Интерфейс транспортного средства напрямую влияет на удобство и безопасность управления. Атом выводит взаимодействие человека с автомобилем на новый уровень: сенсорный дисплей на руле, проекция дополненной реальности на лобовом стекле и голосовое управление — все это впервые представлено в российском электромобиле. Такой подход меняет представление об управлении, делая его интуитивным и безопасным. Рассказываем, как это работает и чем удивит Атом.

В основе концепции минималистичного электромобиля-гаджета лежит человеческо-машинное взаимодействие (HMI — Human-Machine Interaction), которое обеспечивает интуитивно понятный и удобный контакт водителя с автомобилем.

Основная задача разработчиков Атома — сохранить доступ ко всем возможностям электромобиля, минимизируя отвлекающие факторы. Для этого используется сочетание сенсорного дисплея на руле и проекции на лобовом стекле (AR HUD), а также электронного зеркала, голосового ассистента и мобильного приложения.

Интерфейс электромобиля работает на собственной операционной системе Атом ОС, которая поддерживает установку дополнительных приложений, включая ПО сторонних разработчиков. 

Уникальный идентификатор Атом ID объединяет все цифровые интерфейсы, предоставляя доступ к персонализированным настройкам и функциональным возможностям электромобиля. Пользователь может авторизоваться в своей учетной записи с помощью смартфона. 

Ключевые элементы интерфейса

Руль с дисплеем

Руль с сенсорным дисплеем является основным элементом управления многими функциями Атома. С его помощью можно настраивать системы электромобиля, управлять климат-контролем и мультимедиа, а также регулировать зеркала, сиденья и взаимодействовать с системой помощи водителю ADAS.

Во время движения электромобиля дисплей автоматически переходит в безопасный режим: экран затемняется, но сенсорная панель остается активной для управления навигацией или вызова быстрого меню климата и мультимедиа с помощью свайпов. Дисплей имеет разрешение 1920x1080 пикселей и диагональ 7 дюймов.

Интерьер Атома, место водителя  руля
Интерьер Атома, место водителя  руля    

Конструкция руля спроектирована таким образом, чтобы исключить случайное касание сенсорной панели во время движения. На руле также размещены физические переключатели  для управления поворотниками, кнопки стеклоомывателей,  управления фарами и клаксон. Кроме того, на нем есть две сенсорные панели, которые позволяют управлять мультимедиа и навигацией по меню. Функции этих панелей можно настраивать персонально. Для обеспечения тактильной обратной связи в руль встроен вибромотор.

Пример интерфейса на сенсорной панели
Пример интерфейса на сенсорной панели

Проекция дополненной реальности на лобовом стекле

AR HUD (Augmented Reality Head-up Display) — это устройство, проецирующее информацию на лобовое стекло Атома. Оно накладывает виртуальные элементы поверх реального изображения, создавая эффект дополненной реальности.

Широкоформатная проекция с соотношением сторон 13:6 четко и компактно отображает информацию, не перегружая визуальное пространство. Изображение проецируется в поле зрения водителя, имитируя экран в плоскости диагональю более трех метров, который воспринимается расположенным на расстоянии около 12 метров. Такая оптическая конструкция помогает лучше фокусироваться на дороге.

Пример интерфейса AR HUD
Пример интерфейса AR HUD

На лобовом стекле отображается информация о текущей скорости, режиме движения, маршруте, уведомлениях (звонки, сообщения), а также данных мультимедиа. Управление осуществляется с помощью сенсорных панелей на руле. Когда электромобиль неподвижен, на AR HUD можно вывести дополнительные интерфейсы, приложения или игры, установленные в Атом ОС.

Угол проекции можно отрегулировать под положение водителя. Автоматическая регулировка яркости осуществляется на основе данных датчика внешней освещенности, обеспечивая оптимальную видимость в любых условиях. Яркость проектора составляет до 15 000 нит.

Голосовое управление

В Атоме разрабатывается собственный голосовой ассистент, который обеспечит взаимодействие с электромобилем через голосовые команды. Это позволит добиться глубокой интеграции со всеми системами автомобиля.

С помощью голосовых команд водитель сможет выполнять разнообразные действия: настраивать системы электромобиля, управлять климат-контролем и мультимедиа, открывать/закрывать окна и двери, а также прокладывать маршрут. Голосовой ассистент может работать в автономном режиме без подключения к интернету.

Электронное зеркало 

Электронное зеркало заднего вида — это система, заменяющая традиционное зеркало экраном с высоким разрешением, подключенным к камерам Атома. Такое решение обеспечивает расширенное поле зрения, включая области, которые недоступны обычным зеркалам, благодаря использованию камер.

Система автоматически настраивает яркость и контрастность изображения, обеспечивая четкую картинку в любых условиях — от темноты и дождя до ослепляющего света фар. Водитель может переключаться между режимом стандартного зеркала и камерой, выбирая оптимальный угол обзора.

Электронное зеркало интегрировано с системой помощи водителю ADAS. Оно предупреждает о препятствиях в «слепых» зонах, о приближении пешеходов или велосипедистов, а также помогает при движении задним ходом. Преимущество электронного зеркала над обычным заключается в том, что оно отображает изображения с широкоугольных камер, которые обеспечивают отличный обзор пространства позади автомобиля. Это особенно полезно, когда в салоне находятся пассажиры или размещен багаж, которые могут затруднять видимость задней зоны.

Электронное зеркало заднего вида
Электронное зеркало заднего вида

Мобильное приложение Атома

Личное мобильное устройство, еще один инструмент для управления электромобилем. Оно позволяет настраивать и активировать пользовательский профиль, а также управлять функциями Атома. Пользователи могут удаленно отслеживать состояние машины, например, во время зарядки.

Телефон с установленным приложением Атома также служит ключом доступа к автомобилю: с его помощью можно открывать и закрывать двери, блокировать и разблокировать замки, а также управлять окнами и климат-контролем.

Пассажиры также могут контролировать климат и мультимедиа с помощью своих смартфонов. Для этого на подлокотнике есть NFC-метка — достаточно поднести смартфон для доступа к настройкам. Для зарядки устройств предусмотрена беспроводная станция на передней панели и четыре порта USB-C в передней и задней части салона.

Пример интерфейса мобильного приложения
Пример интерфейса мобильного приложения

Дополнительные аспекты

Световые и звуковые индикации 

Для повышения удобства и безопасности водителя в Атом интегрированы световые и звуковые оповещения, а также тактильная обратная связь на руле. Цветовая индикация может сообщать об активированных функциях, состоянии зарядки или возникновении потенциальных проблем. Это позволяет водителю быстро ориентироваться в ситуации, а также добавляет эстетическую привлекательность дизайну интерьера.

Специальный набор звуков, разработанный для Атома, обеспечивает интуитивное взаимодействие и способствует лучшему восприятию уведомлений и предупреждений, не отвлекая внимание от вождения.

Шрифт Atom Interphases

Все интерфейсы Атома будут функционировать со специально разработанным шрифтом. Его создали совместно с международной студией шрифтового дизайна TypeType.

Первоочередное требование — возможность адаптировать шрифт под разные системы отображения: AR HUD, дисплей на руле, мобильное приложение. Внутренняя команда провела исследование шрифта, чтобы оценить его безопасность и удобство восприятия. Результаты показали, что он легко считывается, что особенно важно при движении.

Пример интерфейса со шрифтом Atom Interphases
Пример интерфейса со шрифтом Atom Interphases

Тестирование интерфейсов 

Создание интерфейсов — это комплексная работа, в которую вовлечено множество специалистов Атома. Процесс включает все этапы, начиная от разработки шрифтов и заканчивая расположением каждой кнопки. 

Департамент исследований Атома разработал методологию, которая включает нейрокогнитивные исследования. Это направление подразумевает анализ поведения водителей разного возраста и уровня опыта, а также изучение когнитивной нагрузки. Такой подход позволяет учесть разнообразные потребности и ожидания пользователей, что способствует созданию интерфейса, идеально подходящего для управления электромобилем в различных условиях.

Тестирование пользовательского опыта осуществляется в московском Инженерном центре Атома на полноразмерных прототипах-симуляторах, что гарантирует высокую степень реалистичности. В исследованиях принимают участие как внутренние эксперты, так и внешние респонденты. 

Главной задачей данных исследований является обеспечение комфорта и безопасности водителя, а также снижение когнитивной нагрузки во время управления автомобилем.

«Одна из методологий, которую мы применяли, — это RITE (Rapid Iterative Testing and Evaluation), или метод быстрого итеративного тестирования и оценки для устранения критических проблем на ранних стадиях разработки продукта. Она подразумевает, что один день посвящается исследованию, следующий — внесению изменений, а потом снова исследованию. Это очень строгий ритм работы. Мы реализовали эту методику сразу с шестью командами разработчиков параллельно. Обычно подобные исследования проводятся в рамках одной команды, и даже в этом случае работа может быть напряженной. В нашем случае было необходимо организовать несколько команд так, чтобы они все работали в согласованном ритме и вносили изменения эффективно. Это позволило быстро вносить изменения в интерфейс и получить решение, которое будет удовлетворять как пользователей, так и нас».

Михаил Хананашвили, руководитель отдела исследований в Атоме

Комментарии (20)


  1. Autochthon
    02.12.2024 12:11

    В чем смысл отказа от таких проверенных временем и удобных решений как подрулевые переключатели?


  1. bungu
    02.12.2024 12:11

    Отказ от физических кнопок это анти-тренд последних лет. Не понимаю, почему производители не понимают что так неудобно, управляя авто и следя за дорогой листать меню на дисплее в поиске климата, подогрева сиденей и прочего функционала. Это же удар по безопасности на дороге. Физические же кнопки можно нащупать рукой не убирая взгляда с дороги и сделать это быстрее


    1. Autochthon
      02.12.2024 12:11

      от сенсора уже отказываются.

      https://habr.com/ru/news/781534/


  1. panzerfaust
    02.12.2024 12:11

    Электронное зеркало заднего вида — это система, заменяющая традиционное зеркало экраном с высоким разрешением, подключенным к камерам Атома. Такое решение обеспечивает расширенное поле зрения, включая области, которые недоступны обычным зеркалам, благодаря использованию камер.

    Но размер самого зеркала остался тем же? Ну судя по рендеру. Раньше в нем аккуратно помещалось вид в заднее стекло, а теперь целая панорама - и всем ок? Это уже прошло через "департамент исследований"? Или это 3д-художник напридумывал?


  1. kenomimi
    02.12.2024 12:11

    Рендеры хороши, за исключением дисплея на руле. Если бы он был чисто информационный, вместо статичной панели - окай, пусть бы был. Но он же тач, да еще и управляет всей функциональностью салона - офигеть "удобно", когда передний пассажир будет туда тыкать, ибо ему так показалось проще (и это ооочень частый кейс, поверьте). Да и сам его задевать будешь...


  1. zeleniy_kaktus
    02.12.2024 12:11

    В данном расположении дисплея вижу несколько недостатков:

    1. Я люблю ехать в спокойной обстановке(например пробка) держа руль одной рукой сверху, это мне позволяет легко делать небольшие манёвры. Такое расположение экрана мешает мне это делать.

    2. Для сложных маневров, например разворота, требуется выполнить несколько оборотов руля, что становится небезопасным, т.к. при перекладывании рук рано или поздно одна из них может попасть в ваш глупый экран. Как я понимаю, у вас же не steer-by-wire система, которая позволяет установить условный штурвал и делать развороты на небольшой скорости простым поворотом руля на 90 градусов, так зачем же в угоду каких-то сомнительных мультимедийных фишек жертвовать безопасностью?

    3. Знаю, что водители часто ездят в одиночку, но мне всё же чаще приходится ездить с пассажиром на переднем сидении, на которого можно и нужно скинуть все эти вспомогательные функции типа установки температуры в климат-контроле и выбора маршрута поездки, чтобы самому не отвлекаться от управления.
      Но вы не предусмотрели возможности продублировать управление этими функциями для пассажира.
      Вместо этого он может включить вам нейтраль или задний ход с помощью кнопок на центральной панели. Гениально, аплодирую стоя!


    1. Harwest
      02.12.2024 12:11

      Если (когда) у вас будет эта машина эти проблемы и неудобства будут заботой вашего водителя :)


  1. saege5b
    02.12.2024 12:11

    Рекламка в панели :)

    Рекомендую сразу подумать о подписке "Панель Про Про+ Премиум" в ней можно рекламные видеоролики ограничить по частоте показа.


  1. Einherjar
    02.12.2024 12:11

    Руль с сенсорным дисплеем является основным элементом управления многими функциями

    А если руль повернут, то как пользоваться дисплеем?

    сенсорные панели

    Весь мир уже наступил на эти грабли и возвращается обратно к физическим кнопкам. На чужих ошибках учиться не наш метод, да?

    Электронное зеркало заднего вида — это система, заменяющая традиционное зеркало экраном с высоким разрешением, подключенным к камерам Атома

    Более убогого решения придумать нельзя. Вы вообще представляете что там будет видно когда в камеру светит солнце? Мне вот довелось такой штукой попользоваться и я вам расскажу - там не будет видно НИ-ЧЕ-ГО

    Короче пока не поздно лучше увольте всех передвигающихся на метро смузихлебов которые вам проектируют столь "удобные" фичи и наймите человека который хоть раз хотя бы сидел за рулем.

    Прежде чем что то делать не как у всех стоит подумать - а почему никто другой так не делает, может есть другие причины кроме как "не додумались".

    Создание интерфейсов — это комплексная работа, в которую вовлечено множество специалистов Атома. Процесс включает все этапы, начиная от разработки шрифтов и заканчивая расположением каждой кнопки. 

    Учитывая хотя бы даже перечисленное выше, специалистов у вас в штате нет. И рановато бросаться делать шрифты когда с фундаментальными аспектами эргономики проблемы, никакие шрифты тут не помогут.


  1. Mishootk
    02.12.2024 12:11

    Камеры, бывает, выходят из строя. Эта машина без камеры даже до сервиса доехать не сможет.


  1. green_bag94
    02.12.2024 12:11

    Эта тема досконально разобрана, физические переключатели и кнопки - лучший вариант. Мода на сенсоры уже прошла.


  1. Mylistryx
    02.12.2024 12:11

    Перебор с хайтеком! Причем там, где он абсолютно ненужен.
    Физические переключатели - это раз!
    Экран с руля козе в дупу - это два (хотя наверное тоже раз, если не ноль!)
    Нормальные зеркала проверенные временем (с затенением и т.д.) - три!
    Беспроводная зарядка спереди, возможно еще куда-нибудь примостырить сзади, ибо порты USB раздолбают 100%) - пусть будет!
    Доступ через телефон, ОК! Сел телефон на побережье на отдаленном диком пляже - всё, приехали? Или из города не выезжать?
    Проекционный экран летом на югах, ну-ну! Там не видно будет ничего! Как он поведет себя если я еду в очках с поляризацией? Экран на руле (который по сути фича ради фичи, но абсолютная херня) тоже - как поведет себя относительно поляризации (пленка на экране и пленка на очках) - смарт просто чернеет в одном из положений!
    Свистоперделки можно допом, но не на основные функции.


  1. Geek_and_Cat
    02.12.2024 12:11

    Ну про сенсорное управление думаю уже всё сказали выше, хочу просто привести пример как в недавно анонсированном электромобиле Scout Traveler совместили дисплей и физические кнопки, сохранив при этом общий тренд на минимализм и хай-тек

    Фото


  1. shadrap
    02.12.2024 12:11

    это конечно здорово- разбирать интерфейсы, UI и экраны новой машины, но сначала хотелось бы увидеть саму машину. Насколько я понимаю это абсолютно новое шасси, проект Кама же здесь никак не поучаствовал? Я бы сначала послушал как она свои основные функции выполняет, а не какие у неё кнопки.


    1. Herz_main
      02.12.2024 12:11

      Концепт уже есть, минусов у проекта дофига и больше:

      1. Задний привод, эксплуатация авто зимой затруднительна и проигрывает в безопасности переднему приводу.

      2. Отсутствует на кузове ребро безопасности, как это скажется на реальном ударе в бок авто вопрос..

      3. Цена, 3,700,000р это в 2 раза выше чем evolute i-pro выпускаемый у нас же.


  1. CitizenOfDreams
    02.12.2024 12:11

    интуитивно понятный и удобный контакт водителя с автомобилем

    Интуитивно понятный и удобный интерфейс настройки сиденья - это кнопки-джойстики в форме этого самого сиденья.

    Интуитивно понятный интерфейс настройки зеркала - это рычажок, который двигает зеркало в ту сторону, куда нажмешь.

    Настройка руля - потянуть рычаг, разблокирующий руль, руками поставить руль в удобное положение, отпустить рычаг.

    Двери, климат, свет - аналогично.

    Будьте честными - тачскрин в автомобиле это простой, дешевый, логистически удобный, привлекательный для неопытных покупателей интерфейс. Но не интуитивно понятный и не удобный.


  1. Herz_main
    02.12.2024 12:11

    На редкость бестолковые решение управление с дисплея руля, во первых стиль управления и хват руля разный и могут цепляться за дисплей, второе руки у мужчин большие и при резком прокручивании баранки могут зацепиться за обратную сторону дисплея, как писали выше дисплей как информационный ок, но управление вынести на аппаратные переключатели ибо сенсоры не удобно и не информативно.


  1. vedmed007
    02.12.2024 12:11

    После прочтения возникли вопросы:

    • Как все это выключить - будет ли в инструкции указан предохранитель? Можно ли прямо на дисплей наклеить магнит для смартфона?


  1. blind_oracle
    02.12.2024 12:11

    Наняли пиарщика Роскосмоса? Там тоже любят рендеры


  1. salnicoff
    02.12.2024 12:11

    Только я один вспомнил ту подводную лодку, что управлялась с обычного джойстика для компьютерных игр???