Falcon 9
Российское космическое агентство решило отказаться от разработки ракеты с возвращаемой первой ступенью по образцу Falcon 9. Как пишут «Известия», из проекта Федеральной космической программы (ФКП) на 2016–2025 годы, направленного на согласование в министерства (копия есть в «Известиях»), исключена опытно-конструкторская работа под шифром ЛЭК-ВРБ по созданию многоразовой первой ступени.
Ранее на разработку ЛЭК-ВРБ предполагалось выделить 12,5 млрд руб.
В России только начали разработки в этом направлении. Центр Хруничева представлял макеты перспективных первых ступеней с крыльями на нескольких авиакосмических салонах в Жуковском. Разработка была на этапе эскизного проектирования и исследования посадочных характеристик такого возвращаемого крылатого блока, который показывали под названием «Многоразовая ракетно-космическая система» (МРКС).
Теперь разработки придётся свернуть. Из-за кризиса бюджет Федеральной космической программы сократили с 2 трлн до 1,4 трлн руб и данный проект просто вычеркнули из неё.
Есть попытки объяснить отказ от разработки тем, что она якобы не нужна: «Создание многоразовой первой ступени сегодня не имеет абсолютно никакого экономического смысла, — говорит член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. — Использование систем посадки снижает грузоподъёмность Falcon 9 не менее чем на 30%. Ещё можно подсчитать затраты на создание, испытание и эксплуатацию многоразовой ступени — с дефектацией и переборкой двигателей после каждого полёта. Сложно сказать, удаётся ли что-то в результате сэкономить, но если при этом снижается надёжность ракеты, что весьма вероятно, то такая экономия никому не нужна».
В то же время, Илон Маск со своей компанией SpaceX уверен, что использование многоразовой ракеты значительно уменьшит стоимость космических программ: возвращаемая ступень стоит $54 млн, так что стоимость каждого запуска сокращается на десятки миллионов долларов. Топливо для вывода ракеты на орбиту стоит всего $200 тыс. По подсчётам Маска, стоимость доставки одного килограмма груза на низкую земную орбиту может упасть до $1100, что гораздо меньше, чем берут за это российские подрядчики. Так что с членом-корреспондентом Российской академии космонавтики можно поспорить.
Как говорил Илон Маск: «Представьте, что каждый «Боинг-747» выбрасывался бы после первого же своего рейса, допустим, в Лондон. Вы видите в этом смысл? Кто из его пассажиров смог бы позволить себе билет стоимостью в миллион долларов? Если б и нашлись такие чудаки, они никогда не смогли бы сделать пассажирскую авиацию массовой. Так же и с космическими пусками. Пока ракеты не станут многоразовыми, как самолёты, они никогда не будут доступны массовому клиенту».