Консоли. Консоли никогда не меняются. Они замирают в своей эпохе, как насекомые в каплях древесной смолы, и ждут часа, когда вас в очередной раз захлестнет приливом ностальгии. А вот экраны, на которые выводится картинка с ретро-девайсов, претерпевают изменения регулярно.

Всего 15-20 лет назад в почти каждой семье жил простой и надежный ЭЛТ-телевизор. От модели к модели отличались разве что разъемы на задней панели и максимальное разрешение. А сейчас среднего геймера сложно будет удивить даже изогнутым 8K AMOLED-экраном во всю стену.

Разговор обо всех возможных способах подключения ретро-консолей к современным экранам грозит растянуться сразу на несколько статей. Поэтому ради удобства мы решили разделить его на несколько частей, по принципу способа вывода изображения.

В этой статье мы поговорим о, казалось бы, самом устаревшем варианте – подключении к телевизору через антенный разъем. Но не торопитесь с выводами, эта тема гораздо интереснее, чем может показаться на первый взгляд!

Короткая историческая справка

Антенный вход (коаксиальный RF-разъем) в течение многих лет служил основным интерфейсом подключения внешних устройств к телевизорам. Этакий вариант «дешево и сердито» — приставки и компьютеры конца ХХ века имели на борту примитивный RF-модулятор, с помощью которого исходные видео- и аудиосигналы конвертировались в единый телевизионный. Ни о каком pixel perfect качестве здесь и речи быть не может – устройства, подключаемые через антенну, выводили картинку с ощутимыми помехами и в низком разрешении. Тем не менее, это был самый «народный» способ подключения консолей, доступный для всех без исключения телевизионных приемников. Фактически пользователю не приходилось покупать более дорогой ТВ, в котором были бы дополнительные разъемы – можно было просто подключить приставку через привычный кабель и настроиться на нужный канал. А чтобы можно было быстро переключиться на ТВ-антенну, достаточно было щелкнуть тумблером на специальном устройстве, зачастую шедшем в комплекте с приставкой.

Один из вариантов переключателя Computer/TV. Требовался для быстрой смены входящего сигнала, если приставка “вещала” на частоте одного из телеканалов. Источник: Ebay.com
Один из вариантов переключателя Computer/TV. Требовался для быстрой смены входящего сигнала, если приставка “вещала” на частоте одного из телеканалов. Источник: Ebay.com

С распространением композитных (RCA), SCART и HDMI-интерфейсов производители всё реже интегрировали RF-модуляторы в свои устройства – нужда в них просто-напросто отпала. Но осталось немало интересных устройств, которые в стоковом состоянии поддерживают передачу изображения и звука только через RF-выход. Среди них культовый ZX Spectrum 16/48, некоторые модели Famicom/Dendy или, например, Sega SG-1000. Кроме того, почти все консоли и микрокомпьютеры вплоть до 1990-х годов несли на борту RF-выход. Впрочем, здесь его актуальность находится под большим вопросом. Любители «винтажной», слегка размытой картинки удовольствуются композитным AV-выходом, разъемы для которого есть даже на современных телевизорах (хотя использовать их для игр крайне не рекомендуется). А фанаты острых квадратных пикселей выберут RGB или S-Video.

На этих скриншотах разница между композитом и RGB весьма заметна. Впрочем, несмотря на высокое качество RGB-сигнала, в некоторые игры лучше играть через композитное подключение.
На этих скриншотах разница между композитом и RGB весьма заметна. Впрочем, несмотря на высокое качество RGB-сигнала, в некоторые игры лучше играть через композитное подключение.

Сегодня же мы будем говорить только о вариантах подключения старых консолей и компьютеров сугубо через RF-выход, а все прочие форматы оставим для будущих статей. Поверьте, эта кроличья нора слишком глубока, чтобы изучить ее всего за один присест.

На резонный вопрос, зачем вообще пользоваться RF, если почти всегда есть альтернатива, ответим так: у многих старых компьютеров и приставок есть проприетарные видео-разъемы. Вспомните хотя бы странный ассиметричный разъем Sega MD. Или выход видео на SNES. Или разъем на Commodore 64. Далеко не всегда в комплекте с устройством продаются оригинальные кабели — а испытать или поиграть все равно хочется, пока подходящий шнур едет из Китая. Или паяется чьими-то умелыми ручками. :)

Итак, как же подключить приставку, снабженную только RF-выходом, в современных реалиях?

Аутентичность для избранных: ЭЛТ-телевизор

Пожалуй, это самый лучший и простой вариант с минимальным количеством подводных камней. Всё просто: один конец кабеля подключается к ТВ, второй – к приставке. Вы получите ровно тот же игровой опыт, что и в детстве – с характерными муаром, размытостью и околонулевым инпут лагом. Максимально ностальгично, но не практично, если у консоли есть хотя бы AV-выход.

Famicom (или Dendy), подключенный к ЭЛТ-телевизору. Источник: gorelka-optimus.ru
Famicom (или Dendy), подключенный к ЭЛТ-телевизору. Источник: gorelka-optimus.ru

Недостатки у этого способа подключения самые очевидные.

Во-первых, качество сигнала будет сильно зависеть от кабеля, помех в сети и технического состояния консоли. Во-вторых, вы получите крайне низкую детализацию и «снег» на экране. В-третьих, вам придется вручную искать канал, на котором «вещает» приставка или компьютер.

Подключение к современному ТВ напрямую

В принципе, никаких существенных отличий в части сложности подключения у вас не возникнет. Разве что конкретно в вашей модели телевизора RF-вход будет физически отсутствовать. Это своего рода экстренный вариант, когда подключить консоль каким-то иным способом невозможно, а вам требуется максимум проверить ее работоспособность.

С некоторой долей вероятности современный ТВ может вовсе не распознать сигнал с приставки, в результате чего вы получите сообщение No Signal. А если изображение и появится, встроенные алгоритмы ТВ в попытках «подогнать» входящее изображение в низком разрешении под большой экран создадут невероятный инпут лаг в 100-200мс и еще сильнее размоют и без того некачественную картинку. Кроме того, в зависимости от того, как конкретный телевизор «дорабатывает» входящий сигнал, вы можете столкнуться с искажением цветов. Играть в таком виде практически невозможно.

По ссылке (осторожно, YouTube!) вы можете увидеть, как input lag проявляется сразу на нескольких разных телевизорах.

Кстати, одна из самых распространенных причин разочарования ностальгирующих игроков – создаваемая телевизором задержка в выводе изображения. Производители рассчитывают, что RF вход будет использоваться максимум для эфирного ТВ, воспроизведения видео с внешнего проигрывателя (DVD или VHS, где задержки не играют никакой роли), а поэтому попросту не закладывают дополнительные мощности, могущие сократить инпут лаг.

Однако в ряде случаев использование RF-входа позволяет добиться приемлемых результатов. Но, опять же, всё упирается во встроенные алгоритмы ТВ и особенности изображения, выдаваемого компьютером или консолью. По опыту автора статьи Commodore 64 в связке с LG Smart TV практически пригоден для использования.

Превращаем RF в композитный сигнал

В целом, этот вариант заслуживает рассмотрения только в том случае, если у вашего ТВ нет RF-входа, но при этом присутствует комбинированный компонентный. Желто-зеленый разъем служит для подключения композитного видео.

Компонентный вход на современном ТВ. Крайний правый разъем служит также для подключения композитного видео. Источник: kasheloff.ru
Компонентный вход на современном ТВ. Крайний правый разъем служит также для подключения композитного видео. Источник: kasheloff.ru

Для разделения сигнала вам понадобится отдельное устройство, демодулятор. На вход подается сигнал с RF-выхода приставки, на выходе получается композитный сигнал с раздельными аудио и видео. Прочие же проблемы останутся на месте: разве что «снега» будет поменьше. Зато фирменные черты композита – общая расплывчатость и смешение соседних цветов – встанут во весь рост. При этом задержка ввода на современном ТВ, о которой мы писали чуть выше, все равно не даст поиграть с удовольствием.

Демодулятор обыкновенный. Источник: Ozon.ru
Демодулятор обыкновенный. Источник: Ozon.ru

С несколько большей долей успеха преобразованный таким образом сигнал можно вывести на ЭЛТ-телевизор. Это неплохой вариант для подключения консоли к профессиональному монитору, например, Sony PVM, у которого RF-вход отсутствует в принципе. Но коль скоро у вас есть такая техника, эта статья вряд ли будет вам полезна, поскольку вы уже познали ретрогеймерский дзен.

Демодулятор + апскейлер или плата захвата

Здесь уже есть, где развернуться. К этому варианту прибегают профессиональные стримеры и ретро-энтузиасты, отдающие предпочтение современным большим экранам.

Цепочка подключения выглядит так: консоль (RF) -> RF-демодулятор -> Апскейлер (Framemeister, Retrotink, OSSC и т.п.) -> HDMI.

Соль в том, что благодаря качественному апскейлеру у вас появляется возможность полностью ликвидировать задержку ввода, характерную для алгоритмов современных ТВ. Качественные апскейлеры «с именем» уважительно отнесутся к вашим пикселям и вместо невнятной мешанины позволят получить картинку в высоком разрешении и с сохранением всего возможного для RF-качества.

Один из лучших апскейлеров, знаменитый японский Framemeister. Невероятно желанный и дорогой предмет. Некогда был единственным ультимативным вариантом конвертации RGB и AV в HDMI, но его потеснили новые, гораздо более бюджетные устройства. Источник: gbx.ru
Один из лучших апскейлеров, знаменитый японский Framemeister. Невероятно желанный и дорогой предмет. Некогда был единственным ультимативным вариантом конвертации RGB и AV в HDMI, но его потеснили новые, гораздо более бюджетные устройства. Источник: gbx.ru

Дополнительно можно включить на апскейлере сканлайны и другие фильтры, которые, с одной стороны, добавят ламповости и уюта ЭЛТ монитора, с другой – частично нивелируют свойственные для RF дефекты.

Что касается плат захвата – фактически, это единственный способ транслировать геймплей с ретро-консолей, не прибегая к эмуляции.

К недостаткам этого варианта подключения можно отнести высокую стоимость апскейлера (и/или платы захвата) и общую громоздкость конструкции. Ну и придется смириться с тем, что качества RGB или хотя бы «чистого» AV вы вряд ли добьетесь даже таким замудрённым путем.

Модификация устройства

Если у вас есть оригинальный девайс и вы не являетесь идеологическим противником так называемых «рестомодов», придется взять в руки паяльник (или заручиться помощью друга-хакермена) и слегка доработать консоль.

AV-моды доступны абсолютно для всех устройств и выполняются плюс-минус по одному сценарию: вместо того, чтобы демодулировать RF-сигнал, можно подключиться напрямую к выходу видео и звука с чипов устройства и реализовать композитный выход.

Вариант модификации классического Famicom для получения композитного сигнала. Источник: www.8bitplus.co.uk
Вариант модификации классического Famicom для получения композитного сигнала. Источник: www.8bitplus.co.uk

К плюсам можно отнести низкую стоимость мода, удобство использования обновленного устройства и сравнительную простоту реализации.

Минусы – придется нарушить аутентичность консоли и, вполне возможно, испортить корпус, чтобы вписать в него новые разъемы.

Использование более поздних или альтернативных вариантов консоли

Зачастую производители шли вслед за рынком и добавляли к своим устройствам современные интерфейсы. Например, ZX Spectrum 128K, будучи улучшенной версией классического 48-киобайтного компьютера, был снабжен RGB-выходом. А самая совершенная версия Famicom, Sharp Twin Famicom, с завода имела композитный выход видео.

Смотрите, какой страшненький! AV Famicom с композитным видео из коробки. Источник: emu-land.net
Смотрите, какой страшненький! AV Famicom с композитным видео из коробки. Источник: emu-land.net

Поэтому если вы только присматриваетесь к покупке ретро-консоли или компьютера, тщательно изучите все ревизии и сделайте ставку на качество выхода видео, если это возможно.

Пара слов в заключение

RF — однозначно худший вариант вывода видео с игровой приставки. RGB или S-Video позволят вам насладиться игрой во всем ее первозданном величии. Даже композитное видео имеет немало преимуществ: взять хотя бы тот факт, что художники, рисуя спрайты к играм или создавая анимации, зачастую сознательно «смешивали» пиксели таким образом, чтобы при композитном подключении естественные артефакты сделали картинку более интересной и объемной.

Этот эффект хорошо заметен, например, в анимации водопадов из Sonic. Или в спрайте Дракулы из Castlevania: The Symphony of the night для PlayStation. Впрочем, здесь мы забегаем немного вперед.

Современные ТВ вкупе с RF почти всегда приведут вас к разочарованию. Конечно же, вы можете исправить ситуацию путем добавления в цепочку подключения апскейлера и демодулятора. Но прибегать к этому варианту стоит только в случае крайней необходимости или отсутствия других способов подключить консоль, не нарушая ее аутентичность. 

ЭЛТ по-прежнему является бескомпромиссным с точки зрения качества изображения на ретро-консолях вариантом. Лучше ЭЛТ-телевизора может быть только профессиональный ЭЛТ монитор – хотя здесь вкусы многих энтузиастов расходятся.

RF — живой артефакт ранней эпохи игровых консолей и ПК. Его использование сегодня требует технической смекалки и множества компромиссов. Но именно это и привлекает ретрокомьюнити: возможность оживить легенды на том же «железе», на котором они запускались 40 лет назад, пускай даже для этого придется продираться через помехи и «снег».

Комментарии (2)


  1. vesowoma
    30.06.2025 11:55

    Статья интересная, но не раскрыт момент рабочей частоты модуляторов. А частота была разная даже у одних и тех же производителей. Каналы метрового диапазона. Из того что помню - классическая Денди это 6 канал, позже точно были 7 и 10. Остальное в памяти не отложилось. Так вот, у всех приставок, что видел, настройки канала не было. Что в случае, если на том же канале работало эфирное ТВ, а телевышка была рядом, приводило к попоболи. Мощность ТВ передатчиков огромная, при прямой видимости сигнал принимался на все что угодно, вплоть до каска кабеля снижения с оторванной штатной антенной, только с наложением отражений и помех. Поэтому помню как модуляторы дорабатывали, самое простое это сдвиганием-раздвиганием витков катушки. Сначала этот "секрет" передавался из уст в уста, позже были статьи в радиожурнапах. Когда были журналы для игроков, то печатали и там.


  1. zatim
    30.06.2025 11:55

    Если на борту некоего компьютера есть RF модуль, то это значит что там 100% есть отдельные сигналы композитного видео и аудио. Эти сигналы со 100% вероятностью приходят как раз на этот модуль, найти их несложно. Чтобы подключить комп к телеку по низкой частоте достаточно просто выкинуть этот модуть и вывести наружу сигналы видео и аудио. Демодулятор - плохое решение. Как правильно было сказано в статье, он лишь добавит искажений из-за преобразований сигнала туда-сюда.