Актуальные случаи:
2022–2024 гг. — налоговый резидент РФ работал удаленно из РФ по трудовому договору с казахстанской компанией (без филиала в РФ), работодатель удерживал ИПН 10% в Казахстане, а у человека возникал НДФЛ в РФ.
2025 год — налоговый резидент РФ продолжает работать удаленно из РФ по трудовому договору с казахстанской компанией которая продолжает удерживать ИПН 10% в Казахстане, а в РФ продолжает возникать НДФЛ.
В первом кейсе, человек отчитывался по казахстанскому (мировому) доходу в РФ путем преставления налоговой декларации по НДФЛ в которой заявлял зачет уплаченного ИПН 10% в РК в счет возникающего НДФЛ в РФ по ставкам 13%(15%) тем самым доплачивая в РФ только 3%(5%).
В таких кейсах человек не запустил процедуру освобождения его дохода от ИПН в РК, так как полагал что вправе заявить зачет ИПН в РК в счет возникающего НДФЛ в РФ, тем самым сгенерировалась проблема.
В 2025 году ФНС спохватилась и начала задавать вопросы удаленщикам из РФ которые получали доход от казахстанских компаний, преследуя цель воспользоваться приоритетом международного договора (конвенции) между РФ/РК и отказать в зачете ИПН 10%, требуя подать корректировки и доплатить НДФЛ в части ранее заявленного зачета ИПН в РК за 2022-2024 гг.
Вот так у широкого круга людей неожиданно возникла верхнеуровневая задача — разобраться в правомерности удержания ИПН с их доходов в РК и вернуть полностью или частично ошибочно удержанный ИПН из бюджета РК, чтобы заплатить НДФЛ в РФ и снять с себя претензии ФНС.
В данном материале собрал информацию и рекомендации по данному кейсу, чтобы поддержать людей и внести определенности работникам и работодателям, что надеюсь поможет привести отношения сторон к выполнению международных норм данной сферы регулирования.
А еще я подготовил два базовых документа: Заявление работника на освобождение от ИПН работодателю; Сопроводительное письмо к заявлению на возврат ИПН в РК.
В общем-то, я уже как два года в своем телеграм-канале говорю что такая ситуация 100% возникнет и не только с Казахстаном, в том числе и в зеркальных кейсах с государствами ЕАЭС, где работники российских компаний стали налоговыми резидентами и трудятся с их территорий.
ФНС спохватилась через 2 года и требует НДФЛ с доходов, с которых уже удержан ИПН в 2022-2024 гг. — законно ли это или беспредел?
Сразу отвечу на частый вопрос о действиях ФНС — мол, а как они вообще так проверяли 3-НДФЛ за 2022-2023 гг., что только в 2025 году спохватились, хотя все камеральные проверки по прошлым периодам давным-давно завершены?
К сожалению завершение камеральной налоговой проверки без замечаний со стороны ФНС не означает, что замечания уже "никогда" не возникнут и вопрос закрыт.
На самом деле претензии могут возникнуть, но в пределах срока давности (ст. 113 НК РФ) привлечения за налоговое правонарушение 3 года. Другими словами требование по 2021 году должно было быть предъявлено до 31.12.2024, по 2022 году до 31.12.2025 года и так далее.
Однако есть особенности продления данного срока до фактических 4 лет. Например если была подана корректировка или был доказан факт умышленного сокрытия доходов человеком, но по общему правилу за 2021 год при претензиях в 2025 году, точно можно побороться, так как общий срок давности привлечения уже прошел.
Следовательно в 2025 году ФНС вправе пересмотреть декларации за 2022 и 2023 годы и конечно за 2024 год, при условии что есть основания отказать в зачете заявленного ИПН 10%, а они в общем-то есть. Что указывает на необходимость что-то делать, а не просто игнорировать требования ФНС.
Что делать если получили письмо от ФНС с требованием подать корректировку по НДФЛ за 2022-2024 год исключив заявленный к зачету ИПН 10% удержанный в Казахстане?
Когда мы что-то получаем из ФНС, мы сразу оцениваем правомерность требований и предложений налогового органа.
Из написанного выше, мы понимаем что есть кейсы где человек дистанционно с территории РФ работает на компанию в РК, в том числе работает с другой территории вне РК, но не теряет статус налогового резидента РФ, а есть кейсы где человек частично работал с территории РК, например — 5 месяцев в РК, — 7 месяцев в РФ.
Соответственно, требование ФНС по корректировке НДФЛ в части зачета по ИПН 10%, если человек реально работал с территории РФ (или другой территории вне РК), выглядят правомерно и остается проверить только цифры и периоды требования, а также побороться за минимизацию возможных санкций со стороны ФНС.
Однако если человек значимое время проводил на территории РК, но не терял статус налогового резидента РФ, в этом кейсе нужно заявлять данные обстоятельства и отбивать часть заявленного к зачету ИПН в счет НДФЛ, за те месяцы когда человек работал с территории РК.
Для этого нужно сразу переходить в письменный мотивированный диалог с ФНС и начинать собирать доказательную базу в поддержку своей позиции.
Если мы понимаем, что так или иначе нужно доплачивать НДФЛ и ФНС от нас не отстанет, разумным выбором будет составить письменные мотивированные пояснения в ответ на требование, чтобы заявить свою добросовестность и снизить размер возможных санкций, а также выиграть время на попытки возврата ИПН из бюджета РК.
Забыли про международный договор? Казахстан не должен удерживать ИПН с дистанционных работников из РФ!
Между РФ/РК заключен ряд международных договоров, нормы которых влияют на рассматриваемую нами ситуацию:
— Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (в части ст. 73 Договора и логики социальных отчислений).
— Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.1996 "Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал" (далее - Конвенция);
— Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года.
Все это международные договоры, все они ратифицированы РФ/РК, их нормы действуют и применяются на практике.
Договор об ЕАЭС и соглашение о пенсионном обеспечении граждан ЕАЭС мы затронем косвенно, так как они влияют в основном на социальные платежи, которые в большинстве случаев не должны возникать по негражданам РК и лицам без ВНЖ РК при дистанционной работе за пределами РК, но могут быть удержаны с нерезидента, если человеку необходим трудовой стаж например в РФ за периоды работы из РФ на компанию в ЕАЭС.
Приоритет международных договоров над национальными законодательствами РФ/РК установлен следующими нормами:
В Российской Федерации:
— часть 4 статьи 15 Конституции РФ: «Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора».
— cтатья 7 Налогового кодекса РФ: «Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством о налогах и сборах, применяются правила международного договора РФ».
В Республике Казахстан:
— пункт 3 статья 4 Конституции РК: «Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами».
— пункт 5 статьи 2 НК РК: «Если международным договором, ратифицированным РК, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в НК РК, применяются правила указанного договора».
— пункт 1 статьи 20 Закона РК «О международных договорах» от 30 мая 2005 года № 54-VI: «Каждый действующий международный договор РК подлежит обязательному и добросовестному выполнению РК».
Тем самым мы делаем правовой вывод о том, что в рассматриваемом кейсе налогообложение дохода дистанционных работников РФ/РК в первую очередь регулируется нормами Конвенции, а в частности статьей 15 «Доходы от работы по найму», а не нормами НК РФ/НК РК.
Давайте посмотрим Конвенцию:
— Часть 1 статьи 15 Конвенции (основное правило): «С учетом положений статей 16, 18 и 19 настоящей Конвенции заработная плата и иные аналогичные вознаграждения, получаемые резидентом одного Договаривающегося Государства (РФ) в связи с работой по найму, облагаются налогом только в этом Государстве (РФ), если только работа не осуществляется в другом Договаривающемся Государстве (РК). Если работа осуществляется в другом Государстве (РК), то вознаграждение, получаемое в связи с такой работой, может облагаться налогом в этом другом Государстве (РК)».
Как мы видим по основному правилу наибольшее значение имеет территориальный признак, то есть где физически находился работник выполняя трудовые функции, в РФ или в РК, в том числе при смешенном пребывании в двух государствах РФ/РК.
Но есть и исключение из общего правила, определенное в частью 2 статьи 15 Конвенции: «Несмотря на положения пункта 1, вознаграждение, получаемое резидентом одного Договаривающегося Государства (РФ) в связи с работой по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся Государстве (РК), облагается налогом только в первом Государстве (РФ), если:
а) получатель находится в другом Государстве (РК) в совокупности не более 183 дней в любом двенадцатимесячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом году;
б) вознаграждение выплачивается работодателем, не являющимся резидентом другого Государства (РК);
в) расходы по выплате вознаграждения не несет постоянное представительство или постоянная база, которую работодатель имеет в другом Государстве (РК)».
Вышеуказанная норма вводит исключение для случаев когда работник выполняет трудовую функцию с территории Казахстана, но РК не имеет право взыскивать ИПН в его доходов в принципе, так как работник остается налоговым резидентом РФ (> 183 дня в РФ), а также его работодатель налоговый нерезидент РК (допустим какая-то иностранная компания) или плательщик его дохода какой-то филиал иностранной компании в РК.
Фактически исключения установленные частью 2 статьи 15 Конвенции неприменимы в нашем кейсе, так как во всех известным мне случаях плательщиком дохода были классические юрлица образованные по законодательству РК (ТОО), причем часто с налоговыми льготами Astana Hub, но это уже отдельная история.
Отдельно отмечу, что доходы первого лица казахского ТОО, то есть руководителя (директора) попадают под нормы статьи 16 Конвенции, которая является исключением из основного правила (часть 1 статьи 15 Конвенции), то есть зачет ИПН 10% удержанный с доходов первого лица ТОО в счет возникающего НДФЛ в РФ возможен без территориальных оговорок.
Что нужно чтобы вернуть удержанный ИПН 10% в Казахстане и какими правовыми нормами регулируется такой возврат?
По уже прошедшим периодам 2022-2024 гг. человек должен взаимодействовать напрямую с налоговыми органами РК. При этом со сбором части документов, таких как справка о доходах в РК, если чего то не хватает по трудовому договору, а также если нужна помощь с ЭЦП РК, можно и даже нужно обратиться за содействием к бывшему или текущему работодателю в РК.
Статья 672 НК РК регламентирует порядок представления нерезидентом заявления на возврат уплаченного подоходного налога из бюджета РК на основании международного договора (Конвенции).
Проще и быстрее всего запустить такую процедуру — подать заявление в электронной форме через портал egov.kz или личный кабинет налогоплательщика, где форма заявления на возврат ИПН подгружается и формируется в полуавтоматическом режиме, в том числе и по направлению заявления в вышестоящий ДГД, но нужна ЭЦП РК или авторизация в налоговом приложении.
Если подача в электронном виде затруднена, все можно сделать на бумаге, в том числе через представителя по доверенности.
Заявление представляется в двух экземплярах (если на бумаге) в налоговый орган, являющийся вышестоящим по отношению к налоговому органу по месту нахождения налогового агента (работодателя), по утвержденной форме согласно приложению № 5 к Приказу Министра финансов РК от 12 февраля 2018 года № 160 «Об утверждении форм налоговых заявлений».
В РК территориальные налоговые органы — это управления или отделы государственных доходов, а вышестоящие налоговые органы — это департаменты государственных доходов (ДГД) по областям и городам республиканского значения. Вот именно туда и следует подавать заявление, а также сопроводительное письмо с приложенными к нему доказательствами.
Считаю что в таких ситуациях просто необходимо прикладывать к заявлению подробное сопроводительное письмо с пояснениями, к которому как раз и приложим все доказательства по позиции: документ подтверждающий статус налогового резидента РФ, справку о пересечении границы РК, трудовой договора и так далее.
Я подготовил пример такого сопроводительного письма.
В соответствии со статьей 673 НК РК налоговый орган рассматривает заявление нерезидента, представленное в соответствии со статьей 672 НК РК в течение двадцати рабочих дней со дня его представления нерезидентом.
Однако такой срок может быть продлен на срок проведения тематической (налоговой) проверки работодателя. Сроки проверок от 30 рабочих дней. Если все нормально ИПН возвращают в течении 5 рабочих дней после рассмотрения заявления по указанным реквизитам на банковский счет нерезидента.
По итогам рассмотрения заявления налоговый орган принимает письменное решение. Возможны два варианта решения: 1) о возврате подоходного налога полностью или в части; 2) об отказе в возврате подоходного налога (п. 7 ст. 673 НК РК).
Если человек получил отказ при достаточной доказательной базе приложенной к заявлению и отсутствии ошибок в заявлении, то есть опция обжаловать отказ во внесудебном порядке в КГД РК в течении 90 дней. В такой ситуации это нужно точно делать.
Summary что точно должно быть подготовлено человеком для успешного возврата ИПН:
Документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ за спорные периоды 2022-2024 годы (формируйте за каждый год).
Копия трудового договора с казахским работодателем с приложениями и должностной инструкцией (все что есть).
Справка о доходах в РК и удержанном ИПН которую мы запрашиваем у налогового агента (в том числе бывшего) ее обязаны сформировать и заверить или запрашиваем тут https://www.gov.kz/services/3519
Справка о фактах пересечения Государственной границы РК, получить можно тут https://vmp.gov.kz/ru/services/last-crossing-fact-certificate-preview (формируйте за каждый год) и вот это важнейший документ как для ДГД, так и для ФНС.
Заявление о возврате индивидуального подоходного налога, удержанного с нарушением Конвенции (два экземпляра, если подаем на бумаге) или просто подаем в электронном виде.
Сопроводительное письмо к заявлению о возврате индивидуального подоходного налога, удержанного с нарушением Конвенции (опционально, но нужно так как усиливает и конкретизирует позицию).
Документ (паспорт) удостоверяющий личность заявителя нерезидента (скан).
Про некоторые документы давайте поговорим подробнее.
Подтверждение статуса налогового резидента РФ
Основополагающий документ для возврата ИПН, да и в целом для применения норм Конвенции — документ подтверждающий статус налогового резидента РФ. Заполнить заявление онлайн: https://service.nalog.ru/nrez/ , проверить полученный результат: https://service.nalog.ru/nrez/check.html. Формируем за каждый спорный год в отдельности.
Вот по этой ссылке все способы получения такого документа и ответы ФНС на вопросы: https://www.nalog.gov.ru/rn77/fl/interest/dual_nationality/status/
Подтверждение пребывания/отсутствия на территории Казахстана
Для упрощения взаимодействия с налоговыми органами РК при возврате полностью или в части удержанного ИПН, а также усиления переговорной позиции в диалоге с ФНС просто необходимо иметь на руках — "Справку о фактах пересечения Государственной границы РК".
В 2025 году такой документ выдает Пограничная служба МВД РК. Запрос можно подать через портал электронного правительства egov.kz, а также через визово-миграционный портал vmp.gov.kz. Справка выдается за 15 минут! Вот ссылка https://vmp.gov.kz/ru/services/last-crossing-fact-certificate-preview
Ну вот, за 15 минут у нас на руках официальный документ который подтверждает присутствие/отсутствие человека в спорные периоды на территории Казахстана, то есть точно определяет могли с него удерживать ИПН или удержали с нарушением Конвенции. Рекомендую формировать справку в отдельности за каждый спорный год.
За какие периоды налогоплательщик нерезидент Казахстана может потребовать возврат ИПН ошибочно удержанный в нарушение условий Конвенции?
В соответствии с пунктом 7 статьи 672 НК РК заявление представляется нерезидентом в налоговый орган до истечения срока исковой давности, установленного статьей 48 НК РК, если иное не установлено международным договором.
Пунктом 2 статьи 48 НК РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящей статьей, срок исковой давности составляет три года. Есть исключения которые позволяют расширить данный срок до 5 лет, но скорее всего это не про 95% кейсов, так что рассчитываем на стандартный срок 3 года, который исчисляется с первого дня следующего за отчетным периодом.
Вообще вокруг сроков давности на возврат налогов или привлечения за неуплату налогов, есть разные подходы которые отличаются внутри одной страны, например подход налоговых органов и судебной власти, однако я полагаю что вполне правомерно подать заявление на возврат ИПН за 2022 год до 31 декабря 2025 года и далее по нарастающей за 2023 год до 31 декабря 2026 года и так далее. Полагаю что срок будет зафиксирован по дате подачи заявления.
Работаешь на казахстанскую компанию из России? Вот как не платить ИПН и платить только НДФЛ в РФ.
Сразу надо отметить, что в этом кейсе нужно действовать исключительно через налогового агента (работодателя) фиксируя все обращения и переписку с ним по данному вопросу.
Приводим в порядок трудовой договор с работодателем из Казахстана.
В трудовом кодексе РК четко определены критерии дистанционной работы. В частности статья 138 ТК РК предполагает что дистанционная работа — это форма трудовых отношений, при которой работник выполняет трудовые обязанности вне расположения работодателя, используя информационные и коммуникационные технологии.
Соответственно в трудовом договоре прямо указываем:
— Место выполнения трудовой функции: «на территории Российской Федерации» или «по месту фактического проживания работника», если есть какая-то проблема с упоминанием РФ.
— Режим работы: «Работа осуществляется в дистанционном формате с применением информационно-коммуникационных технологий».
— Еще полезно указать про отсутствие необходимости командировок в РК, например: «Выполнение трудовых функций работника не предполагает пребывание работника на территории Республики Казахстан».
Формулировки трудового договора должны подчеркивать, что доходы налогового резидента РФ, который работает дистанционно с территории РФ не должны в принципе облагаться ИПН в РК на основании международного договора, не позволяя что-то там додумывать.
Вообще конечно сложно переоценить качество договорных условий и точность их формулировок в каждом в отдельности кейсе. Рамочные соглашения часто становятся предметом "додумывания в свою пользу" и переквалификации.
Обращаемся с заявлением к работодателю в РК и просим освободить доходы от ИПН в РК на основании международного договора (Конвенции) или согласовать такое освобождение от ИПН с налоговыми органами РК.
В соответствии со статьей 666 НК РК налоговый агент (работодатель) вправе самостоятельно применить освобождение от налогообложения при выплате дохода резиденту (РФ) иностранного государства, с которым у РК заключен международный договор — при условии что такой резидент (РФ) является конечным (фактическим) получателем дохода.
Заявлением работодателю дистанционный работник-нерезидент РК заявляет особенности своего налогового статуса в РФ и критерии налогообложения его доходов, то есть действует разумно и добросовестно по отношению к своему работодателю налоговому агенту в РК.
В заявлении нужно пояснить, что в 2025 году работник является налоговым резидентом РФ, что между РФ/РК есть международный договор который имеет приоритет над национальными налоговыми правилами РФ/РК, предоставляет или письменно гарантирует предоставление документа подтверждающий статус налогового резидента РФ, и просит освободить его будущие доходы в течении 2025 года от ИПН, а также просит вернуть ИПН который был удержан с начала 2025 года, так как налоги нужно платить только в РФ.
Пунктами 3 и 4 статьи 666 НК РФ предусмотрено, что налоговый агент (работодатель) имеет право самостоятельно применить освобождение дохода нерезидента от ИПН, если нерезидент (РК) резидент (РФ), то есть государства с которым РК заключило международный договор, при условии представления нерезидентом (РК) документа, подтверждающего налоговый статус в таком другом договорившимся с РК государстве (РФ).
Не хочу сейчас разбирать критерии налогового статуса в РФ, но понятно что по критерию > 183 в РФ, экватор года это первые числа июля, вот именно тогда ФНС обычно и выдает такой документ заявителю.
Соответственно, если стоит задача освободится от ИПН в начале года, нужно дать письменные гарантии налоговому агенту (работодателю) в РК, что такой документ (обязательный для освобождения от ИПН) у него будет на руках в установленные законодательством РК сроки.
Такой срок установлен пунктом 4 статьи 666 НК РК — не позднее 31 марта года, следующего за налоговым периодом в котором произошла выплата дохода нерезиденту.
Фактически такой документ налоговому резиденту РФ можно получить уже в середине текущего года, то есть все можно сделать без экстрима как для работника, так и для работодателя в правовом поле.
Можно привести в пример релевантные нашей ситуации разъяснения Председателя КГД МФ РК от 15.09.2022 года.
Председателю КГД РК задали следующий вопрос:
Может или нет казахский работодатель освободить от ИПН доходы налогового резидента Республики Беларусь на основании применения статьи 15 Конвенции между РК/РБ, что полностью релевантно нашему кейсу между РК/РФ.
Ответ председателя КГД РК:
Учитывая изложенное, в случае если работа по трудовому договору нерезидента, резидента Республики Беларусь осуществляется на территории Республики Беларусь, и данный нерезидент не находится (находился) в период осуществления работы на территории Республики Казахстан, то доходы такого нерезидента по трудовому договору не подлежат обложению у источника выплаты в Республике Казахстан.
Я подготовил базовый текст заявления работника налогового резидента РФ в сторону налогового агента (работодателя) в РК с целью информировать работодателя о налоговой ситуации и освободиться от ИПН в РК, так как надо платить НДФЛ в РФ.
Скачать текст заявления работодателю о не удержании ИПН в РК с доходов налогового резидента РФ на основании норм Конвенции.
Что касается социальных платежей удержанных с дохода нерезидента РК который работал удаленно с территории РФ
Международный договор — соглашение о пенсионном обеспечении государств-членов ЕАЭС, вступил в силу с 01.01.2021 года, ратифицирован РК. Соглашение устанавливает равные условия для граждан ЕАЭС, работающих на территории других стран ЕАЭС, чтобы обеспечить непрерывное накопление пенсионных прав.
Основной смысл соглашения — если отчисления были, они будут учтены при выходе работника на пенсию в любой стране ЕАЭС.
Работает это все далеко неидеально, но работает. Вернуть социальные платежи думаю невозможно. А вот написать заявление в СФР чтобы зафиксировали и отразили в РФ трудовой стаж в РК за который отчисляли в фонды РК, это возможно.
Но если говорить про индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) то в РФ зачитают не более 1 балла ИПК независимо от объема отчислений в РК.
Соответственно, с 1 января 2021 года все работодатели в РК обязаны удерживать отчисления на обязательное пенсионное обеспечение (ОПВ) в размере 10% с личных доходов граждан ЕАЭС работающих на территории РК, независимо от их налогового статуса, ну то есть с первых дней на территории РК.
Однако речь опять идет про территориальную оговорку. А если работника вообще нет на территории РК? Смотрим разъяснение Министра труда и социальной защиты населения РК от 12 мая 2021 года на вопрос от 5 мая 2021 года № 683327.
Вывод — если работник гражданин ЕАЭС выполняет трудовые обязанности удаленно из РФ, то есть за пределами РК, то его доходы не являются объектом для удержания ОПВ в РК при условии что такой работник негражданин РК и лицо без ВНЖ (РПП) РК.
А еще надо понимать что есть не только ОПВ, а еще есть ВОСМС, СН, СО, ООСМС.
ОПВ, ВОСМС удерживаются с дохода работника, а СН, СО, ООСМС выплачивается в бюджет РК за счет работодателя, при этом социальный налог всегда рассчитывается за минусом социальных отчислений.
Исходя из правовых норм и официальных разъяснений уполномоченных органов РК, а также сложившейся практики с дохода дистанционных работников в принципе не должны удерживаться ОПВ и ВОСМС в РК, так как работника нет на территории РК и работник не гражданин РК.
При этом у работодателя может возникать только СН при условии что нет льгот Astana Hub, а если льготы есть, то кажется что вообще социалка в РК при таком кейсе не возникает.
И опять же, вот для всей этой логики, имеет критическое значение предмет трудового договора и его формулировки. Другими словами, просто недопустимо к договорным условиям относится по остаточному принципу.
В РК хорошая цифровизация на уровне госуслуг, а вот диалог с должностными лицами налоговых органов затруднен. Тотальное непонимание норм своего же налогового законодательства или его вольное толкование от района к району встречается довольно часто, но все преодолимо.
Если у вас был/будет релевантный практический опыт взаимодействия с налоговыми органами РК по возврату физическим лицом (работником) удержанного в нарушение норм международного договора (Конвенции) ИПН обязательно оставляйте этот опыт в комментариях.
Если материал был для вас полезен, буду признателен за подписку на мой Телеграм-канал Федор Андреев | Налоги без границ.