
Привет, Хабр! Сегодня мы поговорим о том, как природа, этот гениальный инженер без диплома, подсказывает нам решения, которые меняют наш техногенный мир. Биомимикрия — это мост между миллиардами лет эволюции и современными технологиями. Каждый организм, каждое явление в природе — это своего рода урок, мастер-класс по эффективности, гармонии и устойчивости. От паутины паука до плавников акулы, от крыльев птиц до пустынных растений — вдохновение повсюду.
Давайте на примерах разберёмся, как именно природа помогает инженерам и учёным создавать технологии, которые влияют на нашу жизнь.
Скоростной электропоезд JR West

Электропоезд Shinkansen Electro Multiple Unit (EMU) — это не просто транспорт, а настоящий хай‑тек на колёсах, который в 1990-х годах доказал всему миру, что будущее возможно уже сегодня. Он летал по рельсам, словно техно‑гепард, разгоняясь до 320 км/ч. Но при его разработке возникли непростые инженерные головоломки. Большая скорость требовала очень высокой точности изготовления механизмов и прокладки путей, а шум, вибрации и давление воздуха в тоннелях при прохождении поезда вызывали много проблем.
Например, пантографный токоприёмник — устройство, соединяющее поезд с источником электропроводом, стал настоящей головной болью. На высоких скоростях он громко вибрировал, что пугало не только пассажиров, но и жителей, чьи дома находились рядом с путями. Нужно было найти способ устранить шум без компромиссов по функциональности.

Решение подсказала природа в лице одной из самых тихих хищниц — совы. У неё есть три природных секрета, которые обеспечивают бесшумность полёта: вогнутое лицо и мягкое оперение, поглощающие звуковые волны, и зубчатые края маховых перьев, сводящие к минимуму вихревые потоки. Инженеры решили внедрить эти природные лайфхаки в конструкцию токоприёмника. Его новая форма напоминала крыло совы, включая небольшие зубцы. Этот редизайн не только устранил вибрацию, но и сделал движение поезда гораздо тише.

Ещё одной из сложностей в работе опорной рамы токоприёмника стало её сопротивление ветру. Возникал сильный аэродинамический шум. Проблема была настолько серьёзной, что инженерам опять пришлось искать нетривиальное решение. И снова природа пришла на помощь. Вдохновителем стал пингвин Адели — профессионал в своей стихии. Его торпедообразное тело позволяет ему без особых усилий скользить в воде, минимизируя сопротивление и экономя энергию при каждом движении. Инженеры внимательно изучили форму этого удивительного существа и преобразовали опорный вал токоприёмника так, чтобы он напоминал тело пингвина. Аэродинамический шум стал гораздо тише, а общее сопротивление воздуха снизилось.

Другая возникшая проблема: когда поезд въезжал в туннель, давление воздуха внезапно возрастало, вызывая громкий хлопок. Это происходило из‑за того, что замкнутый объём воздуха внутри туннеля сталкивался с потоком, создаваемым поездом, несущимся на высокой скорости. Такое давление было сродни ударной волне.
И вот здесь на сцену выходит зимородок — чемпион среди птиц по плавности перехода между низким давлением воздуха и высоким давлением воды. Форма его клюва идеально адаптирована для бесшумного и точного ныряния. Инженеры взяли этот природный дизайн и переработали носовую часть поезда, придав ей форму клюва зимородка. Больше никаких хлопков при входе в туннель, мягкие перепады давления и заметное повышение комфорта для пассажиров.
Биосенсоры от Scentian Bio

Насекомые взаимодействуют с миром через высокочувствительные обонятельные рецепторы, расположенные на их усиках‑антеннах. Эти рецепторы невероятно универсальны: несмотря на их ограниченное количество, они способны связываться с тысячами различных молекул благодаря «комбинаторному» подходу. Улавливая молекулы запаха, рецепторы генерируют электрический сигнал, который мозг насекомого расшифровывает для выполнения конкретных задач — поиска пищи, партнёра или общения. Scentian Bio вдохновились этой природной гениальностью и создали биосенсоры, которые могут революционизировать такие области, как здравоохранение, продовольственная безопасность и устойчивое сельское хозяйство.
Физическим компонентом технологии является миниатюрная проточная ячейка. Она доставляет жидкий образец к обонятельным рецепторам, искусно синтезированным на основе модели насекомых. Рецепторы улавливают химические сигналы, превращают их в электрические импульсы и отправляют данные в цифровой модуль на основе ИИ. Этот модуль интерпретирует сигналы, преобразуя их в понятные и точные результаты, будь то диагностика качества еды или раннее выявление заболеваний. Всё это происходит в реальном времени, открывая новые возможности в диагностике и мониторинге.
История Scentian Bio началась с увлечения её основателя, Эндрю Краличека, биологией белков и сенсорными системами насекомых. Живя в Испании, Эндрю наблюдал, как насекомые с ограниченным количеством рецепторов эффективно распознают миллионы химических сигналов. Он создал команду, которая смогла перенести эти биологические принципы на технологическую платформу. Первоначально разработчики сосредоточились на борьбе с вредителями, но вскоре горизонты расширились. Сегодня команда Scentian Bio разрабатывает универсальные биосенсоры, способные обнаруживать множество веществ: от химических следов заболеваний до ключевых соединений в продуктах питания.
Гидрогели Gel Matter

В природе слизь животных — универсальный инструмент. Она позволяет улиткам скользить по любой поверхности, лягушкам — лазать по деревьям, а человеку — защищать и увлажнять органы. Но текущая практика извлечения слизи у животных, таких как улитки или свиньи, сопряжена с этическими и экологическими проблемами. Производство такого материала связано с разрушением экосистем, загрязнением и высокими затратами. Gel Matter решила эту проблему, предложив синтетические аналоги, которые полностью исключают вмешательство в жизнь животных.
Проект начался с исследований в университете Нью‑Йорка. Команда собрала более 40 видов слизи от 30 видов животных и изучила её свойства: от адгезии до защиты. Основательница компании Ильзе Нава‑Медина, вдохновлённая своим опытом работы с природными белковыми матрицами, решила преодолеть ограничения традиционных подходов, объединив химию и биомимикрию. Это стало основой для создания Gel Matter.
Их технология основана на создании слизеподобных материалов из полимеров — длинных молекул, которые можно адаптировать под нужды конкретной задачи. Этот процесс позволяет настраивать материал, придавая ему свойства липкости, скользкости или защиты, а также способность удерживать и высвобождать вещества. Такой гибкий подход делает эти гидрогели незаменимыми для медицины, косметики и промышленности.
Каждый гидрогель создаётся на основе фундаментального понимания структуры слизи. Муцины, основа натуральной слизи, состоят из белков и сахаров, которые позволяют им связывать воду, защищать ткани и адаптировать текстуру под текущие нужды организма. Gel Matter воссоздали эту структуру в лабораторных условиях, предложив стабильный, чистый и масштабируемый процесс производства. Важно, что эти материалы являются веганскими, устойчивыми к долгому хранению и значительно более доступными по цене.
Оптическое обучение дронов, вдохновлённое пчёлами

Представьте себе мир, где дроны летают так же грациозно, как пчёлы, избегая столкновений и совершают посадки с точностью балетного па. Именно над этим работают исследователи Делфтского университета, внедрив процесс оптического обучения для летающих роботов. Такая технология обещает перевернуть представления о навигации в воздухе, а заодно приблизить нас на шаг к безопасному будущему.
Медоносные пчёлы — настоящие мастера воздушной навигации. Их секрет кроется в оптическом потоке — стратегии, при которой объекты в поле зрения формируют узоры движения и расстояний. Этот трюк помогает пчёлам оценивать скорость приближения к поверхности и контролировать посадку: расхождение оптического потока возрастает по мере приближения к земле, а пчёлы замедляются, чтобы плавно коснуться поверхности. Для них это так же естественно, как для нас — моргнуть.
У дронов всё сложнее. Они используют ту же концепцию, но часто страдают от «шумов» в данных, которые затрудняют им различать препятствия. Кроме того, в направлении их полёта оптический поток слишком слаб, что повышает вероятность столкновений. И о какой плавной посадке может идти речь, если робот не умеет адаптировать реакцию на высоте?
Чтобы приблизить роботов к уровню насекомых в вопросах навигации, учёные взяли на вооружение искусственный интеллект. ИИ позволил дронам оценивать расстояния до объектов, анализируя их цвет, форму и текстуру. Этот подход кардинально улучшил способности роботов: они не только стали безопаснее, но и смогли плавно приземляться, а не «колебаться» над землёй, как раньше.
Посмотрите видео об этом.
Костный каркас для энергии: инновация в аккумуляторах

Учёные университета Сонгюнгван вдохновились природой и разработали новую пористую архитектуру батарей, имитирующую внутреннюю и внешнюю структуру костей. Результат — невероятно стабильный и долговечный натрий‑ионный аккумулятор, который сохраняет свои свойства даже при высоких напряжениях. Это шаг вперёд в области энергосбережения и устойчивой энергетики.
На первый взгляд, натрий‑ионные батареи кажутся идеальным решением. Натрий дешёвый и доступный, в отличие от дорогого лития, который приходится добывать с куда большими затратами. Но вот незадача: такие батареи тяжелее, менее универсальны и не выдерживают высоких уровней напряжения, что ограничивает их использование в сложных сценариях. Инженеры столкнулись с дилеммой: как сохранить преимущества натрий‑ионных аккумуляторов, устранив их основные недостатки?
Решение нашлось в анатомии млекопитающих. Кости состоят из двух типов тканей: компактной и губчатой. Снаружи твёрдая компактная ткань обеспечивает прочность и защиту, а внутри губчатая структура создаёт пористую сеть для транспортировки веществ и амортизации ударов. Учёные перенесли этот биологический принцип в мир технологий, создав аккумулятор с аналогичной архитектурой.
Катод новой батареи выполнен из материала NVP (Na3V2(PO4)3), обладающего высокими характеристиками для транспортировки натрия. Чтобы придать конструкции прочность, его заключили в оболочку из восстановленного оксида графена (rGO). В результате удалось достичь не только структурной стабильности, но и высокой скорости зарядки. Такая конструкция защищает аккумулятор от повреждений, вызванных электрохимическим и механическим стрессом, продлевая его жизненный цикл. Аккумулятор заряжается быстрее и сохраняет более 90% своей ёмкости даже после 10 000 циклов зарядки.
Заключение
Природа не просто вдохновляет, она задаёт курс на развитие передовых технологий через биомимикрию. От скоростных поездов до биосенсоров и аккумуляторов — она подсказывает решения, которые делают разработки эффективнее, устойчивее и гармоничнее.
Мы только начинаем раскрывать её потенциал, и впереди ещё больше примеров, как эволюция формировала идеи, способные изменить мир. Во второй части мы углубимся в новые направления, где природа и технологии переплетаются ещё теснее.