С развитием технологий, мир стал более взаимосвязанным. Сердцем этой взаимосвязи являются коммуникации между различными устройствами и системами. В данной статье мы рассмотрим два основных типа взаимодействий: клиент-сервер и сервер-сервер. 

Для наглядной демонстрации рассмотренных механизмов коммуникации, я подготовил небольшое демонстрационное приложение. Вы найдете практические примеры реализации описанных выше подходов, что позволит глубже понять их особенности и выбрать наиболее подходящий для ваших задач.


Коммуникация

Коммуникация между различными частями приложения — это основа успешной работы современного веб-сервиса. В процессе взаимодействия фронтенда и бэкенда, а также между самими бэкендами, обеспечивается обмен данными, выполнение бизнес-логики и поддержка высокой производительности. В этой статье мы рассмотрим ключевые механизмы коммуникации, которые используются для обеспечения эффективной работы веб-приложений и микросервисных архитектур.

Протоколы и технологии связи

  • SOAP: Протокол обмена сообщениями, основанный на XML, обычно используется в более традиционных, корпоративных решениях.

  • HTTP (REST API): Стандартный подход для взаимодействия клиент-сервер, использующий HTTP и принципы REST.

  • Long Polling: Техника, при которой клиент делает запрос к серверу, который не возвращает ответ до появления новых данных. В современных приложениях заменяется более эффективными технологиями, такими как WebSockets или SSE

  • WebSockets: Протокол, обеспечивающий двустороннюю связь между клиентом и сервером, полезен для приложений с низкой задержкой.

  • GraphQL: Альтернатива REST, которая позволяет клиенту точно запрашивать только те данные, которые ему нужны.

  • Server-Sent Events (SSE): Односторонняя связь, при которой сервер отправляет данные клиенту в реальном времени.

  • gRPC: Высокопроизводительный RPC фреймворк, основанный на HTTP/2, поддерживающий двустороннюю передачу данных.

  • Message Brokers

    • Kafka: Система обмена сообщениями, обеспечивающая надежную, масштабируемую обработку событий и потоков данных.

    • RabbitMQ (STOMP): Message broker, использующий очередь сообщений для асинхронной передачи данных.

    • Redis (Pub/Sub): Механизм подписки/публикации, поддерживающий высокоскоростную передачу сообщений.

Front & Back

Связь между клиентом (фронтендом) и сервером (бэкендом) является основой любого веб-приложения. Фронтенд — это «лицо» приложения, то, с чем взаимодействует пользователь. Он отвечает за визуальное представление данных и интерфейс для взаимодействия. Бэкенд, в свою очередь, выполняет роль «мозга» приложения, обрабатывая данные, управляя бизнес-логикой и взаимодействуя с базами данных.

Правильная коммуникация между фронтендом и бэкендом критически важна для обеспечения производительности, безопасности и удобства пользователя. Веб-приложениям необходимо эффективно обмениваться данными, чтобы поддерживать актуальность информации на всех уровнях. Однако, не все способы коммуникации между этими слоями одинаково эффективны или применимы для разных типов задач.

При этом стоит отметить, что для отправки данных между фронтендом и бэкендом в веб-приложениях подойдут не все способы передачи данных. SSE, Kafka, Redis - нет потдержки. gRPC - можно, но через специальные инструменты, а не напрямую. Можно, но не желательно: SOAP - слишком тяжеловесный для веб-фронтенда. Long Polling - устаревший подход.


Back & Back

Микросервисная архитектура представляет собой подход к проектированию приложений, при котором монолитное приложение разделяется на независимые сервисы, каждый из которых отвечает за свою конкретную часть функционала. Коммуникация между этими сервисами играет ключевую роль в обеспечении согласованности данных и взаимодействия разных компонентов системы.

Основные способы коммуникации между серверами включают:

  1. HTTP (REST API): Это стандартный и широко используемый протокол для взаимодействия между сервисами(микросервисами). Для более эффективной сериализации данных можно использовать gRPC, основанный на протобуфах.

  2. Message Brokers (Брокеры сообщений): Для обмена данными между сервисами и обеспечения асинхронности часто используются Kafka, RabbitMQ и другие брокеры сообщений. Это позволяет эффективно управлять потоками данных и повысить отказоустойчивость системы.

  3. Shared Databases (Общие базы данных): Некоторые микросервисы могут использовать одну или несколько общих баз данных для хранения данных. Этот подход, однако, может привести к проблемам с согласованностью данных и масштабируемостью системы.

  4. In-memory Data (Redis): В качестве решения для кэширования данных и обмена информацией в реальном времени часто используются Redis и другие системы для хранения данных в памяти. Это ускоряет обмен информацией и снижает нагрузку на базы данных.

Эти способы и технологии обеспечивают гибкость и масштабируемость для создания сложных и высокоэффективных систем, позволяя сервисам обмениваться данными в соответствии с нуждами бизнеса.


Факторы выбора

Выбор оптимального механизма для отправки данных зависит от множества факторов. Давайте рассмотрим их подробнее:

  • Тип приложения: Разные типы приложений могут требовать различных решений. Например, для веб-приложений традиционно используются HTTP-запросы или WebSockets, тогда как для мобильных приложений часто применяются специализированные API или Push-уведомления.

  • Объем данных: Для небольших объемов данных (например, форма с несколькими полями) подойдут простые HTTP-запросы или REST API. Для больших объемов данных или потоковых операций лучше использовать механизмы, такие как Kafka, которые позволяют эффективно обрабатывать большие потоки информации.

  • Синхронность: Важно учитывать, требуется ли мгновенный отклик. Синхронные методы (например, REST или WebSockets) подходят для запросов, где важен быстрый ответ. В то время как асинхронные решения (например, с использованием очередей сообщений, Kafka или RabbitMQ) позволяют работать с задержками, что полезно при обработке больших объемов данных.

  • Частота отправки данных: Если данные отправляются часто, то стоит обратить внимание на механизмы, оптимизированные для реального времени, такие как WebSockets или Server-Sent Events (SSE), которые обеспечивают непрерывную связь между клиентом и сервером без необходимости постоянных запросов.

  • Структура данных: Для работы с сложными структурами данных (например, вложенные объекты) можно использовать более гибкие форматы обмена данными, такие как GraphQL, который позволяет делать запросы только к нужным данным, минимизируя объем передаваемой информации.

  • Безопасность: Для передачи конфиденциальных данных необходимо использовать защищенные протоколы (HTTPS) и дополнительные механизмы аутентификации (например, OAuth, JWT), чтобы защитить данные от несанкционированного доступа. Помимо аутентификации и авторизации, стоит также учитывать необходимость шифрования данных (например, с помощью TLS) для защиты информации при передаче, особенно если речь идет о конфиденциальных данных.

  • Кэширование: Решение о том, нужно ли использовать кэширование, зависит от характера данных и частоты их изменения. Например, для часто меняющихся данных стоит использовать кэширование на уровне сервера или браузера, чтобы минимизировать нагрузку на сеть.

  • Совместимость с браузерами: Если необходимо обеспечить поддержку старых версий браузеров или мобильных устройств, стоит выбирать более совместимые решения, такие как AJAX или Long Polling, которые не требуют поддержки современных технологий, таких как WebSockets.

  • Необходимость в реальном времени: Для мгновенных обновлений данных (например, чаты, уведомления) идеальными будут решения с реальным временем, такие как WebSockets, SSE или Push-уведомления.

  • Надежность доставки: Чем выше требования к надежности доставки сообщений, тем важнее выбирать устойчивые механизмы, как Kafka или RabbitMQ, которые гарантируют доставку сообщений и позволяют повторно обработать неудавшиеся запросы.

  • Сложность: Важно учитывать не только техническую сложность внедрения, но и поддерживаемость выбранного решения в будущем. Простые решения, такие как REST API, требуют минимальных усилий, в то время как более сложные решения, как Kafka или WebSockets, могут потребовать дополнительных усилий для настройки и мониторинга.

  • Масштабируемость: Оцените, насколько масштабируемым должно быть ваше решение. Механизмы, такие как Kafka или RabbitMQ, идеально подходят для больших и быстрорастущих систем, где необходимо обрабатывать высокие нагрузки.

  • Стоимость: Если ваша система требует высоких ресурсов или масштабирования, важно учитывать затраты на инфраструктуру и поддержание решения, а также возможные дополнительные расходы на внешние сервисы, такие как облачные решения для хранения сообщений.


Домены применения

SOAP

  • Пример 1: Финансовые приложения (например, банковские системы), где требуется строгое соблюдение стандартов безопасности.

  • Пример 2: Интеграция с устаревшими системами, например, в здравоохранении, где стандарты и требования безопасности высоки.

  • Пример 3: Телекоммуникационные сервисы, где взаимодействие между различными операторами требует высокой надежности и четкой спецификации.

HTTP (REST API)

  • Пример 1: Веб-сервисы для e-commerce, где различные компоненты системы (оплата, каталог, поиск) взаимодействуют через REST API.

  • Пример 2: Мобильные приложения, которые общаются с сервером через RESTful API для получения данных (например, в приложениях для социальных сетей).

  • Пример 3: Веб-приложения для обмена информацией (например, системы управления проектами, чат-программы).

Long Polling

  • Пример 1: Чат-программы в реальном времени, когда сервер должен отправить сообщение, как только оно приходит.

  • Пример 2: Веб-оповещения, где система уведомляет пользователя о событиях в реальном времени.

  • Пример 3: Мобильные приложения с обновлениями в реальном времени, например, для отслеживания новостей или социальных сетей.

WebSockets

  • Пример 1: Онлайн-игры, где важна мгновенная передача данных между игроками.

  • Пример 2: Финансовые приложения, такие как торговые платформы, для передачи данных о рыночных ценах в реальном времени.

  • Пример 3: Виртуальные офисы и видеоконференции, где требуется обмен аудио и видео в реальном времени.

GraphQL

  • Пример 1: Мобильные приложения, где важно сократить количество данных, передаваемых с сервера.

  • Пример 2: Веб-приложения, где требуются сложные запросы к данным с возможностью их агрегации и фильтрации.

  • Пример 3: Микросервисная архитектура, где каждый сервис предоставляет специфичные данные, и важно контролировать, какие данные нужно извлечь.

Server-Sent Events (SSE)

  • Пример 1: Веб-оповещения и новости, где пользователи получают новые сообщения или обновления без необходимости запрашивать сервер.

  • Пример 2: Трекеры данных в реальном времени, такие как отслеживание состояния доставки или мониторинг систем.

  • Пример 3: Стриминг видео или аудио, где данные передаются непрерывно от сервера к клиенту.

gRPC

  • Пример 1: Микросервисные архитектуры, где требуется эффективный обмен данными между сервисами.

  • Пример 2: Веб-сервисы с высокой производительностью, например, для обработки больших объемов данных.

  • Пример 3: Приложения для работы с медиа, где важна быстрая передача больших данных (например, видеообработка).

Kafka

  • Пример 1: Аналитика в реальном времени, например, в системах мониторинга, когда необходимо обрабатывать события с высокой пропускной способностью.

  • Пример 2: Системы обработки больших данных, такие как IoT-платформы или системы для обработки телеметрии.

  • Пример 3: Финансовые платформы для обработки потоков транзакций и событий в реальном времени.

RabbitMQ (STOMP)

  • Пример 1: Системы заказа и доставки товаров, где необходимо асинхронно обрабатывать запросы пользователей.

  • Пример 2: Системы обмена сообщениями, где важна высокая доступность и доставка сообщений в очередь для их дальнейшей обработки.

  • Пример 3: Веб-приложения для обработки запросов и задач на фоне, например, в системах уведомлений или рассылок.

Redis (Pub/Sub)

  • Пример 1: Системы чатов в реальном времени, где пользователи могут подписываться на каналы для получения сообщений.

  • Пример 2: Мониторинг и логирование, когда данные о событиях должны быть сразу переданы нескольким получателям.

  • Пример 3: Микросервисные архитектуры, где различные сервисы могут подписываться на каналы для получения уведомлений о событиях.


SOAP

SOAP технически возможно использовать с фронтенда, но это не рекомендуется для современных веб-приложений. В большинстве случаев SOAP остается выбором для сервер-сервер взаимодействий, особенно в корпоративных средах. Для общения между фронтендом и бэкендом предпочтительнее использовать REST API с JSON, так как это проще, быстрее. Современные фронтенд-фреймворки (например, React, Angular, Vue.js) в основном оптимизированы для работы с RESTful API и JSON, поэтому поддержка SOAP не встроена по умолчанию и требует дополнительного кода или библиотек.

Минусы использования SOAP на фронтенде

  1. Сложность обработки данных: Работа с XML требует больше кода, чем работа с JSON.

  2. Увеличенная нагрузка на клиент: SOAP-сообщения крупнее и сложнее, чем простые JSON-объекты, что увеличивает время обработки и передачу данных.

  3. Совместимость: Современные веб-технологии заточены под REST и JSON, поэтому интеграция SOAP требует дополнительных библиотек.


HTTP-запросы

Использование обычных GET, POST, PUT, DELETE, PATCH запросов на фронте для передачи данных на бэк является наиболее распространенным методом взаимодействия между клиентом и сервером, особенно для CRUD-операций (создание, чтение, обновление, удаление данных). HTTP-запросы обычно реализуются с помощью API REST, что обеспечивает гибкость и простоту. Также он вполне подходит для простых запросов (получение данных, отправка форм)

Хорошо подходит для приложений, которые нуждаются в динамическом запросе данных, сложных структурах или высоком уровне контроля над данными на клиентской стороне. Если же приложение достаточно простое или кэширование имеет решающее значение, REST API может оказаться более удобным.

Когда использовать HTTP-запросы?

  • Приложение не требует мгновенного обновления данных: Например, если информация обновляется после действий пользователя (например, отправка формы).

  • Не требуется двустороннее соединение: Если нужно только отправить данные или запросить их с сервера без постоянного канала связи.

Когда не стоит использовать HTTP-запросы?

  • Требуется реальное время: Например, в чатах, играх или других приложениях, где данные должны обновляться мгновенно.

  • Нужна двусторонняя связь: Если сервер должен не только принимать данные, но и инициировать отправку данных на клиент.

  • Большое количество мелких запросов: Если приложение отправляет много запросов за короткий промежуток времени, это может перегрузить сервер. 

Плюсы HTTP-запросов

  • Простота и универсальность: Легко настроить и использовать с широким спектром приложений.

  • Поддержка в браузерах: Браузеры и многие библиотеки (например, fetch, axios) предоставляют простые способы отправки HTTP-запросов.

  • Безопасность: HTTP поддерживает SSL/TLS, что обеспечивает безопасную передачу данных. Методы авторизации, такие как токены, куки и JWT, также легко интегрировать.

  • Кеш: Есть возможность настроить кеш на GET запросы.

Минусы HTTP-запросов

  • Отсутствие реального времени: HTTP-запросы не поддерживают постоянное соединение, поэтому они не подходят для приложений с обновлением данных в реальном времени.

  • Ненужная нагрузка на сервер: Постоянные запросы на сервер могут перегрузить сервер, особенно если запросы отправляются слишком часто.

Ограниченная гибкость: HTTP-запросы не поддерживают потоковую передачу данных, поэтому, если требуется передавать непрерывный поток данных (например, видео), они могут быть неэффективны.


GraphQL

Альтернативой REST для более гибкой работы с данными будет GraphQL. Это мощный инструмент для передачи данных между фронтендом и бэкендом, особенно когда у вас сложные или динамические данные, и вам нужен контроль над тем, какие именно данные получать. Он позволяет фронтенду запрашивать только нужные данные, а не весь ответ, что уменьшает объем передачи данных и повышает производительность. 

Когда использовать GraphQL?

  • Требуется запросить сложные и/или связанные данные: Если ваш интерфейс нуждается в сложных структурах данных (например, данные о пользователе, его заказах и элементах заказа), GraphQL позволяет запросить все необходимые данные одним запросом.

  • Нужен контроль над структурой данных: GraphQL позволяет клиенту определять, какие именно данные он хочет получить, что особенно полезно для страниц или компонентов, которые требуют разных данных в зависимости от контекста.

  • Необходимы динамические запросы данных: Когда разные части интерфейса запрашивают разные поля одного и того же объекта, это позволяет избежать избыточных запросов и получать данные на основе потребностей фронтенда.

  • Идеально подходит для мобильных приложений: Сокращение объема передаваемых данных полезно для мобильных приложений, где важно минимизировать задержки и трафик.

Когда не стоит использовать GraphQL?

  • Простая структура данных и запросов: Для простых запросов и небольших приложений, где данные ограничены (например, несколько полей), REST API может быть проще и легче для внедрения.

  • Необходимы традиционные методы авторизации и кэширования

Плюсы GraphQL

  • Гибкость в запросах: Фронтенд может выбрать только нужные поля и избегать избыточных данных, что ускоряет запросы.

  • Оптимизация запросов: Один GraphQL-запрос может заменить несколько REST-запросов, что сокращает количество запросов и улучшает производительность.

  • Динамическое управление данными: Легко масштабируется при изменении потребностей фронтенда, так как дополнительные поля могут быть добавлены в запросы без изменения бэкенд-кода.

  • Поддержка вложенных данных: GraphQL легко справляется с вложенными структурами и сложными связями, позволяя получать сразу всю нужную информацию.

Минусы GraphQL

  • Сложность настройки и поддержки: Настройка GraphQL может быть сложнее, чем REST API, и может потребовать большей внимательности к структуре данных.

  • Сложности с кэшированием: Кэширование GraphQL-ответов на уровне CDN труднее реализовать, так как запросы могут быть сильно индивидуализированными.

  • Избыточные запросы: Плохо спроектированные GraphQL-запросы могут перегружать сервер, особенно если запросы включают глубокие вложения или слишком много данных.


WebSockets

WebSockets — это технология, которая позволяет устанавливать постоянное двустороннее соединение между клиентом и сервером, что делает ее отличным выбором для приложений в реальном времени, например, для чатов или игр. WebSockets работают поверх TCP и позволяют отправлять данные от клиента на сервер (и наоборот) без постоянного переотправления запросов.

Когда использовать WebSockets?

  • Приложение требует обновления данных в реальном времени: Подходит для чатов, игр, торговых платформ, мониторинга в реальном времени и других приложений, где изменения данных должны быть мгновенно отображены на клиенте.

  • Двусторонняя связь: Когда серверу нужно отправлять обновления клиенту (например, уведомления), WebSocket может установить постоянный канал связи, упрощая отправку данных в обе стороны.

  • Высокочастотные обновления данных: Подходит для потоковых данных, таких как данные о ценах, спортивные результаты или показания датчиков.

Когда не стоит использовать WebSockets?

  • Приложение не нуждается в постоянном соединении: Для простых CRUD-операций или обычных API-вызовов лучше использовать REST

  • Нужна надежная доставка сообщений: WebSockets не гарантируют доставку сообщений, в отличие от протоколов вроде HTTP/2.0. В таких случаях лучше использовать протоколы с подтверждением доставки.

  • Ограниченный бюджет ресурсов: Постоянные соединения через WebSocket могут потреблять больше серверных ресурсов, особенно если у вас множество подключений одновременно.

Плюсы WebSockets

  • Высокая производительность: Мгновенное обновление данных благодаря постоянному соединению, что снижает задержку.

  • Снижение нагрузки на сервер: Отсутствие необходимости в постоянных HTTP-запросах позволяет снизить нагрузку, особенно при большом количестве запросов.

  • Гибкость для реальных задач: Удобно использовать для приложений с необходимостью в асинхронных данных, что делает их идеальными для различных приложений с многопользовательскими функциями.

Минусы WebSockets

  • Усложненная реализация и поддержка: Требует дополнительных усилий для реализации, управления соединениями и обеспечения безопасности.

  • Загрузка серверных ресурсов: Поддержка постоянного соединения может потребовать больше ресурсов, чем REST или GraphQL, особенно при масштабировании.

  • Ограниченные возможности кэширования

Популярные решения для WebSockets

  1. Centrifugo

    • Описание: Open-source решение для управления WebSocket соединениями, поддерживает публикацию/подписку и интеграцию с различными бэкендами. Подходит для приложений с большой нагрузкой и многопользовательскими функциями.

    • Преимущества: Простая интеграция, хорошая масштабируемость, поддержка real-time обновлений и механизма репликации.

  2. Socket.IO

    • Описание: JavaScript-библиотека для приложений в реальном времени, которая работает на основе WebSockets с fallback-методами для более старых браузеров.

    • Преимущества: Поддержка масштабируемости, автоматическое восстановление соединения, легко интегрируется с Node.js.

  3. Pusher

    • Описание: Коммерческое решение с поддержкой каналов, WebSockets и других real-time функций. Хорошо подходит для чатов, уведомлений и других функций.

    • Преимущества: Простота использования и настройки, поддержка каналов и событий, глобальная инфраструктура для надежности.

  4. Firebase Realtime Database

    • Описание: Платформа Google, которая поддерживает real-time обновления через WebSocket, работает с JSON-структурами данных.

    • Преимущества: Простая интеграция, надежность, подходит для приложений с большим количеством пользователей и мобильных приложений.

  5. Ably

    • Описание: Платформа для реального времени, предоставляет API для обмена сообщениями в реальном времени.

    • Преимущества: Глобальная инфраструктура, поддержка различных протоколов, включая WebSocket, MQTT, HTTP.


SSE

Server-Sent Events (SSE) — это технология, позволяющая серверу отправлять обновления клиенту через однонаправленный канал связи. SSE используется для потоковой передачи данных в режиме реального времени от сервера к клиенту.

Когда использовать SSE?

  1. Однонаправленные потоки данных: SSE подходит, когда данные должны передаваться от сервера клиенту, но обратный канал связи от клиента серверу не требуется, например:

    • Уведомления в реальном времени (напр., обновления в соцсетях)

    • Ленты новостей, где сервер отправляет только обновления

    • События и данные, которые должны поступать на клиент непрерывно

  2. Приложения с относительно низкой частотой обновлений: SSE справляется с передачей данных в реальном времени, но подходит для случаев, когда обновления данных поступают не слишком часто.

Когда не использовать SSE?

  1. Двусторонняя коммуникация: Если вам нужна двусторонняя связь (клиент <-> сервер), SSE не подходит, так как это однонаправленный канал. В таких случаях лучше использовать WebSockets.

  2. Высокочастотные обновления: Если требуется очень частая передача данных (например, для игр в реальном времени или приложений, требующих высокой частоты обновлений), SSE может не справиться так эффективно, как WebSockets.

  3. Сложности с поддержкой в старых браузерах: Хотя SSE поддерживается большинством современных браузеров, старые браузеры или специфические корпоративные системы могут не поддерживать SSE.

Плюсы SSE

  • Простая реализация: SSE проще в настройке и использовании по сравнению с WebSockets, особенно если нужна только однонаправленная связь.

  • Стандартный протокол HTTP: Работает поверх HTTP/1.1, что упрощает интеграцию с уже существующими системами и прокси-серверами.

  • Автоматическая повторная установка соединения: SSE автоматически восстанавливает соединение в случае разрыва.

Минусы SSE

  • Однонаправленная связь: SSE поддерживает только передачу данных от сервера к клиенту. Если требуется отправка данных в обратную сторону, придется использовать дополнительные HTTP-запросы.

  • Ограничения количества соединений: В некоторых браузерах есть ограничения на количество одновременных соединений, что может быть проблемой для приложений с большим числом потоков данных.

  • Неидеальная поддержка сетей с низкой надежностью: В сетях с постоянными обрывами SSE может не быть столь надежным.

Long Polling

Это техника, которая используется для реализации взаимодействия между клиентом и сервером в реальном времени. При Long Polling клиент отправляет запрос на сервер и ожидает, пока сервер отправит ответ. Если данных для отправки нет, сервер удерживает соединение открытым до тех пор, пока не появятся данные или не истечет тайм-аут. Как только сервер отправляет ответ, клиент сразу же делает новый запрос, чтобы снова ждать обновлений.

Как работает Long Polling?

  1. Клиент делает HTTP-запрос на сервер.

  2. Сервер удерживает запрос открытым до тех пор, пока не появятся данные для отправки или не истечет время ожидания.

  3. Как только сервер отправляет данные или по истечении тайм-аута, клиент немедленно делает новый запрос, чтобы снова ждать данных.

  4. Этот цикл повторяется, создавая впечатление, что данные передаются в реальном времени.

Когда использовать Long Polling?

  1. Простые реализации реального времени: Если вам нужно обеспечить функциональность в реальном времени, но WebSockets или SSE недоступны или сложны для реализации.

  2. Поддержка устаревших браузеров: Long Polling работает во всех браузерах и не требует специальных протоколов, что делает его универсальным.

  3. Приложения с редкими обновлениями: Если данные обновляются нечасто

Когда не использовать Long Polling?

  1. Высокая частота обновлений: Если данные обновляются очень часто, Long Polling становится неэффективным, так как создает множество HTTP-запросов, что приводит к значительным накладным расходам.

  2. Сетевые ограничения: В условиях ограниченных сетевых ресурсов Long Polling может вызвать значительную нагрузку на сервер, особенно при большом количестве пользователей.

Плюсы Long Polling

  1. Простота и совместимость: Работает со всеми веб-серверами и браузерами, так как это расширение стандартных HTTP-запросов.

  2. Реализация реального времени: Позволяет получать данные с сервера без значительных задержек, что делает его подходящим для чатов, уведомлений и простых обновлений в реальном времени.

  3. Поддержка устаревших технологий: Идеально для случаев, когда WebSockets или другие протоколы недоступны.

Минусы Long Polling

  1. Большая нагрузка на сервер: Постоянные HTTP-запросы создают значительную нагрузку на сервер, особенно при большом количестве пользователей. Это может увеличить потребление полосы пропускания и ресурсы процессора.

  2. Задержки и тайм-ауты: Если данные обновляются часто, Long Polling все равно создает задержку между запросами и ответами, что делает его менее эффективным, чем постоянное соединение, как в WebSockets.

  3. Ресурсоемкость: Удержание множества запросов открытыми требует значительных ресурсов, что снижает производительность серверов в высоконагруженных системах.


Message Brokers

Брокер сообщений  выступает в роли посредника между издателями и подписчиками. Издатели публикуют сообщения в определенные темы, а подписчики подписываются на эти темы и получают новые сообщения по мере их появления. Популярными брокерами сообщений являются RabbitMQ, Kafka и Redis Pub/Sub. Каждый из них имеет свои особенности и подходит для решения различных задач.

RabbitMQ STOMP

RabbitMQ — это брокер сообщений с открытым исходным кодом, который поддерживает различные протоколы, включая AMQP, STOMP, и MQTT. Он используется для асинхронной передачи сообщений между различными сервисами, что делает его отличным решением для масштабируемых распределенных систем.

STOMP (Streaming Text Oriented Messaging Protocol) — это текстовый протокол для обмена сообщениями, который работает поверх TCP и широко используется в сочетании с веб-сокетами и брокерами сообщений (такими как RabbitMQ). STOMP предназначен для упрощения работы с брокерами сообщений и является хорошей альтернативой более сложным протоколам, таким как AMQP.

Когда использовать RabbitMQ с STOMP?

  1. Когда WebSockets не могут справиться с нагрузкой

  2. Реальное время и асинхронная обработка: Когда ваше приложение требует быстрой доставки сообщений между клиентом и сервером в реальном времени (например, для чатов, уведомлений или игровых приложений).

  3. Масштабируемость: Когда ваше приложение должно поддерживать большое количество клиентов с возможностью масштабирования. RabbitMQ поможет управлять большими объемами сообщений и обеспечит эффективное распределение нагрузки.

  4. Асинхронность и надежность: STOMP и RabbitMQ позволяют обрабатывать сообщения асинхронно, что позволяет уменьшить нагрузку на сервер и обеспечивать надежную доставку сообщений (например, если клиент временно недоступен).

  5. Длительные соединения (например, WebSockets): Если ваше приложение требует постоянного соединения с клиентами, например, для мониторинга или контроля в реальном времени, RabbitMQ + STOMP будет подходящим решением.

Когда не использовать RabbitMQ + STOMP?

  1. Простые приложения

  2. Высокая латентность: RabbitMQ может вводить дополнительную задержку из-за промежуточного шага в передаче сообщений через брокер.

  3. Поддержка WebSockets: В случаях, когда клиент и сервер должны поддерживать связь через WebSockets, RabbitMQ будет использоваться как промежуточный сервер для обмена сообщениями. Если ваша архитектура не требует этой промежуточной обработки, это может быть лишним.

Плюсы RabbitMQ + STOMP

  1. Масштабируемость: RabbitMQ позволяет эффективно масштабировать приложение, обрабатывая большие объемы сообщений и эффективно управляя очередями.

  2. Реальное время: STOMP в сочетании с RabbitMQ и WebSockets позволяет отправлять сообщения в реальном времени, что делает его идеальным решением для чатов, уведомлений и других приложений с низкой задержкой.

  3. Асинхронная обработка: RabbitMQ позволяет обработать большое количество сообщений асинхронно, что снижает нагрузку на сервер и повышает отказоустойчивость.

  4. Надежность доставки сообщений: RabbitMQ поддерживает гарантии доставки сообщений.

Минусы RabbitMQ + STOMP

  1. Усложнение архитектуры: Использование RabbitMQ добавляет дополнительный уровень сложности в систему. Придется настроить и поддерживать брокер сообщений, что требует дополнительных усилий.

  2. Задержка: Использование брокера сообщений может вносить дополнительные задержки в систему, особенно если брокер перегружен или если сообщения должны пройти через несколько очередей.

  3. Сложность в настройке: Настройка RabbitMQ и STOMP может быть сложной, особенно для начинающих. В некоторых случаях это может быть лишним, если ваше приложение не требует таких технологий.

  4. Ресурсозатратность: Для поддержания RabbitMQ потребуется больше системных ресурсов.

Каждое решение имеет свои плюсы и минусы, и важно выбирать подходящее в зависимости от требований вашего приложения.

WebSockets подходят для простых случаев, где необходимо поддерживать постоянное соединение с клиентами и отправлять данные в реальном времени.

RabbitMQ с STOMP или другими протоколами будет полезен в более сложных случаях, когда нужно масштабировать систему, гарантировать доставку сообщений или выполнять асинхронную обработку задач. Если ваш проект прост и требует лишь двусторонней связи с клиентами в реальном времени, WebSockets будет достаточно, и RabbitMQ не нужен.

Kafka

Apache Kafka — это распределенная платформа потоковой передачи данных, которая позволяет эффективно обрабатывать огромные объемы сообщений в реальном времени. 

Когда использовать Kafka:

  1. Высокая пропускная способность и производительность: Kafka подходит для приложений, где необходимо обрабатывать и передавать огромное количество сообщений в реальном времени. Например, когда система генерирует тысячи или миллионы событий, таких как данные из сенсоров, пользовательские действия и т. д.

  2. Асинхронная коммуникация: Kafka идеальна, когда бэкенд и фронтенд не нуждаются в синхронном обмене данными. Например, можно отправить сообщение с фронта, а бэкенд обработает его позже.

  3. Долговечность сообщений и устойчивость к сбоям: Kafka гарантирует сохранность сообщений, даже если система выходит из строя, что полезно для критичных бизнес-приложений.

  4. Масштабируемость: Kafka отлично масштабируется и позволяет обрабатывать и передавать данные между большим количеством серверов, что полезно при растущих нагрузках.

  5. Отложенная обработка и очереди: Если бэкенд не может сразу обработать запрос, Kafka позволяет реализовать механизмы отложенной обработки или очереди.

Когда не использовать Kafka

  1. Низкая латентность и прямое взаимодействие: Kafka не подходит для приложений, где важна низкая задержка или непосредственная синхронная реакция, например, для UI-обновлений, где фронтенд требует немедленного ответа от бэкенда.

  2. Простота разработки и обслуживания: Kafka — это сложная система, требующая значительных усилий на настройку и поддержку. Для небольших приложений, где достаточно обычных HTTP-запросов или WebSocket-соединений, использовать Kafka может быть излишне сложно.

  3. Небольшая нагрузка: Если количество сообщений между фронтендом и бэкендом невелико, то использование Kafka может быть неоправданным и лишним.

Плюсы Kafka

  • Высокая производительность: Kafka способна обрабатывать большое количество сообщений.

  • Масштабируемость: Легко масштабируется горизонтально.

  • Отказоустойчивость: Сообщения сохраняются и могут быть обработаны позже.

  • Гибкость: Возможность интеграции с различными компонентами системы.

Минусы Kafka

  • Сложность: Требует сложной настройки и управления.

  • Задержка: Не всегда подходит для низко-латентных сценариев.

  • Излишняя сложность для простых задач: Для небольших приложений использование Kafka может быть избыточным.

Redis Pub/Sub

Redis Pub/Sub используется для связи между различными частями системы (например, сервер-сервер или бэкенд-фронтенд). В контексте связи между бэкендом и фронтендом, Redis может служить посредником для отправки сообщений от сервера к клиентам в реальном времени.

Когда использовать Redis Pub/Sub?

  1. Простота интеграции: Если вам нужно быстро настроить простую систему обмена сообщениями между сервером и клиентом в реальном времени, Redis Pub/Sub — хороший выбор. Это решение легче интегрировать, чем более сложные системы вроде Kafka или RabbitMQ.

  2. Необходимость в реальном времени: Redis Pub/Sub идеально подходит для случаев, когда вам нужно отправлять уведомления, обновления данных или другие сообщения на клиентский фронтенд в реальном времени.

  3. Малые и средние нагрузки: Redis отлично подходит для небольших и средних проектов, где необходима низкая задержка и высокая производительность при небольших объемах данных и подключений.

  4. Масштабируемость через несколько экземпляров: Redis позволяет масштабировать решение при помощи репликации и кластеризации. Если ваша система растет, вы можете настроить Redis для работы с несколькими узлами, чтобы обслуживать больше пользователей и обработать больше данных.

Когда не использовать Redis Pub/Sub?

  1. Когда требуется высокая надежность сообщений: Redis Pub/Sub не гарантирует доставку сообщений. Если клиент не подключен в момент отправки сообщения, это сообщение будет утеряно. В таких случаях, если критически важна надежность доставки сообщений (например, подтверждения транзакций или важные уведомления), вам лучше выбрать решение, которое гарантирует доставку, как RabbitMQ или Kafka.

  2. Когда нагрузка на систему высокая: Для очень высоких нагрузок и большого количества клиентов Redis может не справиться без дополнительных настроек (например, кластеризации). В таких случаях лучше рассматривать более масштабируемые системы, такие как Kafka.

  3. Когда нужен долговременный кэш или очередь: Если вам необходимо хранить сообщения на длительное время или хотите использовать очередь сообщений с возможностью ретрансляции (например, задержка сообщений или повторная отправка), Redis Pub/Sub не подходит. В таких случаях используйте решения с поддержкой сохранения сообщений, как RabbitMQ, ActiveMQ или Kafka.

Плюсы Redis Pub/Sub

  1. Высокая производительность и низкая задержка: Redis известен своей высокой производительностью, и Pub/Sub не является исключением. Это решение отлично подходит для приложений, которые требуют быстрой доставки сообщений с минимальной задержкой.

  2. Простота интеграции и настройки: Redis — это один из самых простых инструментов для настройки, и его интеграция с различными фреймворками (включая PHP и JavaScript) обычно не вызывает проблем. 

  3. Масштабируемость: Redis поддерживает репликацию и кластеризацию, что позволяет вам масштабировать решение при необходимости. Это важно, если ваше приложение растет и количество пользователей увеличивается.

  4. Легкость использования: Redis Pub/Sub позволяет легко организовать двустороннюю коммуникацию с фронтендом через WebSockets, используя сервер-посредник для публикации и подписки на каналы.

Минусы Redis Pub/Sub

  1. Отсутствие гарантий доставки сообщений: В отличие от более сложных решений (Kafka или RabbitMQ), Redis Pub/Sub не обеспечивает гарантий доставки сообщений. Если клиент не подключен в момент публикации сообщения, оно будет утеряно.

  2. Не подходит для долговременного хранения сообщений: Redis — это решение для обмена сообщениями в реальном времени, и не предназначено для долговременного хранения или архивирования данных. Это может быть проблемой, если нужно хранить сообщения для последующей обработки.

  3. Не поддерживает сложные маршрутизации: Redis Pub/Sub не предоставляет механизмов для сложной маршрутизации сообщений (например, маршрутизация по различным темам или фильтрация сообщений по нескольким критериям). Это может быть ограничением в более сложных приложениях.

  4. Не подходит для очень высокой нагрузки: Redis отлично справляется с нормальной нагрузкой, но если количество подключений или сообщений сильно возрастает, вы можете столкнуться с проблемами. Для таких сценариев стоит рассматривать более сложные системы.

gRPC

gRPC — это высокопроизводительный протокол удаленного вызова процедур (RPC), разработанный Google, который использует HTTP/2 для транспорта и Protocol Buffers (protobuf) как формат сериализации. Он широко используется для сервер-серверных коммуникаций, но может быть также применим и для коммуникации между фронтендом и бэкендом. Рассмотрим, когда его использовать, а когда нет, а также плюсы и минусы.

Когда использовать gRPC?

  1. Высокая производительность: gRPC использует HTTP/2, что позволяет эффективно работать с несколькими запросами/ответами в одном соединении (мультиплексирование), поддерживает потоковую передачу данных и имеет низкую задержку. Это может быть полезно для приложений с высокой нагрузкой, таких как реальные чаты, видеоконференции, игры, где нужно быстро передавать данные.

  2. API с четким контрактом: Если у вас есть чётко определённые API и вы хотите обеспечить строгое соблюдение контрактов, то gRPC с Protocol Buffers идеально подходит. Он позволяет генерировать клиентский и серверный код автоматически на разных языках программирования, что упрощает интеграцию.

  3. Сложные или тяжелые операции: Если приложение требует передачи сложных структур данных (например, мультимедийные файлы, большие структуры данных, двоичные данные), то gRPC эффективен благодаря своему формату сериализации данных — Protocol Buffers, который компактен и быстр.

  4. Мобильные приложения: Для мобильных приложений (iOS/Android) gRPC может быть полезен, так как он уменьшает объем данных благодаря эффективной сериализации и поддерживает два направления обмена данными, что подходит для реального времени и многократных запросов/ответов.

Когда не использовать gRPC?

  1. Совместимость с браузерами: В отличие от REST, gRPC не поддерживается напрямую в браузерах, так как браузеры не имеют нативной поддержки HTTP/2 в контексте gRPC, а это создаёт трудности для клиентов, использующих обычные веб-браузеры. Нужно использовать gRPC-Web, который является адаптацией gRPC для работы в браузере, но это добавляет дополнительную сложность.

  2. Сложности с настройкой и обучением: gRPC может потребовать более сложной настройки и дополнительного времени для обучения, особенно если ваша команда не знакома с этим инструментом.

  3. Проблемы с отладкой: gRPC использует Protocol Buffers для сериализации данных, что делает отладку и работу с запросами/ответами сложнее, чем с текстовыми форматами, такими как JSON (используемый в REST).

Преимущества gRPC

  1. Высокая производительность: gRPC использует Protocol Buffers, который значительно быстрее и эффективнее по сравнению с текстовыми форматами, такими как JSON. Это позволяет экономить сетевые ресурсы и ускорить передачу данных.

  2. Поддержка потоков: gRPC поддерживает как однонаправленную потоковую передачу, так и двустороннюю потоковую передачу данных. Это делает его хорошим выбором для приложений, которым нужно передавать данные в реальном времени (например, чат, видеоконференции).

  3. Автоматическая генерация кода: gRPC автоматически генерирует клиентский и серверный код из .proto файлов. Это снижает вероятность ошибок и упрощает интеграцию между различными языками программирования.

  4. Многоязыковая поддержка: gRPC поддерживает большое количество языков программирования, что позволяет использовать его для связи между различными системами (например, PHP-сервер и JS-клиент).

  5. Управление контекстом и аутентификацией: gRPC имеет встроенные средства для работы с контекстом, аутентификацией и авторизацией, что упрощает безопасность взаимодействия между фронтом и бэком.

Недостатки gRPC

  1. Отсутствие поддержки в браузерах (без gRPC-Web): Стандартный gRPC не поддерживается в браузерах. Для использования gRPC в браузере нужно использовать gRPC-Web, что добавляет дополнительную настройку и сложности.

  2. Нуждается в специфической инфраструктуре: Для использования gRPC нужно, чтобы и сервер, и клиент поддерживали этот протокол, что требует наличия соответствующих библиотек и инструментов в экосистемах клиентской и серверной частей.

  3. Сложность отладки: Так как данные передаются в бинарном формате (через Protocol Buffers), это затрудняет отладку, особенно при проблемах с сетевым взаимодействием.

  4. Не всегда необходим: Для большинства современных веб-приложений, где требуется только базовая передача данных (например, CRUD-операции), REST или GraphQL будет более простым и удобным решением.


Тест производительности

Вот некоторые бенчмарки, которые я собрал, занимаясь отправкой данных с бэкенда на фронтенд. Замеры проводились на MacBook Air с чипом M2 и 16 ГБ оперативной памяти. Для эксперимента отправлялось по 10, 100 и 1000 сообщений, при этом каждая серия повторялась 10 раз. Затем вычислялось среднее арифметическое значение результатов.

Mechanism

Times(s)

CPU (Avg% %)

Memory (Mb)

SOAP

0.09/0.78/8.26

0.01/0.01/0.2

10.656/35.68/243.168

Pusher

1.6/10.7/110

0.01/0.01/0.01

0.009/0.009/0.009

Mercure

0.01/0.09/0.9

0.01/0.36/0.47

0.03/0.26/2.14

Centrifugo

0.01/0.07/0.5

0.01/0.01/0.01

0.009/0.009/0.009

SSE

0.01/0.01/0.01

0.01/0.01/0.01

0.0003/0.0003/0.0003

Long Polling

10/100/1000

0.01/0.01/0.01

0.0001/0.0001/0.0001

GraphQL

0.01/0.88/8.3

0.01/0.01/0.01

0.01/0.01/0.01

Websocket

0.01/0.01/0.01

0.01/0.01/0.01

0.0001/0.0003/0.0083

Redis Pub/Sub

0.01/0.01/0.08

0.01/0.01/0.01

0.0095/0.072/0.072

RabbitMQ+STOMP

0.8/0.17/0.87

0.01/0.01/0.01

4.0/28,7/121

Kafka

0.04/0.12/0.97

0.01/0.01/0.01

0.0003/0.0003/0.0003

Пример кода можно найти по ссылке

Комментарии (0)