Меня зовут Александра, и я — менеджер инкубатора Коллаб 2К24 от ВкусВилла. В 2024 году мы запустили программу, в рамках которой студенты — бакалавры и магистры ведущих ВУЗов России и СНГ разрабатывали свой инновационный продукт. Чтобы команды налаживали горизонтальные связи, делились опытом, получали качественную обратную связь от конкурентов и радовались успехам друг друга — мы создали модель биржи ценных бумаг внутри нашего R&D Инкубатора. Это совершенно новый подход к акселерационным программам, который можно адаптировать и запустить под любой формат: корпоративная программа, учебный курс или стартап-акселератор.
В инкубаторе Коллаб 2К24 от ВкусВилл внедрили игровую биржу для студенческих команд по разработке функциональных продуктов питания;
Команды торгуются как виртуальные компании, а участники инвестируют в их «акции»;
Цена акций зависит от прогресса (тесты, упаковка, продвижение) и спроса на рынке;
Механика мотивирует делиться успехами и поддерживать коллег, улучшая горизонтальные связи;
Участники развивают стратегическое мышление и лучше понимают рыночные процессы;
Биржа подтвердила, что команды сами могут точно оценивать лидеров и аутсайдеров;
Решение можно адаптировать для корпоративных программ и акселераторов.
Контекст
В инкубаторе Коллаб 2К24 от ВкусВилла за три месяца участники создали пищевой продукт, который можно представить на полках ВкусВилла. Что интересного было в этом сезоне: снеки с макрурусом, сыры и снеки с морепродуктами, высокобелковые йогурты с матчей и даже молочный коктейль с экстрактом хмеля. Из 70 команд на старте программы к финалу дошло всего 14.
Почти во всех акселераторах, конкурсах или программах, где команды параллельно создают продукты, возникает одна и та же проблема: команды не пытаются взаимодействовать друг с другом и не вникают в то, что происходит в соседних командах. Такое случается даже внутри отдела компании или в университетской группе. Это плохо, потому что команды:
теряют возможности для коллаборации,
не рассказывают о своих продуктах и упускают шанс получить обратную связь,
не всегда могут визуализировать свой прогресс.
Во ВкусВилле мы поддерживаем горизонтальные связи, поэтому решили провести эксперимент, чтобы посмотреть, как это повлияет на межкомандное взаимодействие.
Идея — модель биржи ценных бумаг
Реализация: telegram mini app
Мы запустили надстройку над программой, в рамках которой команды превращаются в игровые компании и торгуются на виртуальной бирже. Участники становятся инвесторами: они могут покупать акции любых команд, следить за котировками и соревноваться за место в топе. Всё как на настоящей бирже: можно выбирать разные стратегии, диверсифицировать портфель или, наоборот, вкладываться точечно.
Задача команды — стать успешной игровой компанией с наибольшей капитализацией. Задача участника — правильно инвестировать и собрать лучший инвестиционный портфель.
Как это работает?
Участники регистрируются на виртуальной бирже через мини-приложение в Telegram. После первого демо-дня у участников появляется возможность купить акции тех команд, в которые они верят. В дальнейшем участники могут покупать и продавать акции за внутриигровую валюту, управлять своим инвестиционным портфелем и следить за динамикой цен.
От чего зависит рост и падение акций?
Спрос на акции со стороны участников (инвесторов).
Если акции вашей команды покупают, их цена идет вверх. И наоборот — снижение спроса приводит к падению цены. Это обеспечивает быструю и честную обратную связь для команд, ведь приходится “голосовать монетой”, пусть и виртуальной.
Работа над продуктом, публикации и достижения.
Реальный прогресс команды отражается на стоимости акций. Примеры: проведение тестов и дегустаций, разработка упаковки, общение с пользователями, публикации и продвижение продукта.
Работа с трекерами и обратная связь.
Каждая встреча с трекером оценивается по целому набору параметров, что также влияет на капитализацию.
Выступления на демо-днях и контрольные точки.
Публичные презентации и успешное прохождение этапов программы также способствуют росту акций.
Наша задача, которую мы ставим перед биржей — мотивировать команды активно следить за успехами друг друга, задавать вопросы, разбираться в чужих продуктах и поддерживать коллег. Если успех команды зависит не только от ее собственных усилий, это стимулирует проявлять интерес, давать советы и даже помогать другим полезными контактами.
Для этого команды запустили свои уютные Telegram-каналы, где делятся прогрессом и получают обратную связь. В обычных программах команды редко рассказывают о своих успехах, но биржа помогает изменить этот подход.
Еще один бонус, который мы получили: в самом начале участники начали отдельно обсуждать стратегию своей команды — то, что редко делается по их инициативе. Они размышляли о том, как убедить инвесторов, как эффективно продвигать свой продукт, избежать ошибок в технологии и усилить команду.
Мотивация и формирование стратегий: с чего начинают игроки?
Большинство участников биржи следовали простой, но надежной стратегии — купи и держи. Для этого было достаточно изначально присмотреться к другим командам во время демо-дня, выделить перспективных (тех, кто, скорее всего, будет расти), купить их акции(buy and hold) и держать до следующего демо-дня.
Мы поговорили с участниками, чтобы узнать их реальные цели и стратегии.
Дарья, например, нашла в игре мотивацию для достижения своей главной цели — увидеть свою команду в топе. Как инвестор, она выбрала стратегию buy and hold, сосредоточив инвестиции на акциях своей компании.
Полина действует не в одиночку: её решения являются частью командной работы. Её привлекают азарт и спортивный дух игры. Вместе с командой она выбирает акции, которые, по их мнению, принесут наибольший результат. Однако вскоре они поняли, что рост стоимости акций зависит не только от их усилий, но и от действий других участников.
"Сначала мы просто закупили хорошие акции, но потом заметили, что рынок постоянно меняется. Оказалось, что на него влияют и другие игроки. Поэтому мы решили использовать те же инструменты, что и все остальные,"
Игровой дух в приложении
Данила изначально рассматривал приложение как соревновательную платформу. Он начал с использования спекулятивной тактики: покупал акции с целью продать их позже с выгодой, таким образом увеличивая свой портфель. Однако, когда механика изменилась и спекуляции стали менее прибыльными, Даниле пришлось пересмотреть свою стратегию и искать новые способы удержаться на вершине.
Татьяна, напротив, воспринимала биржу как дополнительный элемент, который не должен отвлекать ее от основной задачи — разработки продукта. Она предпочитала минимальное участие: инвестировала в акции своей команды, но без чрезмерной вовлеченности.
Виктор, в свою очередь, использовал биржу для исследовательских экспериментов. Он проверял механики на уязвимости и анализировал влияние своих действий. Виктору удалось воспользоваться обнаруженной уязвимостью, благодаря чему он увеличил свой капитал на 100 000 вкускойнов всего за четыре дня.
Как раз после этого мы решили ввести комиссию на сделках.
Исследования типологии игроков и их применения в «Бирже»
Типология игроков в игровых средах активно изучается в психологии и геймдизайне. Одно из наиболее известных исследований — классификация Ричарда Бартла, который выделяет четыре ключевых типа игроков:
Достиженцы (Achievers): Мотивированы прогрессом, достижением целей и получением наград.
Исследователи (Explorers): Ценят исследование механик и открытие новых возможностей.
Социальщики (Socializers): Взаимодействуют с другими участниками, создавая и укрепляя связи.
Убийцы (Killers): Стремятся к доминированию и конкурентной борьбе.
Соотнесение с «Биржей» Коллаб 2К24
Достиженцы: Некоторые участники ориентируются на долгосрочный рост и стратегическое планирование, рассматривая рост котировок как показатель своих достижений и успеха.
Исследователи: Отдельные игроки фокусируются на изучении механик приложения, тестируют его на уязвимости и ищут нестандартные подходы. Их действия напоминают научный метод, направленный на глубокое понимание системы.
Социальщики: Часть участников предпочитает командные стратегии, взаимодействуя с коллегами для достижения общих целей и поддержания соревновательного духа.
Соревнователи: Некоторые игроки нацелены на занятие верхних позиций рейтинга, используя агрессивные тактики, такие как спекулятивные операции, и активно манипулируют ситуацией для достижения успеха.
Согласно работе Yee (2006), поведение игроков в игровой среде часто обусловлено их реальными личностными характеристиками:
Те, кто склонен к исследованию, обладают высоким уровнем любознательности (openness).
Социальщики демонстрируют высокий уровень экстраверсии (extraversion).
Достиженцы часто ориентированы на планирование (conscientiousness).
Эти данные подтверждают, что игровой процесс в «Бирже» может быть не только инструментом для обучения стратегическому мышлению, но и способом лучше понять психологические профили участников.
Демо дни и рейтинг команд
Команды оказались не хуже экспертов в определении лидеров и аутсайдеров. У нас была идея проверить, насколько справедливая цена акций коррелирует с рейтингом и оценками экспертов. Оказалось, что поправки не нужны — корреляция высокая, даже несмотря на то, что эксперты не участвуют в бирже.
Многие команды используют биржу как дэшборд. В крупной корпорации удобно отслеживать результативность, собирая все ключевые показатели на одном экране. В стартапе или проекте такие данные тоже существуют, но их часто слишком много, и они разрозненные. Нам удалось объединить все эти данные в бирже, представив их в цифровом виде с учетом мнения инвесторов.
Экономика
Рост индекса биржи за два месяца составил 40%.
Да, в игре есть инфляция, и денежная масса постепенно увеличивается. Комиссия выступает одним из способов утилизации свободных денег. Если же требуется альтернатива, мы используем добавление свободных средств участникам.
Например, после мастер-класса по упаковке мы решили начислить участникам дополнительный кэш, чтобы они могли инвестировать в компании. Так частные инвесторы получают возможность оценить мокапы упаковки и вложиться в ту компанию, которая им больше всего понравилась.
Также мы ввели достижения для компаний и участников. Так пользователи стали постоянно возвращаться в приложение, чтобы посмотреть, что произошло за прошлые дни, посмотреть “новости”.
Краткая аналитика на текущий момент:
Что мы узнали?
Важно создавать для команд условия, при которых за их продукт “голосуют монетой” (пусть и виртуальной). Это позволяет им получать практически мгновенную обратную связь от игрового рынка.
Обсуждать стратегию своей команды (даже в контексте игровой биржи) это полезно, мало кто из команд делал это до появления биржи.
Стоит учитывать разнообразие участников и предлагать механики, которые подойдут разным типам "игроков". Например, комбинирование командного и личного зачета.
Команды не хуже экспертов определяют лидеров и аутсайдеров.
Биржа студенческого R&D Инкубатора Коллаб 2К24 от ВкусВилл — инновация в подходах к акселерационным программам. Биржу для нашей программы запустили ребята из teachingame.com, ее можно адаптировать и запустить под любую программу: корпоративная программа, учебный курс или стартап-акселератор.
MAXH0
Мне, на первый взгляд, понравилась идея... Надо посмотреть, что получится воплотить в обычном кружке.