В этой статье мы расскажем, что именно мы понимаем под практикой Research Day в нашей компании, как это работает, и что разработчики придумали, пока «отдыхали» от основных задач.
Что такое Research Day у нас
Research Day — это узаконенный «Исследовательский день» — один день в две недели, когда инженеры освобождаются от своей работы и выделенное время тратят на изучение новых технологий, создание прототипов, поиск альтернативных решений и всё, на что обычно нет времени или сложно прогнозируется.
При запуске данной программы, безусловно, принимался во внимание опыт LinkedIn, Apple, Google, Microsoft, у которых есть похожие программы, отличающиеся разной степенью «свободы» для сотрудника. Как многие помнят, «правило 20%», введенное Google, позволило ее сотрудникам создать Gmail, Google Maps, AdSense и др. Однако Google чуть позже дописал особые пояснения к данной программе: разработки должны иметь определенный вектор развития. На данный момент в Google эта практика считается практически вымершей, т.к. введение обязательного согласования с менеджерами права воспользоваться этими 20% рабочего времени не могли не сказаться на мотивации сотрудников, желающих участвовать в этом.
Ежемесячно сотрудники тратят 10% своего рабочего времени на Research Day, при этом имеют возможность повысить уровень своей компетентности, искать интересные идеи и решения для повседневных задач, работать с технологией, которая на данный момент в проекте не используется, но могла бы быть полезной. Ну, и самое главное, возможность творческой самореализации в штатное и оплачиваемое время. Инженеры могут также потратить свои усилия на улучшение процессов разработки и инструментария. Особенно это важно для таких компаний как Plesk, где инженеры работают в течение нескольких лет над одним продуктом, и смена технологического стека — это всегда больной вопрос.
Как это работает
Технически программа работает так: сначала инженеры набрасывают в документ идеи, над которыми им бы хотелось поработать в рамках такого дня (обычно пятница). Поскольку этот документ публичный, то они могут найти единомышленников и работать вместе над проектом, после чего выполняются сами работы и в следующий рабочий день команда собирается, чтобы подвести итоги.
Статистика показывает, что около 80% сотрудников активно принимают участие в Research Day, 95% поддерживают данную инициативу и считают плюсом в работе иметь такую возможность. По их мнению, она помогает сделать работу более эффективной и менее рутинной, а также освоить новые технологии и сервисы в рабочее время. Сотрудники, не принимающие участия в Research Days, предпочитают заниматься своими текущими задачами и не тратить рабочее время на сторонние проекты.
Что мы в результате получили


Но исследовательские дни — это не только написание кода. Это время, которое человек может потратить на создание статьи для DevBlog’а компании или, например, статьи для Хабра или подготовки выступления для Tech Talk’а, которые стараемся регулярно проводить внутри компании.
Некоторые идеи до введения Research Days годами висели в TODO-листе. Соответственно введение таких дней позволило сдвинуть дело с мертвой точки. Например, в комнатах разработчиков висят телевизоры, которые демонстрируют какую-то полезную информацию. Изначально слайды создавались в какое-то свободное время и были достаточно унылы. Однако наибольший всплеск активности по развитию произошел именно в Research Days. Причем на ТВ-трансляции появились не только связанные с работой слайды, но и развлекательные. Например, в одной из комнат окна выходят на участок магистрали, где постоянно происходят аварии. Поставили камеру, реализовали запись, нарезку на фрагменты и периодическую демонстрацию на ТВ. С одной стороны, вроде бы чистой воды развлечение, с другой, если подумать, такие слайды позволяют удержать интерес людей поглядывать на телевизор (а там, иногда показывает, например, кто сломал сборку или какой функционал готовится сегодня к сдаче/демонстрации).
О плюшках

Подведем итог
Данная программа, с одной стороны, позволяет сотрудникам раскрыть свой творческий потенциал, улучшить существующие методы работы, найти новые решения и рассказать об этом другим инженерам, что в, свою очередь, поможет им улучшить свою работу. С другой стороны, это способ повысить лояльность сотрудников к компании и направить их усилия на развитие продукта.
Если у вас есть опыт проведения подобных «Research Days», нам будет очень интересно о них узнать – ждём ваших комментариев!