Команда Атома совместно со специалистами МГТУ им. Н.Э. Баумана завершили серию испытаний функциональных прототипов электромобиля. В ходе тестирования проводились динамические испытания с различными типами нагрузок и дорожным покрытием. Полученные результаты помогут улучшить надежность и безопасность электромобиля Атом перед серийным производством.

Функциональный прототип Атома в Центре испытаний ФГУП «НАМИ» оборудованный датчиками для ресурсных испытаний
Функциональный прототип Атома в Центре испытаний ФГУП «НАМИ» оборудованный датчиками для ресурсных испытаний

Специалисты МГТУ им. Н.Э. Баумана проанализировали данные, полученные в ходе испытаний функционального прототипа электромобиля Атом. Тесты проходили как в Центре испытаний ФГУП «НАМИ», так и на дорогах общего пользования.

Испытания включали динамические тесты, в ходе которых автомобиль с максимально допустимой массой двигался по специальным дорогам автополигона с различными типами покрытия. Кроме того, проводились испытания на дорогах общего пользования, включая пробег по специально разработанному маршруту, который охватывал различные типы дорог: городские, пригородные и автомагистрали. Для точного измерения нагрузок функциональные прототипы были оснащены датчиками, фиксирующими воздействия на элементы подвески и кузова. 

«Результаты испытаний используются для улучшения надежности и безопасности автомобиля перед серийным производством. Специально для этого была разработана уникальная методика, в рамках которой использовались специальные датчики вместо тензоколес, все работы выполнялись российскими специалистами. Эти данные лягут в основу ресурсных испытаний электромобиля Атом и позволят провести оптимальную настройку подвески и других систем, а также оценить их надежность. В настоящее время запущен следующий этап испытаний с использованием разработанного маршрута».

Филипп Дьяков, руководитель группы тестирования и валидации в Атоме

Цель исследований заключалась в сравнении данных, полученных на полигоне и на дорогах общего пользования. На основании информации, записанной со всех датчиков, был разработан специальный тестовый маршрут в Центре испытаний ФГУП «НАМИ», позволяющий воспроизвести те же нагрузки на элементы автомобиля, что и на дорогах общего пользования, только на меньшем пробеге. Также был вычислен коэффициент ускорения ресурсных испытаний. 

Ресурсные испытания автомобиля проводятся с целью оценки долговечности, надежности и износостойкости как самого автомобиля, так и его ключевых компонентов, таких как детали подвески, трансмиссии, высоковольтных и низковольтных электрических систем в самых различных условиях эксплуатации. Благодаря такой методологии становится возможным получить более точные и воспроизводимые результаты, что, в свою очередь, способствует повышению качества и безопасности автомобиля.

Коэффициент ускорения ресурсных испытаний — соотношение пробега на дорогах общего пользования к пробегу на специальных дорогах полигона при одинаковых нагрузках. Например, нагрузка, которая воздействует на автомобиль при 1000 км пробега по дорогам общего пользования, эквивалентна нагрузке, испытываемой тем же автомобилем при 100 км пробега на специализированных дорогах автополигона. В этом случае коэффициент ускорения ресурсных испытаний равен десяти. Такая система позволяет значительно сократить время испытаний, сохраняя при этом высокую точность оценок эксплуатационных характеристик автомобиля.

«На дорогах общего пользования мы собирали данные для создания цифровой модели репрезентативности эксплуатации автомобиля, рассматривая различные маршруты в городах, пригородах и на трассах. Затем на территории полигона, проводя более интенсивные испытания, мы оперативно собрали данные, эквивалентные 200 тысячам километрам пробега. Данный метод обеспечивает высокую точность результатов и значительно ускоряет процесс испытаний, что делает его эффективным инструмнтом для оценки характеристик автомобилей в различных условиях эксплуатации».

Александр Бокарев, старший научный сотрудник МГТУ им. Н.Э. Баумана, НОЦ «КАМАЗ-БАУМАН»

Данный тестовый маршрут будет использоваться при проведении всех последующих испытаний электромобиля Атом. Разработка ресурсного круга с определенным коэффициентом ускорения и испытания на нем позволит сократить время ресурсных тестирований предсерийного автомобиля. 

Функциональный прототип Атома в Центре испытаний ФГУП «НАМИ» во время ресурсных испытаний
Функциональный прототип Атома в Центре испытаний ФГУП «НАМИ» во время ресурсных испытаний

Комментарии (6)


  1. FreakII
    17.12.2024 15:52

    До конвейера не дойдёт. Скриньте


  1. Mishootk
    17.12.2024 15:52

    Двери все, классические?
    Дальше обычный мультимедиа руль и стрелочная приборка?


    1. VT100
      17.12.2024 15:52

      "Вы так говорите, как будто это что-то плохое." ;-)


    1. MatVL
      17.12.2024 15:52

      Это какой-то существующий кузов вроде от китайского авто, установленный на платформу с мотором и батареей. Называется мул и практикуется в автомобилестроении


      1. Mishootk
        17.12.2024 15:52

        Для несведующих типа меня было бы неплохо на этом сделать акцент. А то Атом запомнился как раз дверями и рулем.

        Но все-таки:

        В ходе тестирования проводились динамические испытания с различными типами нагрузок и дорожным покрытием. 

        А тут как раз важна развесовка и жесткость кузова, и "шляпа" на платформе уже не совсем то. В моей прошлой машине парковка на неровной местности приводила к перекосу крышки багажника. В нынешней движение по неровностям вызывает скрип вкладыша подпольного отделеня багажника. А это как бы и есть те моменты тестирования, чтобы в серию выходить без детских болезней.


  1. IvanBodhidharma
    17.12.2024 15:52

    Функциональный прототип Атома успешно прошел первую часть испытаний по записи дорожных нагрузок

    А все должны знать, что это за атом такой или нужно всем погуглить пойти? Когда вы рассказываете о чем-то малоизвестном, принято краткую справку в начале статьи давать.