа

Для управления выбранными товарами сохраняйте данные в локальном хранилище, чтобы не потерять их при отсутствии интернета. Оформление заказа должно включать выбор способа оплаты и доставки.

Профиль пользователя

У пользователей должна быть возможность редактировать свои данные, добавлять адреса доставки, просматривать историю заказов с чеками.

Уведомления и сообщения

Реализуйте оповещения о статусе заказов и специальных предложениях с помощью push-уведомлений и SMS-рассылок. Добавьте возможность общения между покупателями и продавцами.

Поиск и фильтры

Поиск необходимо сделать эффективным, с автодополнением и оптимизацией запросов. Фильтры и сортировка помогут пользователям быстрее находить товары.

Оплата и доставка

Процесс оплаты должен быть простым, иначе люди не дойдут до последнего шага. Добавьте различные методы оплаты с указанием адреса для доставки товара и комментариев курьеру.

Не забудьте учесть сбор обратной связи после доставки, этот кейс разобрали чуть ранее.

Коммуникации с пользователями

Предусмотрите способы связи для получения обратной связи и решения проблем. Подключите систему тикетов, поддержку чатов и звонков через виртуальную АТС, например, с использованием мобильной SDK МТС Exolve, которая подойдёт для нативных и кросс-платформенных приложений.

Если решите запустить коммуникации между продавцами, курьерами и пользователями, то лучше позаботиться о виртуальных номерах при совершении звонков и отправке SMS. Это исключит дальнейший спам и улучшит аналитику по диалогам.

Шаг 6. Разработка фронтенда

Фронтенд приложения отвечает за пользовательское взаимодействие с интерфейсом, обработку ввода и отображение данных с сервера.

Работа с сетевыми запросами

Используйте библиотеки для сетевых запросов (Alamofire для iOS, Retrofit для Android, Axios для кросс-платформенных решений). Настройте корректное создание запросов и обработку ответов. Обязательно добавьте обработку ошибок и повторные попытки для временных проблем с соединением.

Обработка ошибок

Обрабатывайте сетевые ошибки и ошибки API, предоставляя пользователям понятные сообщения, чтобы они знали, как реагировать на проблемы.

Безопасность

Используйте HTTPS для шифрования данных и безопасное хранение токенов (например, Secure Storage). Совет: используйте многофакторную аутентификацию для критически важных операций.

Распределение логики между клиентом и сервером

Часть логики можно обрабатывать на клиенте для улучшения производительности, например фильтрацию данных. В том числе валидация данных, но окончательная проверка должна быть на сервере. Совет: избегайте излишней логики на клиенте, чтобы не усложнять приложение.

Оптимизация и масштабируемость

Повышайте производительность: загрузку, кеширование данных, плавность интерфейса. Фронтенд должен поддерживать масштабирование с увеличением пользователей и данных.

Разработка фронтенда для мобильного маркетплейса — это сложный процесс, требующий тщательного планирования и внимания к деталям.

Шаг 7. Тестирование мобильного приложения

Чтобы убедиться, что MVP готов к использованию, необходимо провести тестирование. Основные категории тестирования включают:

Функциональное тестирование

  • Пользовательские функции — проверка операций, таких как регистрация, добавление товаров в корзину, оформление заказа, процесс оплаты, работа с отзывами и сообщениями.

  • Проверка ролей — убедиться, что у разных пользователей (покупатели, продавцы, администраторы) есть доступ только к своим функциям.

  • Интеграция платёжных систем — проверить, что оплата работает.

Интерфейс

  • Проверка корректной работы интерфейса на различных устройствах и разрешениях.

Производительность

  • Нагрузочное тестирование — на случай успешного запуска.

  • Измерение времени отклика на основные операции.

  • Проверка устойчивости серверной части.

Безопасность

  • Авторизация и аутентификация — можно зарегистрироваться и войти.

  • Защита транзакций — проверка безопасности платежей и защиты данных от мошенничества.

Регрессионное тестирование

  • Повторное тестирование после изменений для подтверждения стабильности.

Тестирование совместимости

  • Проверка iOS и Android-версий на соответствие функциональности.

  • Оценка работы на разных моделях смартфонов и планшетов.

Тестирование сети

  • Проверка работы при низкой скорости интернета.

  • Оценка работы без доступа к интернету.

Запуск бета-версии для получения обратной связи и выявления багов. Это также помогает привлечь аудиторию и создать рекламную воронку через акции за найденные ошибки.

Заключение

Успешность мобильного приложения заключается в соблюдении основных методик разработки и налаживании коммуникации между участниками команды. Начните проект с выбора подхода разработки, технологий, подберите уже готовые механизмы, которые соответствуют вашим задачам. Затем настройте работу с данными, подготовьте панель администратора и личный кабинет пользователя. И только потом выделите ресурсы на фронтенд и мобильное приложение.

Если у вас был опыт создания подобных приложений для маркетплейса, поделитесь опытом в комментариях.


Подписывайтесь на наш Хаб, следите за новыми гайдами и получайте приз

Каждый понедельник мы случайным образом выбираем победителей среди новых подписчиков нашего Хабр-канала и дарим крутые призы от МТС Exolve: стильные рюкзаки, лонгсливы и мощные беспроводные зарядки. Победители прошлых розыгрышей и правила.

Комментарии (0)