Мир игровых консолей: начало пути

Сегодня мы хотели бы начать рассказ об истории игровых консолей. Наши предыдущие статьи, посвященные ZX Spectrum и Amiga вызвали живой интерес к технике прошлого и мы решили продолжить вспоминать былое и написать цикл статей, посвященных истории игровых консолей, от самых первых до современных моделей.

У многих из нас в детстве были игровые приставки. От китайских нонеймов и восьмибитных Денди до Sega Mega Drive, Super Nintendo и Xbox. Для этих устройств было разработано множество игр. Отличительной чертой всех этих консолей было то, что это были достаточно компактные консоли, которые можно было подключить к телевизору (да, во времена восьмибитных приставок этот процесс мог представлять некоторые сложности) и играть дома столько, сколько тебе хочется. Но более пятидесяти лет назад все было совсем по-другому. Тогда уже были большие игровые автоматы, но возможность поиграть во что-либо дома перед своим телевизором тогда казалась фантастикой.

Сегодня мы расскажем об истории первой игровой консоли Magnavox Odyssey.

У истоков

Как у многих революционных изобретений, появление на свет первой игровой консоли было непростым. 17 июля 1969 года инженер из Нью Гемпшира Ральф Баер стоял перед 19-дюймовым телевизором в зале заседаний корпорации Magnavox в Форт-Уэйне и держал в руках подобие пульта управления, пластиковую винтовку и загадочную коробку, обмотанную коричневой виниловой лентой. Он только что закончил демонстрацию своего последнего изобретения, которое ранее было отвергнуто несколькими компаниями, включая ту же Magnavox.

Тем не менее, Баер упорно верил, в перспективы своего изобретения. На экране телевизора были изображены: одна белая вертикальная линия, пересекающая черное поле, и три белые точки. Две точки, расположенные по обе стороны от линии, представляли собой лопатки для пинг-понга, которые молниеносно поднимались и опускались, чтобы "отбить" третью точку (мячик). Узнаете игру?

Но и в этот раз аудитория Баера выглядела не очень впечатленной. Когда инженер смотрел на расстрельную команду руководителей Magnavox, сидящих вокруг длинного темного конференц-стола, он видел лишь хмурые лица. За исключением одного! Вице-президент и генеральный менеджер по консольным продуктам, Джерри Мартин был единственным человеком, чье мнение имело значение. Топ менеджер почувствовал перспективы нового устройства и принял решение вложиться в новое изобретение Ральфа Баера.

No, thanks

Собственно, само изобретение представляло собой приставку к телевизору, где с помощью только транзисторов реализовывалась вся логика. Да, да этот ворох проводов внутри и есть первая телевизионная приставка того времени.

Тогда, в конце 60х телевизор был просто телевизионным приемником, получавшим сигнал с помощью антенны. И никто даже не предполагал, что с помощью телевизора можно не только смотреть фильмы и передачи, но и интерактивно взаимодействовать с ним.

Ральф Баер был телевизионщиком, он работал в компании Loral, которая к концу 1950х годов превратилась в оборонного подрядчика, разрабатывающего решения для правительства США. Хотя Баер не очень хотел заниматься оборонными системами, многие военные учебные устройства и программы, над которыми ему приходилось работать - сначала для Loral, а затем для Sanders Associates, куда он позже перешел, - показались ему перспективными и для развлекательных целей. Что еще более важно, это происходило в то время, когда правительство, по сути, выписывало подрядчикам чистые чеки на реализацию любых причудливых концепций, если они могли быть использованы во имя национальной обороны или престижа.

К январю 1968 года Баер в результате ряда экспериментов и исследований смог прийти к седьмому прототипу игровой консоли, тому самому Brown Box, с которым он чуть позже и пришел в Magnavox.

Его консоль подключалась к телевизору через разъем УКВ-антенны на задней стенке корпуса, работала от шести батареек типа C и управлялась в основном двумя ручными контроллерами, или пэдами, с тремя ручками на каждом. В число дополнительных аксессуаров изначально входили световой пистолет и мяч для гольфа.

В комплекте с устройством шли карточки, каждая из которых содержала уникальный рисунок из точек, которые можно было вставить в консоль между двумя рядами переключателей и запустить другую игру - предшественницу современных игровых картриджей и дисков. Были звуковые эффекты и даже цвет, если у вас был цветной телевизор. А чтобы компенсировать примитивную трехточечную графику, команда придумала пластиковые накладки, которые приклеивались к экрану и создавали более реалистичные изображения футбольных ворот, шашечных досок и теннисных сеток.

На самом телевизоре это выглядело следующим образом:

После года доработок команда Баера решила, что прототип готов к демонстрации. А поскольку его компоненты по сути были такими же, как у телевизора, они обратились к американским производителям телевизоров. За первые шесть месяцев 1969 года полдюжины компаний пригласили Баера и его команду в свои штаб-квартиры, чтобы посмотреть на игру. Среди них были General Electric, Motorola и, тот же, Magnavox - все они смотрели, давали в разной степени положительные отзывы, но в конечном итоге сказали «нет, спасибо».

Однако, как мы уже знаем, в Magnavox в конечном итоге примут другое решение. Что же стало причиной? Билл Эндерс занимался маркетингом в компании RCA, которой Баер также демонстрировал свое изобретение. Ему понравилась игровая консоль, но Эндерс не смог убедить руководство RCA в необходимости вложиться в данное устройство.

Спустя несколько месяцев Эндерс покинул RCA и стал вице-президентом по маркетингу в Magnavox, где он поделился своим энтузиазмом по поводу изобретения Баера с Джерри Мартином, который в итоге и принял решение об инвестировании в этот проект.

Под крылом Magnavox

Так, началась разработка первой игровой приставки Odyssey. Коричневая коробка была перекрашена в чистый белый цвет с черной отделкой. Количество ручек на контроллерах сократилось до двух (с “половиной”), и одной кнопки, джойстик для гольфа был выброшен, а световой пистолет продавался отдельно. Вместе с пластиковыми накладками в комплект консоли входили игральные карты, бумажные деньги и кубики, дополняющие 12 игровых карт. Но для снижения стоимости игры лишились звука и цвета в пользу беззвучной черно-белой графики.

В сентябре 1972 года консоль Odyssey вышла на рынок. Рассмотрим более подробно то что являлось аппаратной и в некотором смысле программной начинкой первой игровой консоли.

Начнем с контроллера для взаимодействия с пользователем. Да, на Odyssey не было джойстиков, вместо них были контроллеры. Контроллер Magnavox Odyssey отличался некоторой сложностью и, возможно, недостаточным удобством. На нем было три вращающихся ручки, в том числе маленькая, расположенная на одной из больших, и всего одна кнопка в верхней части контроллера. Контроллер был высоким и широким, поэтому держать его было немного громоздко. По замыслу авторов контроллер во время игры можно было положить на стол, а для того, чтобы он не выскальзывал имелось специальное резиновое покрытие.

Ручки предназначались для управления по вертикали и горизонтали. Третья маленькая ручка использовалась в некоторых играх для управления отдельными элементами игры.

С технической точки зрения все ее игровые программы были практически одинаковыми с небольшими вариациями. В консоль можно было вставлять разные игровые карты, но все они состояли из двух белых прямоугольников, называемых "веслами", которыми управляли игроки, и иногда "шарика" (на самом деле квадрата), по которому можно было бить.

Отсутствие графики компенсировалось с помощью набора накладок на экран телевизора, о которых мы уже говорили.

Вот собственно и все, что было у первой игровой приставки. Несмотря на то, что можно было играть вдвоем, таблицы с очками игроков тоже не было. Поэтому для успешной игры на приставке людям в определенной степени приходилось использовать свое воображение и, в честность.

Печальные итоги

После выхода на рынок Magnavox Odyssey всего было продано 69 000 экземпляров, что превысило первоначальные прогнозы, но, к сожалению, не дотянуло до 100 000 экземпляров, выпущенных компанией Magnavox. Справедливо или несправедливо, но проект был признан провальным, и Odyssey никогда не переживет этого. В 1975 году, после продажи всего 350 000 экземпляров по всему миру, консоль Odyssey была снята с производства.

Ральф Баер считал, что приставка была слишком дорогой. Розничная цена системы составляла $99,95, что эквивалентно примерно $700 в 2025 году.

Многие современные эксперты полагают, что помехой был подход компании к маркетингу, в частности, модель сквозного контроля. Так, Magnavox самостоятельно занималась доставкой электроники к дилерам, отправляя ее на собственных грузовиках. Также они отказывались поставлять свою продукцию в крупные розничные магазины, которые появились в 1970-х годах. Это серьезно увеличивало стоимость каждой приставки.

Последняя битва

Чуть позже, в все в том же 1972 году, Нолан Бушнелл выпустил аркадную игру под названием Pong - первое предложение его новой компании Atari. Подробнее об этой компании мы еще будем говорить в следующих статьях.

Игра произвела фурор и помогла Atari стать аркадным, а затем и домашним игровым гигантом 1970-х годов. Два года спустя Баер убедил Magnavox подать в суд на Бушнелла и других подражателей Pong за нарушение авторских прав. В 1977 году судья вынес решение в пользу Magnavox, сославшись на то, что патент Баера на Odyssey был «пионерским патентом в области видеоигр».

Но к тому времени это уже мало что значило, по крайней мере, для Odyssey. Благодаря своей видеокомпьютерной системе Atari Video Computer System (VCS, позже ставшей известной как Atari 2600) и превосходной линейке игр, включая Space Invaders, компания Бушнелла захватила рынок домашних видеоигр.

Жизнь Odyssey после Magnavox

За пределами зала суда компания Magnavox практически не сопротивлялась навалившимся на нее проблемам. В 1974 году их приобрела Philips, и практически без участия Баера они выпустили новые модели, включая Odyssey 100, Odyssey 200 и, наконец, Odyssey 2. Но это уже другая история.

Однако, к концу 1970-х годов, Philips надоело тратить деньги на противостояние с Atari (об этом мы также поговорим в следующих статьях) и в итоге разработка игровых консолей Odyssey была окончательно свернута. В 1995 году остатки Magnavox были проданы американской военно-промышленной компании Rhateon.

Идеи, опередившие время

Как часто бывает с реализацией новых идей - “первый блин получился комом”. Magnavox Odyssey предложила миру идею интерактивных игр у себя дома с собственного телевизора. Да, по современным меркам реализация получилась не совсем удачная, и впоследствии конкуренты доведут идею что называется до ума. Кроме того, в те времена электроника была еще достаточно дорогой и это тоже мешало быстрому развитию игровой индустрии.

Но тогда в 1972 году появление Magnavox Odyssey стало революционным прорывом, предложившим пользователям идею домашней игровой консоли.

Ральф Баер умер в 2014 году в возрасте 92 лет, некролог New York Times назвал его человеком, который «превратил телевизоры в электронные фантастические страны, придумав и запатентовав первую домашнюю видеоигровую систему».

И это только начало нашего путешествия в мир истории игровых консолей. В следующей статье мы поговорим о восхождении Atari и ее решениях.

Комментарии (1)


  1. PerroSalchicha
    27.06.2025 15:22

    Но для снижения стоимости игры лишились звука и цвета в пользу беззвучной черно-белой графики.

    Магнавокс Одиссей - это аналоговая приставка, в ней, в общем-то, компьютерная графика и программы отсутствовали как класс. Она не рисовала объекты на экране, она использовала набор генераторов, которые выводили квадратики на экране.

    Собственно, потому и цена была чересчур высока, инновативность плюс то, что всё это было построено на большом количестве дискретных элементов. Оно просто не могло быть дешёвым. Филипс чуть позже уже использовала спеициализированную (и тоже аналоговую) микросхему, чтобы упаковать генераторы в один чип