
Мы постоянно взаимодействуем с малознакомыми людьми: в общественных местах, на встречах с клиентами и на работе. Как научиться находить общий язык с каждым собеседником, особенно если он — ваш коллега? Выясняем в этой статье.
Меня зовут Наташа, я тимлид в Selectel и управляю большой технической командой. Однажды я поняла, что груминги стали занимать очень много рабочего времени. При обсуждении бэклога кому-то в команде нужно было обязательно рассказать, как эта задача повлияет на бизнес в целом и столько пользы принесет. Другие оценивали работу с точки зрения получения личного опыта. Третьи скрупулезно выясняли технические детали разработки. Попытка понять, с чем это связано, привела меня к тестированию команды по DISC — методу, который помогает лучше понимать себя и других. Оказалось, что к любому человеку можно найти подход, если понять стиль его поведения и правильно доносить информацию.
Используйте навигацию, если не хотите читать текст полностью:
→ Откуда появилась концепция DISC
→ Как проходит типирование по DISC
→ Что означают профили поведения людей
→ Как работает тестирование на практике
→ Как взаимодействуют разные типажи
→ Как сформировать команду по DISC
Откуда появилась концепция DISC
История DISC началась в 1928 году, когда американский психолог Уильям Марстон опубликовал книгу «Эмоции человека: нормальные и аномальные». В этой книге он представил концепцию четырех основных типов поведения:
- доминирование (D),
- влияние (I),
- стабильность (S),
- сознательность ©.
Марстон разработал тест, который помогал определить, какой из этих типов поведения был наиболее выражен у человека. В 1950-х годах эта концепция начала использоваться в области менеджмента. В 1970-х годах DISC стал популярным инструментом в бизнесе, а сегодня он широко используется в различных сферах, включая подбор персонала, развитие лидеров, управление командами и повышение эффективности работы.
DISC рассматривает стили поведения и предпочтения в поведении. При этом метод не оценивает умственные способности человека (IQ), эмоциональный интеллект (EQ), не является инструментом выявления ценностей человека. Метод не оценивает образование, способности и опыт. DISC не анализирует, например, умение человека понимать свои эмоции и управлять ими, реагировать на состояние других людей.
Метод фокусируется исключительно на поведенческих стилях. В рамках метода мы не узнаем, почему наш собеседник раздражается: из-за того, что не умеет управлять своими эмоциями, или потому, что для него в данный момент так проще. Мы просто увидим точки раздражения и по DISC можем купировать конфликт.

На что влияют критерии метода DISC.

Как проходит типирование по DISC
Для использования метода не нужны специальные инструменты или длительное тестирование. Достаточно внимания и небольшого количества базовых вопросов, заданных собеседнику. Обычно типирование можно произвести в ходе небольшого интервью. Нужно задать несколько базовых вопросов.
Реакция на проблемы и вызовы (D)
- Что было самым трудным на проекте за последние четыре месяца?
- Были ли в проекте конфликты и были ли они разрешены?
Взаимодействие с окружающими и влияние на них (I)
- Проще достичь успеха одному или в группе?
- Что лучше: удаленная работа или офис?
Реакция на изменения, перемены (S)
- Тебе нужно время на размышление или можно сразу начать выполнять задание?
- Какие новые идеи и инициативы ты выдвигал в проекте?
Взаимодействие с правилами (С)
- Какие были правила, процедуры, регламенты в нашем проекте? Они помогали или мешали?
- Допустима ли приблизительность или мелкие ошибки в работе?
Ответы собеседника на подобные вопросы помогут понять, как он относится к вызовам, к правилам, как предпочитает коммуницировать с людьми, что его мотивирует в работе. У разных поведенческих стилей ответы на эти вопросы будут разными.
Понимание поведения и реакций коллег помогает решать множество задач: это и сокращение времени, потраченного на обсуждение проектов, и предупреждение конфликтов в команде, и работа с мотивацией как отдельного сотрудника так команды в целом. Планирование спринтов и задач также значительно упрощается, если руководитель понимает типаж сотрудников и всего отдела.
Что означают профили поведения людей
Допустим, вы провели анализ и выяснили, какой профиль или профили есть в типаже человека. Расскажу о их влиянии на сотрудника подробнее.
D (Dominance) — доминирование
Для человека характерны стремление к контролю, уверенность в себе, прямой взгляд, лидерские качества. Предпочтителен строгий стиль в одежде. Этот человек — драйвер. Обычно он активен, предпочитает действовать. Нацелен на результат и быстрое решение задач. Часто от него можно услышать вопрос: «Как мы можем решить задачу быстрее?»
Сильные стороны типа |
Слабые стороны типа |
Независимость |
Вспыльчивость |
Умение принимать решения |
Грубая манера общения |
Эффективность |
Жесткость (негибкость) |
Настойчивость |
Нетерпеливость |
Сильная воля |
Отсутствие дипломатии в общении |
Любовь к сложным задачам |
В стрессе агрессивны |
Такой человек ориентирован на общение, дружелюбен, умеет вдохновлять и убеждать коллег. Он достаточно активен, коммуникабелен, нацелен на получение признания в обществе. Для него характерны открытые позы, яркая одежда, оптимизм. В команде он обычно стремится создать позитивную атмосферу, вдохновляя на совместные действия. Его вопрос: «Кого еще мы можем привлечь к решению задачи?»
Сильные стороны типа |
Слабые стороны типа |
Энтузиазм |
Эмоциональность |
Умение убеждать |
Импульсивность |
Оптимизм |
Неорганизованность |
Душа коллектива |
Нелюбовь к письменному общению |
Нестандартное мышление |
Нежелание работать с бумагами и цифрами |
Креативность |
В состоянии стресса — навязчивость |
Для этого типа поведения характерны терпение, стабильность, практичность и надежность. Человек реактивный, спокойный, уделяет внимание деталям, предпочитает опираться на опыт, часто ищет поддержку своим решениям. Его можно распознать по спокойной походке и тону голоса, комфортной одежде. Характерный для него вопрос: «Как мы можем решить задачу лучше?»
Сильные стороны типа |
Слабые стороны типа |
Теплота |
Зависимость |
Умение слушать |
Излишняя осторожность |
Надежность |
Уступчивость |
Склонность к сотрудничеству |
Обидчивость |
Содержат дела и вещи в порядке |
Нежелание проговаривать проблемы |
Умение выполнять рутинную работу |
Неумение говорить «нет» |
Для такого человека характерен аналитический склад ума, точность, систематичность. Этот человек аккуратен, может надолго сконцентрироваться на задаче, он стремится к порядку и обычно очень внимателен к деталям. Распознать его можно по сдержанной мимике, аккуратной одежде и осторожному общению. Характерный для него вопрос: «Что нужно учитывать при решении задачи?»
Сильные стороны типа |
Слабые стороны типа |
Ориентирован на решение проблем |
Критичность |
Точность |
Склонность к осуждению |
Методичность |
Формализм |
Дар замечать детали и анализировать информацию |
Нетерпимость к своим и чужим ошибкам |
Организованность |
Негибкость, нежелание искать компромисс |
Рациональность |
В стрессе замыкаются |
Как работает тестирование на практике
Теперь мы поняли, почему на одни и те же тезисы разные члены команды реагируют по-разному. Но как же это использовать в работе?
У вас тоже есть свой тип поведения. Наверняка вы замечали, что с кем-то из коллег вам проще договориться, а к кому-то приходится искать свой подход.
Если у нас на встрече окажутся руководитель (D) и внимательный к деталям аналитик © с разным мнением по обсуждаемому вопросу, скорее всего, мы получим достаточно напряженную атмосферу. Дело в том, что руководитель не хочет отвлекаться на детали, а для аналитика они имеют ключевое значение. Для доминанта важна подача и быстрое решение, а для сознательного исследователя — точность цифр. Это связано с моделью их поведения. При этом два сотрудника с типом С быстро поймут друг друга и договорятся.
В моей практике был случай, когда руководитель команды добивался релиза новой фичи в жесткие сроки, а аналитики, найдя критические ошибки в логике за неделю до релиза, не смогли четко донести вводные о проблеме до руководителя. Ситуацию удалось разрешить при помощи условного модератора с типом поведения S, который обеспечил безопасное пространство для участников команды на встрече.
Модератор помог аналитикам кратко и четко сформулировать проблему с фокусом на финансовые последствия в случае релиза, а руководителю он предложил несколько вариантов ускорения исправлений со стороны команды. Участие модератора позволило сторонам услышать боли друг друга и сосредоточиться на поиске решения. В итоге релиз был сдвинут на несколько дней, что не сказалось на результатах бизнеса. Логика функционала за это время была поправлена и работала корректно.
Метод DISC позволяет заранее спрогнозировать возможные точки конфликтов в команде и учесть этот момент, например, при подборе сотрудников в команду.

Как взаимодействуют разные типажи
Для эффективного управления командой или комфортной коммуникации в коллективе с каждым типом поведения следует общаться с учетом его стиля. У нас должен быть отдельный план действий для эффективной передачи информации.
Здесь приведена краткая выжимка важных аспектов в коммуникации, которые помогут добавить в общение конструктив и положительное восприятие.
Коммуникация |
D |
I |
S |
C |
Значимость договоренности о встрече |
Важны предварительные; D не всегда пунктуален |
Договоренности не важны; не соблюдаются |
Важны для спокойствия, помощь вне плана |
Упорядоченность, подготовка, план |
Установление и развитие контакта |
Деловые, нетерпимы к банальности, не понимают намеков |
Важны внимание, похвала, цитирование |
Ценят похвалу за уют, чувствуют фальшь |
Недоверчивы, замкнуты. Похвалу принимают в контексте беседы |
Презентация предложения |
Чёткая, динамичная, уверенная; минимум цифр |
Визуально насыщенная, яркая; минимум цифр |
Понятная, логичная, последовательная с паузами |
Максимум цифр, аккуратность |
Работа с возражениями |
Намеренно возражает, требует спокойной, уверенной реакции |
Втягивает в обсуждения, эмоции вместо цифр |
Мягкая, вопросительная форма. К возражениям надо подталкивать |
Въедливы, скрупулезны, требуют терпения |
Мотивация |
Достижение результатов, карьерный рост |
Активное общение, влияние, признание |
Польза для него и окружения |
Правила, похвала за правильную работу |
Письменное общение |
Важна — закрепление устных договоренностей |
Сводится к минимуму |
Нужны длинные последовательные письма |
Приоритетная комфортная форма общения |
Как сформировать команду по DISC
Как мы уже обсудили выше, DISC помогает понять поведение конкретного человека, узнать его мотивацию и найти удобный стиль общения. Если команда подобрана из сотрудников, чьи стили поведения схожи или могут комфортно контактировать, то работа пойдет продуктивнее и быстрее. Кроме того, DISC помогает при распределении задач между участниками команды или между командами в целом.
Например, команде, которая занимается поддержкой существующего технического решения, обычно нужны такие качества, как соблюдение правил и процессов, сложившихся в продукте. И если в команде много сотрудников типа C, она отлично справится с задачами. Если же в команде много представителей типа I, задачи поддержки не будут комфортными, сотрудники быстро выгорят или устанут. Эффективность в этом случае упадет.
Предлагаю вам проверить эффективность метода DISC в своем окружении и поделиться практикой в комментариях!
Комментарии (20)
0xC0CAC01A
16.01.2025 11:22Это хоть как-то научно доказано? Или это аналог соционики, которая не работает, но хорошо продаётся?
AirLight
16.01.2025 11:22В ремесле нет научности. Если есть какая-то методика, можно ее попробовать на личном опыте проверить. Если у актора нет когнитивных искажений, то он поймет получает ли он выхлоп. Если у актора есть какие-либо обширные когнитивные искажения, то никакая научность ему не поможет.
vvzvlad
16.01.2025 11:22Эээээ… Это типология, способ классификации, схлопыания многомерных поведенческих матриц, которые человек осознать не может толком, до нескольких вариантов, с которыми проще работать.
Работает ли типология выбора ноутбука по размеру оперативной памяти? Ну, в большинстве случаев будет работать, чем больше оперативки, тем приятнее за ноутом будет работать. Что не исключают ошибки в обе стороны — макбук с 16гигабайтами будет дороже нонейма китайского с 32гб, а работать за ним будет приятнее, а игровой гроб с 64 гигабайтами будет неудобен и будет реветь как самолет на взлете, и так далее, потому что изначально типология “размер оперативки” слишком проста и не учитывает всего разнообразия мира ноутбков.
И вот вопрос — доказана ли такая типология “научно”? Кажется что не очень, для любого специалиста выбор ноута по одному параметры выглядит чушью. А вот если вам надо своей бабушке в торонто обьяснить а)быстро б)просто в)понятно, какой ей ноутбук купить в магазине, то “купи тот, у которого больше всего оперативки” это неплохой вариант “сжатия” правил, чтобы она могла их применять.
Так и тут. Неважно, научный инструмент или ненаучный, имеет значение, позволяет он решать задачи или нет. Если HR-специалист хорошо видит поведение людей, но при этом говорит “да это типичный водолей”, не обращая внимания на дату рождения, и это помогает ему строить команды — да ради бога.
natlysky Автор
16.01.2025 11:22Метод родился на основе работ доктора психологии (Уильям Марстон), но конечно текущая интерпретация - это адаптация под современный мир
Thomas_Hanniball
16.01.2025 11:22как и зачем типировать техническую команду?
Если заменить всего одну букву, то получится "чипировать" техническую команду, т.к. вживить им чипы, чтобы можно было быстро их идентифицировать и не выпускать из офиса.
HADGEHOGs
16.01.2025 11:22Тимлид, пишащий такие статьи на серьезных щах - горе в семье. Надеюсь эта муть - простотдля галочки, что не зря свои 300к получаешь.
angrky3
16.01.2025 11:22Статью не понял
Проблема: груминги стали занимать очень много рабочего времени.
Решение: Вся команда прошла DISC. Теперь мы знаем что люди разные.
Я думаю, на самом деле проблема кроется в
я тимлид в Selectel и управляю большой технической командой.
Во многих источниках размер команды варьируют от 4 до 8 человек. При таком размере встречи не будут томными и долгими.
natlysky Автор
16.01.2025 11:22Если команды небольшие и слаженные, коммуникация настроена, то в таких методиках действительно нет необходимости.
Если вы попадаете в новый коллектив или в командах есть ротации, то методика помогает быстрее находить общий язык с новыми коллегами
dyadyaSerezha
16.01.2025 11:22Согласен. Непонятен переход от проблемы к решению - они вообще про разное.
JBFW
Не судите по одежде, например. Есть типичные "лидеры", предпочитающие вызывающий стиль одежды, и есть те, у кого идеально отглаженный костюм - единственное достоинство.
Ну и по 4 типам я бы возразил, не 4, а 5, и не таких )
Кроме того это только в одном измерении, а измерений тоже несколько, с разными паттернами.
Загоняя людей в этакое "прокрустово ложе" вы рискуете потом столкнуться с их неожиданным поведением.
natlysky Автор
Соглашусь с вами, Disc - это не про ярлыки, которые надо развесить на коллег. Это просто подход, который часто помогает при знакомстве с новыми людьми в коллективе.
Есть достаточно много других методик, но Disc один из самых простых и при внедрении не требует длительного обучения. (легче работать с 4мя сущностями, чем например с 16тью)
Я нашла его полезным для онбординга новичков и поиска комфортной для коллег коммуникации внутри команды :)
JBFW
Ну я просто сходу примерил на себя.
По этой методике я попадаю в тот тип, к которому не отношусь, и соответственно попытки выстроить коммуникацию с не-мной будут работать не так как ожидает применяющий.
И кроме меня, любимого, я и других людей в природе встречал, они тоже не особо вписываются. Что-то где-то да, а так - нет. Возможно, у этой методики есть своя область применения, и вот там-то она работает ...
natlysky Автор
О, а тут задета интересная тема естественного и адаптивного поведения. Вы знаете, что слабые стороны опытного тимлида достаточно сложно выявить?
(например человек, который достигатор и нацеленный на результаты, но не сильно любящий нянчиться с людьми, много лет руководит большой командой и уже на опыте уделяет много внимания one-to-one и мотивации сотрудников. Хотя работа с людьми его больше утомляет, заметить это извне достаточно сложно. Это опыт или адаптация поведения)
DISC слишком прост для таких кейсов, возможно вы типируете именно их.
natlysky Автор
И кстати обычно люди попадают не в конкретный тип по DISC, а в комбинацию 2 типов, один из которых сильнее.
Я эту методику применяю обычно при проведении demo или других митингов: с ней проще подготовить тз или презентацию для команды, зная кому из сотрудников как легче воспринимать информацию.
Легче воспринимать - быстрее поняли - меньше времени потратили на митинг - больше поработали - профит :)
JBFW
По восприятию вообще всё просто: болтуны, писатели и чертежники.
Болтун будет 100500 раз описывать то, что он хочет сказать, но сформулировать в письменном виде или нарисовать не сможет, писатель подготовит обстоятельный непротиворечивый документ, который болтуны и чертежники ниасилят, а чертежник нарисует четыре линии и три круга, на которые болтун с писателем будут смотреть как на картину Айвазовского "Приплыли".
Если они столкнутся на митинге - договориться им будет сложно. И это только по восприятию )
natlysky Автор
им между собой да - в этом случае тимлид или продакт выступает медиатором (или переводчиком с языка писателя на язык болтуна как пример)
JBFW
именно!
Тут реально нужен переводчик, способный перевести с одного формата в другой.