Сегодня мы вспомним легендарный компьютер из прошлого - ZX Spectrum. Если кому-то из двадцатилетних ИТ-шников назвать технические характеристики этого компьютера, то они вызовут в лучшем случае улыбку. Между тем более сорока лет назад это был передовой компьютер, во многом опередивший свое время.
Во многих публикациях, посвященных ZX Spectrum авторы, как правило рассказывают про те игры, которые были популярны на этих компьютерах. Конечно, нельзя не вспомнить одну из первых игр Saboteur и бесконечные лабиринты второй части Saboteur 2. Но мы в рамках этой статьи хотели бы больше рассмотреть историю появления, поговорить о славном прошлом этого компьютера, его второй жизни в СССР и России и… его настоящем.
Но начнем мы с рассказа о создателе ZX Spectrum, незаурядном человеке Клайве Синклере.
Изобретатель, бизнесмен, рыцарь
Конечно, нельзя представить историю создания ZX Spectrum без сэра Клайва Синклера. Будущий изобретатель родился 30 июля 1940 года в семье Торы Марлес и Джорджа Уильяма Синклера. У Клайва с детства был большой интерес к учебе, но при этом он изучал интересные для него темы, отбрасывая все, что считал лишним. В 1950-е годы Клайв погрузился на захватывающий мир электроники и занялся сборкой электронных устройств. Работая в каникулы в одной из компаний разработчиков Клайв написал свою первую статью для журнала Practical Wireless.

Однако, закончив в 1957 году школу Клайв не стал поступать в университет, решив не тратить время на изучение ненужной информации, а вместо этого продолжать исследования и изучать только то, что было ему действительно интересно.
Изобретатель понимал, что для реализации его идей необходимы финансовые вложения, чтобы превратить их в товар, пригодный для продажи. Для финансирования своих продуктов Клайв первым делом обратился к журналу Practical Wireless, где продолжил писать внештатные статьи. Также он написал несколько книг по электронике. В 1961 году Клайв Синклер зарегистрировал свою компанию Sinclair Radionics Ltd…
Мы могли бы потратить целый день, перечисляя изобретения и шаги, которые привели Синклера к созданию ZX Spectrum, но на это нужна не одна статья. Отметим лишь, что среди продаваемых компанией Синклера устройств был компактный калькулятор (для начала 70х годов это был прорыв, так как производимые тогда калькуляторы трудно было назвать компактными), электронные часы, маленький портативный телевизор.

И хотя не все эти устройства хорошо продавались на рынке, а у тех же часов были серьезные проблемы с надежностью, в результате чего Синклеру пришлось продать более половины акций своей компании, но многие из его изобретений что называется опередили свое время.
В 1983 году по ходатайству премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер Клайв Синклер был удостоен дворянского звания с титулом «Рыцарь королевского Ордена».
Синклер умер 16 сентября 2021 года. В последние годы своей жизни он не пользовался интернетом и мобильной связью, а в редких интервью удивлялся популярности ZX Spectrum среди энтузиастов, считая что они могли потратить время на что-то более стоящее.
Вот краткая биография этого незаурядного человека, но вернемся к истории создания ZX Spectrum.
Вызов принят
В мае 1979 года газета Financial Times написала: «Персональные компьютеры будут постоянно дешеветь, и в течение пяти лет их цена может упасть примерно до 100 фунтов стерлингов». Клайв принял этот вызов и сенсационно его преодолел, выпустив компьютер ZX80 в январе 1980 года по цене всего 99,95 фунтов стерлингов в сборе или 79 фунтов стерлингов в виде DIY набора.
В качестве монитора предлагалось использовать обычный телевизор, чтобы было инновационным шагом для того времени (про игровые телеприставки тогда еще никто не слышал).

Микропроцессор Z80A, поставляемый Nippon Electric, выполнял почти всю работу, наряду с большим пользовательским ПЗУ, с интерпретатором BASIC. Встроенный интерпретатор языка BASIC впоследствии будет присутствовать и на борту Spectrum.
Технические характеристики были чрезвычайно просты, и в стандартной комплектации на нем было всего 1 КБ оперативной памяти. В 1980 году компания Science of Cambridge, в которой тогда работал Синклер была переименована в Sinclair Computers Ltd, а чуть позже в Sinclair Research Ltd.
Да, да тот самый Sinclair Research Ltd, который приветствовал нас при включении Speccy!
После ZX80 Sincrlair Research выпустила ZX81 в которой был учтен опыт предыдущей версии и добавлены некоторые новшества.
И наконец, в 1982 году был выпущен ZX Spectrum с 16 КБ оперативной памяти по цене 125 фунтов стерлингов или с 48 КБ по цене 175 фунтов стерлингов, позже эти цены были снижены до 99 и 129 фунтов стерлингов соответственно. Владельцы модели с 16 КБ могли приобрести внутренний апгрейд для 32 КБ ОЗУ. Забегая немного вперед скажем, что у нас будут воспроизводить модели с 48 Кб.

Более поздние модели требовали установки 8 микросхем динамического ОЗУ и нескольких микросхем TTL. Пользователи могли отправить свои 16-килобайтные Spectrum по почте в Sinclair для модернизации до 48-килобайтных версий. Чтобы снизить цену, в 32-килобайтном расширении использовались восемь неисправных 64-килобайтных микросхем, при этом работала и/или была доступна только половина их емкости. Внешние блоки оперативной памяти объемом 32 КБ, устанавливаемые в задний слот расширения, также были доступны от сторонних производителей. Обе машины имели 16 КБ встроенного ПЗУ.
Было выпущено около 60 000 ZX Spectrum первой серии, которые можно было отличить от более поздних моделей по цвету клавиш (светло-серые у первого выпуска, сине-серые у более поздних моделей). В целом Spectrum развил успех предшественника ZX81, представленного в апреле 1982 года, и в течение года было продано около миллиона экземпляров, несмотря на проблемы с производством и длительные очереди на покупку.
Вскоре эта машина стала одной из ведущих игровых платформ в стране, все крупные и мелкие игровые компании выпускали для нее программное обеспечение. Она стала домом для многих классических игр той эпохи и сделала известными такие компании, как Ultimate Play the Game, Ocean, Hewson, Durell и другие. Мы не будем углубляться в тему игр для Speccy, но желающие поностальгировать узнать побольше об этом могут ознакомиться с номенклатурой игр например на этом ресурсе.
В 1984 году компьютер был обновлен до Spectrum+, получил новый, более прочный корпус, удобные и надежные клавиши. В этом новом корпусе также появилась новая функция для Spectrum - кнопка сброса (наш любимый Reset!), так что машина могла перезагрузиться без выключения шнура питания.
Важной особенностью большинства компьютеров Sinclair были однонажимные клавиши: например, чтобы набрать слово Load, нужно было нажать клавишу J. В результате пользователю приходилось заучивать расположение слов по всей клавиатуре (а на моем компьютере все эти команды были написаны на клавишах, так что заучивать ничего не надо было). Некоторым нравилась скорость, которой можно было достичь, другие считали это ненужной работой.
К сожалению, к этому времени рынок был переполнен новыми машинами, и Spectrum+ продавался не так хорошо, как ожидалось. В то же время компания хотела отхватить кусок прибыльного бизнес-рынка, и поэтому выпустила QL, который оказался дорогостоящим провалом из-за ненадежности, низкой производительности и конкуренции с Amstrad, чьи машины постоянно падали в цене, что вместе с машиной C5 лишило Sinclair столь необходимых средств.
Это означало, что последний компьютер, выпущенный Sinclair Research, Spectrum 128K был скорее модернизацией, чем полноценным преемником. Из-за нехватки средств корпус был таким же, как у Spectrum +. Он содержал графический интерфейс Basic с возможностью выбора нового 128K BASIC, который использовал обычный набор слов, ленточный привод (магнитофон), калькулятор и режим обратной совместимости с 48K.
Лучшей новинкой стал новый чип AY, который был значительно лучше, чем использовавшийся ранее чип, и теперь внутренний динамик был заменен звуком, идущим от телевизора, что было очень удобно.
Однако за новые чипы пришлось заплатить: компьютер стал сильнее нагреваться, поэтому сбоку был прикреплен большой радиатор, благодаря чему машина получила ласковое название «тостовая стойка».

К 1986 году у Sinclair начались серьезные денежные проблемы, и она продала свой компьютерный бренд (но не компанию) компании Amstrad.
На этом историю западного ZX Spectrum в принципе можно было завершить. Клайв Синклер уйдет из компьютерной индустрии в 1986 году. Позднее он еще порадует мир своими изобретениями: миниатюрным электромобилем и раскладным велосипедом. Но успех Spectrum ему уже не удастся превзойти.
Back to USSR
Доподлинно неизвестно, как схемы ZX Spectrum попали в СССР. Наиболее популярная версия предполагает, что изначально Speccy появился в странах Восточной Европы из которых затем схемы данного компьютера и ПО попали в Советский Союз. Так или иначе, но в богатом на инженерные таланты Союзе нашлось не мало энтузиастов, начавших собирать свои клоны Speccy.
Клоны стали появляться в разных городах. Так московские инженеры разработали плату “Москва 48К”, ленинградские выпустили несколько клонов, самыми известными среди которых являются “Ленинград” и “Скорпион”.

В своих клонах авторы старались улучшить функционал классического Speccy, добавляя возможность работы с дисковыми приводами, модем и другие усовершенствования.
О клонах написано множество статей, поэтому я лучше расскажу о своем опыте работы с ZX Spectrum.
Советский DIY
В те далекие времена, когда Митинский радиорынок еще назывался Тушинским и располагался рядом с одноименной станцией метро (А, старшее поколение, помните такое?) я познакомился с ZX Spectrum 48k. Надо сказать, что это был не первый мой компьютер, так как мой папа увлекался электроникой и сначала собрал Радио 86РК. Это был восьмиразрядный компьютер с псевдогрфикой, но на нем был тетрис, крестики нолики и прочие гороскопы. Но вернемся к Спектруму.
В то время я был младшешкольником и сам конечно не паял ничего сложнее простых радиоприемников. Но зато я мог наблюдать процесс добычи комплектующих и сборки самого компьютера. Процессор Z80 как и остальные детали были приобретен на все том Тушинском радиорынке. Корпус Spectrum 48K был аналогичен тому, что представлен на фотографии с рекламы, (только немного толще), то есть клавиатура и плата были объединены в один корпус, к которому подключался кассетный магнитофон “Весна” (еще одна советская легенда ^_^) и собственно телевизор. Для того, чтобы загрузить игру или программу требовалось от трех до пяти минут ждать, пока она грузится с кассеты. Самым “приятным” было после нескольких минут загрузки получить Tape Loader error!
Читая статьи о советских клонах Speccy обратил внимание на то, что многие пишут, о том что на предприятиях освоили производство корпусов для Спектрумов. Но у нас все было самодельное: текстолитовые листы для корпуса крепились к уголкам и все это обклеивалось самоклеящейся лентой ПВХ под дерево. К сожалению фото не сохранилось но корпус выглядел очень стильно.
Клавиши для клавиатуры это отдельная история. Отец где-то раздобыл клавиши от ЕС ЭВМ, смыл с них символы, покрасил серебрянкой. А затем он купил набор для самостоятельного нанесения надписей на клавиши специальный набор работавший по принципу переводной картинки. На прозрачной бумаге с одной стороны были нанесены те символы и надписи, которые нужно перевести на клавишу. Нужно было прижать листок этой стороной к кнопке и затем с обратной стороны проводить карандашом или монетой до тех пор, пока вся картинка не будет перенесена на клавишу. После этого квеста все клавиши были покрыты лаком.
Джойстик тоже был самодельный: вертикальный стержень и четыре кнопку и отдельно пятая кнопка – огонь. Вот джойстик мне уже приходилось перепаивать самому, когда после продолжительных игр очередная кнопка переставала работать.
Позднее у нас появился ZX Spectrum 128k Пентагон. У этой машины уже был дисковод 5,25 и не надо было мучаться с кассетами. Корпус для Пентагона был также самодельный, но он уже был отделен от клавиатуры и по виду был больше похож на современный десктоп.
Говоря о Speccy как о компьютере (а не об игровой приставке) хотелось бы рассказать о тех средствах разработки, которые там были. Прежде всего, там была операционная система TR-DOS, которая уже была зашита и ее не требовалось отдельно подгружать, как в тех же PC совместимых того времени, также был встроен интерпретатор языка Бейсик. Можно было написать программу и тут же ее выполнить. При необходимости исходник, который одновременно являлся и выполнимым файлом можно было сохранить или загрузить с дискеты. Именно с этого языка программирования начался мой путь в ИТ.
Но еще больший интерес у меня вызывал ассемблер и реверсинг. Возможность менять логику работы чужих программ просто завораживала. Ниже представлен код на Асме в эмуляторе Z-80. Как видно, инструкции не сильно отличаются от процессоров 8086.

Помимо средств разработки можно также вспомнить текстовый редактор Lexicon, графический редактор Art Studio, с помощью которых можно готовить текстовые документы и рисовать картинки с 16 цветами.
Живее всех живых
Казалось бы, на этом статью можно было бы завершить, посчитав что ZX Spectrum это некий ретроавтомобиль, который стоит в музее и иногда выезжает на ретропарады. Но все не совсем так, или даже совсем не так.
По запросу “Spectrum своими руками” чего только не нашлось! Для начала можно пойти по пути самурая и самому собрать тот же Пентагон 128к. На отечественных и зарубежных площадках можно найти DIY набор, из которого можно сделать полноценный компьютер. Но это под силу только настоящим радиолюбителям и фанатам Speccy.
Тем, кто хорошо дружит с микроконтроллерами и тоже знает, как брать паяльник, чтобы не обжечься, можно предложить собрать легендарный компьютер на контроллере ESP32. Здесь тоже придется повозится с распайкой для взаимодействия с монитором и другой периферией.

Еще одна оригинальная аппаратная реализация это использование ПЛИС (Программно Логических Интегральных Схем, FPGA). Вообще ПЛИС это довольно серьезная тема, но на основе платы Марсоход (что-то вроде Ардуино в мире ПЛИСов) можно развернуть практически полноценную эмуляцию ZX Spectrum 48k.

Ну а всем остальным, кто хочет просто вспомнить этот замечательный компьютер можно предложить бесчисленные эмуляторы, в том числе и онлайн. Кстати в эмулятор можно подгружать уже готовые образы дискет в формате *.trd с играми и другими программами, которые также можно найти на просторах сети.

Подведем итоги
ZX Spectrum стал учебным компьютером для целого поколения российских ИТшников. Именно с этого компьютера и его бесчисленных клонов в 90е для многих начинался путь в мир информационных технологий.
В этой статье мы вспомнили легендарный компьютер и его создателя, а также то как эта машина обрела второе дыхание в позднем СССР и России. Надеюсь, что тем читателям, которые, как и я были знакомы с этим компьютером лично или даже собирали его, данная статья навеяла приятные воспоминания. Ну а те молодые ИТшники, для которых это дремучая древность ^_^ узнали что-то новое об истории любительского компьютеростроения.
Комментарии (29)
NutsUnderline
19.05.2025 11:22любителям истории стоит посмотреть фильм про Синклера "Micromen".
для прочувствования современнности - зайти на zxpkru и zxart
Реализация на Марсоходе это наверное наименее популярный вариант. pentevo на ПЛИС думаю без проблем можно купить как и готовый как и конструктор, и это будет даже не эмулятор
Более свежая тема - espspectrum и https://habr.com/ru/articles/910354/
yappari
19.05.2025 11:22Он содержал графический интерфейс Basic с возможностью выбора нового 128K BASIC, который использовал обычный набор слов, ленточный привод (магнитофон), калькулятор и режим обратной совместимости с 48K.
Интересно, чем это надо было так перевести? Кто на ком стоял?
Помимо средств разработки можно также вспомнить текстовый редактор Lexicon
Эм? Воспоминания из параллельной вселенной?
Drosselmeier
19.05.2025 11:22Лично покупал у Зонова платы "скорпионов", у Медноногова дискеты с "Черным вороном" )) История.
Gredko
19.05.2025 11:22Доподлинно неизвестно, как схемы ZX Spectrum попали в СССР. Наиболее популярная версия предполагает, что изначально Speccy появился в странах Восточной Европы из которых затем схемы данного компьютера и ПО попали в Советский Союз.
Говорят первые клоны были опубликованы в радиолюбительских журналах ГДР и ЧССР в 84-86гг.
Я не видел этих статей, но они и , похоже, не повлияли прямо на движение по клонированию "Спектрумов" в СССР.
Зато видел своими глазами как это движение зарождалось и даже немного в нем участвовал.
Началась сборка "Спектрумов" в СССР с завоза из ПНР печатных плат , который назывался "польский вариант", "Львов" и ещё как-то. Это была плата, описание, которой было опубликовано в польском "Байтеке". Это было огромная "доска" с более чем 80-ю микросхемами.
Я застал это в конце 1987 года. Но может начали привозить платы и собирать "Спектрумы" немного пораньше.
Завозили платы, Z80A и ПЗУ. Остальная рассыпуха была советская.
Потом скопировали эти платы. Причем у польских плат была "защита от копирования".
Перед установкой микросхем в советскую копию польской платы нужно было высверлить несколько отверстий с металлизацией. Иначе плата не запускалась. Поляки, похоже, делали это же со своими платами перед продажей.
Потом появились советские мультиплексоры-демультиплексоры К555КП11/12/13/14(не помню за давностью каких из них не было поначалу) и плата упростилась.
Появился "Александрийский вариант".
Сразу за ним уже на микросхемах 64 Кбит динамической памяти появился "Ленинград", в котором была к тому же применена схема регенерации памяти помощью подсистемы вывода на экран а-ля Стив Возняк. В "Ленинграде" было около 40-ка микросхем и одно питание, т. к. новой памяти требовалось только 5В
Смотрелось круто.
Тут же появился вариант "Одесса" или "Ленинград-2" с разъемами DIN-5/DIN-7 на плате, который был, наверное одним из самых удачных вариантов"Спектрума" 48К.
Это все происходило в 1988-начале 1989г.
Затем появились платы контроллера дисковода, которые соединялись с основной платой 40-pin разъемом.
На плате был собственно контроллер, прошивка TR-DOS и музыкальный процессор одного из двух вариантов.
Потом появился "Московский вариант" или "Пентагон", на плате которого был разведен контроллер дисковода и музыкальный процессор.
Это - в 1989 г.
К концу 89-го начале 90-го появился "Пентагон-128" с двумя страницами по 64К ОЗУ.
Очень удобный для владельцев дисководов вариант.
Он позволял легко копировать на дискету "защищённые от копирования" программы.
На контроллере дисковода была разведена кнопка "Magic", вызывавшая немаскируемое прерывание Z80.
Обработчик этого прерывания копировал снапшот памяти на вторую страницу памяти, добавлял ему загрузчик и выгружал программу на дискету.
В принципе на "Пентагон-128" история самоделок и закончилась.
Были разнообразные промышленные варианты и "Пентагон-512 ака ATM", но это уже другая история.
vesowoma
19.05.2025 11:22Мой дядя имел отношение ко всей этой истории, но увы спросить уже не выйдет.
Я интересовался всем этим сильно позже описанного периода (уже в 90ые), а сейчас прошло уже много времени, поэтому возможно что-то не запомнил или понял неправильно, или не обратил внимание. Но вспомнилось такое:
Львовский вариант это адаптация схем из ПНР и ГДР/ФРГ, а не синоним
Умышленные ошибки на плате (без подробностей) были в варианте Ленинграда (Зонов?), было много неумышленных, так как эта плата была по сути первой народной разработкой без бюрократии с разными ОТК
Первые готовые компы были завезены моряками через Одессу (ранее) и Владивосток (Южнокорейская сборка, позже и не повлияло на европейскую часть)
Основная проблема была с глючными ПЗУ и помехами по питанию, в некоторых версиях делали как на платах для "серьезных " ЭВМ, металлические шины и конденсаторы на почти каждый корпус
Gredko
19.05.2025 11:22Львовский вариант это адаптация схем из ПНР и ГДР/ФРГ, а не синоним
Поначалу это была просто копия польской платы. Вернее - одной из.
А потом - да.
Я не собирал этот вариант ни разу.
Но помогал знакомым дефекты искать, комплектуху тестировать.
Умышленные ошибки на плате (без подробностей) были в варианте Ленинграда
Не знаю насколько они были умышленными.
С платой обычно продавали два листочка с принципиальной и монтажной схемой и примечаниями как ошибки исправить. Непохоже это было на специально сделанные ошибки.
После плоттера белкИ ретушировали и все ошибки были похожи на просчеты ретушера.
Основная проблема была с глючными ПЗУ и помехами по питанию, в некоторых версиях делали как на платах для "серьезных " ЭВМ, металлические шины и конденсаторы на почти каждый корпус
На плату "Ленинграда-1(2)" вешалось по ~20 керамических конденсаторов 0.1 мкФ для 555 серии и 10-15 - для серии 1533. Питание было лучше выставить на 5.2В.
Шины как на ТЭЗах было некуда впаивать.
Конденсатор впаивался по диагонали.
vesowoma
19.05.2025 11:22То что я видел - это два листа 23 формата и к последнему степлером было приколото несколько полосок "исправлений"
Плату с распаянными шинами, но без запаянных деталей держал в руках, но возможно это уже 90ые, т.к. плата была уже под меньшее количество корпусов
nitro80
19.05.2025 11:22про игровые телеприставки тогда еще никто не слышал
Автор статьи не слышал, но выводы сделал
TenElkS
19.05.2025 11:22Тож грузился с Весны. И потом еще до появления нормального пк слушал кассеты. Неубиваемая вещь.
jbourne
19.05.2025 11:22Чтобы снизить цену, в 32-килобайтном расширении использовались восемь неисправных 64-килобайтных микросхем, при этом работала и/или была доступна только половина их емкости.
Не слышал об этом моменте ранее. Это круто и рисково. В общем - творческое решение.
Немного напоминает случай из фильма "The Hummingbird Project": там один из главных героев взял модемы, узнал их скорость и потом узнал у производителя погрешность измерения скорости (кажется была скорость) -- она была +/- пара процентов. И план был дальше купить много модемов и выбрать только самые быстрые, тем самым получив модемы лучше чем на рынке :)
NutsUnderline
19.05.2025 11:22так с микросхемами памяти особенно флеш это сейчас только так и работает. только и разговоров про отбраковку да про грейды, а любой флешечный контроллер имеет табличку с бэдблоками.
Gredko
19.05.2025 11:22В то же время компания хотела отхватить кусок прибыльного бизнес-рынка, и поэтому выпустила QL, который оказался дорогостоящим провалом из-за ненадежности, низкой производительности и конкуренции с Amstrad, чьи машины постоянно падали в цене, что вместе с машиной C5 лишило Sinclair столь необходимых средств.
А один финский парень шведского происхождения - был другого мнения об этой модели:
В итоге я выбрал Sinclair QL, о котором многие из вас по молодости лет, возможно, и не слышали. Поэтому я кратко напомню его историю. Sinclair был одной из первых 32-разрядных машин на рынке домашних пользователей. Сэр Клайв Синклер, основатель компании, -- это своего рода британский Стив Возняк (Стив Возняк (Steve Wosniak) -- один из создателей Макинтоша. -- Прим. пер). Он выпустил компьютерные комплекты, которые в Америке продавались под названием Timex. Компания-производитель часов Timex импортировала компьютерное оборудование Sinclair и продавала его в Америке под тем же именем, что и часы. До того как Синклер стал продавать готовые компьютеры, он поставлял эти комплекты. На Sinclair стояла операционная система Q-DOS. Тогда я ее знал как свои пять пальцев. Она была написана под этот конкретный компьютер.
(C) Торвальдс Л. "Just for fun"
axe_chita
19.05.2025 11:22"Итак, я потратил на Sinclair QL почти две тысячи долларов.
Программный инструментарий я писал себе сам. Одной из моих первых покупок для Sinclair был модуль расширения с картой EEPROM (электрически стираемым программируемым постоянным запоминающим устройством). Туда можно было записывать информацию самостоятельно, пользуясь специальными модулями, и эта информация сохранялась при выключенном питании. Так я мог держать свои инструменты всегда под рукой, не тратя на их хранение драгоценное ОЗУ (оперативное запоминающее устройство), а ОЗУ целиком использовать под программы.
Операционками я заинтересовался так: купил флоппи-контроллер, чтобы не пользоваться микроприводами, но к нему прилагался такой поганый драйвер, что пришлось написать новый. Пока писал — обнаружил проколы в самой операционной системе или по крайней мере несоответствие между тем, что обещала документация, и тем, что реально происходило. Я с этим столкнулся, когда моя программа отказалась работать.
Поскольку мои-то программы — ясное дело — всегда идеальны, я понял, что тут дело в другом. Пришлось пойти дальше и дизассемблировать операционную систему.
Меня бесило, что операционная система QL предназначалась только для чтения. Там ничего нельзя было изменить. Нет, там были выходы, где можно было передать управление какими-то функциями собственным программам, но только в определенных местах. Гораздо лучше, если в операционной системе можно заменять все. Дурацкая идея — записывать операционку в ПЗУ (постоянное запоминающее устройство).
Хоть я и сказал, что в Финляндии полно фанатов новых технологий, Sinclair QL не завоевал в этой седьмой по размерам стране Европы сколько-нибудь значительных позиций. И поскольку рынок был так мал, всякую обновку для этой революционной суперсовременной машины приходилось заказывать в Англии и получать по почте. Для этого надо было сначала прочесать каталоги в поисках продавца нужной штуки. Потом — добыть удостоверенный чек и неделями ждать доставки (это было до эры Amazon.com и кредитных карточек). Через все это мне пришлось пройти, когда я надумал увеличить ОЗУ со 128 до 640 килобайт. И мытарства повторились снова, когда я покупал новый ассемблер для перевода ассемблерных программ в машинный код (нули и единицы) и редактор связей, который по существу является текстовым процессором для программирования.
Новый ассемблер и редактор работали прекрасно, но они были на микроприводах и их нельзя было перенести на EEPROM. Поэтому я написал собственный редактор и ассемблер и дальше использовал только их. Обе программы были написаны на ассемблере, что кажется невероятно глупо по нынешним меркам. Это очень сложный и нудный процесс: решение задачи на ассемблере занимает раз в сто больше времени, чем, например, на Си (который тогда уже был)."
Что тут сказать? Горячий
финскийшведский парень любил превозмогать ведро с гвоздями, коим и был Sinclair QL."На Sinclair QL я работал три года. За это время я кончил гимназию, поступил в Университет Хельсинки, прошел армию. Это был прекрасный компьютер, но наши пути начали расходиться. Примерно в последний год я начал замечать его ограниченность."
На третий год Зоркий Глаз Линус заметил, что в Sinclair QL четвертой стены то и нет. И в неё очень так задувает.
А почему он этого не замечал ранее?
"Скажу честно: в 1987 году QL привлек меня, в частности, тем, что очень круто выглядел."
Но если бы он хоть чуть чуть разбирался в семействе 68К то изначально бы знал что: ;)
"Процессор 68008 был неплох, но я прочел о процессорах следующего поколения — 68020 — и узнал о таких достоинствах, как управление памятью и страничная подкачка. Новые компьютеры могли делать очень важные для программирования на низком уровне вещи."
Ну и апофеоз панегирика Sinclair QL от Линуса 8D
"В Sinclair QL меня особенно бесило, что, хотя операционная система поддерживала мультизадачность, все могло в любой момент рухнуть, потому что не было защиты памяти. Если какая-то задача замышляла недоброе, она могла угробить все сразу.
После выпуска Sinclair QL Клайв Синклер перестал заниматься разработкой и изготовлением компьютеров. Одна из причин: модель не имела коммерческого успеха. Это было интересное технологическое решение, но у компании возникли производственные проблемы, сбои в обеспечении качества, появились неизбежные нелестные отзывы в прессе."
И чем же сердце Торвальдса с Sinclair QL успокоилось? Ушлый швед впарил настоящему финну ненужное железо ;)
"Однако не было бы счастья, да несчастье помогло. Когда я задумал избавиться от машины, то решил продать периферию: дополнительное ОЗУ и настоящий жесткий диск, который купил, потому что не мог больше ни секунды терпеть микропривод. Но за этим оборудованием не охотились толпы жаждущих, поэтому пришлось дать объявление в компьютерный журнал, ждать и молиться. Вот так я и познакомился с моим другом Йоуко Виерумаки. Похоже, он был единственным в Финляндии владельцем Sinclair QL, кроме меня. Он откликнулся на мое объявление, приехал из Лахти на поезде и купил часть периферии."
А что было потом Линуса, после высокодуховного и прогрессивного Sinclair QL? Бездуховный ПиСюк на 386DX, без всяких интересных технологических решений, но очень прогрессивный. ;)
Gredko
19.05.2025 11:22На третий год Зоркий Глаз Линус заметил, что в Sinclair QL четвертой стены то и нет. И в неё очень так задувает.
Ты, дружок, и в Торвальдса а какашкой кинул?
"Наш пострел - везде поспел!"
axe_chita
19.05.2025 11:22А Вы все продолжаете фантазировать и додумывать там где додумывать не надо? ;)
А я всего лишь констатировал простой факт, что из всех домашних компьютеров компьютеров основанных на процессорах семейства MC68K Линус выбрал самый тормозной, проблемный и глючный, который по производительности и возможностям был на уровне TurboXT@12MHz или AT@8MHz.
И всё это основывается на книге самого Линуса. 8Р С прямыми цитатами ;)
Gredko
19.05.2025 11:22А Вы все продолжаете фантазировать и додумывать там где додумывать не надо? ;)
Где?
Линус выбрал самый тормозной, проблемный и глючный, который по производительности и возможностям был на уровне TurboXT@12MHz или AT@8MHz.
И всё это основывается на книге самого Линуса. 8Р С прямыми цитатами ;)
Прямая цитата:
Я ежегодно получал стипендии как лучший математик. К старшим классам суммы увеличивались. Самые крупные доходили до 500 долларов. Это и был основной источник денег при покупке моего второго компьютера. Моих карманных денег на него не хватило бы. Еще немного я занял у папы. Шел 1986 или 1987 год. Мне было лет шестнадцать-семнадцать
Цена на "AT@8MHz" 1987 г:
Viglen AT 286iM80286 6/8/10/12 MHz switchable, 1 MB RAM, 1.2 MB floppy disk drive, 20 MB hard disk, 1 parallel and 2 serial ports. Mono monitor and MS-DOS 3.2. VA-078 EGA card and colour monitor add --£1,499
т. е. ~$2000
"Не скучай - смотри футбол!" (С) гр. "Ленинград"
vesowoma
Gredko
Стив Возняк в мемуарах пишет, что это его разработка.
Как и идея прямого интерфейса к телевизору в Apple-II.
В конце 70-х то ли в "Юном технике", то ли в "Технике Молодежи", опубликовали схему первого варианта его "понга". И я ее даже спаял, не понимая, как оно работает.
Но был тогда школьником-подростком и шансов запустить схему у меня не было. Я воткнул выход приставки в антенный штекер долго пытался что-то там "настраивать" :)
vesowoma
В "Юном Технике" №10 1989 год была статья опубликована статья "Сквош по пятому каналу", но там за основу взята специализированная микросхема 145 серии
Gredko
Нет.
Журнал был "Моделист-конструктор" за примерно 1979-1980 г.
Я паял эту схему в 1982 году примерно.
В 89-м я уже мог такую игру сам сконструировать.
А в 91-м - переделывал мониторы с чересстрочной разверткой в телевизоры.
Были в 80-х такие комплексы - "устройства подготовки данных". Терминал с клавиатурой и магнитной или перфолентой.
На них вносили данные с бумаги, а потом обрабатывали на ЕС/СМ ЭВМ.
Болгарские УПДшки были хорошие - там монитор был чёрно-белым :)
ru_vlad
Скорей всего это был журнал Радио.
В Моделисте "тяжелые" схемы вряд ли публиковали, НО если желаете могу посмотреть, эти года у меня есть.
vesowoma
Да, это Радио 3,4/1979
Скрытый текст
ru_vlad
Да,помню эту статью.
Там было очень много рассыпухи и повторить у меня тогда не было возможностей.
Gredko
Нет.
Это не оно.
Та схема была простая, относительно.
Никаких счетов и свистков судьи.
Прямоугольник-ракетка и шарик, отражающийся от сторон экрана.
Именно Возняковский "Pong" в первом варианте.
Меня относительная простота схемы и сподвигла ее собрать.
Она именно была в каком-то непрофильным журнале.
Не было ни обвязки, ни пояснений по подключению.
Или все это было в другом номере, которого у меня не было.
ash_lm
Эта схема была полностью не рабочая. Через какое-то время они выпустили статью про исправление ошибок, я уже не помню за давностью лет, но и с теми исправлениями было что-то не так. Больше они ничего не публиковали.
Gredko
Неудивительно.
У нас в кинотеатре стоял игровой автомат с игрой, похожей на игру из "Радио", со свистком, отсчетом времени и счётом на экране.
Стандартная для советского времени ситуация - публиковать промежуточную документацию с ошибками.
Схему я паял - из "Моделиста-конструктора" 1980г номера 1-4.
Номер журнала у меня , правда, был один или два.
С формирователями изображения
Модули "УКВ генератор звука/изображения" Я не делал вообще.
Мне один специалист сказал, что "можно и без них" :).
Я теперь понимаю, что я тогдашний это не запустил бы ни при каких обстоятельствах, как и специалист-советчик.