
Лара Крофт (Tomb Raider, 1996), Джилл Валентайн (Resident Evil, 1997), Регина (Dino Crisis, 2000). Широко знакомые имена героинь серий, начавших своё шествие в 1990-х и по своей знаковости ничем не уступающих иным известным космодесантникам и футуристическим пехотинцам. В определённой мере стык 1980-х и 1990-х можно назвать не только переходным периодом от схематичных пикселей к более красиво выглядящим спрайтам и, пусть порой пока и довольно угловатых полигонов, но и постепенной трансформации чисто аркадных, зачастую лишённых заметной индивидуальности, персоналий в более полноценные образы.
Другой составляющей данного периода можно назвать всё более частое появление представительниц прекрасного пола не в качестве второстепенных или фоновых NPC, или же внеочередных принцесс в беде, а в качестве главного субъекта в хитросплетениях того или иного сюжета. С началом 00-х данная тенденция станет носить всё более массовый характер и постепенно перейдёт в привычную обыденность.
Сегодня хотелось бы вспомнить о нескольких героинях и связанных с ними играх, некогда мелькавших на экранах, но, со временем, зачастую позабытых.
В экспериментальном порядке специального для данного материала с подготовкой осовремененных образов героинь в виде статичных изображений помогал ChatGPT, а их последующей конвертации в видео формат помогла Sora. Фоновым саундтреком для коротких видео послужили оригинальные мелодии. В свою очередь для сочетания вида после / до в каждом сегменте приложен игровой процесс и оригинальные обложки / промо-материалы.
Традиционно для начала несколько вводных условий:
1. Для удобства восприятия материал было решено логически разбить на три части, охватывающих периоды с 1990 по 1995 годы, затем 1996-1997 и затем 1998-1999. Конкретно эта часть посвящена периоду с 1990 по 1995 годы.
2. Рассматривались только игры, некогда вышедшие на IBM PC.
3. Из рассмотрения были исключены: известные серии и тайтлы, чисто партийные RPG, где нет более-менее чёткого акцента на роль отдельного персонажа, трэш, тайтлы, изначально не поддерживающие английский язык, включая специфические проекты из Японии.
4. Общее число героинь было решено ограничено числом 30+, с учётом того, что в ряде наименований таковых может быть несколько. По стечению обстоятельств получилось так, что о четырёх играх, попавших в итоговую выборку, я рассказывал ранее в других частях цикла. По этой причине в контексте данных случаев акцент будет смещён на краткое изложение информации о самих героинях, остальные же детали можно будет почерпнуть перейдя по той или иной ссылке.
По совокупности сказанного в материале в частности не пойдёт речь о:
Известных проектах - серии Golden Axe, Mortal Kombat и Resident Evil, The Legend of Kyrandia: Hand of Fate (1993), Rise of the Triad (1994), Roberta Williams' Phantasmagoria (1995), Diablo (1996), Nancy Drew: Secrets Can Kill (1998), Hexen II (1997), The Longest Journey (1999), Quake III: Arena (1999).
Партийных RPG - Eye of the Beholder (1991), Might and Magic VII: For Blood and Honor (1999). Hack 'n Slack - Get Medieval (1998).
Трэшовых наименованиях - CatFight: The Ultimate Female Fighting Game (1996), Bazooka Sue (1997), Riana Rouge (1997), Space Bunnies Must Die! (1998), Pax Corpus (1998).
Некоторых специфических FMV - Astronomica: The Quest for the Edge of the Universe (1994), Panic in the Park (1995), Enemy Zero (1998). Отдельный материал, посвящённый FMV, можно найти здесь.
Не англоязычных проектах - Milva (1993), Rusty (1997), Hollywood Monsters (1997).
Играх, где главные героини в целом имеются, но скорее выступают на втором плане по отношению к прочим составляющим - Hell: A Cyberpunk Thriller (1994), Guilty (1995), Twisted Metal (1996), Carmageddon (1997), Wreckin Crew (1998) (об этой игре информацию можно почерпнуть здесь).
SNES / Sega Genesis: Blades of Vengeance (1993), GS Mikami - Joreishi ha Nice Body (1993). Об этих двух наименованиях речь заходила здесь.
С вводными разобрались. Переходим к сути материала.
1. Lorna (1990).
Эротика бывает разных видов и степеней откровенности. Существует она - наряду с обычными комиксами - и в таком формате. Lorna базируется на соответствующих работах испанского происхождения, выходивших из-под руки Alfonso Azpiri, пик популярности которых, судя по всему, пришелся на конец восьмидесятых и начало девяностых годов XX века.
---
Как водится в таких случаях, общая смысловая нагрузка происходящего несколько отходит на задний план, а на передний выступает симпатичная (в данном случае объективно) героиня - одетая в одно бикини жгучая блондинка, вооруженная винтовкой, которой предстоит дать отпор чудищам и роботам разных сортов. В хитросплетениях сюжета без погружения в пучины соответствующей бумажной продукции особо не разобраться, но завязка вкратце следующая: Лорна оказалась на чужеродной болотистой планете и ищет способ сбежать с нее, дабы отомстить инопланетному повелителю. На том оставим этот аспект заинтересовавшимся и перейдем к вещам - в нашем случае - более практическим.

---
Игра представляет собой достаточно типовой платформер с видом сбоку, с далеко не самым отзывчивым и удобным управлением - основным противником сулят стать не разномастные враги, а прыжки между платформами. По мере продвижения типы местности и врагов меняются, героиня может бить последних прикладом или стрелять в них, - но стоит учитывать тот факт, что число патронов сильно ограничено. Стадии с прыжками разбавляются лихими погонями в горизонтальной перспективе.
Выходила Lorna на множестве платформ. Версия для IBM PC явно уступает таковой для Amiga, в том числе в вопросе графики, но в геймплейных моментах различий нет. Графических режимов доступно два - CGA и VGA. Звукового сопровождения в версии для IBM PC, кроме небольшого набора звуков, не предусмотрено. На Amiga имеется, хотя и всего одна, мелодия. Если вам не чужды платформеры с условным уклоном в эротику, то на данную игру вполне можно обратить внимание.
Ссылки.
1. Подробный рассказ о версии для Amiga - https://pscd.ru/stati/4942-lorna.html.
2. Elvira: The Arcade Game (1991).
---
Сама героиня данной игры в целом личность достаточно широко известная. Эльвира — сценический образ актрисы Кассандры Питерсон из "Эльвира: Повелительница тьмы" (1988). Как и в одноимённом фильме местный образ представлен характерными чертами - фирменное чёрное платье, глубокое декольте, характерный начёс.

---
Несколько же менее известен тот факт, что по мотивам данного фильма выходила в том числе вполне добротная, пусть и достаточно типовая, аркада, с уклоном в платформер. На выбор предоставляется два уровня - ледяной и огненный миры. Типов врагов немного, но этот аспект вполне компенсируется разнообразием различных бонусов, заклинаний и оружия, а также графической составляющей. Канва же сюжета вполне характерна своему времени - героине нужно спасти свой замок, а, между делом и мир в целом, от сил зла.
3. Leather Goddesses of Phobos! 2: Gas Pump Girls Meet the Pulsating Inconvenience from Planet X (1992).
Сиквел текстового квеста 1986 года выпуска, отличающийся от своего предшественника красочной рисованной графикой в стиле 1950-х и характерным уклоном в pin-up, который распространился не только на образы местных персоналий, но также и на антураж и сюжет.
Завязка, вкратце, такова. Одноимённые "Богини с Фобоса" покорили планету "X", населённую зеленоватыми существами с щупальцами. Одному из них удаётся сбежать, но его корабль терпит крушение на Земле. Починка последнего требует нахождения определённых деталей. Играть можно как за самого пришельца, так и за двух местных обитателей небольшого захолустного городка. Среди двух последних нас интересует Лидия - дочь учёного, открывшего упомянутую планету.
---
Что можно сказать про саму героиню? Бойкая, но, в противовес иным местным персонажам, нарочито серьёзная шатенка, работает на придорожной заправке, вместе с влюблённым в неё механиком-энтузиастом Зиком. При случае готова прийти на помощь, может починить всё что угодно, начиная от олдскульных авто марки Chevrolet до космических ракет. Живёт простой жизнью, но оперирует высокими идеалами.


---
В определённой степени местный характерный юмор строится на противопоставлении характеров героев и их колоритных образов. Проект вполне можно рекомендовать к прохождению и сегодня, так как, в отличии от многочисленных собратьев по жанру, он не отличается высоким порогом вхождения и, на вскидку, не отнимет много времени.
4. Jill of the Jungle (1992).
В своё время относительно известный платформер, в последующем развившийся до полновесной трилогии.
---
Главной героиней выступает живущая в джунглях Джилл, являющаяся своего рода бесстрашной амазонкой-воительницей, не обделённой акробатическими навыками в сочетании с боевыми умениями. По мере прогресса она приобретает возможность перевоплощения в других существ, например в птицу, с целью преодоления препятствий. В определённой степени её можно назвать одним из первых персонажей женского пола, который нарочито противопоставлялся именитым героям периода начала 1990-х.

---
Явно заданного сюжета в наличии нет, геймплей сводится к постепенному исследованию семнадцати уровней, совместно объединённых в хаб. Зачастую доступ к последующей локации требует выполнения тех или иных условий, вроде нахождения ключей или иных предметов. Враги присутствуют в избытке, но часть из них временами можно обойти, других же предполагается одолевать, как в Super Mario Bros. (1985), по средствам прыжка, либо же использования ножа, в качестве орудия ближнего боя, либо метального лезвия в качестве дальнего. Разбавляется в целом типовой геймплей некоторым количеством головоломок и не совсем обычными враждебными существами. Для пополнения шкалы здоровья предлагается поедать яблоки.
Графически игра не выделяется чем-то особенным, но, в тоже время, ничем не уступает иным проектам того же периода, вроде в частности тех же ранних частей серии Commander Keen (1990-1991). Данный проект вполне можно рекомендовать широкому кругу игроков и сегодня.
5. Fascination (1992).
---
Квест, с уклоном в эротику, главным героем которого становится пилот воздушного судна. На первый взгляд может показаться, что подобное описание вполне подошло бы для очередного проекта в серии Leisure Suit Larry (1987), но нет - периодически раздевающимся по поводу и без пилотом здесь оказывается не мужчина, а сексапильная героиня по имени Доралис, курсирующая где-то между Парижем и Нью-Йорком. Волей обстоятельств она оказывается втянута в нуарную историю, во время которой погибает мужчина с кейсом, таящим загадочную ампулу. Кейс, как водится, достаётся героине и теперь некие тёмные личности начинают за ней погоню. Характерная деталь - сама задумка и не малая часть оформления принадлежат женщине - Мюриэль Трами.

---
В целом неплохо нарисованный пиксель-арт здесь сочетается с подобием FMV-видео. В остальном всё более-менее стандартно - курсор для управления и перемещения по локациям, инвентарь, типовой набор действий, характерный юмор.
Игра представлена в двух вариантах. Вариант на дискетах лишён дополнительной цензуры и имеет некоторые дополнительные сцены. CD-версия этих составляющих лишена, но имеет полноценное озвучивание. На какой из версий остановиться вопрос субъективных предпочтений, непосредственно на геймплей особого влияния эти аспекты не оказывают.
Порог вхождения можно оценивать как относительно низкий, а продолжительность игры достаточно коротка - характерный для жанра пиксель-хантинг и иные издержки здесь в целом сведены к минимуму.
6. Alone in The Dark (1992).
Родоначальник жанра survival horror, заложивший основные постулаты, которые строго соблюдаются его последователями и по сей день. Кратко остановимся на характерных для данного направления составляющих:
* Герой или героиня всегда по определению слабы и медленно бегают.
* Прямого столкновения с тем или иным противником либо нужно избегать, либо оно не обязательно, либо может представлять собой своего рода "боевой пазл", где для победы нужно решить головоломку или применить определённый предмет.
* Пазлы. Много пазлов. Порой сложных.
* Грамотный менеджмент инвентаря играет серьёзную роль.
* Применение предметов по своей специфике может быть идентично таковому в квестах, то есть один предмет, но множество действий.
* Патронов мало, оружие маломощно и может ломаться, множество предметов за раз с собой не унести.
* Фиксированная камера. Спорное решение, но здесь мнения фанатов расходятся, как и реализация этого аспекта в последующих играх.
* Могут присутствовать секции, которые проходятся на время.
* Сюжет подаётся через окружение и разбросанные по локациям записки. Мрачная атмосфера, зачастую с примесью мистики.
* Умеренная продолжительность, как правило в пределах от трёх до десяти часов, высокая реиграбельность.
С ключевыми элементами разобрались, переходим к сюжету. Действие разворачивается в США, в штате Луизиана, где-то в 1920-х. Взять под управление можно либо частного детектива по имени Эдвард Карбни, либо женщину по имени Эмили Хартвуд. Какой-либо принципиальной разницы от сделанного выбора не будет, вопрос лишь в предпочтениях, но, впрочем, всё же кратко остановимся на образе главной героини.
---
Эмили - племянница художника-отшельника Джереми Хартвуда, живущего в отдалённом и окутанном оккультными тайнами особняке Дерсето. Получив тревожное письмо от дяди, она, недолго думая, отправляется в путь, чтобы выяснить причину его смерти и найти спрятанную в старинной семейной реликвии, старинном пианино, записку. Её визуальный образ можно в целом назвать характерным для периода 1920-х, а характер типичным для нуарных femme fatale героинь. Здесь, пожалуй, стоит отметить, что подобный подход будет достаточно интересно развит в вольном ремейке Alone in the Dark (2024), где получившийся образ героини во многом отсылает к классике жанра.

---
Среди противников найдутся как простые зомби, так и привидения, зубастые монстры, которые, в частности, могут выпрыгнуть на замешкавшегося игрока, предварительно разбив окно, и целый набор других, не менее колоритных существ. С первых кадров становится заметным сильное влияние произведений Г.Ф. Лавкрафта.
Хотя за давностью лет местные потусторонние супостаты, как и главные герои, не могут похвастаться большим количеством полигонов в своих на тот момент новых трёхмерных проекциях (на секунду припомним - вышедший год спустя Doom (1993) имел в основе спрайтовую графику), этот аспект с лихвой компенсируется другими составляющими. Из них, в частности, можно отметить детально проработанные задники, атмосферу, не последнюю составляющую в создании которой играет фоновая музыка, в частности звуки - скрип деревянного пола, странный стук где-то вдали и т.п.
В контексте геймплея на первый взгляд всё достаточно стандартно для жанра, но есть одна интересная деталь - если большинство пазлов решается только одним задуманным сценарием, то бои могут протекать по-разному. Игрок волен проигнорировать стычку, просто сбежав от монстра куда подальше, в ряде случаев может преградить противнику путь каким-либо способом (например, прикрыв окно шкафом), но наиболее примечательным вариантом является применение квестового предмета для нейтрализации оппонента вместо боя с ним. Здесь как пример можно привести гостиную, где одновременно поджидают пять зомби. Вместо того чтобы сражаться с ними, можно... принести им на обед заготовленный неподалёку суп, тогда они останутся на своих местах и проигнорируют героя. В другой ситуации, с танцующими призраками, обстановка сложнее - если игрок не решит головоломку как задумано, то упомянутые существа будут преследовать персонажа по всему особняку и скрыться от них не выйдет.
Перечислять иные достоинства основоположника целого жанра можно было бы долго, как и вникать в специфику сюжета и поиск разных отсылок, но здесь один из тех случаев, когда атмосферу полноценно нельзя передать словами.
Сегодня данная игра может смотреться архаично, геймплей - казаться топорным, а порог вхождения - высоким. В то же время, как и много лет назад, Alone in the Dark ничуть не растерял своей былой атмосферы, чем и способен подкупить в том числе искушённых современными проектами игроков, если они будут готовы совладать с его спецификой, как и в целом с присущими жанру элементами.
7. Entity (1993 / 1996).
Малоизвестный платформер, изначально вышедший в 1993 году, выпущенный достаточно известной в тот период французской компанией Loriciel. В 1996 году готовилось переиздание в виде CD-версии, дополненное FMV-вставками и CD-Audio, где главная роль была отведена француженке Эльвире Одре, попутно совпавшее с банкротством компании, таким образом по сути став последним проектом компании. Последний вариант игры добрался до широкой публике только в 2024 году.
Несмотря на все предпринятые усилия и попытку в кинематографию, канва местного сюжета достаточно размыта. Некое древнее зло, именуемое как Entity, было заточено мудрецами на отдалённой планете. По слабо понятному стечению обстоятельств ему удаётся освободиться. Милграм, один из мудрецов, посылает своей дочери, Антемис, нечто вроде видения, обрисовывая сложившиеся обстоятельства, повествуя о том, что она оказывается последней надеждой не только, судя по всему, планеты Земля, но и мироздания в целом. Для победы над злом героине предстоит посетить пять миров, в конце каждого из которых будет поджидать босс, таскающих собой фрагмент кристалла, необходимого для завершения эпического квеста. В свою очередь перед тем как сразиться с боссами нужно отыскать три части посоха.
---
Образ главной героини можно назвать характерным преобладаем визуальной составляющей над всем остальным. На официальных артах и в FMV - почти безмолвная, хрупкая блондинка в сером / средневековом платье. В геймплейном контексте - одинокая избранная, суровая воительница в броне-бикини.

---
Ложек дёгтя в, на первый взгляд, неплохо выстроенном фэнтейзином платформере, оказывается несколько. Первая - далеко не низкий уровень сложности. Врагов не то чтобы сильно много, но урон они наносят существенный, ввиду чего есть риск застрять ещё на самом первом уровне, который наполнен лесами и населяющих их динозаврами разных видов, в диапазоне от диплодоков до тираннозавра. Вторая - боезапас имеющегося по умолчанию оружия бесконечен, но урон оно наносит умеренный. В довесок к нему можно будет найти огненные шары, лазер и ультимативные молнии, бьющие по площади, но их число существенно ограничено. Третья - части упомянутого ранее посоха могут быть как либо где-то спрятаны, так и падать с рядовых врагов. Четвёртая - прыжки, один из ключевых элементов аркад подобного вида, порой даются не просто.
Наличествуют бонусы. Помимо типовых, вроде временной неуязвимости и дополнительных жизней, можно отметить крылья, дающих возможность, пусть и недолгую, преодоления препятствий по воздуху. Локации достаточно разнообразны, каждая выполнена в своём, достаточно характерном антураже.
Высокий порог вхождения ставит под вопрос целесообразность подробного ознакомления с данным проектом, в тоже время, по крайней мере ненадолго, заглянуть сюда вполне можно.
8. Vinyl Goddess from Mars (1995).
Об этой игре я ранее рассказывал здесь, поэтому не стану повторяться и сделаю акцент на интересных фактах, не озвученных ранее.
1. По некоторым данным изначально предполагалось, что данный проект станет частью серии ранее упомянутой Jill of the Jungle (1992), но расклад сложился иначе.
2. По ходу событий разработчики решили сместить и акцент целевой аудитории на более взрослую, позвав на роль главной героини победительницу одного из специфических конкурсов красоты образца 1993 года - Дебру Дэйр.

3. Завязка сюжета была создана подстать - "Виниловая Богиня" отправляется на своём корабле на межгалактический фестиваль фильмов категории "B", в процессе попадая под метеоритный дождь. После крушения на неизвестной плане ей нужно отыскать детали для ремонта своего корабля и продолжения путешествия.
На выходе получился в целом типовой, но по своему интересный платформер, несколько запоздавший с годом выхода, но от того не менее примечательный.
9. Mortal Coil: Adrenalin Intelligence (1995).
Данный проект ранее подробно был разобран здесь, по этой причине здесь лишь коротко остановлюсь на главной героине данного тактического шутера.
---
Формально в отряде исходно имеется четыре участника, в том числе ещё одна девушка, но ключевым персонажем здесь оказывается её лидер - сексапильная блондинка в обтягивающем костюме с позывным Candy ("Конфетка"), одинаково хорошо управляющейся как с управлением отрядом, так и с автоматом и катаной, так и в упражнениях в характерных шутках, преимущественно в отношении собственного придурковатого начальства.
Во многом вся специфика здесь строится на ярком протиповоставлении наполненного известными штампами sci-fi экшена, гротесткой серьёзности и противопоставленных этим элементам образов.

---
Проект не лишён достаточно количество шероховатостей, но, как шутер категории "B", в сочетании с доступными на момент выхода технологическими новшествами, смотрится по своему неплохо.
10. Anvil of Dawn (1995).
Поздняя (для своего времени) вариация подвида RPG, известного как "dungeon crawl", тонкости которой которого можно расписывать довольно долго, но я буду краток - если вы искали сопоставимый по уровню проработки аналог дилогии Legend of Grimrock (2012 / 2014), то вы его нашли. Что же касается основных составляющих, то можно отметить следующие элементы:
* Сюжет стандартен для жанра. В мире, именуемом как "Tempest", всё было вполне ладно, пока не появился тёмный повелитель с позывным "Warlord", собравший под свои знамёна массу разных сущностей. Со временем захваченные им просторы росли и силы добра стали бить тревогу, призвав на помощь пять героев, от лица одного из которых и предстоит играть.
* Имеется стандартный набор параметров вида "сила", "выносливость", "ловкость", "магия" (power), работающих согласно привычным постулатам. Каждый из героев может оперировать четырьмя видами орудий. Имеются заклинания, хотя особым разнообразием они не отличаются.
* Отдельная отличительная особенность - красочная, прередеренная графика.

* Что касается героинь. В имеющимся ростере их две:
1. Налу - чернокожая женщина. Сбалансированная героиня с уклоном в силу, но с практически полным отсутствием навыков магии.
2. Фоксвен - хрупкая блондинка, акцент навыков который смещён на ловкость и выносливость. Также предпочитает игнорировать магические способности.
Обе героини озвучены. Аспекты геймплея более-менее идентичны.
11. Realms of Chaos (1995).
Достаточно колоритный платформер (графика, противники, саундтрек), в котором имеются два главных действующих лица - Эндрик и Эландра. Первый в целом является стандартным собирательным образом воина-варвара, вторая отчасти тоже использует схожие черты, но имеет некоторые познания в магии. Сюжет традиционно крутится вокруг противостояния злу в мире, именуемом как Мистерия. Повествование разделено на 26 уровней и охватывает обширный диапазон от болотистых лесов до подземелий.

Основная фишка игры - возможность в любой момент переключиться между персонажами. Во всём остальном - классический образец проектов Apogee.
Комментарии (2)
MasterMentor
31.05.2025 14:42Да... в играх 1990-х есть 2 аспекта: технический и сисечный. Скучаем по обоим. :)
dave2
Alone in the Dark есть, а Ecstatica почему-то отсутствует. Хотя там так же два персонажа на выбор и геймплей схожий.