
Привет, Хабр! Мне предложили на обмен очень странный инструмент в не очень хорошем состоянии, неожиданно оказавшийся вполне играбельным, настраиваемым и держащим строй.
Гриф и стиль, в котором выполнен темброблок, определённо музимовские. Звукосниматели и фурнитура — серийные советские, но кастомизированы грамотно и с любовью. Ручки переменных резисторов — работа высококлассного токаря.
Обмен состоялся, и я о нём ничуть не жалею. Сейчас мы сможем рассмотреть этот шедевр во всех подробностях, изнутри и снаружи, а также услышать его звучание.
▍ Первое знакомство
Итак, вот она — на сегодняшний день самая интересная из попадавших ко мне электрогитар.

С лицевой стороны всё прилично, за исключением сломанного тумблера, который должен переключать звукосниматели. Внутри темброблок скоммутирован так, что работает только бриджевый датчик.

Однако сзади буковый гриф выглядит просто страшно: он сильнейшим образом рассохся по линиям склейки.

Тем не менее, разваливаться он не думает. Винтажная электрогитара советских времён с видавшим виды немецким грифом прекрасно держит строй и не издаёт зловещих скрипов при натягивании струн, в отличие от пары новых новёхоньких изделий — чистокровного китайца Tinar GT500 и немца азиатского происхождения Harley-Benton DC-200 CH.

Однако не будем забывать, что обе упомянутых электрогитары ультрадешёвые, и после ряда доработок, включая исправление крепления грифа, эти «гадкие утята» превратились в прекрасные современные инструменты.

Китайский Forest GT500 стал моей гитарой на каждый день, а вишнёвый даблкат — новогодним подарком и надёжным спутником ученика моего коллеги на его творческом пути.
▍ Колковые механизмы
Раздельные, полностью металлические колки «Ритм» производства Алапаевского металлообрабатывающего завода точно такие же, как у ростовской «баянной» Тоники и борисовской Форманты 241-БЛ.

Как и полагается винтажным колкам, их втулки вбиты в древесину пера грифа, а не ввёрнуты в основание механизма.

После нанесения консистентной смазки эти червячные механизмы работают вполне себе хорошо, держат строй и позволяют точно настроить гитару, хотя и не предоставляют такого комфорта, как даже самые дешёвые современные колки из Поднебесной.

В отличие от колков Форманты, которые пришлось заменить из-за раскрошившихся зубьев, переставив уцелевшие шестерёнки на Тонику, красный мустанг пришёл ко мне с полностью исправными колковыми механизмами.
▍ И всё-таки, что это за гитара?
Почему мустанг? — Потому что данная электрогитара звучит и откликается на звукоизвлечение как Fender Mustang, которому она подобна с точки зрения конструкции, а не как Gibson SG, чей дизайн, несомненно, послужил источником вдохновения для обводов её корпуса. И скос деки под правую руку здесь выполнен тоже как у Мустанга, а не так, как у SG.

Тогда почему не джазмастер, учитывая длину мензуры 25 дюймов, как у электрогитар Пол Рид Смита (PRS)? — Потому что джазмастер выглядит и ощущается совсем по-другому.

Зато электрогитара Юрия Каспаряна из группы Кино — Musima de Luxe 25K — ощущается и звучит весьма схоже. У неё более короткая 24.4-дюймовая мензура и форма корпуса синглкат, зато гриф такой же толстенный, как бейсбольная бита. Хотя последнее характерно для очень многих винтажных инструментов.

И обратите внимание на очертания пера грифа с двумя рядами по три колка, а также на окантовку, волют (утолщение в основании пера) и присутствие нулевого лада!

Этот гриф определённо музимовский. Он либо снят с одной из винтажных гитар от производителя, имевшего отношение к концерну VEB(K) Musikinstrumentenbau Markneukirchen, либо (что маловероятно, учитывая сложность изделия и характерные материалы) является мастерски изготовленной копией. Либо дека тоже немецкая, что ещё менее вероятно, учитывая особенности лакокрасочного покрытия и то, что она явно изготовлена под советскую фурнитуру, а не переделана под неё.
Восточногерманские лютиеры создавали и даблкаты, но последние отличались другой формой деки и толстым слоем глянцевого лака на ней, огромными прямоугольными инкрустациями накладки грифа, а также машинкой тремоло на общей станине с кобылкой.

Что особенно интересно, форма пикгарда моего загадочного мустанга довольно близка к соответствующей детали жемчужного даблката с вышеприведённого фото, а крышка темброблока весьма напоминает оригинальную крышку Музимы Каспаряна, причём изготовлена не из хрупкого листового плексигласа, покрашенного с изнаночной стороны, а из двух слоёв прочного пластика — верхнего чёрного и нижнего белого, образующего окантовку.

Я прихожу к выводу, что мастер, собравший эту гитару и изготовивший деку или разработавший её чертёж, был прекрасно осведомлён о многих тонкостях даблкатов, мустангов и инструментов Musima, что позволило ему создать этот шедевр совершенным не только технически и эстетически, но и концептуально.
Мне пришлось повозиться с поисками информации, но результат, наконец, достигнут. Вне всякого сомнения, гриф и ручки переменных резисторов позаимствованы у джазовой полуакустики Musima 1655 HV, выпуск которой начался с середины 60-х годов прошлого века.

В этих «полубанках» как раз использовались и древесина бука, и обычный столярный клей, склонный к рассыханию со временем, и палисандровый шпон на пере грифа, в основании которого располагалась гайка анкерного стержня, в отличие от более поздних инструментов производства Musima. Мензура тоже совпадает — 640 миллиметров. Длиннее, чем у Gibson Les Paul и короче, чем у Fender Stratocaster.

Штатные колки были ненадёжными и быстро выходили из строя, поэтому их чаще всего вскоре заменяли на то, что имелось в наличии.

Как видим, неизвестный советский лютиер заменил и пластмассовый верхний порожек на сверкающий шедевр из нержавейки. Или это нейзильбер? Не суть важно. Главное, что всё в этой гитаре сделано основательно и с любовью.
▍ Продолжаем изучать инструмент
Для доступа к пружинам машинки тремоло без её демонтажа с деки предусмотрена фигурная крышка из тонкого листового металла на пяти шурупчиках.

Некплейт с верхней пуговицей для ремня, выточенной из металла, не оригинальный, а мастеровой, либо снят с неизвестного мне инструмента. Напишите в комментариях, если видели такой где-либо ещё.

Нижнюю пуговицу время не пощадило, но она остаётся на месте и выполняет свою функцию.

Звукосниматели в гармонично дополняющих внешний вид кастомных рамках из чёрного пластика выглядят как нарядные винтажные хамбакеры, но на самом деле это синглы с Урал-Тоники ЭГС-650, дешёвые пластмассовые шторки которых заменены на роскошные металлические.

Под шторкой находится керамический магнит полосовой формы, вокруг которого уложена обмотка звукоснимателя. Под магнитом расположена фигурно выгнутая стальная пластина, куда вворачиваются шесть регулируемых винтовых магнитопроводов.

Получается рисунок силовых линий магнитного поля как у хамбакера, но катушка при этом всего одна, будто включена отсечка.
Причём конструкция обмотки и расположение магнита в ней близка к широко известным в узких кругах цилиндрическим звукоснимателям типа «lipstick» (англ. «губная помада»), характерных для электрогитар американской компании Danelectro.
Звучание этих звукоснимателей не «хлёсткое», как у фендеровских синглов, а «кусачее», подобно P-90. И эти странные названия — не инструменты продвижения маркетинговых мифов, а попытки описать доступными словами физические факты.

Узлы и пучности гармоник колебаний струны находятся в определённых местах, поэтому форма катушки и рисунок силовых линий подмагничивающего её поля влияют на частотный спектр индуцируемого в ней тока. Также имеют значение индуктивность, межвитковая ёмкость и омическое сопротивление обмотки звукоснимателя.

У той же ЭГС-650 позаимствована и кобылка «мустанговского» типа с возможностью раздельной регулировки рабочей длины струн, а также корректировки межструнного расстояния.

Машинка тремоло также взята с Тоники, однако её станина обрезана, чтобы кобылка крепилась отдельно. Лично на мой скромный вкус, так получилось гораздо эстетичнее. Однако регулировка высоты струн простым поворотом винта стала невозможной.

Теперь для выполнения данной задачи необходимо снимать кобылку и добавлять или убирать регулировочные шайбы. И это, пожалуй, единственный конструктивный недостаток данного кастомного инструмента. В отличие от бриджа типа «тюноматик», здесь быстро скорректировать высоту струн прямо посреди выступления на сцене не получится.

Тратить дорогостоящее студийное время на частичную разборку инструмента со значительным ослаблением струн также весьма неприятно. Жаль, что талантливый лютиер не предусмотрел утопленную в деку станину или стаканы с резьбой либо без неё, как у аутентичной кобылки мустанговского типа.

Причина такого технического решения состоит в том, что под кобылкой находятся пружины механизма тремоло.

Зато карман деки под пятку грифа выполнен с поистине шедевральной аккуратностью.

Возможно, именно длина, глубина и точность изготовления этого кармана не даёт рассохшемуся грифу развалиться на две продольные половинки. Разбирать и проверять не буду.

▍ А что внутри?
Нижняя часть трёхслойного пикгарда представляет собой основательную алюминиевую пластину, на которой располагаются три характерных для электрогитар марки Musima немецких переменных резистора RFT на 1 мегаом, выходное гнездо под джек — также музимовское, а также сломанный бакелитовый тумблер советского производства и плёночный конденсатор на 1000 пикофарад с оторванной ножкой.

Предполагаю, что тумблер включал режим «банджо», характерный для восточноевропейских и советских электрогитар тех лет. Оригинальная схема коммутации не уцелела. Ни один из регуляторов не функционирует, и непонятно, куда что присоединялось. Кто-то из бывших владельцев инструмента восстановил соединение бриджевого звукоснимателя с выходным гнездом при помощи толстых проводов на скрутках.

Под пикгардом мустанговской формы, изготовленном из белого оргстекла, всё выглядит прилично. Это оргстекло не хрупкое, то есть перед нами не простой плексиглас, а поликарбонат. В этом вопросе мастер молодец, в отличие от создателей крышки темброблока Musima de Luxe 25K.

Возле некового звукоснимателя заботливо выполнена фрезеровка под конденсатор МБМ 0.05 мкФ 160 В 1975 года выпуска, благодаря которому, мы можем датировать кастомный инструмент второй половиной 1970-х — первой половиной 1980-х годов.
Что интересно, одножильный экранированный провод во фторопластовой изоляции, в разрыв которого включён этот конденсатор, идёт в направлении верхнего переключателя. Скорее всего, конденсатор подключался параллельно звукоснимателям для получения «джазового» тембра звучания. Точь-в-точь как в советской «Тонике».

Выглядит так, будто третьего конденсатора, необходимого для традиционного регулятора тембра, на этой электрогитаре не было. То есть все три переменных резистора служили ручками громкости — для каждого звукоснимателя и общей выходной.
А переключатели отвечали за фиксированные тембры, наподобие регистрам аккордеона. Для тех лет это распространённое явление. Возьмём, например, схему темброблока легендарного «Урала».

▍ Ремонтируем электронику
Не знаю, кто и когда приклеил верхний переключатель на эпоксидную смолу, что заставило меня потрудиться, очищая полость деки от компаунда и останков сломанного тумблера.

Судя по тому, что звукосниматели также приклеены к деке без возможности регулировки высоты, это мог сделать тот самый мастер — создатель уникального инструмента. Хотя дурное решение могло прийти к кому-либо и позднее, когда была утеряна круглая крышка полости переключателя.
Разумеется, после этого тугой советский тумблер сломался, так как его карболитовый корпус не рассчитан на такие нагрузки. Усилие должно прилагаться к металлическому стакану, в котором качается рычажок, а не к корпусу переключателя.
Современных китайских тумблеров, как тот трёхпозиционный гитарный, что я установлю в очищенную полость после увлекательной игры в стоматолога для великанов, это тоже касается. А эстетичную крышечку, которая будет удерживать переключатель, я изготовлю из сувенирного биткойна.

Диаметр этого медальона составляет как раз необходимые 40 миллиметров. Кстати, он притягивается магнитом. Думаю, что его материал — самая дешёвая сталь, поскольку не вижу причин, по которым китайцы тратили бы на такие сувениры более дорогой никель.
Сверлим отверстия и немного состариваем поверхность ластиком для гитарных ладов. Получается красивая деталь.

Трёхпозиционный переключатель звукоснимателей установлен на электрогитару.

Сломанный двухпозиционный тумблер из темброблока мне удалось отремонтировать, припаяв к его подвижному контакту гибкий провод.

Теперь в моём распоряжении обе контактных группы, что позволит инвертировать полярность подключения некового звукоснимателя.
▍ Схема темброблока
Крышка темброблока данной электрогитары предусматривает отверстия под выходное гнездо, переключатель и три переменных резистора, два из которых будут классическими регуляторами громкости и тембра.

Третий потенциометр можно использовать для шунтирования фазосдвигающего конденсатора в цепи некового звукоснимателя.

Выходное гнездо страдало плохим контактом, как и все три переменных резистора, которые ещё и заедали. Поэтому я заменяю эти отслужившие своё компоненты на новые. Теперь гитару можно собирать и настраивать.
▍ Играем и слушаем
Видео на Rutube
Звукосниматели из Урал-Тоники не «плохие». Они просто особенные. Да, они не звучат как винтажные хамбакеры P.A.F., модерновые хамбакеры для металла или классические стратовские синглы.
Их характер ближе к другим классическим датчикам — «липстикам» Danelectro и джазмастеровским синглам. Однако в восьмидесятых-девяностых годах прошлого века немногие из числа советских любителей электрогитары знали, что это такое. Меня радует, что этот мастеровой красный мустанг дошёл до наших дней с теми звукоснимателями, что установил на него создатель.
Напишите в комментариях, с какими мастеровыми или кастомизированными музыкальными инструментами вам приходилось встречаться.
© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?

Комментарии (6)
LazyZeroed
05.06.2025 15:22Можете пояснить, что означает термин "мастеровая гитара"?
Mos2
05.06.2025 15:22В СССР достать гитару иностранного производства было очень трудно. Просто купить в магазине - невозможно. Ну а выпускала промышленность вот те "унитазы". Поэтому некоторые мастера делали гитары в ручную, значительно лучшего качества, чем промышленные. Такие самодельные гитары назывались "мастеровые". В моём городе Алма- Ата, напимер были Золоторевские гитары.
Lunathecat Автор
05.06.2025 15:22Сегодня "master built" в контексте custom shop означает высший уровень инструмента ручной работы, когда созданием одной электрогитары полностью занимается один ведущий мастер, в отличие от "team built", когда технологические операции разделены между несколькими сотрудниками.
А в СССР частные мастера делали то востребованное музыкантами, чего не выпускала промышленность. Предпринимательская деятельность не поощрялась государством, однако мастера обслуживали сферу искусства, будучи трудоустроенными в театре, музее, доме культуры и т.д.
На работе либо в домашней мастерской мастер мог создать инструмент и по личному заказу артиста. С одной стороны, это было нелегальным предпринимательством. С другой стороны, это было необходимо для функционирования сферы искусства. Так как заказы были единичными, государство закрывало глаза на нарушение буквы закона. Ведь артисту нужно хорошее настроение и хороший инструмент для хороших выступлений и записей.
Astroscope
05.06.2025 15:22Напишите в комментариях, с какими мастеровыми или кастомизированными музыкальными инструментами вам приходилось встречаться.
Я застал те времена, когда труд в долларах стоил почти ничего, а среднебюджетные гитары от известных массовых брендов переваливали за годичную зарплату инженера в советском НИИ, которую еще нужно было как-то рационально истратить на самые базовые потребности, на которые не сказать, что хватало. Тогда оказывалось, что изготовленные на заказ гитары дешевле брендовых - именно из-за аномально низкой стоимости труда. Тогда вполне нормальным считалось заказывать подделки - на самом деле высокого качества изготовления инструменты, но максимально точно копирующие брендовые модели. Вот, многие играли на таких Jackson, ESP, Fender и прочих Gibson, отличить которые на глаз, без ковыряния в потрохах, было практически невозможно, а многие и не имели должного опыта, чтобы знать, на какие детали обращать внимание, но уровень качества изготовления был все же весьма высок. Это не сегодняшние копеечные китайские подделки соответствующего копеечной цене качества.
Artem_Mishukov
Очень приятно читать Ваши публикации! Отдельное спасибо за прекрасный русский язык.
Lunathecat Автор
Спасибо за добрый отзыв!