У традиционного книжного издательства очень много общего с венчурным бизнесом. Я руководил издательством МИФ 9 лет и хочу поделиться с вами тем, как работает издательство. 

Меня зовут Михаил Иванов, я сооснователь Smart Reading и издательства МИФ (Манн, Иванов, Фербер). Подписывайтесь, чтобы не пропустить полезные материалы об инвестициях и бизнесе. 

Каждая книга рассматривается, как инвестиционный проект. На сегодня (декабрь 2024) подготовка (включая перевод) и печать тиража 3000 экземпляров может стоить около 1 млн. рублей +/- 20%

Это — средняя цена черно-белой книги в 250 страниц.

Это только прямые издержки, плюс есть косвенные - зарплата команды, склады, логистика, ИТ, налоги, офис. И у акционеров должна остаться прибыль!

Деньги нужно инвестировать сразу, а получать только через 6-12 месяцев. Немного улучшают экономику продажа книг в электронном виде, но они же и отнимают долю у продаж бумажных более рентабельных книг. В подписных моделях авторы и издатели получают совсем крохи. Там зарабатывают платформы. 

Каждую книгу издательство старается сделать хорошо и продать много, но далеко не каждая подается на ожидаемом уровне. Из 10 изданных книг, 5 продаются тиражом в 3-5 тысяч экземпляров , 3 — проваливаются (не продаётся даже первый тираж) и навсегда оседают на складе, а две становятся бестселлером и много лет приносят деньги автору и издательству. Например, “7 навыков высоко-эффективного лидера” (у Альпины) или “От хорошего к великому” (у МИФа). 

Заранее сказать, какие книги станут лонгселлерами невозможно. Особо в ситуации с русскоязычными текстами. Когда вы приносите рукопись, издательство, в первую очередь, оценивает, какая у вас есть платформа - число последователей в сетях, и то, насколько тема продается. Вечные темы — саморазвития, модные темы — AI.  

При большом количестве проектов издательство не может уделять одинаковое внимание всем книгам и продвигать вашу так, как это можете сделать вы сами. Если вам повезет, вы на месяц попадете в фокусный ассортимент издательства. А дальше все зависит от вашего таланта и удачи. 

Получается хорошо, когда складывается платформа автора и издательства. 

Если вы хотите написать книгу, начните с темы и аудитории, которой эта тема близка и важна. И создавая книгу, растите свою платформу последователей, вовлекая их в продукт и его содержание уже на момент создания. Чтобы переговоры с традиционным издательством имели шанс на успех, подготовьте проспект вашей книги с описанием вашей платформы и того, какие книги в этой теме уже хорошо продавались. 

МИФ начинался с 12 книг в год. Сейчас это около 50 в месяц! Фокуса по продвижению хватает только на ключевой ассортимент. На мой взгляд, у МИФа остается лучший маркетинг — от выбора обложки и названия до промо. Каждый автор, даже очень богатый и известный человек, радуется покупке его книги! 

Комментарии (12)


  1. PereslavlFoto
    03.01.2025 15:46

    МИФ начинался с 12 книг в год. Сейчас это около 50 в месяц!

    Если издаются 50 книг в месяц (то есть 600 книг в год) — почему же вся статья буквально кричит, что издательство убыточное, экономит каждую копейку и поэтому полагается только на бесплатную работу самих авторов?

    Как же получилось, что при 600 книгах в год издательство год за годом терпит убытки и перекладывает свою работу на авторов?


    1. ManPavel
      03.01.2025 15:46

      Не знаю, о чем вам "буквально кричит" статья - заглянул в rusprofile, увидел выручку ООО "МИФ"  в 2023 1,8 млрд. с ростом за год 13%, прибыль в 273 млн. с ростом в 3%. Всё в порядке у издательства с бизнесом. Прибыль за 10 лет - 2 млрд. 118 млн. Это просто станок, печатающий деньги с отличным управлением им. "Экономит каждую копейку" - в том числе это, кстати, помогает такому росту.


      1. PereslavlFoto
        03.01.2025 15:46

        А зачем тогда сваливать свою работу на авторов-то?


        1. ManPavel
          03.01.2025 15:46

          Какую именно свою работу сваливать на авторов?


          1. PereslavlFoto
            03.01.2025 15:46

            Работу по рекламе и продаже товаров.


            1. ManPavel
              03.01.2025 15:46

              Где написано в тексте, что издательство сваливает на авторов работу по рекламе и продаже товаров? Я прочитал в тексте - если у вас есть платформа, с помощью которой вы можете продавать ваши книги - вы более интересны для издательства и инвестиционный проект издания книги получает большую вероятность быть результативным.


            1. ManPavel
              03.01.2025 15:46

              Где написано в тексте, что издательство сваливает на авторов работу по рекламе и продаже товаров? Я прочитал в тексте - если у вас есть платформа, с помощью которой вы можете продавать ваши книги - вы более интересны для издательства и инвестиционный проект издания книги получает большую вероятность быть результативным.


  1. ManPavel
    03.01.2025 15:46

    Михаил, спасибо за рассказ о бизнес-модели, очень интересно.

    Интересно что вы думаете об альтернативе бизнесу традиционных книжных издательств в случае с авторами со своими развитыми платформами и собственным маркетингом - изданию книги от ИП автора. Насколько такая стратегия может быть обоснована? Другими словами - что кроме вывода на полки и маркетинга даёт автору издательство - в обмен на их права распоряжаться созданными ими результатами интеллектуальной деятельности?


    1. PereslavlFoto
      03.01.2025 15:46

      Приличное издательство даёт автору деньги. А здесь, похоже, дело совсем иное.


      1. ManPavel
        03.01.2025 15:46

        Уважаемый сотрудник государственного учреждения культуры в Ярославской области (так написано у вас в профиле, к сожалению, не знаю как вас зовут, поэтому решил обратиться таким образом), пожалуйста, обратите внимание на ключевое предложение текста: "каждая книга рассматривается, как инвестиционный проект".

        Одна из основных задач при реализации инвестиционных проектов - не "давать авторам деньги", а минимизировать затраты и максимизировать доходы и находить людей, которые сделают этот инвестиционный проект результативным, находить и создавать лонгселлеры.

        Речь в тексте не про благотворительный проект. Не про государственный фонд развития авторов с определённым смысловым содержанием. Не про некую сущность, которая "даёт авторам деньги". Речь про инвестиционный проект, про бизнес. Спасибо за понимание.


        1. PereslavlFoto
          03.01.2025 15:46

          В таком случае очевидно, что издательство ничего не даёт автору, а наоборот, только отнимает у него.


          1. ManPavel
            03.01.2025 15:46

            Что дало издательство «Блумсбери» Джоан Роулинг? Или оно что-то отняло у неё?