Мы постоянно взаимодействуем с малознакомыми людьми: в общественных местах, на встречах с клиентами и на работе. Как научиться находить общий язык с каждым собеседником, особенно если он — ваш коллега? Выясняем в этой статье.

Меня зовут Наташа, я тимлид в Selectel и управляю большой технической командой. Однажды я поняла, что груминги стали занимать очень много рабочего времени. При обсуждении бэклога кому-то в команде нужно было обязательно рассказать, как эта задача повлияет на бизнес в целом и столько пользы принесет. Другие оценивали работу с точки зрения получения личного опыта. Третьи скрупулезно выясняли технические детали разработки. Попытка понять, с чем это связано, привела меня к тестированию команды по DISC — методу, который помогает лучше понимать себя и других. Оказалось, что к любому человеку можно найти подход, если понять стиль его поведения и правильно доносить информацию.

Используйте навигацию, если не хотите читать текст полностью:
Откуда появилась концепция DISC
Как проходит типирование по DISC
Что означают профили поведения людей
Как работает тестирование на практике
Как взаимодействуют разные типажи
Как сформировать команду по DISC

Откуда появилась концепция DISC


История DISC началась в 1928 году, когда американский психолог Уильям Марстон опубликовал книгу «Эмоции человека: нормальные и аномальные». В этой книге он представил концепцию четырех основных типов поведения:
  • доминирование (D),
  • влияние (I),
  • стабильность (S),
  • сознательность ©.

Марстон разработал тест, который помогал определить, какой из этих типов поведения был наиболее выражен у человека. В 1950-х годах эта концепция начала использоваться в области менеджмента. В 1970-х годах DISC стал популярным инструментом в бизнесе, а сегодня он широко используется в различных сферах, включая подбор персонала, развитие лидеров, управление командами и повышение эффективности работы.

DISC рассматривает стили поведения и предпочтения в поведении. При этом метод не оценивает умственные способности человека (IQ), эмоциональный интеллект (EQ), не является инструментом выявления ценностей человека. Метод не оценивает образование, способности и опыт. DISC не анализирует, например, умение человека понимать свои эмоции и управлять ими, реагировать на состояние других людей.

Метод фокусируется исключительно на поведенческих стилях. В рамках метода мы не узнаем, почему наш собеседник раздражается: из-за того, что не умеет управлять своими эмоциями, или потому, что для него в данный момент так проще. Мы просто увидим точки раздражения и по DISC можем купировать конфликт.


На что влияют критерии метода DISC.



Как проходит типирование по DISC


Для использования метода не нужны специальные инструменты или длительное тестирование. Достаточно внимания и небольшого количества базовых вопросов, заданных собеседнику. Обычно типирование можно произвести в ходе небольшого интервью. Нужно задать несколько базовых вопросов.

Реакция на проблемы и вызовы (D)
  • Что было самым трудным на проекте за последние четыре месяца?
  • Были ли в проекте конфликты и были ли они разрешены?

Взаимодействие с окружающими и влияние на них (I)
  • Проще достичь успеха одному или в группе?
  • Что лучше: удаленная работа или офис?

Реакция на изменения, перемены (S)
  • Тебе нужно время на размышление или можно сразу начать выполнять задание?
  • Какие новые идеи и инициативы ты выдвигал в проекте?

Взаимодействие с правилами (С)
  • Какие были правила, процедуры, регламенты в нашем проекте? Они помогали или мешали?
  • Допустима ли приблизительность или мелкие ошибки в работе?

Ответы собеседника на подобные вопросы помогут понять, как он относится к вызовам, к правилам, как предпочитает коммуницировать с людьми, что его мотивирует в работе. У разных поведенческих стилей ответы на эти вопросы будут разными.

Понимание поведения и реакций коллег помогает решать множество задач: это и сокращение времени, потраченного на обсуждение проектов, и предупреждение конфликтов в команде, и работа с мотивацией как отдельного сотрудника так команды в целом. Планирование спринтов и задач также значительно упрощается, если руководитель понимает типаж сотрудников и всего отдела.

Что означают профили поведения людей


Допустим, вы провели анализ и выяснили, какой профиль или профили есть в типаже человека. Расскажу о их влиянии на сотрудника подробнее.

D (Dominance) — доминирование
Для человека характерны стремление к контролю, уверенность в себе, прямой взгляд, лидерские качества. Предпочтителен строгий стиль в одежде. Этот человек — драйвер. Обычно он активен, предпочитает действовать. Нацелен на результат и быстрое решение задач. Часто от него можно услышать вопрос: «Как мы можем решить задачу быстрее?»
Сильные стороны типа
Слабые стороны типа
Независимость
Вспыльчивость
Умение принимать решения
Грубая манера общения
Эффективность
Жесткость (негибкость)
Настойчивость
Нетерпеливость
Сильная воля

Отсутствие дипломатии в общении
Любовь к сложным задачам
В стрессе агрессивны
I (Influence) — влияние
Такой человек ориентирован на общение, дружелюбен, умеет вдохновлять и убеждать коллег. Он достаточно активен, коммуникабелен, нацелен на получение признания в обществе. Для него характерны открытые позы, яркая одежда, оптимизм. В команде он обычно стремится создать позитивную атмосферу, вдохновляя на совместные действия. Его вопрос: «Кого еще мы можем привлечь к решению задачи?»
Сильные стороны типа
Слабые стороны типа
Энтузиазм
Эмоциональность
Умение убеждать
Импульсивность
Оптимизм
Неорганизованность
Душа коллектива
Нелюбовь к письменному общению
Нестандартное мышление
Нежелание работать с бумагами и цифрами
Креативность
В состоянии стресса — навязчивость
S (Steadiness) — устойчивость

Для этого типа поведения характерны терпение, стабильность, практичность и надежность. Человек реактивный, спокойный, уделяет внимание деталям, предпочитает опираться на опыт, часто ищет поддержку своим решениям. Его можно распознать по спокойной походке и тону голоса, комфортной одежде. Характерный для него вопрос: «Как мы можем решить задачу лучше?»
Сильные стороны типа
Слабые стороны типа
Теплота
Зависимость
Умение слушать
Излишняя осторожность
Надежность
Уступчивость
Склонность к сотрудничеству
Обидчивость
Содержат дела и вещи в порядке
Нежелание проговаривать проблемы
Умение выполнять рутинную работу
Неумение говорить «нет»
C (Conscientiousness) — сознательность

Для такого человека характерен аналитический склад ума, точность, систематичность. Этот человек аккуратен, может надолго сконцентрироваться на задаче, он стремится к порядку и обычно очень внимателен к деталям. Распознать его можно по сдержанной мимике, аккуратной одежде и осторожному общению. Характерный для него вопрос: «Что нужно учитывать при решении задачи?»
Сильные стороны типа
Слабые стороны типа
Ориентирован на решение проблем
Критичность
Точность
Склонность к осуждению
Методичность
Формализм
Дар замечать детали и анализировать информацию
Нетерпимость к своим и чужим ошибкам
Организованность
Негибкость, нежелание искать компромисс
Рациональность
В стрессе замыкаются

Как работает тестирование на практике


Теперь мы поняли, почему на одни и те же тезисы разные члены команды реагируют по-разному. Но как же это использовать в работе?

У вас тоже есть свой тип поведения. Наверняка вы замечали, что с кем-то из коллег вам проще договориться, а к кому-то приходится искать свой подход.

Если у нас на встрече окажутся руководитель (D) и внимательный к деталям аналитик © с разным мнением по обсуждаемому вопросу, скорее всего, мы получим достаточно напряженную атмосферу. Дело в том, что руководитель не хочет отвлекаться на детали, а для аналитика они имеют ключевое значение. Для доминанта важна подача и быстрое решение, а для сознательного исследователя — точность цифр. Это связано с моделью их поведения. При этом два сотрудника с типом С быстро поймут друг друга и договорятся.

В моей практике был случай, когда руководитель команды добивался релиза новой фичи в жесткие сроки, а аналитики, найдя критические ошибки в логике за неделю до релиза, не смогли четко донести вводные о проблеме до руководителя. Ситуацию удалось разрешить при помощи условного модератора с типом поведения S, который обеспечил безопасное пространство для участников команды на встрече.

Модератор помог аналитикам кратко и четко сформулировать проблему с фокусом на финансовые последствия в случае релиза, а руководителю он предложил несколько вариантов ускорения исправлений со стороны команды. Участие модератора позволило сторонам услышать боли друг друга и сосредоточиться на поиске решения. В итоге релиз был сдвинут на несколько дней, что не сказалось на результатах бизнеса. Логика функционала за это время была поправлена и работала корректно.

Метод DISC позволяет заранее спрогнозировать возможные точки конфликтов в команде и учесть этот момент, например, при подборе сотрудников в команду.


Как взаимодействуют разные типажи


Для эффективного управления командой или комфортной коммуникации в коллективе с каждым типом поведения следует общаться с учетом его стиля. У нас должен быть отдельный план действий для эффективной передачи информации.

Здесь приведена краткая выжимка важных аспектов в коммуникации, которые помогут добавить в общение конструктив и положительное восприятие.
Коммуникация
D
I
S
C
Значимость договоренности о встрече
Важны предварительные; D не всегда пунктуален
Договоренности не важны; не соблюдаются
Важны для спокойствия, помощь вне плана
Упорядоченность, подготовка, план
Установление и развитие контакта
Деловые, нетерпимы к банальности, не понимают намеков
Важны внимание, похвала, цитирование
Ценят похвалу за уют, чувствуют фальшь
Недоверчивы, замкнуты. Похвалу принимают в контексте беседы
Презентация предложения
Чёткая, динамичная, уверенная; минимум цифр
Визуально насыщенная, яркая; минимум цифр
Понятная, логичная, последовательная с паузами
Максимум цифр, аккуратность
Работа с возражениями
Намеренно возражает, требует спокойной, уверенной реакции
Втягивает в обсуждения, эмоции вместо цифр
Мягкая, вопросительная форма. К возражениям надо подталкивать
Въедливы, скрупулезны, требуют терпения
Мотивация
Достижение результатов, карьерный рост
Активное общение, влияние, признание
Польза для него и окружения
Правила, похвала за правильную работу
Письменное общение
Важна — закрепление устных договоренностей
Сводится к минимуму
Нужны длинные последовательные письма
Приоритетная комфортная форма общения

Как сформировать команду по DISC


Как мы уже обсудили выше, DISC помогает понять поведение конкретного человека, узнать его мотивацию и найти удобный стиль общения. Если команда подобрана из сотрудников, чьи стили поведения схожи или могут комфортно контактировать, то работа пойдет продуктивнее и быстрее. Кроме того, DISC помогает при распределении задач между участниками команды или между командами в целом.

Например, команде, которая занимается поддержкой существующего технического решения, обычно нужны такие качества, как соблюдение правил и процессов, сложившихся в продукте. И если в команде много сотрудников типа C, она отлично справится с задачами. Если же в команде много представителей типа I, задачи поддержки не будут комфортными, сотрудники быстро выгорят или устанут. Эффективность в этом случае упадет.

Предлагаю вам проверить эффективность метода DISC в своем окружении и поделиться практикой в комментариях!

Комментарии (20)


  1. JBFW
    16.01.2025 11:22

    Не судите по одежде, например. Есть типичные "лидеры", предпочитающие вызывающий стиль одежды, и есть те, у кого идеально отглаженный костюм - единственное достоинство.

    Ну и по 4 типам я бы возразил, не 4, а 5, и не таких )

    Кроме того это только в одном измерении, а измерений тоже несколько, с разными паттернами.

    Загоняя людей в этакое "прокрустово ложе" вы рискуете потом столкнуться с их неожиданным поведением.


    1. natlysky Автор
      16.01.2025 11:22

      Соглашусь с вами, Disc - это не про ярлыки, которые надо развесить на коллег. Это просто подход, который часто помогает при знакомстве с новыми людьми в коллективе.

      Есть достаточно много других методик, но Disc один из самых простых и при внедрении не требует длительного обучения. (легче работать с 4мя сущностями, чем например с 16тью)
      Я нашла его полезным для онбординга новичков и поиска комфортной для коллег коммуникации внутри команды :)


      1. JBFW
        16.01.2025 11:22

        Ну я просто сходу примерил на себя.

        По этой методике я попадаю в тот тип, к которому не отношусь, и соответственно попытки выстроить коммуникацию с не-мной будут работать не так как ожидает применяющий.

        И кроме меня, любимого, я и других людей в природе встречал, они тоже не особо вписываются. Что-то где-то да, а так - нет. Возможно, у этой методики есть своя область применения, и вот там-то она работает ...


        1. natlysky Автор
          16.01.2025 11:22

          О, а тут задета интересная тема естественного и адаптивного поведения. Вы знаете, что слабые стороны опытного тимлида достаточно сложно выявить?

          (например человек, который достигатор и нацеленный на результаты, но не сильно любящий нянчиться с людьми, много лет руководит большой командой и уже на опыте уделяет много внимания one-to-one и мотивации сотрудников. Хотя работа с людьми его больше утомляет, заметить это извне достаточно сложно. Это опыт или адаптация поведения)

          DISC слишком прост для таких кейсов, возможно вы типируете именно их.


          1. natlysky Автор
            16.01.2025 11:22

            И кстати обычно люди попадают не в конкретный тип по DISC, а в комбинацию 2 типов, один из которых сильнее.

            Я эту методику применяю обычно при проведении demo или других митингов: с ней проще подготовить тз или презентацию для команды, зная кому из сотрудников как легче воспринимать информацию.

            Легче воспринимать - быстрее поняли - меньше времени потратили на митинг - больше поработали - профит :)


            1. JBFW
              16.01.2025 11:22

              По восприятию вообще всё просто: болтуны, писатели и чертежники.

              Болтун будет 100500 раз описывать то, что он хочет сказать, но сформулировать в письменном виде или нарисовать не сможет, писатель подготовит обстоятельный непротиворечивый документ, который болтуны и чертежники ниасилят, а чертежник нарисует четыре линии и три круга, на которые болтун с писателем будут смотреть как на картину Айвазовского "Приплыли".

              Если они столкнутся на митинге - договориться им будет сложно. И это только по восприятию )


              1. natlysky Автор
                16.01.2025 11:22

                им между собой да - в этом случае тимлид или продакт выступает медиатором (или переводчиком с языка писателя на язык болтуна как пример)


                1. JBFW
                  16.01.2025 11:22

                  именно!
                  Тут реально нужен переводчик, способный перевести с одного формата в другой.


  1. 0xC0CAC01A
    16.01.2025 11:22

    Это хоть как-то научно доказано? Или это аналог соционики, которая не работает, но хорошо продаётся?


    1. AirLight
      16.01.2025 11:22

      В ремесле нет научности. Если есть какая-то методика, можно ее попробовать на личном опыте проверить. Если у актора нет когнитивных искажений, то он поймет получает ли он выхлоп. Если у актора есть какие-либо обширные когнитивные искажения, то никакая научность ему не поможет.


      1. 0xC0CAC01A
        16.01.2025 11:22

        Ну, так мы до астрологии быстро докатимся


        1. vvzvlad
          16.01.2025 11:22

          “Если у актора нет когнитивных искажений”, вам же сказали


    1. vvzvlad
      16.01.2025 11:22

      Эээээ… Это типология, способ классификации, схлопыания многомерных поведенческих матриц, которые человек осознать не может толком, до нескольких вариантов, с которыми проще работать.

      Работает ли типология выбора ноутбука по размеру оперативной памяти? Ну, в большинстве случаев будет работать, чем больше оперативки, тем приятнее за ноутом будет работать. Что не исключают ошибки в обе стороны — макбук с 16гигабайтами будет дороже нонейма китайского с 32гб, а работать за ним будет приятнее, а игровой гроб с 64 гигабайтами будет неудобен и будет реветь как самолет на взлете, и так далее, потому что изначально типология “размер оперативки” слишком проста и не учитывает всего разнообразия мира ноутбков.

      И вот вопрос — доказана ли такая типология “научно”? Кажется что не очень, для любого специалиста выбор ноута по одному параметры выглядит чушью. А вот если вам надо своей бабушке в торонто обьяснить а)быстро б)просто в)понятно, какой ей ноутбук купить в магазине, то “купи тот, у которого больше всего оперативки” это неплохой вариант “сжатия” правил, чтобы она могла их применять.

      Так и тут. Неважно, научный инструмент или ненаучный, имеет значение, позволяет он решать задачи или нет. Если HR-специалист хорошо видит поведение людей, но при этом говорит “да это типичный водолей”, не обращая внимания на дату рождения, и это помогает ему строить команды — да ради бога.


  1. natlysky Автор
    16.01.2025 11:22

    Метод родился на основе работ доктора психологии (Уильям Марстон), но конечно текущая интерпретация - это адаптация под современный мир


  1. Thomas_Hanniball
    16.01.2025 11:22

    как и зачем типировать техническую команду?

    Если заменить всего одну букву, то получится "чипировать" техническую команду, т.к. вживить им чипы, чтобы можно было быстро их идентифицировать и не выпускать из офиса.


    1. UFO_01
      16.01.2025 11:22

      А при команде "Исполнить приказ 66" они устраняют тимдида?


  1. HADGEHOGs
    16.01.2025 11:22

    Тимлид, пишащий такие статьи на серьезных щах - горе в семье. Надеюсь эта муть - простотдля галочки, что не зря свои 300к получаешь.


  1. angrky3
    16.01.2025 11:22

    Статью не понял

    Проблема: груминги стали занимать очень много рабочего времени.

    Решение: Вся команда прошла DISC. Теперь мы знаем что люди разные.

    Я думаю, на самом деле проблема кроется в

    я тимлид в Selectel и управляю большой технической командой.

    Во многих источниках размер команды варьируют от 4 до 8 человек. При таком размере встречи не будут томными и долгими.


    1. natlysky Автор
      16.01.2025 11:22

      Если команды небольшие и слаженные, коммуникация настроена, то в таких методиках действительно нет необходимости.
      Если вы попадаете в новый коллектив или в командах есть ротации, то методика помогает быстрее находить общий язык с новыми коллегами


    1. dyadyaSerezha
      16.01.2025 11:22

      Согласен. Непонятен переход от проблемы к решению - они вообще про разное.