Everything must be made as simple as possible. But not simpler.

Как запомнить свойства логарифмов, легко запомнить все эти хитрые формулы. Практика подсказывает, для этого нужно понять что они значат, на каких принципах они работают. Если угодно, нужно привязать им логику, удобную для восприятия образного человеческого мышления.
Математическая логика (на которой основана вся математика и которой пользуются все учебники, описывая математические понятия) состоит из аксиом, доказательств, следствий и т.п. Признаем, вся эта логика не выражает общей картины рассматриваемого понятия, не дает вида с высоты на это понятия, не раскрывает его "инженерных", прикладных свойств.
Предлагаю на обзор дешифрованный из математических аксиом вариант толкования логарифмов.
Замечу, все выводы покажутся очень уж простыми, очевидными и лежащими на поверхности. Но!... Я нигде такого не встречал и поэтому оставлю это здесь.
Начнем с официального определения, (аксиоматического). Добавим только осмысленные названия переменным (система обозначений очень важна, облегчает восприятие!), акцентируем цвета.
Определение. Логарифмом числа n (number) по основанию b (base) называется показатель степени (экспонента, exp), в которую нужно возвести b, чтобы получить число n.
Логарифм записывается в виде

Читается как «логарифм числа n по основанию b».
Мнемоника. О системе обозначений, почему такая форма записи?
Логарифм это по сути функция от двух переменных. Ее можно записать как log(b, n) = exp или в более общем виде log(x1, x2) = y. Но конкретное значение одного аргумента функции (допустим x1), фиксируется и записывается индекса, получается функция от одного переменного. Т.е.,

Это в общем-то стандартная практика в системе обозначений в высших разделах математики.
Что важного можно выделить из определения логарифма?
Логарифм - это функция! Значение этой функции - степень. И так, Логарифм - это степень, обычная степень. Как неожиданно! Но для чего такая сложность? В рамках понятия логарифма, сама операция возведение в степень рассматривается в более общем смысле - как преобразование числа.
И так, Логарифм - преобразует число. Метод преобразования (как сделать это преобразование) - возведение в степень.
Причем, всё это форма записи логарифма описывает очень даже наглядно. В самой форме его записи сквозит мнемоника, которая обо всем и говорит (и почему я не замечал ее в школе @$**&$@%$*&@%$*%$ ??!?!).
Смотрим. В индексе написано - какое число преобразовывается( b - base, основание), стрелка указывает в какое число происходит преобразование (в число n, number).

А значение логарифма - "exp", это метод которым происходит преобразование числа b в n.

И так. Когда видим логарифм, мысленно рисуем стрелочку. Число b преобразуется в число n. Каким способом происходит преобразование? Возведением числа b в степень exp.
Немножко магии. Можно применить к числу b логарифм, без промежуточных вычислений. Хитрость в том, что можно не подставлять непосредственно значение exp, а подставлять саму функцию, трактуя ее как - какое преобразование необходимо произвести, преобразовать b в n.

Основное тождество логарифмов
Последнее выражение называется основном тождеством логарифмов, которое наглядно описывает определение логарифмов.
Чтобы преобразовать число b в n, нужно применить логарифм из b в n.
Декларативное поведение логарифмов (для функциональных программистов)

В этом выражении, Слева - функция. Справа - значение (просто степень).
Левая часть говорит - что нужно сделать (преобразовать число b в n). Правая часть говорит - как это сделать (нужно возвести число b в конкретную степень, exp). Привет, λ. При этом обе эти части по отдельности выполняют каждая свою роль в понятии логарифма.
Прямые и Обратные преобразования

В этом пункте введу абстракции - концепцию прямых и обратных преобразований в логарифмах.
И так из предыдущего пункта, логарифмы отображают факт преобразования числа путем возведения в степень.

Назовем эту форму записи прямым преобразованием. В ней основание логарифма (b, base) преобразуется в число (n, number).
Введем концепцию обратных преобразований, основываясь на следующих рассуждениях.
Как интерпретировать логарифм под единицей? Понимание этой структуры (еще один кирпичик в здании математики) откроет легкую дорогу к другим более сложным концепциям логарифмов:

Будем действовать на сопоставлениях с конкретными числами. Возьмём число 2 и степень 3. 2 в 3 степени - 8. Дополним этот пример логарифмами:

А теперь преобразуем 8 обратно в 2 извлекая корень (обратная операция по отношению к "возведению в степень"), что эквивалентно возведению в степень 1/3:

Сопоставляя это, выражение "логарифм под единицей" выполняет обратное преобразование, из number в base, при применении его к числу :

Чтобы преобразовать 8 в 2 методом "возведения в степень", нужно возвести 8ку в степень 1/3. А теперь выразим это на языке логарифмов:
Если проанализировать, вникнуть в цепочку преобразования, становится ясно как интерпретировать выражение единица "деленная на логарифм под единицей". Это выражение извлекает корень или делает обратные преобразования из числа n в основание b:
Сформулируем основное логарифмическое тождество для обратных преобразований:

Композиция Логарифмов, последовательность преобразований.

Раскроем тему, как интерпретировать произведение логарифмов между собой, умножить логарифм на логарифм.
Если рассматривать логарифм, как преобразование чисел, то можно развить эту идею в направлении композиции преобразований, их объединении в одно преобразование.

Композиция логарифмов
Т.е. не нужно последовательно преобразовать число b в n, затем в m. Можно преобразовать одним действием, b в m.
Оператором "композиции" тут работает операция умножения. Такое ее поведение можно проследить из численных примеров с возведением в степень:

перация "умножения" в этом случае служит клеем, оно объединяет действие логарифмов. Осуществляет их композицию, т.е. выдает логарифм объединяющий действие нескольких логарифмов.
Тут, конечно, есть условие композиции. Вход и выход преобразований должны коррелировать между собой. Если прослеживается цепочка преобразований, то ее можно свернуть в одно преобразование:


Забавно, можно сделать и декомпозицию. Разбить преобразование на бесконечное множество промежуточных преобразований:

А теперь совместим прямое преобразование, обратное преобразование и композицию. Получим еще пару свойств, которые вы уже в состоянии понять и воспринимать как нечто само собой разумеющееся:


Смена основания логарифма. В чем логика формулы ?!
А теперь рассмотрим самую страшная формула логарифмов. Смена основания логарифмов. Страшнее логарифмов только его формула смена основания. В учебниках о ней пишут на последних страницах, выделяя для этого целую главу. Из далека она кажется действительно не понятной и сбивает с толку, вызывая неловкость в использовании.

Прежде всего, для чего прежде это нужно. Все логарифмы мы можем свести к логарифму с определенным основанием. Самые такие популярные логарифмы это логарифмы с 10 и числом е в основании. Для чего? Банально, эти функции есть в калькуляторе. И чтобы вычислить произвольный логарифм, нужно перевести его в натуральный или десятичный логарифмы.
Как это делается. Возьмем произвольный абстрактный логарифм и добавим в него промежуточное преобразование.

А теперь, применим концепцию обратных преобразовании и заменим левый множитель.

В этом случае "промежуточное" число выступает в качестве нового основания всей конструции.

Элегантно и просто!
Послесловие
В данной статье я рассмотрел не все свойства логарифмов, а только те из них которые связаны общей концепцией - концепцией преобразования.
Как вам такое толкование?!
Комментарии (5)
Lazhu
07.02.2025 10:05Чтобы доказать, что крокодил длиннее, чем шире, введем промежуточное понятие "зеленость крокодила". Сначала докажем, что крокодил длиннее, чем зеленее, а затем, что он зеленее, чем шире. Вполне очевидно, что крокодил длиннее, чем зеленее, ведь длинен он и сверху, и снизу, а зелен только сверху. Также очевидно, что крокодил зеленее, чем шире, ведь зелен он и вдоль, и поперек, а широк только поперек. Аналогичным же образом можно доказать и обратное - что крокодил шире, чем зеленее, и зеленее, чем длиннее, ведь широк он и снизу, и сверху, а зелен только сверху, и зелен он и вдоль, и поперек, а длинен только вдоль. Если бы оба изначальных неравенства были нестрогими, мы могли бы предположить, что крокодил квадратен, но так как неравенства строги, вывод можно сделать только один - крокодила не существует.
ch1971
07.02.2025 10:05забыли ещё одно важное свойство - логарифм произведения двух чисел это сумма их логарифмов. ну и про деление соответственно. а вообще очевидные вещи из школьного курса...
Informatik
07.02.2025 10:05За любой сложной формулой прячется какая-то простая идея. Объяснять эти идеи по-человечески затея хорошая. Но статья мало добавляет интуитивного понимания о логарифмах и их свойствах. Тут скорее сведение одних непонятных конструкций к другим. Например чтобы объяснить, что такое логарифм, предварительно дав обозначения, можно просто сказать, что логарифм считает количество раз, которое нужно умножать основание чтобы получить аргумент.
kondobaev Автор
07.02.2025 10:05Добрый день.
Непонятные конструкции - это вроде бы простая абстракция для улучшения восприятия определенных свойств логарифмов. К примеру, Гильберт Стренг в своей Линейной Алгебре ввел 4 абстракции к одной только операции - матричное умножение.
Введенная абстракция - логарифмы как преобразование чисел, рассматриваю ее как декларативный подход в функциональном программировании, механизм преобразования (императивное проявление логарифмов) - возведение в степень. Далее, на основе абстракции вводятся вроде бы уже обычные конструкции для инженера, функционального программиста - обратные преобразования, композиция, декомпозиция.
Цель статьи прийти к пониманию как работает формула преобразование оснований (основываясь на декомпозиции), попутно затрагивая определенное количество других свойства этого математического понятия.
ALogachev
Спасибо за пост... извиняюсь если обижу, но топик живо напомнил фрагмент известной книги...
Фельдфебель начал свертывать цигарку. Швейк между тем разглядывал номер винтовки и вдруг воскликнул:
— Четыре тысячи двести шестьдесят восемь! Такой номер был у одного паровоза в Печках. Этот паровоз стоял на шестнадцатом пути. Его собирались увести на ремонт в депо Лысую-на-Лабе, но не так-то это оказалось просто, господин фельдфебель, потому что у старшего машиниста, которому поручили его туда перегнать, была прескверная память на числа. Тогда начальник дистанции позвал его в свою канцелярию и говорит: "На шестнадцатом пути стоит паровоз номер четыре тысячи двести шестьдесят восемь. Я знаю, у вас плохая память на цифры, а если вам записать номер на бумаге, то вы бумагу эту также потеряете. Если у вас такая плохая память на цифры, послушайте меня повнимательней. Я вам докажу, что очень легко запомнить какой угодно номер. Так слушайте: номер паровоза, который нужно увести в депо в Лысую-на-Лабе,— четыре тысячи двести шестьдесят восемь. Слушайте внимательно. Первая цифра — четыре, вторая — два. Теперь вы уже помните сорок два, то есть дважды два — четыре, это первая цифра, которая, разделенная на два, равняется двум, и рядом получается четыре и два. Теперь не пугайтесь! Сколько будет дважды четыре? Восемь, так ведь? Так запомните, что восьмерка в номере четыре тысячи двести шестьдесят восемь будет по порядку последней. После того как вы запомнили, что первая цифра — четыре, вторая — два, четвертая — восемь, нужно ухитриться и запомнить эту самую шестерку, которая стоит перед восьмеркой, а это очень просто. Первая цифра— четыре, вторая— два. а четыре плюс два — шесть. Теперь вы уже точно знаете, что вторая цифра от конца — шесть; и теперь у вас этот порядок цифр никогда не вылетит из головы. У вас в памяти засел номер четыре тысячи двести шестьдесят восемь. Но вы можете прийти к этому же результату еще проще...
Фельдфебель перестал курить, вытаращил на Швейка глаза и только пролепетал:
— Карре аb! [Снять головной убор! (нем.)]
Швейк продолжал вполне серьезно:
— Тут он начал объяснять более простой способ запоминания номера паровоза четыре тысячи двести шестьдесят восемь. "Восемь без двух — шесть. Теперь вы уже знаете шестьдесят восемь, а шесть минус два — четыре, теперь вы уже знаете четыре и шестьдесят восемь, и если вставить эту двойку, то все это составит четыре — два — шесть — восемь. Не очень трудно сделать это иначе, при помощи умножения и деления. Результат будет тот же самый. Запомните,— сказал начальник дистанции,— что два раза сорок два равняется восьмидесяти четырем. В году двенадцать месяцев. Вычтите теперь двенадцать из восьмидесяти четырех, и останется семьдесят два, вычтите из этого числа еще двенадцать месяцев, останется шестьдесят. Итак, у нас определенная шестерка, а ноль зачеркнем. Теперь уже у нас сорок два, шестьдесят восемь, четыре. Зачеркнем ноль, зачеркнем и четверку сзади, и мы преспокойно опять получили четыре тысячи двести шестьдесят восемь, то есть номер паровоза, который следует отправить в депо в Лысую-на-Лабе. И с помощью деления, как я уже говорил, это также очень легко. Вычисляем коэффициент, согласно таможенному тарифу..." Вам дурно, господин фельдфебель? Если хотите, я начну, например, с "General de charge! Fertig! Hoch an! Feuer!" [Стрельба залпами! (франц.) Готовьсь! На прицел! Пли! (нем.)] Черт подери! Господину капитану не следовало посылать вас на солнце. Побегу за носилками.