Привет, Хабр!
Сегодня мы будем разбирать интересную вещь в C# ValueTask — штука, которая спасет асинхронные методы от лишних аллокаций.
Если коротко, ValueTask
— это структура, которая позволяет вернуть либо Task
, либо готовый результат. Она появилась в C# 7.0 для снижения накладных расходов при работе с асинхронным кодом.
Простой пример:
public ValueTask<int> GetMagicNumberAsync()
{
if (DateTime.Now.Second % 2 == 0)
{
// Результат готов — возвращаем синхронно
return new ValueTask<int>(42);
}
// Асинхронный результат
return new ValueTask<int>(Task.Run(() => CalculateMagicNumber()));
}
Без ValueTask
вы всегда возвращаете объект Task
, который создаётся даже для синхронных случаев. А это лишняя аллокация. С ValueTask
вы возвращаете либо готовое значение, либо уже существующий Task
, экономя ресурсы.
Когда использовать ValueTask?
Есть три сценария, где ValueTask
покажет себя во всей красе:
Синхронный результат в большинстве случаев. Например, чтение из кеша.
Высокая нагрузка. Когда важно минимизировать аллокации и повысить производительность.
Методы с высокой частотой вызовов. Например, в real-time системах.
Пример использования
Представим магазин котиков. У нас есть метод, который ищет данные о котике: если он в кеше — возвращаем сразу, если нет — идём в базу.
public class CatService
{
private readonly Dictionary<int, string> _catCache = new();
public async ValueTask<string> GetCatAsync(int id)
{
if (_catCache.TryGetValue(id, out var name))
{
return name; // Возвращаем синхронно
}
name = await FetchCatFromDatabaseAsync(id); // Эмуляция долгой операции
_catCache[id] = name; // Кэшируем результат
return name;
}
private async Task<string> FetchCatFromDatabaseAsync(int id)
{
await Task.Delay(100); // Считаем, что это запрос в базу
return $"Котик с ID {id}";
}
}
Если котик в кеше, мы возвращаем результат сразу, без лишних аллокаций. Если данных нет, мы идём в базу, а затем кэшируем результат.
Частые грабли
ValueTask
— инструмент мощный, но с ним легко наломать дров. Типичные ошибки:
1. Нельзя ждать один и тот же ValueTask дважды
var task = service.GetCatAsync(1);
await task;
await task; // ValueTask больше так не работает.
ValueTask
можно "await-ить" только один раз. Если надо несколько — преобразуйте в Task
:
var task = service.GetCatAsync(1).AsTask();
await task;
await task; // Теперь работает.
2. Использование .Result до завершения операции
var task = service.GetCatAsync(1);
Console.WriteLine(task.Result); // Исключение: результат ещё не готов.
ValueTask
нельзя читать через .Result
, пока он не завершён. Это приведёт к ошибке.
3. Неправильное использование конструктора
public ValueTask<int> BrokenTask()
{
return new ValueTask<int>(Task.CompletedTask); // Ошибка: Task не возвращает TResult.
}
Теперь улучшим пример с котиками
Добавим асинхронный кеш, защиту от гонок и немного логики, чтобы не ломать голову, если что-то пойдет не так:
using System;
using System.Collections.Concurrent;
using System.Threading;
using System.Threading.Tasks;
public class CatStore
{
private readonly ConcurrentDictionary<int, string> _cache = new();
private readonly SemaphoreSlim _lock = new(1, 1);
public async ValueTask<string> GetCatNameAsync(int id, CancellationToken cancellationToken = default)
{
if (_cache.TryGetValue(id, out var cachedName))
{
LogInfo($"Котик с ID {id} найден в кеше.");
return cachedName;
}
await _lock.WaitAsync(cancellationToken);
try
{
if (_cache.TryGetValue(id, out cachedName))
{
LogInfo($"Котик с ID {id} найден в кеше после блокировки.");
return cachedName;
}
var fetchedName = await FetchFromDatabaseAsync(id, cancellationToken);
_cache.TryAdd(id, fetchedName);
return fetchedName;
}
catch (Exception ex)
{
LogError($"Ошибка при получении данных о котике с ID {id}: {ex.Message}");
throw;
}
finally
{
_lock.Release();
}
}
private async Task<string> FetchFromDatabaseAsync(int id, CancellationToken cancellationToken)
{
try
{
await Task.Delay(100, cancellationToken);
LogInfo($"Запрос в базу данных для котика с ID {id}.");
return $"Котик с ID {id}";
}
catch (TaskCanceledException)
{
LogWarning($"Запрос в базу данных для котика с ID {id} был отменён.");
throw;
}
catch (Exception ex)
{
LogError($"Ошибка при запросе в базу данных: {ex.Message}");
throw;
}
}
private void LogInfo(string message) => Console.WriteLine($"[INFO]: {message}");
private void LogWarning(string message) => Console.WriteLine($"[WARNING]: {message}");
private void LogError(string message) => Console.WriteLine($"[ERROR]: {message}");
}
Теперь у нас потокобезопасный ConcurrentDictionary
, который не сломается от одновременных запросов. Семафор бережет базу от двойных ударов, а логирование говорит, что происходит. Ну и бонус — поддержка отмены операций, если вдруг кто-то решит, что котик не стоит ожидания.
Нюансы (а как без них?)
ValueTask
хорош, если вы избегаете создания новых объектов. Но если вы всё равно преобразуете его вTask
, профит теряется.Поскольку
ValueTask
— это структура, он копируется при передаче, что может быть дороже, чем работа сTask
.С ValueTask надо работать аккуратно.
А если у вас есть собственные кейсы с ValueTask
, делитесь в комментариях!
В заключение приглашаем всех начинающих C#-разработчиков на открытые уроки:
13 января: «Логирование и мониторинг работы приложения на C#». Узнать подробнее
22 января: «Классы как основа C#». Узнать подробнее
Комментарии (2)
Politura
13.01.2025 10:19В догонку к предыдущему комментарию, использовать словарь для кэша не самый лучший вариант, ибо память может внезапно закончится когда он забьется неактуальными более данными. Лучше использовать MemoryCache, который тоже потокобезопасен и его вызовы не нужно оборачивать в лок. Ну или самому запилить что-то типа lru кэша.
onyxmaster
Больно смотреть, когда вокруг
ConcurrentDictionary<>
берут блокировку. Только что "БД" превратили в однопоточную.