
Привет, Хабр! Меня зовут Наташа, я менеджер продукта в Selectel. Я участвую в найме сотрудников: помогаю HR-специалистам проводить интервью с потенциальными коллегами. На своем обширном опыте собеседований могу точно сказать: именно soft skills и способность применять свой опыт в конкретной команде могут стать решающим фактором при выборе кандидата.
На собеседованиях HR-специалисты часто используют метод STAR. Соискателям его тоже полезно знать: метод помогает структурировать рассказ о себе и понять, что хочет услышать от вас специалист. В этой статье я расскажу, как использовать метод STAR на практике и подготовить свой опыт к презентации на собеседованиях.
Важно! Я не HR-специалист. Это мнение исключительно меня как продуктового менеджера. Я пишу о том, на что сама обращаю внимание и то, что учитываю, когда слушаю опыт кандидата. У нанимающих экспертов может быть другое мнение и другие подходы.
Алгоритм STAR: немного теории
Подход STAR был разработан в 1970-х годах психологом Биллом Бинесом. Метод помогает оценить поведенческие компетенции человека — те личные качества, которые показывают, как человек взаимодействует с коллегами и выполняет задачи. Это и коммуникабельность, и лидерство, и ответственность — то, что сейчас мы называем soft skills.

Метод быстро завоевал популярность в сфере HR и рекрутинга, а в последние годы активно применяется в IT-индустрии.
Вот как расшифровывается STAR:
S (Situation): углубление в конкретную ситуацию, с которой сталкивался кандидат.
T (Task): фокус на задачах и целях кандидата в этой ситуации.
A (Action): детальный анализ действий, которые предпринимал кандидат.
R (Result): разбор конкретных результатов и последствий действий кандидата.
Теория метода основана на предположении, что прошлое поведение — лучший предиктор будущего поведения. Интервьюер задает вопросы по схеме, чтобы получить структурированный рассказ о реальном опыте человека. Если вы знаете, о чем вас спросят, сможете без сумбура донести максимум полезной информации.
Так может выглядеть STAR-метод:
1. Интервьюер задает вопрос «Расскажите о ситуации, когда...».
2. Кандидат описывает ситуацию (S), обозначая контекст и обстоятельства.
3. Затем кандидат объясняет, какая конкретная задача (T) стояла перед ним в этой ситуации.
4. Далее следует подробное описание действий (A), которые предпринял кандидат для решения задачи.
5. В завершение интервьюируемый рассказывает о результате (R) своих действий. Важно упомянуть конкретные метрики.

30+ бесплатных курсов на IT-темы в Академии Selectel
Для начинающих и опытных специалистов.
Применение на практике
Поскольку этот текст читают айтишники, расскажу, как метод применятся в IT-сфере.
Сначала рекрутер и заказчик формируют список обязанностей, которые должен взять на себя кандидат. Затем они выписывают навыки и компетенции, которые должны быть у человека, чтобы он справился с задачами. И, наконец, под каждую компетенцию составляется соответствующий вопрос.
Допустим, в вашей вакансии указано, что вы должны с нуля собирать команду. Это значит, что от вас будут ожидать умение:
планировать работу;
нанимать сотрудников;
распределять задачи и ресурсы в команде.
Для каждого пункта стоит вспомнить 2-3 примера из жизни, которые докажут, что вы этой компетенцией владеете.
Теперь давайте присмотримся к примерам презентаций навыка по методике STAR. Итак, на прошлом месте работы вы исправили ситуацию, когда приложение замедлялось при высоких нагрузках. Вот как можно об этом рассказать.
S: В проекте мы с командой столкнулись с проблемой низкой производительности нашего веб-приложения при высоких нагрузках.
T: Моей задачей было выявить причины и оптимизировать работу приложения, чтобы оно могло обрабатывать до 1 000 запросов в секунду без значительного увеличения времени отклика.
A: Я провел профилирование кода, выявил узкие места в работе с базой данных, оптимизировал SQL-запросы и индексы в базе данных. Также внедрил асинхронную обработку некоторых операций.
R: В результате производительность приложения выросла на 300%. Мы достигли цели в 1000 запросов в секунду, при этом среднее время отклика снизилось в 3 раза.
Такой структурированный ответ дает интервьюеру четкое представление о техническом опыте кандидата, его подходе к решению проблем и способности достигать конкретных результатов.
Согласно исследованию Гарварда, развитие софт-скилов — 85% карьерного успеха, и только 15% — прикладные навыки.
STAR-интервью по компетенциям
Итак, как же качественно структурировать информацию о себе на интервью?
Если HR-специалист проводит интервью с по STAR, он будет использовать вопросы для оценки компетенций.
Если метод не используется нанимающей стороной, можно просто опереться на эту структуру, чтобы составить рассказ о себе.
Ниже я опишу несколько особенностей, на которых остается фокус при данном подходе.
Вопрос |
Оцениваемая компетенция |
Рекомендации по ответу |
Расскажите о ситуации, когда вам пришлось работать под давлением времени. |
Стрессоустойчивость |
Описать конкретную ситуацию с жестким дедлайном; Объяснить, как расставили приоритеты; Рассказать о методах самоорганизации; Подчеркнуть положительный результат. |
Приведите пример, когда ваше решение привело к улучшению процесса. |
Аналитическое мышление |
Четко обозначить проблему в процессе; Описать анализ ситуации; Объяснить логику принятого решения; Привести конкретные метрики улучшения. |
Опишите ситуацию, когда вы нашли нестандартное решение проблемы. |
Стандартность / нестандартность мышления |
•Рассказать о сложной технической задаче; Объяснить, почему стандартные методы не подходили; Описать процесс поиска решения; Подчеркнуть инновационность подхода. |
Расскажите о ситуации, когда вам пришлось убеждать команду в своей точке зрения. |
Коммуникация |
Описать контекст и суть разногласий; Рассказать о подготовке аргументов; Объяснить, как учли мнения других; Описать процесс достижения консенсуса. |
Приведите пример, когда вам удалось успешно реализовать сложный проект. |
Организация и планирование |
Описать масштаб и сложность проекта; Рассказать о методах планирования; Объяснить, как организовали работу команды; Подчеркнуть соблюдение сроков и качества. |
Расскажите о ситуации, когда вы допустили ошибку и как вы ее исправили. |
Ответственность и рефлексия |
Честно признать ошибку; Объяснить, как обнаружили проблему; Описать действия по исправлению; Рассказать об извлеченных уроках. |
Нередко HR-специалисты могут задавать уточняющие открытые вопросы: «Как?», «Почему?», «Что именно?». Рекрутер заинтересован в том, чтобы узнать все детали приведенных примеров, результаты, мысли и выводы по поводу описанной ситуации. Все эти вопросы помогают получить полную и четкую картину опыта кандидата.
А еще вы можете использовать одну ситуацию для подтверждения разных компетенций. Допустим, вы сумели реализовать проект в рекордные сроки. Вы можете не только беснуть навыком тайм-менеджмента, но и показать, как выстраивали отношения со стейкхолдерами и ускоряли процесс соблюдения договоренностей.

На что обращает внимание менеджер в интервью
При анализе ответов кандидатов на вопросы STAR-интервью нанимающий менеджер обращает внимание на несколько ключевых аспектов.
1. Использование «Я-высказываний»:
кандидат описывает свои личные действия и вклад;
показывает уровень ответственности и инициативности;
демонстрирует способность к рефлексии.
Пример:
«Я проанализировал производительность системы и предложил решение» вместо «Мы улучшили производительность».
Если вы будете обобщать, рекрутер задаст вопрос и постарается узнать, какая конкретно была у вас роль и кто подразумевается под словом «мы». Такое уточнение создаст лишнее напряжение в разговоре, поэтому лучше сразу говорить о своих задачах и результатах.
2. Избегание обобщений и гипотетических рассуждений:
кандидат приводит конкретные примеры из своего опыта;
описывает реальные ситуации, а не теоретические сценарии;
предоставляет детали и контекст.
Фраза «В проекте X я столкнулся с проблемой Y и решил ее путем Z» звучит гораздо лучше, чем «Обычно такие проблемы решаются…», «Обычно я поступаю таким образом» или «Я всегда делаю вот так».
3. Оценка ответов с точки зрения уровня компетенций:
кандидат показывает, насколько непростые ситуации сумел решить;
он демонстрирует глубину анализа проблемы;
соискатель показывает масштаб достигнутых результатов.
Каждая компетенция может быть проявлена на разном уровне в зависимости от того, как часто мы ей пользуемся. Базово выделяют три уровня:
— стандартный: соискатель умеет решать простые задачи и действовать по инструкции;
— средний: кандидат имеет личный опыт, способен решать задачи разного уровня сложности;
— продвинутый: у интервьюируемого большой опыт, он сталкивался с задачами разного уровня сложности, способен проявлять стойкое владение компетенцией даже в стрессе и передавать ее другим.
4. Связь оценки с требованиями к конкретной роли в команде
соискатель сопоставляет продемонстрированные компетенции с профилем должности;
он оценивает соответствие уровня навыков требованиям роли;
он показывает собственный рост в контексте команды и проекта.
Один и тот же ответ на вопрос может быть воспринят положительно и отрицательно в зависимости от роли, на которую претендует кандидат. Поэтому внимательно изучите список требований в вакансии, а также соотнесите, подходят ли подобранные примеры для доказательства ваших компетенций.
Даже если вопросы рекрутера далеки от методики STAR, используйте ее в своих ответах. Так вы сможете лучше структурировать опыт и предоставить специалисту именно ту информацию, которая ему требуется.
В заключении статьи, хочу напомнить, что STAR-метод — это инструмент, который помогает структурировать оценку. Но окончательное решение всегда принимает человек, учитывая все аспекты интервью и потребности команды.
Вместо заключения: чек-лист для подготовки к собеседованию по методу STAR
А чтобы вам было проще подготовиться к подобному собеседованию, могу поделиться чек-листом кандидата:
1. Подготовка
Внимательно изучите вакансию и выпишите ожидания работодателя и требования, владение которыми вам нужно продемонстрировать;
Вспомните 5-7 конкретных ситуаций из вашего опыта;
Убедитесь, что примеры релевантны желаемой позиции;
Подготовьте краткое описание каждой ситуации по структуре STAR;
Подготовьтесь к уточняющим вопросам по каждому примеру;
Будьте готовы привести альтернативные примеры.
2. Структура ответа
Situation: кратко опишите контекст (где, когда, кто участвовал);
Task: четко сформулируйте задачу или проблему;
Action: подробно расскажите о ваших действиях;
Result: опишите конкретный результат, по возможности с цифрами. Если описываете негативную ситуацию, расскажите, какие уроки вынесли из нее и как будете использовать полученные знания дальше.
3. Содержание
Используйте «Я-высказывания», подчеркивая свой вклад;
Приводите конкретные факты, избегайте обобщений;
Фокусируйтесь на ваших действиях и решениях;
Будьте готовы объяснить причины ваших решений и выводы из ситуаций.
4. Подача
Говорите четко и структурированно;
Будьте лаконичны, но информативны;
Демонстрируйте энтузиазм и позитивный настрой;
Потренируйтесь проходить интервью дома. Запишите себя на видео, чтобы посмотреть, как вы выглядите со стороны. Это позволит лучше оценить свои навыки и определить зоны роста.
Следуя этому чек-листу, вы сможете лучше подготовиться к STAR-интервью и эффективнее представить свой опыт потенциальному работодателю.
Желаю успехов! А в комментариях пишите вопросы.
Комментарии (11)

Anarchist
29.08.2025 12:49Софт скиллами, как фиговым листом, обычно прикрывают малый профессионализм (хард-скиллы). И это уже порядком достало.

yppro
29.08.2025 12:49Потому что эйчары с ума сходят по софт скилам, забыв, что им на самом деле нужно вот это:
Я провел профилирование кода... В результате производительность приложения выросла на 300%.
В итоге отбор идёт по навыкам самопрезентации, а не по умению работать, и мы сегодня имеем вот такую плачевную картину:
развитие софт-скилов — 85% карьерного успеха, и только 15% — прикладные навыки

Aleus1249355
29.08.2025 12:49Вы можете не только беснуть навыком тайм-менеджмента
Беснуть. Какая чудесная опечатка
ChePeter
прочитал как то давно исследование о влечении полов в природе. Как самка выбирает партнера?
Оказалось, что чем больше различия в генах, тем больше вероятность соединения. Т.е. в природе выигрывает генетическое разнообразие стада. Т.е. она его обнюхивает и получает его генотип и исходя из этого принимает решение.
Удивительная статья, жаль, что не сохранил ссылку.
Имеет ли смысл такая же стратегия при формировании человеческого
стадаколлектива?muhachev
Если вспомнить соционику, то да, называется дуализация.
CloudlyNosound
Ещё дайверсити вспоминается. Или это не то?
muhachev
Это не то.
Anarchist
Не совсем. Вернее, совсем не. Иначе видообразование не происходило бы. Как раз статистически наиболее вероятными оказываются отношения с двоюродными родственниками.
Более того, у родственных видов, или даже в рамках одного вида, когда отдельные популяци особей начинают специализироваться для жизни в разных условиях, включается поведенческий репродуктивный барьер (в человеческой популяции он известен как ксенофобия). Иначе различия бы постоянно размывались, и специализации бы просто переставали работать. Поэтому несть некоторая "вилка", в которой представители видов выбирают партнеров. Не должно быть как много сходств (слишком близкое родство), так так и слишком много различий (популяция, начинающая приспосабливаться к жизни в пустыне, вряд ли получит что-то полезное для себя от популяции такого же вида, но начинающего приспосабливаться к жизни в джунглях).