Всем привет! Я Кирилл Пономаренко, мне 23 года, сейчас я учусь на первом курсе магистратуры на инженерной специальности и уже около года работаю системным аналитиком в ПСБ, в команде внутренней веб-аналитики, где мы делаем импортозамещение Google Analytics. Это моя первая работа в ИТ, я искал себе место, когда вокруг уже говорили о том, что джуны теперь не нужны, и рынок переполнен начинающими. На самом деле, студентам технических вузов открывается больше дверей, чем может показаться. Пусть и совсем легко не бывает, ведь многим ребятам сейчас и правда трудно найти первую работу.
В этой статье я поделюсь своим опытом трудоустройства, надеюсь, он окажется полезен. Дам ссылки на учебные материалы, попробую подсказать лайфхаки и ситуации, c которыми можно столкнуться в поисках вакансий. Начнём.
По образованию я не совсем айтишник. В 2020 году поступил в Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ) на направление Инфокоммуникационные технологии и системы связи. У меня не было цели работать именно по этому профилю — хотелось поступить в московский вуз на бюджет и получить хорошую техническую базу. Моя специальность находится на стыке и электроники, объединяет в себе основы радиосвязи, схемотехники, программирования и высшей математики. Многие мои сокурсники так же поступали с прицелом на то, что смогут работать в ИТ.
Наша специальность даёт знания, которые позволяют заниматься исследованиями беспроводной связи, разработкой и проектированием современной инфраструктуры для телекома. Мы изучали схемотехнику, основы электроцепей, электронику и языки программирования: C++, Python, Matlab, SciLab. А также фреймворки для анализа и обработки данных: Pandas, Numpy, OpenCV и т.д.
После третьего курса я проходил практику в телецентре Останкино на аппаратно-студийных блоках Первого канала и канала Матч ТВ. Там инженеры занимаются настройкой телекоммуникационного оборудования и базовых станций, организуют передачу информации по линиям связи с минимальными потерями и отвечают за качество будущих программ на экранах миллионов людей.

Это было интересно, но всё же мне хотелось попробовать себя именно в ИТ. А так как практику можно было пройти только по нашему профилю в телекоме, то я совмещал это время с обучением на курсах, чтобы за лето освоить необходимые навыки для работы в сфере разработки ПО. К тому же, диплом бакалавра был не за горами, и я уже хотел попробовать найти первую работу.
А разве компаниям нужны студенты без опыта?
Да, вы тоже наверняка слышали, что джунов слишком много, и они никому не нужны, ИИ всех заменит… На деле, компании и сейчас охотно идут с предложениями для студентов крупных технических вузов. И за время моего обучения их стало заметно больше. Почти каждый квартал проходят ярмарки вакансий, куда приходят десятки компаний. Они организуют хакатоны и конференции для студентов, где можно обзавестись новыми знакомствами и пообщаться не только с эйчарами, но и другими сотрудниками из ИТ. Узнать, какие навыки наиболее востребованы в отрасли, какие инструменты стоит осваивать.
Поэтому студенты имеют много возможностей найти работу, даже если у них недостаточно опыта. Однако потребуется осваивать новые инструменты и прокачивать своё портфолио, ведь конкуренция всё же высокая.
Теперь я расскажу, как искал стажировку и чему учился, чтобы на неё попасть.
С чего начать поиски?
Часто в вузах работают карьерные центры — они помогают студентам найти работу: организовывают ярмарки вакансий, конференции, хакатоны, да и просто делятся информацией о вакансиях и стажировках. Не стоит игнорировать этот канал связи, ведь он позволяет найти актуальную информацию от работодателей.
Еще в начале третьего курса я подписался на рассылку нашего карьерного центра и узнал о большом количестве вариантов для студентов: летних школах, курсах с возможностью трудоустройства и практиках. Мне была интересна работа в ИТ, но по скиллам я не дотягивал, всё-таки учился по другому профилю. С того момента я начал активно ботать дисциплины, по которым не хватало знаний.
Посмотрел на рынок, какие навыки требуются и наметил дорожную карту. Начал с курса CS50 — это Гарвардский курс по основам программирования, затем подтянул изучение Python и SQL. Параллельно откликался на предложения карьерного центра и вакансии от компаний. В один из дней я увидел в рассылке информацию о Школе системного анализа в ПСБ и решил отправить заявку.
В компании постоянно работает Школа цифровых ролей с разными учебными программами — программирование, тестирование, анализ, на которые приглашают студентов старших курсов. Каждый курс длится несколько месяцев, после его успешного завершения и финального собеседования можно получить приглашение на стажировку.
В Школу системного анализа брали ребят без профильного опыта. Главными критериями отбора были мотивированность и знание основ ООП, базового SQL (я освоил его как раз незадолго до этого), BPMN, методологии и жизненных циклов разработки. Также, требовалось умение программировать. Занятия начинались осенью и продолжались в течение 3-4 месяцев. То есть мне предстояло учиться в две смены — и в университете, и в школе ПСБ одновременно. Забегу вперёд: было нелегко, но оно того стоило.
От учёбы до стажировки
Расскажу, как проходило обучение и переход в стажёры ПСБ.
Чтобы попасть в школу нужно было пройти отбор, он включал анкетирование и тестовые задания. Требовалось рассказать о себе, своей мотивации и решить несколько задачек по темам, которые я приводил выше. Эти этапы я успешно прошёл и получил приглашение на очную встречу для знакомства с экспертами и ребятами, которых тоже приняли. С теплотой вспоминаю тот день: эксперты оказались отзывчивыми и мудрыми людьми, а ребята — умными и открытыми. В общем, я был очень воодушевлён. Как потом нам рассказывали, при отборе особое внимание уделялось нашей мотивации. А когда начались занятия, стало понятно, почему — у нас почти не было отсева в процессе обучения, все были заряжены учиться.
Всего на моём потоке было около 30 студентов. В основном, обучение состояло из встреч в Zoom два раза в неделю по вечерам. Встречи длились не более трёх часов, но иногда мы могли задержаться.
Некоторые занятия проходили оффлайн — там у нас была командная работа. Мы делились на группы по 5-6 человек и решали разные задачи по оптимизации реальных бизнес-процессов. В конце занятия презентовали своё решение экспертам и другим ребятам. Это помогало нам и глубже изучить сложную тему, и лучше узнать друг друга. Даже сейчас, спустя время, поддерживаем общение, списываемся в чате и встречаемся попить кофе и поболтать о жизни и работе.
Ещё обучение включало домашние работы. Если с чем-то возникали сложности, эксперты приходили на помощь. Каждый мог запросить и получить обратную связь, совет или просто поддержку. А ещё фишкой обучения был разбор домашек в формате peer-to-peer — это подход равный-равному. Мы делились на пары, чтобы проверить друг друга перед следующей встречей в Zoom. Это позволяло увидеть другой подход в решении и посмотреть на задание под новым ракурсом.
По окончании курса нужно было выполнить итоговое задание. А чтобы получить оффер на стажировку, после окончания курса мы проходили интервью с наставниками и тимлидами подразделений, куда требовались стажёры. На собеседовании нужно было разобрать бизнес-процесс, представить способы его улучшения и обосновать выбор, показав знания и навыки, обретённые за время обучения. Большинству студентов с моего потока предложили оффер, в том числе и мне. Моим наставником стал один из экспертов школы, которого я уже знал — здесь мне повезло. Но если наставник достаётся незнакомый, это тоже не страшно. Наставники — опытные специалисты, они умеют работать с новичками.
А дальше началась моя жизнь стажёра. Это не только первые задачи. В ПСБ для новичков продумана целая система онбординга, которая помогает быстрее погрузиться в новые процессы. И еще есть целое стажерское сообщество, эйчары вовлекали нас в разные мероприятия, тренинги и конференции. Благодаря этому мы знакомились с выпускниками других школ цифровых ролей.
Моя стажировка продолжалась около девяти месяцев. Но её длительность может быть иной, всё зависит от наличия свободных ставок в командах, результатов работы и желания стажёра на перевод в штат. Так, сначала я был в одной команде, а в штат перешёл уже в другую.
И вот теперь я полноправный джун-аналитик в команде из 15 человек. У нас есть ещё один студент, но средний возраст коллег — 35 лет. Здесь должны быть шутки про зумеров и конфликт поколений, но, как по мне, это скорее миф, над которым мы иногда прикалываемся. Наоборот, со стороны коллег я чувствую доверие и поддержку. Иногда могут попросить взглянуть на что-то привычное свежим взглядом.
Из интересного: у многих коллег не айтишное образование. Как правило, это что-то техническое, но необязательно. Мой наставник по образованию физик из области исследования нано-материалов, а ещё у него за плечами опыт создания стартапа по разработке мобильных игр. Мне нравится, что работа помогает мне расширять кругозор и знакомиться с крутыми людьми.
В общем, обучение в компании и стажировки — отличный способ найти себе работу и получить тот самый опыт, который так нужен начинающим. У меня получилось попасть в нужное место. Но я рассматривал разные варианты, поделюсь ими ниже.
Где ещё студенту получить реальный опыт?
Хакатоны и бизнес-кейсы. На них можно получить опыт решения прикладных задач, поработать в команде и познакомиться с новыми людьми.
Я участвовал в хакатонах до стажировки и во время неё. Системный анализ был для меня чем-то новым, я понимал, что мне не хватает опыта. Первый хакатон нашёл в своём университете, там от команды требовалось разработать хранилище и собрать витрину данных для одной из бизнес-задач. На всё про всё нам дали одни выходные, мы с ребятами сидели до ночи, созванивались, что-то придумывали. Было интересно, мы даже заняли второе место. Нередко победителям хакатонов и бизнес-кейсов компании-организаторы предлагают пройти у них стажировку.
Pet-проекты. Я старался собрать портфель пет-проектов, когда планировал стать разработчиком. Делал несколько решений, которые помогали мне в рутинных задачах. Сейчас можно придумать много классных проектов с применением ИИ – таск-трекеры, телеграм-боты. Считаю, что для разработчиков — это рабочий способ освоить новые инструменты и заявить о себе реальными кейсами.
Олимпиады по спортивному программированию. Отличная опция для тех, кто хочет заниматься разработкой, можно отточить навыки и получить ачивку.
Работа внутри вуза. Часто первый опыт можно получить, не отходя от учёбы. Компании-партнёры вуза создают на его базе центры, куда привлекают студентов 3-4 курсов для исследований и решений прикладных задач — и эти кейсы тоже можно включить в резюме. Также компании-партнёры вуза могут брать студентов работать над исследованиями или подготовке лабораторных работ. Например, в нашем университете есть научные центры, где можно проводить эксперименты и писать научные работы, скажем, по поиску способов улучшения связи. Это подходит тем, кто хочет заниматься наукой по своему профилю.
Точно ли нужен вуз, если есть курсы?
В ИТ много споров, нужна ли вышка, где (ну тоже не секрет) часто даются устаревшие знания. Но из своего опыта я понял, что университет — это преимущество.
Во-первых, вуз — это не только знания, которые должны быть актуальны здесь и сейчас. Это прежде всего основа, благодаря которой человек учится решать проблемы, преодолевать сложности, тренирует навыки тайм-менеджмента. В институте можно встретить друзей и будущих коллег.
Во-вторых, в техническом вузе вы изучаете прикладные дисциплины — матанализ, теорвер, все они правильно настраивают мозг, учат мыслить структурно. Потом всё остальное будет даваться легче — неважно, в какой области, будь то разработка, аналитика или менеджмент.
В-третьих, как я уже писал ранее, студенту легче устроиться в компанию, чем новичку, который учился только на курсах. Некоторые работодатели берут в свои корпоративные школы и на стажировки только студентов вузов.
Но, что правда, многие университетские программы не успевают за технологиями, некоторые современные инструменты мы не изучаем. Поэтому без дополнительного обучения тут не обойтись.
Полезные ссылки
Советую книги и ресурсы, которые помогали мне подготовиться к поиску первой работы и вкатиться в системный анализ.
Можно начать с роадмапа по специальности, которая вам нравится. Много примеров на Developer Roadmaps — это сообщество с роадмапами по разным ИТ-профессиям. Отвечает на вопрос, как стать разработчиком ML, аналитиком и так далее. Даёт схемы со списком инструментов и картой развития. Сверяйте роадмап с требованиями в вакансиях. А можете нарисовать свой роадмап.

CS50: Introduction to Computer Science | Harvard University — как по мне, это лучший бесплатный курс по основам Computer Science, который дает необходимые основы для всех, кому интересно ИТ.
Наверняка вам понадобится SQL — и чем лучше вы будете знать его, тем больше шансов на то, чтобы пройти отбор на стажировку или вакансию. Мне помог ресурс SQLAlchemy.
Хэндбуки Яндекс.Образования — тут есть несколько бесплатных онлайн-учебников и справочников для разных направлений.
Требования для программного обеспечения: Рекомендации по сбору и документированию. Это книга о том, как собирать, документировать и проверять требования. Полезна не только аналитикам, но и всем, кто занимается разработкой на ранних стадиях. Нашёл на Хабре отрывок из неё. Автор — Илья Корнипаев, преподаватель курса «Управление требованиями» в ГОУ АНХ.
Микросервисы. Паттерны разработки и рефакторинга, Крис Ричардсон. Поможет узнать больше о разработке в микросервисной архитектуре. Тоже есть фрагмент на Хабре.
Мне понравилась книга Сергея Константинова — API о практиках разработке API. А вот страничка автора на Хабре со статьями.
И напоследок — вам понадобятся не только знания инструментов. Помните про софт-скиллы: инициативность, умение находить общий язык с разными людьми — с разработчиками, заказчиками, стейкхолдерами. Показывайте мотивацию к изучению нового. Эти качества могут помочь вам пройти на учебу или стажировку, даже если технических знаний не хватает.
Какие планы?
В обозримом будущем хочу улучшить свою экспертизу в системном анализе, собрать побольше опыта в резюме. И продолжать учиться в магистратуре.
Буду рад ответить на вопросы о своей учёбе или о стажировке в ПСБ и получить советы по книгам по системному анализу.
А если вам интересно следить за Школой цифровых ролей ПСБ, подпишитесь на наш блог. Мои коллеги здесь время от времени рассказывают про свой опыт и наши программы. Здесь и здесь можно почитать истории наших преподавателей.