
Я всегда был фанатом барахолок — там часто попадаются интересные гаджеты. На блошином рынке давно не был, поэтому в голову пришла мысль побродить по доскам объявлений, поискать что-то необычное там. Оказалось, это отличная идея: мне попалось множество винтажных и не очень девайсов, хороших и разных. Сегодня поделюсь самыми интересными находками — в подборке семь устройств. Цены тоже укажу, чтобы вы знали, во сколько обойдется кусочек ретромагии. Поехали!
Электроника БК-0010

Электроника БК-0010, ласково прозванная в народе «бэкашкой», появилась в 1983 году. А вот массовое производство стартовало в 1985-м. Разработкой занималось НПО «Научный Центр» в Зеленограде, один из главных технологических хабов СССР. Компьютер создавался как доступное решение для домашнего использования и обучения информатике в школах, став настоящим символом советской компьютерной эры.
Команда инженеров стремилась сделать устройство, которое могло бы конкурировать с западными аналогами, но при этом быть доступным для советских граждан. И хотя цена в 600 рублей (примерно 2–3 средние зарплаты) была немаленькой, БК-0010 стал хитом среди энтузиастов. Уникальная особенность — съемная крышка на корпусе, которая давала доступ к ПЗУ, позволяя добавлять свои микросхемы или модифицировать прошивку.
Технические характеристики:
процессор: К1801ВМ1, 16-битный, 3 МГц;
оперативная память: 16 Кб (с возможностью перераспределения из видеопамяти);
постоянная память: 32 Кб ПЗУ (3 микросхемы по 8 Кб, с возможностью установки четвертой);
графика: стандартные БК-0010 и БК-0010.01 не имели цветного видеовыхода, но с доработкой получили 512×256 пикселей (4 цвета) или 256×256 пикселей (16 цветов);
клавиатура: мембранная (в модели БК-0010.01 — механическая МС7008);
интерфейсы: подключение к магнитофону для загрузки программ, ТВ-выход;
носители: кассеты, позже — дискеты через внешний контроллер.
До 1993 года было выпущено свыше 162 000 штук, и многие из них до сих пор работают! Еще один любопытный факт: БК-0010 использовался в школах для первых уроков информатики, а некоторые умельцы подключали его к телевизорам, превращая в игровую платформу.
БК-0010 стал не просто компьютером, а настоящим раем для энтузиастов. Пользователи могли программировать на языках Фокал или Бейсик, а самые продвинутые создавали игры и утилиты.
Цена: от 6 250 до 10 000 рублей, в зависимости от комплектации, состояния и наличия периферии, например блока питания или кассет.
Калькулятор Электроника МК-90

Честно говоря, хочу себе купить такой, уж очень он крут. Калькулятор Электроника МК-90 увидел свет в 1986 году и стал настоящей гордостью советского IT. Девайс разработало НПО «Электроника», то же предприятие, что создало БК-0010. Позиционировался он как инженерный инструмент для ученых и специалистов, но возможности устройства выходили далеко за рамки обычного калькулятора. Правда, и стоил он очень много. В те времена его цена составляла около 2 000 рублей — копить бы пришлось год или дольше, если бы вы работали обычным инженером.
Технические характеристики:
процессор: 16-битный, система команд PDP-11;
память: 16 Кб ОЗУ, 32 Кб ПЗУ;
дисплей: сегментированный монохромный ЖК-дисплей с возможностью отображения графиков;
питание: батарейки типа «таблетка» или блок питания 9В;
программирование: встроенный интерпретатор Бейсик;
интерфейсы: возможность подключения внешних модулей памяти.
МК-90 был по факту мини-компьютером. Его графический дисплей позволял строить графики функций и даже запускать простейшие игры, что для 80-х было настоящим прорывом. Пользователи могли сохранять программы на сменных модулях памяти, что делало устройство чем-то вроде прото-флешки. Несмотря на высокую цену, калькулятор пользовался спросом среди инженеров, студентов и энтузиастов. Есть легенда, что некоторые умельцы адаптировали под него игры с БК-0010, хотя это требовало серьезных навыков программирования.
Цена: от 10 000 до 20 000 рублей. На момент написания статьи пара объявлений была, но эти гаджеты быстро раскупили.
Sega Mega CD

Sega Mega CD (Sega CD в США) дебютировала в Японии в декабре 1991 года, а в 1992 году появилась уже в США и Европе. Это аппаратное дополнение к популярной консоли Sega Mega Drive, разработанное компанией Sega. Идея заключалась в добавлении поддержки CD-ROM. Для чего? Конечно же, чтобы можно было создавать игры с гораздо большим объемом данных, чем помещается на картридже.
А еще команда Sega добавила к играм видеоролики и улучшила звук, чтобы привлечь новую аудиторию. Все бы хорошо, но высокая цена и ограниченный каталог игр помешали устройству стать массовым хитом.
Технические характеристики:
процессор: Motorola 68000, 12,5 МГц;
оперативная память: 6 Мбит (768 Кб);
носитель: CD-ROM (до 500 Мб данных);
графика: поддержка видеороликов и улучшенной анимации;
звук: PCM, 8 каналов, стерео;
совместимость: требуется консоль Sega Mega Drive.
Sega Mega CD прославилась такими играми, как Sonic CD (считается одной из лучших в серии) и Night Trap, который вызвал споры из-за видеовставок. Важный нюанс: устройство позволяло проигрывать музыкальные CD, что было крутой фишкой в 90-е. Сегодня Mega CD — желанный артефакт для многих цифровых коллекционеров.
Цена: от 15 000 до 32 000 рублей.
Polaroid SX-70

Фотоаппарат Polaroid SX-70 представлен в 1972 году американской компанией Polaroid Corporation, основанной Эдвином Лэндом. Стал настоящей революцией в мире фотографии благодаря своей компактности и инновационной технологии моментальной печати. SX-70 был еще и первым складным однообъективным зеркальным фотоаппаратом, который мог помещаться в карман пиджака в сложенном виде. Лэнд лично участвовал в разработке, стремясь создать камеру, которая была бы одновременно функциональной и эстетически привлекательной, что сделало SX-70 иконой дизайна.
Технические характеристики:
тип: складной однообъективный зеркальный фотоаппарат;
объектив: 116 мм, f/8;
формат пленки: SX-70 (немедленного проявления, размер снимка 8,8×10,8 см);
фокусировка: ручная, от 26 см до бесконечности;
экспонометр: встроенный, автоматическая экспозиция;
питание: батарея Polapulse 6 В, встроенная в картридж пленки.
SX-70 стал любимцем художников, таких как Энди Уорхол, благодаря уникальному качеству снимков с мягкими цветами и текстурой. В отличие от других моделей Polaroid, пленка SX-70 не требовала встряхивания — процесс проявления происходил автоматически. Камера была настолько популярной, что выпускалась в нескольких модификациях, включая версии с сонаром для автофокуса. Сегодня пленку для SX-70 все еще производит компания Polaroid Originals, что делает камеру актуальной для ретрофотографов.
Цена: от 20 000 до 50 000 рублей.
Game & Watch от Nintendo

Серия Game & Watch появилась в апреле 1980 года. Портативную консоль разработала Nintendo под руководством легендарного дизайнера Гумпэя Екои. Не будет ошибкой сказать, что эта разработка стала предтечей Game Boy.
Кстати, Екои придумал концепцию, вдохновившись наблюдением за скучающим бизнесменом, игравшим с калькулятором в поезде. Каждая игра серии была уникальной, а устройства часто включали часы и будильник, что делало их не только игрушкой, но и полезным гаджетом.
Технические характеристики:
дисплей: сегментированный ЖК-дисплей;
процессор: 8-битный;
питание: батарейки-таблетки (LR44 или SR44);
игры: встроенные, обычно одна игра на устройство;
дополнительно: часы и будильник.

Game & Watch стали настоящим хитом, разойдясь тиражом более 43 миллионов штук по всему миру. В СССР были популярны их клоны, такие как «Ну, погоди!» от «Электроники», которые стоили около 25 рублей. Каждая консоль имела уникальный дизайн и игру, например Donkey Kong, Zelda или Mario Bros. Ходили слухи, что при наборе 1 000 очков устройство показывает мультик, но это миф — дисплей был слишком простым. Сегодня Game & Watch — это коллекционные раритеты, особенно редкие модели, такие как Super Mario Bros., в золотом корпусе.
Цена: от 3 000 до 30 000 рублей — зависит от модели, состояния и комплектности.
Sony Xperia Play

Sony Xperia Play выпущен в 2011 году компанией Sony Ericsson. Очень крутой проект, объединяющий смартфон на Android с полноценным игровым геймпадом, прямо как у PlayStation Portable. О нем я уже писал.
Устройство позиционировалось как мечта мобильных геймеров. Можно было запускать обычные Android-игры и порты классических игр PlayStation, таких как Crash Bandicoot и Metal Gear Solid. В Sony Ericsson надеялись захватить рынок мобильного гейминга, но конкуренция с iPhone и другими смартфонами, а также ограниченный каталог игр помешали успеху.
Технические характеристики:
процессор: Qualcomm Snapdragon S2, 1 ГГц;
оперативная память: 512 Мб;
дисплей: 4 дюйма, 854×480 пикселей, TFT;
ОС: Android 2.3 Gingerbread (с возможностью обновления до 4.0);
особенности: выдвижной геймпад с кнопками, как у PlayStation (D-pad, треугольник, круг, крест, квадрат, два аналоговых тачпада);
камера: 5 Мп (задняя), 0,3 Мп (фронтальная).
Телефон, также известный как PlayStation Phone, стал первым смартфоном, сертифицированным PlayStation. Выдвижной геймпад делал его уникальным, но отсутствие мощного «железа» и ограниченный выбор оптимизированных игр не позволили ему стать хитом. Сегодня устройство ценится коллекционерами, особенно в хорошем состоянии с оригинальной коробкой. Энтузиасты до сих пор используют его для ретрогейминга с эмуляторами.
Цена: в среднем 12 000 рублей. И да, китайцы выпускают новые устройства, так что при желании можно приобрести смартфон Xperia Play и сейчас.
Sega Saturn

Sega Saturn вышла в Японии в ноябре 1994 года, в 1995 г. появилась в США и Европе. Разработана компанией Sega, которая стремилась закрепить успех Mega Drive и противостоять Sony PlayStation и Nintendo 64 в «консольных войнах». Saturn создавался как мощная 32-битная платформа с акцентом на аркадные игры, что отражало сильные позиции Sega в этой индустрии. К сожалению, сложная двухпроцессорная архитектура и маркетинговые просчеты привели к проблемам в продажах.
Sega Saturn была невероятно популярна в Японии, где даже обогнала PlayStation по продажам благодаря играм вроде Virtua Fighter, Panzer Dragoon и Sega Rally. Однако в США и Европе консоль уступила конкурентам.
Технические характеристики:
процессоры: два Hitachi SH-2, 28,6 МГц;
оперативная память: 2 Мб;
графика: до 320×224 пикселей, 16,7 млн цветов;
носитель: CD-ROM (до 650 Мб);
звук: 32 канала PCM;
дополнительно: поддержка картриджей для расширения памяти.
У Sega Saturn был специальный слот, куда можно было вставлять картриджи — например, чтобы добавить память для «тяжелых» игр или вообще запустить порт аркадной игры, который без такого картриджа просто не работал. Сегодня Saturn ценится за такие редкие игры, как Radiant Silvergun и Guardian Heroes, которые стоят сотни долларов на аукционах.
Цена: от 10 000 до 25 000 рублей.
Ну что, на сегодня все. А что вы находили на досках? Может, у вас есть своя история охоты за ретрогаджетами? Делитесь в комментариях!
Комментарии (19)
Paranoich
30.05.2025 12:45Нашел по запросу «БК-0010»
"Это БК-0010-01. И отличается он не только клавиатурой.
Уникальная особенность — съемная крышка на корпусе
Как раз одно из отличий БК-0010-01 (на фотографии, найденной по запросу) от БК-0010 — отсутствие этой самой крышечки.
Gredko
Разве он был не алфавитно-цифровой?
Цвет - это ещё не "графика".
Кто-то добавил этому инвалиду детства графический режим?
Можно подробнее?
И Вы видели БК-010 выпуска 85-года?
Или как и я - только картинку с выставки в журнале "Радио"?
В розничной продаже они появились в конце 87- начале 88 года.
Может быть в компьютерных классах элитных столичных школ они появились и раньше - хз.
Но в целом - "БК-010/11" - неудача. Знаю пару несчастных, которым папа подарил это непотребство вместо "Спектрума" или "Специалиста", потому что у него на работе "ДВК"....
MedicusAmicus
Самолично рисовал на БК-0010.01Ш геометрические фигуры где-то в 5 классе. И даже писали мини-игры на BASIC-е, подолгу водя пальцем над клавиатурой в поисках нужной клавиши. Еще УКНЦ были в классе, с монохромными мониторами с защитными экранами - там писали что-то скучное.
А на Букашках было задорно.
Gredko
Да.
Вы правы
Никогда сам с ним ничего не делал.
Со стороны видел.
А что с УКНЦ было не так?
Оно же получается - брат-близнец БК-010.
MedicusAmicus
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/1/19/MC0202.04.jpg/330px-MC0202.04.jpg
0511 или подобные стояли
R0bur
У БК-0010 была полноценная графика. И только графика. То есть, у этого компьютера нет текстового режима, как у IBM, когда в видеопамять записываются коды символов, а видеоадаптер отрисовывает их на основе таблицы знакогенератора. В БК-0010 символ сразу превращается в пиксельную матрицу и накладывается на графический экран.
Gredko
Если заменить "компьютера" на "видеоконтроллера", то будет правильно в целом.
У "Apple-II", "Спектрума" и "Специалиста" - та же картина. Ничего особенного для домашнего компьютера...
R0bur
Даже не знаю, можно ли назвать ту часть схемы бытового компьютера "видеоконтроллером". Наверное, всё же можно, но это звучит некоторым преувеличением для участка формирования видеосигнала.
Gredko
Я прочитал уже что в БК-010 видеоконтроллер К1801ВП1-037
У "Спектрума" и "Специалиста" контроллер собран на стандартной логике.
Она читает область видеопамяти, заполняемую процессором.
Так что - называйте.
R0bur
Любопытно. Я не знал, что в БК-0010 использовался специализированный видеоконтроллер. Думал, что была более примитивная реализация.
R0bur
Вот только клавиатура у БК-0010.01 ужасная. Нажимаешь на клавишу, и не знаешь, появится ли тот символ, который был нажат, и один он появится, или сразу несколько.
R0bur
Не соглашусь. С точки зрения программирования БК0010 - весьма достойный продукт, намного интереснее Спектрума. Но если желать не компьютер, а игровую приставку, то Спектрум, конечно, лучше.
randomsimplenumber
Ну, не знаю.. Прямо в машинных кодах на pdp-11 херячить, конечно же, удобнее чем на z80. А basic - он везде basic, разве нет? А в Спектруме ещё и ключевые слова одной клавишей набираются, задолго до всех этих автопополнение кода ,;)
R0bur
А в БК-0010 был язык программирования "Фокал", который допускает сокращение ключевых слов до одной буквы: вместо 1.01 TYPE "Hello, World!" можно было набирать 1.01 T "Hello, World!". И не надо наносить надписи на боковые грани кнопок.
randomsimplenumber
Фокал сильно лучше Бейсика?
R0bur
Большинство специалистов, скорее всего, сказали бы, что Фокал, хуже Бейсика. В нём нет операций со строками, все арифметические операции выполняются над вещественными значениями одинарной точности, массивы ограничены двумя размерностями (правда, они не требуют предварительного объявления и работают как индексированные переменные), графические возможности ограничены рисованием точки и линии, у него непривычные операторы цикла и ветвления, на БК его интерпретатор работал медленнее, чем Бейсик-Вильнюс. Но в нём есть изюминка, заставляющая искать обходы его ограничений, и в результате от разработки программы получаешь больше удовольствия, чем от простого кодирования. Впрочем, это субъективно. Объективно же то, что Фокал находился в ПЗУ БК-0010 (того, которые ещё не .01), и на нём было написано множество игровых, обучающих и инженерных программ. О последних при обсуждении первых бытовых компьютеров почему-то не принято вспоминать, обозреватели обычно ограничиваются играми.
Gredko
А какие преимущества?
На мой взгляд учиться началам программирования все равно на чем.
Нет разницы, читаешь ли ты Нортона про ассемблер IBM PC, Токхейма про ассемблер i8080 или руководство, обучающее писать скетчи для Ардуино. Книга Кернигана и Ричи о языке Си - тоже нормальный старт.
Филологи вполне могут с Бейсика начинать....
R0bur
Используя Спектрум, ощущаешь, что он создавался преимущественно для игр. Даже его Бейсик с вводом команд одной кнопкой оставляет какое-то игрушечное впечатление. У БК же всё серьёзно, по-взрослому. Кроме Бейсика или Фокала у него есть системный монитор, напоминающий операционную систему. Да и DEC-овская система команд давно признана одной из лучших с точки зрения программирования в машинных кодах.