
Начало XX века — эпоха повальной электрификации. Электричество встраивали буквально во всё, что только можно: массажёры, чесалки, мухобойки и даже грелки для ушей. Изобретатели наперебой пытались создать что-нибудь по-настоящему полезное, неожиданное — или хотя бы просто эффектное. И вот кому-то приходит в голову идея: а не оснастить ли электромотором… ластик?
К ластику?! Казалось бы, зачем?! Неужели руками уже совсем стирать разучились? Но, как ни странно, у этой штуковины нашлись поклонники. Причём не среди ленивцев, а среди архитекторов, чертёжников, иллюстраторов и других профи, для которых точность и скорость в работе — не пустой звук.
Разбираемся, как появился электроластик и почему он не такая уж дикая идея.
Зачем вообще нужен электроластик
Если вы когда-нибудь чертили в школе или университете, то, скорее всего, знаете это чувство. Основные линии — потолще, выносные — потоньше, подписи мелкие, как муравьи. И вот нужно стереть одну крошечную надпись, не зацепив соседнюю линию. Получалось? Ну такое. Особенно если бумага уже уставшая, а ластик — не первой свежести.
Для автора статьи (впрочем, его координация — вообще не повод для гордости) это было отдельное испытание. И, надо сказать, чертёжники сто лет назад мучились с тем же. Герман Луковски, подавший патент в 1935 году на «аппарат для стирания», писал:
«Ручные ластики неудобны и покрывают большую площадь, чем требуется».
Это особенно раздражало, когда дело касалось чернил. Ведь раньше многие чертежи делались тушью — такой рисунок не смажется, не выцветет, его можно подшить в архив хоть на десятилетия. И, конечно, стирать его обычным ластиком — задача уровня «попробуй не порви бумагу».

Как же быть с такой проблемой, когда рисовал чернилами, и ошибся? Обычным ластиком тут не обойтись, возни будет намного больше.
Вот что рекомендовали Роско К. Слоан и Джон М. Монц в своей книге 1930 года «Элементы топографического черчения» для стирания чернил с карт гражданского строительства:
Гладким острым ножом соскребите чернила с бумаги. Контролируйте прижим так, чтобы не повредить поверхность.
Для надежности подложите под чертеж гладкую твердую поверхность — так вы исключите вероятность проткнуть бумагу.
Когда основная часть чернил будет удалена, используйте карандашный ластик для удаления остатков.
Никаких корректоров — только канцелярский нож, только хардкор! В общем, стирание — занятие не для слабонервных. Требуется такая же аккуратность, как и при выведении идеальной карандашной линии одинаковой толщины, где важно чётко контролировать силу нажима.

А теперь представьте: появляется устройство, которое экономит вам и время, и нервы. Вместо нескольких минут кропотливой возни с выгнутой в неудобной позе спиной, вы удаляете ненужные линии за считанные секунды — без зацепа соседних элементов и без грязных разводов по всему листу.
От хлебного мякиша до резинки: как появился обычный ластик
Прежде чем перейти к электрическому ластику, стоит вспомнить, с чего вообще всё началось — и почему даже обычный ручной ластик в своё время казался настоящим спасением.
В XVIII веке ошибку на чертеже исправить было ещё тем квестом. В ход шёл… хлеб. Серьёзно: художники и чертёжники использовали хлебный мякиш или панировочные сухари, чтобы стирать карандаш. Это было неудобно, неаккуратно и, как писал художник Джон Рёскин, «пустая трата отличного продукта».

И вот тут на сцену выходит Джозеф Пристли — тот самый британский учёный, что позже откроет кислород. В 1766 году он работал над монографией по электричеству и, как начинающий рисовальщик, много ошибался. По легенде, однажды он в раздражении схватил ближайший кусок натурального каучука и с удивлением заметил, как легко тот стирает графит с бумаги. Так появился первый ластик.

Независимо от Пристли, тот же эффект обнаружил английский оптик Эдвард Нэрн. Он первым поставил производство на поток: аккуратно нарезал каучук кубиками и продавал по три шиллинга за штуку — что тогда соответствовало дневному заработку квалифицированного мастера. Сам Пристли позже писал, что именно Нэрн популяризовал каучук как ластик.

Но был нюанс: каучук оказался капризным. Он ломался на холоде, плавился на жаре и пах отвратительно. Так продолжалось до 1839 года, когда американец Чарльз Гудиер открыл процесс вулканизации — добавил к каучуку серу и нагрел. В результате получился прочный, термостойкий материал без запаха, отлично подходящий для ластиков. А заодно — для обуви, шлангов, амортизаторов и ещё тысячи вещей.
В 1844 году Гудиер получил патент US3633 на производство этой резины. А спустя несколько десятилетий братья Чарльз и Фрэнк Саейберлинги назовут в его честь шинную компанию — Goodyear. Ирония судьбы: сам Гудиер к ней отношения не имел и умер в бедности.
Кто придумал электрический ластик и как он работал
Когда стало ясно, что обычный ластик не справляется с тонкой работой и оставляет разводы, логичным шагом было создать более точный и удобный инструмент — с электроприводом. Но вот кто именно первым додумался до электрического ластика — до сих пор предмет споров.
Первым зафиксированным в истории изобретением стал патент US853994 (ниже на картинке он слева) от 21 мая 1907 года. Его автор — норвежец Оле Стейнсон Пугеруд. Он придумал «вращающийся ластик»: электромотор на пару ватт, соединённый с валом, на конце которого крепился резиновый кружок. Управление было простым — при нажатии срабатывал упругий концевик. А сверху на резину дополнительно прижимался чистящий диск на пружине, чтобы удалять графит и грязь с поверхности. Устройство так и осталось на бумаге.
Спустя 20 лет, в 1927 году, изобретатель по имени Гомер Кой получил патент US1661111 (ниже на картинке он справа) на более продвинутый вариант. В конструкции был не только электромотор, но и воздушный насос, создававший вибрацию в трубке, соединённой с рукояткой. К этой ручке подключались разные насадки: мягкие — для карандаша, жёсткие — для чернил. Можно было выбрать и форму: широкую для заливки, узкую — для тонких линий.

Звучит круто, но и это устройство не добралось до серийного производства. Зато заложило техническую базу для всех последующих электроластиков — вплоть до современных моделей, которыми сейчас спокойно пользуются архитекторы, художники и инженеры.
В 1932 году Альберт Дремель основал компанию Dremel Company, специализирующуюся на производстве ручного электроинструмента. Уже в первые годы она добилась большого успеха, а сам Дремель получил более 50 патентов. В 1935 году он выпустил на рынок Dremel Moto-Tool — компактный высокоскоростной инструмент со сменными насадками.
Moto-Tool представлял собой настоящий универсал: он подключался к сети 110 В, весил всего 370 грамм, поддерживал частоту вращения до 27 000 оборотов в минуту и имел 23 насадки для полировки, шлифовки, гравировки и других мелких работ. Это был инструмент мечты для мастеров-ремесленников.

Позже компания представила специальную версию — Dremel Electric Eraser. Это уже был полноценный электрический ластик, предназначенный для художников, дизайнеров и чертёжников. Устройство имело две рабочие стороны: одну — под ластики-насадки, другую — под абразивные диски. В комплект входили три ластика и шесть дисков, а само исполнение было угловым — для удобного захвата и точной работы.

Dremel задал планку — и дальше началась эра конкуренции. Хотя Moto-Tool стали первыми по-настоящему коммерчески успешными электроластиками — их активно использовали в офисах, патентных бюро и библиотеках с 1935 года — похожие устройства появлялись и раньше.
Так, в своей книге «Введение в каталогизацию и классификацию книг» (1930) библиотекарь Маргарет Манн из Мичиганского университета описывала приборы, напоминавшие миниатюрные стоматологические бормашины. На их вал можно было установить круглый резиновый ластик для стирания карандаша или цилиндр с мелкозернистой наждачной бумагой — для удаления чернил.
Такие машинки рекомендовалось использовать для «удаления машинописного текста с каталожных карточек, без грубого повреждения бумаги». Конечно, они уступали Dremel по характеристикам: весили более полкилограмма, не имели регулировки оборотов и страдали от сильной вибрации. Но всё равно продавались.

Например, в 1930 году в общий каталог компании Charles Bruning Co., специализирующейся на чертёжных принадлежностях, были добавлены устройства для «электрического удаления печати с чертежей». В комплект предлагались сменные насадки и даже трафареты — чтобы точно ограничить область стирания.

Коммерческий успех электроластиков Dremel был очевиден. Уже в 1937 году Колумбийский университет официально включил Dremel Moto-Tool в учебный процесс — с тех пор ими пользовались как студенты на занятиях, так и сотрудники. За академическим сообществом потянулись и другие: устройства начали внедрять в офисах страховых компаний, библиотеках и патентных бюро по всей стране.
Следом за Dremel в гонку подключились и другие производители. Одним из самых заметных игроков в этой области стала компания Loren Specialty Manufacturing Co., хорошо известная в 1940-х годах своими офисными товарами под маркой Presto — от дыроколов и степлеров до удалителей скоб.
В 1953 году компания представила свою первую модель электроластика — и она была по-настоящему революционной: работала от аккумулятора и по габаритам напоминала обычную ручку. Тогда это казалось технологическим чудом.
А в 1962 году вышел Presto Model 80, ставший настоящим бестселлером. Его покупали тысячами экземпляров каждый месяц. Среди постоянных пользователей были и художники, и библиотекари, и чертёжники. В их числе — сотни сотрудников страховой компании New York Life Insurance Co., которые более десяти лет применяли его в повседневной работе по всей стране.

Вот еще некоторые модели электроластиков из 50-х — 80-х годов:

Электроластики сегодня: от офисов в музеи — и обратно к художникам
Если вы никогда не держали в руках электроластик — ничего удивительного. В нашей стране такие устройства не прижились, а с переходом графики в цифровой формат про них и вовсе забыли. Но это не значит, что идея ушла в никуда. На самом деле электроластики продаются уже больше 80 лет и по-прежнему находят свою аудиторию.
Сегодня это в основном инструмент художников и иллюстраторов, которые работают вручную. Например, художник и преподаватель Даррел Танк, специализирующийся на реалистичных графитных набросках, регулярно использует их в своих работах и делится обзорами десятков моделей — от Koh-I-Noor до Alvin. Ультралёгкие версии вроде Derwent Electric Eraser, которые заряжаются от USB, позволяют делать тонкую растушёвку без лишнего напряжения в руке.

Если вы любите рисовать карандашом и ни разу не пробовали электроластик — возможно, вам будет интересно. Такие устройства свободно продаются онлайн, и стоят они совсем недорого. Но воспринимайте это не как рекомендацию, а как небольшой повод поэкспериментировать.
Конечно, мир изменился. То, что когда-то было рабочим инструментом библиотекаря, офисного клерка и патентоведа, теперь скорее находит своё место в нише — или на полках музеев. От былой популярности 30-х годов остались только упоминания в книгах и старые фотографии.
Но, может быть, в этом и есть настоящая ценность таких изобретений? Ведь ни один электроластик не стал бы массовым, если бы его создатель не решился однажды скрестить мотор с резинкой. И пусть не каждое странное устройство становится великим, именно благодаря таким странностям мир движется вперёд.
НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:
-15% на заказ любого VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS
Комментарии (6)
vesowoma
23.05.2025 14:10Вот уж не знал и не думал что такое электрифицировали. Бывал в детстве в проектных институтах, знал, что кульман, ватман и рейсфедер - это не фамилии сотрудников ) но электроластиков не видел. Все вручную, лезвием или ластиком. С калек была смывка для туши.
PS: интересно было бы на стимпанковскую версию такого механизированного ластика глянуть )
ru_vlad
23.05.2025 14:10Видел у некоторых самоделки, но любой хороший чертежник кроме набора карандашей всегда имел несколько ластиков (для различных типов грифелей).
kenomimi
23.05.2025 14:10Немного рисовал, и таки да, электроластик валяется в коробке с карандашами. Именно ради растушевки и брался - эффект забавный, да и стоит пару сотен в канцтоварах.
Pochemuk
Спасибо! Узнал, что название электроинструмента "дремель" тоже произошло от имени собственного, как и ватман с кульманом.
Einherjar
А причем тут ватман с кульманом? "Дремель" это же бренд а не вид инструмента, да и он же не уникальный в своем роде, из популярного еще Proxxon есть например. А от фамилий много чего названо - Бош, Сименс..
avost
Так и ксерокс - бренд, но поди ж ты!
Если зайти в магаз с инструментами и попросит дремель, то по-умолчанию выдадут соответствующий ручной гравёр. Если же попросить proxxon, то что дадут без уточнения?