Атом станет первым российским серийным автомобилем с распашными автоматическими дверями. Главное преимущество этого замысла — проем без центральной стойки, что обеспечивает высокий уровень комфорта и функциональности. Для реализации такой конструкции был разработан уникальный кузов, отвечающий высоким стандартам безопасности.
В декабре 2023 года была впервые представлена собственная платформа Атома. На ее основе были созданы 13 функциональных прототипов, которые на данный момент успешно прошли первую стадию дорожных испытаний на полигонах и дорогах общего пользования.
Параллельно шла доработка кузова и проводились виртуальные испытания, для которых была создана расчетная модель кузова, полностью соответствующая реальным физическим характеристикам. Таким образом, была проведена серия симуляций краш-тестов, которые подтвердили соответствие разработанного дизайна Атома необходимым показателям безопасности. Наша итоговая цель — обеспечить высокую общую безопасность по стандарту C-Ncap, соответствующую 4 звездам.
Следующий этап — испытания предсерийных машин с кузовом Атома. Они будут включать всесторонние исследования, в том числе ряд краш-тестов различных элементов по отдельности и собранных автомобилей в целом. По итогам исследований в кузов будут внесены финальные доработки перед серийным производством.
Безопасность пассажиров и пешеходов
Конструкция кузова разработана с учетом высоких требований безопасности как для пассажиров, так и для пешеходов. При изготовлении кузова используются пять различных материалов (высокопрочная сталь класса PHS для горячей штамповки, улучшенная высокопрочная сталь AHSS, высокопрочная низколегированная сталь HSLA, мягкая высокоуглеродистая сталь MILD и алюминий), которые обладают разными свойствами: прочностью и мягкостью. Это необходимо для устойчивости к ударам и гашения кинетической энергии.
Пассивная безопасность
При разработке Атома мы ориентировались на российские (ТР ТС), европейские (UN ECE R) и китайские сертификационные требования, а также рейтинги безопасности: ARCAP, C-NCAP и ENCAP.
При производстве силовых элементов каркаса кузова применяется технология горячей штамповки. Ее используют для изготовления деталей сложной формы с высокой прочностью. Изделие, созданное с применением горячей штамповки, легче и в три раза прочнее, чем аналогичная деталь обычной штамповки. Это позволяет создавать элементы кузова, которые обеспечивают необходимый уровень пассивной безопасности, а также улучшают общие характеристики автомобиля.
Основные силовые элементы каркаса кузова, выполненные методом горячей штамповки: части пола, переднего тоннеля, элементы боковин и зон безопасности, брусья безопасности и усилители в дверях.
При фронтальном ударе задействована система лонжеронов, которая гасит энергию. Передняя часть автомобиля имеет особую конструкцию, минимизирующую урон для пешеходов при возможном наезде, а для обеспечения безопасности пассажиров Атома используется «клетка» из стали высокой прочности и силовых элементов каркаса кузова.
Для обеспечения безопасности при боковом ударе центральная стойка интегрирована в двери. Замки дверей расположены на порогах, а створки дополнительно замыкаются друг с другом. Основную нагрузку при боковом ударе принимают на себя усиленные пороги и двери.
При боковом ударе об столб большую нагрузку берет на себя порог. Балка порога электромобиля имеет запатентованную конструкцию и структуру в поперечном сечении, а внешняя часть профиля имеет трапециевидную форму, которая нужна для погашения энергии удара. Основная задача порогов — предотвратить повреждения и защитить батарею от разрушения. В совокупности такая конструкция сохраняет жизненное пространство внутри салона и обеспечивает необходимую жесткость кузова.
Оцинковка и защита от коррозии
Практически все элементы кузова будут оцинкованы с обеих сторон. Исключение составляют только те детали, которые не нуждаются в оцинковке, например, элементы горячей штамповки, шасси, поперечина панели приборов и детали внутри салона. Количество цинка 100–140 г/м2 и 50–70 г на одну сторону, толщина цинка 7–10 мкм. Для изготовления деталей методом горячей штамповки мы используем сталь 22MnB5 покрытую AS150 (Al-Si).
Для защиты кузова от коррозии также будет применяться технология нанесения катафорезного грунта и обработка скрытых полостей кузова воском.
Дальнейшие испытания
Перед запуском серийного производства будут проведены испытания и краш-тесты для валидации результатов компьютерного моделирования. На их основе в конструкцию могут быть внесены финальные оптимизации для обеспечения паритета с результатами компьютерных моделирований.
Испытания надежности и долговечности
Этап 1
Кузов с частью навесных элементов (двери, накладки и др.) помещается в камеру соляного тумана на 1450 часов. В камере создается среда с распылением соляного раствора, что эквивалентно 10 годам эксплуатации в условиях мегаполиса или регионов с морским климатом. После испытаний кузов распиливается на сотни фрагментов для анализа состояния металла и степени проникновения коррозии.
На основании результатов вносятся необходимые корректировки: наносится дополнительная защита в виде мастик, добавляются дренажные отверстия и выполняются другие улучшения.
Испытания ЛКПДля проверки устойчивости лакокрасочного покрытия (ЛКП) проводятся испытания на принудительную коррозию. На поверхности металла наносят серию царапин разной глубины, снимая лак, слой краски, грунт и цинковое покрытие. После этого оценивается степень разрушения покрытия и металла под ним.
Этап 2
На следующем этапе проверке подвергаются полностью собранные автомобили. Они помещаются в соляную камеру. Нахождение автомобиля в камере чередуется с тестовыми заездами на полигоне. Маршрут включает участки с брусчаткой и пересечение брода с водно-солевым раствором глубиной 20 см. Эти испытания имитируют 5 лет эксплуатации автомобиля в условиях мегаполиса или региона с морским климатом.
Такой подход позволяет обеспечить максимальную долговечность кузова и защиту от коррозии в любых условиях эксплуатации.
Испытания на пассивную безопасность
На данный момент ряд тестов уже проведено, они включают:
Симуляции CAE
Фронтальный краш-тест кузова (система лонжеронов)
Салазковые испытания
Перед запуском серийного производства в 2025 году Атом пройдет три раунда краш-тестов:
1-й раунд: 6 машин / 12 тестов
2-й раунд: 15 машин / 21 тест
3-й раунд: 9 машин / 15 тестов
Цель испытаний — подтвердить высокий уровень безопасности Атома и получить результат, эквивалентный четырем звездам по рейтингу безопасности C-NCAP.
Комментарии (33)
REPISOT
23.12.2024 14:59Передняя часть автомобиля имеет особую конструкцию, минимизирующую урон для пешеходов при возможном наезде
Очень похоже на текст нейросетей - много красивых слов, ничего по сути. В чем "особенность" конструкции? Как она "минимизирует урон"? Какой обычно урон получают пешеходы и за счет чего? Почему другие производители так не делают?
Про патентованный профиль балки написано, а про "особую конструкцию" - нет. Она патентованная? Или общедоступная?
Lev3250
23.12.2024 14:59Вообще-то безопасности пешеходов уделяется очень большое внимание. Если раньше по ногам прилетала угловатая машина смерти с низким капотом, то сейчас автомобили имеют более округлый профиль, более мягкие бампера и материал капота, роллс ройс спрячет свой "дух экстаза", а вольво выстрелит внешнюю (?) подушку безопасности.
Вопрос в том, будет ли хоть что-то из этого в Атоме.....exTvr
23.12.2024 14:59Вопрос в том, будет ли хоть что-то из этого в Атоме.....
На самом деле главный вопрос в том, будет ли этот "Атом".
XelaVopelk
23.12.2024 14:59"...Перед запуском серийного производства в 2025 году Атом пройдет..." Напомню, что сейчас конец декабря 2024го. Кузов по большей части ещё в чертежах. Ходовую часть и электронику неизвестно когда навесят, чтобы начать испытания. Но тем не менее уверенно говорят про начало серийного производства в 25м. Вангую, что в сентябре "из за санкций" перенесут . :-)
Проект сильно пахнет ё-мобилем
zubrbonasus
23.12.2024 14:59Видел на фотке приборную панель на руле. Мне показалось это очень не удобным, прям совсем не удобно.
rezdm
23.12.2024 14:59Коробка чья?
Двигатели какие и чьи?
Электроника чья?
...
А так... «Ведь за двадцать лет, кто-нибудь из нас троих обязательно умрёт — или эмир, или ишак, или я.»
Finesse
23.12.2024 14:59На рендерах нет «телевизора» (поперечной рамы в носу автомобиля). Из-за этого капот выглядит как лезвие. Почему так сделано?
Akon32
23.12.2024 14:59А почему появляется такое стремление добавить кучу спорных инноваций сразу? Электродвигатель, двери в обратную сторону (эргономика - ?), нет центральной стойки (краш-тесты - ?), планшет на руле (эргономика в поворотах - ?). Хейтеры на эти инновации точно найдутся, технические проблемы тоже будут, а польза неочевидна.
Для меня например электродвигатель - это скорее плюс, но остальное - странности ради странностей, очень чудаковато в сумме. Хорошо хоть внешний дизайн красивый.
randomsimplenumber
23.12.2024 14:59А почему появляется такое стремление добавить кучу спорных инноваций сразу?
совещание_где_кого_то_выбросили_из_окна.жпг
ChizhM
23.12.2024 14:59Туда же электронное зеркало заднего вида, проецирующее картинку с камеры.
Ауди е-трон пошло даже дальше, боковые зеркала сделали такими, разместив экраны в дверях, облажались они конкретно. Ничего в эти "зеркала" не видно. У водителя нет никакого понимания о положении окружающих тс в пространстве.
Ramzez
23.12.2024 14:59Решение несет в себе неочевидные минусы. Но есть и плюсы. Прочувствовал, когда повесил вместо своего зеркала регистратор - зеркало. Ну и к нему две камеры подключил. Задняя постоянно транслируется.
Когда смотришь вперед вдаль, то зрение сфокусировано вдаль. При переносе взгляда на родное зеркало - перефокусировка не требуется и так же через зеркало смотришь вдаль.
Когда зеркало заменяется на дисплей, то появляется задержка на перефокусировку. Это непривычно, напрягает, требует привыкания (спустя год могу сказать, что сейчас вроде и не напрягает).
Плюсы в том, что маленькую камеру сзади проще сполоснуть омывателем и ты снова видишь, что сзади. В случае стекла - лед снег надо очищать или растапливать, тонны грязи надо смывать омывайкой и тереть щеткой. В плохую погоду от этого нет толка и накладно. В случае длинных машин, в заднее зеркало мало что видно. А если микроавтобус с грузом, то и вообще ничего)Mishootk
23.12.2024 14:59Плюсы в том, что маленькую камеру сзади проще сполоснуть омывателем и ты снова видишь, что сзади.
При наличии омывателя. Когда он не замерз. Когда не кончилась омывайка посередине пути на магистрали (по причине ее дикой пересоленности и расходе "литр в минуту"). Когда сзади нет засветов от фар в темноте (опыт пользования задней камерой парковки, когда ночью чуть грязь или вода и фары/фонарь сзади).
Ramzez
23.12.2024 14:59как пользователь реальной системы могу сказать, что и вперед нельзя продолжать ехать, когда нет омывайки или она замерзла) в условиях трассы и соленой каши, которая высыхает на лобовухе и дает дикий налет, это просто опасно делать.
а омыватель задней камеры просто обязан присутствовать, иначе идея тоже не имеет смысла. расход омывайки на нее минимальный. меньше чем на лобаш, наверное, на порядок.
засветы фар в темноте - есть такое, но на дешевых камерах. мой регистратор имеет переднюю камеру 2к, которой вообще все эти засветы по барабану.
заднюю камеру я делал самодельнюю на датчике sony IMX327 , поэтому он тоже весьма неплохо это отрабатывает. а заводские микрокитайские квадратокамеры - конечно не очень.
чисто заводское решение для авто, я думаю, можно создать с учетом этих нюансов.
Mishootk
23.12.2024 14:59С классическими зеркалами в случае загрязнения, бликов, затенения другим предметом можно изменив положение головы немного улучшить ситуацию. С электронным зеркалом - увы. Иногда придется останавливаться (на магистрали!) и доставать тряпочку.
ZEvS_Poisk
23.12.2024 14:59Ещё, почему-то, все "снято" в темной комнате, с недостаточным (мягко говоря) освещением. Это чтобы косяки были не видны?
panzerfaust
23.12.2024 14:59Это ж рендеры. "Готовый к испытаниям" кузов уже могли бы и показать живьем. Или испытания будут прямо в CADe?
Tyusha
23.12.2024 14:59Чтобы продавать автомобиль у него должна быть конкурентная цена. Если ваша цена будет хотя бы на 50% выше, чем у других
китайцев, вы продадите ровно 0 автомобилей. А чтобы цена была адекватной, у вас должно быть масштабное производство "хотя бы" на десятки тысяч авто в год, и то выдержать нужную себестоимость будет крайне сложно. Массовое производство, роботизированные линии, миллиардные инвестиции — сегодня только так.Но для такого производства нужен сбыт, нужен платёжеспособный спрос. Где он? В нужных объёмах — только на мировом рынке. Не в России же.
Любая гаражная, мелкосерийная, пусть даже самая лучшая конструкция без этого очевидного и жестокого бизнес-факта обречена. (Даже самый замечательный ПК на Эльбрусе за 500 т.р. никому, кроме нашего госбюджета не нужен). А я подозреваю, что себестоимость вашего авто получится не на 50% процентов выше конкурентов, а в 5 раз (это ещё если постараться).
Рендеры красивые, инженерные решения тоже, допускаю, хорошие, но... результат уже сейчас очевиден.
panzerfaust
23.12.2024 14:59Мне кажется, им эту экономическую азбуку под каждым постом пишут. Судя по нулевой реакции, в этом проекте больше пиара, чем инженерии, маркетинга и чего-либо еще вместе взятого. Инженер или маркетолог уже пришел бы и поспорил. Но выбрана чисто пропагандистская стратегия: гнуть свою линию без оглядки на обстановку. Потом так же на расслабленных щщах заявят, что "не шмогла", и уйдут в закат.
Einherjar
23.12.2024 14:59Вероятно затем и делают все эти нестандартные решения диаметрально противоположные эргономике и безопасности и в каждой статье ещё и пиарят их как преимущества, чтобы впарить падким на нетакоекакувсех и всякие свистоперделки покупателям за оверпрайс. Ну или сделать вид перед инвесторами что за счёт этих “инноваций“ кто будет покупать. А дальше главное просто вовремя соскочить до банкротства
DenSigma
23.12.2024 14:59Интересно, как и к чему крепится и проходит ремень безопасности для передних пассажиров.
И кстати, я почти такую схему дверей видел у авто Артемия Лебедева, не помню какая марка. Только там передняя дверь была пошире, а задняя меньше намного.
aborigen81
23.12.2024 14:59У Лебедева, была Toyota FJ Ciuiser. Сейчас не знаю.
Похожая реализация дверей у Honda Element, BMW i3.
sterr
23.12.2024 14:59Да фигня какая то. Самая удобная конструкция - сдвижная дверь. Очень удобно на парковках, все остальное неудобно. и классические двери тоже.
а мне вот интересно, почему всегда покрывают воском? как то разбирал старый пассат 88 года. так там весь воск стек в углубления от жары, а потом толстый слой растрескался по холоду. в чем прикол? других материалов не придумали?
GDragon
gxcreator
А жаль, это очень удобно, но видимо из-за большей сложности кузова и массивной передней стойки в основном такое на микровэнах или просто в концетах.
SserjIrk
Абсолютно ничего удобного в этом нет. Чтобы сесть в машину с "обычной" дверью ее можно приоткрыть на 45 градусов перенести вес на одну ногу и аккуратно плюхнуть пятую точку на кресло. Эту дверь вы будете открыть почти на 90 градусов и корячиться крутиться каждый раз. Потому что посадка выполняться лицом к багажнику а нужно развернуться к нему опять же той самой пятой точкой, чтобы приземлить ее на сидение. Про выход то же самое.
Такое ощущение что этот Атом специально делают как сборище всех возможных антипаттернов комфорта и удобства.
"Автоматические распашные" это вообще жуткий трэш на придомовых парковках, где все жмутся и в машину по утрам нужно просачиваться чтобы не поцарапать соседа.
zabanen2
еще такая ситуация: двое садятся, один ждет, пока сядет первый. по очереди. и обратно: остановились, выходит первый, второй в это время открывает дверь и долбит углом двери первого.
я вижу раму внизу. если бампер упрется во что-то, то весь автомобиль должен упереться. но что если удар будет выше бампера - в капот. верхняя часть машины должна будет сдвинуться относительно нижней.
надеюсь топ менеджеров заставят на этом кататься и смотреть в планшеты на руле
комментарии могут показаться в духе "против Атома", но это не так. Думаю, многие держат в голове, что такая разработка ведется и желают ей успехов
gxcreator
Суть в том, что при посадке сзади в такой конфигурации не мешает центральная стойка.
В дефолтных автомобилях компакт-класса "аккуратно плюхнуть пятую точку на кресло" удобно работает только если у вас подходящие габариты - достаточно длинные ноги, чтобы просто сесть на сиденье пятой точкой, но не такие длинные, чтобы упереться в стойку - иначе надо елозить по сиденью.