Снова приветствую уважаемых хабралюдей!

На связи Игорь Холопов, директор по маркетингу компании Systeme Electric, официального наследника и продолжателя дел Schneider Electric в России. Это уже второй мой пост в блоге. Первый находится по этой ссылке. Как и обещал в том самом первом посте, сегодня расскажу о ситуации на российском рынке источников бесперебойного питания (ИБП), который сейчас активно пытаются осваивать китайские бренды. Ну и, разумеется, о том, что мы в Systeme Electric готовы им противопоставить.

Но для начала дам короткую выжимку из предыдущей публикации. В ней я раскрыл следующие темы:

  • Компания Systeme Electric — единственный официальный наследник Schneider Electric в России.

  • Сравнение новых современных ИБП Systeme Electric, которые сегодня официально продаются в РФ, с устаревшими моделями классических линеек под брендом APC by Schneider Electric, которые также поставляются к нам, но уже неофициально, по каналам параллельного импорта.

  • Особенности нашего RnD: как мы разрабатываем продукты (в том числе и ИБП) в России — как с нуля, так и на основе доставшегося нам интеллектуально‑инженерного багажа APC by Schneider Electric.

В общем, рекомендую ознакомиться с первым постом — и перехожу к сегодняшней теме.

Для начала стоит сказать, что до 2022 года Schneider Electric в лице ее подразделения APC by Schneider Electric являлась безусловным лидером российского рынка ИБП — как в цифрах (доля существенно превышала 50%), так и в технологиях. После 2022 года ситуация выглядит следующим образом: лидер этого рынка остался де‑факто прежним, просто теперь он называется уже не APC by Schneider Electric, а Systeme Electric. При этом уровень технологий и в целом продуктов остался прежним — а именно мировым.

Однако есть на российском рынке бесперебойников и изменения: ощутимо активизировались китайские бренды, а также отечественные игроки, целиком и полностью заказывающие свои ИБП в Китае (т. е. сразу и производство, и разработку). Не могу сказать, что деятельность «китайских друзей» как‑то сильно повлияла на наш бизнес, ну или помешала ему. Правильнее охарактеризовать ситуацию так: мы фиксируем, что «китайцы» сейчас инвестируют в захват рынка, пытаются быть на слуху, активнее участвуют в тендерах и пр.

На этом фоне хотелось бы сравнить технологический уровень их устройств — и наших.

Первое, что нужно понимать, — в Китае есть несколько десятков фабрик, способных производить ИБП по чужому техническому заданию. Из этих десятков лишь примерно полдюжины фабрик являются высокоуровневыми, то есть соответствующими мировым стандартам — тем, что были приняты в Schneider Electric, и тем, что приняты сейчас у нас в Systeme Electric. Некоторые наши бесперебойники изготавливались и изготавливаются именно на этих высокоуровневых китайских фабриках (а некоторые — уже в РФ). Но — это важнейший нюанс — только изготавливаются. А вот их разработка ведется в России — на основе того самого интеллектуально‑инженерного багажа APC by Schneider Electric с добавлением наших наработок, которые мы накопили за три года существования компании Systeme Electric. Получается, что ИБП Systeme Electric — это продукты американско‑европейско‑российской инженерной школы. И ни в каком смысле не китайской.

А вот китайская инженерная школа — применительно именно к ИБП — де‑факто очень ограничена. Безусловно, разработать такое устройство с нуля в Китае могут. Но это будет, скажем так, во многом кустарное изделие. Плюс его потом еще и соберут не на высокоуровневой фабрике, а на обычной — читай, максимально дешевой. Ну, чтобы цена конечного устройства оказалась пониже, чем у ИБП тех же Schneider Electric/Systeme Electric, — раза эдак в два‑три. Бизнес‑модель китайских и китайско‑российских брендов именно такая. Они, безусловно, имеют на нее право. Но возникает вопрос: что получает потребитель, сэкономив и взяв китайский ИБП?

Предлагаю изучить такую таблицу. В ней сведены пять трехфазных бесперебойников.

Нетрудно заметить, что китайские устройства значительно дешевле, чем Systeme Electric, — примерно втрое, а иногда и вчетверо. Также обращу внимание, что уже успевшая устареть модель классической линейки ИБП APC by Schneider Electric, напротив, дороже на полтора миллиона рублей (почему ИБП APC by Schneider Electric сегодня продаются в РФ за зверские деньги и почему с ними не стоит связываться — см. в первом посте). И все же главный вопрос такой: почему китайские бесперебойники значительно дешевле и каковы риски при их приобретении?

На мой взгляд, и я здесь вполне объективен, риски большие. Экономия может привести к целому ряду неприятных эксплуатационных нюансов и даже катастроф. Начнем с нюансов. Например, «Китайский аналог № 3» очень громкий: 70 дБ против 60 у модели Systeme Electric. Это означает, что интенсивность издаваемого «китайцем» звука выше примерно в 10 раз. Для человеческого уха прирост меньше (не в 10, а 2 раза), и все же. Еще большинство «китайцев» очень тяжелые: какие‑то весят под 350 кг, а какие‑то даже полтонны. Для перемещения таких устройств нужно в среднем 4–7 человек — против одного‑двух в случае ИБП Systeme Electric.

Но главное даже не это. С подобными нюансами еще можно смириться. А вот надежность… Если ИБП, разработанный китайскими инженерами с сомнительными скилами, еще и собирает недорогая китайская фабрика (а как иначе обеспечить низкую цену?), то рассчитывать на настоящую «бесперебойность» этого бесперебойника (уж пардон за тавтологию) как минимум недальновидно. И лично я бы не доверил ему сохранность критичного оборудования бизнеса — будь то ЦОД, банк, магазин, цех или даже целый завод, больница и так далее. Потому что если бесперебойник не сработает именно в том момент, когда требуется его вмешательство, — из ЦОДа могут исчезнуть данные, стоимость которых — десятки и сотни миллионов рублей. В больнице могут пострадать люди. На заводе из‑за внезапной некорректной остановки работы оборудования могут на дни и недели застопориться производственные процессы. Короче говоря, «шутить» в случае бесперебойников неуместно. Экономия в пару миллионов рублей при покупке такого критически важного оборудования может в какой‑то момент вылиться в ущерб, кратно больший стоимости самого ИБП.

Тут уместно привести результаты исследования Uptime Institute, касающегося роста частоты и серьезности сбоев в центрах обработки данных. Главной причиной этих самых сбоев в современных реалиях авторы отчета назвали проблемы с системой распределения энергии на местах. В частности, когда ИБП или генераторы (надо понимать, некачественные) не смогли корректно отреагировать на отказ сети. Например, в 2023 году это вызвало перебои в работе сервисов Microsoft Azure в Европе.

Поэтому — да, я уверен, что, несмотря на в разы более высокую цену, смысл в приобретении решений Systeme Electric совершенно точно есть. И так не один я считаю: так считает рынок. Ведь, напомню, мы сохраняем лидерские позиции в РФ — несмотря на нашествие бюджетных ИБП родом целиком и полностью из Китая.

За сим откланяюсь. А спустя недельку‑другую вернусь с очередным постом. Возможно, уважаемые читатели хотели бы, чтобы я раскрыл какую‑то конкретную интересную им тему? Отмечайтесь в комментариях.

Комментарии (17)


  1. ZlobniyShurik
    10.07.2025 17:19

    Как-то не внушает.

    Давят на чувства ("Верьте нам!") и не дают технических деталей (У модели конкурентов СуньХуньВЧай 100 до сих пор однополупериодный выпрямитель и электроника на реле, у нашей же модели ГиперМегаУльтра полноценный диодный мост и транзисторы П210 !)

    Наш ИБП ни за что не сгорит, а вот их - сгорит однозначно! Наш пластик ух, их пластик - фу! Подтверждения от независимых уважаемых лабораторий есть?

    Простите, но не серьёзно!


  1. leongurman
    10.07.2025 17:19

    не хватает дисклеймера "на правах рекламы"


  1. akokarev
    10.07.2025 17:19

    3.5 млн против 0.8 млн. Разница КПД 4% выглядит так, как будто возьми 2шт и всё равно Китаец будет дешевле.

    Ну и что что вес в 3 раза больше? Мне же его не в багажнике возить и на центрифуге не разгонять - поставил на пол и стоит себе. Нанял один раз 10 грузчиков, заплатил условно 10-100к за транспортировку, всё равно Китаец дешевле.

    Что до надёжности, у нас не ЦОД и не завод, кратковременное отключение не страшно, главное чтобы завелось и заработало как можно быстрее.


  1. little-brother
    10.07.2025 17:19

    ИБП Huawei и Delta в какой у вас категории? Vertiv тоже весь в китайских иероглифах внутри. Имхо копировать технологии ИБП китайцы давно научились, причем с нормальным ценником. Не космические технологии, да и там уже обгоняют нас.


  1. Andr3y3
    10.07.2025 17:19

    Все ИБП, которые реально вышли из строя, что я видел это APC ES-700 (более 30 шт.), причем это програр дорожек на плате управления. И ни одного Ippon с такими проблемами я не видел


  1. Komrus
    10.07.2025 17:19

    Ну детский лепет какой-то.

    На семинарах APC такой беспомощности как-то не было ;)

    Какой "конкурент1"? Предметно, с артикулами, пожалуйста.

    И с фотографиями компонентов силовых модулей ИБП, если уж об этом речь попытались завести...

    Про вес - ну, посмеялся... ИБП без батарейных шкафов немного бесполезны, обычно... А вес батарейного шкафа для такого ИБП - будет поболее веса бесперебойника...

    Да и 400 кг - не глобальная проблема. В пределах типовых нагрузок на перекрытие в обычном современном офисном здании... Всё равно место установки и логистику/такелаж приходится прорабатывать...


    1. EmmGold
      10.07.2025 17:19

      400кг - четыре человека или восемь девушек... Вообще никакой проблемы...


      1. dTi
        10.07.2025 17:19

        Человек или девушка - зачет)


  1. EmmGold
    10.07.2025 17:19

    Кишки бы хоть показали...


    1. timka05
      10.07.2025 17:19

      Вы что, автору не верите??!! У них надежно (!).. наследники исчезнувшей цивилизации целой Шнайдер Электрик


  1. Golex
    10.07.2025 17:19

    Дарю идею для блога. Но только для технического маркетинга. Рассказать как ИБП узнает состояние батареи, оставшееся время работы, а, главное, как он передает это модулю сетевого управления и какие грабли есть в этом процессе у разных линеек ИБП у вас и у noname ИБП. Почему одни и те же "китайские" платы сетевого управления используют сейчас и "китайские" ИБП, и "российские" ИБП попроще, и вы. Почему у вас та же самая плата по сети будет передавать более точные данные о состоянии батареи, чем у других. Пусть технари расскажут как определить тот замечательный момент, когда пора менять батареи. И, кстати, пусть расскажут почему я не нашел ни одного датчика температуры в батарейных отсеках ИБП. Это вопросы, которые накопились после многих лет эксплуатации APC SmartUPS и последующих попыток купить ИБП попроще.

    Кстати еще можно сравнить прошивки плат сетевого управления с точки зрения ИБ, исправления ошибок, сроков поддержки.

    В общем я буду очень рад, если появится цикл статей про внутреннюю кухню ИБП как в силовой части, так и в управлении, который в частности поможет технически обосновано выбирать ИБП.


  1. REPISOT
    10.07.2025 17:19

    А что же вы так? Вот у самого дешевого китайца шум 58 дБ зеленым закрашен. Все остальные хуже, значит должны быть красные. Почему, например, 63 зеленый, а 65 уже красный? На 2 дБ больше? Так 60 тоже на 2 больше чем 58.


  1. kamaz1
    10.07.2025 17:19

    А какова причина отсутствию разного рода литиевых ибп на потребительском рынке. На вскиду, hiper выпустили пару моделей средненьких характеристик.


    1. Komrus
      10.07.2025 17:19

      На мой взгляд, сейчас производители ИБП продают "мощность". А параметр "время автономии" - он где-то сильно дальше в списке.
      Кому действительно надо 30..60 минут автономии (для ИБП потребительской мощности; в пределах пары-тройки КВт) - те смотрят на модели с возможностью подключения внешних АКБ. Ибо сильно бюджетнее получается.

      А кого устраивает автономия в 5 минут на полной мощности - те не очень готовы переплачивать за литий...


    1. serejk
      10.07.2025 17:19

      Не знаю, что такое «литиевые ИБП» :), но литиевые батарейки у Systeme Electric есть для ИБП.


    1. swshoo
      10.07.2025 17:19

      Причина, что они если горят, то хрен потушишь -). Горящих свинцовых я пока не видел.


  1. swshoo
    10.07.2025 17:19

    У немецкого бренда!!! косячных моделей тоже не мало было в истории -)