С чем у вас ассоциируется Sony? Кто-то обязательно вспомнит про телевизоры Bravia и японское качество. Кому-то игровые консоли Sony с детства подарили немало положительных эмоций. Ну а для меня Sony всегда ассоциировалась с хорошим звуком и брендом Walkman. Начиная с кассетных плееров, популярных в 80-е, и до современных цифровых аудиоплееров — все они были по-своему хороши, воплощая разные эпохи и стили.

У Sony есть немало интересных и уникальных продуктов, которые родились благодаря возможностям потратить средства на эксперименты. Сегодня расскажу как раз про такие девайсы. Это необычная линейка устройств под общим названием Giga Juke — универсальные стереосистемы, заточенные на граббинг CD-дисков и радио, с HDD внутри для хранения музыки.

Немного истории

Логотип Sony Giga Juke, источник
Логотип Sony Giga Juke, источник

На дворе 2008 год. Прошло чуть больше шести месяцев с момента победоносного старта продаж Apple iPhone, который навсегда изменил правила игры в мире смартфонов. Пользователи получили качественное и удобное устройство, ставшее символом высоких технологий и остановившее развитие целого класса гаджетов — портативных плееров. Они не вымерли и не исчезли с прилавков, но стали исключительно нишевым и дорогим продуктом для меломанов.

Цены на жесткие диски в те годы стремительно падали, а емкость перевалила за психологическую отметку в 1 Тб. Маркетологи Sony постарались взять это на вооружение и предложить аудитории гибридный концепт музыкальных центров, совмещающих в себе традиционную аудиосистему и HDD-плеер. Расчет был на то, что любители качественного звука без проблем отдадут приличные деньги ради возможности собрать всю свою музыкальную коллекцию на жестком диске в одном месте.

Были надежды, что новая линейка поможет поддержать на плаву бренд Walkman, популярность которого неуклонно снижалась. Так что Giga Juke должны были уметь работать с портативными плеерами, которые были тогда актуальны:

  • Серия A (NWZ-A815 / A816 / A818 NWZ-A726 / A728 / A729 / A826 / A828 / A829 / A826K / A828K / A829K)

  • Серия B (NWD-B103 / B103F / B105 / B105F)

  • Серия Е (NWZ-E435F / E436F / E438F)

  • Серия S (NWZ-S636F / S638F / S639F / S636FK NWZ-S736F / S738F / S739F / S515 / S516 / S615F / S616F / S618F / S715F / S716F / S718F)

  • Серия W (NWZ-W202)

  • Серия X (NWZ-X1050 / X1060)

У них был фирменный 22-контактный разъем WM-PORT, расположенным в нижней части плеера. Он использовался для зарядки, передачи данных и обновления встроенного программного обеспечения. Но самое главное — позволял напрямую реализовать вывод звука на внешнюю акустику:

WM-порт, источник
WM-порт, источник

Все музыкальные центры семейства Giga Juke получили поддержку этого разъема. Отдельной фишкой заявлялась высокая скорость обмена данными с плеером — это позволяло легко скопировать понравившиеся треки на HDD и обратно.

Встречайте, NAS-E300HD

Это чудо появилось у меня по чистой случайности. Бродя по воскресной барахолке, я увидел любопытный блок проигрывателя со скошенным на 50 градусов ЖК-экранчиком:

Герой моего рассказа — Sony Giga Juke NAS-E300HD
Герой моего рассказа — Sony Giga Juke NAS-E300HD

Девайс на тот момент выглядел плохо — заляпанный, грязный, словом бррррр. Но при этом бодро включился и даже запустил играть тестовые треки с HDD. Повидавшие виды колонки тем не менее зазвучали без малейшего намека на хрипоту или искажения. Слегка поторговавшись с продавцом, сошлись на сумме около 3 тысяч рублей, и музыкальный центр отправился в багажник автомобиля.

Первым делом я очистил его от вековых отложений пыли и грязи. Там, где мог дотянуться, работал кисточкой и продувал сжатым воздухом из баллончика. Чтобы добраться до труднодоступных мест, корпус пришлось частично разобрать.

И так было примерно везде внутри
И так было примерно везде внутри

Чтобы получить доступ к HDD, придется сильно постараться. Благо большинство винтиков одинаковые и откручиваются обычной крестовой отверткой. Пожалуй, самым большим страхом было повредить шлейфы между блоками: есть подозрение, что найти замену было бы нелегко.

Особенности накопителя

Несмотря на то, что емкость в 80 Гб была вполне приличной, сама прошивка устройства накладывает определенные ограничения. Поддерживается лишь FAT16/FAT32, никакого NTFS. Причем это касается не только самого HDD, но и подключаемых флешек. В те годы емкости твердотельных накопителей были невелики, так что даже 32 Гб кажется прошивке чем-то сверхъестественным:

Вставлена флешка 32 Гб от Kingston, отформатированная в FAT32
Вставлена флешка 32 Гб от Kingston, отформатированная в FAT32

В сокровенных мечтах маркетологов пользователи должны были покупать исключительно накопители Sony линейки Microvault, совместимость с которыми якобы гарантирована. Вот только в этой серии на момент выхода NAS-E300HD не выпускалось ни одной фирменной флешки с емкостью выше 16 Гб (модель USM16GLX). Так что о подключении внешнего HDD с коллекцией можно сразу забыть. Если разбить его на разделы по 16 Гб, то устройство прочитает только первый, а остальные проигнорирует.

Количество треков на встроенном HDD строго ограничено. Поддерживается до восьми уровней вложенности директорий. Их должно быть не более 1 000, а файлов — максимум 10 000. Если грубо прикинуть, то без этих ограничений можно было бы скопировать на такой жесткий диск почти 21 845 треков в формате MP3, сжатых до 128 kbps. Становится ясно, что упереться в лимиты очень даже легко.

Поддерживаются исключительно Lossy-форматы:

  • MP3 (.mp3)

  • WMA (.wma)

  • AAC (.m4a / .mp4)

И на этом все. Это потом Sony начнет понемногу внедрять Lossless, вроде FLAC. На некоторых устройствах это даже было недокументированной функцией. Закидываешь любой MP3-файл в директорию с FLAC, запускаешь воспроизведение MP3 и кнопками Next/Previous включаешь остальные треки. Тут же ничего подобного не было и в помине.

Особое разочарование это доставило меломанам, которые хотели воспользоваться функцией оцифровки своих обычных компакт-дисков. Она работала замечательно, но вот битрейт составлял лишь те же самые жалкие 128 kbps. Казалось бы, поднимите его до 320 kbps и недовольных резко стало бы меньше. Могу лишь предположить, что это намеренно сделано ради исключения обвинений в пиратстве. Создать резервную копию в худшем качестве было предпочтительнее, чем позволить сохранить трек почти неизменным.

Онлайн-сервис в офлайне

Признаюсь вам, название модели вначале ввело меня в заблуждение. Ну привык я аббревиатуру NAS читать как Network-attached storage. Обольщаться не стоит — сетевые функции у Giga Juke получила флагманская модель NAS-SC500PK, а не моя. Но при этом была заявлена интересная возможность — обновление данных о музыкальных треках через интернет. Как так-то?

Флоппи-нет на новый лад, источник
Флоппи-нет на новый лад, источник

Предполагалось, что вы вначале экспортируете список существующих треков на флешку. С компьютера ее открываете и подсовываете сформированный файл export.dat специальной софтине, которая связывается с серверами Gracenote. Та в ответ отдает метаданные каждого трека, а на компьютере готовится файл, который заливается на флешку. Останется лишь подключить последнюю к устройству и выбрать функцию импорта. В итоге на жесткий диск к каждому треку будут добавлены дополнительные метаданные.

Сейчас подобный способ кажется чем-то запредельно неправильным. И, разумеется, воспользоваться им в современных условиях уже невозможно. Экспорт списка устройство успешно выполняет, но вот найти тот самый софт с Title Update Software (titleupdate.exe) у меня не получилось. Если вдруг у кого-то завалялась копия, буду признателен, если оставите ссылочку в комментариях.

Что в итоге

Уверен, многие из вас скажут, что устройство устарело, это древний артефакт давно погибшей цивилизации. Но несмотря на все недостатки, оно обладает значительным плюсом, перевешивающим все остальное. Звук у этой аудиосистемы прекрасный и способен удивить своей глубиной и четкостью. Если сейчас поехать в ближайший магазин техники, за такую цену я смогу купить только пластиковые пищалки, гордо именуемые мультимедийными колонками. И да, в них не будет даже доли тех возможностей, которые есть у Giga Juke.

Еще я не упомянул, что в этой стереосистеме отличный тюнер, который умеет принимать как обычное FM-радио, так и DAB (Digital Audio Broadcasting). Проблема в том, что радиовещание в цифровом формате есть не во всех странах. Поэтому проверить работу этой функции мне не удалось. А повсеместное распространение стриминговых сервисов, предлагающих за небольшие деньги доступ к миллионам треков, сильно ударило по традиционному радиовещанию.

Доставшаяся мне модель даже сейчас на eBay обойдется в 250 $, что в целом оправдано именно ее хорошим звуком. Ну а добавить этому прекрасному девайсу мультимедийных возможностей поможет Raspberry Pi. Подключив его к аудиовходу Sony и установив на карту памяти дистрибутив piCorePlayer, мне удалось получить музыкальный центр, который связан с домашним сетевым хранилищем и управляется прямо с веб-страницы локального сервера.

В планах установить на малинку дополнительный DAC вроде HiFiBerry и прикрутить дисплей для отображения обложек альбомов и данных по текущему проигрываемому треку. Кулер охлаждения за годы эксплуатации стал шуметь и будет заменен на аналогичный от Noctua. Если будет интересно, потом расскажу, что из этого получилось.

А вам случалось пользоваться таким девайсом? Рассказывайте, все почитаю!

Комментарии (20)


  1. CitizenOfDreams
    11.02.2025 15:37

    универсальные стереосистемы, заточенные на граббинг CD-дисков

    И это та же самая Sony, которая заражала свои аудиодиски руткитом, чтобы их не копировали?

    Особое разочарование это доставило меломанам, которые хотели воспользоваться функцией оцифровки своих обычных компакт-дисков. Она работала замечательно, но вот битрейт составлял лишь те же самые жалкие 128 kbps.

    А, тогда понятно.


    1. nafikovr
      11.02.2025 15:37

      У сони была очень интересная политика по "граббингу" позволяющая делать копии для персонального использования. Например на Walkman (как минимум на MD) софт не позволял скачать трек записанный в режиме реального времени (с цифрового или аналогового входа), хотя видит его со всеми метаданными. При этом закинутый с компа трек скачать можно (подразумевается что он в оригинале у вас есть).


  1. tuxi
    11.02.2025 15:37

    Вот еще был относительно классный звук, а потом уже все весьма посредственное было у Соньки в этом сегменте


    1. tandzan
      11.02.2025 15:37

      Я вот был очень удивлен, когда разобрал колонки от Sony, 4-полосные, с 5 динамиками каждые, и кроссовер состоял всего из двух электролитов, припаянных сзади динамиков.


      1. YegorP
        11.02.2025 15:37

        Встречал мысль, что колонки обычно хорошие у компаний, которые занимаются только колонками.


      1. zatim
        11.02.2025 15:37

        Электролиты - это, конечно, моветон, но вообще говоря, для грубой фильтрации большего и не нужно. На ВЧ кондюк поменьше, чтобы резал НЧ и часть СЧ, чисто чтобы не убить ВЧ динамик лишней мощностью. На СЧ кондюк побольше, чтобы резал только НЧ, чтобы не убить СЧ динамик большими колебаниями диффузора, а ВЧ он сам обрежет своей конструкцией. И если еще поиграться с сопротивлениями динамиков, можно выкинуть и гасящие резисторы. А если применить мех. демпфирование, можно отказаться и от демпфирующих цепочек.


    1. adante
      11.02.2025 15:37

      Это на уровне «а раньше трава была зеленее». Никаких объективных показателей подтверждающих какой-то особый звук всего этого древнего хай-фая нет. (Особенно с кассетами или минидисками, которые изначально хуже CD)

      Разве что электростаты интересные.


      1. tuxi
        11.02.2025 15:37

        Объективных нет (не знаю, не проверял), субъективные есть. У меня была эта скала. Комплект без минидиска, но с СД. Колонки там кстати ппц какие тяжелые на фоне их габаритов.


  1. drinkius
    11.02.2025 15:37

    Если сейчас поехать в ближайший магазин техники, за такую цену я смогу купить только пластиковые пищалки, гордо именуемые мультимедийными колонками

    Вообще современные технологии скакнули сильно вперёд, я когда впервые услышал звук из малюсенького Apple HomePod mini - был в шоке с количества басов. Остаётся вопрос цены, но в целом с развитием технологий колонки шагают сильно вперёд, просто надо искать

    Кстати на авито такой комплект сони продают за 110к, так что чтобы урвать подобное дёшево - надо ещё немного везения)


    1. NetBUG
      11.02.2025 15:37

      А если посмотреть на масс маркет от Самсунга (он же JBL)...


      1. gavrilovegor519
        11.02.2025 15:37

        Harman/Kardon вроде тоже давно при Самсунге.


  1. AVKinc
    11.02.2025 15:37

    Если уж и вспоминать телевизоры Сони то мы вспомним легендарный Тринитрон, что это за Бравия я вообще не знаю ))))))))))))


    1. tuxi
      11.02.2025 15:37

      1987..1988, точно работал до 2021 года, потом был продан )))


  1. NetBUG
    11.02.2025 15:37

    Боже, дорогущая нишевая штука ценой в полтора топовых компьютера с отличной звуковой картой.

    Очень классно, что вы нашли этот действительно малоизвестный девайс, но давайте честно, кто мог и был готов себе позволить это в момент актуальности на рынке? Это даже не MD -плееры, это адовая проприетарщина в эпоху, когда у людей свои коллекции перевалили за 100-150 Гб


    1. gavrilovegor519
      11.02.2025 15:37

      Тогда даже на PSX (та консоль, в которой впервые добавили XMB-интерфейс, и которая была DVR с поддержкой игр от PlayStation 2, а не наоборот, и продавалось это всё только в Японии) был вполне себе большой ЖД, которая использовалось и как место для больших сохранений в играх, например, и как место, где хранились все записи телепередач, но там ещё можно было как раз вроде рипать музыку с CD, и даже рипать видосы с сониевских камкодеров через FireWire. А потом с ЖД можно было скинуть весь этот контент прям на DVD.

      Мало того - была даже интеграция с ранними японскими PSP, тоже через FireWire вроде, и через него можно было вроде как сохранять на него весь мультимедия-контент, в том числе и телепередачи, чтобы их смотреть по дороге.


  1. Timick
    11.02.2025 15:37

    В те времена были популярны стерео системы с док станцией для iPod. Можно было обнаружить эти станции даже в будильниках. Так что попытка Сони запрыгнуть на этот поезд со своим Walkman вполне понятна. Другое дело ограничение в объеме накопителя в 16 Гб очень странно. В том же iPod он мог достигать 80 Гб.


  1. itwarwar
    11.02.2025 15:37

    У меня Сонька с аудио ассоциируется с Императором и Волкманом, хотя и та и та игрушки. Одна стационарная, другая мобильная. Один стоял в 90-е в магазе по сумасшедшей цене, другой был тоже не дешев.
    Но лучший был на тот момент Sony Liberty LBT D709


  1. Zara6502
    11.02.2025 15:37

    возможно, повторюсь - возможно, у кого-то сони и ассоциируется с качеством, но лично для меня это качество осталось в 80-90-х, техника от сони была всегда адово дорогой и всегда и каким-то своим проприетарным прибабахом. Чтобы намеренно хотеть купить сони, это нужно быть именно их фанатом.

    для меня сони всегда был и остается чем-то сам в себе, как и эпл, делают что-то для кого-то, для людей для массового рынка я что-то и не припомню у них продукции. Из личного - хорошие видеомагнитофоны и музыкальные центры. Walkman себе позволить могли единицы, так что запомнить его и восхищаться им эти единицы и могут.

    даже описание и ограничения этого девайса из статьи четко доказывают мою правоту насчет политики сони - ограничения, невозможность, несовместимость и т.д. Сонька - это современное яблоко.


    1. agmalole
      11.02.2025 15:37

      Пожалуй соглашусь - у соньки было много проприетарных вещей (и разъёмы и карты памяти) . И в телефонах они себя ведут так же - у самурая свой путь)). И ценник был и есть конский. Но в эпоху 80-90 они были не последние на рынке хай фай. У меня есть их Сд серии es - прям интересный аппарат и по звуку и по исполнению. Но деку я купил teac), хотя таже серия es тоже крута


  1. phlykov
    11.02.2025 15:37

    Винтаж – это CFS-88, например. А это новодел новодельный.

    И вообще, "винтаж" – это сбор винограда. Какое отношение он имеет к электронике, непонятно.