Связанные ссылки
English version: Best Wireless Earbuds of 2024 — Early 2025 by sound quality: Sound Review, Tests and Comparison of Top TWS on the Market / Хабр
Введение
Трувары труварам рознь... (c)
Привет, друзья.
Давно не был на Хабре и, пожалуй, вернусь со статьёй из области HIFI / аудиофилии, ведь тестирование звука - это хобби, результаты которого могут быть полезны также и другим людям, потому что помимо прочего, человеку важны яркие приятные эмоции, а иногда и душевный комфорт и расслабление, которого часто не хватает в бурном потоке жизни. Музыка, в свою очередь, это именно то, что помогает привнести нужные состояния на мгновения, иногда и на часы, а выбор правильной аудиотехники крайне важен для получения нужного эффекта.
К концу 2024 я закончил отслушивать лучшие беспроводные внутриканальные наушники (в народе, "затычки)", представленные на рынке. "Лучшие" тут не значит самые дорогие. Имеется в виду топ именно с точки зрения качества звучания и поскольку каждый из нас на практике встречался с ситуацией, когда вещи с меньшей стоимостью, по качеству оказывались не хуже, а даже лучше, чем их дорогие аналоги, в моём прослушивании для составления рейтинга лучшего звучания участвовали "уши" из разных ценовых категорий: от очень дорогих TWS до относительно бюджетных.
Аудио тесты TWS длились несколько лет: с 2017 года по текущий момент (январь 2025) и теперь, когда можно подвести некую черту, я хочу поделится своими впечатлениями с теми, кто любит не маркетинговый, а действительно звучащий HiFi, ищет High-End (или недостижимый End-Game) и просто с теми, для кого вопрос выбора лучшего портативного звука является актуальным.
ЧЕЛОВЕК ЗА ТЕСТАМИ
Я всегда любил музыку за ее способность вызывать эмоции и рассказывать истории даже без слов.
Коротко о себе, чтобы прояснить почему я этим занимаюсь.
Меня зовут Алексей, имею также ник PolarMan, который начал использовать во время участия в научных полярных экспедициях в Арктику и Антарктиду, где музыка была отличным дополнением к необычным пейзажам этих путешествий.
Тогда и далее, деятельность оставалась в сфере ИТ-технологий от системного администрирования да организации QA процессов (контроля качества софта и его тестирования).
Опыт проведения тестов помогает и в тестировании аудио, поэтому перейдём, наконец, к звуку.
Одно из увлечений, которые зажигают огонь в душе - это любовь к музыке, которая всегда была для меня источником вдохновения.
Музыкальное восприятие
Для меня музыка - это не просто звуки, это искусство, которое трогает и питает душу, меняет настрой. Но её способность делать это сильно зависит от качества звучания. Вероятно, это причина по которой одним из любимых хобби стало тестирование наушников разных типов, включая внутриканальные (IEM).
С одной стороны, наушники - это утилитарная вещь. Время - главная ценность и если вы посвящаете его прослушиванию музыки, то логично желать, чтобы воспринимаемый звук был действительно качественным, ведь это позволяет улавливать все нюансы, которые авторы вложили в свои произведения.
Восприятие музыки сродни восприятию живописи, где обращая внимание на малозаметные детали можно понять технику, прочувствовать настроение, а иногда и разгадать смыслы, которые хотел донести автор.
Продолжая аналогию, представьте, что вы смотрите на прекрасную картину через не очень чистые, поцарапанные стёкла, которые не могут дать вам нужные фокус. Сможете ли вы увидеть и прочувствовать все детали, всё то, что пытается передать произведение? А что если бы взор был ясен и чист? То же самое происходит со звуком: если запись / источник / наушники не передают звук исключительно высокого качества, вносят искажения в музыкальное произведение, то многое останется скрыто, или не верно интерпретировано и, напротив, качественный аудио тракт в сочетании с любимыми композициями обеспечивает не только кристальную чистоту восприятия, но и ярчайшие впечатления.
По жанрам: я привык слушать разные, от рока и альтернативы до джаза и классики. Реже слушаю такие, как электронная музыка / реп, но так или иначе, в каждом жанре существуют композиции, которые хочется слушать и которые способны вызывать эмоции в случае правильной подачи.
При этом, что бы вы ни слушали, у всех жанров есть нечто общее с точки зрения требований к звку, а именно, естественность звучания и детальность, включая чёткое разделение инструментов в сложных сценах.
Любопытство
С другой стороны, как тестировщик в душе, я нахожу невероятно увлекательным тестировать наушники, исследовать их звуковые нюансы, включая самые мельчайшие и детали, которые они способны передать и которые не заметны сразу, но становятся по-настоящему прекрасными, если прислушаться. И, конечно, это очень увлекательный процесс, искать лучшее звучание в различных категориях, включая IEMs.
Любовь к музыке выходит за рамки простого слушания. Это путешествие, полное исследований и открытий.
Смещение фокуса на TWS
В последнее время, с ростом популярности и удобства TWS наушников и поскольку сам я провожу много времени в поездках, начался поиск способа иметь хороший звук всегда с собой в максимально компактной форме. Это сместило фокус с проводных сетапов на беспроводные наушники, а раз есть опыт тестирования, я решил применить его и в категории труваров, чтобы найти лучшее звучание, пусть даже с учетом ограничений беспроводной передачи.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
"Идеальный звук — это тот, который исчезает, оставляя только музыку."
— Нельсон Пас
Чтобы были понятны мои критерии: сравнение происходило по качеству звучания, а гавный критерий оценки качества для меня - естественность передачи звука реальных инструментов, будь то гитара скрипка ударные, духовые, или что-то ещё. При этом, желательно, чтобы композиции звучали не сухо, а музыкально, звук был не только детализированным, техничным, но и вовлекал, при этом, не будучи особо окрашен, а натуральность подачи не страдала.
"Гармония между детализацией и теплотой звука — ключ к истинному наслаждению музыкой."
— Джордж Кардас
Теперь, когда мои сравнения на момент начала 2025 г. окончены и победители определены, мне есть что рассказать и я хочу сделать это через подробный обзор одного из лидеров получившегося у меня рейтинга, который будет выступать в роли эталона и на данный момент такой референс для меня - это Technics AZ80, следовательно, можно рассматривать эту статью как ревью на эти трувары с одной стороны, а с другой, как описание звука остальных TWS топов через призму сравнения ними.
Все основные конкуренты достаточно часто упоминаются по тексту, а в конце статьи будет представлен почти полный список прослушанных наушников (старался не забыть те, что достойны упоминания). Отличия в звуке относительно эталона также будут обозначены.
Забегая вперёд, лидеров несколько и они будут в верхней части списка (см. ЧАСТЬ 2). Укаждого из них есть свои сильные и слабые стороны, свои особенности и какой из них выбрать уже больше зависит от личных предпочтений в подаче.
"Одевайте наушники — и позвольте шоу захватить вас."
— Дэн Кларк
Итак, жмём на Play! ;)
ДИСКЛЕЙМЕР
Ни одного наушники при создании обзора не пострадали (но ещё не вечер).
Эта статья отражает мои личные мнения и впечатления, основанные на моем опыте тестирования различных наушников TWS. Представленные оценки являются субъективными и могут не совпадать с предпочтениями всех пользователей. Любые сравнения и заявления предназначены исключительно для информационных целей и не должны толковаться как окончательные суждения о каком-либо бренде или продукте. Также я не хотел никого обидеть, а просто стремлюсь предать свой личный опыт прослушивания.
Цитаты, включенные в эту статью, были найдены в разных местах в Интернете и приписываются соответствующим лицам. Однако я не могу гарантировать их точность или подлинность.
Замеры АЧХ производились другими людьми и графики могут не совпадать с опытом прослушивания.
Некоторые изображения, использованные в этой статье, взяты с различных онлайн-платформ и приведены исключительно в иллюстративных и образовательных целях. Все права остаются за соответствующими правообладателями. Если у кого-либо из владельцев авторских прав есть сомнения по поводу использования их изображений, пожалуйста, свяжитесь со мной, и я оперативно решу этот вопрос. В ближайшем будущем я также планирую заменить эти изображения оригинальными или соответствующим образом лицензированными.
ЧАСТЬ 1. Обзор Technics EAH-AZ80 в сравнении с другими лидерами беспроводного звучания
"Наушники — это не просто устройство, а личный портал в мир музыки."
— Дэн Кларк
БЕСПРОВОДНОЙ СЕТАП
Источники: Vivo X100 Ultra / Xiaomi Mi 10 Pro / Samsung S 24.
Кодеки: для Technics: LDAC. Для остальных наушников сравнение всегда происходило на высшем поддерживаемом кодеке.
Аудиоформат: FLAC (в основном).
Жанры: Жанры: Рок, Джаз, Рэп, Классическая музыка, Поп, Электроника, некоторые другие жанры и тестовые семплы.
На данный момент AZ80 являются моими любимыми наушниками, поскольку выбирались они долго и тщательно и если даже не разбили в пух и прах всех конкурентов с точки зрения качества звучания (а список претендентов на сравнение был солидным), то как минимум, уверенно стоят на пьедестале, деля первое место с несколькими другими достойными моделями. При этом, Техниксы остаются практичными и удобными по многим важным параметрам и помимо звука, что делает их для меня не только главными TWS для музыки, но и отличной "рабочей лошадкой" для повседневности, а эти роли, как показывает практика, довольно непросто совместить.
Как я сказал, в плане звука есть и другие наушники, которые можно поставить с AZ80 в один ряд, но ни одни из них не вырываются вперед, т.к. могут выигрывать в передаче одного частотного диапазона, но неизменно проигрывают в области другого.
Имеются также запасные наушники, Technics AZ60, они будут упоминаться ниже. 60-ки используются очень давно и помимо звука отличаются лишь отсутствием беспроводной зарядки и автопаузы при вынимании из уха. В остальном, почти всё, что говорится про AZ80 справедливо и для AZ60.
ОБЩАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ
Звук хорошо, но звук + функциональность - гораздо лучше.
МИКРОФОНЫ:
Дают нормальное качество связи и на Android и на Windows, использую наушники для разговоров по телефону (Android) и рабочих звонков в мессенджерах (ПК с Windows 10/11). Чаще всего использую какой-то один (не важно левый, или правый) в то время, как второй покоится в кейсе. Как правило, проблемы могут возникнуть только в случае, если сильный ветер дует прямо в наушник и в очень шумных местах. В остальных условиях алгоритмы шумоподавления справляются.
ANC:
Шумодав хороший, но не лучший, за этим всё же к Bose, но при этом он вполне рабочий. Полной тишины на паузе он не обеспечит (как и другие ANC), но в метро / автобусе / самолёте его достаточно, чтобы комфортно слушать музыку без желания добавить громкости. Также, что большой плюс, он совершенно никак не влияет на качество звука.
РЕЖИМ ПРОЗРАЧНОСТИ :
Бесполезен: окружающие звуки мешают, а речь слышна примерно так же, как если бы этот режим был выключен. Хорошо, что мне он не важен и я им не пользуюсь.
АВТОПАУЗА:
Имеется, останавливает воспроизведение при вынимании наушника из уха и возобновляет если его туда вернуть. Штука удобная, в AZ60 этого нет.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Отличный App, называется Technics Audio Connect.
Если худшим приложением в мире TWS для меня был App наушников B&W Pi7, то это приложение пока лучшее. Тут можно настроить всё, что нужно, от поведения сенсоров до интенсивности режима ANC и прозрачности. Также есть переключение между кодеками и режимом подключения, включая мультипоинт.
Минусы: EQ мог бы быть лучше, он пятиполосный, поэтому лучше использовать стороннее приложение для правок, если они понадобятся, например EQ от PowerAmp, который можно скачать отдельными приложением.
МУЛЬТИПОИНТ:
Есть, позволяет подключать наушники к нескольким девайсам одновременно (2 в режиме LDAC и 3 в AAC режиме). Кстати, кодекс AAC совместим с устройствами Apple.
БЕСПРОВОДНАЯ ЗАРЯДКА:
Она имеется и работает, это всё, что могу о ней сказать т.к. для меня это не очень важно и я пользовался ей всего несколько раз.
ОБЩЕ УДОБСТВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
"Лучший дизайн — это тот, который исчезает, оставляя только комфорт и удовольствие."
— Франк Чимеро
УПРАВЛЕНИЕ И РАБОТА СЕНСОРОВ:
Площадки сенсоров большие, сложно промахнуться и они работают чётко. Управление удобно, у сенсоров не бывает ложных срабатываний (от температуры / ветра / волос, как у некоторых других TWS), а наушник легко взять так, чтобы не коснуться управления.
КОННЕКТ:
Стабильность связи тут железобетонная.
В отличие от множества историй про заикания различных TWS, о которых я читаю в чатах и на форумах, и в AZ60 и в AZ80 это просто отсутствует как класс. Никогда, нигде, ни при каких условиях, даже зимой, когда телефон в кармане джинсов и между ним и наушниками есть ещё слой толстый слой тёплой одежды и зимняя куртка, коннект не рвётся ни на секунду. С Техниксами я вообще забыл что такое шипение / микрозаикания и с точки зрения стабильности соединения это как провод, только он не цепляется за всё вокруг.
Также наушники дают возможность спокойно ходить по комнате слушая музыку, или говоря по телефону, а иногда даже уйти в соседнюю, коннект остаётся стабильным, и это справедливо при использовании LDAC кодека, который во многих других наушниках, судя по отзывам владельцев, реализован довольно криво. В общем, уж не знаю в софте ли дело, или в железе, но в Technics даже в своей младшей модели AZ40, смогли реализовать LDAC как следует, его не скажешь о тех же Hifiman Svanar Wireless и многих других TWS с LDAC вне зависимости от их цены.
ПОСАДКА:
Наушники не очень тяжёлые, около 7 грамм и хорошо сидят в ушах (во всяком случае, в моих), но надо сказать, что AZ60 сидят ещё лучше. И у тех и у других в комплекте немало амбушюр разных размеров. Лично мне подошли "M". Амбушюры, как по мне, довольно качественные и я даже пользуюсь ими при отслушивании других наушников, т.к. они часто дают лучший звук чем комплектные амбушюры других наушников.
ДИЗАЙН, ВНЕШНИЙ ВИД
"Хороший дизайн — это как хорошая музыка: он говорит сам за себя, даже если его не замечают."
— Диетер Рамс
Наушники, на мой вкус, выглядят хорошо. Я бы сказал, "по взрослому".
Ещё слышал эпитет "дорого" относительно дизайна, не готов судить о том, что это значит, но можно смело сказать, что их кейс точно не похож на пластиковую мыльницу из 90-х, как у многих TWS сейчас.
Благодаря обработке металла на верхней поверхности, которая придаёт кейсу особый стиль, он выглядит солидно.
Что немаловажно, кейс также удобен: он не слишком большой, наушник легко достаётся, приятно примагничивается назад и всегда стабильно заряжается. Если сильно не сжимать, то нет и скрипа, люфтов, а крышка издаёт приятный звук при закрытии, AZ60 щёлкает более звонко, это звучит менее приятно, особенно, когда в доме все спят.
"Великий дизайн объединяет форму и функцию в идеальной гармонии."
— Фрэнк Ллойд Райт
Если говорить про вид самого наушника, то мне нравится дизайнерское решение обработать внешнюю поверхность таким образом, чтобы создать расходящихся от центра круги, которые выглядят как дорожки виниловой пластинки. В них свет всегда отражается так, что появляется динамическая полоса как на самом виниле. Это, с одной стороны, создаёт эффект за которым любопытно наблюдать рассматривая наушник, а с другой, подчёркивает музыкальность через ассоциативную цепочку винил-аудиофилия :) Звучит забавно, но выглядит приятно. "Возьмеш в руки - маеш вещь", как говорится. Можно наблюдать этот эффект на моём фото выше.
Минус: светодиодная индикация могла бы быть более интуитивной, не все сигналы сразу понятны, в некоторых наушниках это сделано более удобно, хотя тогда, как правило, она не так минималистична и используется не один диод, а три.
ЗВУЧАНИЕ
"Идеальный звук — это тот, который исчезает, оставляя только музыку."
— Нельсон Пас
Описывать звук - это всегда сложная задача и нужно понимать, что тут всегда есть объективная составляющая: коэффициент нелинейных искажений, максимальная громкость, тональность и баланс (то, что может показать АЧХ), а есть субъективщина, ведь кому-то нравится звук "светлый", кому-то "тёмный", а есть люди, кому нужно "шоб качало" (обычно это про НЧ) и остальное вообще не важно. А уж фразу вроде "Это лучший звук" невозможно понять в принципе, ибо по каким критериям и в сравнении с чем?
Поэтому я постараюсь обосновывать свое мнение, добавив немного сравнений и сенсорно-очевидной информации, включая ссылки на треки, где можно услышать то, или это (примеров очень много, поэтому добавлю парочку, чтобы не переборщить, а может быть вынесу это в отдельную статью). Также я постараюсь описать звук детально, используя более-менее общепринятые для этого термины, а там уж сами решайте, любите вы, скажем, бас "собранный и быстрый", или "мягкий и обволакивающий" и что подходит лично вам.
Для начала, разделим описание на 5 самых очевидных категорий:
- ВЧ
- СЧ
- НЧ
- СЦЕНА
- ГРОМКОСТЬ.
ВЫСОКИЕ ЧАСТОТЫ (ВЧ / TREBLE):
"Высокие частоты — это воздух, который оживляет музыку."
— Боб Людвиг
Высокие частоты - это самая сильная сторона AZ80, причём AZ60 тут практически не отстают. Для тех, кто не хочет углубляться в нюансы: высокие частоты здесь превосходны. Точка.
Для тех же, кто ищет больше деталей: я был впечатлён качеством высоких частот в AZ60 и думал, что их невозможно улучшить. Но, как оказалось, совершенству нет предела. Я действительно был удивлён тем, что японцы смогли.
Моё второе откровение случилось, когда я начал сравнивать топовые модели TWS с AZ80 и обнаружил, что в плане высоких частот у них нет конкурентов. Вообще. Даже лучшие из лучших не смогли сравниться с натуральной подачей ВЧ частот AZ80.
Хотя это может быть не так заметно при прослушивании электронной музыки, звучание тарелочек в рок-треках проясняет всё - они звучат так, как если бы реальный инструмент находился всего в паре метров от вас.
Недавно мне довелось вживую поиграть на барабанной установке состоящей из двух барабанов и ряда тарелочек и у меня появилась отличная возможность дополнительно сравнить звучание наушников с реальным инструментом. Я был поражён тем, насколько точно звук тарелочек в AZ80 передает реальный. Например, тарелочки в них звучат не просто "Тсс-Тсс", как в Sony XM4, где высокие частоты часто звучат электронно и синтетически. В них тарелочки, напротив, звучат натурально и текстурно - ты как будто ощущаешь вибрацию, распространяющуюся по поверхности тарелки после удара. Джазовые треки в сочетании с этими наушниками доставляют особенное удовольствие, раскрывая весь свой потенциал в ВЧ.
Это важно, что в AZ80 и даже в AZ60 ВЧ тарелочек не имеют ни малейшего намёка на "песок" (который всё же присутствует, например, в старшей модели Svanar и в B&W Pi8, несмотря на их новизну и цену). В Техниксах, как я уже упоминал, они звучат так, как будто они прямо перед вами и барабанщик лупит по ним что есть мочи, либо аккуратно их касается, в зависимости от композиции.
Даже тихие звуки в ВЧ, такие как шелест щёточек в треке Сэма МакКлейна "Got to Have Your Love" (в начале трека он смеётся и вместе с этим начинается этот шелест), звучат чётко, разборчиво и при этом деликатно. Многие из такого рода деталей часто теряются в других TWS, заявленных как премиальные.
"Слушая хорошие высокие частоты, вы начинаете различать даже дыхание певца."
Именно это и происходит с AZ80.
Женский вокал тоже звучит великолепно вне зависимости от трека и уровня громкости. Если же говорить о верхней границе высоких частот, то звуки, которые должны звучать звонко, например, колокольчик в начале трека Sean Paul "Give It Up to Me", звучат действительно звонко, хрустально, кристально чисто, а в сложных звуковых сценах высокие частоты не теряют детализацию и остаются прозрачными. В гитарном вступлении Rammstein - "Du Hast" на фоне основного гитарного "мяса" можно различать звук второго инструмента, а в треке Andrea Banica - "Samba." можно отчётливо слышать маракасы, которые сливаются во многих других наушниках и не только TWS. Так же чётко, натурально и раздельно звучат бубенцы в этнических треках и другие ВЧ инструменты.
В Svanar Wireless, даже в их флагманской модели, некоторые звуки имеют тенденцию сливаться, будучи "поглощёнными" более выраженным передним планом (упомянутый "Du Hast" с 17-й секунды или в "Samba," где маракасы играют на фоне). Их всё ещё можно услышать, но в Svanar они как бы скрыты инструментами переднего плана, из-за чего почти теряются, хотя должны оттенять фронт.
Всё это приводит к выводу, что несмотря на R2R DAC и действительно высокое общее качество звучания, ВЧ в Svanar менее прозрачны по сравнению с AZ80, что особенно заметно в некоторых треках.
Скрипки, женский вокал, барабаны и щёточки, всё это звучит в AZ80 не только натурально, но и невероятно детально. И это именно детализация, а не что либо иное, высокие частоты здесь не задраны искусственно, как, например, в Bowers & Wilkins Pi7. ВЧ тут не "режут", не имеют сибилянтов, а именно приятно звучат.
"Плохие высокие частоты утомляют слух, а хорошие — наполняют музыку лёгкостью."
— Томас Лунд
В целом, можно сказать, что благодаря этому в такие "высокие" хочется вслушиваться, анализировать их, раскрывая детали, которые ранее не замечал даже в давно знакомых записях. Это не утомляет даже если слушать музыку часами. После прослушивания большинства TWS, при переключении на Техниксы любопытно осознавать как в звуке инструментов появляется слоистость и даже в уже прослушанных записях вдруг легко обнаруживается скрытая информация.
"Сбалансированные высокие частоты не режут слух, а подчёркивают красоту мелодии."
И это правда.
СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ (СЧ / MIDS):
"Средние частоты — это сердце музыки, где рождаются эмоции и мелодия."
"Средние частоты создают тело звука, без которого он теряет свою основу."
— Нельсон Пас
Замечал, что во многих TWS средние частоты подубраны, а иногда и просто задвинуты куда-то назад, как следствие, вокал звучит невыразительно, приглушённо и подспудно хочется добавить громкости, но это не помогает, только устаёшь быстрее, т.к. ВЧ пилят, а НЧ перекачены (привет B&W Pi7), поэтому я не люблю такую явную "V-шку" и в AZ80 этого нет.
СЧ в них звучат выразительно и чисто, они ровно там, где должны быть, т.е. не убраны и не приподняты, они просто на своём месте и их ровно столько, сколько нужно и это работает так же, как и в случае с ВЧ.
"Баланс звука — это искусство, а не только наука."
Вообще, слушая 80-ки хочется пожать руку японскому инженеру, который их настраивал. Достигнутый баланс позволяет не только лучше слышать детали, текстуру звука, но и позволяет сохранить тембральные характеристики вокала и инструментов, благодаря чему они звучат естественно и выразительно.
"Именно в средних частотах скрыта душа голоса и инструментов."
— Боб Людвиг
Акустическая гитара, фортепиано и духовые передаются с натуральным тембром и объёмом, хотя надо отдать должное, Svanar Wireless тут несколько переплюнули AZ80. Я никогда не слышал более выразительного фортепьяно в TWS, чем в Сванарах, да и саксофон там ещё более впечатляет, он настолько живой, как будто бы Джон Колтрейн играет в этой комнате лично для тебя! Не знаю, в чём секрет, но тембры, создаваемые гармониками в СЧ-диапазоне в Svanar Wireless выше всяких похвал.
"Когда средние частоты сбалансированы, музыка звучит так, как будто исполняется перед вами."
Так что ради объективности констатирую здесь этот факт, но ради неё же надо сказать, что разница в СЧ не столь драматична, зато в сравнении с сабжем в Сванарах сильно подкачали ВЧ. После Техникс (даже AZ60) слушать их не так уж и приятно и они совершенно точно не такие детальные, поэтому, забегая вперёд, в целом, по звуку, я ставлю их примерно на один уровень с AZ80, но сам всё же отдаю предпочтение Техниксам, особенно с учётом удобства использования.
НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ (НЧ / BASS):
!!! Тут (как и всегда), чтобы услышать нормальные НЧ, да и не только их, очень важно подобрать правильные амбушюры.
"Хорошо проработанные низкие частоты добавляют музыке объём и пространство."
"Бас — это не просто громкость, это текстура и глубина, которая заставляет музыку оживать."
— Томас Лунд
Что касается баса, то он в восьмидесятках умеренный и я сразу оговорюсь, что басхеду его не хватит.
Мне, после AZ60, по началу, тоже казалось, что НЧ слегка не хватает и я, каюсь, наваливал их при помощи EQ.
Пожалуй, это можно было бы отнести к минусам наушников и если я сразу после покупки сел бы писать ревью, то так бы и сделал, но вот любопытный факт: в какой-то момент я решил слушать сток (благо всё остальное сразу воспринималось как идеальная настройка) и отключил EQ совсем, после чего довольно быстро привык именно к такой подаче НЧ и теперь думаю, что такие НЧ - это то, что надо, правда, как мне кажется, чтобы к этому нужно прийти нужно совершить определённый путь от басистых "ушей" к более сбалансированым.
Да, есть наушники вроде B&W Pi7, где баса много, но он забивает другие частоты своим "жиром" и в какой-то момент появляется усталость и музыку слушать не хочется.
Да, в AZ60 бас находится в лучшем балансе, чем в Pi7, как и в 80-ках он не мешает прослушиванию, при этом его количественно больше, но в 60-ках он всё же более мягкий и чуть менее контроллируемый, в AZ80 же, его хоть и меньше количественно, но я бы теперь сказал, что он более правильный.
"Настоящий бас не гремит, а касается, проникая вглубь души."
— Нельсон Пас
В AZ80 он быстрый, энергичный, с хорошо выраженной атакой. Он не идёт сильно вглубь, но зато НЧ отлично сбалансированы по отношению к остальной звуковой картине и я начал задумываться, а слышал ли я когда-нибудь больше НЧ в живых инструментах и понял, что нет. Всё звучит ровно так, как должно. Не меньше, но и не больше.
"Правильный бас не перекрывает музыку, а подчёркивает её."
— Дэн Кларк
В общем, если НЧ всё же кому-то не хватает, стоит послушать AZ80 неделю-другую без доп. настроек и, возможно, музыкальный вкус несколько изменится и, вероятно, это будут изменения в лучшую сторону. Если всё-таки нет - "PowerAmp Эквалайзер" в помощь :)
АЧХ:
СЦЕНА:
"Идеальная звуковая сцена даёт ощущение трёхмерного пространства, где каждый инструмент на своём месте."
— Эндрю Джонс
"Звуковая сцена — это магия, которая превращает прослушивание в путешествие."
— Пол Бартон
Тут буду краток, воображаемая сцена в AZ80 широкая.
* Почему вообще сцена воображаемая читайте здесь: Объяснение аудио терминов (Словарь)
Шире мне показалась она только в Сванарах, вероятно, за счёт ещё более выразительных СЧ, но разница не такая явная и заметна лишь при сравнении лоб в лоб.
В AZ80 чувствуется пространство и объём, ощущается расстояние между инструментами и даже кажется, что можно чётко определить по звуку направление на инструмент. Думаю, этому способствует детализация звучания в средних и особенно в высоких частях и хорошее разделение инструментов.
"Чистота высоких частот — это словно легкий ветер, который раскрывает звуковую сцену."
— Эндрю Джонс
ГРОМКОСТЬ:
Что касается максимальной громкости, и в Az60 и Az80 она не сверх высокая, но в моём случае достаточна для того, чтобы слушать музыку без особого желания добавить звука даже в общественном транспорте (при условии включенного ANC). Но для любителей слушать музыку так, чтобы барабанные топорщились этого может быть не достаточно.
И Devialet Gemini 2 и Pi8 и тем более Svanar будут громче, чем Техниксы и если это действительно важно для вас, то стоит смотреть в сторону них. Хотя, тут есть лайфхак: установить PowerAmp Equalizer, который применяется на все приложения сразу. Там есть preamp и им громкость Техниксов можно понять вполне существенно даже не переходя границу, где качество звука начинает ощутимо страдать.
ВЫВОД
Technics AZ80 имеют очень хорошо сбалансированный звук, когда я думаю об этом, я представляю эквилибриста, который идёт по канату уверенной походкой и ни один мускул на его лице не дрожит, но как интересно, приятно и не обычно за ним наблюдать...
Чистые и в высшей степени детальные высокие и средние в сочетании с ударными низкими делают звук не просто приятным, но и очень натуральным, я бы сказал, живым и в случае качественно записанных треков возникнет эффект присутствия музыкантов в комнате, я бы описал это так.
Об НЧ я бы сказал так: инженеры Техникс наушники не "красили", поэтому бас в них такой же натуральный, как и звук по остальному спектру частот, у него хороший контроль, он нигде не мешает восприятию общей звуковой палитры, но при этом отлично её оттеняет. Да, такая подача не для басхеда и иногда нужно время, чтобы к ней прийти.
Сцена также довольно широка благодаря детализации и отличному разделению инструментов, что позволяет слышать мельчайшие детали и без устали переслушивать даже старую музыку снова и снова, раз за разом открывая в ней что-то новое и после большинства других наушников, многие люди, почти уверен, откроют в знакомых композициях целый мир новых звуков и их оттенков.
Обычно это называется техничностью звучания и это любопытно с учётом названия самого бренда, ведь AZ80 - это как раз тот случай, когда Technics = техничность (хотя помним, что у них ещё есть AZ40, которые сильно пороще, чем 60 / 80).
Подводя итог, AZ80 - это пока что одни из лучших, или даже лучшие из всех прослушанных мной TWS (см. краткий список ниже) с оговоркой, что если вам нужен не столько правильный, сколько плотный и глубокий бас, то тогда моей альтернативной рекомендацией могут быть B&W Pi8 / Devialet Gemini 2 (и те и другие звучат всё ещё довольно детально и хоть имеют огрехи в ВЧ, они всё ещё лучше абсолютного большинства TWS на рынке, а НЧ в них будут "посочнее", чем в AZ80, особенно у Pi8).
Если же хочется чего-то идеально сбалансированного в целом и сверх детального в верхах, которые не только приятно слушать, но и интересно находить там то, чего в других TWS не услышишь, получая наслаждение как от самого этого процесса так и от музыки в целом, то AZ80, вероятно, будут лучшим вариантом на данный момент.
Тем не менее, я и дальше собираюсь слушать новое и буду оставлять информацию о своём новом опыте в комментах к этому посту, или просто обновлять статью.
ЧАСТЬ 2. Краткий (не полный) список прослушанного на конец 2024 - начало 2025 г.
Здесь, очень кратко, описываю основные особенности звучания других TWS в сравнении с AZ80.
То, что сверху списка звучит более менее достойно.
РЕЙТИНГ
"Сравнивая наушники, прислушивайтесь не только к деталям, но и к тому, как они передают эмоции."
— Боб Людвиг
"Наушники — это личный выбор, и лучший вариант — тот, который звучит правильно для вас."
— Томас Лунд
————————————————
Technics AZ80:
Объект данной статьи. Делит первое место со следующими за ним тремя беспроводными наушниками.
Hifiman Svanar Wireless:
Когда-то у меня были проводные Хайфаймэны, звучали очень чисто в верхах, но им не хватало басов. У этих TWS мы имеем, в какой-то мере, обратную ситуацию: тут отличные НЧ и просто фантастические СЧ, они выше всяческих похвал, что делает эти наушники одними из лучших по звуку: классика и джаз в них будут звучать просто фантастически, но ВЧ всё же отнюдь не лучшие: ударные не самые натуральные и R2R ЦАП тут не помог... жаль. Иначе это был бы лучший TWS звук Ever. Зато у Technics AZ80 ВЧ находятся на недостижимом для Сванаров уровне.
Если вернуться к Сванарам, у них есть ещё один плюс и пара минусов.
Хорошая сторона Сванаров: они лучшие по запасу громкости. В них чувствуется прямо таки "проводная" мощь.
Минусы: спорные моменты по удобству, а именно, не всегда стабильный коннект при подключении с LDAC и огромный кейс, который, если положить в карман, это выглядит будто там лежит большая картошка. Хотя, возможно, ради звука можно пойти на компромиссы.
Bowers & Wilkins Pi5, Pi7 и Pi8:
Первые двое - отказать сразу, например, в Pi7 выпячены ВЧ, что приводит к сибилянтам во многих треках, НЧ также перекачаны, зато утоплены СЧ, что делает прослушивание утомительным, а вокал невыразительным.
А вот Pi8 уже лучше, чем их предки, СЧ тут достаточно хороши, а НЧ дают больше объёма, чем в AZ80, что делает звук приятно тёплым, при этом, не сильно влияя на детализацию и разделение инструментов, но ВЧ традиционно хуже, хоть и лучше, чем в предшественниках. Не смотря на минус, звук в них живой, вовлекающий, достаточно детальный, хоть и подкрашенный и, думаю, найдёт своих поклонников.
Devialet Gemini 2:
НЧ, пожалуй, интереснее, СЧ хорошие, но мы снова имеем менее натуральные ВЧ. Интересно напрямую сравнить "Девиалеты" с Pi8, чтобы понять в каких высокие получше. В остальном, мне очень понравились эти наушники, бас, средние частоты, включая вокал, всё звучит хорошо и довольно детально.
————————————————
Astel & Kern UW 100 MKII:
Хорошо, на уровне, но нет ANC, поэтому для меня - сразу мимо, я, как и многие, музыку в TWS слушаю чаще всего в дороге.
Technics EAH-AZ60:
Чуть менее детальные ВЧ, чем в AZ80, но всё ещё лучше, чем у конкурентов, упомянутых выше.
СЧ достаточны, но НЧ имеют чуть худший, чем в 80-ках контроль. В общем, всё ещё хороший звук и кому-то даже понравится этот более обволакивающий бас, как он нравился раньше мне самому, пока я не распробовал бас в AZ80.
Onkyo D 800 BT:
Крутейший бас, он прямо-таки пульсирует в ушах и даже чувствуется звуковое давление. Такого эффекта ни в одних TWS не было. Тут всё ещё неплохие СЧ и ВЧ, не смотря на очень старые кодеки, но тут также устаревшая реализация всего остального, нет и ANC, так что они больше для коллекционеров, хотя играют хорошо, многим понравится их звук вопреки всему.
P.S. Их АЧХ никто не померил.
Bang & Olufsen EX и Beoplay EQ:
В последних нормальные НЧ, но сильно хуже ВЧ. Средние - чуть выше среднего.
Noble (Falcon 2, Falcon Pro и Focus Pro):
Менее естественный звук в целом. Фокусы лучше всех из этой троицы.
Aviot 21 J:
Всё хорошо, но совсем уж нехватка басов.
Dennon Perl Pro:
Не правильный бас, который "наползает" и мешает. Если пригасить - могут звучать неплохо, но только после автоподстройки под ваш слух. До выполнения этой процедуры звучали просто отвратительно и я не могу дать никаких гарантий, что у вас они настроятся так же, как у меня.
Creative Aurvana Ace 2:
Приятная подача, но звучат попсово, ближе к AirPods 2 Pro. Ещё один минус - управление: работа сенсора ужасает настолько, что порой хочется стукнуть по ним молотком (его не было под рукой, поэтому вторые Эйсы не пострадали).
AirPods 2 Pro:
То же попсовое звучание, вроде как нет "бросающихся в уши" косяков, но всё время чего-то не хватает, при этом, хорошая функциональность, если использовать с Айфоном, и не худший микрофон и ANC.
Все TWS BOSE (все модели на конец 2024 г.д
Я ценю в них ANC, но, к сожалению, не качество звука. По крайней мере, для меня это пока не уровень HiFi. У меня были неплохие проводные наушники BOSE в прошлом, но из-за высокой конкуренции в беспроводном сегменте, я не могу особо выделить их TWS в плане звука.
Audio-Technica ATH-TWX9:
Пресные, не выразительные, если кратко. Особых эмоций не вызывали. Были у меня проводные Audio-Technica M50, они хоть и не идеал по звуку, но звучали лучше.
Моё мнение - TWX9 представляют интерес если только вы фанат борьбы с микробами с помощью ультрафиолета. Забавная фишка, микробы в ужасе от UV, но те кто выжил могут сильно заскучать услышав их звук.
Все TWS Sony (кроме XM5, которые ещё не слушал):
У меня были весьма выразительные проводные IEM от Sony (XBA-N1 AP), которые сильно выделялись по качеству звука среди многих IEM этого бренда и они подарили мне немало приятных часов прослушивания, но их TWS это всё ещё не тот уровень
Все TWS Sennheiser:
В Momentum 4: НЧ нормальные, и СЧ сойдёт, но ВЧ - тихий ужас, как и в предшественниках и это, похоже, фирменный почерк TWS Sennheiser, что для меня перечёркивает все их плюсы, увы.
Philips Fidelio T1:
Слишком яркие и без особого объёма.
Technics AZ40:
Младшая модель Техниксов, очень мало НЧ, нет ANC. Есть плюс, они компактнее в ушах, что может быть важно для девочек.
Sound Core Liberty 3 Pro:
Точно не помню почему, но не впечатлили настолько, что даже время на заметку о них не стал тратить, интересно переслушать, поскольку многие их хвалят, но насколько вспоминается, там ужасные ВЧ.
Klipsh T5 II True Wireless ANC:
Дефицит НЧ.
Epos GTW 270:
Звук сухой, при этом слишком мало деталей.
Ряд KEF'ов:
Помню, очень яркие были, но без супер детализации вроде.
Ряд BT-полноразмеров, многие из которых тоже не дотягивают:
Например, дорогие B&O Beoplay HX из последнего прослушанного, и т.д. Разумеется, есть полноразмеры, которые звучат лучше затычек AZ80, но во-первых, их тоже нужно поискать, а во-вторых, этот сегмент мне сейчас не слишком интересен, как и проводные IEM, поскольку упор сейчас на портативность и удобство в сочетании с максимально качественным звуком. Путаться в проводах больше нет желания, как и таскать везде "лопухи". Не знаю насколько космическим должен быть звук, чтобы мне снова захотелось всё это и плеер в придачу.
Mifo O7 Gen2 and O5 Pro:
Кстати, довелось послушать Mifo O 7 Gen2 и O 5 Pro, но звук совсем не понравился, особенно в O5 Pro. Их хвалят, так что возможно это была проблема конкретных экземпляров, слушал их по объявлению, эти наушники были б/у, т.к. новых нигде найти, чтобы послушать не получалось.
ЧАСТЬ 3. Планы
Следующие наушники ещё не были прослушаны и мне хотелось бы сравнить их тоже, попробую сделать это в 2025 году:
Technics AZ100:
Учитывая звучание предыдущих моделей, заметную тенденцию к улучшению качества звука и добавлению новых функций от модели к модели: AZ40 -> AZ60 -> AZ80, можно ожидать, что следующая - снова нас удивит, поэтому поставлю их на первое место с точки зрения интереса к потенциальному прослушиванию.Aviot TE-ZX1 PNK:
По отзывам, очень многообещающе, хотя мнения разделились на 2 лагеря, у одних это лучший когда либо слышанный в TWS звук, другим не хватает мощности, надо слушать.FiiO FW5:
Послушал бы ради интереса, так как звук хвалят, но в любом случае, в них нет ANC.Noble Fokus Rex 5:
Свежая модель, пишут про хороший баланс.Noble Fokus Prestige:
Пишут, что низа и СЧ сильны, а ВЧ расслаблены.Noble Fokus Triumph:
Пишут, что там подчёркнутые ВЧ, чёткие СЧ, но маловато низа.JVC FX550T:
Жду отзывов от владельцев и планирую прослушать их самостоятельно.Geekfly 5 и 6:
Пишут, что хороши.One Plus 3 Pro:
Очень хвалят, но не верю пока, что это наушники того же уровня.Final ZE8000:
Британский бренд, никогда не слушал, обзорщики очень хвалят по звуку, некоторые даже ставят чуть выше, чем Technics AZ80, хотя АЧХ этих наушников не особо впечатляет.Наушники Huawei, Vivo, Samsung и других брендов без аудиофокуса:
Я не возлагаю больших надежд на качество звука, но послушаю их, если представится возможность:
Завершение
Таков мой итог сравнения лучших музыкальных TWS на начало 2025 года.
Ещё один совет, при выборе наушников: старайтесь также учитывать кодеки поддерживаемые устройством, которое вы планируете с ними использовать, потому что если в наушниках лучший кодек это LDAC / LHDC / AptX, но у вас в смартфоне его нет, передача звука будет идти по менее продвинутому кодеку, например AAC (что не настолько критично), или даже SBC (что хуже).
С другой стороны, это редкий кейс и узким местом чаще всего оказывается не кодек, а конструкция драйверов наушников, их настройка, конфигурация акустической камеры и другие нюансы. Всё это гораздо сильнее влияет на итоговое качество звука.
Можно сказать ещё многое, но пора завершать. Спасибо за внимание, кто дочитал не перелистывая - герои и мне интересен фидбек от вас и особенно тех, кто хорошенько послушал Техниксы и вдумчиво сравнил их с другими TWS, или просто слушал что-то из упомянутого списка. Очень любопытно как много людей слышат то же, что и я, или наоборот, не согласны. Оставляйте комментарии и предлагайте перспективные варианты для будущих прослушиваний и сравнений, это интересно и если после прослушивания будет чем поделиться - я с радостью это сделаю.
Удачного выбора, друзья,
Да прибудет с вами сила и музыкальный вкус.
PolarMan
Комментарии (23)
ENick
01.01.2025 15:58Спасибо за интересную работу! Я правильно понимаю, что для прослушивания аудиокниг подойдут любые устройства? И в этой ситуации другие критерии - емкость аккумулятора, цена и т.д..
kma21
01.01.2025 15:58нет, не правильно.
а этот акк ведёт только нейронка или иногда человек?
ENick
01.01.2025 15:58А что посоветуете для прослушивания аудиокниг?
Galy4a
01.01.2025 15:58Я для себя в
этомушедшем году открыл Loom от яндексового суббренда Commo, при цене в 1-2к звук более чем достойный (и при прослушивании музыки тоже), правда они не внутриканальные, но я их в первую очередь именно для книг использую.
remindscope
01.01.2025 15:58Слишком много воды.
Вставлю свои 5 копеек.
Касательно техникс: слушал, когда был в Японии - никакого откровения не испытал.
В московском dr.head переслушал почти все флагманские модели. Но в итоге хожу с OnePlus Buds Pro 3. Просто потому, что на текущий момент у всех "аудиофильских" моделей есть ряд проблем:
Совсем слабый шумодав. Нет никакого смысла брать затычки без него. Шум дороги не позволит расслышать великолепный звук.
Эргономика. Абсолютное большинство в этом сегменте - неудобные. Особенно Noble.
Управление. Тут пускаются во все тяжкие, и почти всегда получается плохо. AT ATX9 и Kef, к примеру, имеют всего одну кнопку.
В то же время, "обычные" производители вроде Oppo времени даром не теряют и с каждой новой моделью сокращают разрыв в качестве звука, а шумодав зачастую намного лучше (лидер по шумодавам - Bose, но там звук совсем днище). То же касается и остальных функций - они просто лучше.
Если вас важен хороший звук, но вы не хотите страдать из-за вышеперечисленных минусов, то в 99% вам подойдут те же One Plus Buds Pro 3 или Sony WM-1000XM5.
Чего точно делать не советую - покупать хай-фай, не попробовав перед покупкой. В Москве и Питере для этого есть dr.head, в других городах, возможно, есть свои аналоги.
DikSoft
01.01.2025 15:58Huawei FreeBuds 5 попробуйте. Очень достойное звучание, качественный микрофон, удобные.
Kenya-West
01.01.2025 15:58Пользуюсь Freebuds 5i, даже чехлю им прикупил после просмотра Бетмана от режиссёра Нолана:
Качеством звука и микрофона очень доволен. В общем, пока не планирую с них слезать, благо подстроился под их автономность после тяжеленных (зато держащих заряд по полгода) Mifa X-11.
Ilya_JOATMON
01.01.2025 15:58У Bose есть интересная фича - они могут выносить воспринимаемую позицию звука за пределы головы. Причем есть вариант, когда звук неподвижен относительно движения головы.
IvanBodhidharma
01.01.2025 15:58Эта "интересная фича" как бы база. Устройство воспроизведения звука должно создавать ощущение, как будто музыканты играют перед вами, как на концерте. С играми та же фигня, вы должны осознавать, с какой стороны идёт звук, если вам кажется, что противник стреляет внутри вашей головы и вы не понимаете, где он, то наушники у вас не очень.
NeoNN
01.01.2025 15:58Странно было не увидеть JBL airflow pro с активным шумодавом. У меня они прожили три года до деградации аккумуляторов, купил такие же, полет нормальный.
sena
01.01.2025 15:58А такие чтобы были соединены чем-то, чтобы могли висеть на шее, но при этом маленькие, компактные, а не лопухи.
Посоветуйте пожалуйста.
copenhagen72
01.01.2025 15:58Я повелся на ютюбных обзорщиков и заказал себе эти Technics AZ80. Качество звука вообще ничем не лучше EarFun Air Pro 4, которые ровно в 3 раза дешевле. Как я понял, качество звука в однодрайверных наушниках достигло своего технологического предела. Не верю ни в какую разницу между однодрайверными наушниками хоть за 80уе, хоть за 400уе. Все хорошие колонки трехполосные, что как бы намекает.
Ещё вывод, слушать музыку строго надо в LDAC 990kbps, иначе можно обойтись и ещё более дешёвыми наушниками. Мультипоинт в LDAC 990kbps не работает.
Обзорщики как дельфины, слышат разницу там, где не слышит нормальный человек.
GeeeG
01.01.2025 15:58Вставлю свои пять пенсов... соррян..
Ладно, "затычки", да ещё tws.
Обнаружив, что они мне нужны, эти tws - взял и отправился на отбор. Критерий был один - в сравнении с полноразмерыми облегающими студийно-мониторными "ушами", в комплекте со студийным же, аппаратом, которыми и пользуюсь (их парк велик, но не настолько же..)
Как результат - победителеи вышел "китайчонок" за 800 рублей. Максимально приближенный звук, к полноразмерам и скидкам, на эту затычковость. Прошу учесть, что даже отлитые, под мою "уховую" раковину, мобильные мониторы JBL (амбушюры) имеют заведомую "косячность", выражающуюся в намеренном коверкании/искажении АЧХ приборов, предназначенных не для "прослушивания" музла, а для контроля конкретной сценической/студийной ситуации.
А общие рекомендации, для tws затычек, даже самых примитивных - чем больше диаметр драйвера (динамика) - тем лучше. Это же пресловутые "ширики", тупо работающие на некий мизерный объём.
evtomax
01.01.2025 15:58Надо говорить правильно. Просто косячная АЧХ. А не "АЧХ для контроля конкретной сценической/студийной ситуации". Под конкретную ситуацию АЧХ должна быть настроена индивидуальным эквалайзером. И чем ровнее исходная АЧХ, тем проще работать с эквалайзером.
HardWrMan
Как вообще можно тестировать наушники без "Яблоки ела"?
arx3889
Уровень работ Великого для автора этой трепатни недосягаем.