Я — автовладелец. У меня китаец, Chery Tiggo 4Pro Ultra Max Edition 256 GB. Если вынести за скобки проблемы с ЛКП, хорошая машина. И начинки в ней электронной много, которая делает жизнь водителя комфортнее. Казалось бы, чего тебе ещё надо, собака? ©.
А надо мне, чтобы ПО в этой машине тоже было хорошим. А не сырым и глючным, вызывающим желанием самому скачать дамп прошивки, выполнить реверс‑инжиниринг и допилить там всё, если удастся разобраться в логике китайских программистов. Но для таких действий нужно хорошо разбираться в работе всех систем автомобиля. Поэтому вмешательство возможно, но результат будет больше косметическим, чем реально заметным.
Слабое ПО — это серьёзная проблема: многие кнопки стали сенсорными, и глюки в софте приводит к невозможности полноценно управлять автомобилем. Если зависнет музыка — это можно пережить. А если кнопки переключения режима езды перестанут отзываться, климат‑ или круиз‑контроль заглючит на трассе? Да, это всё ещё некритично, но уже неприятнее.
И это проблема не только китайского автопрома. Многие компании замечены в небрежном отношением к автомобильному софту. Например, не так давно Ford заявил, что закрывает программу по разработке электрической архитектуры следующего поколения электромобилей и машин с ДВС, и объединяет свой проект FNV4) с уже существующей архитектурой FNV3.
Это подтверждает опасения о том, что разработка электрической архитектуры нового поколения — «мозга» современных автомобилей — идёт не по плану, а обещанные функции могут быть не реализованы. Ситуация типична для традиционных автогигантов, пытающихся создать по‑настоящему «программно‑определяемые автомобили» (SDV). И чем больше они вкладывают — миллиарды долларов и годы работы — тем очевиднее становится: задача сложнее, чем всем казалось.
Что такое программно-определяемый автомобиль
Обычно в автомобилях электроника не играет доминирующей роли. Tesla изменила правила игры с выходом Model S в 2012 году. До этого автомобили использовали десятки разрозненных электронных блоков управления (ECU) с софтом от поставщиков — один компьютер отвечал за климат‑контроль, другой за фары, третий за мультимедиа. Эти системы связывались через шину CAN с ограниченной пропускной способностью. Любые обновления требовали визита в сервис и проводились только в критических случаях — из‑за дороговизны и рисков. Варианты с гаражными умельцами тоже были, но тут у всех разный опыт.
Tesla отказалась от этого подхода. Model S изначально проектировалась с централизованным компьютером, минимумом ECU и возможностью масштабных обновлений «по воздуху». Это не только сократило количество и длину проводов в отдельно взятой машине, а также стоимость производства, но и позволило исправлять ошибки дистанционно. Например, когда Model 3 провалила тесты торможения из‑за некорректной калибровки ABS, Tesla выпустила патч за несколько дней. А раньше на подобные исправления уходили месяцы.

Но у этой гибкости явно видна обратная сторона: автопроизводители стали чаще выпускать «сырые» версии ПО, рассчитывая исправить баги позже. Ну, как в играх для приставок, когда поджимаемые жёсткими сроками разработчики выкатывают сырой неиграбельный билд, а потом год‑два закрывают все баги патчами. Гейеры плюются, но пытаются играть.
Получается, мы рискуем купить автомобиль с недоработанными системами управления узлами и агрегатами просто потому, что автопрому проще выпустить привлекательное с маркетинговой точки зрения ПО, а потом дотюнивать его, опираясь на жалобы автовладельцев. Своего рода подопытных, которые за свои деньги рискуют жизнью, помогая автогигантам разиваться. Нехорошая тенденция (но вы можете обоснованно упрекнуть меня в чрезмерном нагнетании, если что).
Провальные запуски и крупные убытки
Попытки автобрендов повторить успех Tesla пока не впечатляют.
General Motors внедрила платформу Vehicle Intelligence Platform (VIP), сочетающую CAN‑шину и Ethernet для более быстрой передачи данных. Это позволило добавить Super Cruise и OTA‑обновления, но софт сломал запуск Hummer EV, Cadillac Lyriq и Chevrolet Blazer EV. Водители сталкивались с зависаниями экранов, отказами зарядки и даже случаями, когда машины полностью ломались, как произошло с тестовым Blazer EV 2024 года выпуска.

Volvo гордится EX90 и EX30 как своими первыми настоящими SDV с централизованной вычислительной архитектурой. Однако их релиз откладывался несколько раз, а после начала продаж владельцы жаловались на многочисленные баги и отсутствие обещанных функций.
Желающая попасть в трендовую волну компания VW создала дочернюю организацию Cariad, вложила в нее миллиарды, но ничего не добилась и сорвала все сроки. После нескольких реорганизаций концерн теперь вынужден заказывать софт у Mobileye, китайских партнеров и даже Rivian — последний поможет разработать «зональную архитектуру» (новый стандарт разводки электроники в SDV).

Ford FNV4 должен был стать основой для нового электрического SUV, но проект закрыли из‑за неготовности ПО. Теперь отдельные наработки переносят в текущую платформу FNV3.
И только те истории, которые на слуху. По факту их больше.
Почему здесь всё так сложно
Причина 1: консервативная культура против agile‑разработки. Автопроизводители десятилетиями работали по принципу «софт должен быть идеален перед запуском», меняя прошивку раз в полгода. Теперь им нужно перестроиться на циклы постоянных обновлений, сохраняя при этом желаемый уровень безопасности. Это очень трудно, правда. Ну так и ресурсов у автогигантов должно быть достаточно.
Причина 2: EV и ДВС в одной архитектуре. Из‑за медленных продаж электромобилей SDV‑платформы вынуждены поддерживать и традиционные авто. Но у машин с ДВС нет мощной батареи для фоновых обновлений — их 12-вольтовая система быстро разрядится, если электроника начнёт закачивать большой апдейт.
Причина 3: проблемы с безопасностью и интерфейсом. Чем больше функций переносится в сенсорные экраны, тем больше жалоб на неудобство. Ведь согласитесь, гораздо удобнее и понятнее рукой выкрутить громкость звука, переключить режим езды или поднять руль, чем искать кнопку управления, скрытую в недрах электронного ГУ. А решения вроде отказа GM от Apple CarPlay вызывают обоснованное недовольство пользователей.
Кто сейчас на коне
Лидеры — те, кто изначально проектировал автомобили как SDV: Tesla, Rivian и китайские бренды вроде Nio и XPeng.
Среди традиционных автопроизводителей ближе всех к успеху GM, BMW и Mercedes. Но даже их решения пока далеки от идеала. Японские и корейские компании (Toyota, Honda, Hyundai) отстают на поколение, а их обещания «революции с ИИ» звучат скорее как попытка поддержать репутацию, чем реальное намерение догнать уходящий поезд.
Я допускаю, что переход к SDV неизбежен, но пока всё это смотрится неприглядно. Tesla доказала, что SDV — это возможно. Китайские бренды показали, что подход можно масштабировать. Теперь очередь за традиционными автогигантами — смогут ли они превратиться из производителей железа в IT‑компании? Пока что их попытки скорее разочаровывают, а водители расплачиваются за эксперименты недоделанным софтом и бесконечными обновлениями. И мне от этого больно.
Комментарии (31)
nv13
22.05.2025 10:34У меня с приятелем гарминовские эхолоты с навигацией, картой и тепе без сенсорных экранов Раньше я был сторонником кнопок, да и сейчас некоторые кнопки в авто меня радуют, а менюшки в машине зятя иногда раздражают. Тем не менее, сейчас я смотрю на эхолоты с сенсорными функциями, потому что оказалось, что самая важная функциональность от сенсоров существенно выигрывает.
По мне, так то что сейчас происходит - это сближение пользовательского опыта и новых технологий - меняются как производители, так и потребители, ну а проблемы неизбежны
Viacheslav01
22.05.2025 10:34А от попадания брызг на сенсорный экран плохо с управлением не станет? Телефону точно становится.
nv13
22.05.2025 10:34Вот казалось бы увесистый аргумент, но он для телефона, потому что эхолот при таком волнении уже не очень нужен. Про такой новый ux я и говорю. Я сам всегда так считал, если что
akod67
22.05.2025 10:34Ну на эхолоте UX всё таки другой. Тыркнуть в сайдскан, увеличить, рассмотреть. На дороге же смотреть в экран просто опасно, требуюется управление в слепую.
nv13
22.05.2025 10:34Всё так, но я же раньше искрене считал, что кнопки -лучше, а сенсор на лодке вреден. Ну и потом - на румпеле или тряске оказалось легче тыкать большую кнопку на экране, чем одну из кнопок на панели. На авто другие особенности - я к каравто долго привыкал, допустим, теперь норм. На ауди джойстики и менюшки за десяток случайных поездок так и не освоил. И кнопками и крутилками включать режимы мне пока удобнее. Правда и жена легко громкость убавляет - точно косяк производителя))
JBFW
22.05.2025 10:34Интеграция - зло.
Вместо независимого от "магнитолы" ECU управления двигателем - какая-то интегрированная хрень.
Вот погодите, начнут хакеры вирусы запускать в прошивку, чтобы тачка посреди трассы на скорости 140 вдруг тормоза включала и коробку на паркинг переводила. Чисто поржать.
Или вирус-вымогатель, "заплати деняк или ездий 5 км/ч" )
Или просто "в вашем регионе двигаться быстрее 10 км/ч запрещено санкциями"
DMGarikk
22.05.2025 10:34До этого автомобили использовали десятки разрозненных электронных блоков управления (ECU) с софтом от поставщиков — один компьютер отвечал за климат‑контроль, другой за фары, третий за мультимедиа. Эти системы связывались через шину CAN с ограниченной пропускной способностью. Любые обновления требовали визита в сервис и проводились только в критических случаях — из‑за дороговизны и рисков. Варианты с гаражными умельцами тоже были, но тут у всех разный опыт.
как показывает практика, было очень неплохо, автомобиль отлично работает при отсутствии практически всех блоков...нужны только буквально двигательный ECU и коробочный TCM..даже зачастую "блок комфорта" BCM нафиг не нужен, также как всякие ABS/ESP и прочее прочее..и приборка вместе с ними
а теперь если выйдет из строя эта супер-мега голова рулящая автомобилем...он моментально превращается в тыкву целиком
KEugene
22.05.2025 10:34И не забывайте, что для работы с этой головой подойдут только детали от производителя, что снимет вопрос "аналогов" в разы дешевле. Да и ремонтом смогут заниматься только официалы ибо окажется, что чтобы хоть что-то сделать надо ввести код лицензии.
strelkove
22.05.2025 10:34До этого автомобили использовали десятки разрозненных электронных блоков управления (ECU) с софтом от поставщиков — один компьютер отвечал за климат‑контроль, другой за фары, третий за мультимедиа. Эти системы связывались через шину CAN с ограниченной пропускной способностью
Так вот кто изобрёл микросервисную архитектуру
AlexeyK77
22.05.2025 10:34Да это же переход от микросервисной архитектуры обратно к монолиту!
"До этого автомобили использовали десятки разрозненных электронных блоков управления (ECU) с софтом от поставщиков — один компьютер отвечал за климат‑контроль, другой за фары, третий за мультимедиа. Эти системы связывались через шину CAN с ограниченной пропускной способностью. " + "Tesla отказалась от этого подхода. Model S изначально проектировалась с централизованным компьютером, минимумом ECU "
Soorin
22.05.2025 10:34А вот страшная история, как штатная магнитола мешала людям ездить, чуть не доведя до беды.
Известная марка, скооперировавшись с другой известной маркой, начала внедрять технологии конкурентов, и салонное оборудование попало в оптимизацию в первую очередь. Результаты не заставили себя ждать: как только наступила осень, в одной модели автомобиля стала проявляться неисправность: при повороте руля магнитола быстро выкручивала громкость на максимум, и убрать громкость не удавалось (а выключить сразу не все догадывались). Это происходило неожиданно, обычно - при перестроении на скорости. Разумеется, в сервисе неисправность не проявлялась.
Проведённое производителем расследование выявило проблему: "земля" на кнопки регулировки магнитолы на руле была взята... прямо на руле. И контакт рулевого вала с кузовом автомобиля начинал пропадать, напряжение на управление громкостью - хаотично расти. А вот управление круиз-контролем на руле - не глючило, так как делали его двигателисты основного бренда - и они протянули себе нормальную "землю".
Сенсорные панели, говорите вы?
Soorin
22.05.2025 10:34А вот и продолжение темы автомобилей, построенных вокруг планшета: сегодня автодилер одной китайской марки заявил, что ввезенным «всерую» автомобилям бренда могут дистанционно заблокировать экраны и всю мультимедийную систему. Так эти авто станут непригодными для использования, потому что все управление ими находится в меню мультимедиа.
Браво.
MaxMxMz
22.05.2025 10:34У сенсорной панели есть 1 важный минус. На нее нужно смотреть и спозиционировать руку. Если вы едете по автостраде то ничего страшного, ну отвлечетесь от дороги.... подумаешь. А вот если ехать по плохим дорогам и ночью - это проблема. Гораздо проще выучить положение кнопок и их тактильные отличия (метки ), после чего на их нажатие зрительное внимание не требуется
True_Login
22.05.2025 10:34Нравится мне пассаж: Тесла, которая смогла. И это, кстати, та же тесла, которая превратилась в кирпич потому, что умерла флешка, которая хранила настройки пользователя. Т.к. других органов управления у повозки из будущего нет, машина на эвакуаторе ехала в сервис. Когда об этом прочитал, то вспомнил как у меня помирал аккумулятор. Вставил ключ, а радио не играет, дисплей не показывает ничего. А как только машина заведется, то сразу все включается и играет. И тогда приходит осознание, что все в этой машине продумано для "ехать"
Ilusha
22.05.2025 10:34А разве кто-то говорил, что Тесла идеальна?
Современный автомобиль нужен не только для того, чтобы ехать, но ещё и получать удовольствие.
almaz1c
22.05.2025 10:34У меня китаец, Chery Tiggo 4Pro
Если вынести за скобки проблемы с ЛКП
А не сырым и глючным
хорошая машина
Хорошая машина, хорошая.
И это проблема не только китайского автопрома
ближе всех к успеху GM, BMW и Mercedes. Но даже их решения пока далеки от идеала.
Владелец "китайца" рассказывает, что BMW далек от идеала.
DMGarikk
22.05.2025 10:34Владелец "китайца" рассказывает, что BMW далек от идеала.
ну да, ведь БМВ это икона качества же да? куда их сравнивать с "китайцами"...забудем перегретые двигатели и коксующиеся маслоканалы, жуткая сложность электрики где все вокруг прошито друг под друга чтобы "нелегалы не обслуживали"... проблемы с форсунками коих десятки ревизий и ремонт старых авто выливается в адский квест...изза чего 10 летняя БМВ стоит дешевле не сильно древнего китайца..потому что ремонт "охренеть какой качественной машины" выливается в просто адовую стоимость
p.s. честно говоря, несмотря на это, я купил бы себе БМВ... но не ориентируясь на его качество и гениальные решения, мне просто они нравятся.
almaz1c
22.05.2025 10:34перегретые двигатели, коксующиеся маслоканалы, жуткая сложность электрики, проблемы с форсунками... 10 летняя БМВ
Не могу ни подтвердить ни опровергнуть. Покупал новенькую. Эксплуатирую 5 лет. Полет нормальный. Могу лишь предположить, что не стоит крутить бублики на парковке, не стоит наваливать боком и не стоит покупать 10-летние автомобили (независимо от марки авто).
И ваше мнение, конечно же важно, но покупатели голосуют деньгами:
Автомобили BMW, Hyundai и Volkswagen стали самыми популярными в России при покупке по каналам альтернативного импорта. В списке брендов, лидирующих по количеству регистраций, на первом месте находится BMW. В топ-5 брендов по итогам февральских данных также попали Mercedes и Audi.
Несмотря на все риски и недостатки параллельного импорта везут почему-то БМВ.
Wolframium13
22.05.2025 10:34не стоит крутить бублики на парковке, не стоит наваливать боком
Тогда зачем покупать БМВ...
DMGarikk
22.05.2025 10:34Несмотря на все риски и недостатки параллельного импорта везут почему-то БМВ.
потому что это марка с историей, по этому люди упорно покупают всякие X5 первых годов выпуска, семерки начала нулевых и т.п. не смотря на то что это просто черная дыра для денег.
про голосуют деньгами, я даже сам упомянул что купил бы БМВ если бы у меня на него деньги были...но это совершенно никак не пересекается с качеством и ремонтопригодностью авто. я с 20+ летним американцем уже дзен познал что такое "качественное" авто...и немцеы с "литр на сто норма" и "три замены ДСП по гарантии это качественное авто"...это про VAG все конечно... но народ покупает их тоннами тоже
almaz1c
22.05.2025 10:34если бы у меня на него деньги были
Вот. Это ключевое. И да, у меня тоже нет денег на автомобиль, в котором бы я бы хотел поездил.
А все эти фан-клубы 20-летних авто: "вот раньше делали машины с движками-миллионниками"... Все рассказы чангановодов про "БМВ и мерседес далеки от идеала" как у автора статьи... Это все защитная реакция человека, призванная обеспечить психологический комфорт в условиях расхождения желаний и возможностей.
DMGarikk
22.05.2025 10:34А все эти фан-клубы 20-летних авто: "вот раньше делали машины с движками-миллионниками".
ну я вот могу подписаться, у меня крайслер, я на нем проехал 400ткм сам лично...до стука в двигателе (и до меня он наверное проехал тысяч 150)
смотря на другие современные авто, это охренеть какой качественный автомобиль... и это американец который в моем представлении как жигули по качеству (среди иномарок конечно)
у меня волосы на голове шевелятся когда у бмв капиталят движки на 200тысячах и считают что это прям норм ресурс...вон смотрел серию у Ильдара про БМВ которую они там чинили адское количество времени...там пробег то какойто смешной был..но двигатель там был прям в хлам укатан..всмысле изношен..не убит, именно изношен
Это все защитная реакция человека, призванная обеспечить психологический комфорт в условиях расхождения желаний и возможностей.
ну объективно, качество авто действительно стало хуже последние лет 20
а Китайцы за меньшую цену дают тоже самое (помню своё рукалицо от ручной регулировки сидений в бмв и мерсе ешке)
almaz1c
22.05.2025 10:34Автор статьи:
У меня китаец, Chery Tiggo 4Pro
Если вынести за скобки проблемы с ЛКП
А не сырым и глючным
В комментариях:
я купил бы себе БМВ
а Китайцы за меньшую цену дают тоже самое
Дурка плачет
DMGarikk
22.05.2025 10:34Дурка по мне давно плачет, я 12 лет на авто проехал которому на момент покупки было 10 лет
по этому можете не сомневаться в моих психических способностях
вы не учитываете классы авто еще
для Tiggo4Pro аналог у БМВ кто может быть, X1? при этом это совершенно разные маркетинговые ниши
БМВ будет стоить 4,5млн, а черри 2 млн
при этом БМВ в базе будет запросто ХУЖЕ по комплектации чем топовая черри...внезапно да? даже топовая БМВ без доп опций может быть хуже.
разница между ними в том что "этож БЭЭмВЭ" (с придыханием), а черри - какойто дешевый китаец тигго4промаксуперультра32гигабайтассд
вы вот не сможете перечислить чем плохи современные китайцы относительно БМВ, кроме доступности запчастей и потенциальными проблемами с обслуживанием после 5-10 лет эксплуатации некоторых марок, у бмв проблемы с обслуживанием будут всегда после 5-10 лет но не из-за доступности запчастей а из-за их ценников и что сервисы будут ломить цены x2 просто за то что у вас есть бабки на БМВ...а ломаются они судя по форумам их владельцев только так и сразу на дорого
abutorin
Что же там за апдейт должен быть такой. Обычному телефону под силу скачать обновление на батарее, а автомобиль не сможет?
DMGarikk
вот да, а при заведенном ДВС, хоть террабайтами обкачайся..
Alex_v99
А потом в процессе напряженного обгона автомобиль уйдет на перезагрузку и обновление...