Введение

Сегодня мы вспомним одну из самых интересных и малоизвестных за пределами Японии игровых консолей - TurboGrafx-16, или PC Engine, как её называют в Стране восходящего солнца. Эта компактная приставка, несмотря на скромную популярность за пределами родины, оставила яркий след в истории видеоигр и подарила нам множество культовых серий. Давайте разберёмся, чем она уникальна, как появилась и почему не стала мировой звездой.

Если спросить геймера о приставках конца 80-х, скорее всего, вы услышите про Nintendo или Sega, а кто-то вспомнит Atari, но о TurboGrafx-16, а тем более о PC Engine, знают единицы. В конце 80-х эта консоль выделялась продвинутыми графическими возможностями благодаря двум 16-битным чипам, хотя её процессор оставался 8-битным. Она не достигла успеха, сравнимого с Nintendo Entertainment System (NES) или Sega Mega Drive, но породила игровые франшизы, которые сегодня считаются классикой.

Эра 8-битных консолей подходила к концу, а 16-битные гиганты уже маячили на горизонте. Японский рынок кипел инновациями, и в этот момент появилась PC Engine - консоль, опередившая своё время, но так и не ставшая глобальным хитом. Погрузимся в её историю, чтобы понять, почему так вышло.

Технические особенности

Консоль размером 14х14х3.8 см имела всего три чипа на материнской плате. На корпусе располагались кнопка питания, порт для джойстика, разъём для HuCard, антенный выход и переключатель ТВ-канала. Сзади находился разъём для расширений, к которому подключались CD-ROM-привод и другие аксессуары. Это делало PC Engine одной из самых компактных стационарных консолей своего времени.

Недостатком был единственный порт для геймпада. Для игры с друзьями требовался мультитап.

Рождение HuCard

История PC Engine началась с Hudson Soft, основанной в 1973 году. Компания не боялась бросать вызов гигантам индустрии. В середине 80-х, когда Nintendo активно продвигала Famicom (японская версия NES), Hudson Soft была недовольна её техническими ограничениями и решила создать собственную консоль. Для этого они объединились с Nippon Electric Corporation (NEC) - известным производителем персональных компьютеров, таких как PC-8800 и PC-9800.

В то время на рынке доминировали консоли третьего поколения, а Hudson Soft предложила NEC уникальную архитектуру с двумя 16-битными графическими чипами, что могло дать серьёзное преимущество. Hudson Soft отказалась от традиционных картриджей в пользу HuCard - компактных карт размером с кредитку. Стандартные HuCard на раннем этапе имели ёмкость до 4 мегабит (0.5 МБ), а 8 мегабит стали доступны позднее. Например, Street Fighter II Special Champion Edition для PC Engine использовала HuCard объёмом 20 мегабит (2.5 МБ). Для своего времени это был прорыв, хотя сегодня такие объёмы кажутся скромными.

HuCard для Японского сегмента насчитывает более 290 игр, а для США около 100.

Революция CD-ROM

Всё началось в Японии 4 декабря 1988 года, когда NEC представила CD-ROM - дополнительное устройство для PC Engine. Этот модуль позволял запускать игры не только с HuCard, но и с компакт-дисков, что стало настоящим прорывом. PC Engine, таким образом, опередила всех конкурентов, став первой игровой консолью, использующей CD-ROM как носитель данных.

CD-ROM состоял из двух компонентов: самого CD-плеера и интерфейсного блока, который соединял плеер с консолью, обеспечивая единое питание и вывод сигнала. В США устройство вышло в ноябре 1989 года под названием TurboGrafx-CD, адаптированное под дизайн консоли TurboGrafx-16. Стоимость на старте была немалой - 400$, и в комплекте не было ни одной игры, в то время как Sega Mega Drive 200$, что делало её более доступным решением. Первыми тайтлами для TurboGrafx-CD стали Fighting Street и Monster Lair, а вскоре к ним присоединился Ys Book I & II. А в Японии за первые 5 месяцев было продано 80 000 устройств.

К 1991 году NEC решила усовершенствовать систему, представив Super CD-ROM. Этот апгрейд увеличил оперативную память с 64 КБ до 256 КБ и обновил BIOS до версии 3.0, что позволило запускать более сложные и объёмные игры.

Эти улучшения сделали PC Engine ещё более привлекательной платформой, а к 1994 году NEC пошла ещё дальше, представив 12 марта Arcade Card - апгрейд, который увеличил оперативную память Super CD-ROM до впечатляющих 2 МБ. Это позволило запускать порты аркадных хитов, которые ранее были доступны только на мощных автоматах.

Arcade Card выпускался в двух версиях: Arcade Card Duo - для консолей с уже установленным Super CD-ROM, и Arcade Card Pro - для оригинального CD-ROM, совмещающий функции Super System Card и Arcade Card Duo. ОДними из первых для Arcade Card стали порты файтингов с Neo-Geo - Fatal Fury 2 и Art of Fighting.

Позже вышли World Heroes 2, Fatal Fury Special и несколько оригинальных проектов под стандарт Arcade CD-ROM. К этому времени популярность TurboGrafx-16 и Turbo Duo в Северной Америке угасала, поэтому Arcade Card так и не получил локализацию. Однако японскую версию можно было использовать на американских консолях с помощью HuCard-конвертера.

CD-ROM и его последующие апгрейды открыли новые горизонты для PC Engine, позволяя разработчикам экспериментировать с музыкой, анимацией и повествованием, недоступными на картриджах. Эта инновация заложила фундамент для будущих мультимедийных консолей, таких как PlayStation и Sega Saturn.

В Японии насчитывается 389 игры, а в США всего лишь 54.

Но CD-ROM был раньше

Да, PC Engine была не первой консолью, использовавшей CD-ROM, но именно у неё получилась успешная реализация. Рассмотрим несколько примеров использования CD-ROM в других системах:

FM Towns Marty: Компания Fujitsu работала над интеграцией CD-ROM в свою приставку FM Towns, и в 1987 году появились прототипы, которые могли использовать компакт-диски. Однако FM Towns Marty как полноценная консоль вышла только в 1993 году, значительно позже PC Engine CD-ROM.

CDTV: Commodore начала разработку CDTV (Commodore Dynamic Total Vision) в середине 1980-х, с прототипами, использующими CD-ROM. Однако официальный выпуск состоялся только в марте 1991 года, уже после PC Engine. CDTV позиционировалась как мультимедийное устройство, а не игровая консоль, и не получила широкого успеха из-за высокой цены в $999 и слабой игровой библиотеки. CDTV использовала архитектуру Amiga 500, но её выпуск опоздал, и она не конкурировала с PC Engine в игровом сегменте.

Philips CD-i: Philips начала разработку CD-i (Compact Disc Interactive) в 1986 году, планируя создать мультимедийную платформу с CD-ROM. Прототипы существовали в конце 1980-х, но коммерческий релиз состоялся только в декабре 1991 года. CD-i не была ориентирована исключительно на игры, а её высокая цена и слабая игровая библиотека сделали её провальной по сравнению с PC Engine.

Несмотря на прорыв PC Engine не стала глобальным хитом, но её игры выходили до 1999 года. Она первой показала потенциал CD-ROM как игрового носителя, что позже использовала Sony для PlayStation, однако в графике и возможностях она уступала Super Nintendo Entertainment System (SNES) и Sega Mega Drive. CD-ROM открывал возможности для музыки и видео, но имел недостатки: долгие загрузки, дорогие диски и сложность с графикой. В отличие от HuCard, CD-ROM для PC Engine не имеют региональной защиты и, следовательно, будут работать на эквивалентных устройствах TurboGrafx-16 и наоборот, однако системные карты имеют региональную защиту, поэтому для их работы могли потребоваться дополнительные адаптеры.

Те самые игры

Bonk's Adventure

Первая игра серии Bonk, вышедшая в Японии как PC Genjin, представила миру пещерного человека Бонка. Это был ответ Mario и Sonic, но в отличие от них Bonk использовал свою крепкую голову для атаки врагов и разрушения препятствий.

Это было 10 000 лет назад. Вы - пещерный чувак. Вы плотоядны. Вы должны пройти 28 этапов доисторических плохих парней, чтобы спасти прекрасную принцессу, и у вас есть только одно оружие.

А версия Air Zonk напоминает современную Jetpack Joyride

Серия игр Bomberman

Имеет что-то общее с Танчиками и Пакманом. Это тот же вид сверху, где ты бегаешь по лабиринту, избегая врагов и используя пространство. В Пакмане ты собираешь точки и уворачиваешься от призраков, а в Bomberman - расставляешь бомбы, чтобы уничтожать врагов и расчищать путь. Игра также поддерживала совместную игру с друзьями.

Для компьютеров ZX Spectrum игра выпускалась под названием Eric and the Floaters.

Также существует игра Xblast, вдохновлённая Bomberman.

Street Fighter II

Вышла в 1991 году как аркадная игра для игровых автоматов. Именно там она стала хитом и популяризировала жанр файтингов.

Из-за огромной популярности, её портировали на домашние консоли и другие платформы . На PC Engine она вышла под названием Street Fighter II: Champion Edition в 1993 году. Вступление и биографии персонажей, которые можно найти в других версиях игры, не включены в версию для PC Engine, но порт мог похвастаться 4 играбельными боссами и файтами, где игроки могли выбирать одинаковых персонажей.

Castlevania: Rondo of Blood

Классический платформер 1993 года выпуска от Konami, эксклюзив для PC Engine. Главный герой - охотник на вампиров, который отправляется в замок графа Дракулы, чтобы спасти свою возлюбленную Аннет и других похищенных. Игра продемонстрировала возможности Super CD-ROM, став одной из знаковых игр консоли.

В 2007 году вышел ремейк для PSP под названием Castlevania: The Dracula X Chronicles.

А в 2018 вышел сборник на PS4 под названием Castlevania Requiem Symphony of the Night & Rondo of Blood, который включает две классические игры серии и доступен только в цифровом виде в PlayStation Store, если не говорить об Ultimate и Classic Edition. Это был первый официальный релиз Rondo of Blood на Западе в оригинальной форме.

R-Type

Серия скролл-шутеров, где ты управляешь космическим кораблем, летишь слева направо, мочишь крипов и их боссов. Чистая аркадная мясорубка, портированная с аркадных автоматов. Имеет 2 порта и 1 улучшенную версию на PC Engine.

Серия продолжилась на PlayStation с припиской Final, включающей три игры: R-Type Final в 2003 на PS2, R-Type Final 2 в 2021 на PS4 - сиквел, R-Type Final 3 Evolved в 2023 на PS5 - обновление Final 2 на Unreal Engine 5, включающее 7 эксклюзивных уровней, мультиплеером и метавселенной R Park.

Модификации TurboGrafx: инженерные эксперименты и музейные раритеты

NEC и Hudson Soft не ограничились выпуском оригинальной PC Engine, создав несколько модификаций консоли, каждая из которых привносила что-то новое - от улучшенной графики до портативности. Эти версии стали настоящими жемчужинами для коллекционеров и фанатов ретро. Кратко разберёмся, чем они отличались и как пытались завоевать рынок.

PC Engine CoreGrafx I это обновлённая модель PC Engine, выпущенная в Японии в 1989 году. Она имеет тот же форм-фактор что и PC Engine, но была в тёмно-сером корпусе и имела голубой цвет, а также новый композитный видеопорт AV и обновленный процессор HuC6280A.

PC Engine CoreGrafx II вышла в 1991 году и заменила корпус на светло-серый и была идентична первой версии за исключением возвращенного оригинального процессора HuC6280.

Эти консоли были нацелены на японский рынок, где PC Engine уже завоевала популярность, и стали основным выбором для геймеров, не нуждавшихся в CD-ROM.

PC Engine Shuttle: эта модель 1989 года была выпущена в Японии и Корее, она выделялась своим необычным дизайном, напоминающим космический корабль - настоящий подарок для детей 80-х, мечтавших о космосе. Shuttle была недорогой версией, рассчитанной на молодую аудиторию, стоила дешевле оригинальной PC Engine и поставлялась в комплекте с контроллером TurboPad II.

Однако из-за слота расширения в задней части корпуса она не поддерживала CD-ROM-привод, что ограничило её совместимость с играми на дисках. В консоли также не было и возможности сохранять игровые данные и компания NEC выпустила блок резервного копирования памяти только для Shuttle.

PC Engine SuperGrafx: анонсированная в 1989 году, SuperGrafx была с увеличенной видеопамятью в 128 КБ и улучшенным графическим чипом, а также могла отображать больше спрайтов и фоновых слоёв, что делало её конкурентом Sega Mega Drive. Однако высокая цена и всего 7 игр, из которых 5 были полностью эксклюзивными для SuperGrafx, а две работали и на стандартной PC Engine, но получали улучшения на новой платформе. Было продано всего 75 000 экземпляров и несмотря на увеличенный в 4 раза объём оперативной памяти по сравнению с PC Engine, а также дополнительный видеочип, консоль стала коммерческим провалом.

TurboExpress: выпущенная в 1990 году, эта портативная версия TurboGrafx-16 (в Японии - PC Engine GT) позволяла запускать HuCard-игры на 2.6 дюймовом цветном экране, имела 8 КБ оперативной памяти и работала под управлением процессора HuC6280 такого же, как у TurboGrafx-16. Но имела серьёзные недостатки: маленький экран затруднял чтение текста, а 6 батареек AA разряжались за 2-3 часа. Её цена в США и энергопотребление отпугивали массового потребителя.

Эта версия не получила широкого признания и не была принята геймерами, ей дали прозвище "Роллс-ройс портативных систем", так как первоначально была выпущена за 250$, что было значительно выше, чем у популярных конкурентов. Например Game Boy стоил 90$.

Американский покупатель не оценил вышедшую портативку, даже несмотря на то, что это первая портативка, работающая с 16 битным видео и HuCard, которая позволяла играть в полноценные, а не обрезанные игры как у Nintendo для Game Boy. В марте 1991 года его цена в США была повышена до 300$ долларов из-за более высокой стоимости дисплея, но в 1992 цена упала до 200$.

PC Engine LT: эта модель была выпущена в Японии в 1991 году и стоила 700$. С 4-дюймовым ЖК-экраном, встроенным ТВ-тюнером и поддержкой CD-ROM через внешний привод, LT была настоящим технологическим чудом. Однако её высокая цена сделала её скорее коллекционным предметом, чем массовым продуктом.

LT не работала от батареек и не имела аккумулятора и её нужно было всегда подключать к сети. Для неё даже сделали специальный переходник в машину, чтобы питать от прикуривателя.

PC Engine Duo и TurboDuo: выпущенные в 1991 (Япония) и 1992 (США) годах модели объединяли консоль и CD-ROM-привод в одном корпусе. Duo добавил 256 КБ оперативной памяти и улучшенный BIOS для поддержки Super CD-ROM игр, таких как Ys Book I & II, которая поставлялась в комплекте в США.

Также в комплекте с TurboDuo шли следующие игры: Bonk's Adventure, Bonk's Revenge, Gate of Thunder, а также Bomberman, который был спрятан пасхалкой. В комплект также входила одна игра TurboChip: Dungeon Explorer, которая позже была заменена. Эти модели были ответом на конкуренцию с Super Nintendo и Sega Genesis, но ограниченная библиотека игр в США сдерживала их успех.

Среди аксессуаров PC Engine выделяется мультитап (Multi Tap PI-PD003), позволявший подключать до пяти геймпадов. Он был необходим для многопользовательских игр, таких как Vigilante или Bomberman.

Также существует дополнительная плата от Terraonion - Super SD System 3. Она подключается к порту расширения в задней части устройства и поддерживает игры HuCard через MicroSD, а также заменяет оригинальные CD-приводы.

Основные возможности:

  • Запуск игр HuCard (.pce) прямо с карты MicroSD без физических картриджей

  • Эмуляция CD-привода с поддержкой образов дисков в формате .cue

  • Встроенная эмуляция всех системных карт (CD-ROM2, Super CD-ROM2, Arcade CD-ROM2)

  • Быстрая загрузка игр и сохранение на MicroSD

  • Поддержка карт памяти большого объема от 128 ГБ

  • Качественный видеовыход: RGB, композитное видео и стереозвук через разъем Mini DIN

PC Engine Mini: возрождение легенды

PC Engine Mini - это уменьшенная копия оригинальной консоли 1987 года, сохранившая её культовый дизайн, но с современными улучшениями. Она подключается через HDMI и питается от USB, а контроллеры остались полноразмерными. На сайте Konami упомянуты три ключевые функции:

  • Quick Save: позволяет сохранять данные в любой момент игры

  • Режимы дисплея: HDMI поддерживает разные соотношения сторон и режим с имитацией

  • CRT-телевизоров, возвращая мерцание старых экранов

  • Отдельно продаваемый мультитап: поддерживает до пяти игроков для совместной игры

Консоль была анонсирована в трейлере 12.06.2019. Линейка игр была показана 12.07.2019 и финально 08.08.2019, а сама приставка выпущена в 2020 году.

PC Engine Mini включает 57 игр, разделённых на две региональные версии: TurboGrafx-16 Mini с 26 тайтлами на английском и PC Engine Mini с 31 игрой на японском. Некоторые игры, такие как Dungeon Explorer или Ys Book I & II, доступны в обеих версиях. Подробнее можно ознакомиться на официальном сайте.

Подведём итоги

TurboGrafx-16 / PC Engine не достигла уровня популярности Nintendo или Sega, но она стала первой консолью, успешно применившей CD-ROM для игр, что открыло новые горизонты для графики, звука и объёма данных. Эта инновация заложила основу для будущих систем, таких как Sony PlayStation, и показала, как носители могут изменить подход к разработке игр.

Несмотря на высокую стоимость, слабый маркетинг и ограниченную библиотеку игр в США, PC Engine остаётся важной вехой в истории IT благодаря своим инновациям. Она напоминает нам о временах, когда смелые эксперименты и креативность определяли развитие игровой индустрии.

Комментарии (2)


  1. vladkrochev
    20.06.2025 07:44

    Мда, когда-то выпуск любой приставки был чем-то удивительным и инновационным. И каждая чем-то разительно отличалась от другой. В каждой была какая-то своя индивидуальность и даже характер.


    1. Skigh
      20.06.2025 07:44

      И у каждой своя крохотная библиотека игр, и кривые (из-за разной специфики железа) порты хитов. Нет, спасибо. ZX Spectrum -> PC - наш выбор.