Привет, Хабр! Сегодня мы познакомимся с интересным артефактом из недалёкого прошлого. Выпуск этой педали эффектов был начат в 2012 году, когда технологии цифровой обработки звука электрогитары переживали бурное развитие, в котором лидировала японская компания Roland.

Уже в марте 2009 года, за неполные семь лет, мировые продажи гитарных комбоусилителей культовой серии Roland CUBE перевалили за миллион экземпляров. Помню, какое восхищение вызвал у меня мой первый Micro CUBE в середине нулевых.

Эффекты серии GR стали воплощением следующей ступени эволюции технологий Roland. Мощностей тогдашних DSP всё ещё не хватало, чтобы полноценно заменить настоящий аналоговый аудиотракт, но результаты были впечатляющими. Могут ли они пригодиться сегодня?

▍ Немного истории


Основателем корпорации Roland является выдающийся инженер Икутаро Какехаши, родившийся 7 февраля 1930 года в японском городе Осака.

Это весьма примечательный город, в котором с 1698 до 1939 года действовала знаменитая рисовая биржа Додзима, названная в честь одного из рукавов дельты реки Йодо.



Благодаря этой полноводной и разветвлённой реке, обеспечивающей прекрасную логистику, Осака — «Водяная столица» Японии — в VII веке нашей эры стала политической столицей страны, а тысячелетием позже превратилась в торговую и экономическую столицу, заселённую в основном купцами, в отличие от других японских городов, где преобладали самураи и мещане.

Проживание в городе, где уважают предпринимательство, технические инновации и личную инициативу, не могло не повлиять на менталитет семьи Какехаши. К тому же, Икутаро пришлось буквально бороться за свой путь к успеху с самых ранних лет жизни.

Его родители умерли от туберкулёза, когда Икутаро был маленьким ребёнком, и ответственность за его воспитание взяли за себя его дедушка и бабушка. Большую часть детства Какехаши изучал электротехнику и трудился на судостроительных верфях Hitachi Zosen Corporation.



Страдал от туберкулёза и сам Икутаро, что помешало ему получить высшее образование. Зато уже в 16-летнем возрасте он открыл собственную мастерскую, где занимался ремонтом часов.



Какехаши интересовался музыкой, но не мог позволить себе очное обучение. Поэтому он полюбил радио, сделавшее разнообразную музыку доступной для всех, и стал ремонтировать не только часы, но и радиоприёмники.

Особенно ему нравилось ремонтировать электронные орга́ны, и Икутаро стал двигаться к своей мечте, которая впоследствии изменила мир. Он занялся разработкой электронных музыкальных инструментов, которые захотел сделать максимально доступными для людей.



Опыт и знания Какехаши в области аналоговой и цифровой электрогики стали настолько продвинутыми, что он самостоятельно собрал даже несколько компьютеров.

В 1960-м году Икутаро основал компанию Ace Electronic Industries Inc., производившую электронные органы, драм-машины, а также усилители и педали эффектов для электрогитар.



Инновационные изделия как продавались под собственными брендами, так и производились для других компаний. В число последних входили как National (Panasonic / Matsushita), так и Hammond, для которого была разработана драм-машина, встраиваемая в орган.

Двенадцатью годами позже Какехаши ушёл из Ace Electronic Industries и основал новую компанию, названную как раз в честь Лоуренса Хаммонда — успешного бизнесмена и изобретателя не только ставших мировым стандартом электромузыкальных инструментов, но и электромеханических часов, а также очков для трёхмерного кино и синхронных электродвигателей переменного тока.



Имя Лоуренс (Лаврентий) на многих языках является труднопроизносимым, поэтому Икутаро выбрал для своей компании его старофранцузскую форму — Роланд.

Достижения фирмы Roland в области компьютеризации драм-машин привели к тому, что в среде музыкантов слово «компьютер» одно время ассоциировалось, в первую очередь, с цифровыми секвенсорами для ритм-партий, и уже потом с многофункциональными машинами для вычислений.



В 1983 году Roland выпустил TR-909 — первую в мире драм-машину, поддерживавшую инновационный на тот момент стандарт цифрового интерфейса музыкальных инструментов MIDI.

Глава корпорации Икутаро Какехаши стал одним из основателей этого стандарта, навсегда изменившего и мир музыки, и мир компьютеров.



Великий изобретатель и предприниматель умер 1 апреля 2017 года, а его фирма Roland и её гитарное подразделение — BOSS — процветают и по сей день, как и два приобретённых компанией бизнеса — высококачественные наушники V-MODA и акустические барабаны Drum Workshop, Inc, куда входят, кроме всего прочего, знаменитые барабаны Gretsch.



Да, это та самая марка барабанов, из-за которой Лео Фендер не смог назвать «Броадкастером» свою первую цельнокорпусную электрогитару, которую весь мир знает теперь под именем Телекастера.

▍ В авангарде гитарной музыки


Главным конкурентом Фендера была компания Gibson, чьи инструменты просто излучали чувство роскоши. Выпуклые кленовые топы, деки и вклеенные грифы из красного дерева, перламутровые инкрустации и классические очертания привлекали джазменов — респектабельных мейнстримовых гитаристов того времени.



Электрогитары Fender смотрелись и ощущались гораздо проще, были эргономичными, разборными, звучали и выглядели авангардно, поэтому снискали любовь молодых музыкантов-новаторов.



В 1958 году Лео Фендер попытался «переманить» джазменов «на свою сторону», представив на NAMM свою новую модель — Jazzmaster с более респектабельным внешним видом.



Играбельность и звучание электрогитары были максимально приближены к джазовым «банкам», однако оценили инструмент по достоинству, как ни странно, не господа джазмены, а совсем наоборот — новаторы развивавшегося жанра сёрф-рока, впоследствии породившего гранж, известный нам благодаря Курту Кобейну и Нирване.



То же самое произошло и с транзисторным комбоусилителем Jazz Chorus от компании Roland.


Джазмены до сих пор предпочитают усилители Fender, зато Jazz Chorus стал настоящей находкой для шугейзеров и энтузиастов «усилителей в коробочке» — гитарных педалей, имитирующих звучание того или иного культового усилителя.

Понятие «педальной платформы» — усилителя, чистый канал которого максимально дружественно воспринимает аудиосигналы самых разных педалей перегруза и искажения — тогда ещё не было сформировано, однако Roland Jazz Chorus стал именно таким прибором.

Этот усилитель вышел в свет в 1975 году, продавался относительно недорого, обладал весьма солидной мощностью и не нуждался в замене дорогостоящих ламп. Поэтому неудивительно, что первыми оценили его по достоинству исполнители постпанка и новой волны — самый авангард тогдашней гитарной музыки.

▍ Многочисленные гитарные педали


Однако классический оранжевый дисторшн BOSS DS-1, выпускаемый с 1978 года и по сей день гитарным подразделением компании Roland, всё-таки лучше звучит в перегруженные каналы. Ещё он не любит чрезмерно высокой амплитуды гитарного сигнала.



Зато выпущенная годом ранее жёлтая педаль овердрайва BOSS OD-1 стала прародительницей целого семейства Тьюб Скримеров, которыми пользуются практически все гитаристы со всевозможными усилителями, включая цифровые.



Кстати, пионером цифровой симуляции музыкальных инструментов, усилителей и эффектов является всё та же компания, чья проприетарная технология моделирования составных звуковых объектов (Composite Object Sound Modeling, COSM) была впервые использована в гитарном синтезаторе Roland VG-8.



Шёл 1995 год, когда уровень развития цифровых технологий не позволял стабильно выделять из аудиосигнала обычной электрогитары высоту тона каждой из шести струн, не говоря о нюансах звукоизвлечения и динамики параметров механических колебаний струн во времени.

Поэтому тогдашние гитарные синтезаторы требовали особых датчиков для раздельной обработки сигнала, снимаемого с каждой струны.



Гитарный контроллер Roland GK-2, получавший сигнал со специального звукоснимателя, сообщался с синтезатором VG-8 по тринадцатипроводному кабелю.

Так много жил предусматривалось не для балансной передачи аналогового сигнала по витой паре, а по причине того, что контроллер позволял управлять синтезатором, переключая предустановки и регулируя параметры.



Более современные версии системы используют последовательный цифровой интерфейс. Однако моя педаль GR-D оснащена тринадцатиконтактным разъёмом старого типа. И она не поддерживает MIDI.



Звукоснимателя V-Guitar с контроллером серии GK в моём распоряжении нет, но эта педаль, в отличие от предшествовавших ей изделий, способна обрабатывать и сигнал традиционных гитарных датчиков.

▍ Как это звучит?


Всей красоты полифонической обработки нюансов звукоизвлечения мы сейчас не услышим, однако и с обычной электрогитарой получаются достойные звучания, вполне применимые в музыкальных контекстах.

Видео на Rutube
Видео на Youtube

Педаль снабжена стереофоническими входом и выходом и предоставляет четыре режима работы, на каждом из которых следует остановиться подробнее.

▍ VG-дисторшн 1


Это выразительный, динамичный перегруз в духе Эдди Ван Халена, прекрасно подходящий для шреда. Регулятор «цвета» (COLOR) управляет силой атаки, как у аналоговой педали DOD FX57.

▍ VG-дисторшн 2


Перегруз с более винтажным характером. Предназначается скорее не для классического рока, а для хард-рока и хеви-метала.

Регулятор «цвета» добавляет звучанию «жирности», то есть подчёркивает средние частоты, тогда как регулятор тона (TONE) во всех трёх режимах перегруза отвечает за передачу верхних частот.

▍ Полифонический дисторшн


Модерновый перегруз для прогрессивных стилей, которым свойственны «многоэтажные» аккорды с диссонирующими интервалами. Ручка «цвета» убирает «муть», чтобы звучание каждой струны было отчётливо слышно.

Лично моё мнение таково, что классические аналоговые педали и несложные доработки темброблоков электрогитар делают всё то же самое, причём лучше, чем цифровая технология 2012 года.

Однако Roland V-Guitar GR-D имеет память на четыре предустановки, которые можно переключать как педалями, так и контроллером на гитаре.

Также имеется четвёртый режим, реализация которого также возможна аналоговым путём, однако устройство получится более громоздким. Или всё же нет?

▍ Синтезатор


Громкое название для обычной автоматической квакушки, работающей с хамбакером так же неадекватно, как её несложный аналоговый прообраз, тогда как более продвинутая аналоговая реализация ведёт себя гораздо лучше.

Ручка управления усилением (GAIN) превращается в регулятор формы модулирующего сигнала ультранизкой частоты. Поворот против часовой стрелки даёт прямоугольные импульсы, а по часовой — пилообразные. Простое аналоговое тремоло предоставляет гораздо больше возможностей регулировки.

Ручка тона задаёт частоту среза фильтра нижних частот, а ручка «цвета» — его добротность. То есть получается простейший субтрактивный синтезатор наподобие MFOS Noise Toaster, только фильтр с модулируемой граничной частотой обрабатывает сигнал не мультивибратора, а электрогитары.


Если оснастить последнюю специальным звукоснимателем Roland, то всё это зазвучит гораздо лучше. Тем не менее, мне было интересно исследовать именно возможности обработки «композитного» гитарного сигнала.

▍ Выводы


По нынешним временам, V-Guitar GR-D представляет собой устаревшую и относительно слабую гитарную «примочку», но для своего времени она стала достойным этапом технического прогресса, без которого не было бы всего того, что мы имеем сейчас.

Также следует отметить высокое качество выходного аудиосигнала в аспекте почти полного отсутствия привносимых шумов, что является немалым достижением для цифрового устройства.

В отличие от революционных цифровых комбоусилителей серии Cube, эта педаль была недешёвой и предназначалась для серьёзных концертирующих музыкантов, которые успешно пользовались ею, пока не перешли на ещё более продвинутое оборудование.

В контексте студийной записи гитаристы и их продюсеры до сих пор предпочитают «раскачивать» на необходимую выходную мощность реальные ламповые усилители и снимать звук с громоздких тяжёлых кабинетов специфическими микрофонами, особым образом расставленными в звукоизолированном помещении.

Однако для гастролей больше подходят портативные решения, среди которых цифровой дисторшн Roland V-Guitar GR-D являлся для своего времени просто прекрасным вариантом. Даже вместе с проприетарным звукоснимателем и контроллером, он был дешевле, компактнее и проще в работе, чем набор из четырёх педалей, одна из которых — ещё и синтезатор.



В студии нужны нюансы, а на концерте — просто убедительное, уверенное звучание надёжной аппаратуры. Металлический корпус цифрового дисторшна «построен как танк», а на случай выхода из строя блока питания предусмотрен отсек для шести пальчиковых батареек.

Цифровые эффекты, особенно винтажные, потребляют много электроэнергии, однако комплекта таких могучих элементов питания гарантированно хватит, чтобы отыграть концерт. А что ещё нужно для счастья музыканту и его слушателям?

© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»

Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?

Комментарии (0)