Атом станет первым российским серийным автомобилем с распашными автоматическими дверями. Главное преимущество этого замысла — проем без центральной стойки, что обеспечивает высокий уровень комфорта и функциональности. Для реализации такой конструкции был разработан уникальный кузов, отвечающий высоким стандартам безопасности. 

Кузов Атома 
Кузов Атома 

В декабре 2023 года была впервые представлена собственная платформа Атома. На ее основе были созданы 13 функциональных прототипов, которые на данный момент успешно прошли первую стадию дорожных испытаний на полигонах и дорогах общего пользования. 

Параллельно шла доработка кузова и проводились виртуальные испытания, для которых была создана расчетная модель кузова, полностью соответствующая реальным физическим характеристикам. Таким образом, была проведена серия симуляций краш-тестов, которые подтвердили соответствие разработанного дизайна Атома необходимым показателям безопасности. Наша итоговая цель — обеспечить высокую общую безопасность по стандарту C-Ncap, соответствующую 4 звездам. 

Следующий этап — испытания предсерийных машин с кузовом Атома. Они будут включать всесторонние исследования, в том числе ряд краш-тестов различных элементов по отдельности и собранных автомобилей в целом. По итогам исследований в кузов будут внесены финальные доработки перед серийным производством. 

Безопасность пассажиров и пешеходов

Конструкция кузова разработана с учетом высоких требований безопасности как для пассажиров, так и для пешеходов. При изготовлении кузова используются пять различных материалов (высокопрочная сталь класса PHS для горячей штамповки, улучшенная высокопрочная сталь AHSS, высокопрочная низколегированная сталь HSLA, мягкая высокоуглеродистая сталь MILD и алюминий), которые обладают разными свойствами: прочностью и мягкостью. Это необходимо для устойчивости к ударам и гашения кинетической энергии.

Иллюстрация кузова Атома, цветом обозначены различные материалы
Иллюстрация кузова Атома, цветом обозначены различные материалы

Пассивная безопасность

При разработке Атома мы ориентировались на российские (ТР ТС), европейские (UN ECE R) и китайские сертификационные требования, а также рейтинги безопасности: ARCAP, C-NCAP и ENCAP. 

При производстве силовых элементов каркаса кузова применяется технология горячей штамповки. Ее используют для изготовления деталей сложной формы с высокой прочностью. Изделие, созданное с применением горячей штамповки, легче и в три раза прочнее, чем аналогичная деталь обычной штамповки. Это позволяет создавать элементы кузова, которые обеспечивают необходимый уровень пассивной безопасности, а также улучшают общие характеристики автомобиля.

Основные силовые элементы каркаса кузова, выполненные методом горячей штамповки: части пола, переднего тоннеля, элементы боковин и зон безопасности, брусья безопасности и усилители в дверях.

Элементы горячей штамповки в полу (окрашены в красный цвет).
Элементы горячей штамповки в полу (окрашены в красный цвет).

При фронтальном ударе задействована система лонжеронов, которая гасит энергию. Передняя часть автомобиля имеет особую конструкцию, минимизирующую урон для пешеходов при возможном наезде, а для обеспечения безопасности пассажиров Атома используется «клетка» из стали высокой прочности и силовых элементов каркаса кузова. 

Фронтальная часть кузова
Фронтальная часть кузова

Для обеспечения безопасности при боковом ударе центральная стойка интегрирована в двери. Замки дверей расположены на порогах, а створки дополнительно замыкаются друг с другом. Основную нагрузку при боковом ударе принимают на себя усиленные пороги и двери. 

При боковом ударе об столб большую нагрузку берет на себя порог. Балка порога электромобиля имеет запатентованную конструкцию и структуру в поперечном сечении, а внешняя часть профиля имеет трапециевидную форму, которая нужна для погашения энергии удара. Основная задача порогов предотвратить повреждения и защитить батарею от разрушения. В совокупности такая конструкция сохраняет жизненное пространство внутри салона и обеспечивает необходимую жесткость кузова.

Кузов Атома, вид сбоку. Красным цветом отмечены элементы горячей штамповки
Кузов Атома, вид сбоку. Красным цветом отмечены элементы горячей штамповки

Оцинковка и защита от коррозии

Практически все элементы кузова будут оцинкованы с обеих сторон. Исключение составляют только те детали, которые не нуждаются в оцинковке, например, элементы горячей штамповки, шасси, поперечина панели приборов и детали внутри салона.  Количество цинка 100–140 г/м2 и 50–70 г на одну сторону, толщина цинка 7–10 мкм. Для изготовления деталей методом горячей штамповки мы используем сталь 22MnB5 покрытую AS150 (Al-Si).

Для защиты кузова от коррозии также будет применяться технология нанесения катафорезного грунта и обработка скрытых полостей кузова воском.

Кузов Атома
Кузов Атома

Дальнейшие испытания

Перед запуском серийного производства будут проведены испытания и краш-тесты для валидации результатов компьютерного моделирования. На их основе в конструкцию могут быть внесены финальные оптимизации для обеспечения паритета с результатами компьютерных моделирований.

Испытания надежности и долговечности

Этап 1

Кузов с частью навесных элементов (двери, накладки и др.) помещается в камеру соляного тумана на 1450 часов. В камере создается среда с распылением соляного раствора, что эквивалентно 10 годам эксплуатации в условиях мегаполиса или регионов с морским климатом. После испытаний кузов распиливается на сотни фрагментов для анализа состояния металла и степени проникновения коррозии.

На основании результатов вносятся необходимые корректировки: наносится дополнительная защита в виде мастик, добавляются дренажные отверстия и выполняются другие улучшения.

Испытания ЛКПДля проверки устойчивости лакокрасочного покрытия (ЛКП) проводятся испытания на принудительную коррозию. На поверхности металла наносят серию царапин разной глубины, снимая лак, слой краски, грунт и цинковое покрытие. После этого оценивается степень разрушения покрытия и металла под ним.

Этап 2

На следующем этапе проверке подвергаются полностью собранные автомобили. Они помещаются в соляную камеру. Нахождение автомобиля в камере чередуется с тестовыми заездами на полигоне. Маршрут включает участки с брусчаткой и пересечение брода с водно-солевым раствором глубиной 20 см. Эти испытания имитируют 5 лет эксплуатации автомобиля в условиях мегаполиса или региона с морским климатом.

Такой подход позволяет обеспечить максимальную долговечность кузова и защиту от коррозии в любых условиях эксплуатации.

Испытания на пассивную безопасность

На данный момент ряд тестов уже проведено, они включают: 

  • Симуляции CAE

  • Фронтальный краш-тест кузова (система лонжеронов)

  • Салазковые испытания 

Перед запуском серийного производства в 2025 году Атом пройдет три раунда краш-тестов:

1-й раунд: 6 машин / 12 тестов

2-й раунд: 15 машин / 21 тест

3-й раунд: 9 машин / 15 тестов

Цель испытаний — подтвердить высокий уровень безопасности Атома и получить результат, эквивалентный четырем звездам по рейтингу безопасности C-NCAP.

Комментарии (33)


  1. GDragon
    23.12.2024 14:59

    Заднепетельная дверь (называемая также дверью кареты, в англоязычных странах известная как «самоубийственная дверь», англ. Suicide door) — тип двери, которая крепится шарнирно своим задним краем к тыльной части автомобиля. Из-за требований безопасности и множества проблем заднепетельных дверей, их использование в современных автомобилях встречается довольно редко.


    1. gxcreator
      23.12.2024 14:59

      А жаль, это очень удобно, но видимо из-за большей сложности кузова и массивной передней стойки в основном такое на микровэнах или просто в концетах.


      1. SserjIrk
        23.12.2024 14:59

        Абсолютно ничего удобного в этом нет. Чтобы сесть в машину с "обычной" дверью ее можно приоткрыть на 45 градусов перенести вес на одну ногу и аккуратно плюхнуть пятую точку на кресло. Эту дверь вы будете открыть почти на 90 градусов и корячиться крутиться каждый раз. Потому что посадка выполняться лицом к багажнику а нужно развернуться к нему опять же той самой пятой точкой, чтобы приземлить ее на сидение. Про выход то же самое.

        Такое ощущение что этот Атом специально делают как сборище всех возможных антипаттернов комфорта и удобства.

        "Автоматические распашные" это вообще жуткий трэш на придомовых парковках, где все жмутся и в машину по утрам нужно просачиваться чтобы не поцарапать соседа.


        1. zabanen2
          23.12.2024 14:59

          еще такая ситуация: двое садятся, один ждет, пока сядет первый. по очереди. и обратно: остановились, выходит первый, второй в это время открывает дверь и долбит углом двери первого.

          я вижу раму внизу. если бампер упрется во что-то, то весь автомобиль должен упереться. но что если удар будет выше бампера - в капот. верхняя часть машины должна будет сдвинуться относительно нижней.

          надеюсь топ менеджеров заставят на этом кататься и смотреть в планшеты на руле

          комментарии могут показаться в духе "против Атома", но это не так. Думаю, многие держат в голове, что такая разработка ведется и желают ей успехов


        1. gxcreator
          23.12.2024 14:59

          Суть в том, что при посадке сзади в такой конфигурации не мешает центральная стойка.
          В дефолтных автомобилях компакт-класса "аккуратно плюхнуть пятую точку на кресло" удобно работает только если у вас подходящие габариты - достаточно длинные ноги, чтобы просто сесть на сиденье пятой точкой, но не такие длинные, чтобы упереться в стойку - иначе надо елозить по сиденью.


  1. REPISOT
    23.12.2024 14:59

    Передняя часть автомобиля имеет особую конструкцию, минимизирующую урон для пешеходов при возможном наезде

    Очень похоже на текст нейросетей - много красивых слов, ничего по сути. В чем "особенность" конструкции? Как она "минимизирует урон"? Какой обычно урон получают пешеходы и за счет чего? Почему другие производители так не делают?

    Про патентованный профиль балки написано, а про "особую конструкцию" - нет. Она патентованная? Или общедоступная?


    1. Lev3250
      23.12.2024 14:59

      Вообще-то безопасности пешеходов уделяется очень большое внимание. Если раньше по ногам прилетала угловатая машина смерти с низким капотом, то сейчас автомобили имеют более округлый профиль, более мягкие бампера и материал капота, роллс ройс спрячет свой "дух экстаза", а вольво выстрелит внешнюю (?) подушку безопасности.
      Вопрос в том, будет ли хоть что-то из этого в Атоме.....


      1. exTvr
        23.12.2024 14:59

        Вопрос в том, будет ли хоть что-то из этого в Атоме.....

        На самом деле главный вопрос в том, будет ли этот "Атом".


  1. Lev3250
    23.12.2024 14:59

    del


  1. XelaVopelk
    23.12.2024 14:59

    "...Перед запуском серийного производства в 2025 году Атом пройдет..." Напомню, что сейчас конец декабря 2024го. Кузов по большей части ещё в чертежах. Ходовую часть и электронику неизвестно когда навесят, чтобы начать испытания. Но тем не менее уверенно говорят про начало серийного производства в 25м. Вангую, что в сентябре "из за санкций" перенесут . :-)

    Проект сильно пахнет ё-мобилем


    1. ZEvS_Poisk
      23.12.2024 14:59

      Только хотел написать, что лишь бы все это не заглохло.


  1. zubrbonasus
    23.12.2024 14:59

    Видел на фотке приборную панель на руле. Мне показалось это очень не удобным, прям совсем не удобно.


    1. ChizhM
      23.12.2024 14:59

      А в случае аварии не тряпичный airbag вылетает в лицо, а 10-дюймовый планшет с экраном Gorilla Glass.


      1. Ugli
        23.12.2024 14:59

        10-дюймовый планшет с экраном Gorilla Glass.

        Посмотри что ты наделал!


  1. rezdm
    23.12.2024 14:59

    Коробка чья?
    Двигатели какие и чьи?
    Электроника чья?
    ...

    А так...  «Ведь за двадцать лет, кто-нибудь из нас троих обязательно умрёт — или эмир, или ишак, или я.»


    1. saag
      23.12.2024 14:59

      Ну вон в Ниву Спорт впихнули же 122-сильный мотор от Весты, так и сюда все от Весты впихнут


      1. party3ah1
        23.12.2024 14:59

        Только её в продаже так и нет, а так впихнули, да.


  1. Finesse
    23.12.2024 14:59

    На рендерах нет «телевизора» (поперечной рамы в носу автомобиля). Из-за этого капот выглядит как лезвие. Почему так сделано?


  1. Akon32
    23.12.2024 14:59

    А почему появляется такое стремление добавить кучу спорных инноваций сразу? Электродвигатель, двери в обратную сторону (эргономика - ?), нет центральной стойки (краш-тесты - ?), планшет на руле (эргономика в поворотах - ?). Хейтеры на эти инновации точно найдутся, технические проблемы тоже будут, а польза неочевидна.

    Для меня например электродвигатель - это скорее плюс, но остальное - странности ради странностей, очень чудаковато в сумме. Хорошо хоть внешний дизайн красивый.


    1. randomsimplenumber
      23.12.2024 14:59

      А почему появляется такое стремление добавить кучу спорных инноваций сразу?

      совещание_где_кого_то_выбросили_из_окна.жпг


    1. ChizhM
      23.12.2024 14:59

      Туда же электронное зеркало заднего вида, проецирующее картинку с камеры.

      Ауди е-трон пошло даже дальше, боковые зеркала сделали такими, разместив экраны в дверях, облажались они конкретно. Ничего в эти "зеркала" не видно. У водителя нет никакого понимания о положении окружающих тс в пространстве.


      1. Ramzez
        23.12.2024 14:59

        Решение несет в себе неочевидные минусы. Но есть и плюсы. Прочувствовал, когда повесил вместо своего зеркала регистратор - зеркало. Ну и к нему две камеры подключил. Задняя постоянно транслируется.

        Когда смотришь вперед вдаль, то зрение сфокусировано вдаль. При переносе взгляда на родное зеркало - перефокусировка не требуется и так же через зеркало смотришь вдаль.

        Когда зеркало заменяется на дисплей, то появляется задержка на перефокусировку. Это непривычно, напрягает, требует привыкания (спустя год могу сказать, что сейчас вроде и не напрягает).

        Плюсы в том, что маленькую камеру сзади проще сполоснуть омывателем и ты снова видишь, что сзади. В случае стекла - лед снег надо очищать или растапливать, тонны грязи надо смывать омывайкой и тереть щеткой. В плохую погоду от этого нет толка и накладно. В случае длинных машин, в заднее зеркало мало что видно. А если микроавтобус с грузом, то и вообще ничего)


        1. Mishootk
          23.12.2024 14:59

          Плюсы в том, что маленькую камеру сзади проще сполоснуть омывателем и ты снова видишь, что сзади.

          При наличии омывателя. Когда он не замерз. Когда не кончилась омывайка посередине пути на магистрали (по причине ее дикой пересоленности и расходе "литр в минуту"). Когда сзади нет засветов от фар в темноте (опыт пользования задней камерой парковки, когда ночью чуть грязь или вода и фары/фонарь сзади).


          1. Ramzez
            23.12.2024 14:59

            как пользователь реальной системы могу сказать, что и вперед нельзя продолжать ехать, когда нет омывайки или она замерзла) в условиях трассы и соленой каши, которая высыхает на лобовухе и дает дикий налет, это просто опасно делать.

            а омыватель задней камеры просто обязан присутствовать, иначе идея тоже не имеет смысла. расход омывайки на нее минимальный. меньше чем на лобаш, наверное, на порядок.

            засветы фар в темноте - есть такое, но на дешевых камерах. мой регистратор имеет переднюю камеру 2к, которой вообще все эти засветы по барабану.

            заднюю камеру я делал самодельнюю на датчике sony IMX327 , поэтому он тоже весьма неплохо это отрабатывает. а заводские микрокитайские квадратокамеры - конечно не очень.

            чисто заводское решение для авто, я думаю, можно создать с учетом этих нюансов.


      1. Mishootk
        23.12.2024 14:59

        С классическими зеркалами в случае загрязнения, бликов, затенения другим предметом можно изменив положение головы немного улучшить ситуацию. С электронным зеркалом - увы. Иногда придется останавливаться (на магистрали!) и доставать тряпочку.


  1. ZEvS_Poisk
    23.12.2024 14:59

    Ещё, почему-то, все "снято" в темной комнате, с недостаточным (мягко говоря) освещением. Это чтобы косяки были не видны?


    1. panzerfaust
      23.12.2024 14:59

      Это ж рендеры. "Готовый к испытаниям" кузов уже могли бы и показать живьем. Или испытания будут прямо в CADe?


  1. Tyusha
    23.12.2024 14:59

    Чтобы продавать автомобиль у него должна быть конкурентная цена. Если ваша цена будет хотя бы на 50% выше, чем у других китайцев, вы продадите ровно 0 автомобилей. А чтобы цена была адекватной, у вас должно быть масштабное производство "хотя бы" на десятки тысяч авто в год, и то выдержать нужную себестоимость будет крайне сложно. Массовое производство, роботизированные линии, миллиардные инвестиции — сегодня только так.

    Но для такого производства нужен сбыт, нужен платёжеспособный спрос. Где он? В нужных объёмах — только на мировом рынке. Не в России же.

    Любая гаражная, мелкосерийная, пусть даже самая лучшая конструкция без этого очевидного и жестокого бизнес-факта обречена. (Даже самый замечательный ПК на Эльбрусе за 500 т.р. никому, кроме нашего госбюджета не нужен). А я подозреваю, что себестоимость вашего авто получится не на 50% процентов выше конкурентов, а в 5 раз (это ещё если постараться).

    Рендеры красивые, инженерные решения тоже, допускаю, хорошие, но... результат уже сейчас очевиден.


    1. panzerfaust
      23.12.2024 14:59

      Мне кажется, им эту экономическую азбуку под каждым постом пишут. Судя по нулевой реакции, в этом проекте больше пиара, чем инженерии, маркетинга и чего-либо еще вместе взятого. Инженер или маркетолог уже пришел бы и поспорил. Но выбрана чисто пропагандистская стратегия: гнуть свою линию без оглядки на обстановку. Потом так же на расслабленных щщах заявят, что "не шмогла", и уйдут в закат.


    1. Einherjar
      23.12.2024 14:59

      Вероятно затем и делают все эти нестандартные решения диаметрально противоположные эргономике и безопасности и в каждой статье ещё и пиарят их как преимущества, чтобы впарить падким на нетакоекакувсех и всякие свистоперделки покупателям за оверпрайс. Ну или сделать вид перед инвесторами что за счёт этих “инноваций“ кто будет покупать. А дальше главное просто вовремя соскочить до банкротства


  1. DenSigma
    23.12.2024 14:59

    Интересно, как и к чему крепится и проходит ремень безопасности для передних пассажиров.

    И кстати, я почти такую схему дверей видел у авто Артемия Лебедева, не помню какая марка. Только там передняя дверь была пошире, а задняя меньше намного.


    1. aborigen81
      23.12.2024 14:59

      У Лебедева, была Toyota FJ Ciuiser. Сейчас не знаю.
      Похожая реализация дверей у Honda Element, BMW i3.


  1. sterr
    23.12.2024 14:59

    Да фигня какая то. Самая удобная конструкция - сдвижная дверь. Очень удобно на парковках, все остальное неудобно. и классические двери тоже.

    а мне вот интересно, почему всегда покрывают воском? как то разбирал старый пассат 88 года. так там весь воск стек в углубления от жары, а потом толстый слой растрескался по холоду. в чем прикол? других материалов не придумали?