Сегодня мы хотим вспомнить одно замечательное решение из прошлого — компьютер Amiga.

Последние десятилетия прошлого века были богаты на различные компьютерные системы, соревновавшиеся друг с другом за лидерство. Ранее мы уже рассказывали про ZX Spectrum, а в сегодняшней статье мы расскажем об еще одном компьютере, который был довольно популярен в России в конце 90х — Amiga.

Для того, чтобы начать наш рассказ о создании этого компьютера нам придется перенестись в конец 1970х годов. Именно тогда компания Atari, один из крупнейших производителей игровых автоматов решил выйти на рынок домашних ПК и выпустила ATARI 400 и 800.

Компьютер Atari 400
Компьютер Atari 400

Эти модели были первыми домашними компьютерами, в которых за обработку графики и звука отвечали специальные чипы, разработанные инженером Джеем Майнером (Jay Miner).

Однако, после выпуска этих чипов автор не стал развивать их далее, а вместо этого предложил компании разработать абсолютно новый домашний компьютер на самом производительном в то время микропроцессоре Motorola 68000. Но испытывавшая на тот момент финансовые трудности Atari отказала разработчику в реализации его идеи. Atari потратила значительные средства на выпуск новых компьютепов и руководители не видели смысла вкладывать средства в новый проект. Также руководство полагало, что, ATARI довольно успешно занимала нишу 8-битных систем, и считало, что время 16-битных домашних компьютеров ещё не пришло (Да, да, все таже типичная ошибка рукводства, не готового менять мир!). Позднее это ошибочное мнение привело к спаду всей игровой индустрии и началу длинного списка неудач Atari, после чего руководство признало, что их мнение было ошибочным.

После отказа руководства Майнер покинул компанию и устроился работать в компанию Zymos, занявшись разработкой микросхем под индивидуального заказчика. А в 1980 году Джей Майнер совместно с другими бывшим сотрудниками Atari создали собственную компанию Hi-Torro.

Первые шаги

Джею Майнеру удалось привлечь инвесторов, вложивших в создание игровой системы 7 миллионов долларов. Но помимо денег на разработку новых решений у компании была еще одна небольшая проблема – узнаваемость бренда. В отличии от Atari, про Hi-Torro мало кто знал.

Для решения этой маркетинговой проблемы компании были созданы два отдела: первый занимался, собственно, разработкой игровой системы, а второй - созданием периферийных устройств и небольших игр для различных компьютерных платформ.

И пока один отдел делал компанию известной на рынке, выпуская различные джойстики, виртуальные доски и другую периферию, отдел Майнера занимался разработкой нового компьютера.

Игровой джойстик Hi-Torro
Игровой джойстик Hi-Torro

Отдел разработки, состоявший из двадцати человек должен был создать игровую систему с достаточно революционными для того времени требованиями к качеству и звуку. При этом Hi-Torro не собиралась самостоятельно разрабатывать софт (прежде всего игры) для своего решения. Предполагалось, что они сосредоточатся на аппаратной части, а разработкой игр займутся другие серьезные игроки рынка, например компаании Activision и Imagic.

Вообще, изначально новый компьютер позиционировался лишь как игровая система. Такой подход был сформулирован инвесторами, рассматривавших Hi-Torro лишь как компанию-конкурента Atari.

Но, в процессе работы, между разработчиками стали возникать серьезные разногласия по поводу сегмента, который займет этот компьютер на рынке. В результате этих споров было решено создать игровую систему, которая, в случае необходимости, могла быть превращена в полноценный компьютер.

Появление Амиги

Когда бренд Hi Torro стал узнаваем на рынке, компания столкнулась с неожиданной проблемой — японский производитель Torro потребовал от них сменить сове имя под угрозой судебных разбирательств. Так «высокий бык» превратился в «подружку».

Но вернемся к технике. Пожалуй, главным из тех революционных изменений, которые закладывались в архитектуру будущей Амиги был тактовый генератор, позволявший отображать изображения на экране и манипулировать ими намного эффективнее других систем того времени.

Ядром решения был тот самый процессор Motorola 68 000, который разрабатывал отдел Майнера. Также, компанией были разработаны чипы, для обработки графики и звука. Один спецпроцессор отвечал за генерацию адресов, второй управлял звуком и портами расширения, и третий отвечал за обработку графики и управление экраном.

Для макетирования работы этих процессоров был собран макет состоявший из большого количества простых микросхем (никаких вам ПЛИСов!), имитировавших логику работы спецпроцессора. И благодаря точному расчёту скорости прохождения сигналов платы работали синхронно на частоте 3,59 МГц. Именно на такой частоте должны были работать воссозданные в конечном итоге в кремнии спецпроцессоры.

Драматические поиски инвестора

Однако, пока разработчики готовили новый компьютер к выпуску жизнь вносила свои коррективы. В 1983 продажи игровых консолей Атари резко сократились, в результате чего также снизились продажи и периферии, продаваемой компанией Амига. Деньги, получаемые от продажи джойстиков и других устройств шли на разработку компьютера и уменьшение этого финансового ручейка грозило поставить крест на новой разработке. Для спасения ситуации разработчикам пришлось уволить часть сотрудников и взять кредит под залог своего жилья.

Боольшие надежды возлагались на выставку Consumer Electronics Show (CES), которая должна была пройти в январе 1984 года. На ней планировалось показать в работе новый компьютер. Но и здесь была небольшая проблема - аппаратная реализация компьютера на тот момент состояла из семи плат. Для того, чтобы скрыть столь внушительные размеры своего устройства, на выставке эти платы скрыли под столом. Такое решение создавало серьезный риск перегрева, но других вариантов у разработчиков не было.

В качестве демонстрации было написано небольшое графическое приложение с трехмерным подпрыгивающим шаром. Когда этот шар касался поверхности, раздавался характерный звук. С помощью этого демо разработчики наглядно демонстрировали мультимедийные и вычислительные возможности новой машины.

Commodore Amiga: альтернативный путь компьютеростроения

Несмотря на определенные риски, демонстрация решения прошла успешно, зрители были в восторге и через несколько дней были назначены встречи с потенциальными инвесторами.

Однако, если вы думаете, что на этом история создания компьютера становится скучной и унылой — разработчики получили многомиллионные инвестиции, выкупили свои дома из залога и стали спокойно дальше дорабатывать новую машину, то вы глубоко ошибаетесь.

Самая драматичная часть истории создания Амиги еще впереди.

Появление Commodore

Несмотря на успех, показанного на выставке прототипа, инвесторы не спешили вкладываться в это решение. Они хотели дождаться готового компьютера и не очень хотели вкладывать 30 миллионов долларов, которые требовались для завершения работ. Некоторые компании готовы были купить само решение, но без разработчиков.

Уже знакомая нам компания Atari предложила Amiga кредит на кабальных условиях: часть суммы требовалось возвратить через месяц. Приняв это предложение Amiga Inc. по сути обрекала себя на поглощение гигантом игровой индустрии, так как собрать необходимую сумму за месяц было невозможно.

Но за три дня до назначенного срока компания Commodore International, которая являлась основным конкурентом Atari выкупила акции Amiga Inc, что позволило вернуть кредит Atari.

В результате Amiga Inc была поглощена Commodore и так появилась та самая Commodore Amiga, которую многие из нас знают.

Commodore не только решил финансовые проблемы разработчиков Amiga, но и внес свои коррективе в разрабатываемый компьютер. Так, было увеличено максимальное разрешение, поддерживаемое компьютером — с 320×400 пикселей до 640×400 пикселей. Однако некоторые идеи разработчиков новые хозяева что называется «завернули». Так, они отказались от практически готового MIDI-порта, а за RGB выход инженерам пришлось долго бороться.

Первая Амига

Новый компьютер Commodore Amiga A1000 был официально представлен 23 июля 1985 года. Основные характеристики этой машины были следующими: процессор Motorola MC68000, частота 7,16 МГц, ОЗУ 256 Кбайт, возможно расширение до 512 Кбайт, графика 320×400, 32 цвета, 640×400, 16 цветов. Цветовая палитра 4096 цветов (очень неплохо для 1985 года!). Звук четыре 8-битных стереоканала. Наличие ввода-вывода для управления дисковыми данными и портами мыши/джойстика. Периферия 3,5" дисковод для дискет объёмом 880 Кбайт. Размеры и вес: 450×330×110 мм, 5,5 кг.

Commodore Amiga: альтернативный путь компьютеростроения

В своем изящном низкопрофильном корпусе Commodore Amiga опережала свое время как в техническом, так и в эстетическом плане. В Северной Америке она была выпущена по цене 1495 долларов за модель с 512 Кб ОЗУ и 1295 долларов за 256 Кб. Аналоговый RGB-монитор можно было приобрести за дополнительные 300 долларов, доведя стоимость самой дешевой комплектации до 1595 долларов. Это была цена, недоступная большинству обычных пользователей, но все равно она была вдвое ниже, чем у Macintosh с 128 Кб ОЗУ за $2 495, и дешевле, чем у IBM PC-AT, при этом обладая большей мощностью.

Однако в этом вопросе было (как всегда) одно небольшое препятствие. В то время как Commodore Amiga активно строилась, разработчики Atari работали еще более активно и добились успеха, выпустив Atari 520ST на целый месяц раньше, и по более низкой цене: 799,99 долларов с монохромным монитором и 999,99 долларов за цветной. Несмотря на то, что компьютер Atari не обладал таким хорошими характеристиками, как Amiga, он поставлялся с монитором, что являлось серьезным преимуществом.

Опираясь на более высокую стоимость разработки и выбрав цену выше 1000 долларов, Commodore сразу же вывела свою Amiga на рынок компьютеров высокого класса, сражаясь с такими компаниями, как Apple и IBM. Это был рынок, где программное обеспечение имело большое значение. Здесь главными были электронные таблицы и производительность, а для новой машины Amiga просто не хватало программного обеспечения.

А вот более гуманные цены на компьютеры Atari вывело их машину в число крупных игроков в ценовой зоне начального уровня, открыв систему для множества новых пользователей, желающих попробовать что-то новое и захватывающее.

Компания Commodore также испытывала определенные трудности: ее прибыль от продаж становились все меньше. Commodore 64 все еще продавался, и продавался хорошо, в крупных розничных сетях, но Amiga в них даже не продавалась. В сочетании с задержкой производства, неубедительной индивидуальностью и неясным направлением Amiga продалась всего в 35 000 экземпляров в 1985 году, что конечно не способствовало развитию этого решения.

В результате в 1987 году были выпущены две новые модели Amiga: более дешёвая Amiga 500 и более дорогая Amiga 2000 по цене 699 и 2395 долларов США соответственно (в эту цену входил 1 МБ оперативной памяти и монитор).

Amiga 500 оснащалась процессором Motorola 68000, работающим на частоте 7,16 МГц, 512 КБ оперативной памяти и набором микросхем Enhanced Chip Set (ECS). Кроме того, она имела встроенный дисковод для гибких дисков и встроенную клавиатуру.

Компьютер Amiga 500
Компьютер Amiga 500

Amiga 2000 оснащалась процессором Motorola 68000, работающим на частоте 7,16 МГц, оперативной памятью объемом до 9 МБ и набором микросхем Enhanced Chip Set (ECS). Кроме того, она имела несколько слотов расширения, позволяющих подключать периферийные устройства, такие как жесткие диски и видеокарты.

Компьютер Amiga 2000
Компьютер Amiga 2000

Последний взлет

К началу 1988 года продажи программного обеспечения для Amiga оставались неутешительными по сравнению с продажами для IBM PC, Commodore 64 и Apple II. Хотя Amiga 500 стала успешным домашним компьютером и в конечном итоге превзошла своего главного конкурента, Atari ST.

Более дорогая Amiga 2000, также смогла занять свою нишу на рынке настольных видеосистем. Однако этот рынок был не таким большим, как офисный и издательский рынки, на которых доминировали IBM PC и Apple Macintosh, и Amiga 2000 отставала от этих систем по продажам.

В 1990 году Commodore выпустила Amiga 3000 с расширенным набором микросхем (ECS) и второй версией операционной системы, обычно называемой Workbench 2.0.

Вскоре после этого Commodore выпустила приставку CDTV стоимостью 895 долларов США, которая должна была стать конкурентом таких устройств, как Philips CD Interactive (CD-I). Компания Commodore, как и многие разработчики игр полагали, что интерактивные видеоигры на основе компакт-дисков станут популярным продуктом (в принципе они были правы). Но в итоге получилась система, которая представляла из себя Amiga 500 с пультом дистанционного управления вместо клавиатуры и CD-приводом вместо дисковода для гибких дисков.

Но Amiga 500 стоила дешевле и при желании пользователи могли самостоятельно расширить ее функционал до CDTV, так что Amiga CDTV не взывала интереса у потребителей. При этом, на разработку CDTV компании пришлось потратить значительные средства и для Commodore провал продаж Amiga CDTV стал серьезным ударом.

Наступали 1990е и IBM PC постепенно захватывала рынок компьютерных игр. В ответ Commodore выпустила Amiga 500+, которая позиционировалась прежде всего как игровая приставка, но так как на ней шли многие популярные в то время игры, она также не слишком хорошо покупалась.

Компьютер Amiga 500+
Компьютер Amiga 500+

Для того, чтобы заменить устаревший к тому времени Commodore 64 в бюджетном сегменте, компания приступила к разработке Amiga 600 — системы, которая должна была быть намного дешевле, чем Amiga 500. А Amiga 500 должна была быть заменена Amiga 1200, которая также находилась в разработке.

Выпущенная в 1992 году, Amiga 600 была более компактной и доступной версией Amiga 500. Она оснащалась процессором Motorola 68000, работающим на частоте 7,16 МГц, 2 МБ оперативной памяти и набором микросхем Enhanced Chip Set (ECS). Также она имела встроенный флоппи-дисковод и встроенную клавиатуру.

Компьютер Amiga 600
Компьютер Amiga 600

В октябре 1992 года компания выпустила Amiga 1200 и Amiga 4000. В каждой из них использовался новый набор микросхем AGA и третья версия Операционной системы AmigaOS.

Amiga 1200 была более мощной версией Amiga 600. Она оснащалась процессором Motorola 68020, работающим на частоте 14 МГц, 2 МБ оперативной памяти и набором микросхем Enhanced Chip Set (ECS). Кроме того, она имела несколько слотов расширения, позволяющих подключать периферийные устройства, такие как жесткие диски и видеокарты.

Флагманская Amiga 4000 была построена на базе чипсета Commodore - AGA, который позволял отображать 262 144 цвета на экран и поставлялся с AmigaOS 3.0. Существовало несколько вариантов поставки, но стандартным стало наличие 3,5" дисковода 1,76 Мб, 120 Мб IDE ATA винчестера и 6 Мб предустановленной памяти.

Компьютер Amiga 4000
Компьютер Amiga 4000

Однако, несмотря на появление новых моделей у Commodore была серьезная проблема с программным обеспечением и прежде всего с поддержкой их платформы разработчиками игр. Из-за низких продаж Amiga разработчики игр не хотели вкладываться в поддержку этой платформы, а без игр у пользователей пропадал интерес к этим компьютерам.

На рынке офисных компьютеров уже вовсю хозяйничали IBM PC И, здесь также не хватало необходимого офисного ПО для эффективных продаж.

Да, большие возможности Amiga по работе с графикой и звуком, сделали эти машины востребованными при монтаже фильмов и на телевидении, но для получения серьезной прибыли, позволяющей дальше развивать решение этого было недостаточно.

Закат амиги

После двух попыток реорганизовать свой бизнес в конце апреля 1994 года руководство Commodore добровольно подало заявление о банкротстве. Большая часть активов и название Commodore были проданы компании Escom. Производство было возобновлено на короткое время под названием Amiga Technologies компании Escom. Однако на сцене уже начинал появляться Linux и идеи Open Source на рынке свободного ПО. Также Microsoft Windows активно захватывала рынок коммерческого программного обеспечения. Таким образом, для платформы Amiga просто не оставалось места.

Из‑за яростной преданности некоторых поклонников Amiga (в том числе и в России), эти компьютеры продолжали существовать ещё много лет после того, как была продана последняя оригинальная Amiga. Фанаты самостоятельно разрабатывали и адаптировали программное обеспечение, портировали игры и приложения.

Собственно, и сейчас на крупной площадке по продаже всего, мне удалось найти несколько объявлений о продаже «Редких компьютеров Commodore Amiga A1000/1200/4000». Также в сети можно найти относительно свежие публикации по покупке и настройке компьютеров Amiga

Подводя итог

У меня не было компьютера Amiga, но у моего школьного приятеля был Amiga 1200. И хотя мы нередко спорили относительно преимуществ IBM PC над Амигами, где я отстаивал PCшную платформу, но на меня всегда Амига производила впечатление «другого пути», то есть эти мощные для того времени технические характеристики, позволявшие работать с графикой и музыкой конечно производили впечатление, но было понятно, что это другой путь, по которому в итоге так и не пошло развитие персональных компьютеров.

Комментарии (6)


  1. profotocor
    10.06.2025 13:42

    У меня не было компьютера Amiga, но у моего школьного приятеля был Amiga 1200. И хотя мы нередко спорили относительно преимуществ IBM PC над Амигами, где я отстаивал PCшную платформу, но на меня всегда Амига производила впечатление “другого пути”, то есть эти мощные для того времени технические характеристики, позволявшие работать с графикой и музыкой конечно производили впечатление, но было понятно, что это другой путь, по которому в итоге так и не пошло развитие персональных компьютеров...

    Ага, не пошло, в 90-е в каждой рекламе - Мультимедиа (англ. multimedia) — это интерактивные системы, которые обеспечивают работу с текстом, графикой, видео, анимацией и звуком.


  1. sergdemanov
    10.06.2025 13:42

    Амига вызывает самые теплые чувства. Была в свое время 600-ая. 30 лет прошла, а игрушки помню как вчера. Один Cannon Fodder чего только стоит.


  1. Timick
    10.06.2025 13:42

    Атари на заглавной приводит к замешательству.


  1. MaTocoB
    10.06.2025 13:42

    Лично меня коробит грамматика текста, а не его содержание. Прилагательные не согласуются с существительными


  1. Denis_Chernyshev
    10.06.2025 13:42

    Пожалуй, главным из тех революционных изменений, которые закладывались в архитектуру будущей Амиги был тактовый генератор, позволявший отображать изображения на экране и манипулировать ими намного эффективнее других систем того времени.

    WUT?


  1. denismatskevich1
    10.06.2025 13:42

    Amiga 1200 была более мощной версией Amiga 600. Она оснащалась процессором Motorola 68020, работающим на частоте 14 МГц, 2 МБ оперативной памяти и набором микросхем Enhanced Chip Set (ECS). Кроме того, она имела несколько слотов расширения, позволяющих подключать периферийные устройства, такие как жесткие диски и видеокарты.

    В 1200 был AGA, ... и один разъем расширения, какие там слоты, какие видеокарты ?