Роль технического директора (Chief Technology Officer, CTO) быстро меняется, поскольку новые технологии постоянно меняют отрасль ИТ. Чтобы оставаться на шаг впереди, в 2025 году каждый технический директор должен знать о последних тенденциях в области искусственного интеллекта, облачных вычислений и кибербезопасности. В этой статье мы рассмотрим эти важнейшие из этих направлений.
Начнем с искусственного интеллекта.
ИИ продолжает менять мир
Искусственный интеллект уже несколько лет является одним из основных трендов в ИТ. Сейчас эта технология продолжает трансформировать предприятия во всех секторах. Поэтому в 2025 году каждый технический директор должен знать, как использовать ИИ. Прежде всего, искусственный интеллект это обеспечение автоматизации и эффективности, так как с его помощью можно автоматизировать повторяющиеся задачи, высвобождая ресурсы для инноваций.
Здесь в качестве примеров могут выступать различные чат‑боты, управляемые ИИ, могут обрабатывать запросы клиентов, снижая операционные расходы.
Также ИИ позволяет принимать решения на основе данных. Анализируя огромные объемы данных, алгоритмы искусственного интеллекта позволяют получать полезную информацию. Поэтому инвестиции в инструменты ИИ, соответствующие вашим бизнес‑целям, имеют решающее значение.
Также важное направление, в котором может помочь ИИ является персонализация. Искусственный интеллект обеспечивает гиперперсонализированный подход к работе с клиентами, повышая вовлеченность и лояльность. Так с помощью ИИ можно построить набор рекомендаций для клиента с учетом его предпочтений, что активно используется в задачах маркетинга.
Облачные вычисления: Основа современных ИТ
Облачные вычисления больше не являются необязательными — они необходимы. Вот почему в 2025 году каждый технический директор должен знать, как использовать облако. А для того, чтобы лучше понимать необходимость в облаках, необходимо рассмотреть их основные преимущества.
Прежде всего это масштабируемость. Облачные платформы позволяют компаниям увеличивать или уменьшать объем ресурсов по мере необходимости.
Вспомним прежние, дооблачные времена. В случае если у нас возникала потребность в увеличении аппаратных мощностей, нам необходимо было заказывать новое оборудование, затем ждать несколько недель (или месяцев) когда его вам отгрузят и настроят и только после этого его можно было использовать. Плюс к этом нам необходимо было иметь в штате специалистов, знакомых с этим оборудованием и используемом на нем ПО.
В случае с использованием облачных систем все становится намного проще. Теперь если нам необходимо увеличить наши вычислительные мощности, мы можем просто указать необходимые требования в веб интерфейсе управления облачной системой и через несколько минут все необходимые ресурсы будут в нашем распоряжении (главное, чтобы денег на счету хватило на оплату).
Да, и о стоимости владения облачными системами. При закупке оборудования нам необходимо было сразу приобретать в собственность серверы и инфраструктурное оборудование. В случае с облаками мы можем арендовать необходимые ресурсы только на определенный период времени.
Например, во время предновогодней распродажи, когда количество обращений к ресурсам резко увеличивается мы можем арендовать в облаке дополнительные мощности для того, чтобы справится с этим наплывом. Затем, когда праздники пройдут и клиентов станет меньше, мы можем отказаться от лишних ресурсов и соответственно не платить за них.
Кроме этого, при использовании своей инфраструктуры нам необходимо было задумываться о поддержке инженерных систем в наших серверных: электропитания, кондиционирования, сетевой инфраструктуры и т. д. Нужно было держать в штате специалистов, обслуживающих все эти системы.
Также необходимо было тратиться на обеспечение отказоустойчивости и надежности наших систем.
При использовании облаков, нам не нужно думать обо всем этом. Все необходимые специалисты должны быть в штате облачного провайдера. Также, облачная архитектура изначально предполагает определенный уровень надежности и отказоустойчивости. И облачный провайдер также может предоставить услуги по резервному копированию обрабатываемых в облаке данных.
Еще один плюс использования облачных услуг это возможность обеспечения эффективной удаленной работы пользователей. Сейчас сотрудники многих организаций работают удаленно из других регионов. Для эффективного доступа к корпоративным ресурсам им необходима возможность высокоскоростного удаленного доступа и у облачного провайдера инфраструктура уже заточена для такого режима работы. Например, если вам необходимо организовывать удаленный доступ в свою инфраструктуру, то необходимо самим думать о том, как поддерживать работу VPN, арендовать достаточно производительные каналы связи и обеспечивать безопасность.
В случае с облаками забота об этом ложится на плечи провайдера, и он обязуется соблюдать соответствующие требования SLA.
Таким образом, если вы еще не перешли на облака, то сейчас самое время сделать это, так как экономическая эффективность модели с оплатой по мере использования сокращает первоначальные затраты на инфраструктуру. Единственным объективным фактором, который может помешать переводу ваших систем в облака являются требования ИБ, но об этом мы поговорим в следующем разделе.
Кибербезопасность: защита ваших цифровых активов
Тема кибербезопасности тоже актуальна уже много лет, но с развитие технологий возникает все больше угроз в плане ИБ и CTO наряду с другими руководителями тоже должен откликаться на эти вызовы.
Начнем с обнаружения угроз. Конечно, внедрение и использование специализированных средств защиты, таких как межсетевые экраны, системы обнаружения вторжений, EDR, SIEM и прочее относится к зоне ответственности директора по безопасности (CSO), но аспекты, связанные с взаимодействием этих средств с ИТ инфраструктурой являются зоной ответственности CTO.
Например, для настройки аудита и сбора событий с серверов AD, почты, баз данных, сетевого оборудования и других систем именно подчиненные CTO должны выполнить необходимые настройки по требованиям безопасников.
Здесь важно понимание того, что специалисты ИБ и ИТ должны вместе противостоять угрозам и технический директор должен в рамках своих обязанностей также участвовать в этом процессе.
Также для более эффективного выявления угроз безопасникам необходимо внедрение инструментов, управляемых искусственным интеллектом, для обнаружения угроз и реагирования на них в режиме реального времени. И здесь также может потребоваться содействие CTO в плане эффективного взаимодействия интеграции этих решений с основной инфраструктурой.
Ну а кроме того, никуда не денутся требования нормативных актов. У нас есть ФЗ № 152 «О персональных данных» и любая организация должна соблюдать требования этого закона. При этом штрафы за нарушения в этой области периодически увеличиваются. И хотя здесь также основная ответственность лежит на CSO, но техническая дирекция также должна выполнять все необходимые требования в части ИТ.
Ну а если у вас не столь большая организация и в ней нет выделенного подразделения ИБ, то в обязанности CTO будет входить в том числе и обеспечение информационной безопасности в организации и тогда он должен быть в курсе всех новейшим требований по обеспечению защиты персональных данных.
Заключение
Чтобы преуспеть в качестве технического директора в 2025 году, вы должны овладеть искусственным интеллектом, облачными вычислениями и разбираться в кибербезопасности. Эти технологии меняют отрасли, и для того, чтобы оставаться впереди, требуется постоянное обучение.
При этом, по возможности лучше стараться избавляться от «легаси», устаревших систем, которые зачастую существенно усложняют сопровождение всей ИТ инфраструктуры и создают дополнительные угрозы информационной безопасности.
Приглашаем вас на два открытых урока курса «CTO / Технический директор».
5 августа в 20:00 — «Почему не нужно становиться СТО?»
Разберём, с какими задачами сталкивается технический директор, какие сложности скрываются за этой должностью и почему она не всегда подходит даже опытным специалистам.19 августа в 20:00 — «Как построить процессы, а не проблемы»
Поговорим о том, как выстраивать работу технической команды, чтобы инфраструктура и процессы были управляемыми, а возникающие задачи не превращались в постоянный хаос.
Дополнительно вы можете пройти бесплатное тестирование, чтобы оценить свои знания и навыки.
Комментарии (2)
sbaldin
01.08.2025 05:58Хочется видеть глубокий анализ темы и подробный разбор отдельных трендов, как в русском сегменте, так и за рубежом, а не 3 важных заголовка и море воды ради двух митапов.
Сами митапы может быть и не плохие, но статья ради их рекламы очень слабая.
alrn
CTO в 2025 — это не про технологии, а про управление изменениями. Самый ценный навык — отличать хайп от реальных возможностей для бизнеса. Особенно согласен с мыслью про легаси: пока не разгребешь старый хлам, даже самый крутой ИИ не спасет. И да, безопасность теперь — must have, а не 'потом сделаем'. Зайду 19 августа, тема процессов очень релевантная )