Привет! Меня зовут Аня, я методист и преподаватель курсов английского в Практикуме. Многие во взрослом возрасте даже не пробуют учить иностранный язык, потому что считают, что время уже упущено и вообще надо было раньше думать. Причём люди эти совершенно разных возрастов — и все одинаково в этом уверены.
В этой статье хочу порассуждать о том, почему так происходит и действительно ли взрослые необучаемые и безнадёжно отставшие. Думаю, вы и сами понимаете, что всё не так пессимистично и учиться новому во взрослом возрасте так же реально, как и в детстве.
«Мне уже не 16, куда я лезу?» — нередко взрослым кажется, что есть какой-то критический порог возраста для обучения новому. 25, 30, 40 и так далее лет воспринимаются как рубеж, после которого невозможно заняться неизвестным видом спорта, сменить профессию или выучить иностранный язык. При этом ставить крест на изучении языков умудряются даже совсем молодые люди.
Другой распространённый психологический барьер — страх выглядеть нелепо. Дети будто сразу всё схватывают, и ошибаться им не зазорно. А вот если взрослый скажет что-то неправильно, окружающие якобы сразу отметят его неграмотность. Зачем тогда пытаться? Тогда уж проще включить переводчик, чем позориться.
Ещё одна установка: «Раньше было больше времени, больше сил, я был(а) собраннее. Сейчас уже поздно, не потяну». Мы склонны идеализировать своё прошлое — кажется, что в юности всё было бы проще.
Давайте разбираться, насколько это всё соответствует действительности и что можно сделать.
Механизм изучения языка: дети vs взрослые
Как всё происходит у детей? Дети, особенно младшего возраста, осваивают иностранный язык по тем же принципам, что и родной, — через имитацию, и сначала в речи. Именно поэтому их обучение строится через игру, рутину, повторения.
Да, они быстрее, чем взрослые, схватывают произношение и не впадают в ступор и смущение, если чего-то не знают. Но давайте честно: даже самые способные дети изучают язык годами, постоянно ошибаясь и переспрашивая. Взрослый же часто требует от себя совершенства с первой попытки, и это мешает двигаться вперёд.
Механизм освоения у взрослых совсем другой. Взрослые осваивают язык гораздо более осмысленно, анализируя слова, фразы, грамматические конструкции и невольно проводя логические параллели с родным языком.
Например, изучая Past Simple, взрослый не просто запоминает формы, а понимает логику: «Ага, это как прошедшее время в русском, только проще — одна форма для всех лиц».
В отличие от детей, которые при освоении языка строят нейронные связи с нуля, взрослые обучающиеся модифицируют существующие связи, а также формируют новые. То есть опыт изучения нового языка накладывается на существующий опыт.
Соответственно, и процесс обучения у взрослых строится иначе. Важно: иначе не означает менее эффективно в плане результата.
Преимущества взрослых в изучении языка
Всё далеко не ограничивается особенностями освоения информации, давайте рассмотрим другие преимущества изучения языка во взрослом возрасте.
Жизненный опыт. У вас больше ассоциаций и контекста для запоминания новых слов и грамматических конструкций. Когда вы изучаете слово deadline, сразу понимаете его эмоциональную окраску, потому что сталкивались с дедлайнами на работе. Ребёнок просто заучит перевод, а вы свяжете его с личным опытом.
Благодаря аналитическим навыкам вы не слепо запоминаете грамматические формы, а понимаете логику, по которой они образуются. Нередко есть система опор, знания из других языков, грамматики, школьной базы. Также есть умение учиться: планировать, искать ресурсы, управлять временем, ставить цели.
Мотивация не «потому что заставили», а изнутри. Сейчас вы точно знаете, зачем вам английский, — для карьеры, путешествий, саморазвития. Это не абстрактная школьная программа или желание родителей, а конкретная, осязаемая цель, и она стоит десятков принудительных уроков.
Доступ к ресурсам и возможность выбирать формат обучения: курсы, тьюторы, самообразование. Учить язык во взрослом возрасте классно, потому что теперь вам не надо сидеть в классе из тридцати человек, ездить к репетитору через полгорода или учить лексику про Антарктику, просто потому что она есть в учебнике. Вы можете выбрать формат, преподавателя, время занятий. Хотите изучать английский для IT? Пожалуйста. Интересует туристическая лексика? Без проблем.
Организованность и усидчивость. Взрослый знает, что прогресс требует усилий, — и может это усилие организовать. Взрослые лучше планируют время и умеют подтолкнуть себя заниматься даже тем, что не всегда приносит мгновенное удовольствие.
Как преодолеть психологические барьеры
Прежде чем заняться изучением языка, есть смысл немного поработать над своими установками. Если заменить ложные ограничения на рабочие, вы обретёте не только веру в себя, но и большую мотивацию не бросить всё на полпути.
Примите настоящее как оптимальное время. «До 25», «до 30», «до пенсии» — это навязанные пороги, и нет универсального удачного момента, чтобы начать что-то новое. Сейчас у вас есть чёткая цель, мотивация и ресурсы — это лучшие условия для изучения языка.
Перестаньте сожалеть о прошлом. Мы часто идеализируем прошлое. Кажется, что вот тогда я был(а) на пике своих способностей — но это иллюзия. Если бы в прошлом у вас были все возможности для изучения, вы бы выучили язык. Каждая минута, потраченная на сожаления, — это минута, которую можно потратить на изучение нового.
Сосредоточьтесь на преимуществах взрослого обучения. Ваши способности к анализу, критическому мышлению и самоорганизации — мощные инструменты для освоения языка.
Примите, что ошибки — неотъемлемая часть практики и роста. Звучит как шаблонный совет, но это важно преодолеть. Вы наверняка ошибались на родном языке, и это не было таким ударом для самооценки, как ошибки на английском. Значит, всё-таки всё в голове, и ошибки не так страшны — они просто часть жизни.
Ни с кем себя не сравнивайте. Ваш опыт изучения языка и ваш прогресс уникальны. Не сравнивайте себя с полиглотом из YouTube или коллегой, который «за два месяца выучил английский». Вы не знаете их историю, базовый уровень, количество часов занятий.
Единственное честное сравнение — с собой вчерашним. Сегодня вы знаете больше слов, чем знали неделю назад. И этого достаточно, чтобы сказать себе: «Я двигаюсь вперёд».
Двигайтесь малыми шагами, но регулярно. «У меня не хватит времени» — тоже одна из установок, характерная для взрослых, и именно она часто подкрепляется объективными причинами.
Не нужно ставить мегацели заниматься по два часа каждый день. Вы можете выбрать темп, в котором изучать язык приятно и комфортно. Полчаса занятий дважды в неделю — не много, но при этом вполне достаточно, чтобы начать движение к своим целям.
Выделите время, даже если у вас нет возможности сесть за стол и учиться «по-серьёзному». Добираетесь на работу в метро? Слушайте подкасты на английском. Обеденный перерыв? 10 минут с приложением для изучения слов. Вечерний душ? Повторяйте фразы за аудио.
Неочевидные плюсы изучения языков
Когда мы думаем об английском, чаще всего вспоминаем про карьеру, путешествия или необходимость при переезде. Но язык — это не только про «полезно» и «надо». Это глубокая работа над собой, которая приносит гораздо больше пользы, чем кажется на первый взгляд.
Профилактика возрастных изменений. Согласно исследованиям, изучение языков замедляет старение мозга. Как известно, любая новая деятельность положительно влияет на когнитивные способности, так как благодаря новому опыту формируются новые нейронные связи.
Изучение иностранного языка — это особый вид деятельности, когда мозг задействует различные системы понятий, анализирует, сравнивает, учится воспринимать на слух и воспроизводить новые наборы звуков. Поэтому, изучая иностранный язык, мы не только идём к своей цели (путешествия, работа), но и продлеваем молодость мозга.
Более активная социальная жизнь. Изучение языка может положительно влиять на социальную жизнь, ведь знание английского — это не только про путешествия и работу. Это ещё и про людей. Это особенно важно, если вы чувствуете себя немного «оторванным от событий» или ощущаете нехватку новых впечатлений.
Часто во взрослом возрасте люди чувствуют, что их жизнь стала немного замкнутой: дом — работа — магазин. Особенно если семья уже выросла, а друзья реже встречаются из-за занятости. Общение на занятиях станет окном в новый мир: если вы нашли время и силы на занятие, значит, получите и дозу общения, и новые впечатления.
Кроме того, знание английского открывает массу возможностей: можно переписываться с носителями языка, общаться с преподавателями, заводить друзей в языковых клубах; не ждать перевода кино и сериалов, а смотреть всё в оригинале.
«Но ведь есть онлайн-переводчик», — скажет кто-то. Переводчики действительно облегчают жизнь, но они не заменят живого общения, не покажут культурные нюансы и не дадут ту самую радость понять человека из другой страны. Никакая нейросеть не подарит вам ощущение, что вы смогли договориться сами, без помощи технологии.
Повышение самооценки. И наконец, один из самых важных эффектов: изучение языка сильно повышает самооценку. Вы каждый день сталкиваетесь с трудностями — новые слова, непонятные грамматические конструкции, — и каждый день справляетесь с ними. Пусть не идеально, но лучше, чем вчера. Это даёт чувство внутренней опоры: «я могу, если захочу». И это чувство распространяется и на другие сферы жизни.
Заключение
Поздно — это не возраст, а внутренняя точка. Важно не ставить себе искусственных преград. Вы учитесь не ради знания языка как такового, а ради того, что он вам откроет: карьерных перспектив, комфортных поездок, общения с людьми и просто гордости за свои достижения.
Даже если сейчас кажется, что английский — стена, через которую не перелезть, это не так. Любой сложный навык состоит из маленьких шагов. И вы вполне способны сделать их один за другим, как уже делали с другими задачами в жизни.
Если изучение языка вызывает интерес, значит, ещё не поздно. А возможно, именно сейчас — самый подходящий момент.
Если вы давно хотели взяться за английский, но не знали, с чего начать, — рассмотрите курсы английского в Практикуме. Они разработаны с учётом особенностей обучения и мотивации взрослых.
Комментарии (3)
Ivnika
16.07.2025 10:33Минутка занудства, все чаще ловлю себя на том, что длинные статьи начинаю воспринимать как генерацию ИИ и относится к ним соответственно...
Минутка полу-занудства - ну хоть чем-то можно было статью разбавить, парой картинок, диаграмм, что можно не текстом а графикой. А то скучно становится еще на этапе мотивации, наверное это не правильно )))
Emelian
Да, не «страшно», а просто скучно. Изучение языка – это рутина, а мозг не любит рутину.
Чтобы бороться с рутиной, нужна либо особая мотивация, то бишь, энергия либо перевод процесса обучения в более увлекательное русло. Только, не по пути игромании, что интересно не всем, а, скорее, по пути созидания и творчества.
Так, я захотел, уже в зрелом возрасте, выучить французский язык, чтобы понимать живую речь носителей.
Взял учебник, учил, усваивал, но быстро надоело. Потом, подумал, это потому, что нет творческой составляющей. Ладно, решил написать собственную обучающую программу ( https://habr.com/ru/articles/848836/ ). Потом, начал учить язык по своей программе. Уткнулся в недостаток данных. Хорошо, занялся подготовкой данных. Уже подготовил достаточно материалов для усвоения. Поработал с ними и, опять, то ли надоело, то ли устал.
Чтобы не терять времени, выбрал для себя следующую задачу: «Имеется видеоканал обучающих видео (на многие часы) с французско-английскими субтитрами. Требуется распознать субтитры, разделить соответствующий им звук на фрагменты, перевести все титры на русский язык и создать, как видео, с французско-русскими и англо-русскими, двуязычными субтитрами, так и данные, на их основе, для моей обучающей программы.». Здесь я продвинулся неплохо и даже распознал, таким образом, первое видео, с относительно небольшим количеством ошибок. Но, сейчас, работаю над вариантами оптимизации данного процесса.
Другими словами, я, как бы, ищу любой повод, чтобы быть «в процессе», но, реально, заниматься, не столько языком, сколько созданием обучающей системы. Ибо программирование «вставляет» больше, чем, собственно, освоение языка, как такового.
Короче, жду, когда Муза французского языка вновь посетит меня, и я продолжу осваивать свои обучающие уроки. Поскольку, этот путь мне очень нравится, если бы, только, французская Муза реже покидала меня… :)
kompilainenn2
Пациент, вам прописана Марсельеза 6 раз в день погромче в исполнении Мирей Матье с мужским хором