Приветствую всех!
Давным-давно, когда лифты были ещё релейными, на некоторые из них ставились довольно характерного вида табло на вакуумно-люминесцентных индикаторах. Обычно таковыми являлись административные лифты, однако подобные указатели можно было встретить и в некоторых жилых домах.



И вот однажды мне стало интересно: а как вообще устроены такие табло и чем там управляется этот индикатор? Самое время это узнать. Заодно запустим такой девайс и посмотрим на начинку более поздних экземпляров.

О чём это я?




Уверен, многие ещё застали вот такие вот ламповые указатели положения кабины лифта.

Кое-где такие до сих пор сохранились и даже работают.

А где-то можно встретить и более современные их аналоги.



Но куда интереснее вот этот экземпляр. Такие ставились на поздние релейные и ранние электронные лифты. Это те самые древние табло на вакуумных индикаторах ИВ-12. Назывались они ТИ-7221 (на два индикатора) или ТИ-7121 (на один индикатор).



Кабинное табло имело название СТЛ-75.

А вот и такой экземпляр в работе.



В родном Челябинске также сохранился лифт с таким индикатором в кабине (на КДПВ). Благодаря нахождению в административном здании он совершенно не пострадал от рук вандалов.



Приказной пост также в отличном состоянии.



И вторая главная его фишка — тёплая ламповая подсветка кнопок.
Так уж вышло, что мне повезло раздобыть такое табло, хотя и в не лучшем состоянии и без крышки. Так что попробуем его запустить.

Обзор оборудования


Ну что же, посмотрим на предмет наших будущих опытов.



А вот и само табло. Девайс видавший виды — без стекла и индикаторов. В таком состоянии он пребывал уже лет пятнадцать и вот недавно был снят при замене лифта.



Обратная сторона. Вместо ожидаемой кучи электроники тут только маленькая плата…





А вот парочка светодиодных табло, доставшихся мне в состоянии новых. Они уже не такие древние — начала двухтысячных годов.

Разбираем табло


Первым делом рассмотрим самое интересное табло — ТИ-7221.



По бокам у него два патрона с обычными лампочками накаливания, некогда отображавшими направление движения лифта. Точно такие же использовались в отдельно стоящих указателях направления, а также для подсветки кнопок в вызывных и приказных постах. Пластик очень хрупкий, во многих таких девайсах эти детали от времени разрушились.



Плата, куда некогда вставлялись индикаторы.



Снимем её.



С обратной стороны практически ничего нет: только две панельки под индикаторы и два резистора. Всё, больше ничего внутри табло не оказалось.
Интересно, что эти панельки встречаются ещё реже, чем сами индикаторы. Отечественные пальчиковые лампы имели семь или девять выводов, поэтому ИВ-12 с его десятью контактами в гнёзда для них не влезет. В самоделках это решается использованием деталей от компьютерных разъёмов D-Sub. Некоторые запаивают индикаторы напрямую в плату, но делать так я не рекомендую: из-за возникающих напряжений стекло со временем может лопнуть. Лучше использовать разъёмы или выбрать ВЛИ ИВ-11 с гибкими выводами под пайку.

Схема


Все мы знаем, что ВЛИ требуют для запуска нескольких напряжений. Становится интересно: а как они вырабатываются тут? Схему этого табло я не нашёл, так что пришлось составить её самому:



Несмотря на то, что накал индикаторов обычно рекомендуют питать переменным напряжением, здесь создатели табло поступили очень просто: подключен он напрямую к питанию (24 В) через балластный резистор. Такая схема менее эффективна, чем различные преобразователи, но вполне работоспособна. Некоторые такие табло работают ещё с конца прошлого века и не собираются сдавать позиции.

Индикаторы




Да, в лучшие времена определённо следовало вкладываться не в биткоины, а в советские индикаторы, лампы, микросхемы и разъёмы. С приходом моды на ламповые часы эти детали сильно подорожали.



Забавно, что кто-то до сих пор обслуживает такие блоки, так как индикаторы на замену вполне себе продаются на сайтах по продаже лифтовых запчастей.
В родном Челябинске ИВ-12 я нигде не нашёл, так что пришлось отправиться на вторичку.



А вот и индикаторы, готовые к запихиванию в панельку. Будем надеяться, что они не выгоревшие.



На своё место они встали как родные.



Увы, зелёного светофильтра не сохранилось. Но, понятное время, на работу это не повлияет.



Подаём питание, и табло оживает. Яркость не слишком высокая, судя по всему, лампы уже видавшие виды. Но смотрится всё равно очень тепло (по-настоящему тепло, балластные резисторы ощутимо греются) и лампово.

Как работает такой индикатор


Как же подключается цифровой индикатор к релейной схеме? Самым очевидным вариантом можно предложить примерно следующее:



Казалось бы, ничего сложного — просто собрать такой семисегментный дешифратор (для примера показал для цифр 1 и 2) на диодах и подключить вместо линейного табло на лампах накаливания. Но на самом деле всё совершенно иначе.



Конкретно тут схема подключения индикатора в шкафу управления, однако этажный, как нетрудно догадаться, абсолютно такой же.



Как видно, в схеме сигнализации положения кабины нет вообще ни одного полупроводника. Сегменты подключены к контактам реле импульса селекции (РИС) — тех самых реле, работой которых управляют датчики селекции, контролирующие положение кабины. Именно из-за работы реле табло так странно себя ведёт при движении лифта: на разных этажах при проезде датчика оно либо гаснет, либо зажигает все сегменты, что можно было наблюдать на видео в начале.



Ещё пример схемы.

Табло КМЗ


Ну а теперь взглянем на несколько более поздних девайсов, раз уж они тоже оказались у меня в руках.





Светодиодное табло ТЛК10 производства Карачаровского механического завода.



Обратная сторона.



Разбираем. Начинка типичная для отечественной электроники конца девяностых и начала нулевых.



Это табло работает только с электронными станциями управления — сделано оно с расчётом на динамическую индикацию, так что управлять каждым сегментом без дополнительной электроники не получится.

\

В паспорте даже отыскалась схема. Как и все другие экземпляры, это табло рассчитано на 24 вольта.



Составил распиновку в более хорошем качестве.

Табло ЩЛЗ






Ещё один экземпляр — ТС-30Щ Щербинского лифтостроительного завода.



С обратной стороны мало интересного.



Начинка.



Забавное решение — вместо шайб тут зачем-то гайки.



Плата с индикаторами.



Паспорт и монтажный комплект в суровой упаковке.



Ну что, запускаем?



В плане подключения оно ничем не отличается от предыдущего.

Указатель ЩЛЗ






Напоследок посмотрим на ещё одно изделие — указатель направления всё того же Щербинского завода.



Обратная сторона.



Разбираем.



Плата отдельно. В светодиодах безошибочно узнаются отечественные АЛ307КМ.



Подаём питание — ничего не происходит. Странно, ведь даже в паспорте было сказано, что табло требует 24 В, так что спалить его я не мог (подавал я всего двенадцать).



С другой секцией всё оказалось чуть получше — горела лишь половина светодиодов. По совершенно неведомым причинам четверть светодиодов в табло просто сдохла, то ли от долгого лежания, то ли из-за брака. Само табло лежало в заводской упаковке, так что спалить его до меня никто не мог.



Так что идём в щедрые закрома Родины, достаём оттуда горсть аутентичных советских светодиодов и перепаиваем сдохшие. Попутно заменил те, которые подозрительно тускло светились при проверке.



Отлично.
Впрочем, схемотехника всё равно отвратительная: мощность резисторов занижена минимум вдвое, отчего при подаче номинального напряжения они раскаляются градусов до восьмидесяти за пару секунд. Вряд ли табло рассчитано на 12 В, всё же 24 В — стандартное напряжение для лифтовой электроники, да и именно оно было указано в паспорте на это изделие.

Что же в итоге?


Обычно я говорю, что очередное рассмотренное мной устройство оказалось не таким уж и простым, как казалось на первый взгляд. Но только не в этом случае — табло оказалось куда проще, чем я изначально думал. Ожидал, что там будет какой-то интерфейс, какой-то МК для связи со станцией управления, однако ничего подобного внутри не обнаружилось.



Конечно, вот такими дубовыми табло их число не ограничивается: в зарубежных лифтах (OTIS, Kone, ThyssenKrupp и тому подобных) уже давно стоят цифровые табло с микроконтроллером на борту. Но это уже совсем другая история и об их запуске расскажу чуть позже, поскольку такого экземпляра у меня пока что нет.

Такие дела.



Новости, обзоры продуктов и конкурсы от команды Timeweb.Cloud — в нашем Telegram-канале



Читайте также:

Комментарии (0)